Сочинение по пословицам

Русское народное творчество богато на пословицы. Они затрагивают важнейшие сферы жизни: труд, учение, семью, добрые и злые поступки, справедливость и так далее. Однако в соответствии с требованиями сочинения можно использовать как мудрость из русского фольклора, так и поучения из опыта народов других стран. Чтобы написать хорошее сочинение с пословицей, пожалуй, нужно придерживаться главного правила: выбранная пословица должна быть интересна самому ученику, в ней должна содержаться та мудрость, которая для него актуальна.

Оглавление [Показать]

Русская народная мудрость о порядках в обществе

Для примера можно рассмотреть несколько известных пословиц. Например, всем известное выражение: «С волками жить – по-волчьи выть». Тот, кому нужно написать сочинение с пословицей, может добавить к объяснению этой мудрости и личный опыт. Что же означает эта пословица? Она в некотором смысле похожа на другую мудрость: «Со своим уставом в чужой монастырь не лезь». Но оттенок ее все же несколько иной. Когда человек становится частью какой-либо группы, он, конечно же, должен уважать принятые в ней правила. Эта же пословица косвенно намекает, что бывают жизненные ситуации, когда приходится поступать так, как принято в той или иной системе, «по-волчьи выть», пусть этого даже и не очень хочется.

Какие примеры могут проиллюстрировать это выражение? Это может быть обстановка на работе. Например, человек становится частью трудового коллектива, где «принято» друг друга обманывать и добиваться своего не самыми честными путями. В таком случае у него есть два выхода – или же играть по законам стаи, или покинуть этот коллектив.

Что может сделать зло, если ему попустительствовать

Чтобы написать сочинение с пословицами и поговорками, можно обратиться к сборнику В.И. Даля «Пословицы русского народа». На его страницах можно найти ту, которая будет по душе. Одна из пословиц этого сборника касается связи двух, казалось бы, разных жизненных сфер: психологической и денежной. Народная мудрость учит: «Во зле жить – по миру ходить». Известно, что если человек пребывает в угнетенном состоянии (гнев, обида) в течение длительного времени, то это может рано или поздно очень плохо сказаться на его здоровье. Но эта глубочайшая мудрость предостерегает, что тот, кто постоянно поддается гневливости, или даже печали – ведь под злом можно понимать все то, что разрушает человеческую жизнь – рискует и своим финансовым положением. Ведь откуда возьмутся силы, чтобы трудиться и приумножать богатство, если человек наполнен отрицательными эмоциями? Даже если он и сможет трудиться в какой-либо сфере, его достижения будут на порядок ниже, чем если бы он пребывал в благоприятном расположении духа.

Монгольская мудрость для школьников

Сочинение с пословицей, как было указано, может содержать в себе и мудрость других народов. Например, интересное наблюдение несет в себе монгольская пословица: «Бесполезно нагибать голову быка, который не хочет пить». Это относится ко всем случаям, когда человека пытаются заставить сделать что-либо, возможно, потенциально для него и полезное, но он отказывается от этого. Например, очень часто маленьких детей, да и подростков родители заставляют учиться. Но если у них нет желания ни овладевать текущей школьной программой, ни расширять при помощи знаний свой кругозор, то результаты, скорее всего, будут весьма скромными.

Японская пословица о труде и таланте

Сочинение с использованием пословиц и поговорок можно украсить и мудростью японского народа. «Без шлифовки и алмаз не блестит», — гласит мудрость страны Восходящего Солнца. Действительно, как бы ни был в определенной сфере талантлив человек, без упорной работы над собой вряд ли он сможет добиться сколько-нибудь значимых результатов. Известно, что упорный труд позволяет добиться успеха людям, которые кажутся не очень одаренными в той или иной области. Наличие таланта никогда не гарантирует того, что жизненный путь сам собой сложится удачно.

Мудрость о торговле на все времена

Другая японская мудрость говорит: «Вещь для продажи украшают цветами». Древняя пословица открывает секреты современных менеджеров. Ведь в каком магазине не окажись, везде будут расхваливать на все лады достоинства продаваемого товара. С одной стороны, иначе и нельзя будет его продать: каждый покупатель хочет только самых лучших приобретений для себя. С другой стороны, нужно помнить про эту мудрость, которую используют торговцы всех времен. Вещь, которую они продают, будь то предмет одежды или же объект недвижимости, – всегда выставляется ими в самом лучшем свете, без указания на недостатки. Сочинение с пословицей должно содержать рассуждения ученика подобного рода. Это покажет его способность пользоваться мудростью прошлого в приложении к реалиям современной жизни.

Индийская народная мудрость

«Человек не станет хорошим только оттого, что он посещает храм», — говорит пословица индийского народа, которая тоже может быть включена в сочинение. С ней трудно поспорить. Ведь немало людей, которые считают себя набожными и верующими, на самом деле не исполняют самые главные заповеди. Выйдя за порог церкви или храма, они сразу же забывают о том, что нужно любить ближних, не унывать, трудиться и соблюдать другие божьи заповеди. Конечно, это скорее исключение, чем правило. Но оно только подтверждает, что недостаточно одного посещения храмов или церквей. Человек должен сам иметь желание жить такой жизнью, которая будет угодна его богу.

Главная > Выпуск № 3 > Урок развития речи в 6 классе

Людмила Ткаченко

Сочинение по пословице
Урок развития речи в 6 классе

Цель урока. Повторить материал по теме «Пословица», изученный ранее на уроках русского языка и литературы. Обучить методике написания сочинения-рассуждения по пословице с опорой на жизненный опыт учащихся и примеры из художественной литературы.

Ход урока

Организационный момент (объявление темы и целей урока).
Беседа по вопросам (проверка домашнего задания).

     1.    Что такое пословица?
     Учащиеся зачитывают определения, найденные ими в различных словарях. Например, у В. И. Даля: «Краткое изреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора»; у С. И. Ожегова: «Краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм»; в ЛЭСе: «Краткое, устойчивое в речевом обиходе, как правило ритмически организованное изречение назидательного характера, в котором зафиксирован многовековой опыт народа».
     В конечном счете учеников следует привести к пониманию того, что пословица – это афористичное изречение, иносказательного характера, выражающее коллективную народную мудрость.
     2. Приведите примеры пословиц и определите их темы.
     3. Какие ценности утверждают пословицы? Какие пороки высмеивают?
     4. Прочтите записанные на доске пословицы, относящиеся к теме «Слово»:

— Лучше ногою запнуться, чем языком.
— Блюди хлеб для обеда, а слово для ответа.
— Меньше говори, да больше делай.
— Не спеши языком, а спеши делом.
— Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
— На языке мёд, да под языком лёд.
— Река познаётся в течении, человек – в беседе.
— Рана от сабли заживает, а рана от языка кровоточит.
— Хорошим словом мир освещается.
— Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает.
— От хорошего слова и память добреет.

     5. Проанализируйте особенности построения пословиц.
     6. Какие средства художественной выразительности чаще всего используются в пословицах? (Метафоры, сравнения.)
     7. С какой целью мы используем пословицы в речи?
     8. Чему учат записанные на доске пословицы?
     9. Всегда ли мы согласны с народной мудростью? Можно ли оспаривать ее?

Анализ пословицы «Река узнается в течении, человек – в беседе»

1. Запись пословицы. Орфографический и пунктуационный комментарий (орфография: безударные гласные, окончания существительных (ср.: в течении реки – в течение урока), -тся в глаголе; пунктуация: знаки препинания в сложном предложении, в неполном предложении).
2. Содержательный анализ:

•    Каков принцип построения пословицы? (Противопоставление.)
•    Какую идею призвано выразить это противопоставление?
•    Назовите ключевые, вскрывающие смысл пословицы слова (река, течение, человек, беседа). Прокомментируйте каждое из этих слов в контексте пословицы и в их переносном, расширительном значении. (Можно для сравнения вспомнить выражение Льва Толстого «Люди как реки».)
•    Какие грани человеческой личности раскрываются в речи, в беседе?
•    Всегда ли можно досконально узнать человека по тому, как он говорит?
•    Можно ли считать универсальной, неоспоримой высказанную в этой пословице мысль?
•    Приведите примеры из художественной литературы, из личного опыта, иллюстрирующие или опровергающие пословицу.
•    Вспомните другие пословицы, иначе трактующие эту тему (Мягко стелет, да жестко спать; На языке – мед, под языком – лед).

Знакомство с жанровыми формами сочинения по пословице и их структурными особенностями.

1. Сочинение-рассуждение – жестко структурированное высказывание: тезис, аргументы, вывод. (Можно на доске подготовить клише, облегчающее работу над сочинением этой разновидности.)
2. Эссе – свободное по форме размышление на заданную тему и в связи с ней.

Формулировка задания: написать сочинение-рассуждение по пословице «Река узнается в течении, а человек – в беседе».

Работа над черновым вариантом сочинения может быть начата на уроке при участии учителя. Окончательный, чистовой вариант создается дома.

Сочинение Рябовой Юлии, ученицы 7 класса средней школы № 1 г. Краснокамска,

занявшей I место в областном конкурсе «Грамотей-2000»

Река узнаётся в плавании – человек в беседе*(корейская пословица)

Ключевые слова данной пословицы: «плавание», «река», «человек», «беседа» – помогают раскрыть её тему – тему познания характера человека. Ключевое слово «плавание» имеет неисчерпаемо богатый смысл. На мой взгляд, плавание (то же, что и течение) может быть бурным, ошеломляющим, быстрым, как и человеческая жизнь.

Возможно, мудрость этой пословицы продиктована многовековым жизненным опытом. Но верна ли она на самом деле? Действительно ли человек познаётся в беседе? На эту тему я хотела бы порассуждать.

Бесспорно, по речи человека можно судить о его грамотности, вежливости, тактичности, о его интеллекте, наконец. Но можно ли по беседе с другими судить о его характере? Мне кажется, что характер человека можно узнать лишь по его поступкам. Ведь человек в сущности – это ряд его поступков.

Люди могут уметь говорить литературным языком, но кто знает, что у них за душой во время разговора? И только когда человек совершает какой-то поступок, положительный или отрицательный, мы можем познать его характер до конца. Поэтому мне кажется, что эта пословица не совсем правильная.

Но бывают и такие люди, которые говорят с душой, призывая нас к чему-то или наставляя на путь истинный.

В наше время трудно узнать человека в беседе, потому что сейчас все люди стремятся завоевать доверие других красивой речью. Возьмём, к примеру, политиков, которые каждый день, обращаясь к простому народу с речью, обещают ему беззаботную, обеспеченную жизнь, но сами-то они для этого ничего не делают!!!

Поэтому я не разделяю мудрость этой пословицы и считаю, что узнать человека можно не только по его речи, но и по его поступкам.

Я так думаю. А вы?

Стиль автора воспроизведён без изменений.

——

* Обращаем внимание коллег на разные варианты постановки знаков препинания в одной и той же фразе.

Пословицы и поговорки – это формы русского народного творчества. Невозможно представить русский язык без этих коротких, но очень мудрых высказываний.

Мы всю жизнь сталкиваемся с пословицами и поговорками. Пословица обычно побуждает нас к действию, несет мораль и важную мысль. С самого детства мы читаем сказки, где главные герои получают умные советы и наставления именно в этой форме. Например, известная пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Каждый человек понимает: чтобы получить то, чего сильно хочешь, надо упорно работать.

Поговорка объясняет какие-то закономерности, то, что происходит вокруг нас. Все знают поговорку «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Тут мы видим, что человек, у которого много друзей, намного богаче всех остальных. Деньги никогда не заменят нам верных и преданных друзей.

Люди веками передают народную мудрость своим детям, с помощью коротких высказываний объясняют, что хорошо, а что – плохо. Но русский язык не стоит на месте, он постоянно развивается, и появляются фразы, которые навсегда остаются в памяти у каждого.

А моя самая любимая пословица – «Сделал дело – гуляй смело». Сделал уроки – можно и отдохнуть!

Тема: Сочинение по пословице.

Цель: сообщить сведения о пословице, познакомить с творчеством В.И. Даля, Л.Н.Толстого; формировать умение составлять тексты повествования с элементами описания по заданной пословице; развивать наблюдательность, мышление, обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к устному народному творчеству русского народа.

Оборудование: листы с заданиями, проектор, ноутбук, выставка книг « Пословицы, поговорки»

Ход урока.

I. Орг. момент

II. Речевая разминка.

-Прочитайте текст: (1 слайд)

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила бабка с палкою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик овёс,

Лошадь села в сани, а мужик повёз.

_ Что вы прочитали? (это перевёртыш)

-Прочитайте с удивленной интонацией

-с утвердительной.

-Какие жанры устного народного творчества вы знаете (пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, сказки и т.д.)

III. Подготовительная беседа.

-Прочитайте запись с экрана (2 слайд)

Пословица-мудрость народная.

Пословица недаром молвится.

-Как вы понимаете эти выражения?

— Что такое пословица?

— Сообщение ученицы.

Пословица — это краткое народное изречение с назидательным содержанием. В пословицах мудрость народа, то есть люди подмечали и слагали пословицы. Если кто-то говорит пословицу вам, то он недаром ее произносит: либо хвалит, либо ругает вас.

— Правильно, ребята, в каждой пословице свой скрытый смысл, своя скрытая правда жизни. Каждую пословицу нужно понять, объяснить её. Народ давно стал сочинять пословицы. Их можно разделить на группы: о труде, о родине, о матери, о человеке и его качествах, о дружбе, об учении и другие.

IV. Проверка домашнего задания.

-Дома вы приготовили пословицы и рисунки. Объясните смысл ваших пословиц, а ребята определят к какой группе они относятся.

V. Физкультминутка (слайд3)

VI. Рассказ о творчестве В.И. Даля (слайд 4)

-Владимир Иванович Даль — великий русский писатель увлекался сбором пословиц. Целых 53 года он собирал пословицы. В 1861 году он написал книгу « Пословицы русского народа». Также Даль написал много рассказов и составил много сказок специально для детей. (5 слайд)

И составил «Толковый словарь»

VII. Определение пословиц по рисунку.

-На экране появится рисунок, а вы должны назвать пословицу и объяснить ее (6,7,8 слайд)

«Любишь кататься люби и саночки возить». (За свои удовольствия надо расплачиваться)

«Яблоко от яблони недалеко падает» (Дети похожи на своих родителей. Говорится с осуждением, когда дети имеют те же недостатки, что и их родители)«Заруби себе на носу» (Запомни на всю жизнь)

VIII. Работа в группах.

-Помните ли вы, что многие русские писатели и педагоги создавали литературные произведения по пословице. У вас на партах даны тексты Е. Ефимовского « Яма», Р. Сефа «Ворона и лисица», «Сани». Вы должны прочитать текст и узнать пословицы на которые они написаны. (9,10,11 слайды).

Рыл яму злодей на дороге лесной,

Чтоб ночью свалился прохожий.

Вот яма готова.

Он вылез.

— Постой!

Прохожий ведь вылезет тоже!

Ещё двое суток разбойник потел.

Летела из ямы землица.

Попробовал вылезти,

Но не сумел.

Тогда усмехнулся:

— Годится! (Не рой другому яму — сам в неё попадёшь).

-Неприятность может случиться с тем, кто желает или делает её другим

Летела ворона,

Присела на куст,

Подумав, что куст

Безопасен и пуст.

Но в этом кусте

Притаился украдкой

Отважный охотник

Со страшной рогаткой.

Он тихо прицелился

— Бах! —

И с куста

Взлетела ворона

Уже без хвоста.

Что стало с вороной?

Другой разговор,

Но очень пуглива

Ворона с тех пор.

(Пуганая ворона куста боится)

— Говорится, когда кто-то проявляет излишнюю осторожность, тревогу, хотя для этого нет основания)Сел Иван в чужие сани,

Только справиться не смог,

Сани полетели сами-

Вправо, влево-

Вниз и вбок.

Через пень перелетели,

Подскочили раз другой.

Наш Иван лежит в постели

С забинтованной ногой. ( Не в свои сани не садись)

-Не берись за работу с которой не сможешь справиться.

IX. Рассказ о Льве Николаевиче Толстом.

— Ребята, кто такой Л.Н.толстой? (12 слайд).

Какие произведения Толстого вы читали?

-Л.Н. Толстой основал свою школу в Ясной поляне для крестьянских детей. Он обучал их грамоте, в том числе и написанию сочинений. О том, как писатель учил этому детей, и написана статья под названием « Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят» Одно из воспоминаний Толстого из этой статьи посвящено тому, как он учил своих ребят писать сочинение по пословице. Послушайте отрывок из этой статьи:

Давно уже чтение сборника пословиц Снегирева составляет для меня одно из любимых — не занятий, но наслаждений. На каждую пословицу мне представляются лица из народа и их столкновения в смысле пословицы. В числе неосуществимых мечтаний мне всегда представлялся ряд не то повестей, не то картин, написанных на пословицы. Один раз, прошлою зимой, я зачитался после обеда книгой Снегирева и с книгой же пришел в школу. Был класс русского языка.

— Ну-ка, напишите кто на пословицу, — сказал я.

Лучшие ученики — Федька, Семка и другие навострили уши.

— Кто на пословицу, что такое? скажите нам? — посыпались вопросы.

Открылась пословица: ложкой кормит, стеблем глаз колет.

— Вот, вообрази себе, — сказал я, — что мужик взял к себе какого-нибудь нищего, а потом, за свое добро, его попрекать стал, — и выйдет к тому, что «ложкой кормит, стеблем глаз колет».

— Да ее как напишешь? — сказал Федька, и все другие, навострившие было уши, вдруг отшатнулись, убедившись, что это дело не по их силам, и принялись за свои, прежде начатые, работы.

— Ты сам напиши, — сказал мне кто-то.

Все были заняты делом; я взял перо и чернильницу и стал писать.

— Ну, — сказал я, — кто лучше напишет, — и я с вами.

Видите, как Толстой познакомил своих ребят с сочинением по пословице. Сам Л.Н. признался в том, что дети писали гораздо интереснее любого взрослого.

-Ребята, а вы хотите научиться писать сочинение по пословице?

X. Устное составление рассказа и плана сочинения.

-Прочитайте пословицу и объясните её смысл (13 слайд)

«Что можно сделать сегодня не откладывай на завтра» (дети объясняют)

-Эта пословица говорится в качестве совета преодолеть лень и сделать работу сейчас.

Совершенно верно. Бывает так, что от вашего дела зависит еще что-то. Вдруг вы кому-то что-то пообещали, не смогли выполнить и подвели человека.

Кто по-вашему любит откладывать делана потом: уроки сделаю потом, помою посуду потом, схожу в магазин потом? (лодыри и лентяи).

-Значит, о чьей истории мы будем писать, с кем могла приключиться эта история? (с лодырем)

-Кто это мальчик или девочка?

И так, главное действующее лицо рассказа — лентяй. Можно придумать своему герою имя и фамилию.

— О чем будет ваша история? (о том, как однажды нужно было сделать какое-то дело. Лодырь его отложил и чем это закончилось).

-Когда начнете писать, опишите, кто поручил это дело, в какой день это произошло. Это будет первая часть вашего плана. С какого слова начнем писать эту часть? (однажды)

-Как назовем эту часть?

-О чем напишем в основной части? (Как лодырь вел себя, придумывал разные причины, чтобы отложить дело) Начало формы

-Как назовем эту часть?

Чем закончим сочинение? (к чему привела лень, что случилось с лентяем)

-В этой части сочинения вы можете рассказать, что было на душе у лодыря, когда ничего уже нельзя было сделать?

-Как назовем эту часть?

Можете написать чему учит эта история.

План. (14 слайд)

1) Порученное дело.

2) Дело отложено.

3) Лень победила.

XI. Написание сочинения

-Обдумайте сначала про себя историю, затем сделайте наброски на черновиках и приступайте к выполнению. Не забудьте, ваш рассказ должен быть настолько ярок, чтобы человек, который будет читать ваше сочинение навсегда понял, что откладывать дела никогда не нужно назавтра.( если только безвыходное положение). Важно, чтобы главная идея вашей истории совпала со смыслом пословицы.

XII. Чтение готовых сочинений и оценка.

XIII.Рефлексия (15 слайд)

XIV. Домашнее задание

1уровень — Худо тому, кто добра не делает никому.

— Найти и прочитать рассказ, к которому можно подобрать эту пословицу

2 уровень — Вместе тесно, а врозь скучно.

Объяснить смысл пословицы, привести примеры из жизненного опыта.

3 уровень — Что посеешь, то и пожнешь.

Объяснить смысл пословицы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector