Рассказ с пословицей

Камильянова Ирина
«Составление творческих рассказов по пословицам»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе.

Тема: Составление творческих рассказов по пословицам.

Цель: Обучение составлению коротких творческих рассказов по пословицам с использованием графических схем.

Обучение пониманию простого и переносного смысла пословиц.

Формирование умения применять пословицы в разных жизненных ситуациях.

Развитие памяти, воображения, абстрактного мышления.

Оборудование: Карты с рисунками прямого значения пословиц.

Выставка книг по малым фольклорным формам.

Конверт с пословицами и графическими изображениями рассказов.

Магнитофон.

Подготовительная работа.

1. Чтение, разучивание малых фольклорных форм.

2. Чтение художественных произведении «Коли делать нечего» Л. Н. Толстого, «Одно дело делаешь, другого не порть» Б. В. Шергин.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, физическое развитие, музыка, познание.

Оглавление [Показать]

Ход занятия:

1. Основная часть

Орг. момент.

Дети рассматривают книжную выставку.

–На нашей выставке собраны произведения устного народного творчества – малые фольклорные формы. Назовите их.

-Сегодня мы поговорим с вами о пословицах. У каждого народа для всякого случая есть пословица – короткая мудрая мысль, поучение, как надо поступать, а как не надо.

Чему нас учат пословицы?

2. Основная часть

1. Подбор слов — антонимов

-Ребята! Подберите слова – антонимы.

— Много пословиц придумал народ. Есть пословицы

о добре и (зле,

о правде и (лжи);

о труде и (лени);

о войне и (мире);

о счастье и (горе);

о родителях и (детях);

о знаний, уме и (глупости);

о совести, чести и (бесчестии).

2. Понимание прямого и переносного смысла пословиц.

-Вы уже знаете много пословиц. Рисунки помогут вам вспомнить некоторые из них.

1)За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

— Как вы понимаете?

2)Человек без друзей, что дерево без корней.

-Как можно сказать по- другому?

3) Каждый кулик своё болото хвалит.

-Про кого так говорят?

4)Любишь кататься — люби и саночки возить.

-В каком случае так говорят?

5)Двое пашут, а семеро руками машут.

-Что это значит?

6)Яблоко от яблони не далеко падает.

-Как вы понимаете?

3. Физ. минутка

(выполнение движении по последним словам пословиц)

4. Словообразование. Работа по рисункам.

–Давайте подумаем, где могут произойти эти истории?

(в саду, на даче, дома, на улице и т. д.)

Для кого подойдут эти пословицы?

Скажите, если человек шалит, то он кто? А она? (шалун – шалунья).

Если человек (дерётся, мастерит, работает, трудится, ворчит, озорничает, ленится?

5. Отгадывание ребуса.

(дети читают по схемам пословицы, работа в парах).

6. Музыкальная физ. минутка.

7. Составление творческих рассказов.

— Вам нужно будет придумать историю или рассказ по вашей пословице. (Каждой паре даётся картина с пословицей).

-Каким должен быть рассказ? (интересным, подробным).

— Как нужно рассказывать? (выразительно, чётко, громко, без больших пауз).

3. Заключительная часть.

-Хорошие получились у вас рассказы. Старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня, украшают нашу речь.

Так что же такое пословица?

(Короткая, мудрая мысль, поучение)

-Чему она нас учит?

(Как надо поступать, а как не надо).

Пословицы в составе предвосхищающих их рассказов — Толстой Л.Н

Рейтинг:   / 11

* * *

ЗНАЙ СВЕРЧОК СВОЙ ШЕСТОК

Взял мальчик косу и задумал траву косить. Срезал себе ногу и заплакал. Баба увидала и сказала:

Не тебе косить. Тебе ещё только батюшке завтракать носить. Знай сверчок свой шесток.

СОБАКА НА СЕНЕ

Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула голову и только ухватила клок сена — собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:

— Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и мне не даёт.

ЗНАЕТ КОШКА, ЧЬЁ МЯСО СЪЕЛА

Девочка без матери зашла в погребицу и выпила молоко. Когда мать пришла, девочка потупилась и не глядит на мать. И сказала:

Матушка, что-то кошка лазила в погребицу, я её выгнала. Не поела б она молоко. Мать сказала:

Знает кошка, чьё мясо съела.

КАК ГЛЯДИШЬ, ТАК И ВИДИШЬ

Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево с боку. Он сказал:

— Дерево кривое.

А другой мальчик сказал:

— Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь.

ИЗВЕРИШЬСЯ В АЛТЫНЕ — НЕ ПОВЕРЯТ В РУБЛЕ

Купец занял две гривны. Он сказал:

— Завтра заплачу.

Пришло завтра, он не заплатил. Захотел он занять сто рублей. Ему не дали. Изверишься в алтыне — не поверят в рубле.

ДВА РАЗА НЕ УМИРАТЬ

Горел дом. А в доме остался ребёночек. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал:

— Я пойду. Ему сказали:

— Сгоришь! Солдат сказал:

— Два раза не умирать, а раз не миновать. Вбежал в дом и вынес ребёночка!

ЖЕЛЕЗОМ ХЛЕБА ДОБЫВАЮТ

Мальчик взял крюк железный и бросил. Мужик сказал:

— Что ты добро бросаешь? Мальчик сказал:

— На что мне железо, его нельзя есть. А мужик сказал:

— Железом хлеба добывают.

СЕМЕЙНАЯ КАШКА ГУЩЕ КИПИТ

Жил мальчик в ученье, пришёл восвояси на праздник. Сели за кашу. Мальчик сказал:

— Какая у вас каша густая, такой каши у хозяина не бывает.

А мать сказала:

— Семейная кашка гуще кипит.

И ПЧЕЛА ЛЕТИТ НА КРАСНЫЙ ЦВЕТОК

Девочка с матерью пришла в ряды. И стали они выбирать ленты. Мать спрашивала:

— Какую ты хочешь? Дочь сказала:

— Красну.

И пчела летит на красный цветочек.

ВОРОН ЗА МОРЕ ЛЕТАЛ, УМНЕЙ НЕ СТАЛ

Ездил барин за границу. Приехал к себе и затеял рожь руками сажать. Мужики сказали:

— Ворон за море летал, умней не стал.

НАШИ ПРЯЛИ, А ВАШИ СПАЛИ

Пыли два мужика, Пётр и Иван, они вместе скосили луга. Пётр наутро пришёл с семьёй и стал убирать свой луг.

День был жаркий, и трава высохла; к вечеру стало сено. А Иван не пошёл убирать, а просидел дома.

На третий день Пётр повёз домой сено, а Иван только собрался грести.

К вечеру пошёл дождь. У Петра было сено, а у Ивана вся трава сопрела. Наши пряли, а ваши спали.

ГЛУПОЙ ПТИЦЕ СВОЙ ДОМ НЕ МИЛ

Девочка любила играть на улице, а как придёт в дом — скучает. Мать спрашивала:

— Отчего ты скучаешь?

— Дома скучно. Мать сказала:

— Глупой птице свой дом не мил.

АЗБУКУ УЧАТ, НА ВСЮ ИЗБУ КРИЧАТ

Жили старик со старухой. Было у них в избе тихо. Пустили они в свой дом школу. Стали ребята так кричать, что у стариков уши заболели. Азбуку учат, на всю избу кричат.

ШАЛОВЛИВАЯ ОВЦА — ВОЛКУ КОРЫСТЬ

Овцы ходили под лесом; два ягнёнка отбежали от стада. Старая овца сказала:

— Не шалите, ягнята, дошалитесь до беды. А волк стоял за кустом и сказал:

— Не верьте, ягнята, старой овце; она говорит так потому, что у неё ноги не ходят от старости и ей завидно. Зачем вам скучать? Бегайте больше.

Ягнята послушали волка и побежали, а волк поймал их и зарезал. Шаловливая овца — волку корысть.

НЕВЕЛИЧКА КАПЛЯ, А КАМЕНЬ ДОЛБИТ

Взялся человек рыть канаву и рыл всё лето. Вырыл на три версты. Пришёл хозяин и сказал:

— Много же ты вырыл. Невеличка капля, а камень долбит.

БУЛАТ ЖЕЛЕЗО И КИСЕЛЬ НЕ РЕЖЕТ

Была одна сильная, злая собака. Она грызла всех собак, кроме двух: она не грызла маленького щенка и большого

волкодава. Булат железо и кисель не режет.

HE ЗА TO ВОЛКА БЬЮТ, ЧТО СЕР

Волк съел овцу; охотники поймали волка и стали его бить. Волк сказал:

— Напрасно вы меня бьёте: я не виноват, что сер. А охотники сказали:

— Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

ПОГНАЛСЯ ЗА ТОПОРИЩЕМ, УПУСТИЛ ТОПОР

Мужик увидал — но реке плывёт бревно. Он стал с берега топором доставать его. Топор зацепился за бревно и вырвался из руки. Погнался за топорищем, упустил топор.

СКУЧЕН ДЕНЬ ДО ВЕЧЕРА, КОЛИ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО

Один ученик просил книгу; ему дали. Он сказал:

— Непонятна!

Ему дали другую. Он сказал:

— Скучно!

ОТ ДОБРА ДОБРА НЕ ИЩУТ

Бежал заяц от собак и ушёл в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел ещё лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место, и полез в чащу в овраге — и наскочил на волка. Волк схватил его. «Видно, правда,-подумал заяц,-что от добра добра искать не надо. Хотел лучше спрятаться и вовсе пропал».

Похожие по содержанию произведения раздела:

Хорошие пословицы китайских мудрецов Нет лекарства, чтобы вылечить невежу. Свет ста звезд н …

Скороговорка. Проворонила ворона воронёнка. …

Пословицы: что такое хорошо и что такое плохо. Жизнь дана на добрые дела. Вежливости открыв …

Пословицы характеризующии людей и их поступки Вороне соколом не быть Кто скоро помог, тот д …

Плотник думает топором

   Ваня и бабушка наблюдали работу плотника, который обновлял ограду и крыльцо напротив Ванина окна.
– Гляди, Ваня, – говорила бабушка, – плотник выбросил дряблые доски из ограды. На месте остались крепкие доски, но между ними оказались просветы разной ширины. Чтоб закрыть просветы, плотник взял новые доски и начал обтесывать их, сообразуясь с шириной просветов. Теперь плотник посадил новые доски между старыми. И так они плотно сели меж старыми, будто век тут сидели. Теперь хоть молотом бей – ни одна доска не выскочит. И гвоздей не надо. Не гвозди держат, а добрая пригонка.
Теперь мастер принялся за крыльцо. Крыша на крылечке была как шапка старая: виду не давала, на глаза лезла Подпирали крышу два столба, вкопанные в землю. Плотник выкопал оба столба и выдернул из земли. Оказалось, столбы сильно подгнили. Плотник начисто огрубил всю гниль и слегка обтесал столбы снизу. Далее, на место нижней худенькой ступеньки он кладет добрую. По концам колоды вырубил гнезда и одним махом посадил в эти гнезда оба столба.
Так все рублено и тесано соразмерно, будто эти столбы выросли из колоды и верхушками своими приподняли кровлю крыльца. Крылечко теперь смотрит молодцевато и щеголевато.
Теперь плотник сдумал привести крылечные столбы в полную красоту. Он вырезал на столбах пояски, будто браслеты надел. Звенья между поясками сверху и снизу закруглил. Получилось, будто столбы составлены из кувшинчиков. Просто все и нехитро, но как нарядно! Простая снасть топор, но в умелых руках всякое дело родится красовито. Неправильно говорят, что, например, живописец – это художник, а плотник, столяр – это просто рабочий.
Живописец что сдумает, то изобразит краской, кистью. Можно сказать, что живописец думает кистью.
То же можно сказать о плотнике. Плотник что задумал, то сделает топором. Отсюда и пословица: «Плотник думает топором».

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

   У Вани была бабушка – добрая, приветливая. С малышами говорила весело, каждого утешит и рассмешит. Со стариками беседовала рассудительно. Приветливая улыбка всегда была на ее лице. Старики говорили: «Хоть какая беда, а эта старуха ладно сдумает, тихонько скажет». Один старичок как-то сказал Ване:
– Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена.
– Моя бабушка и рисовать умеет, – сказал Ваня.
– Это особое дело. У твоей бабки есть звание «мастер малярного дела». Она и штукатурное и малярное дело умеет, и краску всякую знает, и древесную породу понимает. В клубе художники с ней советовались, какую краску на чем разводить, чтобы прочно было и красовито.
Вот как-то раз Ваня допытывался:
– Бабушка, о чем ты разговаривала с Митей-паркетчиком? Ты кивала головой и говорила: «Верно, работа любит не молодца, а незалежливого». Ты еще сказала: «Глаза страшатся, руки делают». О чем тебе рассказывал Митя?
– Митя рассказывал о своей работе. Очень любопытно.
Митя – художник. Но работает не краской, не кистями. Он украшает деревянным узором шкатулки, столы, шкафы.
Под рукой у Мити тоненькие дощечки из дерева разных пород. Тут красное дерево, черный дуб, коричное дерево. У каждого дерева свой цвет.
Распилены эти дощечки на квадратики, шашечки, кружочки. И Митя выклеивает этими шашечками узор на шкатулке или на шкапчике. Эти деревянные листочки присаживает один к другому на клею.
Иногда узор простой: полоски идут сверху вниз, но у Мити выходило красовито и нарядно. Дорожка черная, коричневая, потом дорожка черная, потом красная, белая.
Эти дорожки повторяются в том же порядке. Благодаря прозрачности цветного дерева любая вещь кажется богато украшенной.
Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу – верхнюю доску стола – и сказал:
– Это заказ от академии. Сроку дано две недели.
Митя с жаром принялся за дело. Обдумал рисунок и в один день закончил верхний угол и сам пришел в восторг от своей работы.
Целую неделю Митя радовался, что ему доверена такая важная работа. Утром проснется рано и до полдня валяется в постели. В воображении своем видит работу законченной, любуется ею, всплескивает руками от радости: одеваясь, танцует и поет. На минуту присядет к столу, подберет нужные дощечки, но радость подмывает его. Бежит на улицу, встречает приятелей: – Подумайте, ребята, моим художеством будут любоваться профессора и академики.
Вечером побежит в кино.
За неделю работа не подвинулась ни на полмизинца. В субботу вечером Митя вдруг устал веселиться. Снял газету, которою была прикрыта доска, и смутился, и испугался. Прекрасно сделанный узор одиноко красовался, как цветок на фоне голой земли.
Митя всплеснул ладонями:
– Что я наделал! Сроку осталась одна неделя. Я не успею ничего…
Часом позже мастер, проходя двором, увидел, что на крылечке сидит Митя.
– Митька, ты плачешь?
– Мастер, я обманул ваше доверие.
– Иди покажи мне твою работу.
Зашли в Митину комнату. Взглянув на столешницу, мастер сказал:
– То, что ты сделал, сделано отменно и прекрасно.
– Мастер, милый, какие же участки надо отхватывать мне каждый день, чтобы поспеть к сроку? Работа будет тяп-ляп, а я привык красовито и тщательно.
– Слушай меня, Митя. Я твой начальник и даю тебе норму работы: каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь. Ни меньше ни больше. И дело будет подвигаться, и отделку будешь производить не спеша, в твоем вкусе.
Митя прилежно, как ученик, начал выполнять урок, данный мастером.
Митя сначала не верил, что при такой малой норме успеет кончить работу в срок. Пригоняет пластинки одну к другой тщательно -комар носа не подточит. Но окинет глазами, сколько еще пустого места остается, и испугается. Однако глаза страшатся, а руки делают.
А руки у Мити были золотые.
Тихо подвигалась ладонь по доске, и вслед за движением художной руки доска превращалась в цветущий сад.
За сутки раньше срока Митя закончил работу. Пригладил утюгом и вылощил волчьим зубом .
Мастер долго любовался работой, потом молча обнял Митю…
Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Сказка скоро говорится, дело мешкотно творится

   Давно это было. Меня тогда кликали не бабушка, а тетенька. Я в городе пристрастилась к малярному мастерству. Но о родной деревне тосковала.

Тут сорока на хвосте принесла вести, что директор нашей деревенской школы своими силами обновляет давно обветшалое школьное здание. Я стремглав полетела из города в деревню. Директор обрадовался мне, как майскому дню. Договорившись с ним, побежала смотреть школу.

Плотники перекрывали школьную крышу. А два мужичка, печные мастера, месили босыми ногами глину. И так-то потешно, подбоченясь, плясали друг перед другом. То опять кружатся, взявшись за руки.

Я спросила:

– Дядюшки хорошие, слышала я, что три печи подрядились вы сложить в три недели. Вряд ли вы успеете вовремя.

Они говорят:

– Нас не двое, а трое. Старший заболел: колени и локти покою не дают.

Я взяла на себя внутреннюю отделку: покрыть мелом потолки, стены, печи. Мел преподнесла наша речка: в половодье вымыла крутой берег. Объявился самородный мел. Этого мела мы наломали целый воз. Я с помощницею стала этот мел дробить, на ручных жерновах молоть, просеивать.

Сказка скоро говорится, дело мешкотно творится. Мел дробила, мел молола, мел сеяла. Тут в мелу и усну, недосуг нос утереть, три недели на это потратила.

Старухи меня жалеют:

– Ох, мастерица, ты как есть кукла белая глиняная. И личность на вершок оштукатурена. Давай мы тебя на речке отмоем.

– Завтра приходите.

А назавтра за мной из школы бегут:

– Тетенька, иди с печниками прощаться! Они сегодня домой уходят.

Я со всех ног по деревне лечу. Собаки с цепей рвутся, на меня лают, малые ребята со страху ревут.

Я в школу порог переступила. За столом директор сидит и два молодых мастера. А старый мастер, такой прекрасного вида старец, руками на клюшку оперся, в сторонке находится. Они меня увидели и покатились со смеху:

– Кто ты, статуй алебастровый? Человек ты или привидение?

Я их не слушаю, я мастерству дивлюсь: каждая печь как город возведена, а выглядит как игрушечка.

И кирпичики, и карнизы, и уголки – все слажено хитрым вымыслом.

И я ахнула от восхищения:

– Отсохни мои руки, если я это художество буду слепым мелом мазать!

Пречудный старик, старый мастер, подошел, обнял меня за плечи:

– Ты, дочка, сам истинная художница, но побелка необходима. Побелка будет свет дневной отражать, а в школе светлость – первое дело.

Я говорю:

– Если начальник какой прикатится, каким глазом взглянет!

Директор отозвался:

– Ответственный человек был. Вот оставил похвальный лист с благодарностью на имя каждого мастера. А вот здесь договоренные деньги сполна… Ты, старший мастер, первый расписывайся в получении.

На лицо старику будто туча накатилась:

– Шутить изволите, директор? Я сюда приходил заместо прогулки. Только два человека работали здесь. Они, как птички вокруг гнезда, сновали. Я на стуле сидел, палец о палец не колотил. Никакого касательства ни к деньгам, ни к похвалам не имею.

К старику прискочили два других мастера:

– Не гораздо твое слово, государь-дедушка. Мы у работы летали, как птички, потому что ног под собой не чуяли от радости. Веселились тому, что при нас находишься. Твоя личность силы придает. Твоего труда здесь большая половина, а ты и малую законную треть не признаешь. Или ты, государь-каменщик, не ведаешь, что все наше окружное сословие – и мастера и подмастерья, может, нас триста человек, – тебя знаем и тебя называем: ты наше угревное солнышко.

Лицо старика просветлело:

– Детища мои, вот это и есть мне самая великая награда! А денежная придача как полынь горька.

Я не стерпела этой преславной тяжбы, вышла на улицу и заплакала. Следом выбежал и директор, схватил железную клюшку и начал звонить в чугунную доску, что висела у крыльца школы.

На этот набат вышли три мастера, сбежалась толпой вся деревня. Директор статно и внятно обсказал весь спор каменщиков и закончил:

– Вы, честной народ, рассудите: вправе ли старший мастер отказываться от пая?

И весь деревенский люд вымолвил ясно, громогласно:

– Приговариваем тебя, государь мастер каменных дел, принять этот пай беззвучно. Возьми твою долю непрекословно.

Старый мастер постоял молча, потом большим обычаем поклонился двум своим каменщикам, потом тем же обычаем всему народу…

Ваня спросил:
– А ты, бабушка, умываться побежала?
Бабушка рассмеялась:
– Конечно, меня старухи сутки в корыте отмачивали, потом сутки в корыте стирали, потом в речке полоскали, потом сушили и утюгом гладили… Нет, Иванушка, я с мастерами простилась, клей обдумывать побежала. Без клею побелка не живет.
Тут опять помогла наша речка-матушка. Наказала я мальчишкам ловить рыбу мелкую и крупную сетками и бреднем. Напромышляли они рыбы вдоволь. Стала я эту рыбу в котлах варить, а уху сливать в ведра. Это и есть клей, крепкий, терпкий. Тогда я стала в эти ведра мел сыпать по пропорции. Сыплю и лопаточкой разбалтываю. Эти ведра снесли в школу. И принялись белить потолки, стены, печки, сени. Теперь белят – из брызгалок фукают, а я кистей мочальных навязала и кистями побелку делала, да во всю мочь.
Печи топятся, окна и двери настежь для просухи. И заблестели потолки, и стены, и печи, и сени – как из белого мрамора. Школа наша светом налилась.

В разделе Другое на вопрос как можно написать рассказ с употреблением пословиц заданный автором Леонид Апчаевич лучший ответ это я нашла в Интернете, как составлению рассказов из пословиц и поговорок детей обучает учитель-логопед. отправляю Вам ссылку:
А вот один из уроков для 6-ков:
Начать урок следует с вопроса о том, какие пословицы и поговорки известны школьникам по начальной школе и 5-му классу, какие слышали от родителей, знакомых и товарищей. О чем говорит каждая из этих пословиц? В чем состоит ее смысл?
После этого можно дать краткую историческую справку о пословицах и поговорках, рассказать о В. И. Дале; было бы хорошо, если бы учитель показал (если у него есть такая возможность) сборники «Пословицы русского народа» В. И. Даля или его «Толковый словарь живого великорусского языка» . Можно использовать также предисловие Ивана Халтурина «Собиратель слов» в книжке «Старик-годовик» , где рассказывается о жизни В. И. Даля.
Опираясь на те пословицы, которые назовут учащиеся, следует обратить внимание на то, о чем говорится в них. После этого можно предложить ученикам прочитать в хрестоматии первый раздел «Пословиц и поговорок» и озаглавить его. Одна из задач урока — не просто познакомить учащихся с новыми пословицами, но и научить их правильно произносить, запоминать эти пословицы, чтобы потом использовать в своей речи. Та же работа проводится с остальными разделами пословиц: пословицы читаются, разъясняются, произносятся наизусть, к ним придумываются примеры.
Таким образом, учащиеся делают вывод, что народ, создавший пословицы, говорит в них о любви к Родине, осуждает лень, ложь, пустословие, хвалит и одобряет смелых и трудолюбивых людей, высоко ценит знание и мастерство.
Далее можно провести работу с пословицами, которую в свое время рекомендовала М. А. Рыбникова. Предлагается ряд пословиц в литературном виде, чтобы учащиеся восстановили свойственную пословицам конструкцию (форму) :
Если ты любишь смородину, то люби и оскомину.
Хоть он и мягко стелет, но жестко спать.
Если ты хочешь есть калачи, то не сиди на печи.
Любишь смородину, люби и оскомину.
Мягко стелет, жестко спать. И т. д.
Или еще задание. Предлагается определить, все ли пословицы на заданную тему.
Про лентяя:
1. Люди пашут, а он руками машет.
2. На чужой каравай рта не разевай, но пораньше вставай да сам добывай.
3. День гуляет, два больной, а на третий выходной.
4. Словами и туда и сюда, а делом никуда.
5. Как волка ни корми, все в лес глядит.
Про ум, учение:
1. Корень учения горек, да плод сладок.
2. Правда в воде не тонет, в огне не горит.
3. Человек неученый, что топор неточеный.
4. Не зная броду, не суйся в воду.
5. По платью встречают, по уму провожают.
Определите, о чем эти пословицы. Подумайте, в каких случаях они употребляются:
1. Если бы на горох не мороз, он давно бы через тын перерос.
2. Из песни слова не выкинешь.
3. Как аукнется, так и откликнется.
4. Любишь кататься, люби и саночки возить.
5. Рыбак рыбака видит издалека.
6. Я про сапоги, а он про пироги.
7. Готовь летом сани, а зимой телегу.
Можно предложить придумать случай или ситуацию, когда подойдет именно эта пословица. Если ученик затрудняется, учитель должен быть готов помочь ему.
Работа с пословицами дает возможность учащимся увидеть, насколько богаты и разнообразны они, как широко охватывают все стороны жизни, понять, что считал народ мудрым и справедливым и на что надеялся.
Заключая работу на этом этапе, учитель подведет школьников к мысли, что «пословица — это народное изречение, в ней выражается не мнение отдельных лиц, а массовая народная оценка, народный ум. С пословицей согласны тысячи и десятки тысяч людей… Пословица стала крылатой потому, что в ней есть нечто такое, что позволяет многим признать ее своей» .Источник: Удачи!!))

Ответ от

22 ответа

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: как можно написать рассказ с употреблением пословиц

Ответ от староста

Ответ от

2 ответа

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector