1001 идея интересного занятия с детьми
Айткулова Светлана Жетесовна, МОБУ «Еленовская средняя общеобразовательная школа», учитель русского языка и литературы, Оренбургская область
Предмет (направленность):литература.
Возраст детей: 7 класс
Место проведения: класс
Тема урока: «Пословицы и поговорки».
Класс: 7
Программа: Коровина В.Я. Программа по русскому языку 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011.
Учебник: Коровина В.Я. Учебник.7 класс.Ч1.,2 — М.: Просвещение, 2011.
Тип урока: Урок изучения нового материала, первичного закрепления знаний и формирования умений и навыков.
Форма урока: традиционный урок
Цели урока:
Образовательная – дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.;
Развивающая – развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала;
Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей.
Методы обучения:
— словесные;
— наглядные.
Метод контроля:
— устный;
— письменный.
Методические приемы: выразительное чтение, аналитическая беседа.
Оборудование: учебник Коровина В.Я. Учебник.7 класс.Ч1.,2 — М.: Просвещение, 2011.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся
II. Этап проверки домашнего задания
Подобрать по 2–3 пословицы на различные темы, объяснить их смысл.
III. Этап подготовки к активному усвоению знаний
Слово учителя.
Нашу работу по фольклору продолжат малые формы – пословицы и поговорки. Назовите пословицы, которые вы знаете, объясните их смысл.
Ответы учащихся.
Какие меткие народные изречения! И в каждой – совет, поучение, мораль. А к кому относятся эти советы, поучения? (Ко всем.)
2. Работа по учебнику.
– Чтение материала на с. 42: В. И. Даль о пословице.
Словарная работа. Высказанное ОБИНЯКОМ – намеками, иносказательно.
3. Беседа по вопросам.
– Что такое пословица?
– Что значит на все случаи жизни? (О труде – «без труда…», о проведении времени – «делу время…», питать на кого-то надежду – «на Бога надейся…», об отказе от друга и наговоре на него – «не плюй в колодец…», «не рой яму другому…», о хвастовстве – «не хвали себя…», об отношении к животным – «не гони коня кнутом…».)
Поговорка – часть суждения. (Можно ли заблудиться в небольшом знакомом лесу? («В трех соснах заблудился».) Как говорят о человеке, который явился неожиданно («Как с Луны свалился», «Явился как снег на голову»). Поговорки похожи на метафоры.)
– Кто создавал пословицы? (Народ на протяжении многих лет.)
4. Пушкин о пословицах и поговорках.
5. Чтение пословиц, объяснение их значений (с. 43 в учебнике).
Задание: определить, по каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах.
6. Пересказ статьи Аникина «Мудрость народов» (2 учащихся в форме диалога).
7. Найти и зачитать пословицы, выражающие отношение к добру и злу, к труду и учению у различных народов мира.
IV. Физминутка
Прослушивание релаксирующей музыки. Использование приёмов аутотренинга:
— закройте глаза
— представьте, что вы на берегу моря, водопада
— рядом с вами друзья, товарищи, люди, с которыми приятно общаться
— скажите себе, что вы всё сможете, всё преодолеете, у вас всё получится
V. Этап закрепления знаний
Получение и осмысление новой информации, соотнесение полученной информации с уже имеющимися знаниями.
Подготовка учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, используя технологию погружения в самостоятельную деятельность.
1. Объяснить прямой и переносный смысл пословиц:
а) Одна пчелка не много меду натаскает.
(Прямой смысл касается животного мира: пчелы живут роями, трудятся сообща.
Переносной смысл в том, что и человеку трудно одному выполнить большую работу, а все вместе, дружно люди смогут многое.)
б) С кем соль-хлеб водишь, на того и походишь.
(Эта пословица о дружбе, прямой смысл в том, что долгие годы дружбы сильно сближают людей: у них общие привычки, вкусы и т. п.
Переносной смысл в том контексте, в котором прозвучит пословица. В ней может содержаться упрек
(если речь идет о дружбе с людьми дурными, недостойными быть примером), а может – похвала)
в) Лес рубят – щепки летят.
(Прямой смысл в особенностях процесса рубки: о щепках никто не думает при такой трудоемкой работе.
Переносный – во время тяжелого испытания часто страдают невинные, не причастные к этому делу люди.
2.2. Сочинение-миниатюра по одной из пословиц («Безделье – мать пороков» (французская).
И это так. Бездельничал, не решил задачу, а двойку получать не хочется. И, забыв о чувстве собственного достоинства, начинаешь у кого-то клянчить списать решение. Сегодня списал, завтра, и незнание накапливается. И ты уже и хотел бы решить, да не можешь. Начинаешь лгать, изворачиваться (хитрить), выдумывать всякие причины. Вот теперь и посчитай, сколько пороков леность породила!
VI. Этап информации о домашнем задании
Подготовить ответ на вопрос 4, с. 49; сочинение-миниатюра.
VIII. Рефлексия
Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и другими учащимися. Обеспечить освоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества
Итог проделанной работы.
Подводя итог проделанной работе, необходимо отметить, что на уроке использовались все возможности ученика, его активного умственного роста для глубокого и осмысленного усвоения знаний, формирования нравственных основ. Исходной идеей данного урока является представление о единстве обучения, воспитания и образования. Общей функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения, основанного на коммуникативной компетенции. Необходимо отметить те факторы, которые способствовали формированию разнообразных навыков и умений:
вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями;
обучение учащихся собственной деятельности по овладению знаниями, формирование прочных мотивов учения, постоянного самосовершенствования, самообучения, самовоспитания;
эффективное воздействие урока на умственное развитие учеников;
воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения; формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности.
Цель урока носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего. Целевые связи урока носят системообразующий характер. Учет реальных учебных возможностей учащихся класса, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся способствуют достижению цели урока, решению задач и целенаправленности в ликвидации пробелов в знаниях. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока обеспечили успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.
Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив помогли добиться действенного воспитательного влияния личности учителя.
Домашнее задание, которое было предъявлено с определением его содержания и объема, с комментарием смысла и рациональной методикой выполнения заданий, явилось логичным продолжение урока.
Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что факторами, способствующими формированию познавательных мотивов, явилось:
— укрепление межпредметных связей (русский язык и литература);
— разнообразие методов обучения (прежде всего – исследовательского);
— сочетание приемов и способов обучения для стимулирования эмоционального отношения, волевого усилия, интереса и потребности в познавательной самостоятельности учащихся.
Интеллектуальная активность школьников во многом определила успешность усвоения учебного материала. Фактором , обеспечившим активность учащихся, явился принцип последовательного обобщения усваиваемого учебного материала посредством оптимальной системы ситуаций исследовательского характера, выстроенных в определенной последовательности.
Литература:
1.Программа: Коровина В.Я. Программа по русскому языку 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011.
2. Учебник: Коровина В.Я. Учебник.7 класс.Ч1.,2 — М.: Просвещение, 2011.
3. Примерные программы по учебным программам. Литература. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011
4. Полькина С.Н. Изучение литературы в школе на основе деятельностного подхода. – Оренбург, 2010
Май — 15 — 2012
Автор конспекта:
Автор(ы): — Калмыкова Е.В.
Место работы, должность: — МОУ «Верхнеуслонская СОШ», учитель русского языка и литературы, педагог-организатор
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Литература
Краткое описание: — Предоставленная методическая разработка по литературе для 7-го класса соответствует общеобразовательной программе обучения и современным знаниям по предмету «Литература» и предназначена для учителей литературы, работающих по учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. (М.:Прсвещение), а также по универсальным поурочным разработкам по литературе: 7 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 400с. – (В помощь школьному учителю).
Файлы: евгения.zip
Размер файла: 194296 байт.
Урок литературы в 7 классе
по теме: Пословицы, поговорки.
Цели:
-Прививать интерес к урокам литературы.
-Учить детей глубокому уважению к истории и культуре страны.
-Воспитывать познавательный интерес к устному народному творчеству.
-Развивать внимание, образное мышление, творческое воображение, тренировать память;
Задачи:
Обогатить речь учащихся пословицами и поговорками;
Показать сходство и различие между пословицами и поговорками;
Раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок;
Воспитывать бережное отношение к языку и мотивировать познавательный интерес к предмету.
Оборудование:
— выставка книг: В.Степанов Словарь-игра Русские пословицы и поговорки
от А до Я.
— П.Аникин «К мудрости ступенька»,
-Л. Толстой « Скучен день до вечера, коли делать нечего»,
-сборники пословиц, поговорок;
-портретыА. С.Пушкина, В. И.Даля, А. М.Горького.
-плакаты с высказываниями А. С.Пушкина, В. И.Даля, А. М.Горького:
Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото
(А. С.Пушкин)
Пословицы — это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый.
(В. И.Даль)
В простоте слова — самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.
(А. М.Горький)
Ход урока:
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли на урок? Обратите внимание на парты, на них лежат рисунки. Выберите мимический рисунок, передающий ваше настроение (дети поднимают рисунки)
А теперь посмотрите, пожалуйста, на доску (на доске картинки с пословицами и поговорками)
-Что вы вспомнили, глядя на подписи к этим иллюстрациям ? (ответы детей)
— Как вы думаете какова тема нашего урока? (ответы детей)
. – Правильно, сегодня на уроке мы поговорим о пословицах и поговорках, об их сходстве и различии, о мудрости и поучающем смысле.
— А теперь послушаем о появлении пословиц и поговорок и их собирателях (выступает подготовленный ученик).
Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирание пословиц началось в 16 веке, а может и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к 17-18 в.в. Большинство составителей этих сборников неизвестны. Начало научному изучению русских пословиц и поговорок положил М.В.Ломоносов. Лишь со второй половины 18 в. сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были И.М.Снегирев , ФИ.Буслаев, А.Н.Афанасьев и другие. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль. (показать портрет). Его труд считается непревзойденным .