Как написать сочинение по пословице?

Главная > Выпуск № 3 > Урок развития речи в 6 классе

Оглавление [Показать]

Людмила Ткаченко

Сочинение по пословице
Урок развития речи в 6 классе

Цель урока. Повторить материал по теме «Пословица», изученный ранее на уроках русского языка и литературы. Обучить методике написания сочинения-рассуждения по пословице с опорой на жизненный опыт учащихся и примеры из художественной литературы.

Ход урока

Организационный момент (объявление темы и целей урока).
Беседа по вопросам (проверка домашнего задания).

     1.    Что такое пословица?
     Учащиеся зачитывают определения, найденные ими в различных словарях. Например, у В. И. Даля: «Краткое изреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора»; у С. И. Ожегова: «Краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм»; в ЛЭСе: «Краткое, устойчивое в речевом обиходе, как правило ритмически организованное изречение назидательного характера, в котором зафиксирован многовековой опыт народа».
     В конечном счете учеников следует привести к пониманию того, что пословица – это афористичное изречение, иносказательного характера, выражающее коллективную народную мудрость.
     2. Приведите примеры пословиц и определите их темы.
     3. Какие ценности утверждают пословицы? Какие пороки высмеивают?
     4. Прочтите записанные на доске пословицы, относящиеся к теме «Слово»:

— Лучше ногою запнуться, чем языком.
— Блюди хлеб для обеда, а слово для ответа.
— Меньше говори, да больше делай.
— Не спеши языком, а спеши делом.
— Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
— На языке мёд, да под языком лёд.
— Река познаётся в течении, человек – в беседе.
— Рана от сабли заживает, а рана от языка кровоточит.
— Хорошим словом мир освещается.
— Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает.
— От хорошего слова и память добреет.

     5. Проанализируйте особенности построения пословиц.
     6. Какие средства художественной выразительности чаще всего используются в пословицах? (Метафоры, сравнения.)
     7. С какой целью мы используем пословицы в речи?
     8. Чему учат записанные на доске пословицы?
     9. Всегда ли мы согласны с народной мудростью? Можно ли оспаривать ее?

Анализ пословицы «Река узнается в течении, человек – в беседе»

1. Запись пословицы. Орфографический и пунктуационный комментарий (орфография: безударные гласные, окончания существительных (ср.: в течении реки – в течение урока), -тся в глаголе; пунктуация: знаки препинания в сложном предложении, в неполном предложении).
2. Содержательный анализ:

•    Каков принцип построения пословицы? (Противопоставление.)
•    Какую идею призвано выразить это противопоставление?
•    Назовите ключевые, вскрывающие смысл пословицы слова (река, течение, человек, беседа). Прокомментируйте каждое из этих слов в контексте пословицы и в их переносном, расширительном значении. (Можно для сравнения вспомнить выражение Льва Толстого «Люди как реки».)
•    Какие грани человеческой личности раскрываются в речи, в беседе?
•    Всегда ли можно досконально узнать человека по тому, как он говорит?
•    Можно ли считать универсальной, неоспоримой высказанную в этой пословице мысль?
•    Приведите примеры из художественной литературы, из личного опыта, иллюстрирующие или опровергающие пословицу.
•    Вспомните другие пословицы, иначе трактующие эту тему (Мягко стелет, да жестко спать; На языке – мед, под языком – лед).

Знакомство с жанровыми формами сочинения по пословице и их структурными особенностями.

1. Сочинение-рассуждение – жестко структурированное высказывание: тезис, аргументы, вывод. (Можно на доске подготовить клише, облегчающее работу над сочинением этой разновидности.)
2. Эссе – свободное по форме размышление на заданную тему и в связи с ней.

Формулировка задания: написать сочинение-рассуждение по пословице «Река узнается в течении, а человек – в беседе».

Работа над черновым вариантом сочинения может быть начата на уроке при участии учителя. Окончательный, чистовой вариант создается дома.

Сочинение Рябовой Юлии, ученицы 7 класса средней школы № 1 г. Краснокамска,

занявшей I место в областном конкурсе «Грамотей-2000»

Река узнаётся в плавании – человек в беседе*(корейская пословица)

Ключевые слова данной пословицы: «плавание», «река», «человек», «беседа» – помогают раскрыть её тему – тему познания характера человека. Ключевое слово «плавание» имеет неисчерпаемо богатый смысл. На мой взгляд, плавание (то же, что и течение) может быть бурным, ошеломляющим, быстрым, как и человеческая жизнь.

Возможно, мудрость этой пословицы продиктована многовековым жизненным опытом. Но верна ли она на самом деле? Действительно ли человек познаётся в беседе? На эту тему я хотела бы порассуждать.

Бесспорно, по речи человека можно судить о его грамотности, вежливости, тактичности, о его интеллекте, наконец. Но можно ли по беседе с другими судить о его характере? Мне кажется, что характер человека можно узнать лишь по его поступкам. Ведь человек в сущности – это ряд его поступков.

Люди могут уметь говорить литературным языком, но кто знает, что у них за душой во время разговора? И только когда человек совершает какой-то поступок, положительный или отрицательный, мы можем познать его характер до конца. Поэтому мне кажется, что эта пословица не совсем правильная.

Но бывают и такие люди, которые говорят с душой, призывая нас к чему-то или наставляя на путь истинный.

В наше время трудно узнать человека в беседе, потому что сейчас все люди стремятся завоевать доверие других красивой речью. Возьмём, к примеру, политиков, которые каждый день, обращаясь к простому народу с речью, обещают ему беззаботную, обеспеченную жизнь, но сами-то они для этого ничего не делают!!!

Поэтому я не разделяю мудрость этой пословицы и считаю, что узнать человека можно не только по его речи, но и по его поступкам.

Я так думаю. А вы?

Стиль автора воспроизведён без изменений.

——

* Обращаем внимание коллег на разные варианты постановки знаков препинания в одной и той же фразе.

Русский язык очень богат пословицами и поговорками. Одна из них звучит так: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Эта фраза имеет очень правильный смысл, и запомнить ее должен каждый. Значение пословицы можно выразить в нескольких словах: никогда не вернуть сказанное. Прежде, чем что-то произнести, нужно как следует подумать.

Часто бывает, что при большой ссоре люди говорят некрасивые, злые слова. Когда помирятся, жалеют об этом, но уже поздно. И человек надолго запомнит не только ссору, но и те плохие выражения, которые были сказаны. Не подумав, можно случайно выболтать чью-то тайну. Один друг доверил какой-то секрет, попросил никогда никому не рассказывать. А при разговоре с другим приятелем можно случайно сболтнуть лишнего. Потом очень раскаиваешься и просишь прощения, но исправить уже ничего нельзя. Тайну теперь будут знать все, и другу будет очень неприятно. За своим языком нужно следить даже когда шутишь. Можно нечаянно сказать такую колкость, что человек сильно обидится. Ведь в душе у каждого есть какие-то чувства, а глупая острота их заденет. Человек будет сильно переживать и расстраиваться. Так часто ругаются хорошие друзья. В компании людей тоже нельзя нести чепуху. Знакомые могут не так понять и перестать общаться. И еще рассказать другим свое неправильное мнение.

Эта пословица мне очень напоминает другую известную поговорку: «Слово – серебро, молчание – золото». Когда что-то говоришь, это может быть хорошо и интересно. Но если сумеешь промолчать о чем-то, что в этот момент произносить не стоит, то это будет гораздо лучше. Иногда говорят «Беру свои слова обратно», но ведь на самом деле ничего назад взять не получится. Об этом нужно всегда помнить и никогда не говорить слов, которые могут обидеть окружающих или заставить их плохо думать о тебе.

План сочинения по пословице.

Одной из самых сложных работ на уроках развития речи было и остается сочинение. Часто ребенок не знает с чего начать работу, как правильно её выстроить, чем закончить. В помощь ему учителем предлагается план работы над сочинением.

ПЛАН:

Вступление

Пословица как жанр УНТ.

Роль (значение) пословицы в жизни человека.

Тематика пословиц. Их многообразие. (пословицы о дружбе, о труде, о любви к родине, о героизме, о трусости и т.д.)

Основная часть

Пословица, по которой работает ученик. ( взята за основу в работе, например: «Готовь сани летом, а телегу зимой»)

Комментарий пословицы. (Как ее понимаешь?)

Пример, ситуация, отражающие уместность применения данной пословицы.

Какие пословицы из других языков по своей тематике перекликаются с данной пословицей? (например: «Вовремя посеянное – вовремя всходит» (абхазская пословица)

Что это объясняет?

Заключение.

Вывод. ( правильнее использовать кольцевую композицию).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector