Пословицы и поговорки возникли в глубокой древности как маленькие произведения народного искусства, воплощение народной мудрости. С той самой поры они сопутствуют нам в течение всей жизни.
Под пословицами мы понимаем краткие народные изречения, передаваемые из поколения в поколение. Пословицы отражают многовековой опыт народа и всегда имеют ярко выраженный назидательный характер. В них говорится обо всём, с чем мы можем соприкоснуться: о людских помыслах, характерах, о том, как мы оцениваем себя и других, об обычаях и привычках, о работе и отдыхе, войне и мире… Тематика столь же обширна, как жизнь, но главное в пословицах — не прямое, а переносное значение. Именно в нём заключается поучительный смысл.
Поговорка — широко распространённое образное выражение, которое, в отличие от пословицы, не имеет такого обобщающего смысла и поучительности, а только констатирует факт. Она произносится для усиления, уточнения мысли, придания ей образности.
Пословицы и поговорки — короткие, но ёмкие высказывания, которые буквально вкраплены в речь любого истинно русского человека. Они не только украшают наш язык, делая его образным, интересным; зачастую меткое народное слово содержит прямой совет, подсказку, как следует поступить в той или иной сложившейся ситуации. Вот почему человек, свободно и к месту пользующийся ими, по праву считается умным, находчивым, а порой и мудрым.
Многие народные выражения легко запоминаются, особенно зарифмованные; это настоящие афоризмы, а благодаря своей меткости и яркости они становятся нравственными ориентирами, дают маленькому человеку чёткое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Чем больше пословиц и поговорок слышит ребёнок в детстве, тем богаче становится его собственная речь и духовный мир.
Пословицы и поговорки играют важную роль в обучении ребёнка: они дают представление о нравственных ценностях, добре и зле, прививают любовь к родному слову, обогащают словарный запас, учат образно мыслить и рассуждать.
Вот почему так важно, чтобы ребёнок хорошо понимал глубинный смысл истинно народных выражений и постепенно учился использовать их в собственной речи.
В этой главе, рассчитанной на детей, начиная со старшего дошкольного возраста, приводятся некоторые наиболее известные пословицы и поговорки и их истолкование.
Заниматься следует следующим образом. Взрослому нужно сначала прочесть пословицу или поговорку, объяснить её смысл, а затем предложить ребёнку самому повторить народное изречение.
Обратите внимание на рисунки: одни иллюстрируют прямой смысл высказывания, а другие — переносный. Когда вы увидите именно такой рисунок, обязательно спросите ребёнка, как он может объяснить его значение.
Не забывайте о том, что каждую картинку малыш может раскрасить. Предложите ему раскрасить рисунки к пословицам и поговоркам на заданную тему или по выбору. А ещё лучше — самому придумать и нарисовать «авторскую» иллюстрацию.
Материал этой главы даёт богатые возможности для развития мышления у младших школьников. Но если дошкольнику рекомендуется повторять вслед за взрослым пословицы и поговорки, объясняя их смысл, то детям школьного возраста вполне под силу придумать собственное истолкование мудрого народного изречения.
Размышляю вместе с мамой
ѻ Послушай и повтори пословицы и поговорки. О чём в них говорится?
Мал, да удал.
В пословице говорится о том, что маленький рост или возраст не главное: маленькие люди могут быть смелыми и умными, ловкими и быстрыми. Иными словами, маленькие люди могут делать большие дела.
Наш пострел везде поспел.
В поговорке говорится об умном, ловком, всюду успевающем молодом человеке. Что бы ни произошло, он тут как тут. В отличие от пословицы, поговорка не содержит нравственной оценки, а только констатирует факт.
Терпение и труд всё перетрут.
Трудолюбивый и упорный человек любому делу научится и всего в жизни добьётся.
На вкус, на цвет товарища нет.
Все люди разные, и каждому человеку нравится что-то своё. Например, мне больше нравится красный цвет, а тебе синий. Ты любишь кушать груши, а я бананы. Красный цвет не лучше синего, а груша не лучше банана. Просто у каждого свой вкус.
Учёный водит, а неучёный следом ходит.
Умных людей уважают, им доверяют. А тот, кто знает мало, должен всегда слушаться советов знающего человека, в буквальном смысле — ходить вслед за ним, как слепой ходит за поводырём.
Друзья познаются в беде.
Друзья проверяются жизненными трудностями. Настоящий друг не тот, кто рядом с тобой, когда тебе хорошо. Настоящий друг всегда поможет в беде советом или поступком. Плох тот человек, кто забывает о друзьях в трудную минуту.
Не говори — не умею, а говори — научусь.
Не надо бояться, что не сможешь выполнить трудную работу. Легче всего ничего не делать. Тот, кто хочет, всего добьётся. Есть и такая пословица на эту тему: «Ученье и труд все перетрут».
Каков мастер — такова и работа.
Если человек работает хорошо, добросовестно, то и работа его будет сделана хорошо, а если человек будет лениться, то такая работа никуда не годится.
Мало хотеть — надо уметь.
В пословице говорится о том, что мало одного желания, чтобы что-то сделать. Сначала надо долго и упорно учиться.
Зима — это мачеха, а лето — матушка.
Зимой холодно и голодно, а летом тепло и сытно, поэтому и говорится, что зимой плохо, как при злой мачехе, а летом — хорошо, как при ласковой маме.
Поспешишь — людей насмешишь.
Если будешь работать в спешке, то сделаешь плохо, неправильно. Например, буквы в тетрадке получатся некрасивые, кривые.
Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.
Если у человека есть друзья, то никакие неприятности ему не страшны. Например, в спорте побеждает та команда, где играют надёжные друзья, доверяющие друг другу.
Скучен день до вечера, когда делать нечего.
Когда человек занят делом, время быстро бежит, скучать некогда, а когда сидит без дела, то время тянется долго.
Вся семья вместе — так и душа на месте.
Когда все дома, беспокоиться не о чем — всё в порядке. А если кого-то долго нет, то все члены семьи начинают волноваться — у них в это время «душа не на месте».
Век живи — век учись.
На свете так много интересного! Поэтому люди всю жизнь узнают что-то новое, независимо от возраста.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
За все удовольствия надо платить. Если хочешь с горки прокатиться, то придётся сначала санки в горку отвезти. А не хочешь санки возить — тогда не катайся.
Человек неучёный что топор неточёный.
Незаточенным — тупым — топором работать нельзя. Такой инструмент бесполезен. Так и человек неучёный немногого в жизни добьётся.
По платью встречают — по уму провожают.
При встрече сначала замечают, как человек одет. Но лишь поговорив с ним, а ещё лучше — оценив его поступки, можно понять, каков он на самом деле.
Когда рак на горе свистнет.
Так говорят, когда имеют в виду, что конца ожидать придётся бесконечно долго и так и не дождаться. Ведь раки свистеть не умеют и по горе не ползают.
Сделал дело — гуляй смело.
Сначала надо завершить начатое дело, а уж потом можно отдохнуть и повеселиться.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Гораздо лучше иметь много друзей, чем много денег, потому что деньги рано или поздно кончатся, а друзья всегда выручат и помогут.
Размышляю сам
ѻ Послушай и повтори пословицы и поговорки. Постарайся сам объяснить, о чём они.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Глаза страшатся, а руки делают.
Тише едешь — дальше будешь.
Кто труд любит, долго спать не будет.
Без смелости не возьмёшь крепости.
Не хвались сам, а жди, когда люди похвалят.
Мало-помалу и птичка гнездо свивает.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Как ни бодрись ворона, а до сокола далеко.
Глупая собака громко лает.
Сколько ниточке ни виться, а кончик найдётся.
Не рой другому яму — сам в неё попадёшь.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Нет дыма без огня.
Одна ласточка погоды не делает.
К большому терпенью придёт и уменье.
Терпенье и труд всё перетрут.
Каждая лиса о своём хвосте заботится.
Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
Тише едешь — дальше будешь.
Дело мастера боится.
У жадного зимой снега не выпросишь.
Большому кораблю — большое плавание.
Ложка дёгтя в бочке мёда.
10.10.2013 zagadky 72 комментария
У кого что болит, тот про то и говорит. (Пословица означает: если человек в разговорах с разными людьми постоянно обсуждает одно и тоже, то значит это его сильно волнует в мыслях.)
Ум без книги, как птица без крыльев. (Пословица означает, что тот, кто не читает книг, вряд ли сможет приобрести полноценные знания.)
Умная голова, да дураку досталась. (Пословица о человеке, который вроде бы и не глуп, но совершает необдуманные, глупые поступки.)
Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет. (Пословица означает, что умный человек найдет самое правильное и эффективное решение ситуации.)
Урожай бывает не от росы, а от пота. (Чтобы получить результат в любом деле, нужно прилагать усилия, трудиться.)
Устами младенца глаголит истина. (Пословица означает, что часто дети из-за детской наивности, говорят простые, понятные, но в тоже время правильные решения, или правду, потому что еще не умеют врать.)
Утро вечера мудренее. (Русская народная пословица. Означает, что в большинстве ситуаций не нужно спешить, принимать решения «с горяча», не нужно торопиться, нужно успокоиться и хорошенько подумать. Как правило, если лечь спать, то утром ситуация будет казаться по-другому и решение принятое обдуманно, будет гораздо эффективнее.)
Ученый водит, неученый следом ходит. (Пословица означает, что грамотный человек всегда будет управлять безграмотными людьми. Те же кто не учился и не имеет знаний, будет выполнять лишь тяжелую работу.)
Ученье — свет, а неученье — тьма. (Пословица означает, что знания дают человеку возможность узнать всю глубину и красоту жизни, позволяют иметь больше возможностей, жизнь безграмотных людей, как правило тусклая и унылая проходит в бедности и тяжелой работе.)
Факты — упрямая вещь. (Пословица, написанная английским писателем Эллиотом. Означает, что правдой будет считаться то, что видно глазами, что видно и очевидно всем в данный момент.)
Хвалилась синица море зажечь. (Пословицу говорят о хвастливом человеке, который на словах герой, а в деле ни на что не способен.)
Хлеб — всему голова. (Означает, что хлеб — главный продукт в жизни людей. Нужно бережно относится к хлебу.)
Хороша святая правда, да в люди не годится. (Русская пословица о том, что не всегда правда, которую узнает действует на благо и пользу, а иногда даже наоборот. Правда — это хорошо и прекрасно, но если народу говорить только правду, то это может привести к печальным последствиям. С давних времен на Руси народу старались не говорить правду, иначе это привело бы к бунтам и народным волнениям.) по просьбе Галины.
Хорошая одежда ума не прибавит. (Пословица означает: как бы ты не выглядел, а умные люди будут оценивать тебя за твой ум и твои поступки, а не за дорогой внешний вид.)
Хорошая слава людей собирает, а плохая людей разгоняет. (Белорусская пословица. Означает, что добрые дела притягивают людей, а плохие дела отталкивают окружающих.)
Хочешь большую ложку — возьми большую лопату. Хочешь есть мёд — заводи пчёл. (Пословица о труде. Приложишь усилия и свой труд — получишь награду и результат.)
Хочешь есть калачи, не сиди на печи. (Аналогично предыдущей, хочешь хорошо жить, значит нужно прилагать упорство и труд.)
Хочешь человека узнать — дай ему взаймы. (Пословица означает, что если дать человеку в долг деньги и ему придет время возвращать долг, станет ясно — он порядочный человек, или обычный обманщик. )
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
-
Геворгян Милена Меружановна
Советую прочитать не только моим ученикам, но и их родителям.
|
Ученый водит, а неученый следом ходит.
Выпускники нашей школы никогда не ходят следом за кем-то.
Они всегда ведут за собой…
В 1998 году окончила Ереванский госинститут иностранных языков им. В. Я. Брюсова. Мне присвоена квалификация учителя немецкого языка, русского языка и литературы.
Свою педагогическую деятельность начала в лицее им. Ан. Ширакаци в 2000 году. В школе 55 им. А. П. Чехова работаю с 2006 года. Преподаю русский язык и литературу. Являюсь классным руководителем 6/7 класса /класс с русским языком обучения/.
Почему я выбрала именно эту профессию? Почему стала учителем?
На свете есть две профессии, которые актуальны во все времена, в любом обществе, при любом социальном строе. Это врачи и учителя. Одни исцеляют тело, другие – душу. Я выбрала второе. Хороший учитель не только учит, но и воспитывает своих учеников, помогает им принять правильное решение, найти свое место в жизни… И если ты видишь, что те зерна, которые ты заронил в их души, спустя несколько лет дали свои ростки, то нет в этот момент никого счастливее тебя на всей земле.
«Лист календаря»
Прямое и переносное значение слов.
( План-конспект проблемного урока ).
Применение инновационных технологий в современной школе
|