Есть просто храм, есть храм науки.
А есть еще природы храм–
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй ее святынь. Пришвин писал: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину”.
В древние времена вошло в обиход выражение “борьба с природой”. В наш век соотношение сил “человек-природа” стало иным. Нужна не борьба, а охрана.
Забота о земле, лесе, реках, чистом воздухе, флоре и фауне – наше кровное дело. Наша Родина должна экологически чистой. Лишь при восстановлении и сохранении природы возможен рост качества жизни человечества. И природа просит у нас помощи.
АФОРИЗМЫ.
«Я сорвал цветок – и он увял. И он умер у меня на ладони. Что прикоснуться к красоте
Гвездослав Павол (1849-1921) – словацкий поэт.
Человечество должно научиться жить в согласии с Природой, с ее законами. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью Природы. Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. 2.Все должно куда-то деваться. Человек несчастен лишь потому, что не знает природы. Гольбах Поль Анри (1723–1789) – французский философ-просветитель. Культура не может произрастать без экологической культуры, а экологическая культура вовсе не может состояться в условиях бескультурья. Данилов-Данильян Виктор Иванович (р.1938) – российский экономист, эколог, государственный деятель. Поведение человека в природе – это и зеркало его души. Зелинский Корнелий Люцианович (1896–1970) – русский литературовед, критик. Мир – это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить!
Моисеев Никита Николаевич (1917–2000) – российский ученый, математик, механик.
Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда…
Сент-Экзюпери Антуан де (1900–1944) – французский летчик и писатель.
«Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством». Распутин Валентин Григорьевич (р. 1937) – российский писатель. «Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить». «Никакие материальные блага не способны заменить здоровой среды жизни». «Что может сделать каждый – не навредить! Не быть равнодушным! Не разрушать! Посадивший деревце его не сломает».
Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) – российский зоолог, эколог.
«В экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет чётко обозначенной границы между природой и культурой». Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906-1999) – русский литературовед, историк, публицист. Дорога цивилизации вымощена консервными банками.
Христос ходил по воде. Если загрязнение рек не прекратится, скоро ходить по воде сможет каждый.
Человечество слишком долго вело себя на планете как неразумный хозяин. Создавая удобства для комфортной жизни, мы напрочь забыли о том, что ресурсы природы, увы, далеко не безграничны, что жить в городах, где воздух грязен и отравлен, придется нашим детям. Настало время вспомнить о том, что природа не прощает ошибок. Человек должен позаботиться о природе, вспомнить, что он и сам – часть этой природы. Разумно ли пилить сук, на котором сидишь? В. Распутин (русский прозаик) Нет большего преступления, чем насиловать, уродовать, извращать природу. Природа, неповторимая во Вселенной колыбель жизни, — это и мать, родившая, вскормившая, воспитавшая нас, и поэтому относиться к ней нужно, как к своей матери, — с высшей степенью нравственной любви». В. Распутин (русский прозаик) Еще одно подтверждение, что все, что создает природа – совершенно. И наша миссия защищать и улучшать природу, но никак не разрушать. Ю. Бондарев (русский советский писатель) «Человечество не погибнет в атомном кошмаре — оно задохнется в собственных отходах В неразвитых странах смертельно опасно пить воду, в развитых — дышать воздухом. Самый эффективный способ устранения токсичных отходов — пересмотр классификации нетоксичных отходов. Гераклит утверждал, что в одну реку нельзя вступить дважды. Современные экологи утверждают, что есть реки, в которые нельзя вступить и раза.
Евгений Кащеев
ПОГОВОРКИ и ПОСЛОВИЦЫ
Был бы лес, соловьи прилетят. Не беречь поросли, не видать и дерева. Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться «Аист на крыше — мир на земле», «Одно дерево срубил — посади сорок», «Дерево дорого плодами, а человек – делами», «Много леса – береги, мало леса – не руби, нету леса – посади», «Возвращай земле долг – будет толк», «Растение – земле украшение», «Сломать дерево недолго, вырастить – годы», «Старые деревья молодые охраняют», «Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему зелёная ветка», «Срубили кусты — прощай птицы», «Судьба природы – судьба Родины», «Лес и вода – родные брат и сестра». Кто землю лелеет – того земля жалеет. Без хозяина земля круглая сирота.
Лес и вода – краса природы.
Растение – берегам спасение.
Растение – земли украшение.
Не беречь поросли, не видать и дерева. — русская пословица
Был бы лес, соловьи прилетят. русская пословица
Одно дерево еще не лес. русская пословица
Без корня и полынь не растет. русская пословица
На выдумку природа торовата.
Срубишь лес – на следующий год не вырастет.- пословица
Растение – берегам спасение.- пословица
Сбереги самку весной – она к осени выводок приведет.- пословица
Не тот охотник хорош, который убивает, а тот хорош, который бережет и охраняет.- пословица
Возвращай земле долг – будет толк.- пословица
Лес да вода поле красят.- пословица
Лес весной веселит, летом холодит, зимой согревает.- пословица
Невысок лесок, а от ветра защита.- пословица
Где вода есть, там и саду цвесть.- пословица
Зеленое царство – лучшее лекарство.- пословица
Кто рубит лес, тот сушит места. — пословица
Мужик березку рубит. А щепа по грибам да ягодам бьет. — пословица
Лес и вода — брат и сестра.
Тополь растет высоко, но плодов с него никто не видел
Не срывай незрелых плодов: поспеют — сами упадут
Солнце с запада не всходит. (русская пословица)
Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут. (русская пословица)
Много снега — много хлеба, много воды — много травы. (русская пословица)
У каждого цветка свой аромат. — русская пословица
На торной дороге и трава не растет.- пословица
Пересев хуже недосева.- пословица
Сметанку любить – корову кормить.- пословица
Какова земля, таков и хлеб.- пословица
Возле леса жить – голоду не видать.- пословица
Где вода – там и верба, где верба – там и вода.- пословица
Не мути воду – пригодится черпать.- пословица
В лесу лес не ровень, в миру – люди.- пословица
Человек за свою жизнь должен вырастить дерево, воспитать сына, построить дом.- пословица
На развитие эстетического идеала народа Кавказа огромное влияние оказывала великая сокровищница прекрасного окружающая природа: снежные вершины гор или живописные леса, просторные степи, стремительные горные или спокойные величественные равнинные реки, многообразие красок, чистота и прозрачность воздуха. Прекрасное в природе понималось как высшая абсолютная красота. Природа воспевалась народом, выдавала эмоциональный подъем, вдохновляла на труд, добрые дела и поступки родители, взрослые показывали образцы заботливого отношения любви к природе.
Народы Кавказа считали землю живым существом, причем существом самым чистым и священным. Может поэтому строжайше запрещалось плевать на землю, выливать на нее кипяток, мусорить. Старшие учили детей относиться к земле с почтеньем, не тревожить, не будить ее, иначе непременно навлечешь на себя ее проклятье.
Заинтересованное отношение к природе со стороны детей объяснялось тем, что она открывалась им раньше, чем мир человеческих отношений, сущность прекрасного. Народ справедливо считал, что дети острее чувствуют свое единство с природой, полнее осознают себя частичкой природы, поэтому она понятна и близка им. Что бы ни делали дети — пасли ли стадо овец, коров или маленьких гусят, ходили в лес в поисках сухих веток или собирали дикие груши, яблоки, ягоды, ночевали с конями в поле или на лугу у романтического костра — все больше они ощущали свою неразрывную связь с природой, с такой загадочной, вечно обновляющейся, вместе с тем родной и близкой. Они все больше понимали, что природа для них — вторая мать. Она дает им все необходимое.
Живя в прекрасных природных условиях с раннего детства и испытывая при этом радость, восхищение и гордость, горцы обретали привязанность к родной земле, проявляли любовь к ней. Особое заинтересованное отношение к ней проявлялось у детей, когда они обретали способность любоваться и очаровываться ее красотой.
С древнейших времен природа с ее вечно обновляющейся красотой, загадками и тайнами отражена в мифах, полных поэтических образов. Устное поэтическое творчество изобилует описаниями величественно — прекрасной северокавказской природы: высокие горы, глубокие ущелья, безбрежные дремучие леса, отвесные скалы, тихие, словно уснувшие голубые озера, стремительные бурные реки. Описание природы в устном поэтическом творчестве раскрывает торжественность изображаемой картины, величие поступка героя, неотразимую красоту героини и др. Природные явления в горском фольклоре выступали в качестве параллели или аналогии с жизнью человека, общества. Такие параллели помогали глубже воспринимать красоту и природы, и человеческих отношений. Гордость и независимость орла, нежность и чистота лебедя, комичность индюка, верность и стремительность коня, хитрость лисы, беззащитность ягненка, трусость зайца — все это в своем нравственно — эстетическом значении имело вполне определенный человеческий смысл. Так, со львом сравнивали бесстрашного и сильного воина, о нарте Ерюзмеке говорится, что он «имеет львиную душу» («аслан келлю»). С медведем сравнивают сильного и храброго, но неповоротливого человека. Трусу советуют съесть медвежье сердце, чтобы обрести храбрость. С конем сравнивают человека непобедимого, решительного и имеющего красивый стан. Собаке приписывается верность и ум. Таким образом, все эти образы имели нравственно эстетический смысл, качества присущие людям.
Природа становилась основой искусства орнамента. Типичные черты местности, флоры и фауны родного края накладывали отпечаток на все декоративно прикладное искусство народа. Прекрасное в природе находило отражение в народном быту, домашней утвари, национальных костюмах, войлочном промысле, вышивках, орнаментах, где чудно сплетались в рисунках и ярком колорите цветов мотивы родной природы.
Всеобщая гармония, царящая в природе Кавказа, накладывала отпечаток на всю народную педагогику горцев. Педагогические знания парода находились в тесной связи с житейской философией и моралью, с представлением народа о красоте. Особенность природы, в которой протекала жизнь горцев, влияла на формирование черт народной педагогики и педагогического опыта масс. Чарующая природа, в окружении которой росли дети, красота, гармония, обилие света, цвета, звуков не оставляла никого равнодушным к прекрасному, светлому, возвышенному. Любовь к родной природе, чувство восхищения и гордости за нее, делали детей, всех жителей гор лучше, чище, выше.
Природа — великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-разному используют природу как фактор воздействия на личность.