МБОУ « Мешковская средняя общеобразовательная
школа Шебекинского района Белгородской области »
Методические материалы для уроков физики в 7-9 классах
Пословицы, загадки как качественные задачи по физике
(из опыта работы)
Выполнила Люлина Татьяна Дмитриевна, учитель математики и физики МБОУ «Мешковская средняя общеобразовательная
школа Шебекинского района Белгородской области»
«Физика в поэзии, устном народном творчестве и в художественной литературе»
Внеклассное мероприятие по физике. Еремия Л.В.
(Неделя физики-математики)
Целью данного мероприятия является попытка установить связь между физикой и миром литературы и народного творчества, помочь ребятам лучше узнать и полюбить физику, увидеть её проявление в жизни. Задачи, составленные по пословицам и поговоркам, позволяют отсеять предрассудки и суеверия от действительно метких, точных описаний явлений природы и оценить народную наблюдательность. Задания, составленные на основе литературных сюжетов, несут эмоциональную и смысловую нагрузку. Текст такого задания может вызвать улыбку, а найденный ответ подскажет дальнейшую судьбу героев.
Ребята могут увидеть, что описание физических явлений встречается в мифах, сказках, романах и даже стихотворениях. Решение этих задач поможет по-новому взглянуть на художественные произведения: обнаружить — бывает и так! — ошибки и заблуждения авторов, восхититься красочностью и образностью описываемых в произведении физических явлений, что, возможно, вызовет желание прочитать или перечитать произведения классиков научной фантастики.
Актуально ли это? Физика и художественная литература, наука и искусство … Что общего между этими, казалось бы, далекими областями человеческого интеллекта? Обращение ученых к литературе и искусству не случайно: художественные образы нередко подсказывали исследователям путь к правильным решениям именно тогда, когда логика оказывалась бессильна. В связи с этим известный социолог Г.Н. Волков писал: «Библиографы любят умиляться по поводу того, что великие ученые … «находили время» играть на скрипке либо писать стихи и музыку. Но искусство не только и не столько хобби в жизни ученого, не только и не столько средство отдыха и приятного времяпрепровождения, сколько совершенно необходимая для самой научной деятельности «гимнастика ума», тренировка его способности рождать фантазии, находить новые связи и ассоциации.
Возраст учащихся: 9 класс. Эпиграф: Наука и искусство так тесно связаны между собой, как легкие и сердце.
Л.Н. Толстой Как наша прожила б планета, Как люди жили бы на ней Без теплоты, магнита, света И электрических лучей? А. Мицкевич
Ход викторины:
1 конкурс — «Пословица «Первое задание, состоит в том, чтобы учащиеся смогли объяснить физический смысл пословиц.
Тепловые явления «Гвоздём моря не нагреешь» — русская»Солнце греет сильнее, когда нет облаков» — монгольская»Три года на камне просидишь — камень нагреется» — японская Механические явления «Посмотри сквозь перила моста, и ты увидишь, как мост плывёт по неподвижной воде» — китайская»Земля вертится, и мы с ней вместе» — сербская»В гнилой доске гвоздь не держится» — турецкая»Пошло дело как по маслу» — русскаяКолебания. Волны. Звук.»Как качели ни качай, придёт время — остановятся» — тамильская»Волна набежав на волну, набирает силу» – персидская«Каково в лес кликнешь, таково и откликнется — русскаяМолекулярная физика «Ложка дёгтя в бочке мёда» — русская»Нарезанный лук пахнет и жжёт глаза сильнее» — монгольская»На мешке с солью и верёвка солёная» — корейскаяЭлектричество. Магнетизм. Оптика. «Чтобы уберечься от молнии, ковш на голову не надевают» — корейская»Солнце сияет, а месяц только светит» — русская»Что на зеркало кивать, коли рожа кривая» — русская2 конкурс — «Поговорки»Поговорка — это лаконичное образное выражение, в отличии от пословиц не являются афоризмом и не обладают законченностью. В. И. Даль определяет поговорку как «неполную пословицу»В лучших поговорках — простых, но богатых по мысли — от отцов к сыновьям, от дедов к внукам передаются заветные правила жизни. Известно, что русские писатели, поэты любили слушать, как говорит народ, записывали поговорки. В творческом наследии Пушкина, Гоголя, Толстого и других писателей можно найти немало примеров того, как точно и умело использовали народные поговорки великие мастера слова. Они стремились передать, таким образом, живую душу народа. Не случайно А.С. Пушкин писал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото, а не даётся в руки, нет!» — волка нюх кормит;
-ложка дегтю в бочку меда;
-без ветра камыш не качается; -плавает, как топор;
-нашла коса на камень.3 конкурс — «Загадки»В этом конкурсе ученикам предлагается разгадать загадки о физических явлениях и технических объектах. Необходимо не только отгадать загадку, но и ответить на следующие вопросы: Какое физическое явления отражены в загадке?Какие свойства загадываемого явления отражены в загадке, а какие нет?С каким явлением сравниваем загадку?Загадки отражены на слайде.
1.По морю идет, идет,А до берега дойдет – Тут и пропадет (волна)2.Я в Москве, он в ЛенинградеВ разных комнатах сидимДалеко, а будто рядомРазговариваем с ним (телефон)3.Я под мышкой посижуИ что делать укажуИли разрешу гулятьИли уложу в кровать (термометр)4..В нашей комнате одноЕсть волшебное окноВ нём летают чудо — птицы, Бродят волки и лисицы,Знойным летом снег идёт,И зимою сад цветёт.В том окне чудес полноЧто же это за окно (телевизор)5.Никто его не видывал,А слышать всякий слыхивалБез тела, а живёт оноБез языка кричит (эхо)6.Цветное коромыслоНад лесом повисло (радуга)4 конкурс «Сказочный»
Посадил дед репку. Выросла репка большая- пребольшая, тяжелая, тяжелая- претяжелая, разрослась она во все стороны. Пошел дед репку рвать. Тянет- потянет- вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут- потянут- вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут- потянут- вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку. Жучка четырьмя лапами и землю уперлась. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут- потянут- вытянуть не могут.
Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, тянут- потянут- вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, тянут- потянут- вытащили репку.
Вопросы:
Маленькую или большую репку вытягивать легче?
Из какого грунта- глинистого, песчаного или чернозема- труднее вытягивать репку?
Может быть, стоило тянуть репку вверх вертикально?
А не лучше ли было раскачать репку из стороны в сторону, а затем тянуть?
Если бы прошел сильный дождь или дед хорошо бы полил участок, смог бы он один вытащить репку?
Может быть, следовало всем не выстраиваться в цепочку, а встать рядом и тянуть репку за ботву?
Какая тактика вытягивания репки лучше, по вашему мнению: тянуть, рывками или постепенно, наращивая силу?
Не легче ли было вытягивать репку иного сорта- с очень гладкой поверхностью?
Одинаково ли трудно вытягивать равные по массе репку и морковь
С какими физическими явлениями и закономерностями имели здесь дело мышка, кошка, жучка, внучка, бабка и дедка?
5 конкурс «Поэтический»
Объяснить спор между лучами.
На стенке, горделиво – горячи, стараясь быть кто ярче, кто умней.
Плясали разноцветные лучи, хвалясь оригинальностью своей.
– Я – луч особый, нежно-голубой, я – цвет реки, морской волны и неба,
– Я – не сродни полям ржаного хлеба или привычной зелени лесной.
– Кто? Я – привычен? Вот уж удивил! Да я весной лишь Землю покрываю,
А потом слабну, сохну, выгораю, не то что цвет каких-нибудь чернил!
Не крикнул, завизжал чернильный цвет:
– Меня зовут, вам подтвердит бумага,
Оригинал, красавец, фиолет, меня почти что и в природе нет,
Я – химпродукт, пижон и модерняга.
Так спорили упрямые лучи. Их было семь. Все семеро красивы,
Все семеро отважны и спесивы, и все чуть-чуть не в меру горячи.
Но тут, пробившись меж высоких туч, неся в себе дневной, знакомый свет,
Упал на стенку яркий белый луч, упал и поздоровался: «Привет!»
Вмиг даже не осталось и следа от горделивой распри, и тогда
Все дружно навалились на пришельца:
А ты зачем? Как ты попал сюда? Смешно сказать, дневной знакомый свет
И вдруг с лучами редкостными вместе, ты не достоин даже этой чести!
( После объяснения детей)
И не понять цветным лучам за бранью простейшую основу из основ,
Что белый свет, сверкнув незримой гранью, легко дает любой из их цветов!
6 конкурс «Логический»
Вопросы к заданию:
1. В чем смысл пословиц?
2. Сравните пословицы между собой, что в них общего?
3. Подберите аналогичную русскую пословицу?
4. Верна ли пословица с точки зрения физики?
5. О каком физическом явлении говорится в пословице?
6. Какая пословица вам больше всего понравилась и почему?
1.
1. Вырядись хоть в белый шелк, тень будет черная (монгольская).
2. Затмение солнца видят все (бенгальская).
( Шила в мешке не утаишь).
2.
1. У змеи кожа блестит красиво, а зуб полон яда (осетинская).
2. Золотые цветы не пахнут (тамильская).
(Не все то золото, что блестит).
3.
1. Если крикнешь в кувшин, то и кувшин на тебя крикнет (абхазская).
2. Не кричи в лес, из лесу эхом вернется (карельская).
3. Что в котел крикнешь, то в ответ и услышишь (татарская).
( Как аукнется, так и откликнется).
Закончить словами: Грош цена вашей физике, если она застилает для вас все остальное – шорох леса, краски заката, звон рифм.Это какая-то усеченная физика…Физик, не воспринимающий поэзии, искусства – плохой физик».(Л.Д. Ландау)
По завершении конкурса подводятся общие итоги. В заключительном слове учитель обращает внимание учеников на то, что они не только знают народное и литературное творчество, но и умеют объяснить с физической точки зрения.
Тепловые явления
«Гвоздём моря не нагреешь» — русская
«Много снега — много хлеба» русская
«Солнце греет сильнее, когда нет облаков» — монгольская
«Три года на камне просидишь — камень нагреется» — японская
Механические явления
«Посмотри сквозь перила моста, и ты увидишь, как мост плывёт по неподвижной воде» — китайская
«Земля вертится, и мы с ней вместе» — сербская
«В гнилой доске гвоздь не держится» — турецкая
«Пошло дело как по маслу» — русская
«Не подмажешь — не поедешь» — французская
«Брошенный вверх камень на твою же голову и упадёт» — монгольская
«шила в мешке не утаишь» — русская
«Коси коса пока роса, роса долой и мы домой» — русская
Колебания. Волны. Звук.