Сибирские кошки ждут весну в чудесных фотографиях Аллы Лебедевой Победители фотоконкурса National Geographic Nature Photographer of the Year 2017 57 лучших фотографий National Geographic за 2017 год Победители конкурса уличной фотографии LensCulture 2017 «На улице 1980-1990»: субкультурные архетипы в фотографиях Эми Арбус Победители фотоконкурса Siena International Photography Awards 2017 в категории «Путешеств… Летиция Батталья – сицилийский фотограф мафии и её «Архив крови» Фотопроект «Я боролась с законом»: 40 смешных и абсурдных законов в Америке Берт Глинн – удачливый гений репортажной фотографии От создателей синемаграфа: фотографии, в которых мир замирает и движется одновременно Старинные дагеротипы вдов викторианской эпохи в трауре «Скрытая Испания». Фотограф Кристина Гарсиа Родеро Потрясающие работы финалистов конкурса Comedy Wildlife Photography Awards 2017 Айседора Дункан – танцовщица будущего в редких фотографиях Французский фотограф Раймон Депардон
Содержание:
- В чем их отличия?
- Работа над ними
- На звуки А-Я, И-Ы, Е
- Пословицы на звуки О-Ё, З-С, У-Ю, П-Б
- На Т-Д, В-Ф, К-Г
- Звуки Р-Рь, Л-Ль, М, Н
- Поговорки на Ц, Ж-Ш, Ч-Щ
Русские пословицы и поговорки — меткие выражения, так называемые «крылатые фразы», придуманные и используемые русским народом. А также это заимствованные фразы из письменных источников и литературных произведений, кратко и емко выражающие мудрые и глубокие мысли. Большинство русских пословиц и поговорок состоят из двух и более рифмующихся и соразмерных частей. Пословицы почти всегда имеют прямой и переносный смысл. Часто существует несколько вариантов пословиц со схожей моралью. Это называется моральная инварианта:
Сделал дело – гуляй смело.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Дело мастера боится.
В чем их отличия?
Поговорка – это образное и меткое выражение, которое отображает какое-либо жизненное явление. Как правило, в них нет смысла, и ограничиваются они различными иносказательными выражениями. В этом и есть их главное отличие поговорок от пословиц.
Докажи, что ты не верблюд.
Не держи фигу в кармане.
Ветер в голове.
Держи нос по ветру.
Пословицы отличаются от поговорок более содержательным смыслом. Дошедшие до наших дней древние пословицы, датируются XII веком.
Пословица – жанр фольклора, который представляет интерес для людей, является самым загадочным, а также и самым непонятным. В них ясно выражен накопленный годами опыт и ум целого народа. По пословицам можно судить о ценностях народа, в них отражаются самые разные стороны жизни людей.
Пословицы возникли при первобытнообщинном строе, они передавались из уст в уста. Их главной особенностью является лаконичность и точность передаваемой информации. Пословицы обычно состоят из двух частей. В первой – есть описание предмета, а во второй – идет выразительная оценка устного предмета или явления.
Таким образом, пословицы являются не только самым древним жанром устного народного творчества, но и современным, представляющим интерес ученым и народу.
Слева поговорка, справа — пословица
Работа над ними
Каждое упражнение для дикции, которое связано со словами, должно произноситься четко и ясно. Текст, взятый для работы над произношением, следует произносить осмысленно. Пословицы и поговорки – это прекрасный материал. В самом начале работы над ними, как и любой другой текст, необходимо заняться логическим разбором. Расставить ударения, логические паузы, противопоставления и сравнения. Поняв мысль и сделав разбор, нужно выразить пословицу или поговорку в звучащем слове. При этом поставьте простые, но действенные задачи: поделиться мыслью, не согласиться с ней или подтвердить ее. Необходимо точно знать – что вы хотите сказать этим текстом и для чего вы его говорите.
На звуки А-Я, И-Ы, Е
Дважды жена мила бывает: как в избу введут да как вон понесут.
Всякому мила своя сторона.
Это нашего поля ягода.
Комар парню ногу отдавил.
Кому всё не годится, тот и сам не годится.
Без ума голова — ногам пагуба.
Баба пьяна — вся чужа.
Два брата с Арбата, оба горбаты.
Аптека не прибавит века.
Баба на базар три года серчала, а базар того и не примечал: собирался да собирался.
Щи да каша — пища наша.
Бедность не порок, а несчастье.
Овсяная каша сама себя хвалит, а гречневую люди хвалят.
Добро пожаловать, а сам за шапку.
Не замахивайся палкой, и собака не залает.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Ошибайся, да сознавайся.
Рыбак рыбака видит издалека.
И тихая вода берега подмывает.
Тяп да ляп – не выйдет корабль.
Пословицы на звуки И-Ы
А где щи, там и ищи.
С ним водиться, что в крапиву садиться.
Где лживо – там гнило.
Паши не лениво, поживешь счастливо.
Лихо не лежит тихо.
Антипа не липа, и, содрав луб, не покрыться.
Было бы желание, остальное приложится.
Не сметя силы, не поднимай вилы.
С сильным не дерись, с богатым не судись.
Не гордись званием, а гордись знанием.
Грозит мышь кошке, да из норы.
Кинулся, да и перекинулся.
Хвалился, хвалился, да под гору свалился.
Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
Каков Мартын, таков у него и алтын.
Кому чин, кому блин, а кому и клин.
Поглядишь — картина, а разглядишь — скотина.
Пришли не званы, уйдем не драны.
С волками жить — по-волчьи выть.
Сватались, сватались, да все и попрятались.
На Е
Мели, Емеля, твоя неделя.
Делу – время, потехе — час.
За право дело стать смело.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не испортив дела, мастером не будешь.
Молодое сердце резвости полно.
Умей работать, умей и веселиться.
Сперва проверь, а потом верь.
Худая честь, когда нечего есть.
Ешь пока хлеб свеж.
Кто землю лелеет, того земля жалеет.
Молодо – зелено, погулять велено.
Первый в совете, первый в ответе.
Потерял — не сказывай, нашёл — не показывай.
Честь честью, да дело делом.
Не надейся дед на чужой обед.
Пошел проведать да остался обедать.
Уменье всегда найдет примененье.
Терпенье дает уменье.
Человека узнаешь, когда из семи печек с ним щей похлебаешь.
Пословицы на звуки О-Ё, З-С, У-Ю, П-Б
Много поту, да мало проку.
Лежебоке и солнце не в пору всходит.
При солнышке тепло, при матери – добро.
Видит кот молоко, да рыло коротко.
Живое слово дороже мёртвой буквы.
Живёт — не жнёт, а хлеб жуёт.
Кто днём до поту работает, тот бессонницы в ночи не знает.
Работай до поту, так и поешь в охоту.
Сильный, сколько сможет, столько и сгложет.
Каково дерево, таков и плод.
Красно поле пшеном, а речь умом.
Совок, да не ловок.
Кто хочет, тот может.
Как живёшь, так и прослывёшь.
Твой намёк мне невдомёк.
Говорит бело, а делает черно.
Без правды не житьё, а вытьё.
Что с возу упало, то пропало.
Плохо овцам, где волк воевода.
Это ёж, его руками не возьмёшь.
З-С
Сверху ясно, снизу грязно.
Не всё то золото, что блестит.
Лесть без зубов, а с костьми съест.
Когда хозяин вблизи, и кошка справится с собакой.
В лихости да зависти ни проку нет, ни радости.
Сверху ясно, снизу грязно.
Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась.
Скажешь с ноготок, а перескажут с локоток.
За твоим языком не поспеешь и босиком.
Знала бы соседка, узнает и наседка.
Сам не дерусь, а семерых не боюсь.
Сказал — что узлом завязал.
Сам поёт, сам слушает, сам и хвалит.
Колотись, бейся, а всё надейся.
Не в свои сани не садись.
Солнце сияет, а месяц только светит.
У всякого своя сноровка.
Сила по силе — осилишь, а силу не под силу — осядешь.
Добру-то всё жить да расти, а зло, чтоб с пути смести.
Молодость — не грех, а старость — не смех.
На звуки У-Ю
Чужим умом умён не будешь.
Трутням праздник и по будням.
Наука – не мука.
И в ус не дует, и ухом не ведёт.
Для друга – все не туго.
Друг до поры – тот же недруг.
Глупый осудит, а умный рассудит.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Белые ручки чужие труды любят.
Спать не сплю, дремать не дремлю, а всё думаю думу.
Сам себя губит, кто людей не любит.
Чует сердце и друга и недруга.
Был бы друг, будет и досуг.
Дружба от недружбы близко живут.
Старый друг лучше новых двух.
Люди думают, до чего-нибудь додумываются, а мы думаем, из раздумья не выходим.
С умом жить — тешиться, без ума жить — мучиться.
Один горюет, а артель воюет.
Назвался груздем – полезай в кузов.
У плохого друга услуга упруга.
П-Б
Белоручка – не работник.
Побалуешься – избалуешься.
Беда придёт – с ног собьет.
Был бы бык, а мясо будет.
Берегись бед, пока их нет.
Беда не беде, бедой погоняет.
Бездеятельность – сестра болезни.
По платью встречают, по уму провожают.
Сробел – пропал.
Бестолков, да памятлив.
Спеши, не спеши, а поторапливайся.
Жизнь прожить – не поле перейти.
У людей шило бреет, а у нас и бритва не берёт.
Если бы не бы, выросли бы грибы, да все белые бы.
Доброму – добрая память.
Глубже вспашешь – больше хлеба возьмёшь.
Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле глуп.
Пан или пропал.
Если бы не плешь, то бы не было и головы.
Будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок.
На Т-Д, В-Ф, К-Г
Не учи безделью, учи рукоделью.
Без дела жить – только небо коптить.
Не изведан — друг, а изведан – два.
Артелью города берут.
Грамота – второй язык.
Федот, да не тот.
Кто веселит, про того и народ говорит.
Дурак дурака хвалит.
В тихом омуте черти водятся.
Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.
Где два дурака дерутся, там третий смотрит.
У кого много дел впереди, тот назад не оглядывается.
Ты за дело, а дело за тебя.
Дело мастера боится.
От хорошего дерева – хороший плод.
И на дереве лист на лист не приходится.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
От добра добра не ищут.
За доброе дело жди похвалы смело.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Пошло дело на лад – сам тому и рад.
Не по сути дела, а по делу суть.
О людях судят не по словам, а по их делам.
Звуки В-Ф
Век живи, век учись.
Как не верти, а дело верши.
Всякому овощу свое время.
С больной головы на здоровую.
Один за всех, все за одного.
Коль всем народом вздохнуть – ветер будет.
Соврёшь – не помрёшь, да вперёд не поверят.
Кудри завивай, да про дело не забывай.
Всему своё время.
Время не ждёт.
Не в том дело, что овца волка съела, а в том дело, как она ела.
Высоко взлетел, а сел в курятник.
Время красит, безвременье старит.
Времени не поворотишь.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
На войне рать крепка воеводой.
Вчерашней славой на войне не живут.
Весной ведро воды – ложка грязи. Осень ложка воды – ведро грязи.
Видно, Арсенья ждать до воскресенья.
На К-Г
Кто кого любит, тот того и голубит.
Толку век, а толку нет.
Любит кошка молоко, да рыльце коротко.
Кошка привыкает к дому, а собака к человеку.
Красна река берегами.
С горки камушки катились, об колоду колотились.
Не всякое лыко в строку.
Кошке игрушки, а мышке слёзки.
Куда иголка, туда и нитка.
Всякая козявка лезет в букашки.
Когда в печи жарко, тогда и варко.
У кого какой вкус: кто любит дыню, кто арбуз.
Дело не сапог – с ноги не скинешь.
Горька работа, да сладок хлеб.
Какова работа, такова и плата.
Колос от колоса не слыхать и голоса.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Худо языку кричать, когда руки молчат.
Догулялись кулики: нет ни хлеба, ни муки.
Без грамоты как в потёмках.
Звуки Р-Рь, Л-Ль, М, Н
Правда – свет разума.
У хорошей пряхи тканые рубахи.
Тётка Арина сладко говорила.
Нравом хорош, да норовом не гож.
Трудолюбию учатся три года, лени – три дня.
Ремесло не коромысло – плеч не оттянет.
Резвого жеребёнка и волк не берёт.
Речами тих, да сердцем лих.
Радость прямит, кручина крючит.
Не годы старят, а горе.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Обрадовался крохам, да ковригу потерял.
Старый конь борозды не испортит.
Семеро ворот, да все в огород.
Рука руку моет, а плут плута кроет.
Старого воробья на мякине не проведёшь.
Старый ворон не каркнет даром.
Руки работают, а голова кормит.
Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза продирает.
Руби дерево по себе.
Л-Ль
Лёвке всё ловко.
Лисье племя только льстит да манит.
Моль одежду ест, а печаль человека.
Ласковое слово и ласковый вид и свирепого к рукам приманит.
Не нужна соловью золотая клетка, лучше зелёная ветка.
Легко хвалиться, легко и свалиться.
Молодость плечами крепче, старость — головой.
Доплясались, что без хлеба остались.
Солнышко на ели, а мы ещё не ели.
Велик телом, да мал делом.
Раз солгал – навек лгуном стал.
Пошла по масло, а в печи погасло.
В глаза ласкает, а заглазью лает.
Рыба ищет где глубже, а человек – где лучше.
У Фили был, у Фили пил, да Филю же и побил.
Ловит волк, да ловят и волка.
Слово не стрела, а к сердцу льнёт.
Ел не ел, а за столом просидел.
Мал золотник, да дорог.
Хвастливое слово гнило.
Дерево смотри в плодах, человека в делах.
Пословицы на звук М
Мал мала меньше.
Много хороших, да милого нет.
Много хочется – мало сможется.
Звону много, да толку мало.
Мутит, как водяной под мельницей.
Не верь малому, да лукавому.
Сто малодушных не заменят одного мужественного.
Не боится мельник шуму, им кормится.
Мыло серо, да моет бело.
Льнёт, как муха к мёду.
Променял шило на мыло.
В милом нет постылого, а в постылом нет милого.
Умей сказать, умей и смолчать.
Много дыму, да мало пылу.
Молод годами, да стар делами.
Отдохнем да поглядим, хорошо ли мы сидим.
Мимо гороху да мимо девки так не пройдёшь.
Многая лета, а многих уж и нету.
Много помнится, да не воротится.
Мой дом — моя крепость.
Н
Как не кинь – всё клин.
Снега нет и следа нет.
Не всё коту масленица.
Семь пятниц на неделе.
Сначала густо, а под конец пусто.
Ужин не нужен, был бы обед.
Нашего непоседы ни дома, ни у соседа.
Свинье век на небо не глядеть.
Где хвост – начало, там голова – мочало.
Не гоняется слон за мышью.
Сонный да ленивый – два родные братца.
Не всё ненастье, проглянет и солнышко.
Посади свинью на стол, она и ноги положит на стол.
Раньше начнёшь – раньше окончишь.
Спросонья и пень за волка примешь.
Не свиным рылом лимоны нюхать.
Не силою дерутся, уменьем.
Не радуйся, нашедши, не плачь, потеряв.
Не прав медведь, что корову съел; не права и корова, что в лес зашла.
Не по старцу милостыня.
Поговорки на Ц, Ж-Ш, Ч-Щ
Поклониться – вперед пригодится.
Заботится, как волк об овцах.
Криком изба не рубиться, а шумом дело не спорится..
Не уносится, как курица с яйцом.
Счастье в воздухе не вьётся, а руками берётся.
Скажешь курице, а она всей улице.
За матерью и отцом и свинка идёт молодцом.
Всяк молодец на свой образец.
Дай справится, и нам будут кланяться.
Нога спотыкнётся, а голове достанется.
Кто за счастье борется, к тому оно и клонится.
Кто гордится, тот никуда не годится.
Не всё творится, что говорится.
Как аукнется, так и откликнется.
День кольцом, ночь молодцом.
Молодец против овец, а против молодца сам овца.
Льстец – что змея под цветами.
Кланяется, кланяется, придёт домой растянется.
Спотыкается и конь, да поправляется.
Заботится, как волк об овцах.
Звуки Ж-Ш
Спеши, да людей не смеши.
Шила в мешке не утаишь.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Дружба – дружбой, а служба службой.
Как постелешь, так и поспишь.
Кто дрожит, тот и бежит.
За чем пойдёшь, то и найдёшь.
Раньше начнёшь, раньше поспеешь.
Чьё кушано, того и слушано.
Изжил нужду, забыл и дружбу.
Скупому душа дешевле гроша.
Хорошая слава под лавкой лежит, а плохая далеко бежит.
Хороша кашка, да мала чашка.
Поспешишь – людей насмешишь.
У страха глаза – что плошки, а не видят ни крошки.
И поедим, и спляшем, только пашню вспашем.
Чужим умом жить – добра не нажить.
Не пригоже есть лёжа.
Жалеть мешка – не видать дружка.
Что пожнешь – то и смолотишь.
Пословицы на Ч-Щ
Плачу, плачу, а горе прячу.
Который час ударит, тот и сосчитаем.
Ждать с часа на час.
Счастье на коне, бессчастье – под конём.
Щи – хоть голову полощи.
Рыба рыбой сыта.
Честь честью, а дело делом.
Учёный без дела, как туча без дождя.
Чист, как трубочист.
От чистого сердца чисто зрят очи.
Хоть шуба овечья, да душа человечья.
Где хорошие щи, там другой пищи не ищи.
Из блохи голенище, из спички топорище.
Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала.
Хоть на час, а вскачь.
Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз.
Не смотри на кличку, смотри на птичку.
Не бывать бы счастью, да несчастье помогло.
На скорую ручку – комком да в кучку.
Под лежащий камень вода не течёт.
Чудо чудное, диво дивное: от чёрной коровки да белое молочко.
Вернуться к содержанию
Самые ранние русские пословицы и поговорки, обнаруженные учеными-исследователями, датируются двенадцатым веком нашей эры. Меткие, хлесткие выражения, длиной буквально несколько слов и вмещающие в себя всю соль народной мудрости дошли и до нас, пускай и в несколько измененном свете.
Взять, к примеру, наиболее известные изречения, вроде, «собак на этом деле съел» или «два сапога — пара». Это – лишь часть фразы, изначально эти русские пословицы звучали так: «собаку съел, а хвостом подавился», «два сапога пара, да оба на левую ногу надеты».
И сразу пословицы русского народа обретают иной смысл, не правда ли? В них всегда имеется двойной смысл – прямой и косвенный, так что, порой требуется прочитать не один раз русские пословицы, чтобы понять их смысл.
Конечно, многие из них устарели, устарели и слова, в них используемые, но тем не менее, большая их часть живет до сих пор, пронося свою житейскую мудрость сквозь века.
Не все пословицы были созданы именно на Древней Руси, часть из них была позаимствована у религиозных книг, а много позже – и из творчества русских писателей.
Как пример, можно привести такие популярные пословицы, как «А воз и ныне там», под авторством Ивана Андреевича Крылова, или, к примеру, «Счастливые часов не надевают» (из пьесы «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова).
Русские пословицы часто снабжены изрядной долей юмора, заставляющей людей по-иному взглянуть на ту или иную проблему, и даже, быть может, найти правильное ее решение.
И пусть авторов многих таких изречений мы никогда не узнаем, их имена потерялись, стерлись в безжалостном течении веков, стирающих в пыль человеческие судьбы, но эти пословицы русского народа все еще живут, и радуют нас. И дальше зависит только от нас самих, сохраним ли мы это наследие, оставленное далекими предками.
Невозможно даже подсчитать, сколько пословиц и поговорок существует, это подобно подсчету листьев слетающих с дерева, где каждый из них самобытен и индивидуален, и тем не менее, их сотни и тысячи.
Русский народ слагал изречения на тему любви, дружбы, жизненного пути человека, метко подмечая те или иные детали, увековечивая их на бумаге, а еще ранее – на тонком берестяном листе.
Сейчас, в век информационных технологий, достаточно открыть поисковую строку Яндекса или Гугла, и ввести запрос «пословицы русского народа», как сразу выпадет множество страниц с разнообразными изречениями, и даже будет подобрано по соответствующим темам. Мы даже не ценим того, что ныне у человечества есть такие мощные возможности, а много веков назад, мудрые изречения прилежно переписывались вручную и передавались от отца к сыну, от деда к внуку.
Любопытный факт: оказывается, пословицы и поговорки – это такой слой культурного наследия, встречающийся у всех народов Земли. И каждый огромный пласт этой народной мудрости по-своему похож на все остальные – ведь, несмотря на разные культурные традиции и обычаи, уклад жизни, все, без исключения, люди, ценят честный труд, добрые отношения – с соседями ли, или с родственниками, и ценят трудолюбие и острый ум.
Именно об этом и складываются народные изречения – подчеркивают важность труда в жизни человека, высмеивают лень жадность и другие человеческие пороки, и шутят над житейскими неурядицами.
В сущности, именно юмор помогает человеку переживать неприятности. Юмор и надежда на лучшее, не зря одна из поговорок гласит:
«В радости знай меру, в беде не теряй веру» . И это только одна из сотен тысяч подобных!
Интересен и тот факт, что многие изречения разных народов мира весьма созвучны между собой, например, широко известная фраза про яблочко и яблоню весьма популярна во всем мире, только каждый народ перекроил ее на свой лад.
Смешное видео про пословицы:
Не только эти, но и многие другие поговорки можно увидеть на нашем сайте, поделиться ими с друзьями в социальных сетях, пересылая друг другу особо понравившиеся изречения.
Они легко запоминаются, отпечатываясь в памяти навечно, и быть может, еще и потому живут столько веков. Ведь книги могут потеряться, сайты Интернета могут перестать работать, но то, что вы запомнили, будет навсегда в вашей голове. И уже вы сами сможете передавать эту мудрость русского народа, запечатленную в метких фразах, своим детям и внукам, а может быть и правнукам — кто знает?
Пословицу сказал — дорогу указал.
По мнению психологов и педагогов, на успешность обучения ребенка в школе влияет много факторов. Важнейший из них — уровень развития устной и письменной речи, воздействие которого на успеваемость учеников неоспоримо. Именно речь — средство получения и выражения знаний — рано включается во все формы познавательной деятельности детей. Усвоенные слова существенным образом перестраивают чувственное восприятие мира, придают ему осмысленный, подлинно человеческий характер.
В дошкольные годы большинство детей зачастую слышат разговорно-бытовую речь. Весь же процесс школьного обучения строится на литературном языке, но многие дети, придя в школу, не понимают пословиц, поговорок, фразеологизмов, так как мы, взрослые, все реже и реже используем их в своей речи. Тем самым у детей не развивается образное мышление, не в полной мере обогащается словарный запас, им сложно понимать речь, неподкрепленную конкретной ситуацией. Поэтому так важно в дошкольном и младшем школьном возрасте дать детям возможность слышать не только разговорно-бытовую речь, но и литературный язык.
Пословицы — бесценное наследие нашего народа.
Отметим примерный этап работы с пословицами:
1. внимательно прочитайте с детьми пословицу;
2. выясните лексическое значение непонятных и устаревших слов и подберите слово, используемое в настоящее время;
3. выясните смысл пословицы в целом: о чем она и чему учит;
4. определите, к какой тематической группе ее можно отнести (пословица о труде, дружбе, ученье, здоровье, качествах человека и т.д.);
5. предложите детям подумать, в какой житейской ситуации можно ее употребить.
Ниже приведены игровые задания, в содержании которых используются русские народные пословицы, предназначенные детям младшего школьного возраста для исправления речевых нарушений и формирования школьно-значимых функций.
Половинки
(задание на развитие словесно-логического мышления и установление причинно-следственных связей разной сложности).
Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.
Игру можно усложнить, прочитав конец пословицы, предложив детям найти ее начало.
Любишь кататься,
Делано наспех,
Что посеешь
За двумя зайцами погонишься,
Доброе слово
У плохой пряхи
Волков бояться —
Век живи,
Как аукнется,
Чем дальше в лес,
Делу время,
Не в свои сани
Поспешишь —
Семь раз отмерь,
В гостях хорошо,
|
то и пожнешь.
и кошке приятно.
в лес не ходить.
нет для себя рубахи.
ни одного не поймаешь.
люби и саночки возить.
сделано на смех.
а дома лучше.
тем больше дров.
век учись.
так и откликнется.
потехе час.
не садись.
людей насмешишь.
один раз отрежь.
|
Пропущенные слова
(задание на умственное и речевое развитие).
В задании нужно догадаться, как правильно в содержании пословиц расставить слова большой — маленький, чтобы они имели поучительный смысл и верно согласовывались с существительными.
1. __________________________ пенек опрокинул __________________ воз.
2. _________________________ дело лучше _______________________ безделья.
3. Даже самое __________________ дерево выросло из ____________________ семени.
4. В _________________ лодку _______________________ груз не кладут.
5. __________________________ крючком __________________________ рыбу не выудишь.
Слова с противоположным смыслом
(задание на расширение и обогащение словаря, работа над словами-антонимами).
В этом задании нужно найти слова с противоположным смыслом сначала в пословицах, распечатанных на карточках, затем выполнять это задание на слух. Пословицы можно разделить на несколько групп, в зависимости от того, какой частью речи являются слова-антонимы.
Имена существительные
Ученье — свет, а не ученье — тьма.
Умный молчит, когда дурак ворчит.
Умный себя винит, глупый — своего товарища.
Умный делу научит, а глупый только наскучит.
Было бы начало, будет и конец.
Будет день, будет и ночь.
Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.
Ищи друзей, а враги сами найдутся.
Неверный друг — опасный враг.
Сытый голодного не разумеет.
От лени — болезнь, от работы — здоровье.
Добро побеждает зло.
Кто солгал с утра, будет лгать и вечером.
Никакое худо до добра не доводит.
Друг спорит, а враг поддакивает.
Трус погибает, а храбрый побеждает.
Чему научишься в молодости, пригодится и в старости.
Имена прилагательные
Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
Старый друг лучше новых двух.
Черная земля белых рук не любит.
У мудрого человека длинные уши и короткий язык.
Жизнь короткая, а слава долгая.
Доброго чти, а злого не жалей.
За доброе жди добра, за худое — худо.
Добрая слава лежит, а худая — бежит.
Белый хлеб растет в черной земле.
Нового счастья ищи, а старого не теряй.
Маленькая ложь за собой большую ведет.
Не называй дурное хорошим, а черное белым.
Глаголы
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Умей взять, умей и отдать.
Как пришло, так и ушло.
Умеешь ссориться, научись и мириться.
Дождик вымочит, солнце высушит.
Другие части речи
Меньше болтай, да больше соображай.
Меньше говори, больше слушай.
Мягко стелет, да жестко спать.
Говорит прямо, а делает криво.
Болен — лечись, здоров — берегись.
Думай медленно, работай быстро.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Лучше тихо, да вперед, чем скоро, да назад.
Где работа, там густо, а в ленивом доме пусто.
За чужим погонишься — свое потеряешь.
Наибольшую сложность для детей могут вызвать пословицы, в которых используется несколько слов-антонимов.
Мир строит, а война разрушает.
Чем длиннее день, тем короче ночь.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Горе старит, радость молодит.
Добро поощряй, а зло порицай.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Труд всегда дает, а лень всегда берет.
Легко взять, да трудно отдать.
Пословицы с похожим смыслом
Нахождение пословиц с похожим содержанием очень интересно для детей, особенно если их познакомили с пословицами о труде, учебе, личных качествах человека. Данное задание предполагает разные варианты его выполнения.
Педагог заранее вывешивает на доску пословицы разной тематики. Остальные оформлены на отдельных карточках (листках). Дети выбирают карточки, читают пословицу, объясняют ее смысл и определяют, к какой тематической группе она относится.
Педагог каждому ребенку раздает по одной пословице из разных тематических групп. Каждый ребенок находит пословицу (или несколько), смысл которой близок той, которую дал учитель:
без труда не выловишь и рыбку из пруда; хочешь есть калачи — не сиди на печи; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть; в лес не съездишь, так и на печи замерзнешь; какие труды, такие и плоды; дерево дорого плодами, а человек делами; землю красит солнце, а человека — труд; птицу узнают в полете, а человека в работе; нет друга — ищи, а найдешь — береги; без друга в жизни худо; человек без друзей, что дерево без корней; верный друг лучше сотни слуг; дерево живет корнями, а человек друзьями; птица сильна крыльями, а человек дружбой; друг за друга держаться — ничего не бояться; не надобен и клад, когда в семье лад; на что клад, когда в семье лад; испокон века книга растит человека; с книгой дружить — век не тужить; букварь — к мудрости ступенька; пословицу сказал — дорогу указал; пословица недаром молвится; пословица — всем делам помощница; почитай учителя как родителя; строгость учителя полезнее ласки родителя.
Найди ошибку (задание на развитие слухового восприятия и коррекцию фонематического слуха).
В начале игры педагог читает стихотворение.
Пословица, мы тебя знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чье-то место заняла?
В.Волина
Детям зачитывают неправильный вариант пословицы, просят найти в ней ошибку и дать правильный вариант. Если ребенку пословица не знакома, то выполнение задания у него вызовет большую сложность. В этом случае рекомендуется предложить два варианта пословицы: правильный и неправильный. Ребенок из двух вариантов выбирает правильный, отвечая на вопросы: «В каком слове ошибка? Какую букву нужно заменить?». Данное задание дети могут выполнять как на слух, так и письменно.
Лось до добра не доведет.
От бобра добра не ищут.
В здоровом теле здоровый пух.
Один в золе не воин.
Правда глаза полет.
Сашу маслом не испортишь.
Не ноги горшки обжигают.
Голод не щетка.
Трус своей лени боится.
На безрыбье и бак рыба.
Купил кита в мешке.
Нет худа без бобра.
Повторенье — тьма ученья.
Терпенье и пруд всё перетрут.
Мы сами с ушами.
Голода не бойся, по пояс мойся.
Без места пирога не испечешь.
Больше дела, меньше снов.
Пустая мыльница и без ветра мелет.
Что написано пером, того не вырулишь топором.
На ловца и дверь бежит.
Трус человека кормит, а лень портит.
На горе шапка горит.
Один ус хорошо, а два лучше.
Летний тень год кормит.
Семеро одного не идут.
Жди у горя погоды.
Каждый кулик свое долото хвалит.
Лес рубят — кепки летят.
Представление о времени.
Многие учащиеся начальной школы имеют неточные, искаженные представления о календарном времени, а их сведения об отдельных временных обозначениях поверхностны. Работа, направленная на заучивание названий и последовательности месяцев, дней недели, носит формальный характер и не способствует осознанию детьми длительности и необратимости времени, его смене и периодичности. В связи с этим необходима систематическая работа по формированию у детей дошкольного и младшего школьного возраста представлений о времени. Доказано, что своевременное и адекватное формирование временных представлений и ориентировки во времени служат необходимой предпосылкой развития мышления и деятельности детей в целом.
Использование пословиц о временах года и природных явлениях способствует совершенствованию представления о цикличности времени, закреплению знаний месяцев года, развитию и коррекции пространственно-временной ориентировки детей. Чтобы сложная система временных отношений могла быть четко осознана детьми, рекомендуется использовать календарь, отражающий в материальной форме цикличность месяцев года как единиц времени.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Месяц январь — зимы государь.
Январь-батюшка год начинает, зиму величает.
Январь — году начало, а зиме середина.
Июль — макушка лета.
В сентябре лето кончается, осень начинается.
Май леса наряжает, лето в гости поджидает.
Представления младших школьников о каждом времени года достаточно адекватны, хотя остаются неполными и в большинстве случаев связаны с воспоминанием об определенной деятельности человека, характерной для данного времени года. Как показывает практика, наиболее трудным остается определение последовательности времен года.
Формирование познавательной деятельности тесно связано с развитием понимания причинно-следственных связей. Осознание временных и причинно-следственных отношений зависит от конкретного содержания каждого временного эталона. Используя пословицы о природе, можно, с одной стороны, продолжить работу над установлением причинно-следственных связей в природе, а с другой — совершенствовать представления о смене времен года и их цикличности.
Ниже подобраны пословицы, отражающие причинно-следственные связи между природой и деятельностью человека и характерные для каждого сезона признаки. В этом задании детям предлагается догадаться, название какого времени года пропущено в пословице.
Что в августе соберешь, с тем и ________________ проведешь.
Весна дает цветы, а ____________ — плоды.
Кто ______________ трудиться рад, будет осенью богат.
____________ без снега — лето без хлеба.
Чем крепче зима, тем скорее ______________ .
Увидал скворца, знай — ______________ у крыльца.
Кто спит , плачет зимою.
Худо , когда солнца нету.
Каждый кустик ночевать пустит.
солнце светит, да не греет.
Одна ласточка _______________ не делает.
Что летом родится, то _________________ пригодится.
Земля _________________ отдыхает, а весной расцветает.
Лето собирает, а _______________ поедает.
Длинные сосульки к долгой ___________________.
Лето со снопами, а ______________ с пирогами.
Кто весной трудиться рад, будет _________________ богат.
Что летом соберешь, то ________________ на столе найдешь.
Веселые рифмочки
(задание на развитие чувства ритма, активизацию слухового внимания и памяти, коррекцию фонематического слуха).
Детям необходимо внимательно послушать пословицу и назвать в ней рифмующиеся слова. (Подборка пословиц дана ниже.)
Человек лукавый, что карман дырявый.
Лишнее пожелаешь — последнее потеряешь.
Расти большой, да не будь лапшой.
Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
Как в мае дождь, так будет и рожь.
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
В зимний холод всякий молод.
Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый?
Всякому молодцу — ремесло к лицу.
Не бывает скуки, коли заняты руки.
Еле-еле душа в теле.
Здоров будешь — все добудешь.
Курить — здоровью вредить.
Славу свою добывай в бою.
Трус и таракана примет за великана.
Умелый боец везде молодец.
Хорош грибок — белый, а солдат смелый.
Кто драку затевает, тот сам битым бывает.
На языке мёд, а под языком лёд.
Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
У врача лечись, а у умного — учись.
Бояться волков — быть без грибков.
Поспешишь — людей насмешишь.
И в мое оконце засветит солнце.
Хлеб- соль кушай, а хозяина слушай.
Свои иголки для ежа не колки.
У кого что болит, тот про то и говорит.
Люди пахать, а мы руками махать.
Какое семя, таково и племя.
Всякому нужен и обед и ужин.
Изба красна углами, обед — пирогами.
Чай пить — не дрова рубить.
Хороша кашка, да мала чашка.
Если хлеба нет куска, то и в тереме тоска.
В гости ходить — надо и к себе водить.
Далеко шел, добра не нашел.
Добро быть в радости и жить в сладости.
Добро наживай, а худо изживай.
Не хвались серебром, а хвались добром.
На добрый привет — добрый и ответ.
Зло любить — себя губить.
Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Не нужен ученый, а нужен смышленый.
Двое пашут, а семеро руками машут.
Снаружи мило, а внутри гнило.
Тот герой, кто за правду горой.
Велик телом, да мая делом.
Не учи безделью, учи рукоделью.
Надо знать, что сказать.
Кто скачет, а кто плачет.
Май леса наряжает, лето в гости поджидает.
Москва- столица — для всего мира светлица.
Кто в Москве не бывал, тот и красоты не видал.
Работай смелее — будешь жить веселее.
В зимний холод всякий молод.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Таким образом, использование такого вида устного народного творчества как пословицы на занятиях с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи, обогатит их словарный запас, фразовую речь, повысит грамотность, разовьет познавательную деятельность, регулирующую функцию речи. Систематическая работа с пословицами способствует воспитанию у учащихся эстетического вкуса и позитивных качеств личности, развивает их эмоциональную сферу и обогащает жизненный опыт.
Источники:
1. «Пословицы и поговорки в коррекционной работе с младшими школьниками” Оглоблина И.Ю., канд. пед. наук, учитель-дефектолог СШ № 19, г. Минск, Республика Беларусь
2. “Русские пословицы в лицах” Художественное издание почтовых карточек, компания “Зингер”, С-Петербург, 1914 г.