На семь дворов один топор и тот без топорища значение пословицы

Конспект урока русского языка в 3 классе

УМК «Школа России»

Тема урока «Имя числительное»

Составила учитель начальных классов

Дружкова Полина Владимировна.

Конспект урока русского языка в 3 классе с использованием ИКТ.

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 532 Дружкова П.В.

Предмет: русский язык.

Тема урока: «Имя числительное».

Класс: 3. Программа «Школа России» под редакцией В.П. Канакиной

Образовательное учреждение: Государственное Общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 532 г.Санкт-Петербурга

Авторский медиапродукт: презентация (среда POWER POINT).

Дидактическое обоснование

Урок разработан в свете ФГОС НОО.

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 3 классе.

Система учебников «Школа России».

Тема урока: «Имя числительное».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания.

Методические задачи урока:

Предметные:

подвести учащихся к «открытию» и осознанному пониманию понятия «числительное как части речи», «виды числительного»; «роль в жизни», «употребление в речи».

формировать умение выделять имена числительные среди других частей речи, классифицировать и правильно употреблять в речи;

Метапредметные.

Развивать: УУД учащихся;

психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции(сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;

умение работать в паре, группе, индивидуально.

Личностные:

-формировать положительную мотивацию учения;

-развивать уважение и интерес к русскому языку, истории страны.

Основные дидактические методы: деятельностный,

проблемный, исследовательский, практический;

методы и приемы технологии развития критического мышления.

Форма организации познавательной деятельности:

индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная.

Место данного урока в системе уроков по теме:

первый урок по теме «Имя числительное».

Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения, с применением ИКТ.

Учебные пособия: Русский язык:3класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/В.П,Канакиной –М.: Просвещение, 2011.-176 с.: ил.-(Школа России), толковый словарь С.Ожегова.

Используемое оборудование: ПК, проектор, экран.

Используемые ресурсы из других общедоступных источников: майл. ру -картинки

Технологическая карта урока

Части урока

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Содержание

Речевая разминка.

— Здравствуйте, ребята!

— Настроение каково?

— Во!

— Все такого мнения?

— Все без исключения!

— Может вы уже устали?

— Мы таких с собой не брали.

— Может ляжем отдохнём?

— Лучше мы урок начнём! Начнём урок.

-Откройте учебник на странице 59.Обратимся к уроку №27.

-Какую важную информацию об уроке вы видите?

(Видим название раздела учебника, темы урока , находим формулировку языкового закона, видим знакомые условные знаки).

-Какова тема урока? Прочитайте.

— В каком разделе помещен урок? Слайд №2

-Что мы изучаем в данном разделе?

-Вспомните, изучалась ли данная тема раньше?

— Ребята, а хотите узнать об имени числительном?

— Открываем тетради, записываем число и вид работы.

Деятельность учителя

Организация обучающихся, включение в работу. Способствуя к озвучиванию темы урока.

Деятельность обучающихся

Подготовка к восприятию нового материала. Включение в деловой ритм.

Универсальные действия

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Коммуникативные УУД: умение вести диалог, с точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации.

Части урока

2.Актуализация знаний.

Содержание

Предлагаю прочитать пословицу на слайде № 3

На семь дворов один топор- и тот без топорища.

— Как понимаете пословицу, когда так говорят? А к нашему уроку можно отнести эту пословицу? Определите части речи. У какого слова вы не смогли определить часть речи? (Семь) Что называет это слово (Число) Поставьте вопрос к этому слову (Сколько?) Как вы думаете, как может называться часть речи, которая обозначает число? (Ответы детей) Такие слова называются именами числительными. Приведите примеры имен числительных. Сформулируйте тему урока

Выход из положения?.- Воспользоваться справочником, постараться найти нужную информацию. Пополнить свои знания новой информацией.

Деятельность учителя

Актуализация знаний обучающихся, определение их уровня знаний, выявление пробелов в знаниях обучающихся.

Деятельность обучающихся

об Повторение изученного материала. Тренировочные упражнения, развитие мыслительных операций и учебных навыков.

Универсальные действия

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.

Познавательные УУД.

Общеучебные универсальные действия: смысловое чтение.

Логические универсальные действия: анализ материала; выбор оснований для

составления задания.

Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и

нахождение пути решения проблемы.

Части урока

3. Постановка учебной задачи.

Содержание

Предлагаю выполнить упражнение из рубрики « Давай подумаем» на странице 76 в учебнике.

— Какие слова вы не выписали? Почему? Работа со слайдами №4-6

Деятельность учителя

Создание проблемной ситуации.

Деятельность обучающихся

Наблюдение над языковым материалом, фиксация недостатка знаний, озвучивание, уточнение темы урока.

Универсальные действия

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение познавательной цели.

Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).

Части урока

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Содержание

Фронтальная работа подпишите картинки, указывая их количество.

Слайды № 7-11 – Как вы записали? Как ещё можно записать? Что обозначают эти слова? Что ещё их объединяет? (Количество предметов, задаём один вопрос к слову).

— Подумайте, где вы ещё используете эти слова? (При счёте предметов, при наборе номера телефона).

— Давайте посчитаем сколько учеников сидят в первом ряду? Что объединяет эти слова? ( Отвечают на один вопрос — сколько?)

— Скажите, как вы определяете число игроков во время игры? ( с помощью расчёта).

— Покажите это с ребятами второго ряда. Один ученик демонстрирует.

( Первый, второй, третий и т.д.).

— А что объединяет эти слова? (Они отвечают на вопрос какой?)

— Что их отличает от слов первой группы? (Первые слова называют количество, вторые порядок предметов).

— Теперь попробуем сформулировать правило об этих словах. Групповая работа. Работа с карточками. Слайд № 12 Читаем, формулировки учащихся и сравниваем с правилами в учебнике на с. 76. Слайд № 13- 15

Физминутка.

— В чём разница между числом и цифрой? Уточним по словарю.

Число понятие количества, величина, при помощи которой производится счёт.

Цифра – знак, обозначающий число.

(толковый словарь С.Ожегова)

Деятельность учителя

Организация учащихся на исследование проблемных ситуаций.

Деятельность обучающихся

Выполнение заданий. Составление памятки, подводящей к определению понятия части речи, озвучивание понятия. Углубление понятий: «Количественные и порядковые числительные».

Универсальные действия

Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция.

Познавательные УУД: логические универсальные действия: решение проблемы.

Коммуникативные УУД : сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Части урока

5.Первичное закрепление

Содержание

Самостоятельная работа. – Первое задание -Упражнение №106 на с. 66. Взаимопроверка.

— Расскажите определение по выполненному заданию.

Второе задание — Употребление числительных в письменной речи.

-Вставь в предложения подходящие по смыслу сочетания слов с числительными Числительные запиши словами: 1) Юрий Гагарин — … . 2) … — Международный женский день. 3) В феврале месяце … . 4) В нашем классе … учеников. 5) … поздравляют ветеранов с Днём Победы. (Фронтальная проверка)

Деятельность учителя

Установление осознанного восприятия. Обобщение.

Деятельность обучающихся

Решение типового задания.

Усвоение нового правила, формирование практических навыков..

Универсальные действия

Регулятивные УУД: контроль, оценка.

Коммуникативные УУД: сотрудничество.

Познавательные УУД: общеучебные – логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)

Части урока

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Содержание

Выполняется упражнения № 103 с59 и упр. № 104 с.59. Проверка выполненного задания по эталону.

Слайды №16-19

Рубрика «Это интересно!» Слайд № 20 — 21

Работа с фразеологизмами и пословицами.

-Где мы используем числительные?

(На карточках записаны фразеологизмы и пословицы, прикреплены к доске).

1) на седьмом небе;

2) Одна пчела немного мёду натаскает.

3) с пятого на десятое;

4) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

5) Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года. Чтобы научиться лени – только три дня.

6) как свои пять пальцев;

— Прочитайте выражения. Как они называются? (Фразеологизмы; пословицы)

— Что такое фразеологизмы? Пословицы?

(Фразеологизмы – это устойчивые выражения в переносном значении.

Пословицы – предложения, в которых заключена народная мудрость).

— Объясним смысл выражений.

Деятельность учителя

Организует работу детей по применению новых знаний. (Имя числительное, количественные и порядковые, соответствующие вопросы)

Деятельность обучающихся

Выполнение самостоятельной работы. Самопроверка с использованием эталона.

Универсальные действия

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: самоопределение.

Части урока

7.Рефлексия деятельности (итог урока)

Содержание

Домашнее задание. Задание упражнение 105 с. 60, правило.

Обобщение. Слайд № 22

Рефлексия. Составление синквейна. Слайд №23 Пример синквейна.

Имя числительное

Порядковое, количественное.

Записываем, считаем, называем.

Число, количество, порядок

Счёт!

(Слайд №24 Использованные источники)

Деятельность учителя

Организация обобщения темы урока и рефлексии.

Деятельность обучающихся

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.

Универсальные действия

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, вести диалог, слушать учителя, одноклассников.

Познавательные УУД: рефлексия.

Личностные УУД: смыслообрзование

Семь

Анна семь лет с мужем жила, а до семидесяти вдовой была.
Бабушка неможет, дедушка семь лет костей не гложет.
Беда семь бед приводит.
Белое лицо семь изъянов скрывает.
В Вильне семь дорог для жида да три для поляка.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт и снизу метёт.
В семи дворах один топор – от нищеты.
Видно, велик городок, что в нём семь воевод.
Вот тебе бог, вот порог, а там и на семь дорог.
Враль врёт: семь вёрст до небес и всё лесом.
Всем по семь, хозяину восемь, хозяйке — девять, что ровно делит.
Где баб семь, там торг совсем.
Год будешь делать добро, а семь лет зло — всё равно вспомнят о твоём добре.
Для бешеной собаки семь вёрст — не крюк.
Для друга семь вёрст не околица.
Для лентяя на неделе семь воскресений.
До порога одна дорога, а за порог — семь.
Дурак в состоянии за один час задать больше вопросов, чем умный — ответить за семь лет.
Если один раз спотыкнёшься, то будешь спотыкаться семь раз.
К милому и семь вёрст не околица.
Загадка, разгадка, да семь вёрст правды.
Из семи печей хлебы едал.
Лапти растеряли, по дворам искали: было шесть, нашли семь.
Лук — от семи недуг.
Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
Лучше семь раз гореть, чем один раз овдоветь.
Лучше семь топоров, чем семь копылов.
Не строй семь церквей, а вскорми семь сирот детей.
Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений.
Один мышонок семь карасов опоганит.
Одна лиса семь волков проведёт.
Погода: один день блеснёт, а семь дней киснет.
Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.
Прежде чем сказать, поверни язык семь раз.
Прожил семь лет — нажил семь реп.
Пусть валят тебя семь раз — поднимись восемь раз.
Родился на семь дней раньше чёрта.
Семь бед – один ответ.
Семь вёрст киселя хлебать. (крылатое выражение)
Семь в тебе душ, да ни в одной пути нет.
Семь вёрст до небес и всё лесом.
Семь дел в одни руки не берут.
Семь дьяволов не сделают человеку столько зла, сколько он сам себе причинит.
Семь лет мак не родил, а голода не было.
Семь лет молчал, на восьмой вскричал.
Семь лет не виделись, а сошлись — и говорить нечего.
Семь лет червяк в хрене зимовал, а вкуса не познал.
Семь перемен, а всё одна редька: редька триха, редька ломтиха, редька с квасом, редька с маслом, редька в кусочках, редька в брусочках да редька целиком.
Семь пятниц на неделе.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семь раз по-твоему, да хоть раз по-моему.
Семь рек осушила, холста не смочила.
Семь топоров вместе лежат, а две прялки — врозь.
Семь четвергов, и все в пятницу.
Туды-сюды рубль, туды-сюды два, корову торговала, семь рублей давала, вот те и все десять рублей!
У боярина семь дочерей — будет из них и за смердом жена.
У одной овечки да семь пастухов.
У семи дворов один топор, да и тот без топорища.
У семи нянек дитя без глаза.
Храни вещь семь лет — и в конце концов сможешь найти ей применение.
Чем семь плохих мальчиков, лучше один хороший.
Шли двое — нашли пять рублей, семеро идут — много ли найдут.

Семеро

В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнёт.
Дома семеро по лавкам сидят, и один меньше другого.
Его нос бог на семерых нёс, да одному и приткнул.
Один пашет, а семеро руками машут.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Одним махом семерых убивахом.
Семеро наваливают, а один вези.
Семеро одного не ждут.
Семеро по зайцам, а шкурки нет.
Семеро с ложкой — один с плошкой.
Сам не дерусь, семерых не боюсь.

•  У плохого мужа жена всегда дура.

•  У правого уши смеются, а у виноватого и язык уныл.

•  У притчи и на коне не уйти.

•  У пьяницы на уме скляницы.

•  У пьяного басней не переслушать.

•  У пьяного и море по колено.

•  У рака мочь в клешне, а у богатого в мошне.

•  У свиньи как хочешь, а в гостях как велят.

•  У семи дворов один топор, да и тот без топорища.

•  У семи нянек (…пастухов;…мамок) дитя без глаза (…глазу).

•  У сердитого губа толще, а брюхо тоньше.

•  У сердца уши есть.

•  У сивого коня воловая хода.

•  У Сидора обычай, у Карпа другой.

•  У скупого всякая копейка алтынным гвоздем прибита.

•  У скупого и в крещенье льду не выпросишь.

•  У скупого рубль плачет, а у щедрого и полушка скачет.

•  У скупого середи зимы и снегу не выпросишь.

•  У скупого хоть много богатства на счету, а у нас хоть немного, да сладко во рту.

•  У случая на затылке нет волосов.

•  У сотни безумных найдешь и умных.

•  У спаса не без запаса.

•  У спесивого кол в шее.

•  У спесивого чина более законов.

•  У старого жена молода — беда не мала.

•  У старого козла крепки рога.

•  У старого коня не по-старому хода.

•  У старого мужа молодая жена — чужая корысть.

•  У стен есть уши.

•  У страха глаза велики, да ничего не видят.

•  У тещи про зятя и ступа доит.

•  У тещи-света все зятю приспето.

•  У тороватого скупость на дне.

•  У упрямого на голове хоть кол теши.

•  У Фили были, у Фили пили, да Филю ж побили (…били).

•  У Фомки не без помхи.

•  У хлеба не без крох.

•  У хорошего товару не живет (…не бывает) накладу.

•  У хорошей жены и плохой муж будет молодцом.

•  У хотенья живет и терпенье.

•  У худой рожи и худой обычай.

•  У царя руки долги.

•  У черта на куличках (…на кулижках). — Где? — Против неба на земле.

•  У ядущего брюха нет ни глаз, ни уха.

•  У языка зубы да губы — два замка.

•  Убил бобра, а не нашел добра.

•  Убил бог лето мухами.

•  Убил да ушел — бог унес, а поймали да побили — не черти водили.

•  Убирай кульки в мешки.

•  Убирай плотву, что щучинку.

•  Убирай сайки с квасом.

•  Убитого зверя в поле не оставляй.

•  Убить нас некого да и снять с нас нечего.

•  Убог камени не гложет, а богат злата не глотает.

•  Убогий монастырь — игумен сам по воду ходит.

•  Убогий рад киселю, а богатому и золото в горло не идет.

•  Убогим бог прибежище.

•  Убогого убить — добычи не добыть.

•  Убыток уму прибыток.

***

.

Топор сохе первый пособник.  (русская)

Топор плотнику кормилец.  (русская)

Топор — дорОгой товарищ.  (русская)

Топор своего дорубится.  (русская)

Рубит в три топора.  (русская)

Налетает и топор на сук.  (русская)

Топор — всему делу голова.  (русская)

Был-бы лес, а топор сыщем.  (русская)

Рубят и топоры до поры.  (русская)

Не топора бойся, а огня.  (русская)

За комаром не с топором.  (русская)

Топор одевает, топор обувает.  (русская)

После поры не точат топоры.  (русская)

Не топор тешет, а плотник.  (русская)

Взял топор — возьми и топорище.  (русская)

В семи дворах один топор.  (русская)

Наскочил топор на сучок…  (русская)

Не всё топор, что рубит.  (русская)

Востёр топор, да и сук зубаст.  (русская)

На крепкий сук — острый топор.  (русская)

Топор острее — так и дело спорее.  (русская)

Смирен топор, да веретено бодливо.  (русская)

На свои руки топора не уронит.  (русская)

И с топора не богатеют, а горбатеют.  (русская)

Без топора по дрова не ходят.  (русская)

Топором вороху не вывеешь.  (русская)

С топором весь свет пройдёшь.  (русская)

Рубить семерым, а топор один.  (русская)

Зубристый топор дорожку чертит.  (русская)

Не почто с ножом, где топор заложен.  (русская)

Топор обрубит, а огонь с корнем спалит.  (русская)

Налетел острый топор да на крепкий сук.  (русская)

Словно топор: не обрежет, так зашибёт.  (русская)

С медведем дружись, а за топор держись.  (русская)

Мужику не покор, что за поясом топор.  (русская)

Украл топор, а говорят, что не вор.  (русская)

Думает плотник с топором, да писака с пером.  (русская)

Без топора — не плотник, без иглы — не портной.  (русская)

После ужина — горчица, после скобеля — топором.  (русская)

Если б в топоре не плена, так бы и не та ему цена.  (русская)

Не топор кормит мужика, а июльская работа.  (русская)

Не взявшись за топор, избы не срубишь.  (русская)

Топором против сабли ничего не сделаешь.  (русская)

Кабы Бог не дал топора, так бы топиться давно пора.  (русская)

Во время поры точи топоры, а пройдёт пора — не надо и топора.  (русская)

У пьяного кулаки дерево рубят; у трезвого и топор не берёт.  (русская)

.

***

.

Пословицы и поговорки про Пень

Пословицы и поговорки про Топорище

Пословицы и поговорки про Дрова

.

***

Содержание страницы: пословицы и поговорки со словом «топор».

.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector