Загадки пословицы скороговорки

Оглавление [Показать]

 Русские Народные Поговорки, Пословицы, Загадки, Скороговорки, Потешки, Прибаутки, Присказки

Летела сова — весёлая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела; летала, летала и села, хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела, летела, летела…

Настоящая кладезь Народной Мудрости – поговорки и пословицы, загадки и скороговорки, прибаутки и присказки. В них раскрывается Душа Народа, и с детства эта кладезь помогает ребёнку научиться творить ясные образы, постигать нравственно-этические ценности народа и служить добру.

В XIX веке вышел сборник В.И. Даля «Пословицы и поговорки Русского Народа» включавший более 30 000 крылатых выражений.

Пословица представляет собой краткое, поучительное, ритмичное, устойчивое в речи образное изречение: «От яблоньки – яблочко, а от ели – шишка!

Где кто родится, там и пригодится! Вся семья вместе, так и Душа на месте!»

Поговорки в отличие от пословиц лишены прямого поучительного смысла и ограничиваются образным и иносказательным выражением: «Семь пятниц на неделе. Авось да небось.  Язык без костей».

Скороговорка и чистоговорка — изречение для развития дикции, скорости и  чистоты мысли и речи: «Бобры храбры идут в боры, бобры для бобрят добры!

Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб! Около кола колокола, и на колах колокола!»

Загадка – краткое образное иносказательно определение предмета или явления: «Сделал дыру, вырыл нору, солнце сияет, а он и не знает!

Крашеное коромысло над рекою повисло! Два братца в воду глядятся, век не сойдутся!»

Прибаутка — стихотворная, короткая, весёлая история, которую Родители рассказывают своему ребёнку: «Сова, совинька, сова, большая голова, на колу сидела, в стороны глядела, головой вертела.

Трах, трах, тарарах, едут мышки на ежах, подожди колючий ёж, больше ехать невтерпёж, очень колешься ты ёж».

Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь?

Водичка, водичка,

Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

Пестушка — короткий стихотворный напев матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни:

«Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки, А в ручки фатюнюшки, А в роток говорок, А в головку разумок.»

Считалка – небольшой стишок, с помощью которого определяют, кто водит в игре: «За морями, за горами, за железными столбами, на пригорке теремок, на двери висит замок, ты за ключиком иди и замочек отопри!

Катилось яблоко мимо сада, мимо сада, мимо града, кто поднимет, тот и выйдет!

Начинается считалка: на берёзу села галка, две вороны, воробей, три сороки, соловей!»

ПриСказка – разновидность русской прибаутки, добавляемой рассказчиком вначале, середине или конце сказки: «Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли сначала! Сказке конец, а мне берёзовый ларец.

В ларце плошки да ложки, губные гармошки: петь – плясать да поживать, нашу сказочку похваливать!»

Краткость – сестра таланта и «бьёт не в бровь, а в глаз». Изучая и применяя письменное и устное наследие своего Народа Человек, обретает истинное здравомыслие и собрание образов, чтобы научиться правильно Соображать и Воображать!

Вот и Сказочке конец, а кто слушал – Молодец!

 Всем надо понять почему больше всего поговорок про число «Семь»

            Семь раз отмерь, один раз отрежь

            У семи нянек дитя без глазу

            У одной овечки семь пастухов

            Семеро одного не ждут

            Один с сошкой — семеро с ложкой

            Суп из семи круп

            Семи смертям не бывать, а одной не миновать

            Лук — от семи недуг

            За семь вёрст киселя хлебать

            Семь вёрст до небес и все лесом

            Для бешеной собаки семь вёрст не крюк

            Не велик городок, да семь воевод

            Чем семерых посылать, лучше самому побывать

            Семь пятниц на неделе

            Семь пядей во лбу

            Семь бед — один ответ

            Семь футов под килем!

            Седьмая вода на киселе (о родстве)

            Семеро по лавкам (о детях)

            Семеро на одного

            …семимильными шагами

            Вятские — ребята хваткие, всемером одного не боятся.

            А ты, седьмой, у ворот постой

            Видно, велик городок, что в нем семь воевод

            Для любимого дружка семь верст не околица

            За семью печатями

            Макару поклон, а Макар на семь сторон

            Марток одевай семеро парток

            Не велик городок, да семь воевод

            Семеро ворот и все в огород

            Семеро по зайцам, а шкурки нет

            Семеро по лавкам

            Семь мудрецов дешевле одного опытного человека

            Семь потов сошло

            Семь раз поели, а за столом не сидели

            Семь сел, один вол, да и тот гол, а десять урядников!

  • Сиреневенькая юбочка с переподвыподвертом.
  • Вижу холм, на нем куль.
    Пошел на холм, взял куль.
    Вернулся с холма с кулем.
  • Кардиналы Карволана на карнавале короновали.
  • Карлик лекарь Карл у карлицы крали Клары украл кораллы.
    А карлица краля Клара у карлика лекаря Карла украла кларнет.
    Если бы карлик лекарь Карл у карлицы Клары-крали не крал кораллы,
    но карлица краля Клара у карлика лекаря Карла не крала бы кларнет.
  • Белые бараны били в барабаны.
  • Белый снег. Белый мел.
    Белый сахар тоже бел.
    А вот белка не бела.
    Белой даже не была.
  • Был баран белокрыл,
    Всех баранов перебелокрылил.
  • Бык тупогуб, у быка губа тупа.
  • Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
  • Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.
  • Все бобры для своих бобрят добры.
  • Добыл бобыль бобов.
  • Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.
  • Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
  • Верзила Вавила весело ворочал вилами.
  • Водовоз вез воду из водопровода.
  • Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами,
    а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.
  • Еду по дороге с выбоенки на выбоенку.
    Справа выбоенка, слева выбоенка – какая же выбоенная дорога!
  • По двору-подворью в добром здоровье.
  • Отвори, Увар, ворота, у двора на траве дрова.
  • Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
  • Где горы в городе Гагры?
  • Дед Додон в дуду дудел,
    Димку дед дудой задел.
  • На дворе трава, на траве дрова,
    не руби дрова на траве двора.
  • На дворе трава, на траве дрова:
    раз дрова, два дрова, три дрова.
  • На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь.
  • Наловила налимов, переналовила, ловила налима,
    ловила да так и не выловила.
  • Купи кипу, Пик.
  • Курит турка трубку, клюет турка крупку.
  • Наша река широка, как Ока.
    Как Ока, широка наша река.
    Так, как Ока, широка наша река.
  • Около кола колокола.
  • Я сидела у Оки, ела яблоки.
  • Коси, коса, пока роса.
    Роса долой – и нам домой.
  • Клала Клава лук на полку,
    Кликнула к себе Николку.
  • Константин констатировал.
  • Галка села на забор,
    Грач завел с ней разговор.
  • Гонец с галер сгорел.
  • Идет козел с косой козой,
    Идет козел с босой козой,
    Идет коза с косым козлом,
    Идет коза с босым козлом.
  • Гроза грозна, грозна гроза.
  • Голубь, гусь и галка – вот и вся считалка.
  • Кабы не прибытки да не убытки.
  • Уха была неплоха, неплоха была уха.
  • Хороша уха, если рядом Ока.
    Дела хороши – отведай ухи у реки Оки.
  • Пара птиц порхала-порхала да и выпорхнула.
  • Хороши цыплятки у хохлатки.
  • Сел и все съел.
  • Около кола колокола.
  • Где кисель, там и съел.
  • У елки иголки колки.
  • Елка, елка, елочка,
    Колкая иголочка.
  • Дятел сидел на елке и долбил щелки.
  • Коли Коля около колли,
    То и колли около Коли.
  • Лежал, лежал – растаял, убежал.
  • В Луку Клим луком кинул.
  • Маланья-болтунья молоко болтала,
    Болтала, болтала да все выболтала.
  • На мели мы налима ловили.
  • Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.
  • В уголок Алёна села, у Алёнки много дела.
  • Иголка-иголка, ты остра и колка.
  • Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
  • Сшит колпак, да не по-колпаковски.
  • Вылит колокол, да не по-колоколовски.
  • В голубятне голуби, а на дубе желуди.
  • Рассердился дед Филипп —
    Липкий клей к нему прилип.
  • Наш Полкан из Байкала лакал.
    Полкан лакал – не мелел Байкал.
  • Мы ели, ели линьков у ели.
    Линьков у ели еле доели.
  • Пилят, колют, колют, пилят Филя с Колей, Коля с Филей.
  • Клим, в один клин колоти.
  • О любви не меня ли вы, милый, молили
    И в туманы лиманов манили меня?
    На мели мы лениво налимов ловили,
    И вы мне меняли налим на линя.
  • – Расскажите про покупки.
    – Про какие про покупки?
    – Про покупки, про покупки,
    Про покупочки свои.
  • Пришел Прокоп – кипит укроп,
    Ушел Прокоп – кипит укроп.
    И при Прокопе кипит укроп,
    И без Прокопа кипит укроп.
  • Говорит попугай попугаю:
    «Я тебя, попугай, попугаю».
    Отвечает ему попугай:
    «Попугай меня, попугай!».
  • У перепела и перепелки пять перепелят.
  • Стоит поп на копне, колпак на попе,
    копна под попом, поп под колпаком.
  • Пекарь пек пироги в печи.
  • Пошла Поля полоть в поле.
  • Пётр Петрович, по прозванию Перов,
    поймал птицу пигалицу; понес по рынку,
    просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
  • Перепелка перепелят прятала от ребят.
  • Пётр в печке пек печенье да перепек всю выпечку.
  • Говорил командир про полковника и про полковницу,
    про подполковника и про подполковницу,
    про поручика и про поручицу,
    про подпоручика и про под-поручицу,
    про прапорщика и про прапорщицу,
    про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
  • Говорили про Прокоповича.
    Про какого про Прокоповича?
    Про Прокоповича, про Прокоповича,
    про Прокоповича, про твоего.
  • Сшит колпак не по-колпаковски,
    надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыколпаковать, переколпаковать.
  • Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
  • Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопиевича.
    Говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопиевича.
  • Три вороны на воротах,
    Три сороки на пороге,
    Три дерева, три тетерева.
  • Поперек реки пробирается паром,
  • Прыгают на языке скороговорки,
    Как паром на сковородке.
  • Рапортовал, да не дорапортовал,
    а стал дорапортовывать, зарапортовался.
  • Жили-были раки, раки-забияки.
    Жили раки шумно, затевали драки.
  • Два дровосека, два дроворуба
    На дворе дрова топорами рубят.
  • Тридцать три вагона в ряд
    Тараторят, тарахтят.
  • Трое трубачей трубили в трубы.
  • На горе Арарат растет красный крупный виноград.
  • На траве тропка, травка на тропке.
  • Орел на горе, перо на орле.
  • Три тропки, три рубки.
  • Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
  • Дробью бьют по перепелам да по тетеревам.
    Проворонила ворона вороненка.
  • Шел Егор через двор,
    Нес топор чинить забор.
  • Королева кавалеру каравеллу подарила.
    Королева с кавалером в каравелле удалилась.
  • Карл у Клары украл кораллы,
    а Клара у Карла украла кларнет.
  • Пётр Петров, по прозванию Перов, поймал птицу-перепелицу.
  • Марина грибы мариновала.
  • Пётр Петрович Прыгунов прибыл из Перми в Ростов.
  • Улов у Поликарпа – три карася, три карпа.
  • В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.
  • Собирала Маргарита маргаритки на горе,
    Растеряла Маргарита маргаритки на траве.
  • За тараканом с барабаном, за комодом с топором.
  • Ехал Грека через реку,
    Видит Грека – в речке рак.
    Сунул Грека руку в реку,
    Рак его за руку – цап!
  • Отпустите красной краски для покраски.
    Красной краской крашу крыши в красный цвет.
    Топоры остры до поры, до поры остры топоры.
  • Привез Пров Егору во двор дров гору.
  • Была у Фрола – Фролу про Лавра наврала,
    Пойду к Лавру – Лавру про Фрола навру.
  • Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.
    И на мели две недели карамель матросы ели.
  • Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
  • Молодой человек приятной наружности —
    Тридцать три версты в окружности.
  • У Андрея и Арины растут георгины.
  • Тридцать три трубача трубят тревогу.
  • Нашего пономаря не перепономарить.
  • Кирюша-Кирилл огород долго мерил.
    Мерил, мерил, перестал, лег под деревом – устал.
  • Краб крабу сделал грабли.
    Подал грабли крабу краб:
    – Сено грабь граблями, краб.
  • На лугу под горкой
    Лежал сырок
    С красивой красной коркой.
    Сорок сорок в короткий срок
    Съели сырок.
  • Забыл Панкрат дома домкрат.
    А Панкрату без домкрата
    Не поднять на тракте трактор.
  • Курочка шустра, пестра,
    Уточка с носка плоска.
  • Тара-тара, та-ра-ра!
    У крыльца растет трава.
    Ай, тари-тари-тари,
    Куплю Рае литари.
  • Солил Терентий грибочки —
    Сразу тридцать три бочки.
    Съел Терентий грибочки —
    Сразу тридцать три бочки.
  • На горе у речки
    Уродилась гречка.
  • У стряпухи Дарьи весь день аварии.
  • Стоит лодырь у ворот, широко разинув рот.
    И никто не разберет, где ворота, а где рот.
  • Курьера курьер обгонял в карьер.
  • Три дровосека,
    Три дровокола,
    Три дроворуба
    Говорили про Ларю,
    Говорили про Ларьку,
    Говорили про Ларькину жену.
  • Ходит грач с грачихой черной в огороде на гряде.
  • Троша ткет, трет кастрюлю с тряпкой.
  • У маленькой Сани перевернулись сани.
  • На сосне-сосенке выросли опенки.
  • На острую косу много покосу.
    Был бы покос, да настал мороз.
  • Сене все бы спать на сене.
  • У Сени и Сани в сетях сом с усами.
  • В семеро саней по семеро в сани уселись сами.
  • В поле – все, все, все. В поле – сев, сев, сев.
  • Ох, как сыро, сыро, сыро от росы, росы, росы.
  • У нас погас газ – газ у нас погас.
  • Села мышка в уголок,
    Съела бублика кусок.
    Ест киска суп из миски.
    Сыта киска, пуста миска.
  • В саду рос куст роз – куст роз рос в саду.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Сидел воробей на сосне.
    Заснул – и свалился во сне.
    Если б он не свалился во сне,
    До сих пор бы сидел на сосне.
  • Сало было, стало мыло.
  • Саша шапкой шишку сшиб.
  • Свинья тупорыла весь двор перерыла,
    вырыла полрыла, до норы не дорыла.
  • Сел сокол на гол ствол.
  • Семь суток сорока старалась, спешила,
    себе сапоги сыромятные сшила.
  • Сенька-везенька, вези бабу на санках.
    Санки скок, Сеньку в лоб.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Ткет ткач ткани на платки Тане.
  • Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.
  • Токарь в коротайке окоротал таратайку.
  • Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
  • Съел наконец кузнец варенец.
  • Из соседнего колодца целый день водица льется.
  • У Маши на кармашке маки и ромашки.
  • Хороши в Шекене ерши, щуки тоже хороши.
  • По шоссе шел с посошком и услышал шум шасси.
  • Наш шахматист вашего шахматиста перешахматит, перевышахматит.
  • Смешные шутки у Саши и Мишутки.
  • Шесть мышат в шалаше шуршат.
  • Милости прошу к нашему шалашу.
  • Мамаша давала Ромаше сыворотку из-под простокваши.
  • Около ямы три хвоя вялы; на хвой стану, хвой достану.
  • Около кола три хвоя вьются.
  • Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд.
  • Как-то нам будет перед антихристом-то стоять?
  • По ремешку, по бревешку боком проведу кобылку.
  • Выдерни лычко из-под кочедычка,
    лычко из-под кочедычка.
  • Семь те стрел каленых, страшилище.
  • На семерых сани, по семеро в сани.
  • На улице с лаптем, с девятериком – нам не до лаптей, не до девятериков.
  • Из-под кислого молока, из-под простокваши.
  • Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.
  • Белогубы огурцы, молодцы белопупы.
  • Полчетверта четверика гороху без червоточинки.
  • Стоит стопочка на окошечке, не подъявлена, не выявлена.
    Пришел хват подъявить; подъявил и выявил.
  • Худ едет на гору, худ едет под гору; худ худу бает: ты худ, я худ; сядь худ на худ; погоняй худ худом, железным прутом.
  • У нас на дворе подворье погода размокропогодилась.
  • Из-под Костромщины шли четверо мужичины;
    говорили они про торги да про покупки,
    про крупу да про подкрупки.
  • Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
  • Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха!
  • Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.
  • Здорово, отеч, братеч, сестрича, приятель, друг, – скажи челобитье поклон: прости, отеч, мать, дедка, батюшка, братеч, сестрича, птича, курича.
  • Брат Аркадий зарезал буру корову на горах Араратских.
  • Не диковина полубрату сказать про Поликарпа.
  • Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!
  • Шли сорок мышей, несли сорок грошей,
    две мыши поплоше несли по два гроша.
  • Летят три пичужки через три пусты избушки.
  • Утка моя, селезнюха моя, не летай за реку,
    не клюй песку, не тупи носку!
  • Бежит кошка по небу, догоню да поиму.
  • Кубра на кубру щи варила, пришедши букара, да выхлебала.
  • Не для чего, чего иного, как прочего другого

Мария Анашкина
Конспект занятий по теме «Фольклор» (сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, басни, считалочки, песенки).

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ

ПО ТЕМЕ «ФОЛЬКЛОР»

(сказки, пословицы, поговорки,

скороговорки, потешки, басни,

считалочки, песенки)

Занятие№1

Цель: Познакомить детей с понятием «фольклор». Закрепить знание о русских народных сказках, умение различать на слух присказку, зачин, концовку. Учить отличать загадку, пословицу, считалочку, скоро-говорку, потешку, песенку как составные части фольклора. Развивать внимание, воображение речь.

Ход занятия:

На доске демонстрационные картинки: собака, кит, арбуз, зонт, кот, игла.

— Здесь зашифровано слово, если вы его прочитаете, то узнаете, о чём мы будем беседовать на занятии (сказки).

— О чём мы будем беседовать? (о сказках).

— Верно, о русских народных сказках.

— Кто автор этих сказок? (народ)

— Верно, русский народ, так как есть и французские, английские, армянские, китайские сказки и сказки других народов.

— Какие вы знаете русские народные сказки? Назовите их.

— А кто написал загадки, пословицы, прибаутки, потешки, русские народные песенки?

— Верно, тоже русский народ.

— Хотите узнать, как все это народное творчество называют одним словом? Это слово – фольклор.

Фольклор – это народная мудрость.

Закрепите понятие с детьми. А теперь определите среди фольклора загадку, пословицу, поговорку и т. д.

1. Учись доброму, худое на ум не прейдет. (Пословица)

А какие пословицы вы знаете?

2. Раз. два, три, четыре, пять, будем в пятерки играть.

Звезды, месяц, луг, цветы – поводи пойди-ка ты. (Считалки)

А какие считалки вы знаете?

3. Белая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Загадка)

А какие загадки вы знаете?

4. Люли, люли, люленьки – летят сизы гуленьки.

Летят гули вон-вон, несут Маше сон-сон.

Стали гули ворковать, стала Маша засыпать. (Песенка)

А какие песенки вы знаете?

5. Трах, трах, тарарах,

Едут мышки на ежах.

— Подожди колючий ёж,

Больше ехать невтерпёж.

Очень колешься ты ёж. (Прибаутка)

А какие прибаутки вы знаете?

6. Сшила Саша Саньке шапку! (скороговорка)

А какие скороговорки вы знаете?

Игра: «Кто придумает конец, тот и будет молодец!».

Очень вкусный пирог!

Я хотел устроить бал и гостей к себе … (позвал)

Я взял муку и взял творог, испек рассыпчатый … (пирог)

Пирог, ножи и вилки тут, но что-то гости не … (идут)

Я ждал пока хватило сил, потом кусочек … (откусил)

Потом подвинул стул и сел, и весь пирог в минуту … (съел)

Когда же гости подошли, то даже крошек не нашли.

Почему сказки, фольклор, сложенные народом живут до сих пор?

Игра: «Кто лучше».

Показать картинку – иллюстрацию из сказки, предложить узнать сказку и составить свое продолжение по картинке.

Задание в тетради:

Придумать свою сказку и нарисовать главных героев.

Задание:

Определить на слух присказку, зачин, концовку.

1. Жили-были (зачин).

2. В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были (присказка).

3. Стали они жить-поживать и добра наживать (конец).

4. За тридевять земель, в тридесятом царстве (присказка).

5. Я там был, мед-пиво пил (конец).

6. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец (конец).

Занятие № 2.

Цель: Продолжать учить детей составлять модель сказки, опре-делять начало, середину, конец. Помочь детям понять смысл сказки «Лиса и журавль», заострить внимание на пословице «как аукнется, так и откликнется». Развивать умение самостоятельно мыслить, рассуж-дать, пересказывать близко к тексту.

Ход занятия:

Вывешиваю на доске схему сказки. —

Что это такое? Кто помнит?

Что означает синий квадрат? — (начало)

Что означает красный круг? (середина)

Что означает зеленый треугольник? (конец)

Все сказки складываются по одной схеме. Вы принесли рисунки с любимой русской народной сказкой? Рассматриваем рисунки по очереди и отгадываем сказки вместе с детьми. Попытаемся разложить рисунки на начало, середину и конец сказок.

Что было в начале? Что было в середине? Что было в конце?

Какими словами заканчивается сказка? Как вы их понимаете?

Верно ли поступил журавль? Почему?

Кто расскажет, что было в начале сказки? (показываю на модель -).

Рассказывают 2-3 ребенка.

А что было в середине сказки? (модель).

Что было в конце сказки? (модель).

А теперь мы попробуем прочитать сказку по частям:

1 ряд – первая часть, начало. Рисунки начала сказки —

2 ряд – Середина сказки. Рисунки середины сказки

3 ряд – Конец сказки. Рисунки окончания сказки

Затем по рисункам под схемой составляем сказку «Лиса и журавль».

Занятие № 3.

Цель: Упражнять детей в умении на слух различать и определять начало, середину, конец сказки. Учить думать, рассуждать, правильно отвечать на вопросы, выбирать героев только русских народных сказок, не путать их с героями из других сказок. Развивать воображение в результате придумывания своего конца к сказке «Лиса и журавль», не повторяясь за сверстниками, придумывать свой, отличный от других.

Ход занятия:

На воздушных шарах, в плетеной корзине прилетают игрушки – герои русских народных сказок с запиской-письмом. Там задания детям.

1. Загадки:

а) Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк).

б) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса, кто же это? (Лиса)

в) У косого нет берлоги, не нужна ему нора, от врагов спасают ноги, а от голода – кора? (Заяц)

2. Игра:

«Правильно – неправильно».

Гречка в печке, валенки на завалинке. (правильно)

Валенки в печке, на завалинке – гречка. (неправильно)

Гречка в валенке, завалинка в печке. (неправильно)

3. Игра:

«Начало – конец».

Голоден, как (волк). Здоров, как (бык).

Хитра, как (лиса). Упрямый, как (осёл).

Труслив, как (заяц). Болтливый, как (сорока).

Нем, как (рыба). Колючий, как (ёж).

Грязный, как (поросенок).

Читаю сказку «Лиса и кувшин». предлагаю найти начало, середину и конец сказки. Читаю середину, дети поднимают -, затем конец -, за-тем начало — -.

Какая лиса в сказке по характеру? (хитрая, нечестная, плутовка, глупая). Давайте изменим лису и придумаем сказке свой конец, где лиса из глупой, нечестной, хитрой превратилась в честную, добрую и т. д. Выслушиваю 4-5 детей. За лучший рассказ лисичка угощает детей орешками. А персонажи благодарят детей за выполнение всех заданий и угощают всех лисичкиными орешками, прощаются и улетают в другой детский сад.

Занятие № 4.

Цель: Вспомнить и закрепить «фольклор». Упражнять детей на слух определять и называть русские народные сказки; в умении само-стоятельно моделировать сказку «Лиса и тетерев», характеризовать персонажи, используя в речи разнообразные прилагательные.

Ход занятия:

Приход персонажа – черепашки-ниндзи (с барабаном, заводным) с целью – знают ли дети русские народные сказки. Тут же он их спраши-вает: «Что такое фольклор»? И предлагает детям викторину по сказкам; детям читают отрывки из сказок «Репка», «Маша и медведь», «Снегурочка», «Лиса, заяц и петух», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшинки». Если дети отгадывают, то черепашка стучит в барабан, вы-ражая восторг и одобрение.

Затем предлагается детям сравнить слова: дом, жилище, терем, постройка, теремок. Одинаковы ли они по смыслу? Какие из них являются общими для все? какие больше всего соответствуют сказочному сюже-ту? Какое подходит для меня?

Черепашка выражает восторг стуча в барабан.

Обращаюсь к персонажу и предлагаю посмотреть, как дети состав-ляют модель сказки «Лиса и тетерев».

Читаю сказку целиком, потом вразброс. Дети оперируют моделями.

Кто из героев оказался умнее? Попробуйте рассказать о тетереве. Какой он? (хитрый, умный, спокойный, находчивый, догадливый, сообра-зительный).

В конце занятия черепаха-нинзя вручает медали лучшим детям.

Занятие № 5.

Цель: Вспомнить и закрепить понятие «фольклор». Упражнять детей на слух определять и называть русские народные сказки; в умении самостоятельно моделировать сказку «Лиса и тетерев», характеризовать персонажей, используя в речи разнообразные прилагательные.

Ход занятия:

«Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает». Это крылатое выражение. Что оно значит? Поясните. Если дети затрудняются, необ-ходимо объяснить самой.

Показать портрет А. С. Пушкина. Зачитываю отрывки из стихов о природе – о зиме. «Зимнее утро», «Евгений Онегин»:

… Вот ветер тучи нагоняя …

… Идет волшебница зима …

Послушать грамзапись П. И. Чайковского «Январь», «Декабрь». Какая мелодия подходит к стихам? Докажите. У вас у каждого своя точка зрения, и мы будем учиться её доказывать. Если мы подобрали музыку к стихам Пушкина, то какие это стихи? (Красивые, напевные, задушевные, мелодичные …).

Почему стихи А. С. Пушкина помнят до сих пор, ведь прошло уже 158 лет?

Прочитать стихотворение «Зимнее утро»:

… Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Дети закрывают глаза и представляют, затем рисуют карандашами представленную картину стихотворения.

По ходу рисования читаю несколько раз стихотворение.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК, ЗАГАДОК, СКОРОГОВОРОК НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ

И РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Работа по орфографии на уроках русского языка всегда доставляет немало хлопот учителю. Многие дети не очень охотно выполняют задания учебника, плохо запоминают правила, не проявляют интереса к уроку. Для этого на уроках русского языка в начальной школе можно использовать стихотворные упражнения, пословицы, поговорки с целью усвоения материала по орфографии.

Что собой представляют подобные упражнения? Условно их можно разделить на две группы:

I группа — это запоминалки. Назначения таких упражнений предельно просто. Они служат для выделения орфограммы и запоминания её правописания в стихотворной форме. Упражнения многократно читаются на уроке. Основное требование — не подменять ими правила учебника.

II группа — рифмованные упражнения, которые используются нами для чтения и письма орфографически насыщенного словарного материала. Такие упражнения или пословицы, загадки привлекают детей к орфограмме, расширяют их представления.

Методика проведения подобная упражнений несложная, однако имеет ряд специфических особенностей. Основная — многократное рифмованных текстов на разных этапах обучения и целесообразно начинать как можно раньше.

На протяжении многих лет я работаю над темой: «Коррекция познавательных возможностей и активизация словаря умственно отсталых учащихся путём использования в работе пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, рифмованных упражнений на уроках русского языка и чтения. В результате многолетнего опыта я пришла к такому выводу, что использование в работе русского фольклора помогает ученикам с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид) овладеть грамотным письмом, скоррегировать познавательные возможности учащихся и активизировать словарь учащихся.

Русский язык наиболее трудный предмет для усвоения умственно отсталыми школьниками. Особенности мыслительной деятельности — бедность словаря, недоразвитие фонематического слуха крайне затрудняет понимание грамматических правил, их запоминание и применение на практике. Большие трудности испытывают учащиеся при чтении, понимании смысла прочитанного. При изучении программы по русскому языку, чтению — основная цель — поиски путей, облегчающих усвоение материала. Большую возможность представляет фольклорный материал, рифмованные грамматические правила и упражнения, скороговорки для коррекции и звукопроизношения.

Мною разработано одиннадцать основных орфограмм по изучению, повторению и закреплению данных тем:

1.  Правописание гласных с шипящими:

а) жи-ши; б) ча-ща; в) чу-щу.

2.  Правописание звонких и глухих согласных.

3.  Правописание слов с сочитаниями букв ЧН и ЧК.

4.  Правописание собственных имён существительных.

5.  Правописание смягчающего мягкого знака.

6.  Правописание разделительного мягкого знака.

7.  Правописание безударных гласных в корне слова.

8.  Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

9.  Правописание слов с двойными согласными.

Использование пословиц и поговорок даёт возможность не только закрепить данную тему, но и провести важный для учащихся воспитательный момент, формируя познавательные возможности умственно отсталых учащихся. Каждая пословица чему-то учит, кого-то воспитывает, учит понимать смысл жизни и поэтому такие уроки более эмоциональны и эффективны, они приобщают детей к жизни и развивают познавательные возможности учащихся, активизируя словарь. Накопленный материал помогает мне в работе. Уроки отмечены директорами и завучами спецшкол Краснодарского края с демонстрацией приёмов использования русского фольклорного материала. Систему работы с фольклорным материалом можно использовать как и для объяснения нового материала, так как и по повторению и закреплению или работой над ошибками, как один из этапов урока.

ЖИ – ШИ

Стишок – запоминалка.

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи;

Кружи, дружи, служи, спеши –

Запомни слоги ЖИ и ШИ

ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ

С буквой И всегда пиши:

Мыши, ежики, моржи:

Лыжи, лужи, камыши.

ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

Как поживешь, так и прослывешь.

Шила в мешке не утаишь.

Конь бежит – земля дрожит.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

Чужими руками жар не загребай.

Кому пирожки да пышки, а кому синяки да шишки.

Хороший человек не забывается.

Что о том тужить, чего нельзя воротить.

Языком не спеши, а делом не ленись.

Век живи, век учись.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Не боги горшки обжигают.

ЗАГАДКИ

Что за звездочка такая

На пальто и на платке?

Вся сквозная, вырезная,

А возьмешь – вода в руке. (СНЕЖИНКА)

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые

На них поставил две ноги –

И по большим снегам беги. (ЛЫЖИ)

Хвост длинен, сами крошки

Боятся очень кошки. (МЫШИ)

Живет – лежит,

Умрет – побежит. (СНЕГ)

С людьми дружит, дом сторожит. (СОБАКА)

Всю жизнь крыльями машет,

А улететь не может. (МЕЛЬНИЦА)

Что вниз вершиной растет? (СОСУЛЬКА)

Лежит меж грядок

Зелен и сладок. (ОГУРЧИК)

Живет без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видит. (ЭХО)

Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками. (ЕЖ)

Зимой греет, весной тлеет

Летом умирает, осенью оживает. (СНЕГ)

Бежит, бежит – не выбежит,

Течет, течет – не вытечет. (РЕКА)

Брат с братом через дорожку живут,

Один другого не видят. (ГЛАЗА)

Стоял на белой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (ГРИБ)

СКОРОГОВОРКИ

1)  Жили-были журавль да овца.

Накосили стожок сенца.

Не сказать ли сказку с конца?

2)  Шапкой Миша шишки сшиб.

3)  В живом уголке жили ежи и ужи.

4)  Шишки на сосне, шашки на столе.

5)  Шила шубку – сшила юбку.

6)  Наша река широка, как Ока.

7)  Коля бежит с другом по лугу.

ЧА – ЩА

ЧА и ЩА, ЧА и ЩА

Роща, чаща и свеча.

Пища, туча, саранча –

С буквой А и ЧА и ЩА.

Сочетания ЧА и ЩА

В словах пища и свеча,

Куча, гуща, каланча,

Туча, роща, саранча,

Чаща, дача и печать –

Нужно с буквой А писать.

ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

Товарищ за товарища в огонь бросится.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Делу время, а потехе – час.

Январь год начинает, а декабрь кончает.

Час от часу не легче.

На бога надейся, а сам не плошай.

На вкус и цвет товарища нет.

Все хорошо, что хорошо кончается.

ЗАГАДКИ

Из горячего колодца

Через нос водица льется. (ЧАЙНИК)

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (ТУЧА)

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке

Зеленые пятки. (МОРКОВЬ)

И день и ночь

Стучим, стучим. (ЧАСЫ)

Крупно, дробно зачастил,

Всю землю напоил. (ДОЖДЬ)

Черные птички

На каждой страничке,

Мочат, ожидают,

Кто их прочитает. (БУКВЫ)

Есть совсем другая птица.

Если сядет на страницу,

То с поникшей головой

Возвращаюсь я домой. (ДВОЙКА)

Белая чайка

По черному полю скакала,

Следы за собой оставляла. (МЕЛ)

Под окошком гармонь

Горяча как огонь. (ОТОПИТЕЛЬНАЯ БАТАРЕЯ)

Пузатый, носатый

На печке сопел.

Потом вдруг нечаянно

Песню запел. (ЧАЙНИК)

Пять мешочков шерстяных –

Греются братишки в них. (ПЕРЧАТКИ)

ЧУ – ЩУ

1)  Щука, чум, ищу, молчу –

Я слова учу, учу.

ЧУ да ЩУ, ЧУ да ЩУ –

Я пятерку получу.

2)  Я грамотно писать хочу,

Слова на ЧУ и ЩУ учу:

Чулок и чудо, и чугун,

Чудак и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувство и чулан.

Кричу, ворчу, ищу, тащу –

Я с У пишу и ЧУ и ЩУ.

ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

Чужая сторона – дремучий бор.

Чужая сторона и без ветра сушит и без зимы знобит.

Научит горюна чужая сторона.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

От добра добра не ищут.

Грибов ищут – по лесу рыщут.

В чужую дудку не наиграешься.

Чужим богат не будешь.

Хлебушко – калачу дедушка.

Чужим ртом сыту не быть.

Чужим умом умен не будешь.

Не верь чужим речам, верь своим очам.

На чужой роток не накинешь платок.

За чужим погонишься – свое потеряешь.

В чужом глазу сучек видим, а в своем и бревна не замечаем.

Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха.

ЗАГАДКИ

Пять чуланов – одна дверь. (ПЕРЧАТКИ)

Сижу верхом, не знаю на ком,

Знакомца встречу – соскочу, привечу. (ШАПКА)

Стоит чудесная скамья.

На ней уселись ты и я.

Скамья ведет обоих нас

Из года в год, из класса в класс. (ПАРТА)

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог. (РАНЕЦ)

Растянулась, как гармошка,

Чудо-печка под окошком. (ОТОПИТЕЛЬНАЯ БАТАРЕЯ)

Я в дом любой тебя впущу,

Стучишь – я рада стуку.

Но одного я не прощу –

Коль не подашь мне руку. (ДВЕРЬ)

Закричу, заурчу,

На небеса улечу. (ВЕРТОЛЕТ)

Бывают ли у дождика

Четыре колеса?

Скажи как называются

Такие чудеса? (МАШИНА ДЛЯ ПОЛИВКИ УЛИЦ)

Закрепили клеем прочно

И ко мне прислали срочно.

Я его не пожалею:

Получу и вмиг расклею. (КОНВЕРТ)

СКОРОГОВОРКИ

1.  Встретил в чаще еж ежа:

— Как погода, еж?

— Свежа.

И пошли домой дрожа,

Сгорбясь, съежась

Два ежа.

2.  Тащу, не дотащу,

Боюсь, что выпущу.

3.  Волки рыщут, пищу ищут.

4.  Мамаша давала Ромаше

Сыворотку из-под простокваши.

5.  Отлежал бычок бочок.

Не лежи, вставай бычок.

6.  Гуси на лугу прячутся в стогу.

7.  На горе гогочут гуси.

Под горой огонь горит.

8.  Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

9.  Галдят грачата на галчат.

Галдят галчата на грачат.

10.  Лежит ежик у елки, у ежа иголки.

11.  Пустили щуку в речку,

Пирог спустили в печку.

12.  Чайные чашки в печали,

Стуча и бренча закричали.

13.  Часовщик прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

14.  Чащи чаще в нашей пуще,

В нашей пуще чащи гуще.

15.  Черепаха не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

16.  Волки рыщут, пищу ищут.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Подскажи словечко

1.  Не поедет без бензина

Наша быстрая …………(машина).

2.  Для мамы сегодня

Внимательный сын

Чудесные розы

Поставил в ………..(кувшин).

3.  Стали звездочки кружится,

Стали землю ложится,

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а ……..(снежинки).

4.  Захотели малыши

Поточить………(карандаши).

5.  Наша Мурка спит и слышит

Как в углу скребутся ………(мыши).

6.  Рыболову, вот так штука,

На крючок попалась ………(щука).

7.  Удивляется наш Саша:

— Блюдце есть, а где же …….(каша).

8.  Принесла нам дождь плакучий

Эта грозовая ……….(туча).

9.  Ты к обеду положи

Ложки, вилку и ……….(ножи).

10.  Собирают ребятишки

В парке желуди и ………(шишки).

11.  За лесом в болотной глуши

От ветра шуршат ……….(камыши).

12.  Я от досады чуть не плачу –

Не решается ……….(задача).

13.  Я откликаться не хочу

Меня зовут, а я ……….(молчу).

14.  Белокрылые хозяйки,

Над волной летают ……..(чайки).

15.  Я только нитки отыщу

И змея в небо ………(запущу).

16.  Слоник хоботом, как душем

Моет спину, моет……..(уши).

ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

1.  Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг,

Парный сразу проверяй,

«Зуб» — на «ЗУБЫ», «лед» — на «ЛЬДЫ» —

Будешь грамотным и ты.

2.  – Где растет морковь?

— На грядках.

— Буквы пишутся где?

— В тетрадках.

— Чистим что мы?

— Чистим зубки.

— Одеваем в холод?

— Шубки.

— Любим все?

— Снежки, салазки.

— А читаем часто?

— Сказки.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

Грядка. Нет чего? – Нет грядок.

А тетрадка – нет тетрадок.

Зубки! Изменили – зубы.

Шубки! Проверяем – шубы.

Ждем снежинок и салазок,

И побольше чудных сказок.

РИФМОВАННЫЕ СЛОВА

1.  Обед, завод, медведь, кровать,

Отряд, народ, этаж, тетрадь.

Нож, стриж, снег, гараж,

Лошадь, пруд, труд, шалаш..

2.  Рыбка, грядка, кружка, гладко,

Травка, сетка и тетрадка.

Крышка, лапка, лодка, ласка,

Книжка, ложка, утка, сказка.

Книжка, крышка и рубашка.

Травка, сетка, промокашка.

3.  Дружки, снежки, рожки, прыжки,

Сапожки, рожки, пирожки.

Лужки, флажки и ложки.

Кружки, поварешки.

4.  Мышка, кошка, глазки, лапки.

Дружба, книжки и тетрадки.

Шубка, шапка и сапожки,

И березка и сережки.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

1.  Берегись бед, пока их нет.

2.  Без труда хлеб не родится никогда.

3.  Грозен враг за горами, а грозней за плечами.

4.  Доброе дело – добрый и всход.

5.  Знайка дорожкой бежит, а Незнайка на печи лежит.

6.  Свой глаз – алмаз.

7.  Береги нос в сильный мороз.

8.  Где снег, там и след.

9.  Хороши в дорожку пирожки с горошком.

10.  Враг боек, да наш народ стоек.

11.  Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

12.  Мал золотник, да дорог.

13.  Старый друг лучше новых двух.

14.  Кому пирожки да пышки, а кому синяки да шишки.

15.  Матушка – рожь кормит всех сплошь.

16.  Шубка зимой не шутка.

17.  Дорога ложка к обеду.

18.  Кошке – игрушки, а мышке – слезки.

19.  Дай курице грядку, изроет весь огород.

20.  Январь год начинает, а декабрь кончает.

ЗАГАДКИ

Вся дорожка усыпана горошком. (МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ)

Без рук, без ног, а ворота отворяет. (ВЕТЕР)

Алый сапог в земле горит. (СВЕКЛА)

Телятки гладки, привязаны к грядке. (ОГУРЦЫ)

Без поводка бежит. (РУЧЕЙ)

В маленьком горшочке каша сладка. (ОРЕХ)

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке

А всего одна игрушка. (МАТРЕШКА)

Стоит Антошка на одной ножке. (ГРИБ)

До чего народ доходит, самовар в упряжке ходит. (ПАРОВОЗ)

У нас под крышей белый гвоздь висит.

Солнце взойдет, гвоздь упадет. (СОСУЛЬКА)

Летом гуляет, а зимой отдыхает. (МЕДВЕДЬ)

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз? (БЕЛКА)

На овчарку он похож

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (ВОЛК)

Длинная шея, красные лапки,

Щиплет за пятки – беги без оглядки. (ГУСЬ)

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес – и исчез. (ДЫМ)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Подскажи словечко и проверь

1.  Ранним утром у школьных ворот

Собирается дружный …….(народ).

2.  Дом пустует без ребят,

Убежали дети в ……(сад).

3.  Важно по морю плывет

Трехэтажный ……….(теплоход).

4.  Сообщает Дед Мороз,

Что он елочку принес,

Отряхнул с нее снежок,

На ветках лампочки ……..(зажег).

5.  Хоровод, хоровод.

Пляшет маленький ……(народ).

6.  На коньках я мчусь вперед,

Под ногами крепкий …….(лед).

7.  Для начинки на пирог

Приготовили ………..(творог)

8.  В тулуп и валенки одет

Шел на работу старый…….(дед).

9.  Я знаю точно адрес наш,

Свой подъезд и свой ……..(этаж)

10.  На бахче у нас растет

Как разрежешь, сок течет.

Свеж и сладок он на вкус

Называется……..(арбуз).

11.  Снег идет, снег идет.

Здравствуй, здравствуй

Новый………(год).

12.  Щиплет щеки, щиплет нос,

Но не страшен нам ……(мороз).

13.  Как не старался, я не мог

Достать с капустою…….(пирог).

14.  Научись держать в порядке

Свои книжки и …….(тетрадки).

15.  Испекли мы из муки

С луком, с мясом ….(пирожки).

16.  На кусок моей колбаски

Мурка хитро щурит …..(глазки).

17.  У нас общие игрушки,

Потому, что мы подружки.

18.  Козлик бегал по дорожке,

У него устали …..(ножки).

19.  Капа младшему братишке

Каждый день читает ……(книжки).

20.  Нам казалось очень просто

Переплыть на этот…..(остров).

21.  Долго я понять не мог,

Что часть слова – это……..(слог).

22.  Листья, листья, листопад!

Голым стал фруктовый …..(сад).

23.  Сел за стол на табурет,

Жду, когда дадут…..(обед).

24.  У Лисички Любки

Остренькие ……(зубки).

СКОРОГОВОРКИ ПО ТЕМЕ

1.  Тарас вез овес.

2.  У нас погас газ.

3.  В саду рос куст роз.

4.  В лесу много берез.

5.  И Сенька в сугроб, и Санька в сугроб.

6.  Наша дорожка усыпана горошком.

7.  Возьми ложку, да покушай горошку.

8.  Три тропки, три трубки.

9.  На травке тропка, травка на тропке.

10.  На горе Арарат растет крупный виноград.

11.  На болоте, на лугу стоит блюдце творогу.

12.  Голубка клюет крупку.

13.  Дудку дал Додону дед, дед, которому сто лет.

ПРАВОПИСАНИЕ ЧН и ЧК

Речка, ночка, строчка,

Точка, почка, дочка,

Срочный, булочный, ночной,

Точный, суточный, речной –

Знаем мы, наверняка,

Где ЧН, а где ЧК.

РИФМОВАННЫЕ СЛОВА

10.  Козочка, горочка,

33 пригорочка.

Ой, ЧК, ЧК, ЧК!

Кочка, почка, звездочка.

11.  Елочка и белочка,

Тучка, щучка, стрелочка,

Бочка, почка, спичка,

Речка, ручка, птичка,

Шуточка, минуточка,

Дочка, прибауточка,

Булочка и строчка,

Свечка, печка, точка.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

1.  Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того – на зеленой ветке.

2.  Умел начать, умей и закончить.

3.  Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

4.  Одна ласточка весны не делает.

5.  Вместе тесно, да врозь скучно.

6.  Хлеба нет – и корочки в чести.

7.  Хороша веревочка длинная, а речь короткая.

8.  Невеличка – птичка, да коготок остер.

9.  Всякая птичка свои песни поет.

10.  Старая собачка понапрасну не лает.

11.  Ласточка день начинает, а соловей кончает.

12.  Любишь кататься, люби и саночки возить.

13.  Январь год начинает, а декабрь кончает.

14.  Привычка – вторая натура.

15.  Сказал бы словечко, да волк недалечко.

ЗАГАДКИ ПО ТЕМЕ

Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет. (БАБОЧКА)

У маленькой Катюшки уселся на макушке

Не мотылек, не птичка – держит две косички. (БАНТ)

Стоят в поле сестрички,

Платья беленые, шапочки зеленые. (БЕРЕЗКИ)

Повернулось к солнцу золотое донце. (ПОДСОЛНУХ)

На потолочке в уголочке висит сито, не руками свито. (ПАУТИНА)

Белая бочка, нет в ней сучочка. (ЯИЧКО)

Ни куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (КНИГА)

Носом качнет – вода потечет. (ЛЕЙКА)

Всем, кто придет, и всем, кто уйдет, она ручку подает. (ДВЕРНАЯ РУЧКА)

СКОРОГОВОРКИ

1.  У мосточка под кусточком две лисички, две сестрички.

2.  Синичка, синичка – воробью сестричка.

3.  Елка, елка, елочка, колкая иголочка.

4.  Курочка шустра, пестра, уточка с носка плоска.

5.  Загудела дудочка, дудочка – погудочка.

6.  Очень часто блюдца у Танечки бьются.

7.  Палочки, крючочки, закорючки, точки бегали толпою и по одиночке.

МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ

Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо «шесть» получим шест,

Вместо «есть» получим ест,

Станут пенками «пеньки»;

Уголками – «угольки»,

И «банька» в банку превратится.

Вот, что может получится,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

РИФМОВАННЫЕ СЛОВА

День, динь, сон, тень,

Сыр, сок, лось, лень,

Нос, нес, рыть, ныть,

Кон, конь, шум, пить.

(Подчеркни слова, в которых не напишешь мягкий знак)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

1.  За совесть, да за честь хоть голову снесть.

2.  Жизнь дана на добрые дела.

3.  Ждать да догонять – нет хуже.

4.  Упустишь огонь – не потушишь.

5.  Не дорог подарок – дорога любовь.

6.  Есть калачи – не сидеть на печи.

7.  Пахать – не в дуду играть.

8.  Весна красна цветами, а осень снопами.

9.  Тяп-ляп – не выйдет корабль.

10.  Чай пить – не дрова рубить.

11.  У кольца нет конца.

12.  Мельница сильна водою, а человек едою.

13.  У горькой беды нет сладкой еды.

14.  Век живи, век учись.

15.  Ученику – удача, учителю – радость.

16.  Азбуки не знает, а читать садится.

17.  В камень стрелять – только стрелы терять.

18.  Семь раз примерь, а один раз отрежь.

19.  Журавль летит высоко, видит далеко.

20.  Тяжело тому, кто от работы бежит.

21.  Товарищ за товарища в огонь бросится.

ЗАГАДКИ

Синенькая шубенка покрыла весь мир. (НЕБО)

Конь бежит, земля дрожит. (КОНЬ)

Белая скатерть всю землю покрыла. (СНЕГ)

Без рук, без ног, рисовать умеет. (МОРОЗ)

Маленький, удаленький сквозь землю прошел, красну шапочку нашел. (ГРИБ)

Два конца, два кольца, посредине гвоздь. (НОЖНИЦЫ)

Мальчик с пальчик, шапка красная. (ПОДОСИНОВИК)

Рыженький, маленький зверек по деревьям скок-поскок. (БЕЛКА)

Семьсот ворот – один выход. (СЕТЬ)

Верчусь весь век, а не человек. (ЧАСЫ)

Черный конь прыгает в огонь. (КОЧЕРГА)

С людьми дружит, дом сторожит. (СОБАКА)

Слышать слышу, а видеть не вижу. (ЭХО)

Гуляю я ив дождь и в зной. Характер у меня такой. (ЗОНТ)

СКОРОГОВОРКИ

1.  У Саньки новенькие санки.

2.  Сенька – в сугроб, и Санька – в сугроб.

3.  Возьми ложку, да покушай горошку.

4.  Где кисель, там и сел.

5.  Угольки поставили в уголки.

6.  У Ваньки у Встаньки несчастные няньки, несчастные няньки у Ваньки у Встаньки.

7.  Тень, тень, потетень, выше города плетень.

8.  Наш гость купил трость.

ЗАГАДКИ

В воде родится, а воды боится. (СОЛЬ)

Одну меня не съешь никогда, а без меня не вкусна еда. (СОЛЬ)

Что, дотронувшись едва, превращает в дым дрова. (ОГОНЬ)

Дороги имеются – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.

В реках, в морях воды нет. (ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА)

Не колода и не пень, а лежит целый день. (ЛОДЫРЬ)

Тебе дано, а люди пользуются. (ИМЯ)

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. (СЕРДЦЕ)

Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает. (СВЕЧА)

Бьют парнишку по фуражке,

Чтоб пожил он в деревяшке. (ГВОЗДЬ)

Ежедневно, в семь утра,

Я трещу: «Вставать пора!» (БУДИЛЬНИК)

Мои новые подружки

И блестящи и легки,

И на льду со мной резвятся

И мороза не боятся. (КОНЬКИ)

Ящик на коленях пляшет –

То поет, то горько плачет. (ГАРМОНЬ)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (ОСЕНЬ)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 46

Доклад на тему:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК, ЗАГАДОК, СКОРОГОВОРОК НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ

И РАЗВИТИЯ РЕЧИ

(заседание методического объединения учителей начальных классов)

.

Январь, 2013

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector