Загадки пословицы и поговорки

Оглавление [Показать]

Загадки, пословицы, поговорки и стихи про спорт и различные виды спорта

Данная подборка загадок про спорт предназначена для воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений, инструкторов по физической культуре в ДОУ, а также для родителей детей.

Загадки про спорт и здоровый образ жизни

Любого ударишь –
Он злится и плачет.
А этого стукнешь –
От радости скачет!
То выше, то ниже,
То низом, то вскачь.
Кто он, догадался?
Резиновый …
(Мяч) 

Он лежать совсем не хочет.
Если бросить, он подскочит.
Чуть ударишь, сразу вскачь,
Ну, конечно – это … 
(Мяч) 

Силачом я стать решил,
К силачу я поспешил:
— Расскажите вот о чем,
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
— Очень просто. Много лет,
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я …
(Гантели)

Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут.
В школе – кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка!
(Спортзал) 

Зеленый луг,
Сто скамеек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих
Рыбацкие сети.
(Стадион) 

Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются. 
(Лыжи) 

На снегу две полосы,
Удивились две лисы.
Подошла одна поближе:
Здесь бежали чьи-то … 
(Лыжи) 

На белом просторе
Ддве ровные строчки, 
А рядом бегут 
Запятые да точки. 
(Лыжня)

Кто по снегу быстро мчится,
Провалиться не боится?
(Лыжник) 

Ног от радости не чуя,
С горки страшной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе,
Кто помог мне, дети? 
(Лыжи)

Он на вид — одна доска,
Но зато названьем горд,
Он зовется…
(Сноуборд) 

Есть ребята у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих
Что за кони у меня? 
(Коньки)

Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
А несут меня не кони,
А блестящие …
(Коньки) 

Палка в виде запятой 
Гонит шайбу пред собой. 
(Клюшка) 

Во дворе с утра игра, 
Разыгралась детвора. 
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» — 
Там идёт игра — … 
(Хоккей)

Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. 
(Велосипед) 

Не похож я на коня,
Хоть седло есть у меня.
Спицы есть. Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звонить умею, знай! 
(Велосипед) 

Ранним утром вдоль дороги
На траве блестит роса,
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ – 
Это мой … 
(Велосипед) 

Эстафета нелегка. 
Жду команду для рывка. 
(Старт) 

На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
(Шахматы)

Стихи про спорт и здоровый образ жизни

Зарядка

Агния Барто

По порядку
Стройся в ряд!
На зарядку
Все подряд!

Левая!
Правая!
Бегая,
Плавая,
Мы растем
Смелыми,
На солнце
Загорелыми.

Ноги наши
Быстрые,
Метки
Наши выстрелы,
Крепки
Наши мускулы
И глаза
Не тусклые.

По порядку
Стройся в ряд!
На зарядку
Все подряд!

Левая!
Правая!
Бегая,
Плавая,
Мы растем
Смелыми,
На солнце
Загорелыми.

***

Чтоб здоровым быть сполна
Физкультура всем нужна.
Для начала по порядку —
Утром сделаем зарядку!

И без всякого сомненья
Есть хорошее решенье —
Бег полезен и игра
Занимайся детвора! 

Чтоб успешно развиваться
Нужно спортом заниматься
От занятий физкультурой
Будет стройная фигура

Нам полезно без сомненья
Все, что связано с движеньем.
Вот, поэтому ребятки
Будем делать мы зарядку.

Будем вместе мы играть
Бегать, прыгать и скакать
Чтобы было веселее
Мяч возьмем мы поскорее.

Станем прямо, ноги шире
Мяч поднимем – три-четыре,
Поднимаясь на носки.
Все движения легки.

В руки мы возьмём скакалку
Обруч, кубик или палку.
Все движения разучим
Станем крепче мы и лучше.

Чтобы прыгать научиться
Нам скакалка пригодится
Будем прыгать высоко
Как кузнечики – легко.

Обруч, кубики помогут
Гибкость нам развить немного
Будем чаще наклоняться
Приседать и нагибаться.

Вот отличная картинка
Мы как гибкая пружинка
Пусть не сразу все дается
Поработать нам придется!

Чтоб проворным стать атлетом
Проведем мы эстафету.
Будем бегать быстро, дружно
Победить нам очень нужно!

***

Мне в субботу утром мама
Поиграть велела гаммы,
Но ко мне дружок зашел,
И увел играть в футбол.

До темна мы с ним играли,
мяч друг другу пасовали,
Бегали, разинув рот,
От ворот и до ворот.

В воскресенье утром мама
снова вспомнила о гаммах.
Но ко мне друзья зашли,
и с собою увели.

Бегали с мячом мы всюду,
пролетал за часом час…
Ну а гаммы и этюды
я сыграю в другой раз.

Трус не играет в хоккей

Н. Н. Добронравов

Звенит в ушах лихая музыка атаки
Точней отдай на клюшку пас сильней ударь
И всё в порядке если только на площадке
Великолепная пятерка и вратарь

Суровый бой ведет ледовая дружина
Мы верим мужеству отчаянных парней
В хоккей играют настоящие мужчины
Трус не играет в хоккей
Трус не играет в хоккей

Пусть за воротами противника все чаще
Победной молнией пульсирует фонарь
Но если надо защищается блестяще
Великолепная пятерка и вратарь

Суровый бой ведет ледовая дружина
Мы верим мужеству отчаянных парней
В хоккей играют настоящие мужчины
Трус не играет в хоккей
Трус не играет в хоккей

Красивых матчей будет сыграно немало
И не забудем не забудем мы как встарь
В сраженьях золото и кубки добывала
Великолепная пятерка и вратарь

Суровый бой ведет ледовая дружина
Мы верим мужеству отчаянных парней
В хоккей играют настоящие мужчины
Трус не играет в хоккей
Трус не играет в хоккей 

***

Праздник спортивный гордо
вступает в свои права
Солнцем улыбки доброй
Встречает его детвора

Нам смелым, и сильным, и ловким
Со спортом всегда по пути
Ребят не страшат тренировки-
Пусть сердце стучится в груди.
Нам смелым, и сильным, и ловким
Быть надо всегда впереди.

Здоровье, сила, ловкость-
Вот спорта пламенный завет
Покажем нашу дружбу, смелость
Веселым стартам шлем привет!

Юное тело свое закалять
Больших довиваться высот
Отвагу и волю в себе воспитать
Поможет нам спорт.

Чтоб в спорте первыми быть
Надо спорт любить.
Чтоб спортсменом мог каждый стать.
Надо день зарядкой начинать.

Кто не любит физкультуру?
Помогает всем она!
Быть здоровым, сильным, ловким
К защите Родины быть готовым

Мы физкультурой занимались
Чтоб стал железным организм
И чтоб в здоровом теле
Мускулы твердели.

Словно море трибуны шумят
Нынче будет нелегким сраженье
Поболеем за смелых ребят
За спортивный задор и уменье

Нелегкий будет спор за каждый наш рекорд
В одном мы верим искренне и свято
Все те кто любит спорт, все те кто верит в спорт
Надежные, ребята.

До встречи, Футбол!

Как птица в сетях запутался мяч,
Забытый лежит на траве до утра.
Пустые трибуны сквозь сон неудач
Пытались напомнить: «ведь это игра».

Удар по воротам и эхом в сердцах
Откликнулась боль от быстрого гола
Триумф вперемешку со стонами ах…
Как скоро забудет болельщик футбола?

Но ждет стадион, ждет команда, газон
И вновь соберется на матче торсида
Кто предан, забудет как утренний сон
Вчерашний провал, и голы, и обиду. 

Пословицы и поговорки про спорт и здоровый образ жизни

Закаляй свое тело с пользой для дела.
Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
И смекалка нужна, и закалка важна. 
В здоровом теле здоровый дух. 
Паруса да снасти у спортсмена во власти. 
Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.
Солнце, воздух и вода — наши верные друзья.
Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.
Крепок телом — богат и делом.
Со спортом не дружишь — не раз о том потужишь.
Пешком ходить — долго жить.
Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.

Загадки, пословицы и поговорки – древняя форма устного народного творчества. Они передают отношение людей к окружающему миру, выражают мудрость, накопленную веками. Немалую роль в формировании этих фольклорных жанров играли цифры.

Загадки

Если пословицы и поговорки учат, наставляют, то загадки развивают смекалку и сообразительность у детей. А загадки, в которых участвуют цифры, еще и способствуют обучению счету.

Любая загадка строится на метафоре. Это средство художественной выразительности, предполагающее описание каких-либо качеств предмета или явления посредством других предметов или явлений. Вспомните известные всем загадки о ночи и звездах, где небо представляет собой синее полотно, а звезды – это маленькие гвоздики, которым его прибивают. Действительно, если ночью посмотреть на небо, звезды можно сравнить с шляпками гвоздей.

Рассмотрим, на каких сравнениях основаны загадки для детей про цифры. Наиболее часто встречающимся в фольклоре числом является семь. Это священное число, и с ним связано представление о гармонии, об идеале.

Так, семь сравнивают с косой, которой косили сено. Восемь очень похожа на неваляшку, ведь состоит цифра из двух кругов, поставленных друг на друга. Два часто сравнивают и рисуют в виде лебедя, изогнувшего свою шею. Ноль очень похож на бублик или мячик, а шесть и девять всегда выступают как близнецы.

С цифрами у детей связано очень много собственных представлений. Можно попросить ребят не только отгадывать готовые загадки, но и сочинять собственные.

Этот вид работы развивает:

  • — логическое мышление;
  • — фантазию;
  • — ассоциативное мышление,

что весьма полезно для целостного творческого развития ребенка.

Пословицы и поговорки

Эти два слова часто употребляют вместе, хотя по своей роли эти два жанра отличаются.

Задача пословицы – поучать, наставлять. Именно поэтому в ней всегда встретишь оценочные слова, например: «Легко чужими руками жар загребать». Пословица подчеркивает, что человек стремится сделать что-то за счет другого, и осуждает такое поведение. А вот поговорка может звучать почти так же, но оценки не давать, а лишь констатировать факт: «Чужими руками жар загребать». В этом и состоит главное отличие поговорки и пословицы.

Для детей пословицы и поговорки часто представляют в картинках, если речь идет об учебных пособиях или детских книжках. Так ребятам легче понять смысл высказывания. Да и книжки с картинками всегда выглядели интереснее.

Довольно часто в пословицах и поговорках встречается цифра семь, например: «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Это означало, что необходимо хорошо подготовиться к работе, а затем делать. Семь – число, обозначающее гармонию, идеал. Цифра два также часто встречается в фольклоре: она ассоциируется с семейным благополучием, братскими чувствами: «Два сапога пара».

Детям часто бывает непонятен скрытый смысл пословиц и поговорок, поэтому задача взрослых – объяснить им этот скрытый смысл и дать понять, что высказывания несут в себе не только прямое, но и переносное значение.

Загадки, пословицы и поговорки – это глубокая народная мудрость, с которой дети обязательно должны познакомиться. Эти жанры учат нас гармонии, добру, стремлению к идеалу. И даже цифры в них оживают и становятся символами.

В нашей современной жизни мы перестали относиться ко всему окружающему как к чуду, как к чему-то удивительному. И напрасно, ведь в этом и заключается вся прелесть жизни. И именно это чувство мы должны привить нашим детям.

КОНСПЕКТ УРОКА

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема. ЗАГАДКИ.

ПОСЛОВИЦЫ И

ПОГОВОРКИ.

учитель 2-Ж класса

МБОУ «Школа-лицей» №3

г. Симферополя

Осадчая Н. В.

Тема. ЗАГАДКИ. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

Цель:-вызвать интерес к пословицам и поговоркам, как яркой образной форме народного творчества.Задачи:-познакомить с русскими народными пословицами и поговорками; отрабатывать навыки чтения;- развивать умение анализировать народные пословицы и поговоркам, обогащать словарный запас, речь учащихся, логическое мышление, умение группировать слова и явления;-воспитывать умение высказывать своё мнение.Планируемые результаты:Предметные: относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами, дают полные ответы на вопросы учителя, по содержанию прочитанного; запоминают пословицы и поговорки.Личностные: оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.Метапредметные УУД:Регулятивные: учатся составлять план урока и работать по нему, высказывать свои мнения при работе с пословицами и поговоркамиПознавательные: осознанно и произвольно высказываются; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; классифицируют пословицы и поговорки по определённым критериям.Коммуникативные: выразительно читают и пересказывают пословицы и поговорки.Оборудование: плакаты с пословицами, учебник «Маленькая дверь в большой мир», карточки (текст для речевой разминки, кроссворды), рисунки детей.

Ход урока:

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).Прозвенел уже звонок-Начинается урок!В путешествие пойдём,В необычную страну мы попадём.Слушай, думай, наблюдай,Страну нашу отгадай!

-А поможет нам отгадать страну предложение, которое написано на доске.Прочитайте его.Ум без книги, как птица без крыльев.-Как называется такое предложение? (Пословица.)

Речевая разминка.

Летит птица –

Не крылата, не перната,

Носик долгий,

Голос тонкий.

Кто её убьёт,

Тот человеческую кровь прольёт.

— Прочитайте текст хором медленно. (Дети читают).

— Какие слова непонятны?

— Прочитайте с вопросительной интонацией (ещё сердито, весело, скороговоркой).

— Прочитайте текст по памяти. (Текст закрыть)

— Определите жанр текста (Это загадка.)

— Кто знает отгадку? (Это комар.)

— Как вы догадались?

— В какую страну мы совершим путешествие? (В страну загадок, пословиц и поговорок.)III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

-Что такое пословицы и поговорки? (Ответы учеников.)Пословицы и поговорки- это краткие изречения. В пословицах и поговорках заключена мудрость народа. Пословицы поучают, советуют, наставляют, предупреждают. Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.- Как вы объясните, что такое загадка?(Ответы детей).

Загадка– это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

— Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

— Сегодня мы будем работать с загадками, пословицами, поговорками, различать их, распределять по группам.

IV. Работа по теме урока.

— К какому разделу литературного чтения мы отнесём загадки, пословицы и поговорки?

Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно потешает, поет, развлекает, веселит, учит.

— Может быть вы мне поможете, подскажете, какие жанры произведений относятся к устному народному творчеству?

— Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.

— Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?

— Все эти произведения называются фольклором.

— Что такое “фольклор”? (Спросить у детей) Обратимся к словарю (Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает “народная мудрость”, “народное знание”).

— Как вы понимаете эти три ключевых слова:

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.

Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.

-156845533400Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать. (СЛАЙД)

-Иван Фёдорович Буслаев-известный языковед, фольклорист, историк русской словесности. Кто же такой фольклорист? Обратимся к словарю. Фольклорист – человек, изучающий народное творчество.

— Существует целая наука о фольклоре, которая включает собирание, изучение произведений устного народного творчества- это фольклористика.

— А вы хотите побыть фольклористами на уроке? Тогда в путь. Отправляемся в путешествие в мир загадок, пословиц и поговорок.

Наша первая остановка «Остров загадок».

Работа по группам.

(Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает кроссворд. Нужно решить его и определить тему загадок; найти лишнее слово. Разгадывать и вписывать слова – только по горизонтали. Ключевое слово появится по вертикали).

Кроссворд для первой группы.

1 2 3 4 5 6 7 Прыгун-трусишка:Хвост-коротышка,Глазки с косинкой,Ушки вдоль спинки,Одежка в два цвета –На зиму, на лето.(Заяц.)

Четыре ходунка, два бодунка и один хлестунок. (Корова.)

Чёрный, проворный,

Кричит «крак»,

Червякам враг. (Грач.)

Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт. (Белка.)

Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь.)

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Коза.)

Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить. (Лиса.)

(Ключевое слово: загадки. Тема: «Дикие и домашние животные». Лишнее: грач.)

Кроссворд для второй группы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд).

Кругом вода, а с питьём беда. (Море.)

Белая морковка зимой растёт. (Сосулька.)

Я вода, да по воде же и плаваю. (Лёд.)

Что в решете не унесёшь? (Вода.)

По морю идёт, идёт,

А до берега дойдёт –

Тут и пропадёт. (Волна.)

Он без рук и без ног

Из земли пробиться смог.

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (Родник.)

Красная девушка по небу ходит. (Солнце.)

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)

(Ключевое слово: пословица. Тема: «Вода». Лишнее: солнце.)

Кроссворд для третьей группы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива.)

Во лугах сестрички –

Золотой глазок,

Белые реснички. (Ромашки.)

Разломился тесный домик

На две половинки,

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

Бусинки зелёные,

Сладкие, ядрёные.(Горох.)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Синий мундир, белая подкладка,

В середине – сладко. (Слива.)

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. (Мох.)

Заревел медведь на все горы, на все моря. (Гром.)

Жёлтая курица в огороде дуется. (Тыква.)

Красненька матрёшка, беленько сердечко. (Малина.)

(Ключевое слово: поговорка. Тема: «Растения». Лишнее: гром.)

Кроссворд для четвёртой группы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 На шесте дворец,

Во дворце певец. (Скворец.)

В болоте плачет, а из болота не идёт. (Кулик.)

Шапочка серенькая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький,

А ходит босиком. (Ворона.)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её… (Сорока.)

Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит. (Грач.)

Мальчишка в сером армячишкеПо дворам шныряет, крохи подбирает,

По полям кочует, коноплю ворует. (Воробей.)

Клюв огромный, как крючок,Но об этом всё — молчок.Я встречаю здесь зарю.В  небе  голубом  парю,И  летаю   выше  гор,Узнаёте?  Я -…(Орел)

Не рак, не рыба,

Не зверь, не птица,

Кто его убьёт,

Тот свою кров прольёт. (Комар.)

В синем небе голосок,

Будто крохотный звонок. (Жаворонок.)

(Ключевое слово: скороговорка. Тема: «Птицы». Лишнее: комар.)

Кроссворд для пятой группы.

1 2 3 4 5 6 7 8 Между двух светил я в середине один. (Нос.)

Не часы, а тикает. (Сердце.)

Белые овечки глядят из-под печки. (Зубы.)

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)

Горшочек умён,

Семь дырочек в нём. (Голова.)

Тебе дано, а люди пользуются. (Имя.)

У двух матерей

По пяти сыновей,

Одно имя всем. (Пальцы.)

Осенью в щель заберётся,

А весной проснётся. (Муха.)

(Ключевое слово: небылица. Тема: «Человек». Лишнее: муха.)

(После самостоятельной работы все ученики каждой группы читают загадки и называют отгадки. Если какие-то загадки останутся неразгаданными, тогда они предлагаются всему классу.)

V. Физкультминутка.

-175260462280Наша вторая остановка «Танцевальная».

Солнечные зайчики

Солнечные зайчики играют на стене.

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей!

Вот, вот, вот – левей, левей!

Убежал на потолок

И забился в уголок.

VI. Продолжение работы по теме урока.

Наша третья остановка «Город пословиц».

— Назовите ключевые слова, которые получились в выделенных клетках ваших кроссвордов. (Загадки, пословица, поговорка, скороговорка, небылица.)

— В какую группу можно объединить эти слова? (Это малые жанры устного народного творчества.)

— Над чем мы сейчас будем работать? (Над пословицами и поговорками.)

— Как вы понимаете слово пословица? (Это меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев.)

— Прочитайте первые две пословицы на с. 26 учебника.

(Учитель объясняет детям почему так говорят.)

Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь на смех», «Землю красит солнце, а человека – труд». Часто эти части рифмуются. «Без пословицы – речь не молвится», — говорили на Руси. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.

Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым, обиходным. Например, стучать зубами – замерзать, заморить червячка – перекусить, за двумя зайцами погнался – делаешь два дела сразу.

VII. Закрепление изученного.

Работа в парах.

На листах пословицы по темам.

Пословицы и поговорки о дружбе

Дружба — великая сила.

Друга на деньги не купишь.

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Пословицы и поговорки о труде

Терпенье и труд все перетрут.

Кто не работает, тот не ест.

Маленькое дело лучше большого безделья.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

Пословицы об учении

Корень ученья горек, да плод его сладок.

Ученье свет, а не ученье тьма.

Повторенье — мать ученья.

Пословицы и поговорки о Родине

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Своя земля и в горсти мила.

Жить — Родине служить.

(Дети читают и объясняют, в каких ситуациях их можно употребить).

-Какие бывают половицы? Пословицы и поговорки отражают различные стороны жизни народа.

— Четвёртая остановка «Любознайкино».

2247903810- В. Даль посвятил сбору пословиц и поговорок всю свою жизнь? Главным делом его жизни был «Словарь живого великорусского языка» — огромное собрание русских слов, пословиц, сказок и народных игр. Как вы думаете зачем он собирал пословицы и поговорки?

— Следующая остановка «Пословица мы тебя знаем».

Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда. Сделал дело … гуляй смело. В гостях хорошо, ……а дома лучше. За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.

Назови пословицу по предметам

— Друзья мои! Я вижу, что пословицы и поговорки вы знаете. А можете ли вы назвать пословицу по предмету? Будьте внимательны! ЛОЖКА (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой) КНИГА (С книгой жить – век не тужить.) ИГОЛКА (Куда иголка, туда и нитка) ШИЛО (Шила в мешке не утаишь) ЯБЛОКО (Яблоко от яблони недалеко падает) КАМЕНЬ (Под лежачий камень вода не течёт) ПЕРО (Что написано пером – не вырубишь топором) Собери пословицу (в парах). Ум хорошо, а два лучше.

Труд человека кормит а товарища выручай.

Не спеши языком лень портит.

Сам пропадай от того и наберёшься.

Глаза боятся торопись делом.

С кем поведёшься а руки делают.

Сверьте работу с эталоном

– У чего есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит… (дети хором отвечают) – ПОСЛОВИЦА. Вывод: Пословица, краткое мудрое изречение имеющие поучительный смысл. Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.

Узнай пословицу по рисунку (работаем в группах):

(Яблоко от яблони недалеко падает)

(Любишь кататься – люби и саночки возить)

(Семеро одного не ждут)

-Мы подъехали к остановке «Поэтической».

— Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы. (Легли, расслабились).

Ну, кто из вас не согласится,Что без труда мечта мертва;Что дело мастера боится,Что жизнь дана нам для добра;Что друг не тот, кто медом мажет,А то тот, кто правду прямо скажет.Что долог день до вечера,Коли делать нечего,Что сам себя лишь тот погубит, Кто других совсем не любит.И, конечно, без трудаНе вытащишь и рыбку из пруда.Помни! Тот, кто хочет много знать,Тот не должен долго спать.Согласитесь: лень и плутДо добра не доведут.

– Какие пословицы услышали? (Ответы детей.)

VIII.Рефлексия:

— Дерево славится плодами, а человек делами. Вспомните как вы собирались работать на уроке, вспомните какой цвет вы выбирали, а как вы можете оценить себя сейчас? Выберите плод своего труда.

— Прикрепите ваши плоды. Я тоже дарю вам плод. Мне очень понравилось работать с вами. Вручить папку с пословицами.

IX.Подведение итогов урока.

— Вот подходит к концу наш урок.

Остановка конечная «Город мудрецов».

Тихо все на месте сядем и закроем глазки.

Вспомним, всё, чему учились без моей подсказки.

— Что такое пословицы и поговорки?

— О чём бывают пословицы и поговорки?

— Чему учат нас эти мудрые изречения?

— Хочется завершить наш урок такой поговоркой: «Сделал дело – гуляй смело!».

XI. Домашнее задание.

Прочитать загадки на с. 24-25 учебника и запомнить их; выполнить задания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector