Зачем нужны поговорки и пословицы

Пословицы — это великое наследие наших предков, которое уже не одно поколение передается из уст в уста. В этих небольших высказываниях сокрыта глубокая мудрость, способная раскрыть сущность многих вещей. И все же, невзирая на то, что пословицы и поговорки используются в разговоре регулярно, многие и поныне не могут осознать, насколько они полезны.

Существует огромное количество этих коротких высказываний. Одни предназначены для взрослых, иные более подходят детям. Также они отличаются и по стилю изложения, и по тематике… Впрочем, давайте обо всем по порядку.

Оглавление [Показать]

Пословицы — это…

Начать следует с того, что многие не знакомы с определением данного понятия. Возможно, это покажется невеликим упущением, но возникает вопрос: «А как тогда понять, что данное выражение является именно пословицей?» Дабы в будущем не возникало подобных ситуаций, приведем наиболее распространенное толкование.

Итак, пословицы — это короткие высказывания, в которых явно просматривается нравоучительный контекст. Чаще всего формулировки эти ограничиваются одним предложением, реже двумя, но короткими. Еще одним указателем является отсутствие автора, так как все они были созданы народом.

Также в пословицах можно проследить рифму, благодаря которой такое выражение читается или говорится на одном дыхании. Для достижения такого эффекта тщательно подбирается порядок слов, а несозвучные части заменяют синонимами или метафорами.

Кто придумал пословицы?

Как говорилось ранее, пословицы — это малая форма устного народного творчества. Но это не всегда означает, что образные изречения придумывались «всем миром». Нет, в реальности чаще бывает так, что кто-то случайно употребил в своем разговоре интересное выражение, оно понравилось второму, затем третьему и так далее, пока вся округа не начинает использовать его. С годами память о настоящем авторе стирается, и пословица становится народной.

Но бывает и так, что пословицы и поговорки создавались не одним человеком, а целой социальной группой. Это нужно было для того, чтобы приобретенный опыт и знания не затерялись с годами. В таких случаях автором пословиц и правда является народ.

Зачем нужны пословицы?

Значение пословиц в жизни людей трудно переоценить, ведь они, как невидимые учителя, несут в себе истину. Одни изречения рассказывают о том, как правильно вести себя, вторые напоминают о важности здоровья, третьи высмеивают пороки.

Например, пословица «Глаз — бирюза, да сердце — сажа» напоминает о том, что внешняя и душевная красота — это не всегда одно и то же. Второй пример: «В умной беседе разума набраться, в глупой — собственный растерять». Или же «С кем поведешься, от того и наберешься». Как видите, пословицы отображают существующие реалии жизни в простой и доступной форме. Это помогает не только уловить их суть, но и улучшает восприятие.

Применять их можно в повседневной жизни, например, для того чтобы скрасить разговор. Еще более разумно использовать пословицы как примеры, способные подсказать путь к решению важных вопросов.

Как уберечь пословицы от забвения

С годами многие пословицы уходят в тень, что является очень печальным фактом. Причин тому довольно много. Но главная проблема заключается в том, что подрастающее поколение практически не интересуется устным творчеством, и в частности фольклором. А ведь это такой кладезь народной мудрости!

Исправить ситуацию могут только их родители и педагоги, постоянно напоминая детям о важности пословиц. При этом необязательно принуждать читать их, и уж тем более заставлять заучивать на память. Достаточно будет употреблять пословицы в обыденном разговоре, интересуясь тем, понял ли ребенок значение того или иного высказывания.

К тому же для более продвинутых ребят есть современные пословицы. Например, «В чужое авто со своей кассетой не лезут» или же «Леди с дилижанса — пони легче». Звучит немного шокирующе для старшего поколения, зато как понятно для молодежи! Подобная трактовка не только поможет посеять в сердце ребенка тягу к народным метафорическим высказываниям, но и даст возможность родителям почерпнуть что-то новое для себя.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Если разуму и слову, впрямь, я господин, — так

зачем же мне страшиться самого себя?

( (Персидские)

Что не сказал во время посева, того не скажешь во время жатвы

( (Абхазские)

Горячая любовь быстро остывает — Hot love soon cools

( (Английские)

Большой человек боится беды, высокое дерево боится ветра

( (Китайские)

Где пройти нельзя, любовь и ползком проберется — Love will creep where it may not go

( (Английские)

Плачет гора — плачет поле, плачет поле — плачет гора

( (Корейские)

Свекровь увлечена (нападками) на невестку, невестка же пылает думами

( (Арабские)

Ребёнок, который не плачет, умирает на спине своей матери

( (Зулуские)

На огонь дуют, чтобы его разжечь, а не для того, чтобы обжечься

( (Вьетнамские)

Что должно случиться, то случится — What must be must be

( (Английские)

На кого большая собака лает, на того и маленькая тявкает

( (Карельские)

Плодовое дерево тем больше гнется, чем больше на нем плодов

( (Армянские)

То, что сделано, уже не отменишь — Things done cannot be undone

( (Английские)

Соловей может вырасти и в вороньем гнезде, но каркать не научится

( (Бенгальские)

Барабань обо мне, и я на свирели поиграю о тебе

( (Арабские)

Близко богатство — не бери нечестным путем, близки трудности — не беги позорно

( (Китайские)

Маленькой веревочкой можно связать маленькую птичку — A little string will tie a title bird

( (Английские)

Тема: «Наши проекты. Пословицы и поговорки».

  • Подготовиться  к выполнению проектной работы.

Задачи урока:

  •   Познакомить детей со словарями и сборниками пословиц и поговорок;
  • Выяснить что такое пословицы?
  •  Чем пословица отличается от поговорки?
  •  Какие бывают пословицы? Чему они учат?
  •  Выяснить, глаголы какой формы чаще всего встречаются в пословицах и поговорках?
  • Зачем нам сегодня нужны пословицы?

Формируемые УУД:

Познавательные:

       постановка и формулирование проблемы,

  1. самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  2. Поиск и выделение необходимой информации;
  3. Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных технологий.

Коммуникативные:

  1. Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;
  2. Разрешение конфликтов;
  3. Контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Регулятивные:

  1. Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
  2. Составление плана и последовательности действий.

Личностные:

  1. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивами.
  2. Формирование чувства патриотизма на примере пословиц и поговорок о Родине, труде, дружбе и семье.
  3. Ход урока:
  4. Организационный момент:

Сегодня на нашем уроке будет много гостей. Давайте повернемся к ним и подарим свою улыбку. Сядем прямо, руки на месте, ноги на месте, локти у края, спинка прямая.

(Выразительное чтение стихотворения:) Ксюша Семянова.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Ведь с ней и горе, не беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья.

-Ребята давайте сформулируем тему нашего урока:

«Наши проекты.  Мы будем говорить о пословицах и поговорках»

— А какой будет цель нашего урока?

— А целью нашей деятельности является составление проекта о пословицах и поговорках.

Задачи нашего урока:

  • Выяснить что такое пословицы и поговорки?
  •  Чем пословица отличается от поговорки?
  •  Какие бывают пословицы? Чему они учат?
  •  Выяснить, глаголы какой формы чаще всего встречаются в пословицах и поговорках?
  • Зачем людям нужны пословицы?
  1. Самоопределение к деятельности:

— А где мы встречались с пословицами?

-Пословицы и поговорки мы изучали на уроках литературного чтения  в разделе «Устное народное творчество».

— Вспомним,

Что же такое пословицы и поговорки?

— мудрость народа;

— меткое выражение;

— художественное произведение;

Выводы: Предлагаю послушать сообщение о пословицах и поговорках:

Маша и Ксюша Мишакова

Пословица – это меткое, лаконичное, мудрое выражение, часто состоящее из двух частей, в короткой форме выражающие мудрые мысли народа.

 Константин Дмитриевич Ушинский писал: «В народных пословицах все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная. Его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни». 

Пословица-это жанр фольклора, краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. В пословице народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.

Красна речь пословицей.v

 Без пословицы не проживешь.v

 Старая пословица век не сломится.v

 Пословица — всем делам помощница.v

Поговорка – это эмоциональное, шутливое иносказательное  выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. Чаще всего они имеют прямой и переносный смысл.

«Убил двух зайцев»,

«Мастер на все руки».

 Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь, способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогают лучше понять правила житейской мудрости.

Они учат нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте, ссоре

  1. Закрепление:

Сейчас вам надо разобрать пословицы и поговорки по корзинам: (слайд 6)

-С какой задачей мы справились?

Вывод: мы научились отличать пословицы от поговорок

  1. Проверка домашнего задания:

Все пословицы и поговорки можно разделить на несколько групп по темам:  У вас было задание  подготовить пословицы и поговорки по темам. Нарисовать иллюстрацию к понравившейся пословице.

 Например:

  Работай до поту, поешь в охоту!         Слайд!

Скучен день до вечера, коли делать нечего!      Слайд!

 Предоставим слово  группам:

  1. Пословицы о Родине
  2. Пословицы о дружбе.
  3. Пословицы о труде и учёбе.

(Группы выходят к доске, показывают и объясняют смысл выбранных пословиц)

Молодцы. Справились с заданием.

— Итак, Какие бывают пословицы? (О труде, о Родине, о дружбе, об учёбе и т.д.

— Чему они учат? (быть трудолюбивыми, умными, любящими Родину. Дорожить дружбой)

—  А теперь нам надо отдохнуть. Какая пословица нам поможет в зтом? (Делу время, а потехе час)

Физкультминутка.

Танец по мотивам военных песен (попурри)

  1. Исследовательская работа по одной из пословиц:

По одной из пословиц надо было составить рассказ. Алина выбрала пословицу «Родина- мать, умей за неё постоять» и провела сложную исследовательскую работу  по истории своего рода.  

 Как мы знаем, в этом году исполняется 70 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Давайте мысленно перенесемся в те далёкие и суровые годы.  Внимательно послушаем её и на этом примере подумаем, какие ещё пословицы могут подчеркнуть основную мысль её работы.

(Где родился, там и пригодился)

Подумайте, какие из ваших пословиц могут подойти к этой работе?

  1. Работа в группах:

А теперь поработаем в группах:

1 группа:

Задание  «Потерянные слова»
 Вспомните и закончите пословицы.
Слово – серебро, а молчание — ……(золото)
Весна красна цветами, а осень — ….(снопами)
Ученье – свет, а неученье — …(тьма)
Ученья корень горек, да плод ….(сладок)
Волков бояться – в лес ….(не ходить)
Не имей сто рублей, а имей сто….(друзей)

2 Группа  «Домино»
Ваша задача – как можно быстрее восстановить пословицы.

Начало пословицы.
Если хлеба ни куска, …
Хлеб — соль дружбу водит, …
Хлеб да вода — ….
Сколько ни думай, а лучше….
Пот на спине, ….
Окончание пословицы.
….хлеба не придумаешь.
….так и хлеб на столе.
….а ссору выводит.
….молодецкая еда.
…. так и в тереме тоска.

3 группа  «Вспомни пословицу»
Вам необходимо восстановить пословицы по словам, объясняющим их смысл:

  1. Подарок не обсуждают, берут то, что дарят.  (Дарёному коню в зубы не смотрят)
  2. Учиться надо в течение всей жизни, каждый день приносит новые знания, познание бесконечно. (Век живи, век учись)
  3. Неприятность, беда, случается там, где что-нибудь ненадёжно, непрочно. (Где тонко, там и рвётся)
  4. Как сам относишься к другому, так и к тебе будут относиться.  (Как аукнется, так и откликнется).
    4 группа «Замени пословицами»

Вам  предлагаются пословицы и поговорки. Найдите глаголы. Определите их лицо и число.

Век живи, век учись.
Держи язык за зубами.

Поспешишь – людей насмешишь.
Не давши слова — крепись, а давши – держись.
Ссора до добра не доведёт.
Сделал дело — гуляй смело.

— Глаголы какой формы чаще всего используются в пословицах и поговорках?
(Чаще всего в форме: 2 лица, ед.ч.)

(Реже: 3 лица, ед.числа)

5 группа «На разных языках»
(Захаров и Ласточкин)
Сравните китайские и русские пословицы, соедините  пословицы, выражающие один и тот же смысл стрелочками и подготовьтесь их прочитать:
Китайские пословицы.
1.Торопливым людям не хватает мудрости.
2. Хочешь узнать человека – узнай, кто его друзья.
3. Написанное на бумаге и боги не сотрут.
4. Зонт готовь, когда ясная погода.
5. Двумя руками трудно ухватить двух угрей.

Русские пословицы.
А) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
В) Готовь сани летом, а телегу зимой.
Г) Что написано пером, того не вырубишь топором.
Д) Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Е) Поспешишь – людей насмешишь.

  7 Подведение итогов урока:

  • Итак, вспомните, что такое пословицы? поговорки?
  •  Чем пословица отличается от поговорки?
  •  О чем бывают пословицы? Чему они учат?
  •  Вспомните, глаголы какой формы чаще всего встречаются в пословицах и поговорках?
  • Зачем людям нужны пословицы?

— Что больше всего понравилось на уроке?

— В чем были затруднения?

— Что нового вы узнали?

В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, делают ее яркой, образной. Они необходимы в нашем общении выражать наши мысли.

Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни  помогают лучше понять правила житейской мудрости.

Давайте завершим наш урок с помощью пословиц об окончании дела:

Кончил дело, гуляй смело.

  • Всякое дело концом славится.
  • Конец делу венец.
  • Дело без конца – что кобыла без хвоста.
  • Всё хорошо, что хорошо кончается.

Молодцы!

Зачем нужны пословицы и поговорки

В разделе Домашние задания на вопрос подскажите свойства пословиц и зачем они нужны) заданный автором Hdfhd hgfhfgh лучший ответ это Главным свойством пословиц является многозначность их применения. Они выражают закономерности, выверенные многовековым опытом народа

Ответ от

2 ответа

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: подскажите свойства пословиц и зачем они нужны)

Ответ от VALER4IK
Зачем нужны пословицы? Пословицы создаются для описания, характеристики какой-либо типовой ситуации, при помощи образа или меткого замечания сохраняя в себе ее смысл и информацию о том, как нужно оценивать эту ситуацию. Переходя от поколения к поколению, пословица переносит в себе систему ценностей, глубокий жизненный опыт, и некий фрагмент мировоззрения.
Употребление пословицы в повседневной речи имеет следующие функции: во-первых, выступает неоспоримым аргументом, ведь за ней стоит весь народ! Во-вторых, приобщает к коллективному опыту других людей. В этом плане пословицы являются обучающими текстами, и их задача – очень четко передавать заложенную в них информацию, сохранять ее. Структура пословицы, как правило, двухчленна (большинство текстов строятся именно так) , она представляет собой начало и конец мысли, которые, с точки зрения народа, связаны друг с другом причинно-следственной связью (например, Что посеешь – то и пожнешь, чужим умом жить – добра не нажить) .
Зачем нужны пословицы? Пословицы – это кладезь народной мудрости в концентрированной форме, и отказываясь они них, мы теряем бесценную информацию, накопленную веками существования нашего народа.

Ответ от серега согомонян
Чтоб показать черты и нравы людей или …

Ответ от

2 ответа

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector