Век живи век учись смысл пословицы

Время быстро летит, незаметно пролетают школьные годы. Взрослые часто любят повторять, что сколько бы не жил человек, он постоянно учится. Учится профессии, учится дружить, учится мечтать, любить. Иными словами, учиться жить. Мы постигаем азы профессии, через ошибки и жизеннные трудности становимся мудрее. Проходят годы, десятилетия, и вряд ли кто скажет, что знает все, что он познал науки, освоил свою профессию в совершенстве. Сколько живет человек — столько и учится, познает мир.

Сочинения » Сочинение » Сочинение на тему смысл пословицы век живи-век учись написать примерно в 10 предложениях. нужно очень срочно!!!!!!заранее спасибо

Век живи, век учись

Орондаль, Зороастров ученик, сидя некогда при подошве высокой горы у журчащего источника, рассуждал сам в себе о должности человека и воссылал от глубины сердца своего молитвы, да откроется ему настоящий путь его. Приятные слезы текли по его ланитам, душа его была спокойна; все окрест его молчало; тишина, производящая в чувствах человеческих приятное уныние, царствовала тогда окрест Орондаля. Одной рукой поддерживал он свою голову, в другой держал премудрые законы своего учителя; очи его, обращенные к небу, быв отягченны великими красами, на нем изображенными, закрылися; чувства его успокоилися, и он заснул.

Тогда представился Орондалю остров посреди моря. На нем зрел он мага, единого жителя и властителя того острова; совершенное спокойствие изображалося на очах его, он был един и сам в себе находил свое благо. По долгом на него воззрении услышал Орондаль слова, изреченные магом.

– Блажен я и треблажен, но един ли я наслаждаться истинным благом буду? Нет! я употреблю все мое искусство, да другие достигнут до такого же блаженства, коим я наслаждаюсь. Познания мои и магия да послужат к моему намерению.

Тогда увидел Орондаль, что маг вызвал силою своего искусства подобное себе существо, обучил всей силе магии и рек:

– В средине сего острова воздвигну я себе жилище, обнесу его непроницаемою стеною, тебя установлю единым посредником, помощию которого жители сего острова могут входить в мои чертоги. Они, прилежанием своим и точным исполнением твоих уставов найдя твою доверенность, силу моего искусства и единственный способ, коим я наслаждаюсь блаженством, чрез тебя токмо познать могут.

Тогда маг воздвиг в средине острова чертоги и, нарекши ученика своего царем острова, сокрылся в оные. Царь воскликнул велегласно так, что глас его слышен был во всех краях моря, и вызывал жителей на остров. Тогда увидел Орондаль, что со всех сторон моря приезжали населять остров. Царь принимал всех с ласкою и искусство свое разделял со всеми, жаждущими познать оное. Тогда ближайшие к нему, получив некие познанияв его науке, возгордись оным, возмнили, что уже в учителе и в силе его нужды не имеют, престали внимать его положениям, положились на свою силу, сделали заговор между собою, удалились от царя на другой край острова, учредили свое собственное царство и все внимание свое к тому обратили, чтобы, отвлекая жителей от законного царя, привлечь к своей стороне и тем усилить свое царство. Царь, видя их упорство и не желая силою приводить их ко благу, оставил их собственной воле и нарек других своими приближенними; но и те, обольщены быв удалившимися прежде от царя, приближилися к ним и между ими и царем в средине поселилися: но царь, зная, что они не сами собою, но прельщенны быв, от него удалилися, не столько на них прогневался, как на первых. Он, соболезнуя о их слабости и желая возвратить их к блаженству, не совсем от себя их отринул; но в самом их жилище воздвиг столб, на коем написал златыми буквами средство, помощию которого могли сии преступники, раскаявшись, войти опять в милость цареву и, научась его науке, введены быть в чертоги мага. Орондаль с жадностию приближился к столбу, воззрел на него и прочел следующие слова: век живи, век учись. Долго думал Орондаль об изъяснении оных, но прямого смысла не мог постигнуть. Тогда царь, видя его недоумение, рек ему:

– Орондаль, достойный человек просвещения! знай, что жители сии, удаляся самовольно от меня, уже не могут из моих уст получать изъяснения в науке, преподаваемой мною: но как я знал, что не сами собою меня отреклися, но прельщенны быв моими злодеями, то желая их блаженства, покрыл я мою науку разными изображениями, которые окрест их находятся, дабы могли они, проникая в истинный смысл оных, возлюбить сию науку и ко мне опять возвратиться. Но как к познанию сих изображений потребно неутомимое прилежание и моя помощь, то сими словами даю им разуметь, чтобы, оставя учение возмутителей и истребя свои догадки, век свой на то употребили, чтобы проникнуть в истинный смысл данных им мною изображений, а чрез то удалиться от прельстителя и возвратиться ко мне; я же есмь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

При сих словах Орондаль проснулся и столь был поражен сими словами, что сон свой предал потомкам: но время, истребляя все монументы, и смысл, сна сего истребило, слова же, написанные на столбе, обратило в пословицу, которая ныне ко всему пригодна стала; ибо науки столь размножились, а человеки под столь различными видами умеют сокрывать себя, что недостанет века нашего, чтобы всему научиться и так познать людей, чтобы ими не быть обмануту; почему пословица сия, по мнению сказавшего мне сон сей, может служить девизом для человеков вообще. Век живи, век учись.

Следующая глава >

Оглавление [Показать]

Великий и могучий русский язык! В нем великолепно сочетаются не только сложные конструкции, объяснения реальности, общества или существования Бога в работах Михайловского, Бердяева или Соловьева, но также красота и простота обычных народных поговорок и пословиц. Ярким тому примером является мудрая фраза: «Век живи – век учись». Эти четыре слова заключают в себе не только высокий моральный смысл, но и дают простор для философских рассуждений.

Социологический подход к пословице

Смысл пословицы «Век живи – век учись» заключается в том, что, каким бы опытным ни был человек, ему всегда приходится учиться на своих ошибках. Вариантом этой фразы также является другая пословица «Жизнь научит». С социологической точки зрения данные фразы говорят о том, что процессы социализации или приспособления человека к обществу никогда не заканчиваются в детстве. Они продолжаются, даже когда мы в глубокой старости сидим на лавочке у подъезда и наблюдаем за летящей куда-то жизнью. Это идет вразрез с философией одного известного австрийского психоаналитика, который мелькает в анекдотах и потешных историях столь же часто, как и поручик Ржевский. Речь идет о Зигмунде Фрейде.

Как бы отреагировал Зигмунд Фрейд?

Наверняка, известный ученый впал бы в ступор, если бы мы пытались доказать ему, что во фразу «Век живи – век учись» смысл вкрался далеко не обыденный. Не пахнет здесь трюизмами и тривиальностью. Дело в том, что Фрейд, как и многие бихевиористы, считал, что сознание любого человека формируется только в детстве. Не зря сам известный австриец говорил, что «Все с детства», а взрослая жизнь – это борьба с детскими комплексами, страхами и неврозами. Куда австриякам понять великий русский дух?

Эрик Эриксон и смысл пословицы

С начала XX века прошло немало времени, и такими учеными, как Энтони Гидденс, Юрген Хабермас, Эрихом Фроммом и другими социальными философами было открыто, что человек познает мир и себя в нем на протяжении всей жизни. Фраза «Век живи – век учись» является отличным резюмированием работ Эрика Эриксона. Американский психоаналитик выявил восемь стадий человеческой жизни. На каждой стадии человек испытывает кризис. Так, первая «оральная стадия», которая длится на протяжении первого года жизни ребенка, формирует доверие или недоверие к матери и миру. Уже на пятой стадии у молодого человека (13-21 год) формируется половая и социальная идентичность. Появляется жизненное самоопределение. На последней, восьмой стадии, которая называется зрелость или «эго-интеграция-отчаяние», у человека формируется отношение к смерти, молодежи, принадлежность к поколению, человечеству.

Знаменитая приписка «…а дураком помрешь»

Данная пословица не всегда выражает позитивный настрой к познанию и стремлению к открытию тех или иных истин. Так, одна приписка кардинально меняет смысл всего народного посыла: «Век живи – век учись, а дураком помрешь». Ни один мало-мальски толковый социолог ни в коем случае не согласится с подобной фразой. Поскольку, как мы уже отмечали выше, жизнь – это процесс познания. Каждый день, сидя дома перед телевизором или находясь в шикарном фойе театра, идя на работу или на учебу, общаясь с друзьями или спрятавшись под одеяло, читая книгу, мы познаем что-то новое. Это может быть культурный или социальный код, который позволяет нам не только общаться, но и занимать определенное место в социальной иерархии. Это может быть познание законов Земли через химию, физику либо же познание эпистемологических категорий ответственности, честности, правды и лжи через философию. Но не любое общение, как и не любая книга, дает человеку пищу для ума. Иногда мы застреваем в однообразии и тавтологии. Читаем одно и то же, говорим по одному и тому же поводу. И здесь приписка к пословице уже имеет вес. Но можно ли назвать это достойной жизнью? О. А. Донских считает, что конформизм является противоположностью достоинству.

У многих писателей можно найти ответ на вопрос, что значит «Век живи – век учись». Шукшин в своем рассказе «Космос, нервная система и шмат сала» противопоставляет консервативного старика Егора Кузьмича, эдакого постаревшего Ивана-дурака на печи, развивающемуся школьнику, который задается научными вопросами. «Учиться никогда не поздно» – это основная идея данного рассказа.

Яркие примеры пословицы из мира кино

В массовом искусстве данная идея поднималась миллионы раз. Достаточно вспомнить такие голливудские фильмы, как «Даллаский клуб покупателей», «Социальна сеть», «Форрест Гамп» или «Кадры». В комедийном фильме «Кадры» сюжет рассказывает о двух молодых людях, которые привыкли торговать дорогими часами. Но наступило время Интернета и «продажники», как их обычно называют, оказались не такими востребованными. Тут нашим героям пришлось выкручиваться, переобучаться, проявлять немалую находчивость. Они решили пойти стажерами в самую большую компанию в мире. И имя ей Google. Надеясь получить работу в компании, они стали узнавать новое и вносить в мир интернет-компании свои идеи, образы мышления и стиль жизни. Так что пословица «Век живи – век учись» касается не только отдельных индивидов, но и больших компаний, которым приходится приспосабливаться под современные реалии.

Как известно, компания «ИКЕА» раньше продавала спички, а теперь это шведский гигант, мебель которого можно встретить в любом доме. История знает множество таких моментов и на уровне государств. Страны заимствуют опыт друг друга и развиваются. Так, Китай заимствовал капиталистический способ ведения бизнеса, но оставил при этом свой социалистический строй. И теперь Китайская Народная Республика претендует на то, чтобы стать еще одной сверхдержавой.

Главный вывод

В своей книге «Механическое пианино» известный голландский писатель и фантаст Курт Воннегут сказал: «Запомни, нет никого, кто был бы уж такой образованный, чтобы нельзя было за шесть недель узнать девяноста процентов всего, что он знает». «Век живи – век учись». Кто сказал? Важно ли это? Главное, что в этой фразе заключен большой смысл, который, несомненно, поддержали бы все великие умы, начиная от писателей и заканчивая учеными. Для обычного маленького человека пословица означает постоянное развитие, открытие новых сфер. И только тогда повседневная жизнь станет гораздо красочнее и интереснее, наши навыки разнообразнее, а само бытие никогда не будет окрашено в серые и мрачные тона.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector