Лариса Малышева
Тематическая подборка пословиц и поговорок к произведениям
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»:
• Их водой не разольешь.
• Своя семья – самые верные друзья.
Русская народная сказка «Зимовье»
• Дружно — не грузно, а врозь – хоть брось.
• У страха глаза велики.
• Доброму гостю хозяин рад.
• Берись дружно – не будет грузно.
Русская народная сказка «Гуси – лебеди»
• Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй.
• Гуляй да дела не забывай.
• Гуляли – веселились, подсчитали – прослезились.
• Великое слово: спасибо.
Русская народная сказка «Хаврошечка»
• Всяк человек своего счастья кузнец.
• Всякий человек у дела познается.
• Там счастье не диво, где трудятся не лениво.
• Кто правдой живет, тот добро наживет; кто добро творит, того Бог благословит.
«Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»
•Бранись, брда на себя оглнись.
• Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.
• Заварил кашу – ссора до добра не доводит.
• .Других не суди, на себя погляди.
• Правда – глаза колет.
Осень
• От осени к лету поворота нету.
• Лето со снопами, осень с пирогами.
• В октябре ни на колесах, ни на полозьях.
• В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина.
• Осень – запасиха, зима – прибериха.
• Холоден сентябрь, да сыт.
Зима
• В зимний холод всякий молод.
• В феврале дороги широки.
• Готовь сани летом, а телегу зимой.
• Зиме да лету союза нету.
Весна
• Матушка весна – всем красна.
• В апреле земля преет.
• Февраль богат снегом, апрель водой.
• Весна и осень – на дню погод восемь.
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»
• За большим погонишься – последнее потеряешь.
И. Соколов – Микитов «Листопадничек»
• В гостях хорошо, а дома лучше.
• Везде хорошо – где нас нет.
Ш. Перро «Кот в сапогах»
• Встречают по одежде, провожают по уму.
С. Аксаков «Аленький цветочек»
• Шуба овечья, да душа человечья.
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
• Собирай по ягодке, соберешь кузовок.
• Лесом шел, а дров не нашел.
В. Катаев «Цветик — семицветик»
• Дружба дороже денег.
«Хлеб»
• У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
• Хлеб – всему голова.
• Хлеб – батюшка. Водица – матушка.
• Хлеб да вода – молодецкая еда.
• Без соли, без хлеба худая беседа.
• Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
«Бременские музыканты»
• Доброе братство лучше богатства.
• У страха глаза велики, да ничего не видят.
• Один за всех – все за одного.
С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
• Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
• Доброму везде добро.
• Кто любит труд, того люди чтут.
• От вежливых слов язык не отсохнет.
• С поклону голова не болит.
Семья
• Вся семья вместе, так и душа на месте.
• На свете все сыщешь, кроме отца и матери.
• Лучше жить в тесноте, чем в обиде.
Праздник мам
• Материнская молитва со дна моря поднимает.
• Лучше матери друга не сыщешь
• Нет такого дружка, как родная матушка.
• При солнце тепло, а при матери добро.
Посуда
• Дом как полная чаша.
• Дорога ложка к обеду.
Овощи
• Без заботы и репу не вырастишь.
• Всякому овощу свое время.
Домашние животные
• Без кота мышам раздолье.
• Козла спереди бойся, коня сзади.
• Кошка на порог, а мышка в уголок.
Труд – профессии
• Птицу узнают в полете, а человека в работе.
• Делу время, потехе час.
• Поработаешь до поту – поешь в охоту.
• Умелые руки не знают скуки.
• Сделал дело – гуляй смело.
• Скучен день до вечера, коли делать нечего.
• Терпенье и труд все перетрут.
Рыбы
• Как рыба в воде.
• Нем как рыба.
• Биться. Как рыба об лед.
• Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Об учении
• Азбука к мудрости ступенька.
• Без муки нет науки.
• Без терпенья нет ученья.
• Грамота – второй язык.
• Грамоте учиться – вперед пригодиться.
• Знание лучше богатства.
• Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
• Сразу всему не научишься.
Колобок
• Чем хвалимся, на том и провалимся;
• На языке медок, да на сердце –ледок.
Теремок
• Не бравши топор, жилья не срубишь;
• Легко взято, легко и потеряно.
Репка
• Из многих малых одно большое выходит;
• Капля по капле и камень долбит.
Лиса и журавль
• Как аукнется, так и откликнется.
• Каков привет, таков и ответ.
Курочка, мышка и Тетерев
• Хочешь есть калачи — не лежи на печи.
Лисичка со скалочкой
• Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить.
Царевна Несмеяна
• Не все то золото, что блестит.
• Телу – простор, душе – теснота.
О люди! Жалкий род, достойный слёз и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!
А. С. Пушкин
Что делает человека человеком? Это ключевой вопрос, на который испокон веков пытаются ответить представители науки и религии. На него предложено много разных ответов — особенности сознательной деятельности, сообразность Богу, свободоспособность, определённое поведение, которому свойственны некие социально-ролевые функции, культурные коды, нравственные ориентиры, и др.
Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.
Вопрос о человеческом в человеке в свете сложившихся тенденций развития науки и технологий приобретает новые, доселе неизвестные, оттенки. Нарастающее внедрение во все сегменты человеческой деятельности компьютерных технологий образует отдельную виртуальную сферу жизни среднестатистического обывателя, которая расширяется в ущерб многим социальным функциям и «живому» межличностному общению. Наше время — это время, когда человек с неизбежностью становится и будет становиться киберчеловеком. При этом всё заметнее изменение социально-ролевых его функций, нравственных ориентиров, характера общения.
Проявлениям семейных, трудовых, дружеских, общественных отношений всё чаще отдаётся предпочтение в пользу компьютерной реальности, частью которой мы все вот-вот станем уже и на физиологическом уровне. И в такой человеческой трансформации без труда угадывается заинтересованность многих производителей товаров и услуг, прежде всего транснациональных корпораций, по факту оказывающих решающее влияние на земное жизнеустройство.
Веленью Божию, о Муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
А. С. Пушкин
Классическая литература и человеческое в российском человеке
Скоро ровно сто лет, как Россия погрузилась в ужас революций, красного террора, гражданской войны, голода. И потом были годы бесчисленных человеческих жертв, но уже в оплату за индустриализацию, коллективизацию, победу в страшной войне.
Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.
Человеческая жизнь абсолютно обесценилась, народ был втянут в братоубийство, доносительство, отступничество от религии, раболепство. Как оказалось возможным то, что, теряя своих лучших представителей, насильственно очутившись в оскотинивающих условиях, люди всё-таки сохранили свою страну, возродили и приумножили промышленный потенциал, создали культурное пространство, давшее человечеству немало достойных плодов?
Революционные лозунги ложились на подходящий для коммунистической лжи фундамент — многовековое христианское миропонимание большинства граждан огромной страны, общинность русского самосознания, его любовь к земле и стремление к труду, справедливости, нравственности. Не случайно, что появившийся в 1961 г. Моральный кодекс строителя коммунизма, по словам его создателей, намеренно был основан на Нагорной проповеди.
Примечательно, что представители коммунистической власти, чем выше они стояли в её иерархической пирамиде, тем беззастенчивее нарушали нравственные нормы: ожесточённая борьба за власть оправдывала любые средства. Ведь в атеистической коммунистической идеологии, в отличие от библейских заповедей, неизбежному божьему наказанию за плохие поступки места не нашлось.
Представляется, что страну спасли и возродили не коммунистические устои, а прежде всего тот фундамент в человеке, который закладывала классическая литература, искусство, архитектура. Сметающее всё старое коммунистическое преобразующее исступление в первой половине прошлого века быстро привело к такому хаосу, что ради сохранения государственности коммунистическая власть позволила существовать в образовании, искусстве, архитектуре, жизненном укладе элементам традиционной культуры, классическим образцам литературы, искусства, архитектуры.
Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.
Творчество наших великих писателей и поэтов вобрало в себя народную мудрость, выписало образы достойного и недостойного поведения, несло в себе крупицы многовекового жизненного опыта, культуру мышления, его направленность на духовный поиск. Именно классика через образование, искусство спасла страну в прошлом веке, особенно после самых бесчеловечных братоубийственных потрясений.
Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь!
А. С. Пушкин
Можно ли полюбить А. С. Пушкина в школе?
Или «Штрихи к портрету»
Творчество писателей и поэтов формировало культуру народных масс прежде всего через школьных учителей. Они также были детьми своего времени, заложниками сложившихся образовательных штампов.
Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.
По поводу образовательных штампов позволим себе некоторые «штрихи к портрету».
Известный российский литературовед Михаил Осипович Гершензон, вскрывая проблемы преподавания литературы, отмечал ещё в 1899 году: «Разумеется, дети должны читать не всё, что доставляет им удовольствие; но всё, что они читают, должно доставлять им удовольствие. …Основной задачей преподавания литературы в школе должно быть…общее питание духа, а не лечение духа специальными экстрактами, какие способно извлечь из поэзии аналитическое изучение; питание цельным и вкусным молоком, а не казеиновыми препаратами» (в кн. «Труды педагогического общества, состоящего при Императорском Московском Университете», 1900).
Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.
По поводу «особенностей национальной методики», шаблонизирующей мышление и язык, сетовал на рубеже XIX и XX вв. русский писатель, публицист, критик Влас Михайлович Дорошевич. Он выделяет следующие аспекты написания сочинения французскими школьниками: «…Всякий писал по-своему. Всякий жил в „сочинении“ своей жизнью. Каждый писал то, о чём действительно думал. А учитель следил за тем, чтобы мысли были изложены правильным родным языком, и ставил за это изложение „очень хорошо“ и серьёзному сочинителю, щеголявшему учёностью, и мальчику, несомненно обладавшему творческой фантазией, и ребёнку, склад ума которого расположен к шутке. …Пусть дети умеют хорошо излагать то, что думают. В этом и состоит обучение родному языку…».
Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.
Родной язык, по мнению Власа Михайловича, это «самый живой, интересный, увлекательный предмет, самое могучее орудие развития». Вместе с тем, все воспринимают его как «скучный предмет», что вполне объяснимо: «А у нас только и думают, как бы написать, сказать «как все», повторить «что-нибудь хорошее», двадцать раз сказанное … Всё, что есть живого, привлекательного и интересного в «предмете», исключено. Мёртвые сочинения, вместо того чтоб развивать, приучать мыслить, приучат к «недуманию».
Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.
Именно в сложившейся методике преподавания языка и литературы усматривает В. М. Дорошевич причину, с одной стороны, косности мышления, консерватизма, шаблонности общества буквально во всём, а с другой — его падкости на декадентство, склонности к некритическому осмыслению, лёгкости увлечения национализмом, радикализмом, другим каким «измом» (в статье «Русский язык», 1901 г.).
Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.
Не в этом ли кроется ещё одна из основных причин того, что революционные идеи сто лет назад были с такой лояльностью приняты русской интеллигенцией, приведя страну к катастрофе?
С мнением М. О. Гершензона и В. М. Дорошевича относительно недостатков преподавания литературы и языка во-многом солидарен такой авторитетный литературовед, как Борис Михайлович Эйхенбаум. Отмечая ключевые проблемы школы, он пишет: «… Каждый писатель должен изучаться… так, чтобы ученики… видели бы внутреннюю закономерность между всеми его образами и понимали бы, в каком смысле и почему образы эти составляют определённую художественную систему… Школа должна научить усвоению художественных образов. Именно этим процессом усвоения школа должна воспитывать дух, а не разбором „положительных и отрицательных типов“, которым, с одной стороны, искажается самое существо литературы, а с другой — не достигается и воспитательная цель, потому что живой дух не подчиняется моральным схемам, а требует свободы самоопределения» (в статье «О принципах изучения литературы в средней школе», 1915 г.)
Массовая практика преподавания русской литературы в XX в. привнесла в негативные тенденции XIX в. идеологию классового подхода, чрезмерные акценты на «положительных и отрицательных героях» в контексте «текущего момента» политических реалий.
Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.
Представленные «штрихи к портрету» не могут претендовать на обоснование тенденций, однако, на наш взгляд, позволяют выделить некоторые причины признаваемого педагогической общественностью тезиса — широко используемая методика преподавания русского языка и литературы не способствует любви ученика к соответствующим предметным областям знания.
Справедливости ради отметим, что, в отличие от советских времён, ныне идеологическое давление сильно ослабло, принуждающих факторов стало гораздо меньше, требования к глубине освоения литературы далеко не те, что были в прошлом. Нормой стало чтение классики по кратким конспектам, а ориентация на тестовый контроль знаний этому только благоприятствует. Учебные часы на литературу значительно сокращены, она потеряла свой базовый статус. В связи с этим педагогическое сообщество смогло добиться лишь незначительной корректировки нового отношения к литературе власти — возвращение в экзаменационный обиход некоего подобия сочинения.
Казалось бы, в сложившейся ситуации есть и свои плюсы — меньше факторов возникновения отвращения к литературе.
Действительно, несовершенство методики преподавания русского языка и литературы — это большое препятствие развитию человека. Однако духовная глубина языковой и сюжетно-смысловой среды классических произведений такова, что, даже вопреки утрате интереса к классической литературе в школьные годы, человек всё-таки получал прививку от дурного. Подтверждение тому — поступательное, несмотря ни на что, развитие страны, где общественное благо выступало абсолютным приоритетом над индивидуальными выгодами, где поощрялось служение своему народу, где постулировались нравственные нормы.
Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.
Нет такой прививки сегодня! Как её добиться, когда отсутствует прежний объём учебных часов на литературу, когда виртуальная реальность и рыночная идеологическая атмосфера в обществе только расширяют своё влияние? Как противостоять формализации человеческого общения, стяжательству, размыванию нравственных норм, утрате традиционной культуры и национальной идентичности? Что можно противопоставить всецелому вытеснению всего человеческого в человеке информационными технологиями, жизненной средой, унифицирующей и закабаляющей человека его потребительской зависимостью от транснациональных монополий?
Напрасно вкруг себя печальный взор он водит:
Ум ищет божества, а сердце не находит.
А. С. Пушкин
Интернет и образование
Современный мир диктует свои подходы к преподаванию. Они должны опираться на неотвратимые тенденции, связанные с развитием сети Интернет, соответствующие эффекты развития человека, которые надо использовать в позитивном русле.
Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.
Пребывая в сети Интернет, молодёжь немало читает и пишет. Она перерабатывает очень много и очень разнообразной информации. Здесь сегодня самый актуальный фокус направляющего влияния системы образования. Интернет должен стать основным средством появления интереса к классической литературе, искусству, языку, приобщения к духовным ценностям, способствовать развитию элементарного сострадания, сочувствия, сопереживания.
Без направляющего влияния системы образования созерцание в сети Интернет десятков киношных и реальных убийств, трагедий приводит к тому, что человеческое сердце черствеет. В результате индивид начинает относиться к чужой боли, страданию отстранённо, не соизмеряя с собой, как к развлечению, игре. Переключение с одной темы на другую, с одного сюжета на другой, более насыщенный, динамичный и развлекательный, формирует поверхностное, кластерное сознание, которое не ориентировано на глубокий системный анализ, практический опыт, выполнение социальных функций.
На весь педагогический состав сегодня ложится сложнейшая задача — преодолевать отмеченные негативные тенденции. И здесь педагоги-литераторы должны играть основную роль. Именно на их учебный предмет, его формирующее нравственность воздействие через лучшие образцы классической литературы должен работать сегодня весь педагогический состав школы, как в контексте своей предметной области знания, так и во внеурочной деятельности.
Как далеко представленный тезис от реальности!
Методика преподавания литературы продолжает болеть традиционными болезнями, которым были посвящены «Штрихи к портрету», а о межпредметных взаимосвязях в их нацеленности на литературу вообще говорить не приходится, у неё теперь даже нет статуса базового предмета.
Остаётся уповать только на само педагогическое сообщество, взывать к его гражданскому самосознанию, родовым корням, самосохранению в единстве со своим народом и культурой.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
А. С. Пушкин
От любви к фольклору к литературной классике
То, что раньше формировало человека, работает всё меньше. Сегодня просто не реализуемы прежние образовательные условия, заставляющие изучать литературу, погружаться в совершенную языковую среду классики, мир книги. Всё изменилось. Совсем архаично идти от изучения литературы в школе к любви к ней во взрослой жизни. Вместе с тем, только на такой эффект могло рассчитывать массовое образование в прошлом и позапрошлом веках.
Необходимо действовать наоборот — устремляться к высотам литературной классики от любви к тому, что близко́ человеку, что способно вызвать у него деятельный интерес.
Отечественная деятельностная психология и педагогика опиралась на очень важную закономерность, недостаточно осмысленную и поныне: сама деятельность выступает пожалуй самым важным фактором появления интереса и любви к тому предмету, освоение и преобразование которого вначале могло восприниматься без всякого энтузиазма. Как говорится, «Аппетит приходит во время еды».
И такой предмет имеется — это фольклор, то есть песни, танцы, частушки, анекдоты, сказки, предания, пословицы и поговорки, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, различные театрализованные формы.
Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.
Сложно представить теоретическое освоение фольклора школьниками. Фольклор в школе — это всегда культурные практики, то есть как раз та деятельность, втягивание в которую с неизбежностью инициирует интерес и даже любовь к питающей классическую литературу народной мудрости.
Нравственные поговорки бывают удивительно полезны в тех случаях, когда мы от себя мало что можем выдумать себе в оправдание.
А. С. Пушкин
Русские пословицы и поговорки
Для современного человека бегство в мир иллюзий всё чаще приводит к весьма ощутимой материальной утрате, потере здоровья, жизни, наполненной человеческими отношениями, а не их виртуальной имитацией.
Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.
Русские пословицы и поговорки — это сконцентрированная народная мудрость, это составляющие и, одновременно, носители русской языковой культуры. Пословицы и поговорки обогащают речь, позволяют быть лаконичным, хорошо понимаемым в своей культурной среде.
Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.
Пословицы и поговорки полезны в критических ситуациях принятия решения, когда человек чувствует, что им манипулируют, что-то навязывают. Вспомнившуюся к ситуации пословицу или поговорку можно тут же и употребить в речи, эффективно и эффектно противостоя коммуникативному давлению.
Пословицы могут помочь защититься от манипулирования, но следует иметь в виду, что они же являются и эффективным средством манипулирования. Существует понятие «кодекса», то есть всеохватности, универсальности пословиц и поговорок в плане скрытой в них характеристики различных жизненных ситуаций, поведенческих установок. Пословицы зачастую содержат взаимоисключающие оценки и суждения: «Терпение и труд всё перетрут» и «От трудов праведных не наживёшь палат каменных», что также содержит в себе народную мудрость. И таких пословиц очень много!
Всякая пословица — это знак ситуации, ключ к тому, как человек её для себя воспринимает, какую выбирает стратегию поведения. Так, например, пословица «Всё, что ни делается, к лучшему» в качестве руководства к действию является определяющей для появления определённых иллюзий (из серии «всё само собой образуется») и вполне прогнозируемых действий (вернее, бездействий).
И такое поведение может привести к фатальным последствиям, когда необходимо «брать быка за рога», а не «плыть по течению».
Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.
Пословицы и поговорки — это неисчерпаемый источник для различных заданий, чему посвящена отдельная статья — «Склонность человека к иллюзиям и… русские пословицы».
Вот лишь одно из таких заданий: как вы понимаете следующие пословицы:
1. «Он слышит, как трава растёт»;
2. «Бог не выдаст, свинья не съест»;
3. «Кабы знал, где упал, тут соломки подостлал».
Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.
О, Сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
А. С. Пушкин
Пословицы и поговорки: технология творчества в школе
Задания, связанные с пословицами и поговорками, могут предлагаться ученикам в рамках научно-исследовательской деятельности школьников, использованы в ходе любых учебных занятий для переключения внимания, снятия напряжения, появления интереса к педагогической ситуации в целом. Реферативные задания, связанные с пословицами и поговоркам, в контексте конкретизированных жизненных ситуаций практически невозможно выполнить формально, скачав готовый материал из сети Интернет.
Памятуя о процитированном ранее критическом замечании Бориса Михайловича Эйхенбаума отметим, что как раз в пословицах, с их кодексностью, и находит отражение многоплановость любой реальной человеческой натуры. Исследование литературных персонажей в контексте народной мудрости, скрытой в пословицах и поговорках, благоприятствует усвоению именно художественных образов, а не редуцированных протокольных характеристик «положительных и отрицательных типов».
Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.
Для выполнения заданий, связанных с пословицами и поговорками, весьма кстати оказываются возможности сети Интернет. Задания могут быть исключительно разнообразными. Можно попросить подобрать не только пословицы и поговорки на обозначенные темы, но и проиллюстрировать их произведениями классической живописи, или результатами народного декоративно-прикладного творчества. Можно наоборот — предложить, например, картины и попросить подобрать к ним пословицы и поговорки.
Заметим, акцент на русских пословицах в названии настоящей статьи не случаен. Допустим, ученику культурно близки именно русские пословицы. Подыскивая в сети Интернет пословицы и поговорки, чтобы выполнить какое-либо задание, он неизбежно начнёт открывать для себя колоссальный пласт пословиц и поговорок других народностей, их национальный колорит. Такую межкультурную рефлексию трудно переоценить. Но первоначальные задания всё-таки лучше связывать с культурно близкими русскими пословицами.
Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.
Ориентация на использование пословиц и поговорок в учёбе и воспитании благоприятствует заинтересованному обсуждению, налаживанию обратной связи, непринуждённости педагогического общения. Интересно не только ученику, но и учителю, что почему-то считается второстепенным моментом в образовательной деятельности. А ведь здесь, как говорится: «Коли доктор сыт, так и больному легче».
Чем обусловливается интерес учителя?
Во-первых, эрудиции любого социализированного взрослого человека вполне достаточно, чтобы в своей языковой среде понимать большинство пословиц и поговорок, что тем более по плечу учителю.
Во-вторых, интерес обусловлен неповторимостью ситуаций обсуждения: пословицы и поговорки связаны с контекстом конкретных жизненных ситуаций, а они весьма противоречивы и неоднозначны. В результате учитель получает возможность опираться на весь свой жизненный опыт, увлечения, наблюдения.
В-третьих, учитель, сделав первый шаг, скорее всего вдохновится сделать и последующие шаги — изменять, усложнять задания, связанные с пословицами и поговорками, возможно начнёт их активнее употреблять в своей речи, взаимоувязывать с другими разновидностями фольклора, нащупает в связи с этим свою изюминку внеклассной работы или наладит контакт с учениками, почувствует удовлетворение от неформального общения, заинтересованного отношения к себе и своей учительской миссии.
Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.
Конечно, задания школьникам от учителя литературы могут быть непосредственно связаны с учебным предметом: какие формы фольклора фигурируют в произведении, какие пословицы и поговорки использованы литературными героями или могли бы быть ими употреблены в речи; как с точки зрения пословиц и поговорок справедливо охарактеризовать те или иные сюжетные линии и т. д.
Если в пословицах и поговорках народная мудрость многоаспектна, порой оправдывая весьма спорные ситуации и отношения, то для российского менталитета, то есть духовной настроенности, присущей всему народу, характерно торжество добра над злом, поведение по совести, о чём и свидетельствуют многие признанные образцы отечественной литературы. Смыслы, сокрытые в сложных литературных образах, благодаря знанию фольклора и пытливому стремлению их увидеть обязательно открываются.
Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.
Чтобы видеть лучше, нужно изменять себя в соответствии с достойными примерами того, что составляет человеческое в человеке.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
А. С. Пушкин
Русские пословицы и поговорки. Литература 5 класс.
Вступительное слово учителя: • В древности жило устное словесное искусство и передавал нам его дружинный певец, калика перехожий, скоморох, просто деревенская бабушка, окружённая детворой. Часто вместо слова фольклор мы употребляем и другое: устное народное творчество. В фольклор входят такие жанры, как: пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, сказы, легенды, былины, песни, анекдоты, частушки.
Продолжение. • В этом году мы встретимся с фольклорными жанрами, которые вам знакомы, но присмотримся к ним повнимательней. Никто не знает, когда возникли пословицы. Они идут от далёких времён и сопутствуют народу на всём протяжении его истории. Русская пословица- крылатая мудрость народа.
Продолжение. • Едва ли найдётся человек, который не пользуется мудрыми изречениями. Недаром говорится: Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится. Пословицы для нас –своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, любви, дружбе, в отношениях с другими людьми. Русские пословицы охватывают все стороны жизни народа. Сам народ понимал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения пословиц.
Писатели и поэты о пословицах и поговорках. • « Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото. » А. С. Пушкин. • « Пословицы – это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый» . В. Даль. • «Вот как просто сочиняют наши мужики. Всё просто: слов мало, а чувства много. » Л. Н. Толстой. • « В простоте слова- самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в нихцелые книги» А. М. Горький.
Запись в тетрадь. • ПОСЛОВИЦА- это краткое изречение, приноравливаемое к разным случаям жизни. • Пословица-краткость, простота. • -большая содержательность. • законченные по форме предложения. • устойчивость. • участие в живой разговорной речи.
Запись в тетрадь. • ПОГОВОРКА- не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. • Поговорка- изменчивость. • более кратки, чем пословица. • конкретное содержание. • участие в живой разговорной речи.
Игровые моменты: • 1. • • • Закончи пословицу: Труд человека кормит Кто много говорит Повторенье Не спеши языком Сделал дело Ученье-свет Куй железо С кем поведёшься Лучше горькая правда Не всё то золото
Игра « Назови пословицу» • Восстановить пословицу по этим словам. • ДЕЛО-БЕЗДЕЛЬЕ. • • ДРУЖБА-СЛУЖБА. ЛАЕТ-КУСАЕТ. РУКИ-СКУКИ. ТРУД-ЛЕНЬ. ДЕЛО-ПОТЕХА. ЯЗЫК-ДЕЛО. ШИЛО-МЕШОК.
Отгадай загадки-пословицы • О каких людях идёт речь, какие недостатки человеческого характера подвергаются критике в этих пословицах-загадках • ЕЛ, ДА УСТАЛ, СПАЛ, ДА НАМАЯЛСЯ. • ЯЗЫК БЕЗ КОСТЕЙ: ЧТО ХОЧЕТ, ТО И БОРМОЧЕТ. ПОДАЛ РУКУ, ДА ПОДСТАВИЛ НОГУ. МОЁ ГОРЕ-СТРЕЛА ВО МНЕ, ЧУЖОЕ ГОРЕСТРЕЛА ВО ПНЕ.
ЗАГАДКИ -В КАКОЙ ПОГОВОРКЕ НАСЕКОМОЕ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В МЛЕКОПИТАЮЩЕЕ? -СОГЛАСНО КАКОЙ ПОГОВОРКЕ СЛОВО НАХОДИТСЯ В КАРМАНЕ?
Закончи предложения пословицей: • « Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили задания на дом, объясняли трудные задания. Недаром утверждает пословица…. . • «Я несколько лет дружила со Светой. Но однажды мы поссорились. И тогда я стала дружить с Галей. Узнав о ссоре мама мне сказала:
Домашнее задание • Сделать книжки-малышки с пословицами • 1 ряд- о книге • 2 ряд- о человеке • 3 ряд -о погоде.
- Главная
- Авторы
- Анализ произведений
- Характеристики героев
- Краткое cодержание
- Цитаты
- Критика
- Критика о произведениях
- Критика о писателях и поэтах
Цитаты из произведений, афоризмы писателей и поэтов, мудрые мысли, крылатые выражения А зори здесь тихие
Алые парусаАнна КаренинаАсяБедная ЛизаБедность не порокБелый Бим Черное УхоБелый пудельБесприданницаБорис ГодуновВ дурном обществеВишневый садВойна и мирВоскресениеГерой нашего времениГоре от умаГоспода ГоловлевыГрозаДворянское гнездоДетство (М. Горький)Детство (Л. Н. Толстой)Доктор ЖивагоДом с мезониномЕвгений ОнегинИонычИстория одного городаКапитанская дочкаКому на Руси жить хорошоКрыжовникМастер и МаргаритаМертвые душиМумуНа днеНевский проспектНедоросльО любви Обломов 1 2 3
Обыкновенная историяОдин день Ивана ДенисовичаОтрочествоОтцы и детиПалата №6Повести БелкинаПоединокПрощание с МатеройПутешествие из Петербурга в МосквуРевизорРуслан и ЛюдмилаСвои люди — сочтемся!Собачье сердцеСтаруха ИзергильТарас БульбаТихий ДонУроки французскогоЧайкаЧеловек в футляреШинельЮностьДругие материалы:Цитаты из разных произведений Н. Лескова В данном разделе представлены цитаты из произведений русских писателей и поэтов, афоризмы, мудрые мысли, крылатые выражения, известные высказывания.
Меню сайта
- Авторы
- Произведения
- Характеристики героев
- Краткое содержание произведений
- Цитаты из произведений
- Критика о произведениях
- Критика о писателях и поэтах
- Тесты по произведениям
- Иллюстрации к произведениям
- Сочинения по картинам
✐ Дорогие друзья!
Пишите ваши комментарии! Ваше мнение важно для нас.
Русские пословицы и поговорки >>