В каких литературных произведениях вы встречали пословицы 5 класс

Оглавление [Показать]

Лариса Малышева
Тематическая подборка пословиц и поговорок к произведениям

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»:

• Их водой не разольешь.

• Своя семья – самые верные друзья.

Русская народная сказка «Зимовье»

• Дружно — не грузно, а врозь – хоть брось.

• У страха глаза велики.

• Доброму гостю хозяин рад.

• Берись дружно – не будет грузно.

Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

• Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй.

• Гуляй да дела не забывай.

• Гуляли – веселились, подсчитали – прослезились.

• Великое слово: спасибо.

Русская народная сказка «Хаврошечка»

• Всяк человек своего счастья кузнец.

• Всякий человек у дела познается.

• Там счастье не диво, где трудятся не лениво.

• Кто правдой живет, тот добро наживет; кто добро творит, того Бог благословит.

«Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

•Бранись, брда на себя оглнись.

• Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.

• Заварил кашу – ссора до добра не доводит.

• .Других не суди, на себя погляди.

• Правда – глаза колет.

Осень

• От осени к лету поворота нету.

• Лето со снопами, осень с пирогами.

• В октябре ни на колесах, ни на полозьях.

• В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина.

• Осень – запасиха, зима – прибериха.

• Холоден сентябрь, да сыт.

Зима

• В зимний холод всякий молод.

• В феврале дороги широки.

• Готовь сани летом, а телегу зимой.

• Зиме да лету союза нету.

Весна

• Матушка весна – всем красна.

• В апреле земля преет.

• Февраль богат снегом, апрель водой.

• Весна и осень – на дню погод восемь.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»

• За большим погонишься – последнее потеряешь.

И. Соколов – Микитов «Листопадничек»

• В гостях хорошо, а дома лучше.

• Везде хорошо – где нас нет.

Ш. Перро «Кот в сапогах»

• Встречают по одежде, провожают по уму.

С. Аксаков «Аленький цветочек»

• Шуба овечья, да душа человечья.

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

• Собирай по ягодке, соберешь кузовок.

• Лесом шел, а дров не нашел.

В. Катаев «Цветик — семицветик»

• Дружба дороже денег.

«Хлеб»

• У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

• Хлеб – всему голова.

• Хлеб – батюшка. Водица – матушка.

• Хлеб да вода – молодецкая еда.

• Без соли, без хлеба худая беседа.

• Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

«Бременские музыканты»

• Доброе братство лучше богатства.

• У страха глаза велики, да ничего не видят.

• Один за всех – все за одного.

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

• Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

• Доброму везде добро.

• Кто любит труд, того люди чтут.

• От вежливых слов язык не отсохнет.

• С поклону голова не болит.

Семья

• Вся семья вместе, так и душа на месте.

• На свете все сыщешь, кроме отца и матери.

• Лучше жить в тесноте, чем в обиде.

Праздник мам

• Материнская молитва со дна моря поднимает.

• Лучше матери друга не сыщешь

• Нет такого дружка, как родная матушка.

• При солнце тепло, а при матери добро.

Посуда

• Дом как полная чаша.

• Дорога ложка к обеду.

Овощи

• Без заботы и репу не вырастишь.

• Всякому овощу свое время.

Домашние животные

• Без кота мышам раздолье.

• Козла спереди бойся, коня сзади.

• Кошка на порог, а мышка в уголок.

Труд – профессии

• Птицу узнают в полете, а человека в работе.

• Делу время, потехе час.

• Поработаешь до поту – поешь в охоту.

• Умелые руки не знают скуки.

• Сделал дело – гуляй смело.

• Скучен день до вечера, коли делать нечего.

• Терпенье и труд все перетрут.

Рыбы

• Как рыба в воде.

• Нем как рыба.

• Биться. Как рыба об лед.

• Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Об учении

• Азбука к мудрости ступенька.

• Без муки нет науки.

• Без терпенья нет ученья.

• Грамота – второй язык.

• Грамоте учиться – вперед пригодиться.

• Знание лучше богатства.

• Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

• Сразу всему не научишься.

Колобок

• Чем хвалимся, на том и провалимся;

• На языке медок, да на сердце –ледок.

Теремок

• Не бравши топор, жилья не срубишь;

• Легко взято, легко и потеряно.

Репка

• Из многих малых одно большое выходит;

• Капля по капле и камень долбит.

Лиса и журавль

• Как аукнется, так и откликнется.

• Каков привет, таков и ответ.

Курочка, мышка и Тетерев

• Хочешь есть калачи — не лежи на печи.

Лисичка со скалочкой

• Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить.

Царевна Несмеяна

• Не все то золото, что блестит.

• Телу – простор, душе – теснота.

О люди! Жалкий род, достойный слёз и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!

А. С. Пушкин

Что делает человека человеком? Это ключевой вопрос, на который испокон веков пытаются ответить представители науки и религии. На него предложено много разных ответов — особенности сознательной деятельности, сообразность Богу, свободоспособность, определённое поведение, которому свойственны некие социально-ролевые функции, культурные коды, нравственные ориентиры, и др.

Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.

Вопрос о человеческом в человеке в свете сложившихся тенденций развития науки и технологий приобретает новые, доселе неизвестные, оттенки. Нарастающее внедрение во все сегменты человеческой деятельности компьютерных технологий образует отдельную виртуальную сферу жизни среднестатистического обывателя, которая расширяется в ущерб многим социальным функциям и «живому» межличностному общению. Наше время — это время, когда человек с неизбежностью становится и будет становиться киберчеловеком. При этом всё заметнее изменение социально-ролевых его функций, нравственных ориентиров, характера общения.

Проявлениям семейных, трудовых, дружеских, общественных отношений всё чаще отдаётся предпочтение в пользу компьютерной реальности, частью которой мы все вот-вот станем уже и на физиологическом уровне. И в такой человеческой трансформации без труда угадывается заинтересованность многих производителей товаров и услуг, прежде всего транснациональных корпораций, по факту оказывающих решающее влияние на земное жизнеустройство.

Веленью Божию, о Муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.

А. С. Пушкин

Классическая литература и человеческое в российском человеке

Скоро ровно сто лет, как Россия погрузилась в ужас революций, красного террора, гражданской войны, голода. И потом были годы бесчисленных человеческих жертв, но уже в оплату за индустриализацию, коллективизацию, победу в страшной войне.

Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.

Человеческая жизнь абсолютно обесценилась, народ был втянут в братоубийство, доносительство, отступничество от религии, раболепство. Как оказалось возможным то, что, теряя своих лучших представителей, насильственно очутившись в оскотинивающих условиях, люди всё-таки сохранили свою страну, возродили и приумножили промышленный потенциал, создали культурное пространство, давшее человечеству немало достойных плодов?

Революционные лозунги ложились на подходящий для коммунистической лжи фундамент — многовековое христианское миропонимание большинства граждан огромной страны, общинность русского самосознания, его любовь к земле и стремление к труду, справедливости, нравственности. Не случайно, что появившийся в 1961 г. Моральный кодекс строителя коммунизма, по словам его создателей, намеренно был основан на Нагорной проповеди.

Примечательно, что представители коммунистической власти, чем выше они стояли в её иерархической пирамиде, тем беззастенчивее нарушали нравственные нормы: ожесточённая борьба за власть оправдывала любые средства. Ведь в атеистической коммунистической идеологии, в отличие от библейских заповедей, неизбежному божьему наказанию за плохие поступки места не нашлось.

Представляется, что страну спасли и возродили не коммунистические устои, а прежде всего тот фундамент в человеке, который закладывала классическая литература, искусство, архитектура. Сметающее всё старое коммунистическое преобразующее исступление в первой половине прошлого века быстро привело к такому хаосу, что ради сохранения государственности коммунистическая власть позволила существовать в образовании, искусстве, архитектуре, жизненном укладе элементам традиционной культуры, классическим образцам литературы, искусства, архитектуры.

Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.

Творчество наших великих писателей и поэтов вобрало в себя народную мудрость, выписало образы достойного и недостойного поведения, несло в себе крупицы многовекового жизненного опыта, культуру мышления, его направленность на духовный поиск. Именно классика через образование, искусство спасла страну в прошлом веке, особенно после самых бесчеловечных братоубийственных потрясений.

Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь!
А. С. Пушкин

Можно ли полюбить А. С. Пушкина в школе?
Или «Штрихи к портрету»

Творчество писателей и поэтов формировало культуру народных масс прежде всего через школьных учителей. Они также были детьми своего времени, заложниками сложившихся образовательных штампов.

Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.

По поводу образовательных штампов позволим себе некоторые «штрихи к портрету».

Известный российский литературовед Михаил Осипович Гершензон, вскрывая проблемы преподавания литературы, отмечал ещё в 1899 году: «Разумеется, дети должны читать не всё, что доставляет им удовольствие; но всё, что они читают, должно доставлять им удовольствие. …Основной задачей преподавания литературы в школе должно быть…общее питание духа, а не лечение духа специальными экстрактами, какие способно извлечь из поэзии аналитическое изучение; питание цельным и вкусным молоком, а не казеиновыми препаратами» (в кн. «Труды педагогического общества, состоящего при Императорском Московском Университете», 1900).

Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.

По поводу «особенностей национальной методики», шаблонизирующей мышление и язык, сетовал на рубеже XIX и XX вв. русский писатель, публицист, критик Влас Михайлович Дорошевич. Он выделяет следующие аспекты написания сочинения французскими школьниками: «…Всякий писал по-своему. Всякий жил в „сочинении“ своей жизнью. Каждый писал то, о чём действительно думал. А учитель следил за тем, чтобы мысли были изложены правильным родным языком, и ставил за это изложение „очень хорошо“ и серьёзному сочинителю, щеголявшему учёностью, и мальчику, несомненно обладавшему творческой фантазией, и ребёнку, склад ума которого расположен к шутке. …Пусть дети умеют хорошо излагать то, что думают. В этом и состоит обучение родному языку…».

Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.

Родной язык, по мнению Власа Михайловича, это «самый живой, интересный, увлекательный предмет, самое могучее орудие развития». Вместе с тем, все воспринимают его как «скучный предмет», что вполне объяснимо: «А у нас только и думают, как бы написать, сказать «как все», повторить «что-нибудь хорошее», двадцать раз сказанное … Всё, что есть живого, привлекательного и интересного в «предмете», исключено. Мёртвые сочинения, вместо того чтоб развивать, приучать мыслить, приучат к «недуманию».

Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.

Именно в сложившейся методике преподавания языка и литературы усматривает В. М. Дорошевич причину, с одной стороны, косности мышления, консерватизма, шаблонности общества буквально во всём, а с другой — его падкости на декадентство, склонности к некритическому осмыслению, лёгкости увлечения национализмом, радикализмом, другим каким «измом» (в статье «Русский язык», 1901 г.).

Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.

Не в этом ли кроется ещё одна из основных причин того, что революционные идеи сто лет назад были с такой лояльностью приняты русской интеллигенцией, приведя страну к катастрофе?

С мнением М. О. Гершензона и В. М. Дорошевича относительно недостатков преподавания литературы и языка во-многом солидарен такой авторитетный литературовед, как Борис Михайлович Эйхенбаум. Отмечая ключевые проблемы школы, он пишет: «… Каждый писатель должен изучаться… так, чтобы ученики… видели бы внутреннюю закономерность между всеми его образами и понимали бы, в каком смысле и почему образы эти составляют определённую художественную систему… Школа должна научить усвоению художественных образов. Именно этим процессом усвоения школа должна воспитывать дух, а не разбором „положительных и отрицательных типов“, которым, с одной стороны, искажается самое существо литературы, а с другой — не достигается и воспитательная цель, потому что живой дух не подчиняется моральным схемам, а требует свободы самоопределения» (в статье «О принципах изучения литературы в средней школе», 1915 г.)

Массовая практика преподавания русской литературы в XX в. привнесла в негативные тенденции XIX в. идеологию классового подхода, чрезмерные акценты на «положительных и отрицательных героях» в контексте «текущего момента» политических реалий.

Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.

Представленные «штрихи к портрету» не могут претендовать на обоснование тенденций, однако, на наш взгляд, позволяют выделить некоторые причины признаваемого педагогической общественностью тезиса — широко используемая методика преподавания русского языка и литературы не способствует любви ученика к соответствующим предметным областям знания.

Справедливости ради отметим, что, в отличие от советских времён, ныне идеологическое давление сильно ослабло, принуждающих факторов стало гораздо меньше, требования к глубине освоения литературы далеко не те, что были в прошлом. Нормой стало чтение классики по кратким конспектам, а ориентация на тестовый контроль знаний этому только благоприятствует. Учебные часы на литературу значительно сокращены, она потеряла свой базовый статус. В связи с этим педагогическое сообщество смогло добиться лишь незначительной корректировки нового отношения к литературе власти — возвращение в экзаменационный обиход некоего подобия сочинения.

Казалось бы, в сложившейся ситуации есть и свои плюсы — меньше факторов возникновения отвращения к литературе.

Действительно, несовершенство методики преподавания русского языка и литературы — это большое препятствие развитию человека. Однако духовная глубина языковой и сюжетно-смысловой среды классических произведений такова, что, даже вопреки утрате интереса к классической литературе в школьные годы, человек всё-таки получал прививку от дурного. Подтверждение тому — поступательное, несмотря ни на что, развитие страны, где общественное благо выступало абсолютным приоритетом над индивидуальными выгодами, где поощрялось служение своему народу, где постулировались нравственные нормы.

Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.

Нет такой прививки сегодня! Как её добиться, когда отсутствует прежний объём учебных часов на литературу, когда виртуальная реальность и рыночная идеологическая атмосфера в обществе только расширяют своё влияние? Как противостоять формализации человеческого общения, стяжательству, размыванию нравственных норм, утрате традиционной культуры и национальной идентичности? Что можно противопоставить всецелому вытеснению всего человеческого в человеке информационными технологиями, жизненной средой, унифицирующей и закабаляющей человека его потребительской зависимостью от транснациональных монополий?

Напрасно вкруг себя печальный взор он водит:
Ум ищет божества, а сердце не находит.

А. С. Пушкин

Интернет и образование

Современный мир диктует свои подходы к преподаванию. Они должны опираться на неотвратимые тенденции, связанные с развитием сети Интернет, соответствующие эффекты развития человека, которые надо использовать в позитивном русле.

Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.

Пребывая в сети Интернет, молодёжь немало читает и пишет. Она перерабатывает очень много и очень разнообразной информации. Здесь сегодня самый актуальный фокус направляющего влияния системы образования. Интернет должен стать основным средством появления интереса к классической литературе, искусству, языку, приобщения к духовным ценностям, способствовать развитию элементарного сострадания, сочувствия, сопереживания.

Без направляющего влияния системы образования созерцание в сети Интернет десятков киношных и реальных убийств, трагедий приводит к тому, что человеческое сердце черствеет. В результате индивид начинает относиться к чужой боли, страданию отстранённо, не соизмеряя с собой, как к развлечению, игре. Переключение с одной темы на другую, с одного сюжета на другой, более насыщенный, динамичный и развлекательный, формирует поверхностное, кластерное сознание, которое не ориентировано на глубокий системный анализ, практический опыт, выполнение социальных функций.

На весь педагогический состав сегодня ложится сложнейшая задача — преодолевать отмеченные негативные тенденции. И здесь педагоги-литераторы должны играть основную роль. Именно на их учебный предмет, его формирующее нравственность воздействие через лучшие образцы классической литературы должен работать сегодня весь педагогический состав школы, как в контексте своей предметной области знания, так и во внеурочной деятельности.

Как далеко представленный тезис от реальности!

Методика преподавания литературы продолжает болеть традиционными болезнями, которым были посвящены «Штрихи к портрету», а о межпредметных взаимосвязях в их нацеленности на литературу вообще говорить не приходится, у неё теперь даже нет статуса базового предмета.

Остаётся уповать только на само педагогическое сообщество, взывать к его гражданскому самосознанию, родовым корням, самосохранению в единстве со своим народом и культурой.

Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…

А. С. Пушкин

От любви к фольклору к литературной классике

То, что раньше формировало человека, работает всё меньше. Сегодня просто не реализуемы прежние образовательные условия, заставляющие изучать литературу, погружаться в совершенную языковую среду классики, мир книги. Всё изменилось. Совсем архаично идти от изучения литературы в школе к любви к ней во взрослой жизни. Вместе с тем, только на такой эффект могло рассчитывать массовое образование в прошлом и позапрошлом веках.

Необходимо действовать наоборот — устремляться к высотам литературной классики от любви к тому, что близко́ человеку, что способно вызвать у него деятельный интерес.

Отечественная деятельностная психология и педагогика опиралась на очень важную закономерность, недостаточно осмысленную и поныне: сама деятельность выступает пожалуй самым важным фактором появления интереса и любви к тому предмету, освоение и преобразование которого вначале могло восприниматься без всякого энтузиазма. Как говорится, «Аппетит приходит во время еды».

И такой предмет имеется — это фольклор, то есть песни, танцы, частушки, анекдоты, сказки, предания, пословицы и поговорки, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, различные театрализованные формы.

Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.

Сложно представить теоретическое освоение фольклора школьниками. Фольклор в школе — это всегда культурные практики, то есть как раз та деятельность, втягивание в которую с неизбежностью инициирует интерес и даже любовь к питающей классическую литературу народной мудрости.

Нравственные поговорки бывают удивительно полезны в тех случаях, когда мы от себя мало что можем выдумать себе в оправдание.
А. С. Пушкин

Русские пословицы и поговорки

Для современного человека бегство в мир иллюзий всё чаще приводит к весьма ощутимой материальной утрате, потере здоровья, жизни, наполненной человеческими отношениями, а не их виртуальной имитацией.

Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.

Русские пословицы и поговорки — это сконцентрированная народная мудрость, это составляющие и, одновременно, носители русской языковой культуры. Пословицы и поговорки обогащают речь, позволяют быть лаконичным, хорошо понимаемым в своей культурной среде.

Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.

Пословицы и поговорки полезны в критических ситуациях принятия решения, когда человек чувствует, что им манипулируют, что-то навязывают. Вспомнившуюся к ситуации пословицу или поговорку можно тут же и употребить в речи, эффективно и эффектно противостоя коммуникативному давлению.

Пословицы могут помочь защититься от манипулирования, но следует иметь в виду, что они же являются и эффективным средством манипулирования. Существует понятие «кодекса», то есть всеохватности, универсальности пословиц и поговорок в плане скрытой в них характеристики различных жизненных ситуаций, поведенческих установок. Пословицы зачастую содержат взаимоисключающие оценки и суждения: «Терпение и труд всё перетрут» и «От трудов праведных не наживёшь палат каменных», что также содержит в себе народную мудрость. И таких пословиц очень много!

Всякая пословица — это знак ситуации, ключ к тому, как человек её для себя воспринимает, какую выбирает стратегию поведения. Так, например, пословица «Всё, что ни делается, к лучшему» в качестве руководства к действию является определяющей для появления определённых иллюзий (из серии «всё само собой образуется») и вполне прогнозируемых действий (вернее, бездействий).

И такое поведение может привести к фатальным последствиям, когда необходимо «брать быка за рога», а не «плыть по течению».

Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.

Пословицы и поговорки — это неисчерпаемый источник для различных заданий, чему посвящена отдельная статья — «Склонность человека к иллюзиям и… русские пословицы».

Вот лишь одно из таких заданий: как вы понимаете следующие пословицы:

1. «Он слышит, как трава растёт»;
2. «Бог не выдаст, свинья не съест»;
3. «Кабы знал, где упал, тут соломки подостлал».

Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.

О, Сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.

А. С. Пушкин

Пословицы и поговорки: технология творчества в школе

Задания, связанные с пословицами и поговорками, могут предлагаться ученикам в рамках научно-исследовательской деятельности школьников, использованы в ходе любых учебных занятий для переключения внимания, снятия напряжения, появления интереса к педагогической ситуации в целом. Реферативные задания, связанные с пословицами и поговоркам, в контексте конкретизированных жизненных ситуаций практически невозможно выполнить формально, скачав готовый материал из сети Интернет.

Памятуя о процитированном ранее критическом замечании Бориса Михайловича Эйхенбаума отметим, что как раз в пословицах, с их кодексностью, и находит отражение многоплановость любой реальной человеческой натуры. Исследование литературных персонажей в контексте народной мудрости, скрытой в пословицах и поговорках, благоприятствует усвоению именно художественных образов, а не редуцированных протокольных характеристик «положительных и отрицательных типов».

Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.

Для выполнения заданий, связанных с пословицами и поговорками, весьма кстати оказываются возможности сети Интернет. Задания могут быть исключительно разнообразными. Можно попросить подобрать не только пословицы и поговорки на обозначенные темы, но и проиллюстрировать их произведениями классической живописи, или результатами народного декоративно-прикладного творчества. Можно наоборот — предложить, например, картины и попросить подобрать к ним пословицы и поговорки.

Заметим, акцент на русских пословицах в названии настоящей статьи не случаен. Допустим, ученику культурно близки именно русские пословицы. Подыскивая в сети Интернет пословицы и поговорки, чтобы выполнить какое-либо задание, он неизбежно начнёт открывать для себя колоссальный пласт пословиц и поговорок других народностей, их национальный колорит. Такую межкультурную рефлексию трудно переоценить. Но первоначальные задания всё-таки лучше связывать с культурно близкими русскими пословицами.

Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.

Ориентация на использование пословиц и поговорок в учёбе и воспитании благоприятствует заинтересованному обсуждению, налаживанию обратной связи, непринуждённости педагогического общения. Интересно не только ученику, но и учителю, что почему-то считается второстепенным моментом в образовательной деятельности. А ведь здесь, как говорится: «Коли доктор сыт, так и больному легче».

Чем обусловливается интерес учителя?

Во-первых, эрудиции любого социализированного взрослого человека вполне достаточно, чтобы в своей языковой среде понимать большинство пословиц и поговорок, что тем более по плечу учителю.

Во-вторых, интерес обусловлен неповторимостью ситуаций обсуждения: пословицы и поговорки связаны с контекстом конкретных жизненных ситуаций, а они весьма противоречивы и неоднозначны. В результате учитель получает возможность опираться на весь свой жизненный опыт, увлечения, наблюдения.

В-третьих, учитель, сделав первый шаг, скорее всего вдохновится сделать и последующие шаги — изменять, усложнять задания, связанные с пословицами и поговорками, возможно начнёт их активнее употреблять в своей речи, взаимоувязывать с другими разновидностями фольклора, нащупает в связи с этим свою изюминку внеклассной работы или наладит контакт с учениками, почувствует удовлетворение от неформального общения, заинтересованного отношения к себе и своей учительской миссии.

Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.

Конечно, задания школьникам от учителя литературы могут быть непосредственно связаны с учебным предметом: какие формы фольклора фигурируют в произведении, какие пословицы и поговорки использованы литературными героями или могли бы быть ими употреблены в речи; как с точки зрения пословиц и поговорок справедливо охарактеризовать те или иные сюжетные линии и т. д.

Если в пословицах и поговорках народная мудрость многоаспектна, порой оправдывая весьма спорные ситуации и отношения, то для российского менталитета, то есть духовной настроенности, присущей всему народу, характерно торжество добра над злом, поведение по совести, о чём и свидетельствуют многие признанные образцы отечественной литературы. Смыслы, сокрытые в сложных литературных образах, благодаря знанию фольклора и пытливому стремлению их увидеть обязательно открываются.

Работа художника — примитивиста Александр Левченко. Фото предоставлено автором статьи.

Чтобы видеть лучше, нужно изменять себя в соответствии с достойными примерами того, что составляет человеческое в человеке.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.


А. С. Пушкин

Русские пословицы и поговорки. Литература 5 класс.

Вступительное слово учителя: • В древности жило устное словесное искусство и передавал нам его дружинный певец, калика перехожий, скоморох, просто деревенская бабушка, окружённая детворой. Часто вместо слова фольклор мы употребляем и другое: устное народное творчество. В фольклор входят такие жанры, как: пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, сказы, легенды, былины, песни, анекдоты, частушки.

Продолжение. • В этом году мы встретимся с фольклорными жанрами, которые вам знакомы, но присмотримся к ним повнимательней. Никто не знает, когда возникли пословицы. Они идут от далёких времён и сопутствуют народу на всём протяжении его истории. Русская пословица- крылатая мудрость народа.

Продолжение. • Едва ли найдётся человек, который не пользуется мудрыми изречениями. Недаром говорится: Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится. Пословицы для нас –своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, любви, дружбе, в отношениях с другими людьми. Русские пословицы охватывают все стороны жизни народа. Сам народ понимал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения пословиц.

Писатели и поэты о пословицах и поговорках. • « Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото. » А. С. Пушкин. • « Пословицы – это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый» . В. Даль. • «Вот как просто сочиняют наши мужики. Всё просто: слов мало, а чувства много. » Л. Н. Толстой. • « В простоте слова- самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в нихцелые книги» А. М. Горький.

Запись в тетрадь. • ПОСЛОВИЦА- это краткое изречение, приноравливаемое к разным случаям жизни. • Пословица-краткость, простота. • -большая содержательность. • законченные по форме предложения. • устойчивость. • участие в живой разговорной речи.

Запись в тетрадь. • ПОГОВОРКА- не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. • Поговорка- изменчивость. • более кратки, чем пословица. • конкретное содержание. • участие в живой разговорной речи.

Игровые моменты: • 1. • • • Закончи пословицу: Труд человека кормит Кто много говорит Повторенье Не спеши языком Сделал дело Ученье-свет Куй железо С кем поведёшься Лучше горькая правда Не всё то золото

Игра « Назови пословицу» • Восстановить пословицу по этим словам. • ДЕЛО-БЕЗДЕЛЬЕ. • • ДРУЖБА-СЛУЖБА. ЛАЕТ-КУСАЕТ. РУКИ-СКУКИ. ТРУД-ЛЕНЬ. ДЕЛО-ПОТЕХА. ЯЗЫК-ДЕЛО. ШИЛО-МЕШОК.

Отгадай загадки-пословицы • О каких людях идёт речь, какие недостатки человеческого характера подвергаются критике в этих пословицах-загадках • ЕЛ, ДА УСТАЛ, СПАЛ, ДА НАМАЯЛСЯ. • ЯЗЫК БЕЗ КОСТЕЙ: ЧТО ХОЧЕТ, ТО И БОРМОЧЕТ. ПОДАЛ РУКУ, ДА ПОДСТАВИЛ НОГУ. МОЁ ГОРЕ-СТРЕЛА ВО МНЕ, ЧУЖОЕ ГОРЕСТРЕЛА ВО ПНЕ.

ЗАГАДКИ -В КАКОЙ ПОГОВОРКЕ НАСЕКОМОЕ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В МЛЕКОПИТАЮЩЕЕ? -СОГЛАСНО КАКОЙ ПОГОВОРКЕ СЛОВО НАХОДИТСЯ В КАРМАНЕ?

Закончи предложения пословицей: • « Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили задания на дом, объясняли трудные задания. Недаром утверждает пословица…. . • «Я несколько лет дружила со Светой. Но однажды мы поссорились. И тогда я стала дружить с Галей. Узнав о ссоре мама мне сказала:

Домашнее задание • Сделать книжки-малышки с пословицами • 1 ряд- о книге • 2 ряд- о человеке • 3 ряд -о погоде.

  • Главная
  • Авторы
  • Анализ произведений
  • Характеристики героев
  • Краткое cодержание
  • Цитаты
  • Критика
    • Критика о произведениях
    • Критика о писателях и поэтах

Цитаты из произведений, афоризмы писателей и поэтов, мудрые мысли, крылатые выражения А зори здесь тихие

Алые парусаАнна КаренинаАсяБедная ЛизаБедность не порокБелый Бим Черное УхоБелый пудельБесприданницаБорис ГодуновВ дурном обществеВишневый садВойна и мирВоскресениеГерой нашего времениГоре от умаГоспода ГоловлевыГрозаДворянское гнездоДетство (М. Горький)Детство (Л. Н. Толстой)Доктор ЖивагоДом с мезониномЕвгений ОнегинИонычИстория одного городаКапитанская дочкаКому на Руси жить хорошоКрыжовникМастер и МаргаритаМертвые душиМумуНа днеНевский проспектНедоросльО любви Обломов 1 2 3

Обыкновенная историяОдин день Ивана ДенисовичаОтрочествоОтцы и детиПалата №6Повести БелкинаПоединокПрощание с МатеройПутешествие из Петербурга в МосквуРевизорРуслан и ЛюдмилаСвои люди — сочтемся!Собачье сердцеСтаруха ИзергильТарас БульбаТихий ДонУроки французскогоЧайкаЧеловек в футляреШинельЮностьДругие материалы:Цитаты из разных произведений Н. Лескова В данном разделе представлены цитаты из произведений русских писателей и поэтов, афоризмы, мудрые мысли, крылатые выражения, известные высказывания. 

Меню сайта

  • Авторы
  • Произведения
  • Характеристики героев
  • Краткое содержание произведений
  • Цитаты из произведений
  • Критика о произведениях
  • Критика о писателях и поэтах
  • Тесты по произведениям
  • Иллюстрации к произведениям
  • Сочинения по картинам

✐ Дорогие друзья!

Пишите ваши комментарии! Ваше мнение важно для нас.

Русские пословицы и поговорки >>

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

купить диплом ссср купить диплом о среднем специальном http://rdiplomik24.com купить аттестат купить диплом бакалавра купить аттестат за 11 класс купить свидетельство о рождении купить свидетельство о рождении http://diplomyland.com купить диплом бакалавра купить дипломы о высшем http://diplomsagroups.com купить диплом специалиста купить диплом вуза https://gosznac-diploma.com/ купить диплом института купить диплом фармацевта http://sreestrom.ru/ купить диплом нового образца купить аттестат купить диплом автомеханика купить диплом реестром москве купить диплом техникума купить диплом о среднем образовании купить диплом о высшем образовании реестр купить диплом специалиста http://rudiplomirovanie.com диплом купить с занесением в реестр москва купить диплом специалиста http://aurus-diploms.com купить диплом занесенный реестр купить диплом вуза https://premiums-diploms.com купить медицинский диплом с занесением в реестр купить диплом специалиста http://russdiplomiki.com купить диплом о высшем образовании реестр купить свидетельство о рождении https://diplomansy.com купить диплом с занесением в реестр цена купить диплом врача https://diploms-asx.com купить диплом с реестром цена москва купить дипломы о высшем https://eonline-diploms.com купить диплом высшем образовании занесением реестр купить диплом вуза https://diploms-asx.com купить диплом медсестры с занесением в реестр купить диплом о среднем образовании http://free-diplommi.com купить настоящий диплом реестр где купить диплом купить диплом о среднем специальном купить диплом техникума с занесением в реестр купить дипломы о высшем купить диплом кандидата наук купить диплом с занесением в реестр цена купить диплом вуза купить диплом автомеханика куплю диплом техникума реестр купить диплом https://rudiplomisty24.com/ купить диплом без занесения в реестр купить диплом специалиста http://diploms-service.com купить диплом с занесением в реестр реально купить аттестат за 9 класс купить диплом врача куплю диплом техникума реестр купить диплом автомеханика https://originaly-dokuments.com купить диплом реестром москве купить диплом http://dlplomy-box24.ru/ купить диплом пту с занесением в реестр купить диплом о среднем образовании https://diplomy-grup24.com/ где купить диплом с реестром купить диплом фармацевта http://aurus-diploms.com/kupit-diplom-ekonomista.html где купить диплом с реестром купить диплом бакалавра https://diplomansy.com/diplom-pedagogaкупить диплом с проводкой купить диплом техникума https://diploms-asx.com/otzyvy купить диплом реестром москве купить диплом вуза https://premialnie-diplomansy.com купить диплом с реестром цена купить диплом диплом об образовании купить купить диплом о высшем образовании реестр купить диплом о высшем образовании купить дипломы о высшем образовании цена купить диплом с занесением в реестр реально купить диплом техникума https://ukrdiplom.com купить диплом врача с занесением в реестр где купить диплом купить аттестат школы купить диплом вуза с занесением в реестр купить диплом университетакупить аттестат школы купить диплом высшем образовании занесением реестр купить диплом врача https://diploms-goznak.com купить диплом врача с занесением в реестр
купить диплом колледжа
https://aurus-diplomany.com
купить диплом вуза
купить диплом в москве
купить диплом о высшем образовании
купить диплом кандидата наук
купить диплом о среднем специальном
купить диплом вуза
купить диплом о высшем образовании
купить дипломы о высшем
купить диплом института
купить свидетельство о рождении
купить диплом техникума
https://lands-diplomy.com
купить диплом о среднем образовании