В каждодневной речи, чтобы убедить в чём-либо собеседника, мы зачастую прибегаем к помощи разных народных изречений, в том числе пословиц и поговорок .
А каким же мастерством убеждения должен обладать современный учитель, чтобы смотивировать ученика на обучение, на интерес к своему предмету!..
Дар убеждения – это важная составляющая набора качеств, которые должны быть у учителя. И если молодому специалисту эту науку приходится осваивать уже с первых минут пребывания в школе, то у более опытного учителя за годы работы в школе , наверняка, накапливается какой-то свой арсенал “фишек”, которые он использует для убеждения своих учеников в каком-либо решении.
В этой статье я поделюсь своим запасом из серии народной мудрости.
Это пословицы и поговорки. Да-да, и математику иногда приходится окунаться в мир филологии, чтобы построить эффективные отношения со своими учениками. (Скажу по секрету, – я питаю огромную слабость с лингвистике и различным вопросам филологии. Возможно, из меня получился бы неплохой учитель русского (или украинского) языка, если бы во время поступления в вуз математика не взяла бы верх)
Пословицы очень похожи на мудрые высказывания знаменитых писателей и общественных деятелей . И я применяю их с удовольствием как на уроках, так и во время воспитательных мероприятий.
Мне очень нравится “оперировать” пословицами, потому что они применяются к разным житейским случаям.
В кратких и внешне очень простых пословицах содержится смысл более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. В иных случаях пословица интересна в первую очередь своим прямым смыслом, но он так ёмок, что предоставляет говорящему возможность расширительно толковать то, о чём идёт речь.
И бывает так, что напрямую ты не можешь высказать какое-то нарицание ученику (обидится; перед всеми неудобно; не воспримет должно). А используя возможность некоторые замечания или намеки донести с помощью пословиц, и ты, как учитель, выглядишь толерантным и не таким категоричным.
Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла, являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций и давно снискали себе заслуженную славу. Поэтому в сложных , “тонких” ситуациях они меня выручают особенно.
Вот мой инструмент убеждения, если слова бессильны:
- Читает — летает, да ничего не понимает.
- Перо пишет, а ум водит.
- Буквы кривые, да смысл прямой.
- Что написано пером, того не вырубишь топором.
- Повторенье — мать ученья.
- Без спотычки и конь не пробежит.
- Огонь без дыму, человек без ошибки не бывает.
- Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
- Тихое озеро быстро тиной зарастает.
- На одном месте и камень мохом обрастает.
- Под лежач камень и вода не течёт.
- К мягкому воску печать, к молодому—ученье.
- Красна птица перьем, а человек — ученьем.
- Корень ученья горек, да плод его сладок.
- Век живи, век учись.
- На всякого мудреца довольно простоты.
- Чему с молоду не научился, того и под старость не будешь знать.
- Яйца курицу не учат.
- Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
- Знание — дело наживное.
- Верёвка крепка повивкой, а человек — знанием.
- Знания не кошель: за плечами не носить.
- Знания никому не в тягость.
- Кабы всё знал, так бы не учился.
- От учителя наука.
- Грамоте учиться — всегда пригодится.
- С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.
- Азбуку учат, во всю избу кричат.
- Аз, буки, веди страшат, что медведи.
- Ученику — удача, учителю — радость.
- За учёного двух неучёных дают.
- Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
- От умного научишься, от глупого разучишься.
- Неразумного учить — в бездонную кадку воду лить.
- В одно ухо слушает, а в другое выпускает.
- Азбуки не знает, а читать садится.
- Не на пользу читать, коли только вершки хватать.
- Читает — летает, да ничего не понимает.
- Перо пишет, а ум водит.
- Буквы кривые, да смысл прямой.
- Что написано пером, того не вырубишь топором.
- Повторенье — мать ученья.
- Без спотычки и конь не пробежит.
- Огонь без дыму, человек без ошибки не бывает.
- Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
- Тихое озеро быстро тиной зарастает.
- На одном месте и камень мохом обрастает.
- Под лежач камень и вода не течёт.
Мнение народа многое значит, с ним мы сверяем наше поведение и мысли.
А таким ли значимым для вас является слово учителя?
Горе-учитель мудрых.
Учитель – второй родитель.
Опыт – лучший учитель.
Тетрадь — зеркало ученика и учителя.
Время – лучший учитель ума.
Учитель один не считает годин.
Учитель немой, а ученик глухой.
Почитай учителя, как родителя.
Нет лучше учителя, чем пример.
И плохому учатся не без учителя.
Ученику — удача, учителю — радость.
Учителя открывают дверь – входишь ты сам.
Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно.
Человеку книга и друг, и учитель.
Учитель в школе, что посев в поле.
Древо и учитель познаются по плоду.
По ученику и об учителе судят.
Если тебе за сорок, сади рядом молодого учителя.
Ошибки других-хорошие учителя.
От учителя наука.
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.
Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей.