Тематические группы пословиц

                                     Пословицы и поговорки, распределенные по лексическим темам.
     

         Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается материал, собранный из крупиц народной мудрости, который мы используем на логопедических занятиях с вашими детьми.
        Не секрет, что “речь без пословицы, что каша без масла”, нам же необходимо использовать пословицы и поговорки не только для демонстрации красоты, меткости и величия нашего, русского, языка, но также для развития у детей языкового чутья, формирования понимания многозначности слов, развития красочности и связности высказывания.

Учеба
• В одно ухо вошло, в другое вышло.
• Век живи – век учись.
• Аз да буки- все науки.
• Корень ученья горек, да плод его сладок.
• Тяжело в ученье, легко в бою.
• Ученье свет, а неученье тьма.

Профессии, работа

• Дело мастера боится.

• Делу время, а потехе час.

• Кончил дело — гуляй смело.
• Криком избу не поставишь.
• Сапожник без сапог, портной без порток.
• Терпение и труд все перетрут.
• Я не я, и лошадь не моя, и сам я не извозчик.

Одежда
• Береги платье снову, а честь смолоду.
• С миру по нитке- голому рубашка.
• Своя рубашка ближе к телу.

Здоровье, тело человека
• В здоровом теле- здоровый дух.
• Здоровому все здорово.
• Веселый смех- здоровье.

Дружба
• Берись дружно-, не будет грузно ( одна пчела немного меду натаскает).
• Дружба дружбой, а служба службой.
• Друзья познаются в беде.
• Дурной пример заразителен.
• Сам пропадай, а товарища выручай.
• Верному другу цены нет.
• Один за всех и все за одного.
• С кем поведешься, того и наберешься.
• Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.
• Старый друг лучше новых друх.

Родина, наш дом
• В гостях хорошо, а дома лучше.
• Где кто родился, там и пригодился.

Фрукты
• Цветы для радости, сады для сладости.
• Красна весна цветами, а осень плодами.

Овощи
• Всякому овощу свой срок.

Ягоды
• Каков уход- таков и плод.
• При красном солнышке и ягодка краснеет.
• Положи ягодку в рот- избавишься от хворей на целый год.
• Одного поля ягоды.

Травы
• Где цветок, там и медок.
• Это еще цветочки, ягодки впереди будут.

Деревья
• Дерево держится корнями, а человек- друзьями.
• Дерево ценят по плодам, а человека- по делам.
• Дерево скоро садят, да нескоро с него плоды едят.

Грибы
• Кто любит земле кланяться, без грибков не останется.
• Назвался груздем- полезай в кузов.

Рыбы
• Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Звери
• Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью.
• Рыщет, как голодный волк.

Домашние животные
• Собака- первый друг человека.
• Козла сколько не корми, а он все в огород лезет.
• Где конь, там и седло.
• Кошка из дома- мыши на стол.
• Гусь свинье не товарищ.
• Свинья всегда грязь найдет.

Насекомые
• Муравей невелик, а горы копает.
• Жужжала муха, дождалась паука.
• Пчелка маленькая, да мед ее сладок.

Птицы
• Сорока весть на хвосте принесла.
• Соловей берет пением, а человек- умением.
• Белая ворона.
• Цыплят по осени считают.
• Курочка по зернышку клюет.
• У каждой пташки свои замашки.
• Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.
• Лебединая верность.

Оглавление [Показать]

Ответы

Ответ оставил: Гость

            над всеми этими вопросами еще раз придется думать самостоятельно дома, когда они будут перечитывать текст. можем ли мы и теперь считать рассказ важным и для сегодняшних дней, и для взаимоотношений людей сегодня? можно ли считать его вполне современным?             разумеется, все размышления должны исходить из самого текста бунинского рассказа и ни в коем случае не сводиться к определенным жизненным взаимоотношениям между людьми.             муж-офицер, который любил свою жену и догадался об ее измене, свел счеты с жизнью. бунин размышляет о том, что счастье одного может к трагедии другого. но он смягчает драматизм рассказа: офицер умирает слишком театрально, слишком искусственно. в его смерти нет суровой, пристойной случаю простоты, а есть какой-то неуместный вызов жизни. и все это тоже происходит на фоне природы, сама естественность которой внутренне одухотворена. так в рассказ бунина входит мысль о величии бытия, об искусственности человеческих представлений, в которых даже трагедия любви смешана с фальшью».

Ответ оставил: Гость

Тематические группы: 1.  пословицы о родине.2.  пословицы о семье.3.  пословицы о труде.4.  пословицы об учёбе.5.  пословицы о человеке, о его недостатках. пословица   — короткие народные изречения, которые имеют буквальное или переносное значения и  представляют законченные предложения. например, — «в гостях хорошо, но дома лучше». поговорка   — это языковой афоризм, который отличается особой краткостью и имеет только буквальное значение. например, — «поживем — увидим».

Ответ оставил: Гость

Его поймали, он сбежал, потом опять поймали, а он опять сбежал. Очень кратко.

Другие вопросы по литературе

Литература, опубликовано 09.01.2019 16:01

Литература, опубликовано 09.01.2019 16:01

Литература, опубликовано 09.01.2019 16:01

Литература, опубликовано 09.01.2019 16:01

✅ Ответов: 2 на вопрос по литературе:

Пословицы и поговорки. Жанры и тематические группы. Народная Мудрость пословиц и поговорок. Прямой и переносный смысл Пословиц. пж 35 балов … ты найдешь на сайте. Также ты можешь

добавить свой вариант ответа

, если считаешь, что он не верен или твой ответ более полный. Пожалуйста, добавляй только правильные ответы.

УДК 811.161

СТУДЕНЧЕСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ: ТЕМАТИКА И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Е.Н. Васильева

STUDENTS’ PROVERBS AND SAYINGS: TOPICS AND SOCIOCULTURAL CONTENT

E-Т .Vasilyeva

Псковский государственный университет, ole-nekto-lukoje@mail.ru

В статье рассматриваются тематические группы студенческих пословиц и поговорок. Анализ социокультурного содержания паремий позволяет выявить наиболее значимые для данного молодежного сообщества фрагменты субкультурной концептосферы и языковые особенности их отображения.

Ключевые слова: пословица, поговорка, тематическая группа, субкультура

The aricle shows the thematical groups of students’ proverbs and sayings. Sociocultural analysis of proverbs and sayings allows us to reveal the most important points of subcultural sphere of concepts for the youth subculture and their language patterns. Keywords: proverb, saying, thematic group, subculture

Язык — явление социально обусловленное . Являясь важнейшим средством человеческого общения, орудием передачи мысли, язык также выступает в качестве зеркала, отражающего не только национально-культурную специфику целого общества, но и мировоззрение отдельных социальных групп.

Под социальной группой обычно понимается объединение людей, связанное системой отношений и основанное на их общем участии в некоторой деятельности . Как правило, каждая социальная группа обладает своим особым языком, в котором находят отражение специфические, присущие только данной совокупности людей, признаки. Таким образом, изучая социокультурное содержание языковых

единиц определенного социолекта, мы можем узнать об интересах и ценностных ориентациях его носителей.

В данной статье на примере студенчества мы покажем, как отражается мировоззрение этой социальной группы в пословицах и поговорках. Выбор данных языковых единиц обусловлен тем, что именно в пословицах и поговорках наиболее точно и ярко отражаются явления и процессы окружающей жизни, актуальные для общества и отдельных социальных групп, чем объясняется интерес лексикологов и лексикографов к данному материалу .

Пословица в нашей работе традиционно понимается как «логически законченное образное или

безобразное изречение афористического характера, имеющее назидательный смысл и характеризующееся особой ритмической и фонетической организацией» . Под поговорками же мы будем понимать меткие устойчивые выражения экспрессивно-образного типа, ярко характеризующие человека и окружающую действительность. В отличие от пословиц, которые имеют назидательный смысл и являются логически законченными сентенциями, поговорки лишь оценивают то, что называют, но зато оценивают столь гра-дуированно и многообразно, что становятся точными портретами называемых ими людей и явлений .

При написании данной работы мы обратились к словарям сленга, содержащим студенческие пословицы и поговорки . Помимо данных словарей, материал отбирался на различных интернет-форумах, использовались также записи живой речи студентов (2010 — 2013 гг.)

Проанализировав полученный материал, мы пришли к выводу, что тематика студенческих паремий достаточно разнообразна и отражает те реалии, которые наиболее актуальны для данной социальной группы. Так, через студенческие пословицы и поговорки можно проследить отношение студентов к таким процессам и явлениям, как обучение в вузе, преподаватели и учебные предметы, занятия, сессия и экзамены.

В настоящее время важность высшего образования неоспорима. Современная молодежь понимает, что оно является залогом дальнейшего их благополучия. Это находит отражение в таких пословицах, как Университет — всему голова и Не плюй в вуз — пригодится еще там учиться. В то же время человек, не сумевший поступить в вуз, считается глупым, недалеким: Смех без причины — признак неоконченного высшего образования.

Несмотря на общедоступность такого образования, существует ряд трудностей, связанных с поступлением. В пословицах Дорог вуз в поступлении, Поступление дороже денег, На всякого абитуриента довольно мзды, Не все то вуз, что за поступление денег не берет, Ученье — свет, а за ученье надо платить, Ученье — свет, а за свет надо платить, Без денег и знаний нет, Образование дороже денег отражаются такие явления, как платное образование и коррупция среди преподавателей. Механизмы таких пословичных трансформаций подробно описаны Н.Н.Фёдоровой .

Весьма говорящими и не требующими расшифровки являются поговорки, раскрывающие отношение студентов к преподавателям и другим участникам учебного процесса. Так, педагогический коллектив в сознании студентов выступает как нечто зловещее, «сосущее» жизненные силы — сборище вампиров, а взаимоотношения между преподавателем и студентом — как нечто неравное по силам, несущее угрозу: волк и овца, волк и ягненок. Наши наблюдения подтверждает и ономастический материал — прозвища преподавателей .

Пословица Студент, что заяц, тени декана боится наглядно демонстрирует отношение студентов к руководителю факультета, а поговорки Обитель

зла, не влезай — убьет как бы предупреждают студента: обходи деканат стороной. И только во время отпуска декана студент может расслабиться, вздохнуть с облегчением: А зори здесь тихие — ‘декан в отпуске’.

Сами себя студенты шутливо называют братьями по несчастью, учебную аудиторию местом пыток, камерой предварительного заключения, палатой номер шесть, а университет в целом — домом ужасов, казенным домом, публичным домом. Не менее показательны и однословные сленговые наименования вузов, а также их интерпретация самими носителями сленга .

Значимое место в студенческом сленге отводится концепту занятие. Популярное в молодежной среде выражение Только сон приближает студента к концу лекции говорит о том, что не всегда студенты проявляют добросовестность на занятиях; они малоактивны на лекциях (спящая красавица — ‘студентка на лекции’), отмалчиваются на практических занятиях (молчание ягнят — ‘практическое занятие, лабораторная работа’).

Большое количество паремий о пропуске занятий без уважительной причины говорит о широком распространении данного явления: быть в ауте, брать березу, быть в библиотеке, пасовать пары, сливать пару, идти на поляну — ‘пропускать занятие без уважительное причины’. Отсюда и поговорка: От сессии до сессии живут студенты весело или ее современная вариация — От сессии до сессии живут студенты.

Наибольшее количество паремий в студенческом сленге посвящено таким явлениям, как экзамен или сессия, что подтверждает их актуальность для носителей данной субкультуры. Так, экзамен в сознании молодежи репрезентируется как нечто темное, кошмарное, необратимое (черный день, хана по пунктам, кошмар на улице вязов, конец антракта, конец всему и всем, конец веселой жизни, конец света, Великая Запара, умереть — не встать, клиническая смерть, искупление грехов, вспомнить все, гром среди ясного неба, конец лафы, халява энд), а сам студент на экзамене — живой труп или заяц в клетке с тиграми. При этом студенты рассматривают экзамен как лотерею, исход которой зависит не столько от испытуемого, сколько от воли случая (русская рулетка, естественный отбор). Чаще это касается тех, кто живет по принципу «от сессии до сессии».

К другой группе студентов относятся те, кто понимает, что Преподавателя на экзамене баснями не кормят и чтобы хорошо сдать экзамен, нужно к нему готовиться не только накануне, но и в течение всего семестра. Это нашло отражение в следующих пословицах: Тяжело в учении — легко на сессии; За «базар», что в семестре, отвечают на сессии; Не зная историю, не суйся в аудиторию. Некоторые студенты начинают сушить сухари, т.е. готовиться к экзаменам, заранее. Другие же предпочитают заниматься онанизмом головного мозга, массировать (насиловать) мозг (‘усиленно готовиться, изучать что-либо’) непосредственно в ночь перед экзаменом (это находит отражение в поговорках уйти в ночное, быть в ночном).

Есть свои тонкости и в процессе сдачи экзамена. Так, шутливая пословица Длинный язык до «зачтено» доведет советует для достижения положительного результата использовать все имеющееся у экзаменуемого красноречие. Однако это же изречение опровергается другой пословичной трансформацией: Сколько доценту птичкой не пой, он все равно на двойку смотрит — констатирующей, что одних коммуникативных способностей на экзамене бывает недостаточно для получения положительной оценки.

Студенческие пословицы На сессии не подмажешь — не сдашь, Обжегшись на зачете, станешь платить и за экзамен, Студентов на экзамене рубят — деньги летят утверждают, что экзамен можно сдать при помощи взятки. Если же не хочешь платить деньги, попробуй выехать на козе, т.е. сдать экзамен при помощи шпаргалки, обманув преподавателя. Являясь непременным атрибутом студенческой жизни, шпаргалка в субкультурном сознании молодежи зачастую выступает как «спасительный плот» или последняя надежда на экзамене. Отсюда и экспрессивно-образные названия «шпор» в студенческом сленге: подруга студента, спас на крови, скорая помощь, гуманитарная помощь. Мало просто принести шпаргалку на экзамен, нужно еще попытаться удержаться в седле, то есть успешно ею воспользоваться. Студента, пришедшего на экзамен без шпаргалки, шутливо называют всадником без головы.

Одна из любимых тем студенческого фольклора — несданные экзамены и зачеты (в просторечии — хвосты). Часто можно услышать такие пословицы, как Студент без хвоста — что дерево без листа или Студент — как ящерка, хвостом не дорожит, означающие, что несданный вовремя зачет или экзамен для студентов — дело привычное. Даже отличники не застрахованы от хвоста: У Змея Горыныча — три головы, а всё равно хвост есть. Но, несмотря на свою кажущуюся беспечность, студенты адекватно оценивают опасность положения (Пятихвостый студент пострашнее Горыныча, Рыба с головы гниет, а студент — с хвоста) и то, чем это может обернуться, а именно — отчислением. Об этом следующие трансформированные пословицы: Студент, как воробей: не сдал сессию — вылетит, Студентов после сессии считают, После экзамена книгами не машут, Баба с возу — вузу легче.

Нерадивых студентов, которым грозит отчисление, пословицы предупреждают: Ученье — свет, а неученье — чуть свет и на работу, Семерых студентов после сессии на работе ждут. Особенно актуальна для отчисленных молодых людей перспектива попасть в армию: Не спи на лекции — проснешься в армии. Такие пословицы позволяют сделать вывод, что высшее образование все-таки ценится среди молодежи, так как дает шанс по окончании вуза найти более престижную работу.

Отдельно стоит упомянуть о студенческой жизни вне занятий. Молодежное языковое сознание репрезентирует студента в пословицах как вечно голодное, желающее спать существо: Дай студенту точку, опоры и он уснет, Что упало у студента, то упало на газетку (пришло из тюремного жаргона, в

котором выражение на газетку означает — ‘упавшая на пол вещь не осквернена’), Сколько студента не корми, он все в буфет смотрит. Поэтому такую значимую роль для студента играет стипендия. Пословица призывает: Не робей студент, дерись за стипендию. Но так как Студент и деньги — вещи совместимые, но редко и ненадолго, то день в раю (день выдачи стипендии) быстро сменяется критическими днями (дни, когда особо остро чувствуется нехватка денег).

Таким образом, проанализировав тематику и социокультурное содержание студенческих пословиц и поговорок, мы смогли выделить специфические, присущие только данной совокупности людей, признаки, узнать об интересах и ценностных ориентаци-ях данной социальной группы.

1. Донцов А.И. Проблема групповой сплоченности. М., 1986. C. 16.

2. Андреев В.К. Реалии молодежных субкультур в текстах русского постфольклора // Вестник Новгородского государственного университета. Сер.: Филология. 2010. № 57. С. 7-9.

3. Никитина Т.Г. Проблемы лексикографической репрезентации новых русских паремий // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 12. С. 158-160.

4. Мокиенко В.М., Никитина Т.Г., Николаева Е.К. Большой словарь русских пословиц. М., 2010. С. 5.

5. Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русских поговорок. М., 2007. С. 4.

6. Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона. СПб., 2000. 717 с.

7. Вальтер Х., Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона: ок. 5000 слов и выражений. М., 2005. 306 с.

8. Никитина Т.Г. Ключевые концепты молодежной культуры: тематический словарь сленга. СПб., 2013. 864 с.

9. Фёдорова Н.Н. Современные трансформации русских пословиц: Монография. Псков, 2007. 226 с.

10. Никитина Т.Г. Проблемы лексикографической репрезентации сленгового прозвища // Вестник НовГУ. Сер.: Филология. 2009. № 54. С. 51-54. С. 53.

11. Никитина Т.Г. Этимологизация субкультурно маркированной лексики как вид лингвоинтерпретационной деятельности носителя сленга // Вестник НовГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2013. № 73. Т. 1. С.66-69. С. 68.

References

1. Doncov A.I. Problema gruppovoj splochennosti . Moscow, 1986, p. 16.

2. Andreev V.K. Realii molodezhnyh subkultur v tekstah russkogo postfolklora . Vestnik NovSU, 2010, no 57, pp. 7-9.

3. Nikitina T.G. Problemy leksikograficheskoj reprezentacii novyh russkih paremij . Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, 2013, no. 12, pp. 158-160.

4. Mokienko V.M., Nikitina T.G., Nikolaeva E.K. Bolshoj slovar russkih poslovic . Moscow, 2010, p. 5.

5. Mokienko V.M., Nikitina T.G. Bolshoj slovar russkih pogo-vorok . Moscow, 2007, p. 4.

6. Mokienko V.M., Nikitina T.G. Bolshoj slovar russkogo zhar-gona . Saint Petersburg, 2000. 717 p.

7. Walter H., Mokienko V.M., Nikitina T.G. Tolkovyj slovar russkogo shkolnogo i studencheskogo zhargona: ok. 5000 slov i vyrazhenii . Moscow, 2005. 306 p.

8. Nikitina T.G. Klyuchevye koncepty molodezhnoi kultury: te-maticheskij slovar sleng . Saint Petersburg, 2013. 864 p.

9. Fedorova N.N. Sovremennye transformacii russkih poslovic: monografija . Pskov, 2007. 226 p.

10. Nikitina T.G. Problemy leksikograficheskoj reprezentacii slengo-vogo prozvishha , VestnikNovSU. Philology, 2009, no. 54, p. 53.

11. Nikitina T.G. Etimologizacija subkul’turno markirovannoj leksiki kak vid lingvointerpretacionnoj deyatelnosti nositelya slenga . Vestnik NovSU. Issue: Liberal Sciences, 2013, no. 73, vol. 1, p. 68.

Оглавление

Тема работы

Роль пословиц и поговорок

в жизни современного человека

Направление

Страна «Словения» (литература)

Фамилия, имя, отчество авторов

Фото авторов

Территория, населённый пункт

Красноярский край, п. Северо-Енисейский

Наименование образовательного учреждения

МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа № 2»

Класс

4 «А»

Место выполнения работы

МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа № 2»

Руководитель

е-mail, контактный телефон

lyuda. *****@***ru

Содержание

I. Введение……………………………………………………………….. стр.3

II. Основная часть

Глава 1. Обзор литературы, информации из Интернета………………стр.4

Глава 2. Экспериментальная часть

Опрос ребят, взрослых. ……………………….………………………… стр.9

III. Заключение. Выводы. Рекомендации……………………………… стр.10

IV. Список используемой литературы………………………………….стр.11

Введение.

Тема:

Роль пословиц и поговорок в жизни современного человека.

Объект исследования: Пословицы и поговорки

Предмет исследования: Роль пословиц и поговорок

Цель исследования:

определение роли пословиц и поговорок в жизни современного человека, стимулирование интереса к данному жанру фольклора.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Провести анкетирование, опрос учеников и взрослых по теме.

3. Сделать выводы. Приготовить презентацию работы.

4. Составить свой сборник пословиц и поговорок для младшеклассников.

Гипотеза:

Пословицы и поговорки нужны и употребляются в современной жизни.

Актуальность:

Когда мы пишем самостоятельные и контрольные работы по математике в тетради на печатной основе, нам предлагают прочитать эпиграф (девиз) к работе. Он обычно в форме пословицы или поговорки. Это так интересно! Всегда хочется выполнить то, что советуют. Например: «Тот господин, кто всё может сделать один».

Мы захотели подробнее узнать, какие бывают пословицы и поговорки, какой смысл содержат в себе, нужны ли они в современное время, употребляют ли их сейчас. Чтобы ответить на все эти вопросы, мы провели исследование на тему: «Роль пословиц и поговорок в жизни современного человека».

Ожидаемые результаты:

В результате изучения литературы и проведённого исследования мы узнаем, нужны ли пословицы и поговорки в современное время, употребляют ли их сейчас, предполагаем, что нужны, их употребляют и сейчас.

Методы, которыми мы пользовались:

— теоретическое исследование;

— опрос учеников, взрослых; 3

— анкетирование учащихся

— беседа;

— классный час

Основная часть.

Глава I. Обзор литературы, информации из Интернета.

Пословицы и поговорки в жизни современного человека.

Сейчас XXI век – век новых современных технологий. Все умеют пользоваться современными техническими достижениями. Не представляем, как обойтись без компьютеров и сотовых телефонов. А от наших прадедушек и прабабушек нам достался неоценимый дар. Это устное народное творчество – фольклор. До сих пор мы с интересом читаем сказки, скороговорки, прибаутки, песенки-заклички, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки появились задолго до того, как возникла письменность. Это чудо фольклор передавалось из уст в уста, из века в век. А впервые появились на Руси в XII веке. Некоторые дошли до нас в произведениях древних рукописей литературы X — XII веков, таких как «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве». Мы изучали их на уроках литературы. Лишь со II половины XIII века пословицы и поговорки стали печататься. Вот сколько лет жили эти прекрасные произведения искусства! И от нас зависит, будут ли они жить дальше.

В настоящее время известны имена таких составителей сборников, словарей с пословицами и поговорками, как , , . Но самым известным среди них – непревзойдённый . Мы узнали о нём на уроках литературы. Он всю жизнь посвятил собиранию и систематизации пословиц и поговорок. Собирал их по всей России. Нам интересно читать их и в толковом словаре Ожегова, с которым мы работаем на уроках.

Часто слышишь такую фразу: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка. Возникает вопрос: «А есть ли различие между ними?»

А как вы, ребята думаете? А в чём это различие?

Пословица Поговорка

— это целое законченное — меткое красноречивое выражение

предложение с моралью и глубоким (словосочетание)

смыслом; — не составляет законченного

— это заповедь, которой должны высказывания;

следовать все; — не содержит поучений и выводов;

— это коротенькая притча — она как реплика, которую

(учит, наставляет); можно заменить другим словом

— может состоять из двух частей. или высказыванием, не делима на

части, содержит иронию.

Пословицы

— Ученье – свет, а неученье – тьма. (Призывает учиться)

— Красна птица пером, а человек – умом. (О животных судят по внешности, а человека – по труду).

— За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. (Не делай несколько дел сразу, не получишь хороших результатов)

— Семь раз отмерь, один раз отрежь. (Призывает не торопиться, обдумывать)

Поговорки

— Семеро одного не ждут. (Группа людей не должна ждать опаздывающего)

— После дождичка в четверг. (То есть никогда)

— Цыплят по осени считают. (О результатах работы надо судить только по её окончании)

— Как с гуся вода. (Ничего не делается, всё сходит благополучно). 5

Пословицы и поговорки настолько разнообразны. Народ придумал их на все случаи жизни. Их можно разделить на группы: о Родине, о труде, об учении, о дружбе, о семье, о силе, храбрости и многие другие. Например:

О труде

— Хорош садовник – хорош и крыжовник. (Будешь хорошо ухаживать – вырастет и ягода хорошая)

— Маленькое дело лучше большого безделья. (Лучше сделать немного, чем совсем ничего)

— Терпение и труд всё перетрут. (Не опускай руки, терпеливо иди к цели)

О Родине

— Где родился, там и пригодился. (Человеку лучше жить и работать в родных местах)

— С родной земли умри – не сходи. (Защищай Родину до конца)

-Родина – мать, умей за неё постоять. (Свою Родину надо защищать как мать). 6

Об учении и уме

— Кто думает, тот всегда додумается. (Если будешь думать – придёт и решение)

— Грамоте учиться – всегда пригодиться. (Грамотный человек найдёт примененье своим знаниям).

— Ум хорошо, а два лучше. (При выработке решения полезно знать мнение и других людей).

— Есть терпение, будет и умение. (Научишься, если будешь терпелив).

Поговорки создают яркие портреты людей:

— Метил в ворону, а попал в корову. (О неумелом)

— Смотрит в книгу, а видит фигу. (О рассеянности, невнимательности)

У него денег куры не клюют. ( О богатом)

— Гол, как осиновый кол. (О бедном)

— Идёт, словно пава. ( О походке)

— Ходит именинником, — Козлом прыгает, — Сердце петухом запело. (О душевном состоянии).

— Волосы на себе рвёт. — На стенку лезет. ( Испытывает переживание, страх).

— Душа нараспашку. (Об открытом характере человека).

— Душа – потёмки. (О скрытном человеке). 7

— В голове ума палата. (Об умном человеке).

— В голове реденько засеяно. (О глупом).

Пословицы и поговорки имеют большое значение и в наше время, потому что

— мы их до сих пор употребляем;

— они – украшение нашей речи;

— содержат в себе ответы на большинство ежедневных вопросов современности; 7

— содержат в себе мудрость;

— поднимают настроение, вызывают улыбку;

— прославляют или осуждают;

— предостерегают;

— отражают разные стороны жизни;

— развивают чувство познания красоты русского языка;

— развивают нравственные качества личности;

— они интересны, так как кратко выражают суть;

— благодаря пословицам и поговоркам можно решить, как поступить в трудной ситуации или как не надо делать;

— дают оценку явлений действительности.

Экспериментальная часть.

Для того чтобы выяснить употребляются ли в нашей современной жизни и вызывают ли интерес пословицы и поговорки у ребят и взрослых нашего посёлка, мы провели экспериментальную работу. 8

На I этапе:

1. Попытались выяснить у учеников нашей школы и взрослых в посёлке, знают ли они пословицы и поговорки, привести примеры;

2. Употребляют ли их в жизни? (часто, редко, нет)

4. Нужны ли они современным людям?

5. Какие чаще употребляют?

Результаты занесли в таблицу:

вопросы

ученики

взрослые

Знаете ли вы пословицы и поговорки? (примеры)

да

нет

да

нет

Употребляете ли их в жизни?

часто

редко

нет

часто

редко

нет

Нужны ли они современным людям? Зачем?

да

нет

да

нет

Какие чаще употребляете?

О товарищах

О работе

Сделали вывод:

— И ученики, и взрослые знают пословицы и поговорки (некоторые ученики знают больше, чем взрослые);

— Большинство употребляют их в жизни (в нужное место);

— Все взрослые, без исключения сказали, что пословицы и поговорки нужны в жизни, в них мудрость (особенно нужны детям – их учат жизни, говорят, как поступать);

— Распространёнными являются:

У взрослых: — Без труда не вынешь рыбку из пруда. 7 раз отмерь – один отрежь.

У учеников: — С кем поведёшься, от того и наберёшься. 9

II этап

C целью развития интереса к пословицам и поговоркам мы провели классный час.

1. Беседа из истории пословиц и поговорок.

2. Виды пословиц и поговорок.

3. Игры на тему.

После классного часа заполнили анкету:

1. Интересно ли было узнать о пословицах и поговорках.

2. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в нашей современной жизни?

Анкета

вопросы

ответы

Интересно ли было узнать о пословицах и поговорках

да

нет

Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в нашей жизни?

да

нет

Результаты:

Ребята сказали, что заинтересовались работой. И теперь все

считают, что пословицы и поговорки не только нужны в жизни, но и любимы.

III этап

Сделали свой иллюстративный сборник пословиц и поговорок (с расшифровкой их значения) на темы: о труде; об учении и уме; о дружбе.

Заключение. Выводы. Рекомендации.

Таким образом, изучив данную тему в литературе, Интернете и проведя опрос и анкетирование, мы узнали: 10

какие бывают пословицы и поговорки (о труде, о Родине, об учении, дружбе, матери и многие другие), какой смысл содержат в себе, употребляются ли они в современное время,

Гипотеза о том, что пословицы и поговорки нужны и употребляются в современное время, подтвердилась. Пословицы и поговорки проверены временем. Они воспитывают: учат, как поступать, направляют. Они интересны, так как кратко выражают суть, украшают нашу речь.

Наши рекомендации в стихотворной форме:

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему — то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе, не беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте помнить их, друзья!

В дальнейшем мы планируем создать сборник для учеников начальных классов и на другие темы: О Родине, семье, храбрости, силе.

Список используемой литературы.

1. Фелицына пословицы и поговорки. Москва, 1998

2. Петерсон . 4 класс. «Ювента», 2010

3. Розетт. Большой толковый словарь. Москва «Просвещение», 1989

4. Ожегов русского языка. Москва, 1990

5. Аникина русские пословицы и поговорки. Волгоград, 1985

6. ень работой весел. «Детская литература», 1986

Пословицы и поговорки — распространенные и жизнеспо­собные жанры устного народного творчества. Они имеют самую

тесную, непосредственную связь с языком, являясь образными речевыми выражениями, употребляемыми в устной и письмен­ной речи.

Наиболее ранние сведения о создании и употреблении неко­торых пословиц и поговорок встречаются в летописях.

Приведем некоторые примеры из «Повести временных лет»1.

В начале повествования, рассказав об угнетении обрами дулебов и о гибели захватчиков, летописец писал: «И есть поговорка на Руси и доны­не: «Погибли как обры» , — их же нет ни племени, ни потомства». (С. 31).

В год 6370 (862): «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет». (С. 37).

В год 6453 (945): «Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его». (С. 69).

В год 6479 (971): «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хо­тим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не принимают позора. Если побежим — позор нам будет». (С. 85).

В год 6488 (980). Князь Владимир вошел в Киев и осадил Ярополка в Родне. «И был там жестокий голод, так что ходит поговорка и до наших дней: ‘Беда как в Родне’». (С. 93). (В собрании Даля: Беда, что в Родне).

В год 6492 (984). «Пошел Владимир на радимичей. Был у него воевода Волчий Хвост». Волчий Хвост победил радимичей на реке Пи-щане. «Оттого, сказано в летописи, и дразнят русские радимичей, говоря: ‘Пищанцы волчьего хвоста бегают’». (С. 99). (В собрании Даля при­веден вариант этой пословицы: Радимичи — волчья хвоста бегают, — с пояснением: «Воевода Волчий Хвост побил радимичей»).

В год 6494 (986). Князь Владимир, выслушав болгар магометанской веры, сказал: «Руси есть веселие пить, не можем без того быть». (С. 99). И не согласился принять ислам.

Несомненно, что к древним относится та часть народных изречений, в которых отразились языческие верования и ми­фологические представления: Мать-сыра земля — говорить нельзя (вера в таинственные силы «живой» земли); Вещий сон не обманет;

Кукушка кукует: горе вещует; Кричит, как леший; Оборот­нем поперек дороги мечется; Будто Дунай побрал.

В некоторых пословицах и поговорках запечатлены нормы крепостного права: Тело государево, душа Божья, спина барская; Муж крепок по жене, а жена крепка по мужу; По муже раба, по рабе холоп (о браках вольных с крепостными). Мужик не ту­мак — знает, когда Юрьев день живет.

В Юрьев день (осенний, 26 ноября по ст. ст.) крестьянам разреша­лось переходить от одного помещика к другому. В 1581 г. царь Иван IV временно запретил переход, а Борис Годунов совсем запретил — кресть­яне были закрепощены. Все это нашло отражение в пословице: Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

В народе возник целый ряд изречений, в которых были запе­чатлены события освободительной борьбы с внешними захват­чиками: Пусто, словно Мамай прошел; Пришли казаки с Дону да погнали ляхов до дому (освобождение Москвы от поляков в 1612 г.); Погиб (пропал), как швед под Полтавой (1709). Особенно много пословиц возникло об Отечественной войне 1812 г.: Летит гусь на святую Русь (о Наполеоне); Пришел Кутузов бить французов; Голодный француз и вороне рад; На француза и вилы — ружье; Пропал (сгинул), как француз в Москве.

В основной массе пословиц и поговорок нашли художествен­ное воплощение все стороны трудовой деятельности и взаимоот­ношений людей: любовь и дружба, вражда и ненависть, отноше­ние к науке, знаниям, природе; в них всесторонне характеризуют­ся нравственные и моральные качества человека. В пословицах и поговорках нашла отражение любовь русского народа к Роди­не и готовность отстоять ее от захватчиков: Своя земля и в горсти мила; Человек без Родины — что соловей без песни; С родной земли умри не сходи (см. в Хрестоматии: «Русь-Родина. Чужбина»).

В пословицах и поговорках запечатлены храбрость, мужество и героизм русского народа: Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит; Смелость города берет; Храброму счастье помогает; Вол­ков бояться, так и в лес не ходить.

В народных изречениях прославляется труд, трудолюбие че­ловека и бичуется лень: Без дела жить только небо коптить; Без труда нет плода; Труд кормит, а лень портит. (См. в Хресто­матии: «Труд. Благосостояние. Богатство. Бедность», «Изобре­тательность. Мастерство. Орудия труда», «Хозяйственность. Ос­мотрительность», «Бесхозяйственность. Плохая, бесполезная ра­бота», «Лень. Безделье. Болтовня».)

Вместе с тем в пословичном репертуаре налицо изречения, которые возникли как отклик на подневольный труд: Была бы шея, а хомут найдется; Дело не волк — в лес не убежит; От ра­боты кони дохнут; От трудов праведных не нажить палат ка­менных.

Возникали пословицы и поговорки, в которых нашло отра­жение социальное и материальное неравенство (Один с сошкой, а семеро с ложкой; Богатому — как хочется, а бедному — как мажется; Богатый бедного не разумеет), взяточничество судей и чиновников (Всяк подьячий любит калач горячий; Земля любит навоз, лошадь овес, а воевода (вариант: судья) — принос), жад­ность духовенства (Попу что сноп, что стог — все одно (все мало); Деньга попа купит и Бога обманет).

В пословицах и поговорках осуждаются лесть, подхалимство, изуверство, ханжество. (См. в Хрестоматии: «Изуверство. Хан­жество».) В них выражается надежда на торжество правды, спра­ведливости: Все минется, одна правда останется; Правда сама себя очистит; Правда свое возьмет.

Даже в условиях материального и социального неравенства трудовой народ не покидало высокое чувство чести: Гол, да не вор; Денег ни гроша, да слава хороша; Беден, да честен.

Пословицы и поговорки возникали среди различных классов и социальных групп населения, у людей различных профессий и родов занятий.

Наиболее многочисленной является группа пословиц и погово­рок, возникших в крестьянской среде. Большинство из них не­посредственно связано с сельскохозяйственным трудом: Вешний день целый год кормит; Доброе семя — добрый и всход; До поры до времени не сеют семени; Пашню пашут — руками не машут и т. д.

В среде крестьян создавались и употреблялись изречения, в которых отразилась вера в то, что многие явления природы за­висят от Бога, что все совершается по предопределению свыше: Бог не. родит — земля не даст. (См. также в Хрестоматии: «Бог. Вера».) Наряду с ними бытовали пословицы и поговорки, в ко­торых была выражена уверенность, что только усердным трудом можно добиться успеха: Бог-то Бог, да сам не будь плох; Вози навоз не ленись, так и Богу не молись и т. д.

Значительное количество пословиц и поговорок возникло в среде ремесленников: Без топора не плотник, без иглы — не лортной; Ремесло пить-есть не просит, а само кормит; С ремес­лом и увечный хлеба добудет; Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает — и т. д.

Известная часть пословиц и поговорок возникла среди бур­лаков: Нужда научит калачи есть (т. е. погонит на работу в ни-

зовья Волги, где едят пшеничный хлеб); Неволя вниз идет, каба­ла вверх; Тяни лямку, пока не выкопают ямку! Среди золотоиска­телей: Золото моем, а сами голосом воем. Среди торговцев: На бойком месте торговать сподручно; Не солгать, так и не продать; Без накладу барыш не живет. Пословицы и поговорки создава­лись среди всех групп населения, занимающихся определенной деятельностью, ведущих свой образ жизни. Некоторые из них переходили в общенациональный репертуар.

В пословицах и поговорках встречаются географические на­звания. Они могут иметь местный характер. К пословице Хоть за нищего, да в Конищево В. И. Даль сделал следующее поясне­ние: «Село в двух верстах от Рязани, т. е. отдать девку по сосед­ству». Эта пословица была понятна только жителям Рязанской губ. А вот костромская пословица: Кинешма да Решма кутит да мутит, а Сологда убытки платит (Сологда — село посреди этих городов). Вместе с тем географические названия встречаются в пословицах широкого значения и распространения. Например: Язык до Киева доведет; Питер женится, Москва замуж идет; Слав­на Астрахань осетрами, Сибирь — соболями; Бей челом на Туле, ищи на Москве! В духе таких пословиц создавались иносказа­тельные изречения — как правило, иронического характера: Из села Помелова, из деревни Вениковой; Обыватель Голодалкиной во­лости, села Обнищухина.

Пословицы и поговорки возникают не только в результате непосредственных жизненных наблюдений — они вливаются в разговорную речь из народно-поэтических и литературных про­изведений. Так, изречения Избушка на курьих ножках; Битый небитого везет; Куда конь с копытом, туда и рак с клешней; На тате шапка горит, а тать хвать за нее и др. — перешли в раз­говорную речь из сказок, басен, анекдотов и т. п.1. Кроме того, в устный репертуар русского народа входят и иноязычные по­словицы и поговорки. Некоторые из них были заимствованы в результате контактных связей народов, другие — из письмен­ных источников. (См. в Хрестоматии исследований: В. П. Ани­кин, «Фольклорная типология».)

Новые пословицы и поговорки возникают также в результате изменения старых, существовавших ранее, которые наполняют­ся новым содержанием.

Например, пословица Умерла та курица, которая носила татарам золотые яйца превратилась в другую: Умерла та курица, которая

носила барам золотые яйца. В первом случае речь шла о внешних захватчиках, а во втором — о внутренних угнетателях. Еще один пример. Известная старая пословица Один в поле не воин в годы Великой Оте­чественной войны послужила образцом для пословицы, в которой говори­лось о мужестве советских воинов: И один в поле воин, если он совет­ский воин. Тогда же пословица С миру по нитке — нищему рубашка подверглась сатирической переделке, высмеивающей врага: С миру по нитке — Гитлеру веревка.

Многие старые пословицы и поговорки воспринимаются и употребляются как новые, хотя в них не изменилось ни одного слова. Определенная стойкость поэтической формы пословиц, которая наполняется со временем иным содержанием, является их особенностью.

Например: Артель атаманом крепка. Данная пословица употребля­ется в смысле: коллектив крепок руководителем. В годы советской власти ее применяли к колхозам. В пословице говорится об артели работников (бурлаков, лесорубов и т. п.). Старое значение слова «артель» было пере­осмыслено, вследствие чего новый смысл приобрела и пословица.

Подобные процессы называются переосмыслением. Переос­мысленных пословиц и поговорок встречается довольно много.

Важный источник пополнения пословичного репертуара на­рода — произведения художественной литературы. Многие из­речения писателей стали употребляться в разговорной речи на­ряду с пословицами и поговорками.

Так, например, из басен И. А. Крылова в устную речь вошли афо­ризмы: А Васька слушает да ест; А воз и ныне там; А ларчик просто открывался; Демьянова уха; Услужливый дурак опаснее врага; Сви­нья под дубом и др.

Из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: Счастливые часов не наблюдают; И дым отечества нам сладок и приятен; Дистанция огромного размера; С корабля на бал; Подписано, так с плеч долой; Как не порадеть родному человечку; Служить бы рад, прислужи­ваться тошно; А судьи кто? — и др.

Из произведений А. С. Пушкина: В Европу прорубить окно; При­вычка свыше, нам дана; Еще одно, последнее сказанье; Любви все воз­расты покорны; Мы все глядим в Наполеоны; У разбитого корыта; Не мудрствуя лукаво — и др.

Авторские афоризмы и изречения пословичного типа, полу­чившие широкое распространение, принято называть крылаты­ми словами1.

Таким образом, пословицы и поговорки, возникшие как жанр народной поэзии в глубокой древности, живут активной жиз­нью на протяжении многих веков: одни — без изменений, дру­гие — постепенно изменяясь и переосмысляясь; устаревшие за­бываются, их место занимают вновь созданные.

Пословицы и поговорки — это то, что передается из поколения в поколение семейными традициями и мудростью поколений. Несмотря на то, что у разных народов на разных языках есть свои пословицы и поговорки, во многом все они перекликаются и объединяются общим смыслом и значением.

Лично я даже и не заметила когда это началось, но я сама невероятно часто разговариваю с детьми, употребляя пословицы или поговорки. И что приятно, взрослея, дети также, незаметно для себя, применяют их в своей речи.

Поговорим сегодня о пословицах и поговорках для детей.

Поговорки и пословицы — это краткие изречения, несущие в себе народную мудрость. Считается, что эти изречения придуманы народом, а их поучительное содержание закреплено многовековым опытом. Издавна люди отражали в своих высказываниях обычаи и традиции, принятые в их жизни, а также высмеивали человеческие пороки: глупость, зависть, жадность и т.д. Смысл пословиц заключается в том, чтобы передавать опыт народа будущим поколениям, а суть пословиц – научить потомков «уму — разуму», сделать так, чтобы они учились на чужих  ошибках, и имели возможность избежать своих собственных. Кроме того, народные изречения делают наш язык более красноречивым, живым, украшают речь.

Первые найденные книги с пословицами и поговорками датированы 2500 г.  Их находили еще в Древнем Египте. Уже тогда люди тщательно вели поучительные записи для последующих поколений.

Много поговорок взяты из произведений великих русских поэтов и писателей. Например, в произведении Грибоедова А.С. «Горе от ума» насчитывается более двух десятков фраз и выражений, ставших «крылатыми».

Пословицы и поговорки в сказках

На основе пословиц сложено множество сказок и басен. Много народных изречений можно найти в детских сказках. Например, пословица к сказке «Лягушка-путешественница»: «Всякая сорока от своего языка погибает». А вот – к сказке «Кот в сапогах» — «Дорого то, что делается вовремя». Большое количество крылатых выражений можно почерпнуть из Библии, особенно в ее ветхозаветной части.

Самый крупный сборник пословиц и поговорок в нашей стране – это сборник, созданный в 19 веке русским филологом Владимиром Далем, который изучал народные изречения около 20 лет. Книга содержит более 30 000 изречений, которые распределены в специальные тематические разделы.

Пословицы и поговорки отличаются друг от друга целью своего высказывания, хотя частенько их путают.

Чем отличаются пословицы от поговорок

Давайте разберемся в том, чем отличаются пословицы и поговорки.

Пословицы. Какие они?

Пословица — это краткое изречение, воплощающее в себе поучительную мудрость народа. Пословица — заключает в себе законченную мысль.

  • применяются к различным жизненным явлениям;
  • имеют две части, рифмующиеся между собой;
  • содержит нравоучение или предостережение;
  • является предложением.

Пример  пословицы: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

А поговорки? Это что такое?

Поговорка – это просто фраза или словосочетание, полные красноречия, но не содержащие поучений. Они могут быть заменены любыми другими словами по смыслу. Поговорка, в большинстве своем, лишь часть суждения. Пример поговорки: «Положить зубы на полку».

И пословицы и поговорки — украшают человеческую речь и учат мудрости молодые поколения. Обычно, пословицы разделяются на несколько тем, чтобы проще было их находить и изучать. Приведем несколько примеров.

Пословицы о Родине

  • Своя земля и в горсти мила;
  • Нет в мире краше Родины нашей;
  • Родина – мать, чужбина – мачеха.
  • За морем теплее, а у нас светлее.
  • Человек без Родины — соловей без песни.
  • Глупа та птица, которой гнездо свое немило.
  • Родной край – сердцу рай.
  • Мала птица, а и та свое гнездо бережет.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.

Пословицы про дом

  • В гостях хорошо, а дома лучше;
  • Коли изба крива – хозяйка плоха;
  • На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
  • Мой дом –моя крепость.
  • В каждой избушке свои погремушки.
  • Добрая жена дом сбережет, а худая рукавом растрясет.
  • Дом вести, не лапти плести.
  • Дома и стены помогают.
  • Не красна изба углами, а красна пирогами.
  • За горами хорошо петь песни, а жить дома лучше.
  • Дома — как хочешь, а в людях — как велят.

Пословицы о дружбе 

  • Брат брата не выдаст;
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось;
  • Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь.
  • Дружба – не гриб, в лесу не найдешь.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Верный друг лучше сотни слуг.
  • Дружба — дружбой, а служба службой.
  • Ищи друзей, а враги сами найдутся.
  • С кем поведешься, от того и наберешься.
  • Будете друг за дружку держаться — можете ничего не бояться.
  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  • Все за одного, один за всех.
  • Друзья познаются в беде.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Друг спорит, недруг поддакивает.
  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  • Один в поле не воин.
  • Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
  • Одна пчела много мёду не принесёт.
  • С тем не ужиться, кто любит браниться.

Пословицы про семью и детей

  • В дружной семье и в холод тепло;
  • За общим семейным столом еда вкуснее;
  • В своем доме и стены помогают.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Семья в куче — не страшна и туча.
  • Согласие да лад в семье клад.
  • В семье разлад, так и дому не рад.
  • Дерево держится корнями, а человек семьей.
  • Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут.
  • Материнская молитва со дна моря достает.
  • Отца с матерью почитать — горя не знать.
  • Семьей дорожить — счастливым быть.
  • Свои люди — сочтемся.
  • Сердце матери греет лучше солнца.
  • Хоть тесно, да лучше вместе.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • В дружной семье и в холод тепло.
  • Где мир да лад, там и Божья благодать.
  • Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог.
  • Доброе братство лучше богатства.
  • Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
  •  Изба детьми весела.
  • Птица рада весне, а дитя — матери.
  • Послушному сыну родительский наказ не тягостен.
  • Птицы в гнезде до осени, дети в семье до возраста.
  • Где любовь, тут и Бог.

Пословицы про животных

Во все времена люди учились на примере братьев наших меньших. Вот подборка поучительных пословиц, основанных на использовании образов животных.

  • Бодливой корове бог рог не дает;
  • Волка ноги кормят;
  • Волков бояться – в лес не ходить.
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • Знай, сверчок, свой шесток.
  • И волки сыты, и овцы целы.
  • Каждый кулик своё болото хвалит.
  • Маленькая собачка — до старости щенок.
  • На ловца и зверь бежит.
  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  • Не всё коту Масленица.
  • С волками жить — по-волчьи выть.
  • Соловья баснями не кормят.
  • Собака на сене — сама не ест и другим не даёт

Пословицы о труде

  • Делу время – потехе час;
  • Глаза боятся, а руки делают;
  • Кто рано встает, тому Бог подает.
  • Трудолюбив — как муравей.
  • Куй железо, пока горячо.
  • Упорно трудиться — будет хлеб в закромах водиться.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Кто рано встает, тому Бог дает.
  • Кончил дело — гуляй смело.
  • Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
  • Дело мастера боится.
  • Терпение и труд всё перетрут.
  • От трудов праведных не нажить палат каменных.
  • Труд кормит, а лень портит.

Пословицы для детей

  • В родной семье и каша гуще;
  • Большому куску и рот радуется;
  • Не зная броду – не лезь в воду.
  • Детство время золотое.
  • За общим столом еда вкуснее.
  • В здоровом теле — здоровый дух.
  • Мал да удал.
  • У ребёнка заболит пальчик, у матери сердце.
  • Посеешь привычку — вырастишь характер.
  • Любить хорошо взаимно.
  • Всё хорошо, что хорошо кончается.
  • Яйца курицу не учат.
  • Любишь кататься, люби и саночки возить.
  • От теплого слова и лед тает.
  • За много дел не берись, а в одном отличись.
  • Язык мой — враг мой.
  • Семеро одного не ждут.
  • Тише едешь — дальше будешь.
  • Поспешишь — людей насмешишь. 
  • Как аукнется, так и откликнется.

Пословицы о книгах и учебе

  • С книгой жить – век не тужить.
  • Книга мала, а ума придала.
  • Хорошая книга – лучший друг.
  • Кто много читает, тот много знает.
  • Книги читать — скуки не знать. 
  • Больше узнаешь — сильнее станешь.
  • Речь-серебро, молчание — золото.
  • Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
  • Ученье свет, а не ученье – тьма.
  • По одежде встречают, по уму провожают.
  • Век живи – век учись.
  • Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь.

Велико тематическое разнообразие пословиц и поговорок, пользу которых для маленького человечка трудно переоценить.

Какова польза пословиц для детей

В чем же заключается мудрость и польза поговорок и пословиц для детей. Вот лишь некоторая доля плюсов пословиц:

  • передают народную мудрость;
  • приобщают к красоте и богатству родного языка;
  • учат здравому смыслу;
  • прививают нравственно-эстетические взгляды;
  • формируют жизненный опыт;
  • побуждают к действию;
  • формируют у ребенка взгляды на жизнь;
  • учат четко и кратко формулировать мысль;
  • развивают творческое мышление;
  • помогают вырабатывать четкую дикцию;
  • помогают усваивать разнообразную интонацию высказываний: ласку, огорчение, удивление и т.д.;
  • усваивают произношение звуков, которые трудно сочетаются между собой;
  • развивают звуковую культуру речи;
  • развивают память;
  • вырабатывают чувство ритма, рифмы и пр.

Специалисты рекомендуют родителям знакомить детишек с пословицами и поговорками с самого раннего возраста. Правильное их применение в играх и развивающих занятиях помогает ребятам развиваться гармонично в соответствии с возрастом, развивает четкую и грамотную речь и прививает им любовь к родному русскому слову.

Знание пословиц и мудрость поколений легче всего усваивается в игре. Изучая с ребенком пословицы и поговорки, периодически можно устраивать и забавы — игры и конкурсы с пословицами.

Закончи предложение

Самый простой способ запомнить пословицы и поговорки — поиграть с ребенком в эту игру. Взрослый называет часть пословицы, а ребенок должен продолжить:

Например: Кошки — вон,… (ребенок продолжает) — мышам раздолье.

Знаток пословиц

Игра-соревнование на знание пословиц. Нужно, по-очереди говорить пословицы, не повторяясь. Проигрывает тот, у кого кончились все варианты)))

Объясни пословицу, или а где мораль?

Предложите детям объяснить смысл пословиц. Такое задание способно вывести на серьезный разговор, и научит ребенка искать мораль и делать правильные выводы из поступков, научит анализировать свое поведение и побудит быть лучше.

Игра «Двойняшки»

Предложить детям ряд пословиц написанных на карточках. За определенное время дети должны собрать пары пословиц, подходящих друг другу по смыслу.

Например: «Не все то золото, что блестит» и «Встречают по одежке — провожают по уму»

«Куй железо, пока горячо» и «Час упустишь, годом не наверстаешь»

Посмотрите вместе с детками видео-шоу про пословицы и поговорки:

Вот такая беседа о пословицах и поговорках у нас получилась. Применяете ли вы в своей речи мудрость народов? Можете ли добавить какие-нибудь игры на знание пословиц и поговорок? Пишите в комментариях!

С теплом,

Людмила Поцепун.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector