Сравните их с теми пословицами и поговорками которые вы прочитали

Однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно. Причины совпадений и сходств могут быть разными. Повторяемость пословиц, поговорок, афоризмов и даже более развернутых текстов у разных народов часто объяснима заимствованием – или из общего источника, или по цепочке одним народом у другого. Например, оборот «вернемся к нашим баранам» – заимствование из французского, а выражение о бревне в чужом глазу и сучке в своем – образ из Евангелия, который известен многим языкам.

Однако только заимствованием сходство множества фольклорных текстов, сюжетов и образов не объясняется: часто различия оказываются слишком существенными для заимствования. Таков, например, сюжет об Эдипе (ребенке, которому было предсказано, что он убьет отца и женится на матери). Он известен многим европейских народам, некоторым африканским и монголам.

Существует несколько теорий, пытающихся объяснить такие сходства. Согласно одной из них, разработанной английским антропологом Э.Б.Тайлором, сходные сюжеты, верования, обряды зарождаются независимо у разных народов. Это связано с тем, что многие народы в своем «взрослении» проходят одни и те же этапы развития – пусть и в разные эпохи. И эти сходные стадии культурного развития порождают сходные тексты.

Согласно другой, генетической теории, сходство может быть объяснено родством многих народов, даже тех, которые не имели никаких контактов в Новое время. Миграция народов в глубокой древности послужила распространению фольклорных сюжетов и образов.

Употребляя в своей речи общеизвестные крылатые фразы, например из литературной классики или популярных фильмов, мы часто даже не договариваем их до конца.

Во-первых, чаще всего по лицу собеседника видим, что читали одни с ним

книги

и смотрели те же фильмы, и нам ясно, что мы друг друга поняли. Во-вторых, многие фразы настолько узнаваемы всеми, что вторую их половину не договаривают уже давно. Но придет другое поколение и будет думать, что вся мудрость только в этой короткой фразе, не зная о ее недосказанности, теряя изначальный смысл! Так произошло со многими русскими поговорками и пословицами. Мы произносим их, думая, что смысл их нам понятен с пеленок, но… Видимо, наши предки тоже не утруждались договаривать их до конца, оставив нам в наследство лишь первые их половинки…

  • Голод не тетка, пирожка не поднесет.
  • Гол как сокол, а остер как топор.
  • Губа не дура, язык не лопатка, знает, где кисло, знает, где сладко.
  • Два сапога пара, оба левые.
  • За двумя зайцами погонишься — ни одного кабана не поймаешь.
  • Кто старое помянет — тому глаз вон, а кто забудет — тому оба.
  • Лиха беда начало — есть дыра, будет и прореха.
  • Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.
  • Бедность — не порок а большое несчастье.
  • В здоровом теле здоровый дух — редкая удача.
  • Везет как субботнему утопленнику — баню топить не надо.
  • Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.
  • Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.
  • Дураку хоть кол теши, он своих два ставит.
  • Девичий стыд — до порога, переступила и забыла.
  • Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
  • За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
  • Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
  • И делу время, и потехе час.
  • Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.
  • Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.
  • Молодые бранятся — тешатся, а старики бранятся — бесятся.
  • На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.
  • На сердитых воду возят, а на добрых сами катаются.
  • Не все коту масленица, будет и пост.
  • Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит.
  • Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.
  • Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется.
  • Один в поле не воин, а путник.
  • От работы кони дохнут, а люди — крепнут.
  • Палка о двух концах, туда и сюда бьет.
  • Повторенье — мать ученья, утешенье дураков.
  • Пьяному море по колено, а лужа — по уши.
  • Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.
  • Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.
  • Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.
  • Рука руку моет, да обе свербят.
  • Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.
  • С пчелой поладишь — медку достанешь, с жуком свяжешься — в навозе окажешься.
  • Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.
  • Собаку съели, хвостом подавились.
  • Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.
  • Тише едешь — дальше будешь от того места, куда едешь.
  • У страха глаза велики, да ничего не видят.
  • Ума палата, да ключ потерян.
  • Хлеб на стол — и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска.
  • Чудеса в решете — дыр много, а выскочить некуда.
  • Шито-крыто, а узелок-то тут.
  • Язык мой — враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.
  • Дуракам закон не писан, если писан — то не читан, если читан — то не понят, если понят — то не так.
  • Старость не радость, сядешь — не встанешь, побежишь — не остановишься.

Русские пословицы и поговорки – многовековая народная мудрость, остро отточенная, порой даже злая. Оказывается, не все они несут то зерно, которое в них вложили наши предки – либо оно меньше, либо другого сорта. А все из-за утерянного окончания!

Порой смысл такой усеченной поговорки не только потерян, но и вовсе непонятен. А русский народ зря слов не бросал!  Нужно только найти и вернуть эти утраченные зерна мудрости и понять всю прелесть и остроту народной мысли!  

Попробуем поискать изначальный смысл, вернув пословицам окончания. Начнем с пословиц, утративших лишь часть смысла: вроде бы все правильно, да чего-то не хватает, что-то недосказано.

Утро вечера мудренее, жена мужа удалее.

Голод не тетка, пирожка не поднесет.

На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.

Вынь, да положь; роди, да подай.

Мал золотник, да дорог; велик пень, да трухляв.

Молодые бранятся — тешатся, а старики бранятся – бесятся.

С этими пословицами все понятно – в них только некоторая недоговоренность, и возвращенная часть усиливает смысл народной мудрости. Сложнее с теми пословицами и поговорками, смысл которых с утратой их второй части полностью изменился!

Как часто мы слышали от взрослых еще в детстве: «В здоровом теле — здоровый дух!»? Вроде бы смысл сомнений не вызывает, и мы то же самое повторяем нашим детям, например, заставляя их делать утреннюю гимнастику. А ведь изначально это звучало так: «В здоровом теле здоровый дух – редкое явление». Именно так писал Децим Юний Ювенал, римский поэт-сатирик, в своих «Сатирах». Вот что значит вырвать слова из контекста, чем в наше время злоупотребляют многие. Смысл, оказывает, вложен был абсолютно другой!

Пьяному море по колено – понятно, что в нетрезвом виде человеку все нипочем, а на самом деле? Пьяному море по колено, а лужа — по уши.

Ума палата! Значит очень умный человек, и к его мнению стоит прислушаться. А если вернуть окончание? Ума палата, да ключ потерян!

Повторение – мать учения! Ну, какой тут может быть другой смысл? А вы у Овидия спросите, это ведь его слова: «Повторение – мать учения и прибежище ослов (утешенье дураков)».

Смысл многих пословиц без их утраченной части вообще неясен! К чему бы это сказано: «Везет, как утопленнику». Но если восстановить весь текст, то все станет на свои места:

Везёт как субботнему утопленнику — баню топить не надо! Так что везение только на стороне утонувших в субботу – баню им топить не придется, экономия в хозяйстве!

Курочка по зёрнышку клюёт – то есть, каждое дело помалу делаетсяно верните окончание и все предстанет в ином свете. Курочка по зёрнышку клюёт, а весь двор в помёте!

Как только на работе появляется новое начальство и начинает нововведения, обязательно кто-то скажет: «Новая метла по-новому метёт!». А ведь весь смысл – во второй половине: «Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется».

Когда, например, встречаются ранее незнакомые единомышленники, увлеченные одним делом или люди одной профессии, то говорят: «Рыбак рыбака видит издалека». А на самом деле было: «Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит». Ведь где один уже рыбу ловит, второму делать нечего!

Велик наш язык и мудрость народа. Прямо чудеса в решете, да и только! Точнее: Чудеса в решете: дыр много, а выскочить некуда.

А вам есть что добавить?

Понравился пост? Поддержи, нажми НРАВИТСЯ

 via

  • Все статьи
  • Это интересно

Мы все привыкли использовать в своей ежедневной речи пословицы и поговорки, чтобы охарактеризовать определённую ситуацию или выразить некий вывод, который своими словами звучал бы куда длиннее и не так чётко. Ведь эти краткие народные изречения с назидательным смыслом были придуманы многие века назад и несут в себе обобщённую мысль, вывод или иносказание с дидактическим уклоном. Зачем изобретать велосипед дважды, верно?

Но вот какая интересная вещь получается: со временем многие из известных сегодня пословиц и поговорок сократились и потеряли половину своего содержания, что несколько видоизменило их общий смысл.

Мы подобрали для вас 50 наиболее известных поговорок и пословиц, которые, возможно, вас немного удивят.

1. Ворон ворону глаз не выклюет (а и выклюет, да не вытащит)

2. Гладко было на бумаге (да забыли про овраги, а по ним ходить)

3. Дураку хоть кол теши (он своих два ставит)

4. Девичий стыд — до порога (переступила и забыла)

5. Дорога ложка к обеду (а там хоть под лавку)

6. За битого двух небитых дают (да не больно-то берут)

7. Зайца ноги носят (волка зубы кормят, лису хвост бережёт)

8. (И) делу время, (и) потехе час

9. Комар лошадь не повалит (пока медведь не подсобит)

10. Курочка по зёрнышку клюёт (а весь двор в помёте)

11. Новая метла по-новому метёт (а как сломается — под лавкой валяется)

12. Один в поле не воин (а путник)

13. От работы кони дохнут (а люди — крепнут)

14. Палка о двух концах (туда и сюда бьёт)

15. Повторенье — мать ученья (утешенье дураков)

16. Пьяному море по колено (а лужа — по уши)

17. Пыль столбом, дым коромыслом (а изба не топлена, не метена)

18. Работа — не волк, в лес не убежит (потому её, окаянную, делать и надо)

19. Расти большой, да не будь лапшой (тянись верстой, да не будь простой)

20. Рука руку моет (да обе свербят)

21. Рыбак рыбака видит издалека (потому стороной и обходит)

22. С пчелой поладишь — медку достанешь (с жуком свяжешься — в навозе окажешься)

23. Голод не тётка (пирожка не поднесёт)

24. Гол как сокол (да остёр как топор)

25. Губа не дура (язык не лопатка, знает, где кисло, знает, где сладко)

26. Два сапога пара (да оба левые)

27. За двумя зайцами погонишься — ни одного (кабана) не поймаешь

28. Кто старое помянет — тому глаз вон (а кто забудет — тому оба)

29. Лиха беда начало (есть дыра, будет и прореха)

30. Бабка гадала, надвое сказала (то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет)

31. Бедность — не порок (а большое несчастье)

32. В здоровом теле здоровый дух (редкая удача)

33. Везёт как (субботнему) утопленнику (баню топить не надо)

34. Ума палата, да ключ потерян

35. Хлеб на стол — и стол престол (а хлеба ни куска — и стол доска)

36. Чудеса в решете (дыр много, а выскочить некуда)

37. Шито-крыто (а узелок-то тут)

38. Язык мой — враг мой (прежде ума рыщет, беды ищет)

39. Дуракам закон не писан (а если писан — то не читан, если читан — то не понят, если понят — то не так)

40. Молодые бранятся — тешатся (а старики бранятся — бесятся)

41. На чужой каравай рот не разевай (пораньше вставай да свой затевай)

42. На сердитых воду возят (а на добрых сами катаются)

43. Не всё коту масленица (будет и пост)

44. Не печалится дятел, что петь не может (его и так весь лес слышит)

45. Ни рыба, ни мясо (ни кафтан, ни ряса)

46. Собака на сене (лежит, сама не ест и скотине не даёт)

47. Собаку съели (хвостом подавились)

48. Старый конь борозды не испортит (да и глубоко не вспашет)

49. Тише едешь — дальше будешь (от того места, куда едешь)

50. У страха глаза велики (да ничего не видят)

У пословиц и поговорок нет автора. Мы никогда не узнаем точного времени их появления, места их создания. Но без них не обходится ни профессиональная литература, ни публицистика, ни живая разговорная речь. Ими пользуются и в научной полемике, и в политических докладах, и в философских трактатах. Они вобрали в себя народную мудрость, накопленную веками, опыт десятков поколений. Им свойственна афористическая сжатость и точность суждения о самых различных сторонах жизни человека. Недаром они стали бесценным материалом для исследований не только филологов, но и историков, этнографов, писателей, философов. Передаваясь из уст в уста, пословицы и поговорки шлифовались, совершенствовались, приобретая предельную точность, меткость и лаконичность. У каждого народа свои пословицы и поговорки, отражающие особенности его быта, исторической судьбы, национального самосознания.

Пословицы и поговорки — это жанры народного творчества, восходящие, по мнению ученых, к временам первобытнообщинного строя. Столетия отделяют их от первых литературных памятников. Они органически вошли в эпос Древнего Востока, Библию, Коран, великую книгу индусов «Панчатантра». Монахи-летописцы на полях своих сочинений оставили записи услышанных ими в миру или от прихожан изумительных по своей философской глубине изречений. Великий собиратель народного творчества В. И. Даль в предисловии к сборнику «Пословицы русского народа» писал: «…мы должны согласиться, что она (пословица) не сочиняется, а вынуждается силою обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшийся с души; это целые изречения, сбитые в один ком, в одно междометье».

Кто из нас с детства не знает: «Век живи, век учись», «Ученье — свет, а неученье — тьма», «Труд человека кормит, а лень портит», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Язык мой — враг мой». А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой и М. Горький постоянно вслушивались в народную речь, изучали русские пословицы и поговорки, служившие им и школой мастерства, и источником вдохновения. Пушкин восторженно восклицал: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Читая сборник пословиц, Толстой заметил: «Вот как хорошо сочиняют мужики. Все просто, слов мало, а чувства много».

Источником пословиц и поговорок всегда была жизнь во всем её бесконечном разнообразии. Они рождались в процессе осмысления народного опыта, с исключительной полнотой отражали мышление трудящегося человека. Мы явственно видим, что земледелец завещал потомкам: «Глубже пахать — больше хлеба жевать», «В пашне огрехи — в кафтане прорехи». За наковальней в деревенской кузнице возник афоризм: «Не кует железа молот, кует кузнеца голод», под стук плотницких топоров родилась пословица: «Плотник стукать охотник». Повседневно сталкиваясь с неправдой, несправедливостью, воплотившихся в неправедных судьях, подьячих, приказных, потерпевшие горько и зло говорили: «Тяжба — петля, суд. — виселица», «В суд ногой — в карман рукой», «Судье полезно, что в карман полезло». Видя в церковниках не защитников, а вымогателей и лицемеров, русский человек говорит об иконе: «Годится — молиться, не годится — горшки покрывать» (В. Г. Белинский «Письмо к Гоголю»), говорит о попе: «Дерет коза лозу, а волк козу, а мужик волка, а мужика поп».

Чаще всего пословица имеет двоякий смысл: прямой и переносный. В. И. Даль отмечал, что «пословица — коротенькая притча». Конкретное явление приобретает в ней обобщающий смысл, а частный факт применяется к общему явлению. «Каково посеешь, таково и пожнешь», — исстари говорили на Руси, имея в виду не только качество сева, но и результат любого дела, поступка. Заметим, что синтаксически пословица чаще всего двучленна: «Беда беду родит — третья сама бежит», причем во второй части нередко содержится вывод, мораль, иногда поучительный смысл. Для многих пословиц характерна ритмичность, мерность: «Обед не в обед, как хозяюшки нет», «Много хочешь знать, мало будешь спать». В пословицах порой звучит ирония, насмешка, издевка: «Ходите почаще, без вас веселей», «Свету видал: со свиньями корни едал». Читая сборники пословиц и поговорок, поражаешься, сколько на Руси было поэтов, создавших поистине вечные образы, выразительные, живописные, свежие: «Девица красна в хороводе, как маков цвет в огороде», «Яблочко на яблоньке — то ты у меня; перстень на руке — то я у тебя». А вот целая поэма, и поэма трагическая, а в ней всего два слова: «Бесприданница — безответница».

Поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смысла. В. И. Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица — ягодка; и это верно». И далее он определял: «это одна первая половина пословицы». Поговорка — это всегда меткий, выразительный образ, часть суждения, оборот речи. Поговоркам свойственна метафоричность: «Убил двух зайцев», «Семь пятниц на неделе». Многие поговорки строятся на гиперболе: «Заблудился в трех соснах». Некоторые исследователи, основываясь на присущих многим поговоркам ритмических особенностях, утверждают, что поговорки как бы осколки забытых, неизвестных нам стихотворений: «После дождика в четверг» (хорей), «Хвалилась синица море зажечь» (дактиль).

Большая группа поговорок строится на образном сравнении: «Ободрал как липку», «Зарделась как маков цвет». Для народной речи свойственна тавтология (повторение), и эту особенность многие поговорки отразили: «С тобой мука мученическая».

Еще в глубокой древности начался процесс собирания сокровищ народной мудрости. Первые записи поговорок принадлежат Аристотелю. Известно, что в 1500 г. Эразм Роттердамский составил сборник античных изречений и пословиц. С конца XVII в. начинают издаваться сборники пословиц и поговорок в России. Начало научному изучению этого пласта народного творчества положил М. В. Ломоносов. Исключительная роль в собирании народных изречений принадлежит В. И. Далю, записавшему среди крестьян, ремесленников, солдат 25 тыс. пословиц и поговорок. Этот подвижнический труд был опубликован в 1861–1862 гг., но это собрание не вместило всего записанного В. И. Далем. В знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка» вошло еще много тысяч пословиц и поговорок, не попавших в сборник. Не следует думать, что сегодня нам известны все бытующие в народной среде меткие изречения. Новое время породило и новые пословицы. Они возникали и в послереволюционные годы, во время Великой Отечественной войны сражались в окопах и партизанских отрядах, появляются и сегодня. Увлекательнейшим делом собирания образцов народной речи заняты ученые-фольклористы, студенты-филологи и любители. Это особенно важно в наши дни, когда тенденции к «усреднению» языка, засорению его канцеляризмами и арготизмами явственно ощущаются и в разговорной речи, и в литературной.

Народное слово оказало огромное влияние на русскую литературу. Трудно назвать писателя, в язык которого не вошли бы органично заимствования из народной речи. Сколько своих пьес озаглавил А. Н. Островский народными поговорками и пословицами: «Не все коту масленица», «Светит, да не греет», «Не в свои сани не садись», «В чужом пиру похмелье». С какой злой иронией говорил М. Е. Салтыков-Щедрин в «Сказках» о поговорках, рожденных рабской российской действительностью: «Выше лба уши не растут», «Плетью обуха не перешибешь», «Знай, сверчок, свой шесток»! А сколько шедевров, рожденных крестьянской средой, рассыпано в речи Платона Каратаева, в народных сказках Л. Н. Толстого! В романе М. Горького «Мать» в уста Рыбина вложены пословицы, бытовавшие в народной среде начала XX в.: «Одни народ доят, другие за рога держат», «Коль мужик сыт — барин ночь не спит».

С другой стороны, литература обогатила разговорную речь афоризмами, вошедшими в наш язык на правах народных. Вспомним басни И. А. Крылова: «Хоть видит око, да зуб неймет», «А Васька слушает да ест», «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь». У каждого в активном словаре знаменитое изречение Митрофана, героя комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»: «Не хочу учиться — хочу жениться». Многие строки гениальной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» стали народными: «Подписано, так с плеч долой», «Блажен, кто верует, тепло ему на свете», «Что за комиссия, создатель, Быть взрослой дочери отцом!», «Дистанция огромного размера». Недаром наша память сохранила изречение: «Без пословицы не проживешь».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector