Сочинения по пословицам

Тема: Сочинение по пословице.

Цель: сообщить сведения о пословице, познакомить с творчеством В.И. Даля, Л.Н.Толстого; формировать умение составлять тексты повествования с элементами описания по заданной пословице; развивать наблюдательность, мышление, обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к устному народному творчеству русского народа.

Оборудование: листы с заданиями, проектор, ноутбук, выставка книг « Пословицы, поговорки»

Ход урока.

I. Орг. момент

II. Речевая разминка.

-Прочитайте текст: (1 слайд)

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила бабка с палкою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик овёс,

Лошадь села в сани, а мужик повёз.

_ Что вы прочитали? (это перевёртыш)

-Прочитайте с удивленной интонацией

-с утвердительной.

-Какие жанры устного народного творчества вы знаете (пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, сказки и т.д.)

III. Подготовительная беседа.

-Прочитайте запись с экрана (2 слайд)

Пословица-мудрость народная.

Пословица недаром молвится.

-Как вы понимаете эти выражения?

— Что такое пословица?

— Сообщение ученицы.

Пословица — это краткое народное изречение с назидательным содержанием. В пословицах мудрость народа, то есть люди подмечали и слагали пословицы. Если кто-то говорит пословицу вам, то он недаром ее произносит: либо хвалит, либо ругает вас.

— Правильно, ребята, в каждой пословице свой скрытый смысл, своя скрытая правда жизни. Каждую пословицу нужно понять, объяснить её. Народ давно стал сочинять пословицы. Их можно разделить на группы: о труде, о родине, о матери, о человеке и его качествах, о дружбе, об учении и другие.

IV. Проверка домашнего задания.

-Дома вы приготовили пословицы и рисунки. Объясните смысл ваших пословиц, а ребята определят к какой группе они относятся.

V. Физкультминутка (слайд3)

VI. Рассказ о творчестве В.И. Даля (слайд 4)

-Владимир Иванович Даль — великий русский писатель увлекался сбором пословиц. Целых 53 года он собирал пословицы. В 1861 году он написал книгу « Пословицы русского народа». Также Даль написал много рассказов и составил много сказок специально для детей. (5 слайд)

И составил «Толковый словарь»

VII. Определение пословиц по рисунку.

-На экране появится рисунок, а вы должны назвать пословицу и объяснить ее (6,7,8 слайд)

«Любишь кататься люби и саночки возить». (За свои удовольствия надо расплачиваться)

«Яблоко от яблони недалеко падает» (Дети похожи на своих родителей. Говорится с осуждением, когда дети имеют те же недостатки, что и их родители)«Заруби себе на носу» (Запомни на всю жизнь)

VIII. Работа в группах.

-Помните ли вы, что многие русские писатели и педагоги создавали литературные произведения по пословице. У вас на партах даны тексты Е. Ефимовского « Яма», Р. Сефа «Ворона и лисица», «Сани». Вы должны прочитать текст и узнать пословицы на которые они написаны. (9,10,11 слайды).

Рыл яму злодей на дороге лесной,

Чтоб ночью свалился прохожий.

Вот яма готова.

Он вылез.

— Постой!

Прохожий ведь вылезет тоже!

Ещё двое суток разбойник потел.

Летела из ямы землица.

Попробовал вылезти,

Но не сумел.

Тогда усмехнулся:

— Годится! (Не рой другому яму — сам в неё попадёшь).

-Неприятность может случиться с тем, кто желает или делает её другим

Летела ворона,

Присела на куст,

Подумав, что куст

Безопасен и пуст.

Но в этом кусте

Притаился украдкой

Отважный охотник

Со страшной рогаткой.

Он тихо прицелился

— Бах! —

И с куста

Взлетела ворона

Уже без хвоста.

Что стало с вороной?

Другой разговор,

Но очень пуглива

Ворона с тех пор.

(Пуганая ворона куста боится)

— Говорится, когда кто-то проявляет излишнюю осторожность, тревогу, хотя для этого нет основания)Сел Иван в чужие сани,

Только справиться не смог,

Сани полетели сами-

Вправо, влево-

Вниз и вбок.

Через пень перелетели,

Подскочили раз другой.

Наш Иван лежит в постели

С забинтованной ногой. ( Не в свои сани не садись)

-Не берись за работу с которой не сможешь справиться.

IX. Рассказ о Льве Николаевиче Толстом.

— Ребята, кто такой Л.Н.толстой? (12 слайд).

Какие произведения Толстого вы читали?

-Л.Н. Толстой основал свою школу в Ясной поляне для крестьянских детей. Он обучал их грамоте, в том числе и написанию сочинений. О том, как писатель учил этому детей, и написана статья под названием « Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят» Одно из воспоминаний Толстого из этой статьи посвящено тому, как он учил своих ребят писать сочинение по пословице. Послушайте отрывок из этой статьи:

Давно уже чтение сборника пословиц Снегирева составляет для меня одно из любимых — не занятий, но наслаждений. На каждую пословицу мне представляются лица из народа и их столкновения в смысле пословицы. В числе неосуществимых мечтаний мне всегда представлялся ряд не то повестей, не то картин, написанных на пословицы. Один раз, прошлою зимой, я зачитался после обеда книгой Снегирева и с книгой же пришел в школу. Был класс русского языка.

— Ну-ка, напишите кто на пословицу, — сказал я.

Лучшие ученики — Федька, Семка и другие навострили уши.

— Кто на пословицу, что такое? скажите нам? — посыпались вопросы.

Открылась пословица: ложкой кормит, стеблем глаз колет.

— Вот, вообрази себе, — сказал я, — что мужик взял к себе какого-нибудь нищего, а потом, за свое добро, его попрекать стал, — и выйдет к тому, что «ложкой кормит, стеблем глаз колет».

— Да ее как напишешь? — сказал Федька, и все другие, навострившие было уши, вдруг отшатнулись, убедившись, что это дело не по их силам, и принялись за свои, прежде начатые, работы.

— Ты сам напиши, — сказал мне кто-то.

Все были заняты делом; я взял перо и чернильницу и стал писать.

— Ну, — сказал я, — кто лучше напишет, — и я с вами.

Видите, как Толстой познакомил своих ребят с сочинением по пословице. Сам Л.Н. признался в том, что дети писали гораздо интереснее любого взрослого.

-Ребята, а вы хотите научиться писать сочинение по пословице?

X. Устное составление рассказа и плана сочинения.

-Прочитайте пословицу и объясните её смысл (13 слайд)

«Что можно сделать сегодня не откладывай на завтра» (дети объясняют)

-Эта пословица говорится в качестве совета преодолеть лень и сделать работу сейчас.

Совершенно верно. Бывает так, что от вашего дела зависит еще что-то. Вдруг вы кому-то что-то пообещали, не смогли выполнить и подвели человека.

Кто по-вашему любит откладывать делана потом: уроки сделаю потом, помою посуду потом, схожу в магазин потом? (лодыри и лентяи).

-Значит, о чьей истории мы будем писать, с кем могла приключиться эта история? (с лодырем)

-Кто это мальчик или девочка?

И так, главное действующее лицо рассказа — лентяй. Можно придумать своему герою имя и фамилию.

— О чем будет ваша история? (о том, как однажды нужно было сделать какое-то дело. Лодырь его отложил и чем это закончилось).

-Когда начнете писать, опишите, кто поручил это дело, в какой день это произошло. Это будет первая часть вашего плана. С какого слова начнем писать эту часть? (однажды)

-Как назовем эту часть?

-О чем напишем в основной части? (Как лодырь вел себя, придумывал разные причины, чтобы отложить дело) Начало формы

-Как назовем эту часть?

Чем закончим сочинение? (к чему привела лень, что случилось с лентяем)

-В этой части сочинения вы можете рассказать, что было на душе у лодыря, когда ничего уже нельзя было сделать?

-Как назовем эту часть?

Можете написать чему учит эта история.

План. (14 слайд)

1) Порученное дело.

2) Дело отложено.

3) Лень победила.

XI. Написание сочинения

-Обдумайте сначала про себя историю, затем сделайте наброски на черновиках и приступайте к выполнению. Не забудьте, ваш рассказ должен быть настолько ярок, чтобы человек, который будет читать ваше сочинение навсегда понял, что откладывать дела никогда не нужно назавтра.( если только безвыходное положение). Важно, чтобы главная идея вашей истории совпала со смыслом пословицы.

XII. Чтение готовых сочинений и оценка.

XIII.Рефлексия (15 слайд)

XIV. Домашнее задание

1уровень — Худо тому, кто добра не делает никому.

— Найти и прочитать рассказ, к которому можно подобрать эту пословицу

2 уровень — Вместе тесно, а врозь скучно.

Объяснить смысл пословицы, привести примеры из жизненного опыта.

3 уровень — Что посеешь, то и пожнешь.

Объяснить смысл пословицы

Напишите сочинение по одной из пословиц (на выбор): «Бес­полезно носить дрова в лес» (немецкая), «В радости знай меру, в беде — не теряй веру» (башкирская), «Будь не скор на обещания, а скор на исполнение» (английская), «Не откусывай больше того, что ты в состоянии проглотить» (американская).

Разумеется, в списке нет пословиц многих народов мира. Какие пословицы других стран вам известны и какие из них вы использу­ете в своей речи?

Оглавление [Показать]

Ответ

Бесполезно носить дрова в лес

Немецкая пословица гласит «Бесполезно носить дрова в лес».

С этим нельзя не согласиться, потому что если ты находишься в лесу, тебе незачем нести туда дрова, все равно там будет их предостаточно.

Смысл заключается в том, что не во всех делах надо проявлять старания, потому что они могут быть напрасными, и ты можешь потерять очень много сил и времени.

Например, ты очень долго трудился, старался, тратил свое время на то, чтобы делать домашнее задание по математике, и вдруг, тебе, довольному своим старанием, звонит друг и говорит, что не надо было этого делать. И тогда начинаются эмоции…

Поэтому, прежде чем ты собираешься что-то делать обязательно подумай хорошенько над тем, что ты собираешься делать.

Будь не скор на обещания, а скор на исполнение

Многие люди с легкостью обещают все, что угодно.

Однажды мы с друзьями собрались в поход на летних каникулах. Сережа суетился больше всех, предлагал маршруты, меню, развлечения. Еще он сказал, что возьмет палатку. Мы очень обрадовались, потому что погода стояла прохладная, а ночевать у речки мы давно мечтали.

Наступил долгожданный день. Мы собирались на вокзале, ждали электричку. Все волновались, потому что Сережи еще не было. Вдруг мы увидели, что он бежит вдоль платформы, машет руками. На спине Сережи болтался полупустой рюкзак, а палатки в руках не было. Как оказалось, родители Сережи уже отдали её своим друзьям для отдыха. Отменять поездку мы не стали, но все расстроились, потому что изменить ситуацию было уже невозможно.

«Будь не скор на обещания, а будь скор на исполнение», — сказал тогда наш учитель физкультуры. Он-то хорошо знал, что даже летом в лесу без крыши над головой не очень уютно. А мы все задумались о том, что прежде чем что-то обещать, нужно подумать о том, возможно ли выполнить обещанное.

В радости знай меру, в беде — не теряй веру

Иногда, бывают в жизни такие моменты как радость, и беда. Мы часто как радуемся чем-то,так и разочаровываемся в чем-то или ком-то.

Так вот, когда ты радуешься, счастлив ты можешь легкомысленно что-то сказать или пообещать. А на радостях, если ты пообещал, то уже надо выполнять, вот только когда в тебе бьет ключом хорошее настроение, если можно так выразиться, то можно что угодно пообещать.

В беде же, никогда нельзя думать о плохом. Случилось, ну случилось, переживем, ибо мысли материальны. Будешь думать о хорошем — случиться что-то хорошее, о плохом — закон подлости о себе даст знать.

Не откусывай больше того, что ты в состоянии проглотить

Однажды мы с другом пошли на день рождения к нашему однокласснику. Когда мы вошли в комнату, то увидели на­крытый стол, на котором стояло множество вкусных блюд. Мы вручили другу наши подарки. Когда все гости собрались, нас пригласили к столу. Мы ели сначала салаты, затем кар­тошку с курицей, затем пироги с яйцом и рисом. Всё это мы запивали морсом и газировкой. Мама нашего одноклассника торжественно внесла на блюде заливную щуку. Моему другу так понравилась рыба, что он положил себе огромный кусок. Я удивлённо посмотрел на него, но он сказал, что в животе у него ещё много места.

После обеда было много различных конкурсов. Мы отга­дывали загадки, кидали шарик в ячейки, произносили скоро­говорки и изображали различных животных. Старший брат именинника был судьей, он раздавал участникам конкурсов призы: календарики, брелки и маленькие машинки. Всем дос­талось по несколько призов. Только мой друг не получил ни одного. Всё это время он сидел за столом и пытался съесть ку­сок щуки, который лежал у него на тарелке.

Когда на стол поставили большой торт, мой друг со стоном плюхнулся на диван. Мама именинника посмотрела на него с улыбкой и тихо сказала:

— Не откусывай больше того, что ты в состоянии прогло­тить, — так говорят американцы. А русские говорят: плохо бывает тому, у кого глаза больше живота.

И бедный, и богатый — все нуждаются в деньгах. (Уэльская пословица). Даже если у кого-то что-то в достатке, а у кого-то этого мало или совсем нет, оба нуждаются в этом, независимо от того, имеется это у тебя или нет.

Беспокойство — не больше, чем сеть паука. (Китайская пословица). Беспокойством никогда ничего не добьёшься и не решишь проблем, не нужно беспокоится, это всего лишь собьёт тебя с твоего пути.

Половина правды — та же ложь. (Еврейская пословица). Если человек сказал не всю правду, а только часть, это тоже самое, что он солгал.

Не рассказывай о том, что читал, рассказывай о том, что понял. (Турецкая пословица)
Аркан хорош длинный, а речь — короткая. (Казахская по­словица)
Воду лей на землю, которая её впитает, слово говори человеку, который его оценит. (Киргизская пословица)
Доброе слово лучше большого подарка. (Немецкая посло­вица)

«В доброй беседе всяк ума копит» – сочинение по пословице
Возникновение пословицы и ее основной смысл

В русском языке огромное количество пословиц и поговорок. В них отражена мудрость народа, его наблюдательность и опыт предков. Некоторые пословицы ведут свою историю из старины глубокой, но по-прежнему остаются актуальными и справедливыми. Порой пословицы слегка видоизменяются по прошествии времени, но смысл их сохраняется.

Возьмем для примера пословицу «В доброй беседе всяк ума копит». Смысл ее, наверное понятен каждому. На самом деле новую информацию можно получить не только в школе или университете, но и в беседах с умными людьми. Мудрость многих поколений традиционно передается из уст в уста в добрых, задушевных разговорах.

Наиболее актуальна, на мой взгляд, данная пословица была в те времена, когда образование было доступно не для всех. В те времена практически и не было иного способа передавать информацию от одного человека к другому. Если кто-то хотел получить знания, то должен был обратиться за ними к мудрому человеку.

Значение пословицы в наши дни

Сегодня получить новые знания стало гораздо проще. Источников информации очень много. Учиться можно, вообще не выходя из дома. Но это кажущаяся на первый взгляд простота. Ведь далеко не вся информация, находящаяся в открытом доступе, является полезной и точной, поэтому нужно учиться фильтровать ее. К тому же, знания и ум – это не одно и то же. Тот, кто много знает, не всегда обладает острым умом. Нужно не только усвоить какие-то знания, но и научиться правильно их применять.

И здесь, как нельзя кстати, будет добрая беседа с человеком, умудренным опытом. Если вы доверяете его мудрости, то можете получить знания и умения, которые будут полезны в жизни. К тому же, вы выслушаете точку зрения другого человека и сможете сравнить ее со своей. Возможно, после этого вы как-то иначе будете смотреть на мир.

Еще можно сказать, что выражение «В доброй беседе всяк ума копит» абсолютно справедливо и в том случае, когда человеку нужно поправить свое душевное здоровье. Если в трудной ситуации, он сможет поделиться своим горем и выслушать чей-то добрый совет, то это также сделает его мудрее.

Следующие темы сочинений так же могут быт интересными, как тема  «В доброй беседе всяк ума копит»

Чувство собственного достоинства

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector