Смысл пословицы за правое дело стой смело

За правое дѣло стой смѣло.

Ср. Хотя-бы землю съ твердью всею

Грозила бездна проглотить,

Но мужа, праваго душою,

Никто не устрашитъ.

А. Н. Нахимовъ. Къ самому себѣ.

Ср. Thue recht und scheue Niemand.

Ср. Thue nur das Rechte in deinen Sachen;

Das andre wird sich von selber machen.

Göthe. Sprüche in Reimen.

Ср. Fais ce que tu dois.

Ср. Et si la nature fragile

Était à ces derniers moments,

Nous la verrions d’un oeil tranquille

S’écrouler dans ses fondements.

J. B. Rousseau.

Ср. Les torrents impétueux,

La mer qui gronde et s’élance,

La fureur et l’insolence

D’un peuple tumultueux,

Des fiers tyrans la vengeance

N’ébranlent point la constance

D’un coeur ferme et vertueux.

Voltaire.

Ср. Battu des ruines du monde,

Le juste aura péri, mais n’aura point tremblé.

Lefèvre.

Ср. Ama di buon core e lascia dir chi vuole.

Ср. Justum, ac tenacem propositi virum

Non civium ardor prava jubentium,

Non vultus instantis tyranni

Mente quatit solida …

Si fractus illabatur orbis,

Impavidum ferient ruinae.

Horat. Od. 3, 3, 1—4, 7—8.

Ср. По сему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись въ сердце морей. Богъ посреди его; онъ (градъ) не поколеблется. Восшумѣли народы; двинулись царства: Всевышній далъ гласъ Свой и растаяла земля.

Псал. 45, 3, 6—7.

См. Будь, чему быть.

Конспект театрализованного занятия

по нравственно-патриотическому воспитанию

Тема: «За правое дело сражайся смело»

Цель: знакомить детей с богатством русского народного творчества через игры, песни, пословицы и поговорки.

Задачи: реабилитационные: обеспечить положительную мотивацию для проведения занятия, которая благоприятно влияет на взаимоотношения между детьми, вызывает радостное настроение, снимает страх и стеснение.

познавательные: продолжить знакомство детей с понятием богатырь – защитник земли русской. Познакомить с русским женским костюмом и предметами защитного вооружения русских воинов (шлем, доспехи, кольчуга, меч, копьё).

развивающие: развивать связную речь детей и; умение рассуждать, объясняя смысл пословиц и поговорок о храбрости воспитательные: воспитывать интерес к прошлому, уважение к русским традициям, к защитникам родной земли.

Словарная работа: богатыри, молодцы, девицы, плен, шлем, кольчуга, меч, копьё, щит, предки, князь, дружина, сарафан, кокошник.

Материал: мячи по количеству детей, канат, атрибуты для игры «Метание в цель», женские головные уборы (платки, кокошник, ленты), иллюстрация богатыря в доспехах, выставка с книгами о богатырях, картина Васнецова «Богатыри». Диск СД с музыкой «Богатырская сила», «Танец с саблями», хоровод группа «Иван Купала».

Предварительная работа: чтение былин « Илья Муромец и соловей разбойник», сказок «Никита Кожемяка», беседа о русских богатырях: Илье Муромце, Добрыни Никитиче, Алёше Поповиче, Никите Кожемяке, рассматривание иллюстраций к былинам сказкам; картины Васнецова « Богатыри»; разучивание русского танца «Карусель»,песен, игр, а также стихов пословиц и поговорок о долге, храбрости, дружбе:

Иду вперёд, лучше страх не берёт. Удалому — всё не почём. Кто смел, тот и на коня сел. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Ход занятия:

I Организационный момент. В зал входят дети под мелодию песни «Богатырская сила», проходят по залу колонной, образуют полукруг.

А и сильные, могучие

Богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

НЕ топтать их коням землю Русскую! Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнется!

II Основная часть. Беседа о богатырях. — Ребята, а как называется наша Родина? (Ответы детей: Россия).

— А людей, кто живёт в России, как можно назвать? (Ответы детей: россияне).

— Да, вы помните, я вам рассказывала, что раньше, много лет назад наша Родина называлась Русью. Издавна славилась Русская земля богатырями. Сегодня мы собрались, чтобы рассказать нашим гостям, кто такие богатыри? А вы, знаете, кто это? (Ответы детей: Богатыри — это люди, всегда готовые защищать свой народ, семью, Родину).

-Да. Они сильные, ловкие, смелые. Наши предки придумали о них сказки и былины.

— Каких богатырей вы знаете? (Ответы детей: Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича, Святогор, Никита Кожемяка. Дети называя, показывают их на иллюстрациях.)

— Многое может родная земля: накормить тебя тёплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить сама себя не может. Защита родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. Вспомните пословицы и поговорки о храбрости, смелости:

Чтение пословиц и поговорок о смелости. « Удалому всё не почём», « Кто смел, тот и на коня сел», « Смелость города берёт», «Тот герой, кто за Родину горой», «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит», «Бей, смелей за нами Русь», «За правое дело, сражайся смело».

(Предложить детям объяснить, как они понимают эти пословицы и поговорки. Объяснение детей).

— Мы много с вами беседовали о подвигах русских богатырей.

— Вы обратили внимание, в каком я костюме? Как называется мой костюм? (Ответы детей: русский народный костюм).

— Да, правильно, это русский народный костюм. Так ходили женщины в старину. А что вы о нём знаете? Что это на мне? (Ответы детей: сарафан, рубашка. Она вышита красными цветами).

Показ головных уборов: платков, кокошника, лент. — А какие головные уборы носили женщины в старину? (Ответы детей: кокошник, платок, ленты). — Молодцы, вы многое уже знаете о русском женском костюме. (Показ иллюстрации богатыря в доспехах.)

Рассматривание картины богатырь в доспехах. — А как выглядел русский богатырь, во что он был одет? (Ответы детей: в доспехи: это кольчуга, на голове – шлем. Оружие богатыря — меч, копьё, лук со стрелами, булова и щит. На ногах сапоги).

— Из чего были сделаны доспехи? ((Ответы детей)

Игровой момент — приход Ильи Муромца под музыку «Богатырская сила».

— С давних пор так повелось на Руси: как только приходил на нашу землю враг, всем миром поднимался народ – и стар и млад вставали на борьбу со злым врагом. В давние времена дети взрослели рано. С самого детства их приучали к работе. Но не только ремесло должен был знать мальчик, но и уметь защитить себя и свою землю от врага. Когда наши мальчики вырастут – они тоже станут достойными защитниками Отечества!

Стук в дверь и в зал входит Илья Муромец.

Илья. Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Высоки на Руси горы, глубоки реки, да широки просторы. Пока нес службу я у князя Владимира, вырвался Соловей –разбойник и похитил жену мою молодую, Настасью Микулишну, да в лесу спрятал. Помощники мне нужны сильные да смелые. Есть ли среди вас таковые? Не желаете ли вступить в мою дружину? Но прежде должен я вас испытать на силу, ловкость, и смекалку. Я выковал мячи для дружины своей. Тому, кто с испытанием справится, — меч дарить буду! А для начала испытаю силу вашу молодецкую.

Спортивная часть. Конкурс « Перетягивание каната».

— Подожди, Илья Муромец! Дай ребятам передохнуть перед новыми испытаниями. А наши девицы-красавицы для вас хоровод заведут.

Танец «Карусель». Исполняют девочки, одетые в сараны с платочками.

Илья. Ох, до чего же ладно вы танцуете, девицы-красавицы!

Илья. А теперь хочу испытать вас на ловкость.

Конкурс на ловкость « Метание мячей» в корзину 2 раза.

— Ну что, Илья годятся наши воины для твоей дружины?

Илья. Да, неплохи ребятишки – сильные и ловкие Молодцы, справились. И решил я всех в дружину взять! Стройся! (Илья вручает каждому меч). Слышу соловей-разбойник, идёт.

(Звучит грозная музыка ,входит соловей – разбойник.)

Соловей разбойник: Это кто здесь шумит, спать не даёт Соловью – Разбойнику! Да сейчас как засвищу по-соловьиному, зарычу по-звериному ,так вся русская земля дрогнет!

Илья.Что глядишь на меня, разбойник, или русских богатырей не видывал? Кто к нам с мячом придёт, тот от меча и погибнет! Достали мячи!!! В бой! («Дружина» побеждает соловья разбойника.)

Соловей разбойник : Ох, попал я в крепкие руки богатырские!

Выходит жена Ильи Муромца.

Настасья Микулишна. Спасибо вам, молодцы, что спасли меня! Знаю: теперь не топтать врагу землю-матушку, раз такие богатыри на русской земле подрастают!

— А сейчас подарок от наших детей, послушайте Илья и Настасья Микулишна.

Ребёнок: Слава! Слава! Родной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю русскую,

Не затмить им солнца красного

Над Россией нашей!

Вместе: Слава русским богатырям, защитникам нашим! Ура!!

III Организация окончания занятия. Илья. Ещё раз спасибо вам, добры молодцы за службу верную, а вам, девицы, за то, что богатырей своих не забывали в трудную минуту и помогали! Ну, а нам пора в дорогу. До свидания, ребята!

— А теперь по доброй русской традиции после славной победы пир на весь мир! (Звучит тихая музыка из «Ивана Купалы», дети выстраиваются в шеренгу перед гостями).

Как для вас, мои Друзья.

Наварила, напекла

Девяноста два блина,

Два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов-

НЕ найти едоков!

Хозяйку потешьте-

Пирогов моих поешьте!

Не красна изба углами,

А красна пирогами! (угостить всех детей и гостей)

-А гостям дорогим спасибо за внимание!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector