Смысл пословицы родная сторона мать чужая мачеха

Как много замечательных русских пословиц и поговорок подарил нам на тему Родины наш народ и донес их смысл через века из поколения в поколение !
Когда именно появились изречения, которые в нынешнее время принято называть пословицами или краткими фразами с глубоким смыслом обо всем на свете, достоверно не известно. Каким числом датируется появление поговорки — тоже трудно сказать. А ведь поговорки легко описывают любые явления природы и даже тонкости отношений между людьми, и такие описания складывались людьми еще тогда, когда формулировать мысли на бумаге для дальнейшего прочтения никто не умел. Поговорки и пословицы это незаменимая вещь в повседневной разговорной речи. На этой странице вы найдете самые лучшие русские пословицы о Родине для детей и для старшего поколения.

Пословица о Родине являет собой народное творчество в поэтической форме, появился этот жанр очень давно. По мнению большинства ученых, такое творчество народа возникло когда появился первобытный строй, о письменности тогда не было и речи. Патриотичные русские пословицы о родных краях передаются младшим от старшего поколения несколько тысяч лет. Смысл пословицы о Родине заключается в тоске по родной стороне во время пребывания на чужбине,подчеркивает горячую любовь к своей земле,к своему народу.

С помощью пословиц родители передают детям и внукам самое ценное из своего опыта, который накопился за всю жизнь. Эти фразы воспитывают человека на протяжении всей жизни, независимо от его возраста. Со временем пословицами становятся часто употребляемые фразы из кино, литературы или повседневной жизни.

Такая фраза условно делится на две или три части: Первая описывает ситуацию, вторая оценивает ее. Если есть третья, она рекомендует вариант дальнейших действий. При этом, не смотря на малое количество слов, пословица способна умещать в себе мысли невероятной глубины. Четко и конкретно она отображает суть ситуации. Часто именно над этим фольклорным жанром хочется задуматься и найти в нем ответы, познать в чем-то истину.

Некоторые русские пословицы и поговорки о Родине для детей :
На чужбине родная землица во сне снится.Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

И кости по родине плачут.

Пока под чужой крышей не побываешь, своя, где течет, не узнаешь.

Достаточно сложно нарисовать четкую черту между пословицей и поговоркой, они в большинстве случаев так похожи между собой. В пословице есть завершенная мысль, в которой все конкретно и понятно. Поговорка лишь намекает с помощью метафоры на положение дел, и нужно задуматься о чем именно она рассказывает в той или иной ситуации.

Для развития детского мышления слово имеет чуть ли не главную роль. Ведь неправильно подобранное слово вызовет у ребенка антипатию, а доброе слово завлекает, вызывает интерес к познанию чего-то нового. Образное и поэтическое слово может заставить поверить в волшебство и думать о поступках героя из фразы, стиха или сказки, складывать собственное мнение о его действиях. Поговорки и пословицы это мудрость, которую передаем детям.

Русские поговорки и пословицы о Родине для детей.
Следующая статья :
Семейные ценности в поговорках

вернуться на Главную страницу

ТАКЖЕ УЗНАЙТЕ…

Урок 11 ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

02.02.2012 31042 2383

Урок 11 ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Цели: дать понятие о древнерусской литературе, познакомить с широким охватом ею жизни, с поучениями Владимира Мономаха; показать их актуальность в наши дни.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, самостоятельная работа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение и рецензия домашних сочинений (2–3 работы).

2. Самостоятельная (проверочная) работа (по карточкам).

Карточка 1.

1) Что такое пословица? поговорка?

2) Какая  связь  между  этими  фольклорными  жанрами  указана в пословице?

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

(И пословицы, и поговорки – меткие образные выражения, но в отличие от пословицы в поговорке нет законченного суждения, лишь часть его. Например: «Комар носа не подточит», – говорят о тонком деле, хитроумном замысле. Пословицы же часто содержат в себе оценочное суждение, поучение.)

Карточка 2.

1) Что такое пословица?

2) Объясните прямой и переносный смысл пословицы; отметьте, как она построена.

Под лежачий камень вода не течет.

(Прямой смысл – в лексическом значении. Переносный смысл заключен в том, что от самого человека, от его энергии, работоспособности зависит его счастье или успех дела. Строится пословица на инверсии: на первое место вынесено главное словосочетание – лежачий камень.)

Карточка 3.

1) Что такое поговорка?

2) Объясните смысл пословицы. Укажите, как она построена.

На чужой стороне и весна не красна.

(Смысл этой пословицы – патриотический, она говорит о любви к родной земле, о тоске по ней на чужбине.

Пословица построена по методу отрицания, скрытого противопоставления. Везде хороша весна, но на чужой стороне, вдали от родины, не радует и она.)

Карточка 4.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

На смелого собака лает, а труса кусает.

(Эта пословица построена на основе противопоставления: смелый – трус, лает – кусает; четко организована ритмически, сказуемые 1-й и 2-й частей рифмуются.)

Карточка 5.

1) Что такое поговорка?

2) См. задание 2 карточки 4.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

(Пословица представляет собой сложное предложение, во 2-й части которого заключено следствие из содержания первой. Отсутствие подлежащих, повелительная форма глагола в 1-й части (собирай) придают всему высказыванию обобщенный смысл.)

Карточка 6.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

Не мил и свет, когда друга нет.

(Это сложноподчиненное предложение, где обе части содержат отрицание. В главном предложении используется инверсия, в результате основное слово оказывается на первом месте. Пословица организована ритмически, в ней есть и рифма (свет – нет).)

Карточка 7.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

В камень стрелять – только стрелы терять.

(Эта пословица имеет дактилический ритм  – – /  – – /  – – / ; есть в ней и рифма: стрелять – терять. Между частями предложения установлены причинно-следственные связи.)

Карточка 8.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

Добро творить – себя веселить.

(В 1-й части предложения – тема, во 2-й – следствие из содержания первой. Пословица организована ритмически, в каждом слове ударение падает на последний слог, есть рифма: творить – веселить.)

Карточка 9.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

(Пословица построена на антитезе, противопоставлении: родимая – чужая, мать – мачеха. Кроме того, в каждой части есть скрытое сравнение: родина сравнивается с матерью, чужбина – с мачехой.)

3. Прочитайте пословицы и поговорки.

– Определите их общую тему.

– Назовите номера многозначных изречений (то есть с прямым и переносным смыслом) и однозначных.

Проецируется на экран или открывается запись на доске.

1) Терпение и труд все перетрут.

2) Лес сечь – не жалеть плеч.

3) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4) Грибов ищут – по лесу рыщут.

5) Не за свое дело не берись, за своим не ленись.

6) На чужом хребте легко работать.

7) Люди жать, а мы на солнышке лежать.

8) Двое пашут, а семеро руками машут.

(Эти пословицы и поговорки о труде, уменье, лени, безделье. 1, 5, 6-я – однозначные; 2, 3, 4, 7, 8-я – многозначные, имеющие прямой и переносный смысл.)

4. А  в  заключение – игра-соревнование между  рядами  «Кто больше  знает  пословиц,  в  которых  прославлялись бы ученье, знание, книга?»

(Ученье – свет, а неученье – тьма. Красна птица пением, а человек – уменьем. Грамоте учиться всегда пригодится. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. За ученого двух неученых дают, да и то не берут. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.)

III. Изучение новой темы.

1. Работа со статьей учебника (с. 50–51).

Пересказ учащимися статьи (домашнее задание).

Беседа по вопросам.

– Что называли летописями?

– Легок ли труд летописца?

«Повесть временных лет». (Интерес к истории народа, желание оставить потомкам сообщение о свершившихся событиях.)

Попробуйте представить и описать келью летописца.

2. Слово учителя.

Объединение летописных сводов было предпринято киево-печерским монахом Нестером (ок. 1113), создателем крупнейшей летописи – «Повесть временных лет».

Потребности  развивающегося  государственного  самосознания  ставили  перед  летописью  проблемы,  которые  Нестор  обозначил  в  ее  заголовке (слова проецируются на доску):

«…откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть».

Летопись была насыщена эпическими преданиями, тесно связанными с отечественной исторической действительностью. Для стиля летописания характерна прямая речь героев, а нередко и живой диалог.

Главной  темой  летописания  была  тема  Русской  земли,  ее  единства и могущества. Летописцы тщательно собирали материалы, относящиеся к этой теме. В завещании Ярослава, прозванного Мудрым, к сыновьям читаем (слова проецируются на экран): «И будете мирно живуще. Аще ли будете ненавидно живуще, в распрях , то погыбнете сами, и погубите землю отецъ своих и дед своих, юже налезоша трудомъ своим великим» (1054).

За мудрость Ярослава летописец произносит хвалебное слово князю.

4. Чтение статьи учебника (с. 52). «Из похвалы князю Ярославу и книгам».

Беседа по вопросам.

– Каков язык сказания? (Древнерусский с церковнославянизмами.)

– Какова основная мысль текста? (Книги учат, предостерегают от ошибок, из книг черпаем мудрость и правила жизни. Книги сравниваются с реками, которые наполняют мир мудростью; знания книг неизмеримы; они утешают нас в печали, они удерживают нас от дурных поступков; читающий книги найдет в них пользу для души и руководство в жизни.)

5. Комментированное чтение учителя из «»Поучения» Владимира Мономаха».

Беседа по вопросам.

– Какие наставления устарели?

– Как вы понимаете «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам», «напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте»?

– Можем  мы  сейчас  похвастаться  бережливостью,  сочувствием  к людям?

Вывод. Поучения Владимира Мономаха – непреходящие нравственные законы, которыми должен руководствоваться человек (если ты, конечно, Человек!); вдумайся в афоризм: «Человек – твое первое имя; будут и другие названия: фамилия, имя, сын, отец, доктор, пахарь… Но первое имя – Человек!»  И  сейчас  мы  слышим:  «Хороший  человек!  Плохой человек…».  Пусть  будет  каждый  из  нас достоин этого великого звания – Человек!

6. Выразительное чтение «Поучения Владимира Мономаха» с сохранением особенностей стиля.

IV. Подведение итогов урока.

1. Слово учителя.

В зависимости от темы и жанра летопись каждый раз по-разному, но всегда живописно отражала различные обстоятельства исторического прошлого и современности.

Наряду с множеством церковно-книжных цитат летопись пользовалась народными поговорками и пословицами, которые, например, характеризовали  военные  отношения:  «Мир  стоит  до  рати, а рать до мира», «Толи не будеть межю нами мира, елиже камень начнет плавати, а хмель грязнути ». Некоторые пословицы намекали на политические обстоятельства.

«Не идеть место к голове, но голова к месту», «Аще ся волк в овца ввадит, то выносит все стадо, аще не убиют его» – так объяснили древляне Ольге причину убийства ими князя Игоря, обложившего их чрезмерной данью.

Написанная живым и образным языком «Повесть временных лет» была доступной и интересной книгой для чтения на протяжении всей истории Древней Руси.

Домашнее задание: составить небольшое поучение (задание 3, с. 54 в учебнике); прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (задание 4, с. 54 в учебнике).

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector