Слово что солнышко дополни пословицу

Главная » Ласковое слово, что солнышко в ненастье

«Как вы понимаете значение фразы «Доброе слово, что ясный день», что значит для вас  доброе слово?» С этих вопросов началось этико-фольклорное путешествие «Ласковое слово, что солнышко в ненастье», проведенное работниками библиотеки № 25 в Комплексном центре  социального  обслуживания населения Дёмского района. В первой (эстетической)  части «путешественники» с интересом побывали на «остановках»: «Комплимент», «Шутка», «Разговор»,  обсудив на них тонкости человеческого общения.

Дню славянской письменности и культуры  была посвящена вторая часть этого мероприятия.

Кто не знает загадок, скороговорок, пословиц и поговорок? Их создатель –народ. Они возникли в давние времена, ещё до того, как появилась на Руси грамота. Народ, не умевший ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу, передавал мудрые наставления от отца к сыну, от деда к внуку. Старинные пословицы живут в языке и сегодня – и в разговоре и в книге. Молод ты или стар, болен или здоров, опечалился или обрадовался – на всякое твоё переживание, на любое событие сразу отзовётся пословица: даст разумный совет, наставит на ум, утешит и развеселит.

Присутствующие на мероприятии  согласились с тем, что  живая разговорная речь очень богата образными выражениями. И отметили, что если мы используем пословицы и поговорки правильно и к месту, то наша речь приобретает особую прелесть, неповторимость и оригинальность. Жители центра с удовольствием участвовали в фольклорных играх и конкурсах. Со смехом  они продолжали начатые Выдриной Татьяной поговорки, с интересом  отвечали на различные вопросы, вспоминая известные пословицы и поговорки.  По небольшим рассказам Льва Николаевича Толстого пытались догадаться, о какой пословице в них идёт речь. Взрыв смеха вызвало задание, на котором предлагалось к пословицам и поговоркам различных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу.  Близки и понятны нам, как оказалось, французская пословица «Ошпаренный петух от дождя убегает» и английская «У кого болтливый рот, у того тело в синяках»;  и их русские аналоги: «Обжёгшись на молоке, дуем на воду» и «Язык мой, враг мой». Мероприятие получилось по-домашнему тёплым и неформальным.

Пословицы начинают изучать еще в детском саду. Обычно их подбирают в соответствии с темой занятия, чтобы закрепить у детей полученные знания. Также народная мудрость помогает в формировании абстрактных понятий — добро, честность, справедливость и другие. Поэтому детей еще в дошкольном возрасте знакомят с пословицами о добрых делах.

Оглавление

Оглавление [Показать]

Для чего изучают народную мудрость на занятиях

Пословицы помогают педагогам решить важные учебные задачи. Особенно это касается речевого развития.

  1. Обогащение словарного запаса — детей знакомят с устаревшими словами, которые теперь не употребляются вовсе или их используют редко. Тем самым они расширяют кругозор ребенка.
  2. Улучшают связную речь. Пословица — это краткое и емкое предложение. Дети на их примере учатся составлять лаконичные предложения, смысл которых будет понятен всем. А из-за того, что длина высказывания небольшая, ребенок должен подмечать самое важное в предмете или явлении.
  3. На примере пословиц дети учатся объяснять абстрактные понятия. Также это является хорошей подготовкой к дальнейшему пониманию смысла сказок и рассказов.
  4. Помогают в работе над улучшением дикции. Проще проследить за четкостью небольшого количества слов, чем во время пересказа. Поэтому педагоги часто используют пословицы на начальных этапах работы над улучшением темпа речи и дикции.
  5. Логопеды подбирают также пословицы в соответствии с отрабатываемым звуком. Таким образом, народная мудрость является прекрасным речевым материалом для отработки правильного звукопроизношения.

Конечно, дошкольников знакомят не только с пословицами о добрых делах. Просто с понятием «добро» детей начинают знакомить еще в раннем возрасте путем чтения сказок, стихотворений и народных мудростей.

Одна из самых известных пословиц о добре

Некоторые народные высказывания о добрых делах настолько часто употребляются в речи, что люди даже не задумаваются о том, что это часть устного народного творчества. И конечно, люди могут употреблять такие выражения, не задумываясь о том, уместно ли их использовать. Это можно просмотреть на примере одного известного выражения.

Что значит пословица «Доброе дело крепко»? Это означает, что дело, которое делается с хорошими мыслями или для благой цели, будет прочным. Потому что люди всегда долго помнят хорошие дела.

Народная мудрость о доброте

Ниже будет написано несколько пословиц о добре. Ведь нужно же понять, что означает это понятие, прежде чем решать, хорошее ли дело сделал человек.

«Добро наживай, а худое избывай» — это значит, что нужно помнить только хорошие вещи. А все худое надо забывать, потому что если только его вспоминать, то человек не будет чувствовать себя счастливым. А от хорошего весь мир и окружающие люди кажутся добрее.

«С добрым жить хорошо» — с хорошими людьми всегда хочется общаться. Они, словно лучик света, озаряют жизнь. Так же и знание того, что человек сделал полезное дело, согревает, потому что оно могло сделать жизнь других лучше.

Можно привести еще много пословиц о добре и добрых делах. Но они все помогают ребенку понять, что нужно делать хорошие вещи от всего сердца, заботиться об окружающих, только тогда дела можно считать добрыми.

О важности добрых дел

Конечно, взрослым нужно объяснять малышам, какое дело считается хорошим. Ведь у детей еще нет четкого понимания таких абстрактных понятий. Пословицы о добре и добрых делах помогают сформировать более четкое представление.

«Доброе дело само себя хвалит» — люди всегда стараются рассказать о том, что человек сделал благое дело. И это происходит потому, что люди стремятся поделиться хорошим, чтобы таким образом отблагодарить человека, сделавшего им добро.

«Жизнь дана на добрые дела» — нужно стремиться делать в жизни хорошие вещи. Тогда о человеке всегда будут говорить хорошо, а жизнь станет счастливее от осознания того, что вы помогли другим. Пословицы о добре и добрых делах показывают ребенку всю важность таких дел. И так малыш с ранних лет старается заботиться и помогать окружающим.

Важнее всего быть добрым человеком

Пословицы о человеке и его добрых делах должны быть одной из опор в воспитании. Они являются отражением мудрости народа, накопленной веками. И важно познакомить ребенка с этой мудростью.

«Добрый человек придет — словно свет принесет» — про таких людей обычно говорят, что они словно светятся изнутри. Все знают, что одно хорошее дело или любая приятная мелочь способно поднять человеку настроение. Люди с хорошими чистыми помыслами кажутся красивыми, потому что их освещает внутренняя красота.

«Доброму человеку что день, то и праздник» — такие люди всегда радуются новому дню, потому что они делают хорошие дела, благодаря которым мир становится лучше. Они умеют находить приятное в мелочах и учат этому других. Поэтому для них любой день — это праздник.

Часто можно встретить в пословицах о добрых делах и упоминание о добром человеке. Поэтому очень хорошо познакомить ребенка с этой частью народного творчества.

Значимость слова

В пословицах о добре и добрых делах можно найти упоминание о том, что и словом можно творить добро. Все писатели знают, что правильно и вовремя сказанным словом можно помочь человеку. Об этом, конечно, знал и народ, поэтому среди пословиц и поговорок о добрых делах можно привести пример и о силе доброго слова.

«Ласковое слово, что весенний день» — когда человеку говорят хорошее, он начинает чувствовать, что о нем заботятся, жизнь начинает играть другими красками. Доброе слово согревает людей, словно солнышко.

Взрослые должны и своим примером показывать детям всю важность добрых дел. Чаще желайте людям добра, помогайте другим. И тогда мир станет добрее и лучше.

Total views:
Word Count:

Цель: Повторить добрые, волшебные слова, учить правильно их употреблять; развивать мышление детей, культуру речи.
Оборудование: Сочинения – миниатюры «Прекрасное и гадкое», подбор пословиц про добро и добрые поступки.

План.

1. Объявление темы беседы.
2. Анализ сочинений – миниатюр.
3. Чтение басни «Белка и волк».
4. В поисках добрых слов.
5. Инсценировка «Неприятности от вежливости».
6. Работа с пословицами.
7. Итог урока.

Ход занятия.

1. Объявление темы беседы.
2. Анализ сочинений – миниатюр.
(За ранее дети пишут сочинения – миниатюры на тему: «Прекрасное и гадкое»).
— Нашу беседу мы начнем с анализа ваших сочинений на тему: «Прекрасное и противное». Приятно, что вы уже достаточно по – взрослому смогли сделать правильные выводы.
Так к какому же выводу вы пришли?
«Прекрасное» — это цветы, речка, по которой плывут утята, это наш класс, школа, это жизнь, в которой есть смех, мама, книжка, это душа человека и ее мысли, поступки.
«Гадкое» — это грязные улицы, не аккуратные люди, а еще гадкой может быть душа человека, зло во круг нас, поступки людей.
3. Чтение басни «Белка и волк».
Лежал волк под деревом и спал. Рядом прыгала белка по дереву и упала на волка. Волк проснулся и хотел ее съесть. Начала белка просить: «Пусти меня».
Волк сказал: «Хорошо я отпущу тебя, только ты скажи мне, почему вы, белки, такие веселые? Мне всегда скучно, а вы там на верху играете и прыгаете».
Белка ответила: «Пусти меня на дерево, тогда и скажу, а то я тебя боюсь».
Волк был не голоден и отпустил. Белка залезла на дерево и от туда сказала: «Тебе потому скучно, что ты злой. Тебе злость сердце портит. А мы веселые тем, что нам ни когда не хочется делать зла».
4. В поисках добрых слов.
1) Оля делала подарок маме. Братик побежал и часть листочков упали на пол. Оля готова была заплакать, но братик сказал волшебное слово. Какое? Оля улыбнулась и сказала братику…
2) Бабушка сшила для Катюшиной куклы платьице, но оно оказалось малым. Катюша расстроилась, а бабушка попросила принести ей куклу и сшила другое платье. Внучка была рада. Она…
3) Ваня строил гараж для машины. Миша просил: «И я с тобой буду строить».
Как бы вы попросили об этом друга?
Строить Миша не умел, и стройка его развалилась. Он сказал: «Я не специально сломал гараж…»
Какое слово должен был сказать Миша?
И они дружно начали играть вместе.
5. Инсценировка «Неприятности от вежливости».
Мало хотеть быть добрыми, нужно учиться делать добро.
А иногда от честности – сами неприятности.
Обещал Филипп маме: «Вот за вежливость я возьмусь! В школе меня будут уважать, ко всем буду обращаться…»
Вышел Филипп из дома погулять. Как же вежливость показать? По дороге ему попался сторож, который утром задремал. Наш Филипп кричит на ухо: «Ей, дядька, доброе утро!».Дядька не здоровается, а только ругается. Затем встретил Филипп Оксану и дернул ее за косу: «Здороваюсь аж дважды я, почему не отвечаешь? Стоит вожатая возле окна и книжки собирает. Филипп наступил ей на ногу: «Отойди с дороги! Свет мне не заслоняйте. Я же говорю вам, здравствуйте!»
Рассердилась вожатая: «Нужно старших уважать!» Филипп вожатую за рукав: «Та я же вам, здравствуйте говорю, разве вам не приятно?» Зашел Филипп в свой класс: «Здравствуйте, здравствуйте, слышите?» Но ему ни кто не отвечает. Тот жует, тому здороваться не охота. Толкнул Филипп Артема и подумал, что от той вежливости одни только неприятности.
6.Работа с пословицами.
1) Дополнить пословицы.
* Ни одежда украшает человека, а… (ее добрые дела).
* От доброго слова и… (лед тает).
*Злое слово ранет, а… (доброе лечит).
2) Сложить пословицу.
*Солнышко доброе как… (человек).
7. Итог беседы.
Что бы вы пожелали один другому?
От чего человек может чувствовать радость?
Как можно сделать человека счастливым?

Классный час « Поговорим о доброте ».

Оборудование: плакаты с пословицами и высказываниями: «Доброе слово человека, что дождь в засуху»; «Не одежда красит человека, а его добрые дела»; «Человек живёт век, а доброе дело-два», «Спешите делать добро».

Ученик 1. Достаётся недёшево Ученик 3. Может, строишь ракету?

Счастье трудных дорог. Гидростанцию? Дом?

Что ты сделал хорошего? Согреваешь планету

Чем ты людям помог? Своим мирным трудом?

Ученик 2. Этой мерой измерятся Ученик 4. Иль под снежной порошей

Все земные труды… Жизнь спасаешь кому?

Может, вырастил деревце Делать людям хорошее-

На земле Кулунды? Хорошеть самому.

Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах. А что такое добро для вас? (Ответы детей).Верно, это всё хорошее, доброе, красивое. Весна, солнце, улыбка, мама.

Что же есть зло? Это нечто противоположное добру: это беда, несчастье, всё плохое.

Мы с вами живём на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? ( Ответы детей).

Ребята, а вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космическое пространство. Итак, мы приземлились с вами на Планету Добра. Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Ответы детей).

А теперь вернёмся на родную планету, чтобы делать добрые дела.

Стать добрым волшебником А что же сестрёнка

Ну-ка попробуй! Скучает в сторонке?

Тут хитрости Волшебное что-нибудь

Вовсе не нужно особой. Сделай сестрёнке!

Понять и исполнить И ты обернулся

Желанье другого- Ретивым конём —

Одно удовольствие Галопом сестрёнка

Честное слово! Помчалась на нём.

На клумбе – цветок, Хоть мама

Его листья повисли Ещё не вернулась с работы,

Грустит он… О чём? Нетрудно узнать её думы, заботы.

Угадал его мысли?

«Вернусь,

Он хочет напиться, Хорошо бы пошить, полатать…

Эй, дождик, полей! Да надо

И дождик струится С уборкой возиться опять».

Из лейки твоей.

И ты совершаешь

Великое чудо –

Пол засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись домой:

— Да это, как в сказке,

Волшебник ты мой!

Какого же человека можно назвать добрым? ( Ответы детей).

Учитель: Верно, добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми. Добрый человек любит природу и бережёт её.

Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьёзных котят

И щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла –

Тот людям вовеки Не делает зла.

Р.Сеф

Учитель: Ребята, в народе живёт замечательная пословица: «Доброе слово и кошке приятно». Как вы понимаете её смысл?

Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова ещё называют «волшебные». Как вы думаете, почему?

А какие добрые, «волшебные слова» звучат в нашей речи? Что оно означают?

— Добро пожаловать! (Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти в дом и т.д.)

— В добрый час! (Пожелание удачи, благополучия при начинании какого-либо дела).

В добрый путь! ( Доброе пожелание тому, кто уезжает куда-нибудь).

-Всего доброго! ( Доброе пожелание в конце встречи, телефонного разговора).

Знаете ли вы историю слова « ДОБРО»? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Слышали вы такие выражения, как «Дать добро», «Получить добро». А понятен ли смысл этих слов вам?

Дать добро – дать согласие, разрешение, согласие на что-либо, одобрение.

Получить добро – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.

Много тёплых добрых слов в нашей речи, в наших приветствиях и пожеланиях. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? (Ответы детей).

Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела».

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе? Как вы думаете, легко ли быть добрым? Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце).

Добрым быть совсем-совсем не просто.

Не зависит доброта от рота,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

А.Барто

А теперь вслушайтесь в пословицы русского народа о доброте:

Будь добрым с тем, кто от тебя зависит.

Доброта – язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие слышать.

Доброта лучше красоты.

Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым

Все вы любите сказки, Одной из главных тем русских народных сказок всегда была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками. ( Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-Лебеди, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Мальвина).

А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему?

Как вы думаете, ребята, чего на земле всё-таки больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы? На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь).

А что нужно сделать, чтобы победить зло? Правильно, нужно, чтобы чаша весов с «добром» перевесила. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с «добром».

Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашку свою «капельку». Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла».

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручей – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас сделаем одно общее доброе дело.

На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленный из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация.

Как мы назовём эту картину? ( «Мир», «Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло»).

Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно и радостно).

Наш классный час подходит к концу. И сейчас я хочу каждому из вас раздать маленькое солнышко. Это солнышко – доброта. Доброта очень нужна и вам самим, и вашим мамам и папам , вашим бабушкам и дедушкам, и вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел, которые сделают нашу планету Земля ещё красивей. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово!

Стань добрым волшебником!

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Принять и исполнить

Желанье другого-

Одно удовольствие,

Честное слово!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector