Сколько звуков ш в пословице не тот хорош кто лицом пригож

Олимпиадные задания по русскому языку 2-3 класс

Напиши, какие звуки являются общими для слов « городской вокзал».

Сколько звуков в пословице «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож»?

Определи количество слогов в словах: интеллектуальность, легкомыслие, промстройбанк, низменность.

Установи соответствие и соедини стрелкой пропущенные части слова:

сынок арник

молод па

лен су

мерки тяй

куст ёжь

ли знь

мрак пра

губность вень

жи па

бабушка су

5. Найди лишнюю пару:

а) журналист – журналистка

б) ученик – ученица

в) мельник – мельница

г) мастер – мастерица

6. Вставь пропущенную букву. Установи соответствие и соедини стрелкой.

Об ___ жать вокруг рощи чистый

Ч___ стота пульса бег

Соблюдать ч __стоту в классе обида

Об __ жать друга часто

7. Установи соответствие и соедини стрелкой (фразеологизмы и их значение).

Кот наплакал очень далеко

От горшка два вершка бездельничать

Бить баклуши маленький

Семь вёрст до небес мало

8. Сколько мягких согласных в пословице «Не трудиться, так и хлеба не добиться»?

9. Определи количество слогов в словах:

долина, мандарин, просвещение, единица, превосходство, предложение.

10. Установи соответствие и соедини стрелками:

Пч __линый буква Е

П__скун

П__строта буква И

С__делка

Скр__пучий

П__рнатые

11. В каком случае слово «летит» употреблено в переносном значении?

а) Самолёт летит.

б) Время летит.

в) Птица летит.

г) Спутник летит.

12. Составь не менее 5 слов по следующей конструкции.

Р

А

О

О

13.Какие из данных пар слов являются синонимами:

а) спешить – собираться

б) спешить – медлить

в) спешить – торопиться

г) спешить – опаздывать

14.Выбери выражение, как говорят о человеке, который работает неохотно, с ленцой.

а) работает, засучив рукава

б) работает, спустя рукава

в) работает споро

г) работает на совесть

15.Дополни фразеологизмы необходимыми словами.

а) Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.

О них обычно говорят: водой

б) Мы исходили городок

буквально вдоль и

и так устали мы в дороге,

что еле волочили .

в) У маленького Паши

ботинки просят .

г) Митя был молодцом,

не ударил в грязь .

16. Какие слова употреблены в прямом , а какие – в переносном значении.

а) Открытое море – море цветов

б) Свет солнца – свет знаний

в) Поля пшеницы – поля тетради

г) Дорога жизни – шоссейная дорога

д) Красный флаг – красный уголок

17. В данных рядах найди слова, которые не являются синонимами.

а) Здание, постройка, сооружение, сарай.

б) Зрелище, опера, представление.

в) Воин, артиллерист, боец, солдат.

18. Исключи из каждого ряда слово, не подходящее по смыслу.

а) Автомобиль, трактор, комбайн, бульдозер, телевизор, экскаватор.

б) Работать, пилить, строить, рубить, точить, купать.

в) Каменный, деревянный, стеклянный, пластмассовый, горький.

19. К каждому словосочетанию подбери синоним (близкое по значению) – одно слово.

Взяться за ум —

Поставить на ноги —

Одержать победу —

Выучить назубок —

Не видно ни зги —

Водить за нос —

Работать, не покладая рук —

Раскинуть умом —

Разделы науки о языке. Фонетика

Гипермаркет знаний>>Русский язык>>Русский язык 10 класс>>Разделы науки о языке. Фонетика

                                             Разделы науки о языке. Фонетика
 
1.    Какие разделы науки о языке вы знаете?
2.    Что рассматривает каждый из этих разделов? 
3.    Что изучает фонетика?
4.    Каким образом фонетика связана с орфоэпией и графикой?
5.    Дайте характеристику согласным и гласным звукам.

47. Проверьте себя: хорошо ли вы разбираетесь в фонетическом составе слова?

1.    Какие слова получатся, если произнести в обратном порядке звуки, из которых состоят данные слова?
Ель1, яд1, лён, рай, ай, люк1, арап, лоб1.

2.    Есть ли твердые согласные звуки в скороговорке?
Летели лебеди с лебедятами.

3.    Сколько мягких согласных звуков в пословице?
Не трудиться, так и хлеба не добиться.

4.    Сколько звуков в пословице?
Не тот хорош, кто лицом пригож1, а тот хорош, кто для дела гож.

5.    Сколько звуков в четверостишии А. Яшина?

Пусть тишина, в глуши ни души —

Все равно гул в ушах;

В шорохи трав и в шумы вершин

Вслушиваюсь, не дыша.

6.    Сколько звуков в каждом из данных примеров?
Без жилья1, рассмеяться, стать, без шума, детство, расщедриться, ёж.

Основные лингвистические понятия фонетического  уровня: звуки речи, слог, ударение.

Ударение — это выделение одного из слогов силой голоса, длительностью звучания, повышением тона.

Русское словесное ударение свободное, разноместное: оно может падать на любой слог (сторона, хороший, праздновать).

Неподвижное ударение сохраняется на одном и том же слоге при любом изменении слова (строить, строю, строим и т. д.; парта, парты, партами); в словах с подвижным ударением происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую (подписать, подпйшет).

Кроме словесного ударения, есть ударение логическое — выделение в произношении одного из слов предложения для усиления его смысловой нагрузки {Он пошел в магазин: он пошел в магазин; он пошел в магазин).

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М. : Просвещение, 2009. — 287 с.

Учебники и книги по всему предметам, домашняя работа, онлайн библиотеки книжек, планы конспектов уроков по русскому языку, рефераты и конспекты уроков по русскому языку для 10 класса скачать

Содержание урока  конспект урока  опорный каркас    презентация урока  акселеративные методы   интерактивные технологии   Практика  задачи и упражнения   самопроверка  практикумы, тренинги, кейсы, квесты  домашние задания  дискуссионные вопросы  риторические вопросы от учеников   Иллюстрации  аудио-, видеоклипы и мультимедиа   фотографии, картинки   графики, таблицы, схемы  юмор, анекдоты, приколы, комиксы  притчи, поговорки, кроссворды, цитаты  Дополнения  рефераты  статьи   фишки для любознательных   шпаргалки   учебники основные и дополнительные  словарь терминов                            прочие   Совершенствование учебников и уроков  исправление ошибок в учебнике  обновление фрагмента в учебнике   элементы новаторства на уроке   замена устаревших знаний новыми    Только для учителей  идеальные уроки   календарный план на год    методические рекомендации    программы  обсуждения   Интегрированные уроки  

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти

©  Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний — Владимир Спиваковский

При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов — гиперссылка).
edufuture.biz 2008-2019© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других «взрослых» тем.

Разработка —

Гипермаркет знаний 2008-2019

Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email:

1. Конечные согласные в приставках (кроме приставок на з-с) над-, под-, пред-, перед -, от-, об— пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они звучат: обучить – обточить, надрез – надпись.

2. Приставки без-, воз-, из-, низ-, раз-, через-, чрез- пишутся с буквой З перед гласными и звонкими согласными, и с буквой С перед глухими согласными: безвкусный, бессердечный, мировоззрение, чрезвычайно, чересчур.

3. В приставках раз- (рас-) или роз- (рос-) пишется под ударением О, без ударения пишется А: розыск, разыскивать, роспись, расписной.

Исключение: розыскной.

ЗАПОМНИТЕ: расчет, расчетливый, рассчитывать, рассчитаться, рассориться.

4. Приставка с- пишется перед глухими и звонкими согласными: спилить, сбить. В словах здесь, здание, здоровье, ни зги З входит в состав корня.

Вставьте пропущенные буквы в словах:

и…следование; ра…познать; бе…заветный; бе…шабашный; и…текать; ра…свело; бе…мертный; ра…задорить; ра…топтать; и…черпать; р…списание; р…зыскной отдел, р…зыщу книгу, дать р…списку.

2. Повторяем орфографию.

Приставки пре -, при- различаются по значению:

а) приставка пре — близка:

* к значению слова «очень»: премилый;

* к значению слова «по-иному»: преображать, пререкаться;

* обозначает действие, достигающее предельной степени: превосходить;

б) приставка при -:

* указывает на пространственную близость: прибрежный;

* присоединение или приближение: приблизиться, припаять;

* совершения действия в неполном объеме: прикрыть, прилечь;

* доведения действия до конца: приплыть, приучить;

* действие, совершающееся в интересах субъекта: присвоить, прикарманить.

Необходимо различать написание слов:

Придать (сделать каким-нибудь по виду)

Предать (совершить предательство)

Притворить (неплотно закрыть)

Претворить (воплотить в каком-нибудь состоянии)

Прибывать (приехать)

Пребывать (находиться в каком-нибудь состоянии)

Приступить (начать)

Преступить (самовольно нарушить)

Приходящий (являющийся куда-нибудь для исполнения обязанностей)

Преходящий (временный, недолговечный)

Приумножить (добавить незначительное количество)

Преумножить (сильно умножить)

ЗАПОМНИТЕ: преследовать, пренебрегать, претензии, препятствие, претендент, престиж, президент, прерогатива, знаки препинания; притворяться, привилегия, приватный, приоритет.

Задание. Выпишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы.

1) пр…даваться мечтам, 2) пр…норавливаться к обстоятельствам, 3) картина без пр…крас, 4) пр…вратно понимать, 5) пр…дать осмеянию, 6) знаки пр…пинания, 7) пр…даваться воспоминаниям, 8) пр…ходящее явление, 9) пр…ручить зверя, 10 пр…чудливый рисунок, 11) сделать пр…вивку, 12) пр…градить дорогу, 13) пр…увеличить опасность, 14) пр…стяжная лошадь.

Тема: Звуковой состав языка.

Упражнение №1

1. Какие слова получаются, если произнести в обратном порядке звуки, из которых они состоят?

Яд, лён, рай, ай, люк, арап, лоб.

2. Есть ли твёрдые согласные звуки в скороговорке?

Летели лебеди с лебедятами.

3. Сколько мягких согласных звуков в пословице?

Не трудиться, так и хлеба не добиться.

4. Сколько звуков в пословице?

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

5. Сколько в четверостишии А. Яшина?

Пусть тишина, в глуши ни души-

Все равно гул в ушах;

В шорохе трав и в шумы вершин

Вслушиваюсь не дыша.

6. Сколько звуков в каждом из данных примеров?

Без жилья, рассмеяться, стать, бес шума, детство, расщедрится.

Задание к упражнению:

Проверьте себя, хорошо ли вы разбираетесь в фонетическом составе слова. Выполните задания.

Упражнение №2

Ни..кий пот..лок, бли..кий, дру.. , установить р..кор.. , портовый гру..чик, сторо..ка, л..сник, лесные поса..ки, ги..кий трос..ник, вя..кая глина, сла..кое п..чение, фло..ский закон, ве..ти под уз..цы лошадь, ве..ти воз, неизвес..ный суб..ект, завис..ливый человек, хрус..нувшая ветка, поверхнос..ный взгля.. , ре..кос..ный минерал, бе..корыс..ная помошь, страс..ный покло..ик, дер..кий поступок, ло..кий ход, арктическая зимо..ка, сладос..ный миг, болезнь сер..ца.

Задание к упражнению:

Измените слово или подберите родственное, чтобы проверить написание пропущенной согласной. Согласную в обоих случаях выделите.

Автор публикации: Вечер М.А.

Дата публикации: 17.04.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Олимпиада по русскому языку в 5 классе

  1. Поставьте ударение в словах: ГАЗОПРОВОД, НАЧАТЬ, КАТАЛОГ, СТОЛЯР, ХВОЯ, ЭКСПЕРТ, ЩАВЕЛЬ, ПОНЯЛ, ПОНЯЛА, ДОГОВОР, КРАСИВЕЕ, ЦЕМЕНТ, ЖАЛЮЗИ.

  2. В каком случае перенос ударения не меняет значения слова: ИРИС — ИРИС, МОЛОДЕЦ — МОЛОДЕЦ, ТВОРОГ — ТВОРОГ, АТЛАС — АТЛАС?

  3. Что нужно сделать, чтобы существительные ОКУНИ, МЕЛИ, ПРЯДИ, СОЛИ превратились в глаголы?

  4. Определите, сколько раз встречается звук Ш в данной поговорке: НЕ ТОТ ХОРОШ, КТО ЛИЦОМ ПРИГОЖ, А ТОТ, КТО ДЛЯ ДЕЛА ГОЖ.

  5. В каком из слов количество букв не совпадает с количеством звуков: ОБЪЕКТ, БУЛЬОН, ЯЩИК, МАЙОР, ИЮНЬ?

  6. В каких словах: ТЫЛ, ЖИЛ, ЦИРК, ЩИПЧИКИ, ШИП, ПОЧИНКА, ДОРОЖИТ произносится тот же звук, что и в слове СЫР?

  7. Составьте слова по схемам: ?

  8. Какими частями речи могут быть эти слова: ДАЛИ, ПИЛА, ПРОСТОЙ, ПЕЧЬ, ЖГУТ.

  9. Два класса слили в один. Что произошло? СЛИВАНИЕ, СЛИЯНИЕ, СЛИТИЕ, СЛИВ, СЛИВКА?

  10. Какие из этих слов : ТОЛПА, ГУРЬБА, СТАДО, СТАЯ, ОРАВА — обозначают группы людей?

  11. Подумайте, что обозначает устаревшее слово ВЕТРИЛО в данном четверостишии:

Погасло дневное светило,

На море синее вчерашний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ВЕТРИЛО,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

  1. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду: КРАСНЫЙ, БАГРЯНЫЙ, ЛИЛОВЫЙ, АЛЫЙ, ОГНЕННЫЙ.

  2. Какие свойства русской лексики использует автор для создания комического эффекта?

ВЕЛОСИПЕД МЕНЯ ПОНЕС,

ПОНЕС КУДА-ТО ПОД ОТКОС.

ОН ТАМ ОСТАЛСЯ БЕЗ КОЛЕС,

А ДАЛЬШЕ Я ЕГО ПОНЕС.

  1. Студент позвонил маме: «Денег осталось ну просто кот…». Тут связь прервалась. Какое слово не услышала мама? Что обозначает это выражение?

  2. Продолжите пословицы:

ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ — …

НЕСЧАСТЬЯ БОЯТЬСЯ — …

ЛУЧШЕ ГОРЬКАЯ ПРАВДА,…

ПОСЛЕ ДРАКИ КУЛАКАМИ …

МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ

  1. Определите, в каких выражениях слова употреблены в прямом значении, а в каких — в переносном: МЯГКОЕ КРЕСЛО, МЯГКИЙ ХАРАКТЕР, МЯГКИЙ КЛИМАТ, СТРОИТЬ ДОМ, СТРОИТЬ ПЛАНЫ, БЕГУТ ДЕТИ, БЕГУТ РУЧЬИ, СВЕЖИЕ НОВОСТИ, СВЕЖИЕ ПИРОЖКИ?

  2. Владелец киоска задумался, как подписать этикетку к «Орбит». Помогите ему выбрать верный вариант: жевачка, жувачка, жвачка, жывачка, живачка?

  3. Даны формы слов: ТУЧ, ЛОЖ, ДУШ, ТУШ, ПЛАЧ. Сколько получится осмысленных слов, если к каждому из них добавить мягкий знак?

  4. Редактор газеты не любит слово ПЫТАТЬСЯ. Подскажите, каким из данных слов: УСЕРДСТВОВАТЬ, ПРОБОВАТЬ, ИЗОЩРЯТЬСЯ, НАДЕЯТЬСЯ, НАДРЫВАТЬСЯ — он может заменить его, чтобы смысл сказанного не изменился?

  5. Расскажите о названии города, в котором вы живете.

Текст выделен. Нажмите Ctrl+C чтобы скопировать текст в буфер обмена. (⌘+C на Mac)

если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector