Родная сторона мать чужая мачеха смысл пословицы

Пословицы и поговорки о родине отражают любовь человека к родной стороне, домашнему очагу. Живя на чужбине, человек начинает тосковать и скучать по Родине, потому что она, как ничто другое, близка и «родственна» ему. Пословицы и поговорки о родине вобрали в себя такие чувства как любовь, преданность, гордость за Родину. Недаром один из посетителей нашего сайта написал в своём комментарии:
Такие поговорки да на футболки.
И носить их не стыдись
Да за родину гордись!

И собака свою сторону знает.

Родина краше солнца, дороже золота.

Гусь за море полетел, гусь, а не лебедь, и назад прилетел.

На чужбине и собака тоскует.

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

Смело иди в бой, Родина за тобой.

Всякому мила родная сторона.

На чужой стороне и весна не красна.

Родину-мать учись защищать.

Как волка ни ласкай, он всё к лесу глядит.

Жил-был молодец: дома не видал веселья, ушёл на чужбину — заплакал.

Скучно жить Афонюшке на чужой сторонушке.

Человек без родины — соловей без песни.

Жить — родине служить.

Тот герой — кто за родину горой.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Осина не родит апельсина.

Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха.

С родной земли — умри, не сходи.

Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит.

Родной сладок, чужой горек.

Смотрите пословицы и поговорки на другие темы:

Урок 11 ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

02.02.2012 31041 2383

Урок 11 ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Цели: дать понятие о древнерусской литературе, познакомить с широким охватом ею жизни, с поучениями Владимира Мономаха; показать их актуальность в наши дни.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, самостоятельная работа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение и рецензия домашних сочинений (2–3 работы).

2. Самостоятельная (проверочная) работа (по карточкам).

Карточка 1.

1) Что такое пословица? поговорка?

2) Какая  связь  между  этими  фольклорными  жанрами  указана в пословице?

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

(И пословицы, и поговорки – меткие образные выражения, но в отличие от пословицы в поговорке нет законченного суждения, лишь часть его. Например: «Комар носа не подточит», – говорят о тонком деле, хитроумном замысле. Пословицы же часто содержат в себе оценочное суждение, поучение.)

Карточка 2.

1) Что такое пословица?

2) Объясните прямой и переносный смысл пословицы; отметьте, как она построена.

Под лежачий камень вода не течет.

(Прямой смысл – в лексическом значении. Переносный смысл заключен в том, что от самого человека, от его энергии, работоспособности зависит его счастье или успех дела. Строится пословица на инверсии: на первое место вынесено главное словосочетание – лежачий камень.)

Карточка 3.

1) Что такое поговорка?

2) Объясните смысл пословицы. Укажите, как она построена.

На чужой стороне и весна не красна.

(Смысл этой пословицы – патриотический, она говорит о любви к родной земле, о тоске по ней на чужбине.

Пословица построена по методу отрицания, скрытого противопоставления. Везде хороша весна, но на чужой стороне, вдали от родины, не радует и она.)

Карточка 4.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

На смелого собака лает, а труса кусает.

(Эта пословица построена на основе противопоставления: смелый – трус, лает – кусает; четко организована ритмически, сказуемые 1-й и 2-й частей рифмуются.)

Карточка 5.

1) Что такое поговорка?

2) См. задание 2 карточки 4.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

(Пословица представляет собой сложное предложение, во 2-й части которого заключено следствие из содержания первой. Отсутствие подлежащих, повелительная форма глагола в 1-й части (собирай) придают всему высказыванию обобщенный смысл.)

Карточка 6.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

Не мил и свет, когда друга нет.

(Это сложноподчиненное предложение, где обе части содержат отрицание. В главном предложении используется инверсия, в результате основное слово оказывается на первом месте. Пословица организована ритмически, в ней есть и рифма (свет – нет).)

Карточка 7.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

В камень стрелять – только стрелы терять.

(Эта пословица имеет дактилический ритм  – – /  – – /  – – / ; есть в ней и рифма: стрелять – терять. Между частями предложения установлены причинно-следственные связи.)

Карточка 8.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

Добро творить – себя веселить.

(В 1-й части предложения – тема, во 2-й – следствие из содержания первой. Пословица организована ритмически, в каждом слове ударение падает на последний слог, есть рифма: творить – веселить.)

Карточка 9.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

(Пословица построена на антитезе, противопоставлении: родимая – чужая, мать – мачеха. Кроме того, в каждой части есть скрытое сравнение: родина сравнивается с матерью, чужбина – с мачехой.)

3. Прочитайте пословицы и поговорки.

– Определите их общую тему.

– Назовите номера многозначных изречений (то есть с прямым и переносным смыслом) и однозначных.

Проецируется на экран или открывается запись на доске.

1) Терпение и труд все перетрут.

2) Лес сечь – не жалеть плеч.

3) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4) Грибов ищут – по лесу рыщут.

5) Не за свое дело не берись, за своим не ленись.

6) На чужом хребте легко работать.

7) Люди жать, а мы на солнышке лежать.

8) Двое пашут, а семеро руками машут.

(Эти пословицы и поговорки о труде, уменье, лени, безделье. 1, 5, 6-я – однозначные; 2, 3, 4, 7, 8-я – многозначные, имеющие прямой и переносный смысл.)

4. А  в  заключение – игра-соревнование между  рядами  «Кто больше  знает  пословиц,  в  которых  прославлялись бы ученье, знание, книга?»

(Ученье – свет, а неученье – тьма. Красна птица пением, а человек – уменьем. Грамоте учиться всегда пригодится. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. За ученого двух неученых дают, да и то не берут. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.)

III. Изучение новой темы.

1. Работа со статьей учебника (с. 50–51).

Пересказ учащимися статьи (домашнее задание).

Беседа по вопросам.

– Что называли летописями?

– Легок ли труд летописца?

«Повесть временных лет». (Интерес к истории народа, желание оставить потомкам сообщение о свершившихся событиях.)

Попробуйте представить и описать келью летописца.

2. Слово учителя.

Объединение летописных сводов было предпринято киево-печерским монахом Нестером (ок. 1113), создателем крупнейшей летописи – «Повесть временных лет».

Потребности  развивающегося  государственного  самосознания  ставили  перед  летописью  проблемы,  которые  Нестор  обозначил  в  ее  заголовке (слова проецируются на доску):

«…откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть».

Летопись была насыщена эпическими преданиями, тесно связанными с отечественной исторической действительностью. Для стиля летописания характерна прямая речь героев, а нередко и живой диалог.

Главной  темой  летописания  была  тема  Русской  земли,  ее  единства и могущества. Летописцы тщательно собирали материалы, относящиеся к этой теме. В завещании Ярослава, прозванного Мудрым, к сыновьям читаем (слова проецируются на экран): «И будете мирно живуще. Аще ли будете ненавидно живуще, в распрях , то погыбнете сами, и погубите землю отецъ своих и дед своих, юже налезоша трудомъ своим великим» (1054).

За мудрость Ярослава летописец произносит хвалебное слово князю.

4. Чтение статьи учебника (с. 52). «Из похвалы князю Ярославу и книгам».

Беседа по вопросам.

– Каков язык сказания? (Древнерусский с церковнославянизмами.)

– Какова основная мысль текста? (Книги учат, предостерегают от ошибок, из книг черпаем мудрость и правила жизни. Книги сравниваются с реками, которые наполняют мир мудростью; знания книг неизмеримы; они утешают нас в печали, они удерживают нас от дурных поступков; читающий книги найдет в них пользу для души и руководство в жизни.)

5. Комментированное чтение учителя из «»Поучения» Владимира Мономаха».

Беседа по вопросам.

– Какие наставления устарели?

– Как вы понимаете «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам», «напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте»?

– Можем  мы  сейчас  похвастаться  бережливостью,  сочувствием  к людям?

Вывод. Поучения Владимира Мономаха – непреходящие нравственные законы, которыми должен руководствоваться человек (если ты, конечно, Человек!); вдумайся в афоризм: «Человек – твое первое имя; будут и другие названия: фамилия, имя, сын, отец, доктор, пахарь… Но первое имя – Человек!»  И  сейчас  мы  слышим:  «Хороший  человек!  Плохой человек…».  Пусть  будет  каждый  из  нас достоин этого великого звания – Человек!

6. Выразительное чтение «Поучения Владимира Мономаха» с сохранением особенностей стиля.

IV. Подведение итогов урока.

1. Слово учителя.

В зависимости от темы и жанра летопись каждый раз по-разному, но всегда живописно отражала различные обстоятельства исторического прошлого и современности.

Наряду с множеством церковно-книжных цитат летопись пользовалась народными поговорками и пословицами, которые, например, характеризовали  военные  отношения:  «Мир  стоит  до  рати, а рать до мира», «Толи не будеть межю нами мира, елиже камень начнет плавати, а хмель грязнути ». Некоторые пословицы намекали на политические обстоятельства.

«Не идеть место к голове, но голова к месту», «Аще ся волк в овца ввадит, то выносит все стадо, аще не убиют его» – так объяснили древляне Ольге причину убийства ими князя Игоря, обложившего их чрезмерной данью.

Написанная живым и образным языком «Повесть временных лет» была доступной и интересной книгой для чтения на протяжении всей истории Древней Руси.

Домашнее задание: составить небольшое поучение (задание 3, с. 54 в учебнике); прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (задание 4, с. 54 в учебнике).

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Урок 11 ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

02.02.2012 31042 2383

Урок 11 ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Цели: дать понятие о древнерусской литературе, познакомить с широким охватом ею жизни, с поучениями Владимира Мономаха; показать их актуальность в наши дни.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, самостоятельная работа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение и рецензия домашних сочинений (2–3 работы).

2. Самостоятельная (проверочная) работа (по карточкам).

Карточка 1.

1) Что такое пословица? поговорка?

2) Какая  связь  между  этими  фольклорными  жанрами  указана в пословице?

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

(И пословицы, и поговорки – меткие образные выражения, но в отличие от пословицы в поговорке нет законченного суждения, лишь часть его. Например: «Комар носа не подточит», – говорят о тонком деле, хитроумном замысле. Пословицы же часто содержат в себе оценочное суждение, поучение.)

Карточка 2.

1) Что такое пословица?

2) Объясните прямой и переносный смысл пословицы; отметьте, как она построена.

Под лежачий камень вода не течет.

(Прямой смысл – в лексическом значении. Переносный смысл заключен в том, что от самого человека, от его энергии, работоспособности зависит его счастье или успех дела. Строится пословица на инверсии: на первое место вынесено главное словосочетание – лежачий камень.)

Карточка 3.

1) Что такое поговорка?

2) Объясните смысл пословицы. Укажите, как она построена.

На чужой стороне и весна не красна.

(Смысл этой пословицы – патриотический, она говорит о любви к родной земле, о тоске по ней на чужбине.

Пословица построена по методу отрицания, скрытого противопоставления. Везде хороша весна, но на чужой стороне, вдали от родины, не радует и она.)

Карточка 4.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

На смелого собака лает, а труса кусает.

(Эта пословица построена на основе противопоставления: смелый – трус, лает – кусает; четко организована ритмически, сказуемые 1-й и 2-й частей рифмуются.)

Карточка 5.

1) Что такое поговорка?

2) См. задание 2 карточки 4.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

(Пословица представляет собой сложное предложение, во 2-й части которого заключено следствие из содержания первой. Отсутствие подлежащих, повелительная форма глагола в 1-й части (собирай) придают всему высказыванию обобщенный смысл.)

Карточка 6.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

Не мил и свет, когда друга нет.

(Это сложноподчиненное предложение, где обе части содержат отрицание. В главном предложении используется инверсия, в результате основное слово оказывается на первом месте. Пословица организована ритмически, в ней есть и рифма (свет – нет).)

Карточка 7.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

В камень стрелять – только стрелы терять.

(Эта пословица имеет дактилический ритм  – – /  – – /  – – / ; есть в ней и рифма: стрелять – терять. Между частями предложения установлены причинно-следственные связи.)

Карточка 8.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

Добро творить – себя веселить.

(В 1-й части предложения – тема, во 2-й – следствие из содержания первой. Пословица организована ритмически, в каждом слове ударение падает на последний слог, есть рифма: творить – веселить.)

Карточка 9.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

(Пословица построена на антитезе, противопоставлении: родимая – чужая, мать – мачеха. Кроме того, в каждой части есть скрытое сравнение: родина сравнивается с матерью, чужбина – с мачехой.)

3. Прочитайте пословицы и поговорки.

– Определите их общую тему.

– Назовите номера многозначных изречений (то есть с прямым и переносным смыслом) и однозначных.

Проецируется на экран или открывается запись на доске.

1) Терпение и труд все перетрут.

2) Лес сечь – не жалеть плеч.

3) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4) Грибов ищут – по лесу рыщут.

5) Не за свое дело не берись, за своим не ленись.

6) На чужом хребте легко работать.

7) Люди жать, а мы на солнышке лежать.

8) Двое пашут, а семеро руками машут.

(Эти пословицы и поговорки о труде, уменье, лени, безделье. 1, 5, 6-я – однозначные; 2, 3, 4, 7, 8-я – многозначные, имеющие прямой и переносный смысл.)

4. А  в  заключение – игра-соревнование между  рядами  «Кто больше  знает  пословиц,  в  которых  прославлялись бы ученье, знание, книга?»

(Ученье – свет, а неученье – тьма. Красна птица пением, а человек – уменьем. Грамоте учиться всегда пригодится. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. За ученого двух неученых дают, да и то не берут. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.)

III. Изучение новой темы.

1. Работа со статьей учебника (с. 50–51).

Пересказ учащимися статьи (домашнее задание).

Беседа по вопросам.

– Что называли летописями?

– Легок ли труд летописца?

«Повесть временных лет». (Интерес к истории народа, желание оставить потомкам сообщение о свершившихся событиях.)

Попробуйте представить и описать келью летописца.

2. Слово учителя.

Объединение летописных сводов было предпринято киево-печерским монахом Нестером (ок. 1113), создателем крупнейшей летописи – «Повесть временных лет».

Потребности  развивающегося  государственного  самосознания  ставили  перед  летописью  проблемы,  которые  Нестор  обозначил  в  ее  заголовке (слова проецируются на доску):

«…откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть».

Летопись была насыщена эпическими преданиями, тесно связанными с отечественной исторической действительностью. Для стиля летописания характерна прямая речь героев, а нередко и живой диалог.

Главной  темой  летописания  была  тема  Русской  земли,  ее  единства и могущества. Летописцы тщательно собирали материалы, относящиеся к этой теме. В завещании Ярослава, прозванного Мудрым, к сыновьям читаем (слова проецируются на экран): «И будете мирно живуще. Аще ли будете ненавидно живуще, в распрях , то погыбнете сами, и погубите землю отецъ своих и дед своих, юже налезоша трудомъ своим великим» (1054).

За мудрость Ярослава летописец произносит хвалебное слово князю.

4. Чтение статьи учебника (с. 52). «Из похвалы князю Ярославу и книгам».

Беседа по вопросам.

– Каков язык сказания? (Древнерусский с церковнославянизмами.)

– Какова основная мысль текста? (Книги учат, предостерегают от ошибок, из книг черпаем мудрость и правила жизни. Книги сравниваются с реками, которые наполняют мир мудростью; знания книг неизмеримы; они утешают нас в печали, они удерживают нас от дурных поступков; читающий книги найдет в них пользу для души и руководство в жизни.)

5. Комментированное чтение учителя из «»Поучения» Владимира Мономаха».

Беседа по вопросам.

– Какие наставления устарели?

– Как вы понимаете «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам», «напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте»?

– Можем  мы  сейчас  похвастаться  бережливостью,  сочувствием  к людям?

Вывод. Поучения Владимира Мономаха – непреходящие нравственные законы, которыми должен руководствоваться человек (если ты, конечно, Человек!); вдумайся в афоризм: «Человек – твое первое имя; будут и другие названия: фамилия, имя, сын, отец, доктор, пахарь… Но первое имя – Человек!»  И  сейчас  мы  слышим:  «Хороший  человек!  Плохой человек…».  Пусть  будет  каждый  из  нас достоин этого великого звания – Человек!

6. Выразительное чтение «Поучения Владимира Мономаха» с сохранением особенностей стиля.

IV. Подведение итогов урока.

1. Слово учителя.

В зависимости от темы и жанра летопись каждый раз по-разному, но всегда живописно отражала различные обстоятельства исторического прошлого и современности.

Наряду с множеством церковно-книжных цитат летопись пользовалась народными поговорками и пословицами, которые, например, характеризовали  военные  отношения:  «Мир  стоит  до  рати, а рать до мира», «Толи не будеть межю нами мира, елиже камень начнет плавати, а хмель грязнути ». Некоторые пословицы намекали на политические обстоятельства.

«Не идеть место к голове, но голова к месту», «Аще ся волк в овца ввадит, то выносит все стадо, аще не убиют его» – так объяснили древляне Ольге причину убийства ими князя Игоря, обложившего их чрезмерной данью.

Написанная живым и образным языком «Повесть временных лет» была доступной и интересной книгой для чтения на протяжении всей истории Древней Руси.

Домашнее задание: составить небольшое поучение (задание 3, с. 54 в учебнике); прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (задание 4, с. 54 в учебнике).

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Классный час «патриот России. Кто он?»

Цель:

-раскрыть значение слова «патриот»;

Задачи:

-показать значение Родины в жизни каждого человека;

— продолжать воспитание любви к своей Родине;

-развитие умения учащихся аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию.

Ход классного часа.

Мозговой штурм. Картинка. Вопрос: что объединяет всех этих людей? Каким словом можно их назвать?

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Н. Поляковой «Родина моя».

— Что значит «Родина моя»? –

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля 

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад 

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд 

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля 

От края и до края.

Всё это – Родина твоя, 

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней, 

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей 

Доверчиво раскроет.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о Родине. Родина – такое знакомое слово. Но что оно значит для каждого из нас? Попробуем ответить на этот вопрос.

На доске написано начало предложения: «Для меня Родина –это…» Каждый ученик выходит к доске и записывает свое определение.

Учитель: Так что же такое Родина? Заглянем в этимологический словарь. Откуда произошло это слово? Слово «родина» произошло от общеславянского слова род, исходное значение которого – семья, место рождения.

— Ребята, давайте подберем однокоренные слова к слову РОДИНА.

На доске висит плакат, на котором написано слово РОДИНА. В результате коллективной работы появляется следующая запись:

Родители Род Родня

Родина

Народ Родник

Родословная

Звучит песня о Родине в исполнении Л. Зыкиной «Гляжу в озёра синие».

Учитель: Ребята, как вы понимаете слова «Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой» с Россией? Почему в песнях легче всего выразить любовь к Родине? За что люди любят свою Родину?

Конкурс пословиц.

Дети делятся на 4 группы. На столе разложены слова, из которых нужно составить пословицы и объяснить их смысл.

На, чужой, родина, вдвойне, стороне, милей. (На чужой стороне родина милей вдвойне).

Человек, что, без, родины, соловей, песни, без (Человек без родины что соловей без песни).

Своя, и, в , земля, мила, горсти (Своя земля и в горсти мила).

Сторона, чужая, мать, мачеха, родная (Родная сторона – мать, чужая – мачеха).

Дети объясняют смысл пословиц.

Учитель: Жители любой страны гордятся своей родиной. Так устроен человек: ему дорога земля, на которой он родился. Он любит то место, с которым связано его детство. Да и как можно не любить родные края, если они…просто родные, если все вокруг знакомо с детства? Ведь именно здесь человек впервые ощутил тепло и любовь самых родных людей: отца, матери, дедушек, бабушек, братьев, сестер.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная».

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа…

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодомНа лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Учитель: Характеризуя свою лирику, Сергей Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве».

— Ребята, а как вы можете объяснить это словосочетание – чувство родины?

— Попытайтесь охарактеризовать человека, который обладает чувством родины.

— Давайте с вами отгадаем кроссворд и узнаем, как называется человек, который обладает чувством родины.

На доске плакат:

1.пу шк и н2.м а т ь3. пё т р4.б е рё за 5.г и м н6.м о с к в а 7.н о с т а л ьг и я

Великий русский поэт.

Родина-… — умей за нее постоять.

Русский император, «прорубивший окно»

Дерево – символ России.

Главная песня страны.

Столица нашей Родины.

Чувство глубокой тоски по родине.

Учитель: Патриот своей родины – это очень высокие слова. Редкий человек осмелится громко заявить о себе: «Я – патриот». Чаще говорят о другом человеке: «Он – настоящий патриот». Так обычно называют выдающихся людей, которые прославили себя исполнением патриотического долга перед Родиной. Военная история полна такими примерами. Знаете ли вы таких людей? (Дети приводят примеры).

— Что же такое патриотизм? Вот как объясняет значение этого слова В. И. Даль в «Словаре живого великорусского языка»: «Патриот – это любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

— Сейчас можно сказать проще: «Патриот – это человек, который любит свою Родину и заботится о ее процветании».

— Кто же такой патриот?

Проблемные задания.

Учащиеся получают задания, обсуждают в группах, а затем высказывают свое мнение.

1 группа: Если страна находится в трудном положении, то лучше всего дождаться ее выхода из этого положения и тогда заявлять о своем патриотизме.

2 группа: Для повышения авторитета страны не очень важно, что человек делает. Ведь никто не будет уважать страну, если ее граждане молчат о своей любви к Родине.

3 группа: Неужели человек должен гордиться своей страной и любить ее, если он родился в захолустье?

4 группа: Настоящий патриот не позволит гражданам других стран пользоваться богатствами России: даже если они работают, обучаются в университетах, отдыхают на курортах. Пусть они все делают у себя дома.

Дети обсуждают проблемные задания и высказывают свою точку зрения.

Учитель: Ребята, давайте подведем итог нашего разговора и ответим на вопрос: Каков он – истинный патриот России?

12 декабря

23 февраля

1 января

9 мая

12 июня

4 ноября

8 марта

1 маяДень Победы

Новый год

День защитников Отечества

День Конституции

Праздник Весны и Труда

Международный женский день

День народного единства

— Выберите действия, которые, на ваш взгляд, характеризуют истинного патриота.

знает и любит культуру многонациональной России;

помогает престарелым и инвалидам;

постоянно подчеркивает свою заботу о Родине;

охраняет природу;

негативно высказывается о представителях других наций и народностей;

старается соблюдать законы;

дружелюбен к иностранцам и представителям других народов России;

применяет силу и грубость в отношении нарушителей закона и порядка;

толерантен по отношению к иным культурам и обычаям;

избегает службы в армии;

знает и уважает государственную символику России (Герб, Гимн, Флаг).

Учитель: Охарактеризуйте человека, совершающего действия, которые вы не включили в свой перечень. Дополните получившуюся характеристику.

Вывод. Патриотами не рождаются. Патриотами становятся. И сколько бы

кто ни говорил о патриотизме, все это слова. Истина — в душе.

Звучит песня в исполнении группы «Любэ» «Берёзы».

Учитель: Наш классный час подошёл к концу. Спасибо всем за внимание, и до новых встреч.

Список литературы:

Сгибнева Е. П. Классные часы в средней школе. М.: Айрис-Пресс, 2007

Соколов Я. В. Наша Родина – великая Россия: Пособие для учащихся. М.:НМЦ «Гражданин», 2009

Соколов Я. В. Россия – наш общий дом: Пособие для учащихся. М.:НМЦ «Гражданин», 2009

Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004

Интернет-ресурсы:

www.vidahl.agava.ru – Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля

www.clow.ru/ruspeople.html — Познавательный портал

www.rubricon.ru – Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector