Проект для 1 класса цифры в загадках пословицах и поговорках

Оглавление [Показать]

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №4»

Проект

«Числа в загадках, пословицах и поговорках»

Выполнили: ученики 1 а класса

Руководитель: Балабанова Т.В.

2014 год

Содержание:

Актуальность выбранной темы 2

Объект исследования 2

Предмет исследования 2

Гипотеза 2

Цель 2

Задачи 2

Методы 2

Исследовательская часть 3-4

Вывод 5

Список источников информации 5

Актуальность выбранной темы

Когда мы стали изучать число 1 и учились записывать это число значком (цифрой) , то услышали в классе от учителя стихотворение о числе, загадку о числе, ребус. А к следующему уроку учитель попросил нас найти загадки, пословицы. Мы нашли, стали загадывать друг другу. Всем понравилось. Потом Саида нашла ребусы, а Камила нашла истории о том, как и когда возникло число. Много нашли интересного материала, которого нет в учебнике. Каждому захотелось найти такие стихи или загадки, которые было бы интересно разгадывать и слушать. Даже сочиняли свои. Мы стали искать всё интересное и о других числах Так оказалось легче запомнить цифры. Когда на перемене у ребят спрашивали о числах, то оказалось, что многие много чего не знают. И мы решили собрать всё вместе и познакомить всех с нашей копилочкой. Мы решили создать сборник.

Проводилось исследование с помощью анкетирования, нужен ли нам этот сборник? В анкетировании приняли активное участие ученики нашего класса, а это 11 девочек и 15 мальчиков, всего 26 учеников.

Объект исследования

Числа от 0 до 10.

Предмет исследования

Занимательная математика.

Цель:

Создать сборник загадок, пословиц, стихов о каждом из чисел в пределах первого десятка.

Задачи:

  1. Привлечь каждого ученика к сбору материала;

  1. Выбрать наиболее интересный материал для сборника;

  2. Проанализировать — кто чаще посещает интернет;

Гипотеза:

Мы предположили, что может получиться очень интересный сборник, который поможет быстрее запомнить цифры.

Методы:

  1. Наблюдение;

  1. Анкетирование;

  2. Обобщение.

Исследовательская часть

Интересное о числах.

Оказывается, первобытные люди не знали счёта, а учить их было некому. Учила сама жизнь. Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела их жизнь, люди из множества различных предметов сначала научились выделять отдельные предметы. Из стаи волков — вожака стаи, Из стада оленей- одного оленя, из колоса с зёрнами- одно зёрнышко.

Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много».

Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, руки, уши, рога, крылья), привели человека к представлению о числе.

Немалую роль в истории счёта сыграли пальцы. Особенно когда люди стали обмениваться предметами труда. Кстати сказать пальцы и сейчас являются для нас (малышей) самыми главными помощниками при счёте.

В разных странах и в разные времена люди учились записывать цифры по-своему. Например:

Когда искали стихи, то много нашли о дружбе, правилах поведения какие отметки лучше получать. Например:

— Кто меня обидел первый?

— Он меня!

— Нет, он меня!

— Кто кого ударил первый?

— Он меня!

— Нет, он меня!

— Вы же раньше так дружили!

— Я дружил.

— И я дружил.

— Что же вы не поделили?

— Я забыл.

— И я забыл.

(В.Орлов)

Такие стихотворения помогают нам в школьной жизни. Как только кто-то из ребят ссорится, мы сразу вспоминаем стихотворение и все дружно смеёмся.

Ещё мы узнали, что несколько тысяч лет назад возникло мистическое отношение к числам, которое живёт и в наше время. Например, число 7-хорошее, а 13- плохое. Особым почитанием окружены были числа в Древней Греции. Философ и математик Пифагор утверждал, что «числа правят миром». Он создал школу единомышленников, которые верили в магию чисел и думали, что за каждым предметом стоит какое — то число. Числа, считали они, несут с собой добро и зло, счастье и несчастье. Надо только узнать, какие из них добрые, а какие злые.

Была даже целая наука- нумерология, в которой каждое имя имело своё число, получаемое при переводе букв имени в цифры.

Анкетирование

Считается, что дети любят в свободное время заниматься компьютерными играми, любимыми игрушками или смотреть телевизор. А так ли это? А интересно ли будет заняться поиском интересной информации для класса о числах?

Для того, чтобы понять, нужно нам это или нет, было разработано и проведено анкетирование в классе.

На вопрос анкеты «Нужен ли нам свой сборник?» ответили так:

Вариант ответа

мальчики

девочки

Да

13респондентов-86%

11 респондентов- 100%

Нет

2 респондента- 14 %

Таким образом, можно сделать вывод, что сборник делать будем, что это занятие интереснее, чем играть в компьютерные игры.

В итоге наши трудов получилось даже два сборника. Один общий (презентация ),

а ещё один сделал Локайчук Арсений со своей мамой.

Вывод

После проведения исследования наша гипотеза подтвердилась.

Можно сделать следующий вывод – всем вместе любое дело по плечу. Во время работы со сборником мы все без зазубривания выучили цифры. Не зря же говорят: «Услышал-забыл, увидел- запомнил, сделал- научился»

Своими знаниями мы поделились с ребятами из других первых классов. От ребят поступило много предложений, которые мы собираемся учесть в будущем в новых поисках.

Список источников информации:

  1. В.Волина « Праздник числа» АСТ пресс 1996г.

  2. Самсонова Л.Ю. «Устный счёт. Сборник упражнений к учебнику М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой» Москва «Экзамен»,2009.

  3. А.М.Захарова «Математика 1 класс часть 2»

  4. www .liveinternet.ru/users/maknil

Автор публикации: Плетнева Т.Н.

Дата публикации: 30.10.2016

Краткое описание:

Проект «Числа в загадках, пословицах»

Цели проекта •учить пользоваться дополнительной литературой, энциклопедиями, развивать творческий потенциал, стремление к успеху, воспитывать уверенность в себе, способность к взаимопониманию, интерес и внимание к творчеству, давать адекватную оценку полученным результатам (как собственных, так и чужих)

Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.

Задача: Найти загадки, пословицы и поговорки про цифры. А затем оформить книжку-малышку Вопросы: Как найти числа в загадках, пословицах и поговорках? Какие числа живут в загадках, пословицах и поговорках?

Планируемый результат: подберут пословицы и поговорки, загадки про цифру, сформируют навыки работы в команде, Сформируют умения поиска, исследования.

Реализация проекта 1 Разбиение класса на группы (жребий) 2. Выбор темы проекта 3. Поиск информации, сбор материала 4. Предоставление на проверку учителя, коррекция материала  6.Обобщение готового материала. 7. Оформление проекта (сообщение, книжка, рисунки, презентация) 8. Защита проекта

Математика всюду! Мир без неё был бы неинтересен. Люди очень давно стали пользоваться математикой – это был счёт. Счет был необходим, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю. На уроках математики мы узнали, что пользуемся при счете и письме арабскими цифрами, а изобрели их очень давно, около 5000 лет назад. Немного об истории …

Где только не встретишь разные числа: на зданиях, на транспорте, телефонах, в книгах, да всего и не перечислишь . Обратимся к нашим наблюдениям… Для того, чтобы вовремя с кем то связаться, мы используем цифры Для того, чтобы выбрать нужный TV канал , написать сообщение, взвесить продукты, мы используем цифры Даже для того, чтобы что -купить или найти где живёт твой друг — мы используем цифры Вывод : цифры сопровождают нас всюду А сколько стихов, загадок, сказок, пословиц, поговорок с числами мы слышали ещё до прихода в школу

Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается (гриб). На ноге стоит одной, крутит-вертит головой. Нам показывает страны, реки, горы, океаны (глобус).

Пословицы и поговорки Одной рукой в ладоши не хлопнешь. Одна пчела немного меду натаскает. Один в море — не рыбак. Одна голова на плечах. Одна мудрая голова ста голов стоит. Один пашет, а семеро руками машут. Одной рукой и узла не завяжешь. Один битый двух небитых стоит.

Есть совсем другая птица: если сядет на страницу, то с поникшей головой, возвращаюсь я домой На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются

Лебедь плавает в тетрадке, Значит что-то не в порядке. Если ты совсем Незнайка, Цифру эту получай-ка. Цифру эту угадай-ка! Она большая зазнавай-ка. Единицу сложишь с двойкой, И получишь цифру …

Заблудиться в трех соснах. Обещанного три года ждут. Рыдать в три ручья. От горшка – три вершка. Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени — только три дня

Кто-то ночью старый стул Спинкой вниз перевернул. И теперь у нас в квартире Стал он цифрою … Если ДВА перевернуть И внимательно взглянуть, Так и сяк взглянуть опять, То получим цифру …

Без четырех углов изба не рубится. Конь на четырех ногах, да и то спотыкается. На все четыре стороны. Закрыться в четырех стенах.

Если навесной замок Вверх поднимет хоботок, То тогда увидим здесь Не замок, а цифру … Цифра «шесть» перевернулась -цифрой «девять» обернулась. Цифра шесть — дверной замочек: Сверху крюк, внизу кружочек. Садила пять, вынула шесть, одного нет как нет. Около — четыре, а прямо — шесть.

У семи нянек дитя без глазу. Семь раз отмерь, один — отрежь. Семеро одного не ждут. Семь пятниц на неделе. Семеро с ложкой – один с плошкой.

Десятая вода на киселе. Десять раз смеряй, один раз отрежь. Дурак в воду кинет камень, а десять умных не вынут. Одно дерево срубишь – десять посади.

Восьмерка- это два кружка, Соединенные слегка. Писать ее совсем не сложно, И научиться быстро можно. Цифру восемь, цифру восемь На носу всегда мы носим. Цифра восемь плюс крючки –…получаются очки . Весна да осень — на дню погод восемь. Семь, восемь — лень отбросим.

Цифра шесть перевернулась, Новой цифрой обернулась! Девять Цифра девять, иль девятка, цирковая акробатка. Если на голову встанет, Цифрой шесть девятка станет. Семь лет — беда, девять лет – несчастье Девять человек — все равно что десяток

Загадки, пословицы и поговорки – древняя форма устного народного творчества. Они передают отношение людей к окружающему миру, выражают мудрость, накопленную веками. Немалую роль в формировании этих фольклорных жанров играли цифры.

Загадки

Если пословицы и поговорки учат, наставляют, то загадки развивают смекалку и сообразительность у детей. А загадки, в которых участвуют цифры, еще и способствуют обучению счету.

Любая загадка строится на метафоре. Это средство художественной выразительности, предполагающее описание каких-либо качеств предмета или явления посредством других предметов или явлений. Вспомните известные всем загадки о ночи и звездах, где небо представляет собой синее полотно, а звезды – это маленькие гвоздики, которым его прибивают. Действительно, если ночью посмотреть на небо, звезды можно сравнить с шляпками гвоздей.

Рассмотрим, на каких сравнениях основаны загадки для детей про цифры. Наиболее часто встречающимся в фольклоре числом является семь. Это священное число, и с ним связано представление о гармонии, об идеале.

Так, семь сравнивают с косой, которой косили сено. Восемь очень похожа на неваляшку, ведь состоит цифра из двух кругов, поставленных друг на друга. Два часто сравнивают и рисуют в виде лебедя, изогнувшего свою шею. Ноль очень похож на бублик или мячик, а шесть и девять всегда выступают как близнецы.

С цифрами у детей связано очень много собственных представлений. Можно попросить ребят не только отгадывать готовые загадки, но и сочинять собственные.

Этот вид работы развивает:

  • — логическое мышление;
  • — фантазию;
  • — ассоциативное мышление,

что весьма полезно для целостного творческого развития ребенка.

Пословицы и поговорки

Эти два слова часто употребляют вместе, хотя по своей роли эти два жанра отличаются.

Задача пословицы – поучать, наставлять. Именно поэтому в ней всегда встретишь оценочные слова, например: «Легко чужими руками жар загребать». Пословица подчеркивает, что человек стремится сделать что-то за счет другого, и осуждает такое поведение. А вот поговорка может звучать почти так же, но оценки не давать, а лишь констатировать факт: «Чужими руками жар загребать». В этом и состоит главное отличие поговорки и пословицы.

Для детей пословицы и поговорки часто представляют в картинках, если речь идет об учебных пособиях или детских книжках. Так ребятам легче понять смысл высказывания. Да и книжки с картинками всегда выглядели интереснее.

Довольно часто в пословицах и поговорках встречается цифра семь, например: «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Это означало, что необходимо хорошо подготовиться к работе, а затем делать. Семь – число, обозначающее гармонию, идеал. Цифра два также часто встречается в фольклоре: она ассоциируется с семейным благополучием, братскими чувствами: «Два сапога пара».

Детям часто бывает непонятен скрытый смысл пословиц и поговорок, поэтому задача взрослых – объяснить им этот скрытый смысл и дать понять, что высказывания несут в себе не только прямое, но и переносное значение.

Загадки, пословицы и поговорки – это глубокая народная мудрость, с которой дети обязательно должны познакомиться. Эти жанры учат нас гармонии, добру, стремлению к идеалу. И даже цифры в них оживают и становятся символами.

В нашей современной жизни мы перестали относиться ко всему окружающему как к чуду, как к чему-то удивительному. И напрасно, ведь в этом и заключается вся прелесть жизни. И именно это чувство мы должны привить нашим детям.

Похожие статьи

(

оценок, в среднем:

из 5)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Слайд 2

Описание слайда: Загадка У кого одна нога, Да и та без башмака? Пословицы и поговорки Один в поле не воин. Семеро одного не ждут. Собирай по ягодке – наберёшь кузов. Старый друг лучше новых двух. Одна голова на плечах. Одна нога тут, другая — там. Одна мудрая голова ста голов стоит. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Слайд 3

Описание слайда: Загадка Две плетёнки, Две сестрёнки Из овечьей пряжи тонкой. Как гулять – так надевать, Чтоб не мёрзли пять да пять. Пословицы и поговорки Два сапога – пара. Одна голова – хорошо, а две – лучше. От горшка два вершка. Скупой платит дважды. Как две капли воды.

Слайд 4

Описание слайда: Загадка Треугольная доска, А на ней – три волоска. Волосок – тонкий, Голосок – звонкий. Пословицы и поговорки *Заблудиться в трёх соснах. *От горшка три вершка. * Обещанного три года ждут. * Плакать в три ручья. *Из третьих уст, из третьих рук.

Слайд 5

Описание слайда: Загадка Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел. Пословицы и поговорки. *Конь о четырёх ногах, да и то спотыкается. *Без четырёх углов изба не строится. *На все четыре стороны. *Жить в четырёх стенах.

Слайд 6

Описание слайда: Загадка. Пятёрка братьев неразлучна. Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, Пилою, ложкой, топором. Пословицы *Как свои пять пальцев. *С пятого на десятое. *Пятое колесо к телеге.

Слайд 7

Описание слайда: Загадка Чёрен, да не ворон, Рогат, да не бык, Шесть ног без копыт. Летит – жужжит, Упадёт – землю роет. Считалка Ты – хомяк, А ты – хорёк. Ты – зайчишка, прыг да скок. Ты – лисица. Ты – куница. Ты – бобриха – мастерица. Ты охотник… Ой, беда! Разбегайтесь кто куда! (Сколько зверей вы насчитали?)

Слайд 8

Описание слайда: Загадка Четыре четырки, Две растопырки, Седьмой вертун. Пословицы и поговорки * За семь вёрст киселя хлебать. *У семи нянек дитя без глазу. *Семеро одного не ждут. *Семь раз примерь, один раз отрежь. *Семь бед – один ответ.

Слайд 9

Описание слайда: Загадка Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и восемь ног, Вот и весь я — … Пословицы, поговорки. *Весна да осень – на дню погод восемь. *Восьмое чудо света.

Слайд 10

Описание слайда: Загадка Отгадайте-ка, ребятки, Что за цифра-акробатка? Если на голову встанет, Ровно на три меньше станет. Пословицы и поговорки *За тридевять земель, в тридевятом царстве. *Девятый вал. *Бык стоит девяносто рублей, спесивый человек и девяти копеек не стоит.

Слайд 11

Описание слайда: Загадка Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают всё на свете. Пословицы и поговорки. * Дело десятое. *Не трусливого десятка. *С пятого на десятое.

Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий