Загадка, разгадка и семь вёрст правды.
Русская пословица о пословице
Знаете чем отличаются пословицы от поговорок?
Пословица — это законченная поучительная история, а поговорка — это устойчивое выражение, фраза, словосочетание.
Примеры пословиц:
- Где любовь да совет, там и горя нет.
- Люби дело — мастером будешь.
- Первый парень на деревне, а в деревне один дом.
Примеры поговорок:
- льёт как из ведра
- медвежья услуга
- вокруг да около.
Мудрость пословиц
- Без пословицы не проживёшь.
- Глупая речь не пословица.
- Поговорка — цветочек, пословица — ягодка.
- Пословица — всем делам помощница.
- Пословица недаром молвится.
- Пословицу сказал — дорогу указал, поговорку — душу утешил.
- Старая пословица век не сломится.
Книги о пословицах и поговорках
- В глубь поговорки. Мокиенко В.М (2005)
- Пословицы русского народа. Том I. В. Даль (1879)
- Пословицы русского народа. Том II. В.И. Даль. (1879)
- Собрание древних Российских пословиц. Барсов А.А. (1770)
- Русские народные пословицы и притчи. Снегирев И.М. (1848)
Авторские афоризмы и изречения пословичного типа, получившие широкое распространение, принято называть крылатыми словами1.
Таким образом, пословицы и поговорки, возникшие как жанр народной поэзии в глубокой древности, живут активной жизнью на протяжении многих веков: одни — без изменений, другие — постепенно изменяясь и переосмысляясь; устаревшие забываются, их место занимают вновь созданные.
Впословицах и поговорках используются очень многие худо- жественно-изобразительныесредства и приемы фольклора.
Существуют две основные формы пословиц: иносказание и прямое высказывание. Например: Яблочко от яблони недалеко падает (иносказание);
Хоть есть нечего, да жить весело (прямое высказывание).
Нередко образность пословиц создается посредством метафор, метонимий, синекдох. Например: В кармане соловьи свищут (метафора);Сарафан за кафтаном не ходит (метонимия);Один с сошкой, а семеро с ложкой (синекдоха). Особенно важна роль метафоры.
Так, например, в пословицах часто появляются образы животных и птиц как обозначение людей, их взаимоотношений: Спит лиса, а во сне кур щиплет; Пожалел волк кобылу: оставил хвост да гриву; Не велик кулик, а все-таки птица; От вороны павы не жди.
Другой излюбленный прием народных изречений — употребление собственных имен в значении нарицательных.
Имена собственные могут иметь книжное происхождение (По бороде Авраам, а по делам хам; Фома неверующий — из Библии;Молчалины блаженствуют на свете; Тришкин кафтан — из художественной литературы) или приходят из былин, сказок и проч.
(Кос, как Соловей-разбойник;Баба Яга — костяная нога).Однако чаще всего пословица обращается к общеупотребительным личным именам для рифмы, аллитераций
1 Их публикации: Максимов С.В. Крылатые слова. – М., 1890. (Последнее издание: М., 1955); Михельсон М.И. Меткие и ходячие слова. – СПб., 1894; Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1955.
121
ассонансов. Например: Мели, Емеля, твоя неделя; Люди с базара, а Назар на базар; В людях Илья, а дома свинья; Ерема,Ерема, сидел бы ты дома да точил веретена; Тит, иди молотить.
Пословицы используют сравнения (Неродная матка — как нетопленая хатка; Чужая душа — что темныйлес), олицетворения (Хмель шумит— ум молчит; Авоська веревку вьет);антитезы (Корень учения горек, да плод его сладок; Борода апостольская, а усок дьявольский),гиперболы (Поповское брюхо из семи овчин шито; Колос от колосу— не слыхать и голосу).Весьма часто употребляются устойчивые эпитеты (оценочные или изобразительные): Велика святорусская земля; Матушка Москва белокаменная.Применяются разнообразные формы тавтологии: омонимические (Здоровому все здорово; Играй да не заигрывайся),синонимические (Из огня да в полымя; Из пустого в порожнее).
По композиции пословицы могут быть одночленными, двучленными и многочленными (многосоставными). Особенно много двучленных пословиц, что дало основание В. И. Далю считать двучленность одним из основных признаков этого жанра. Например, в пословице Хлеб да вода — крестьянская еда вторая часть поясняет первую; в пословицеЧервь точит дерево, печаль крушит сердце использован прием параллелизма. Многие двучленные пословицы построены на сравнении или антитезе. Часто они имеют строгую, симметричную композицию обеих частей.
Приведем также примеры других композиционных форм. Дело
мастера боится; Хозяйкою дом стоит (одночленные); Сбил, сколотил — вот колесо, сел да поехал — ах, хорошо! Оглянулся назад — одни спицы лежат(многочленная).
Пословица ритмична. В ее построении нередко участвует рифма, которая может присутствовать во всех композиционных типах. Рифмуются отдельные слова (Без труда нет плода), отдельные части пословицы(В кабак далеко, да ходить легко; в церковь близко, да ходить склизко) или вся она сплошь(На чужой каравай рта не открывай, а пораньше вставай да свой затевай).
Пословицы разнообразны по форме высказывания. Они могут представлять собой косвенную речь (Велика святорусская земля, а везде солнышко), монолог(Из лука — не мы, из пищали — не мы, а попить да поплясать против нас не сыскать), диалог(Тит, поди молотить! — Брюхо болит. — Тит, поди вино пить! — Ох, дай оболокусъ да как-нибудь доволокусь).
122