Придуманные пословицы детьми

Оглавление [Показать]

Пословицу сказал — дорогу указал.

По мнению психологов и педагогов, на успешность обучения ребенка в школе влияет много факторов. Важнейший из них — уровень развития устной и письменной речи, воздействие которого на успевае­мость учеников неоспоримо. Именно речь — сред­ство получения и выражения знаний — рано вклю­чается во все формы познавательной деятельности детей. Усвоенные слова существенным образом пе­рестраивают чувственное восприятие мира, прида­ют ему осмысленный, подлинно человеческий ха­рактер.

придуманные пословицы детьми

В дошкольные годы большинство детей зачастую слышат разговорно-бытовую речь. Весь же процесс школьного обучения строится на литературном язы­ке, но многие дети, придя в школу, не понимают пословиц, поговорок, фразеологизмов, так как мы, взрослые, все реже и реже используем их в своей речи. Тем самым у детей не развивается образное мышление, не в полной мере обогащается словарный запас, им сложно понимать речь, неподкрепленную конкретной ситуацией. Поэтому так важно в до­школьном и младшем школьном возрасте дать детям возможность слышать не только разговорно-бытовую речь, но и литературный язык.

Пословицы — бесценное наследие нашего народа.

Отметим примерный этап работы с пословицами:

1. внимательно прочитайте с детьми пословицу;

2. выясните лексическое значение непонятных и уста­ревших слов и подберите сло­во, используемое в настоящее время;

3. выясните смысл посло­вицы в целом: о чем она и чему учит;

4. определите, к какой те­матической группе ее можно отнести (пословица о труде, дружбе, ученье, здоровье, ка­чествах человека и т.д.);

5. предложите детям поду­мать, в какой житейской си­туации можно ее употребить.

Ниже приведены игровые задания, в содержании кото­рых используются русские народные пословицы, пред­назначенные детям младшего школьного возраста для ис­правления речевых наруше­ний и формирования школь­но-значимых функций.

Половинки

(задание на развитие словесно-логическо­го мышления и установление причинно-следственных свя­зей разной сложности).

Дети, прочитав первую часть пословицы, должны по­добрать к ней вторую.

Игру можно усложнить, про­читав конец пословицы, пред­ложив детям найти ее начало.

Любишь кататься,

Делано наспех,

Что посеешь

За двумя зайцами погонишься,

Доброе слово

У плохой пряхи

Волков бояться —

Век живи,

Как аукнется,

Чем дальше в лес,

Делу время,

Не в свои сани

Поспешишь —

Семь раз отмерь,

В гостях хорошо,

то и пожнешь.

и кошке приятно.

в лес не ходить.

нет для себя рубахи.

ни одного не поймаешь.

люби и саночки возить.

сделано на смех.

а дома лучше.

тем больше дров.

век учись.

так и откликнется.

потехе час.

не садись.

людей насмешишь.

один раз отрежь.

придуманные пословицы детьми

Пропущенные слова

(зада­ние на умственное и речевое развитие).

В задании нужно догадать­ся, как правильно в содержа­нии пословиц расставить сло­ва большой — маленький, что­бы они имели поучительный смысл и верно согласовыва­лись с существительными.

1. __________________________ пенек опрокинул __________________ воз.

2. _________________________ дело луч­ше _______________________ безделья.

3. Даже самое __________________ де­рево выросло из ____________________ семени.

4. В _________________ лод­ку _______________________ груз не кладут.

5. __________________________ крючком __________________________ рыбу не выудишь.

Слова с противоположным смыслом

(задание на расши­рение и обогащение словаря, работа над словами-антонима­ми).

В этом задании нужно най­ти слова с противоположным смыслом сначала в послови­цах, распечатанных на карточ­ках, затем выполнять это за­дание на слух. Пословицы можно разделить на несколь­ко групп, в зависимости от того, какой частью речи яв­ляются слова-антонимы.

Имена существительные

Ученье — свет, а не уче­нье — тьма.

Умный молчит, когда дурак ворчит.

Умный себя винит, глу­пый — своего товарища.

Умный делу научит, а глу­пый только наскучит.

Было бы начало, будет и конец.

Будет день, будет и ночь.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

Ищи друзей, а враги сами найдутся.

Неверный друг — опасный враг.

Сытый голодного не разу­меет.

От лени — болезнь, от ра­боты — здоровье.

Добро побеждает зло.

Кто солгал с утра, будет лгать и вечером.

Никакое худо до добра не доводит.

Друг спорит, а враг подда­кивает.

Трус погибает, а храбрый побеждает.

Чему научишься в молодо­сти, пригодится и в старости.

придуманные пословицы детьми

Имена прилагательные

Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

Старый друг лучше новых двух.

Черная земля белых рук не любит.

У мудрого человека длин­ные уши и короткий язык.

Жизнь короткая, а слава долгая.

Доброго чти, а злого не жалей.

За доброе жди добра, за худое — худо.

Добрая слава лежит, а ху­дая — бежит.

Белый хлеб растет в черной земле.

Нового счастья ищи, а ста­рого не теряй.

Маленькая ложь за собой большую ведет.

Не называй дурное хоро­шим, а черное белым.

Глаголы

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Умей взять, умей и отдать.

Как пришло, так и ушло.

Умеешь ссориться, научись и мириться.

Дождик вымочит, солнце высушит.

придуманные пословицы детьми

Другие части речи

Меньше болтай, да больше соображай.

Меньше говори, больше слу­шай.

Мягко стелет, да жестко спать.

Говорит прямо, а делает криво.

Болен — лечись, здоров — берегись.

Думай медленно, работай быстро.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Лучше тихо, да вперед, чем скоро, да назад.

Где работа, там густо, а в ленивом доме пусто.

За чужим погонишься — свое потеряешь.

Наибольшую сложность для детей могут вызвать послови­цы, в которых используется несколько слов-антонимов.

Мир строит, а война раз­рушает.

Чем длиннее день, тем ко­роче ночь.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Горе старит, радость мо­лодит.

Добро поощряй, а зло пори­цай.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Труд всегда дает, а лень всегда берет.

Легко взять, да трудно отдать.

придуманные пословицы детьми

Пословицы с похожим смыслом

Нахождение пословиц с похожим содержанием очень интересно для детей, особен­но если их познакомили с по­словицами о труде, учебе, лич­ных качествах человека. Дан­ное задание предполагает разные варианты его выпол­нения.

Педагог заранее вывеши­вает на доску пословицы раз­ной тематики. Остальные оформлены на отдельных кар­точках (листках). Дети выби­рают карточки, читают посло­вицу, объясняют ее смысл и определяют, к какой темати­ческой группе она относится.

Педагог каждому ребен­ку раздает по одной послови­це из разных тематических групп. Каждый ребенок нахо­дит пословицу (или несколь­ко), смысл которой близок той, которую дал учитель:

без труда не выловишь и рыбку из пруда; хочешь есть калачи — не сиди на печи; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть; в лес не съездишь, так и на печи за­мерзнешь; какие труды, та­кие и плоды; дерево дорого плодами, а человек делами; землю кра­сит солнце, а человека — труд; птицу узнают в поле­те, а человека в работе; нет друга — ищи, а най­дешь — береги; без друга в жизни худо; человек без друзей, что дерево без кор­ней; верный друг лучше сотни слуг; дерево живет корнями, а человек друзь­ями; птица сильна крыль­ями, а человек дружбой; друг за друга держаться — ничего не бояться; не надобен и клад, когда в семье лад; на что клад, ког­да в семье лад; испокон века книга растит человека; с книгой дру­жить — век не тужить; букварь — к мудрости сту­пенька; пословицу сказал — доро­гу указал; пословица неда­ром молвится; пословица — всем делам помощница; почитай учителя как роди­теля; строгость учителя по­лезнее ласки родителя.

Найди ошибку (задание на развитие слухового восприя­тия и коррекцию фонемати­ческого слуха).

В начале игры педагог чи­тает стихотворение.

Пословица, мы тебя знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чье-то место заняла?

В.Волина

Детям зачитывают непра­вильный вариант пословицы, просят найти в ней ошибку и дать правильный вариант. Если ребенку пословица не знакома, то выполнение зада­ния у него вызовет большую сложность. В этом случае ре­комендуется предложить два варианта пословицы: правиль­ный и неправильный. Ребе­нок из двух вариантов выби­рает правильный, отвечая на вопросы: «В каком слове ошибка? Какую букву нужно заменить?». Данное задание дети могут выполнять как на слух, так и письменно.

Лось до добра не доведет.

От бобра добра не ищут.

В здоровом теле здоровый пух.

Один в золе не воин.

Правда глаза полет.

Сашу маслом не испортишь.

Не ноги горшки обжигают.

Голод не щетка.

Трус своей лени боится.

На безрыбье и бак рыба.

Купил кита в мешке.

Нет худа без бобра.

Повторенье — тьма ученья.

Терпенье и пруд всё пере­трут.

Мы сами с ушами.

Голода не бойся, по пояс мойся.

Без места пирога не испе­чешь.

Больше дела, меньше снов.

Пустая мыльница и без вет­ра мелет.

Что написано пером, того не вырулишь топором.

На ловца и дверь бежит.

Трус человека кормит, а лень портит.

На горе шапка горит.

Один ус хорошо, а два луч­ше.

Летний тень год кормит.

Семеро одного не идут.

Жди у горя погоды.

Каждый кулик свое долото хвалит.

Лес рубят — кепки летят.

придуманные пословицы детьми

Представление о времени.

Многие учащиеся началь­ной школы имеют неточные, искаженные представления о календарном времени, а их сведения об отдельных времен­ных обозначениях поверхнос­тны. Работа, направленная на заучивание названий и после­довательности месяцев, дней недели, носит формальный характер и не способствует осознанию детьми длительно­сти и необратимости времени, его смене и периодичности. В связи с этим необходима сис­тематическая работа по фор­мированию у детей дошколь­ного и младшего школьного возраста представлений о вре­мени. Доказано, что своевре­менное и адекватное форми­рование временных представлений и ориентировки во вре­мени служат необходимой предпосылкой развития мыш­ления и деятельности детей в целом.

Использование пословиц о временах года и природных явлениях способствует совер­шенствованию представления о цикличности времени, за­креплению знаний месяцев года, развитию и коррекции пространственно-временной ориентировки детей. Чтобы сложная система временных отношений могла быть четко осознана детьми, рекоменду­ется использовать календарь, отражающий в материальной форме цикличность месяцев года как единиц времени.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Месяц январь — зимы го­сударь.

Январь-батюшка год начи­нает, зиму величает.

Январь — году начало, а зиме середина.

Июль — макушка лета.

В сентябре лето кончается, осень начинается.

Май леса наряжает, лето в гости поджидает.

Представления младших школьников о каждом време­ни года достаточно адекватны, хотя остаются неполными и в большинстве случаев связаны с воспоминанием об опреде­ленной деятельности челове­ка, характерной для данного времени года. Как показыва­ет практика, наиболее труд­ным остается определение последовательности времен года.

придуманные пословицы детьми

Формирование познаватель­ной деятельности тесно связа­но с развитием понимания причинно-следственных свя­зей. Осознание временных и причинно-следственных отно­шений зависит от конкретно­го содержания каждого вре­менного эталона. Используя пословицы о природе, можно, с одной стороны, продолжить работу над установлением при­чинно-следственных связей в природе, а с другой — совер­шенствовать представления о смене времен года и их цик­личности.

Ниже подобраны послови­цы, отражающие причинно-следственные связи между природой и деятельностью че­ловека и характерные для каж­дого сезона признаки. В этом задании детям предлагается догадаться, название какого времени года пропущено в по­словице.

Что в августе соберешь, с тем и ________________ проведешь.

Весна дает цветы, а ____________ — плоды.

Кто ______________ трудить­ся рад, будет осенью богат.

____________ без снега — лето без хлеба.

Чем крепче зима, тем ско­рее ______________ .

Увидал скворца, знай — ______________ у крыльца.

Кто спит , плачет зимою.

Худо , когда сол­нца нету.

Каждый кустик ночевать пустит.

солнце све­тит, да не греет.

Одна ласточка _______________ не делает.

Что летом родится, то _________________ пригодится.

Земля _________________ отдыхает, а весной расцветает.

Лето собирает, а _______________ поедает.

Длинные сосульки к дол­гой ___________________.

Лето со снопами, а ______________ с пирогами.

Кто весной трудиться рад, будет _________________ богат.

Что летом соберешь, то ________________ на столе найдешь.

придуманные пословицы детьми

Веселые рифмочки

(зада­ние на развитие чувства рит­ма, активизацию слухового внимания и памяти, коррек­цию фонематического слуха).

Детям необходимо внима­тельно послушать пословицу и назвать в ней рифмующие­ся слова. (Подборка пословиц дана ниже.)

Человек лукавый, что кар­ман дырявый.

Лишнее поже­лаешь — последнее потеря­ешь.

Расти большой, да не будь лапшой.

Кто землю лелеет, того и земля жалеет.

Как в мае дождь, так будет и рожь.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

В зимний хо­лод всякий молод.

Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый?

Всякому молод­цу — ремесло к лицу.

Не бы­вает скуки, коли заняты руки.

Еле-еле душа в теле.

Здоров будешь — все добудешь.

Ку­рить — здоровью вредить.

Сла­ву свою добывай в бою.

Трус и таракана примет за вели­кана.

Умелый боец везде мо­лодец.

Хорош грибок — бе­лый, а солдат смелый.

Кто драку затевает, тот сам битым бывает.

На языке мёд, а под языком лёд.

Не стыдно мол­чать, когда нечего сказать.

У врача лечись, а у умного — учись.

Бояться волков — быть без грибков.

Поспешишь — людей насмешишь.

И в мое оконце засветит солнце.

Хлеб- соль кушай, а хозяина слу­шай.

Свои иголки для ежа не колки.

У кого что болит, тот про то и говорит.

Люди па­хать, а мы руками махать.

Какое семя, таково и племя.

Всякому нужен и обед и ужин.

Изба красна углами, обед — пирогами.

Чай пить — не дро­ва рубить.

Хороша кашка, да мала чашка.

Если хлеба нет куска, то и в тереме тоска.

В гости ходить — надо и к себе водить.

Далеко шел, добра не нашел.

Добро быть в радости и жить в сладости.

Добро на­живай, а худо изживай.

Не хвались серебром, а хвались добром.

На добрый привет — добрый и ответ.

Зло любить — себя губить.

Стыдливый по­краснеет, а бесстыжий поблед­неет.

Дружба крепка не лес­тью, а правдой и честью.

Не нужен ученый, а нужен смыш­леный.

Двое пашут, а семеро руками машут.

Снаружи мило, а внутри гнило.

Тот герой, кто за правду горой.

Велик телом, да мая делом.

Не учи безде­лью, учи рукоделью.

Надо знать, что сказать.

Кто скачет, а кто плачет.

Май леса наря­жает, лето в гости поджидает.

Москва- столица — для всего мира светлица.

Кто в Москве не бывал, тот и красоты не ви­дал.

Работай смелее — будешь жить веселее.

В зимний холод всякий молод.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Таким образом, использова­ние такого вида устного народ­ного творчества как пословицы на занятиях с детьми, имеющи­ми нарушения устной и пись­менной речи, обогатит их сло­варный запас, фразовую речь, повысит грамотность, разовьет познавательную деятельность, регулирующую функцию речи. Систематическая работа с посло­вицами способствует воспита­нию у учащихся эстетического вкуса и позитивных качеств личности, развивает их эмоци­ональную сферу и обогащает жизненный опыт.

Источники: 

1. «Пословицы и поговорки в коррекционной работе с младшими школьниками”  Оглоблина И.Ю., канд. пед. наук, учитель-дефектолог СШ № 19, г. Минск, Республика Беларусь

2. “Русские пословицы в лицах” Художественное издание почтовых карточек, компания “Зингер”, С-Петербург, 1914 г.

Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки»

Пословицы и поговорки — особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смыслу. Как писал К. Д. Ушинский: «Наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми живописными особенностями. Может быть, ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя им значение народных пословиц».

Работа над пословицами предполагает одновременно интенсивную работу разума и чувства и определённые усилия над собой в постижении смысла сказанного.

Чтобы моим ребятам было легче запомнить и понять смысл пословиц и поговорок, я создала методическое пособие «Русские народные пословицы и поговорки». Я взяла обычный альбом и нарисовала картинки, передавая рисунком смысл каждой пословицы и поговорки.

Использованная литература:

«Народное искусство в воспитании детей» под редакцией Т. С. Комаровой.

придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми придуманные пословицы детьми

www.maam.ru

Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с пословицами и поговорками

Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с пословицами и поговорками.

Теоретическая значимость заключается в обобщении психологи-ческих и педагогических знаний о развитии мышления у детей с помощью пословиц и поговорок.

Практическая значимость определяется тем, что результаты могут использоваться в практической работе воспитателями в решении задач по развитию мышления у детей дошкольного возраста.

Как писал К. Д. Ушинский: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме и, во-вторых, по своему содержанию. По форме – это животрепещущее проявление родного слова. По содержанию темы, важны. тем, что в них как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими особенностями» .

С произведениями фольклора дети встречаются, как известно, рано. К концу дошкольного возраста они уже знают колыбельные песенки, считалки, загадки, пословицы и поговорки и другие виды устного народного творчества.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Поэтому применение пословиц на занятиях в детских дошкольных учреждениях считается наиболее эффективным и необходимым для развития детской речи. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем .

Введение в занятия пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания, для развития детской речи. Они кратки и выразительны, являются «строительным материалом» нашего языка.

Пословицам уделяют внимание на всех занятиях. Отбор пословиц определяется темой конкретного занятия и его целями: образовательными, развивающими, воспитательными.

Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла, являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций и давно снискали себе заслуженную славу золотых россыпей русской бытовой поэзии. Пословицы легко соединяют и ярко, образно характеризуют разные области жизни: убеждения народа, жизненные трудности, труд, умение отдыхать и веселиться, дом, порядок, мир и лад в нем, просвещение, корыстолюбие, пороки, связь явлений, следствие и причины происходящего и многое другое .

Знаменитый Владимир Даль выделил для своих пословиц 179 рубрик: пословицы о предметах веры, о судьбе, о счастье и удаче, о богатстве и бедности, о достатке, скупости и прочем. Эта тематика столь же обширна, как и жизнь народа.

Трудно назвать все, на что брошен критический взгляд народа. Он говорит о праздности, крикливости, неумении, поспешности, щегольстве, угодливости, докуке, обмане, воровстве, болтливости, гордыне, соблазне, лжи, клевете, трусости, — это обширная энциклопедия человеческих пороков и недостатков. Но обязательно рядом и одобрение – хвалят трудолюбие, скромность, мастерство, осмотрительность, бережливость, прямоту, правдивость, щедрость, совестливость, умеренность, порядочность, разумность, храбрость, — это столь же обширная энциклопедия добродетелей и достоинств .

Пословицы и поговорки вызывают интерес не только у школьников и взрослых, но и у малышей. Знакомство с ними играет большую роль в формировании отношения к окружающему миру, обогащают чувства ребенка, его речь. Это ценное средство пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка.

Вслушиваясь в образность народного языка, дети приобщаются к красоте и самобытности русского слова. Знакомство с пословицами и поговорками обогащает их представление о мире, отношениях между людьми, дает толчок фантазии, творчеству.

Хорошо подобранные пословицы и поговорки помогают установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Поэтому они должны соответствовать уровню развития ребенка, должны быть понятны ему. Одни пословицы и поговорки побуждают к действию, другие – учат «уму-разуму».

Русский народ создал великолепную копилку мудрости и опыта старшего поколения – мудрые пословицы и поговорки. Люди исчезли, но слова, создаваемые ими, вошедшие с сокровищницу – родной язык, остались бессмертными.

Работа с пословицей развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает народной мудростью, развивает и обогащает речь.

Систематическая работа над пословицей очень многое дает детям. Во-первых, они учатся запоминать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, обобщать их, понимать их обобщенный характер.

А у современных детей часто наблюдаются недостаточное понимание речи окружающих, недостаточная сформированность фразы, связного рассказа, обогащение и уточнение словарного запаса; низкий уровень человеколюбия, трудолюбия в современном обществе; недостаточная изученность влияния пословиц и поговорок как литературного жанра на воспитание дошкольника.

Была составлена «Программа развития мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью пословиц и поговорок».

При составлении программы учитывался возраст детей, психолого-педагогические особенности развития, режим дня. Во внимание бралась также основная обучающая программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы.

«Программа развития мышления детей старшего дошкольного

возраста с помощью пословиц и поговорок»

Неделя Лексическая

тема Пословицы

и поговорки Цели ознакомления

с пословицей или поговоркой

1 2 3 4

Осень «Осенний дождь мелко сеется да долго тянется» Подвести детей к пониманию того, что в поговорках заключены многолетние наблюдения людей

«Осень велика, зима долга» Объяснить детям смысл поговорки, путем сравнения явления друг с другом

«Осень – перемен восемь» Учить замечать характерные признаки осени, развивать умение логически объяснять признаки

«В сентябре и лист на дереве не держится»

«Всему свое время» Учить детей наблюдательности, замечать изменения в природе, развивать речь

Огород. Овощи «Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть» Осмысление содержания пословицы, развивать умение логически рассуждать.

«Хочешь есть калачи, так не сиди на печи» Учить детей тому, что всего нужно добиваться самому и лень в этом случае не товарищ.

«Не сиди сложа руки, так и не будет скуки». Учить детей высказывать свое мнение, рассуждать.

«Труд человека кормит, лень портит» Учить детей пониманию взаимосвязи действий.

Продолжение таблицы

1 2 3 4

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» Учить детей понимать скрытый смысл пословицы, ее категоричность

Процесс ознакомления детей с пословицами и поговорками велся в утренний отрезок времени (до завтрака) и в вечерний отрезок времени (до ужина). Пройденные накануне пословицы и поговорки повторялись для контроля запоминания и понимания их детьми. Также включалось знакомство с пословицами и поговорками в занятия, такие как, ознакомление с окружающим, развитие речи, для концентрации внимания, как настрой на положительную эмоциональную волну, для снятия напряжения (физминутки) .

Для физминуток пословицы и поговорки обыгрывались следующим образом:

— проговаривание в разном темпе с разным интонационным подтекстом (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, озабоченно, разочарованно) ;

— проговаривание, сопровождаемое определенными загаданными действиями (например, хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями) ;

— импровизационное инсценирование (персонально или по группам) ;

— создание приветствий.

Также в свободное время мы использовали игры-конкурсы:

«Пословичный круг»

Команды вступают в игру одновременно. В каждом кругу игроки по очереди произносят пословицы и передают эстафетную палочку. По условиям игры, ранее названные пословицы повторять нельзя.

«Кто кого переговорит»

Команды детей хором произносят пословицы по очереди. По условиям игры повторять пословицы нельзя. Побеждает та команда, которая продержится дольше всех.

«Продолжи начатое»

Играющие становятся в круг. Ведущий, стоящий в центре, произносит начало пословицы и бросает мяч одному из игроков, который должен договорить конец пословицы и вернуть мяч ведущему. Не справившиеся с заданием из игры выбывают. Игрок, продержавшийся дольше всех становится ведущим.

«Пословичная лента»

Два игрока, по сигналу ведущего начинают сматывать ленту, двигаясь к центру. Одновременно они произносят пословицы, побеждает тот из участников, который смог смотать больший кусок ленты и при этом не сбился в пословицах.

Закрепляли выученные пословицы и поговорки в таких заданиях, как «Подбери пословицу». Детям нужно было разделить пословицы по темам «Уборка урожая», «Времена года», «Мои друзья», «Дело и труд».

Используя в своей речи пословицы, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. То есть, развивается речь и мышление дошкольника.

До настоящего времени в психолого-педагогической литературе, посвященной обучению и воспитанию детей, не сложилось целостной системы использования малых форм устного народного творчества.

Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем нравственные качества личности, обогащаем речь, развиваем мышление, используя разнообразные приемы, которые позволяют сделать эту работу интересной и наиболее эффективной.

Поэтому для преодоления имеющихся проблем в развитии детей целесообразно использование в работе пословицы и поговорки, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счет знакомства с образностью и многозначностью родного языка, развития мышления и других психических процессов.

www.maam.ru

Пословицы и поговорки о труде в работе с дошкольниками

Пословицы и поговорки о труде в работе с дошкольниками

Пословицы и поговорки, созданные русским народом о труде, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к труду, к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание в работе с детьми.

Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова, отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям.

Выделение и осознание смысловых связей слов и словосочетаний о труде можно сформировать у старших дошкольников, соблюдая следующие условия:

• системное приобщение детей к пониманию, усвоению и употреблению пословиц и поговорок;

• ознакомление с семантическими компонентами пословиц и поговорок на основе приобретенного детьми опыта смыслового анализа слов и словосочетаний;

• введение в речь детей пословиц и поговорок на основе развития семантической стороны слова.

На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать мотивационные установки:

— игровые: «Помочь выбраться трем поросятам из беды с помощью подходящей пословицы»;

— общественные: «Составим альбом пословиц и поговорок для уголка родителей»;

— подготовки к школе: «Кто лучше запомнить образные выражения, тому легче и интереснее будет учиться в школе»;

— соревновательные: «Кто больше назовет пословиц о труде. ? «;

— личные: «Назовите поговорки, которые вам нравятся», «Подберите пословицу, которая вас учит трудиться».

Пословицы и поговорки имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости, доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки поведения, лаконично и в доступной форме учат быть трудолюбивыми, ответственными, уважать труд людей.

Примеры работы над пословицами и поговорками про труд и трудолюбие.

1. Обсуждение с детьми пословиц:

— О каком человеке говорят: «Кто много лежит, у того и бок болит», «Крутится, как белка в колесе», «Под лежачий камень вода не течет»? ;

— В какой ситуации мы говорим: «Птицу узнают в полете, а человека в работе», «Работе время, а потехе час», «Кто спешит, тот людей смешит»? ;

— О каком правиле поведения напоминают нам такие пословицы: «Тише едешь, дальше будешь», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Лень к добру не приводит»? ;

— О какой черте человека говорится в таких пословицах: «Делали наспех и сделали на смех», «Без терпенья нет уменья», «От самого начала думай, какой будет конец», «Своевременная помощь, – как дождь в засуху»? ;

— От чего предостерегают такие пословицы: «За все браться – ничего не сделать», «Думай с вечеру, что делать поутру», «С кем поведёшься, того и набёрешься», «Глаза страшатся, да руки делают»?

2. Составление правил к поговорке «Не учи безделью, а учи рукоделью». Например: дети могут предложить:

— Не бездельничай.

— Учи и учись сам.

— Не бездельничай с другими.

— Помогай своим друзьям.

— Учи младших по возрасту.

3. Составление словосочетания или предложения к пословице

«Капля мала, а по капле море»

— маленькая капля;

— большое море;

— много капель;

— одна капля в море;

— море из капель

4. Игра «Подбери слово».

Кончил дело – гуляй …

Кто… тот людей смешит.

Меньше слов, да больше…

Без печи холодно, без хлеба…

Не будет хлеба, не будет и…

Ответы: Дела, спешит, смело, голодно, обеда.

5. Подбор пословиц к сказкам

Логопед читает дошкольникам пословицу и побуждает вспомнить сказки, басни, рассказы, к которым её можно отнести.

Щеголял смолоду, а под старость умирает с голоду – басня Крылова «Стрекоза и муравей»

Труд человека кормит, а лень портит – сказка «Морозко»

Крой да песни пой – сказка «Храбрый портняжка»

Не за свое дело не берись, а за своим не ленись – рассказ Носова «Мишкина каша»

Цыплят по осени считают – рассказ Носова «Огородники»

Хорошо делай – хорошо и будет – сказка «Кобылья голова».

6. Выбор правильной пословицы

«Спор медвежат». Логопед рассказывает детям, что однажды друзья начали спорить: «Какая пословица лучше? »

Маленькое безделье, лучше большого дела.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Большое безделье лучше маленького безделья.

Маленькое безделье лучше большого безделья.

Взрослый предлагает детям разрешить спор друзей (объясняя свой выбор) .

7. Выбор подходящей пословицы

Логопед предлагает детям послушать рассказ «Для чего человек работает».

Трое работников строили дом. К ним подошёл старый мужчина и спросил: «Что вы делаете? ». Один работник ответил: «Камни складываю», второй ответил: «Деньги зарабатываю», третий ответил: «Строю красивый дом, чтобы люди радовались и благодарили меня».

К которому из работников подходит пословица «Без труда человек не познает счастья», обосновывая свои ответы.

8. Инсценировка пословиц.

Предлагается детям показать мимикой, жестами то, как они понимают пословицы:

Меньше слов, да больше дела.

Много спать – дело не знать.

Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.

Пчелка маленькая, а и та работает.

9. Выбор лучшей пословицы

Какая пословица лучше подходит к басне Крылова «Стрекоза и муравей»? »

Щеголял смолоду, а под старость умирает с голоду

Белые руки чужие труды любят.

Кто много лежит, у того и бок болит.

Кто не работает, тот не ест.

Ленивому всегда праздник.

10. Составление ситуации, которая подтвердила бы пословицы.

Логопед предлагает детям составить ситуацию соответствующую пословицам

«Лето собирает, а зима поедает»,

«Поспешишь – людей насмешишь» и т. п.

www.maam.ru

Ой!

Отправить

Почему так случилось?

Возможно, автоматические запросы принадлежат не вам, а другому пользователю, выходящему в сеть с одного с вами IP-адреса. Вам необходимо один раз ввести символы в форму, после чего мы запомним вас и сможем отличать от других пользователей, выходящих с данного IP. В этом случае страница с капчей не будет беспокоить вас довольно долго.

Возможно, в вашем браузере установлены дополнения, которые могут задавать автоматические запросы к поиску. В этом случае рекомендуем вам отключить их.

Также возможно, что ваш компьютер заражен вирусной программой, использующей его для сбора информации. Может быть, вам стоит проверить систему на наличие вирусов, например, антивирусной утилитой CureIt от «Dr.Web».

Если у вас возникли проблемы или вы хотите задать вопрос нашей службе поддержки, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи.

Если автоматические запросы действительно поступают с вашего компьютера, и вы об этом знаете (например, вам по роду деятельности необходимо отправлять Яндексу подобные запросы) , рекомендуем воспользоваться специально разработанным для этих целей сервисом API Яндекс. Маркета.

Неверно, попробуйте ещё раз.

Ссылка на источник market.yandex.ru

Методическая копилка — Использование малых фольклорных форм (пословиц и поговорок) в развитии речи детей дошкольного возраста —

31.08.2014

Использование малых фольклорных форм (пословиц и поговорок)

в развитии речи детей дошкольного возраста

Подготовила

Учитель-логопед

Ефимова Анна Сергеевна

Русские пословицы и поговорки богаты по содержанию, современны по форме, лаконичны и живописны, они внушают ребенку «такт русского языка»

(К. Ушинский)

Освоение ребенком речи во всем ее богатстве и красочности немыслимо без знакомства с народными пословицами и поговорками.

Пословицы – устные краткие изречения, содержащие мораль, выношенную многими поколениями.

Поговорки – это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление.

Отличие пословиц от поговорок состоит в том, что пословица выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдение народного ума. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают – они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное – твердая истина.

Как определенно и категорично звучат они: «Что посеешь – то и пожнешь», «Нет друга – ищи, а нашел — береги».

Каждая пословица и поговорка заключает в себе ясную мысль и это способствует развитию ума ребенка. Малые фольклорные формы тем и хороши, что они почти всегда представляют маленькую умственную задачу.

Пословицы и поговорки приобщают ребенка к человеческой мудрости и в этом состоит их большое педагогическое значение.

Известно, что никто не вспоминает пословицы так, без повода и причины. Они всегда приходят на память в разговоре, к случаю. Умение ребенка применять известные пословицы в определенных ситуациях также свидетельствует о влиянии малых фольклорных жанров на его умственное развитие.

Важно научить детей понимать смысл пословиц и поговорок. Стремясь понять их значение, ребенок рассуждает, мыслит, опираясь на свой жизненный опыт. Например, смысл пословицы «Собака – друг человека» Алеша В. разъяснил так: «Собака дружит с человеком.

Она служит на границе, в милиции, сторожит дом. Еще есть пожарные собаки. Собаки помогают человеку».

Точное освоение малых фольклорных жанров – пословиц и поговорок – представляет для ребенка определенный труд, поэтому от педагога требуется умение следить за уместностью и правильностью употребления малых фольклорных жанров в речи ребенка – дошкольника.

Не секрет, что дошкольники испытывают затруднения в понимании и

интерпретировании значения пословиц и поговорок.

Некоторые дети могут лишь рассказывать о ком идет речь, например: «Это про Ваню» («Бедному Ванюшке везде камушки») , «Про Емелю, он медленно едет» («Едет Емеля, да ждать его неделю») , «Про зайца и волка» («Трусливому зайке и пенек — волк») , то есть воссоздать наглядный единичный образ, соответствующий конкретной ситуации. Отвлеченная же сущность пословицы остается для ребенка закрытой.

У детей возникают ассоциации, при чем часто не на содержание всей

пословицы, а на какое-то отдельное слово из нее, и это мешает оторваться от

конкретной ситуации, перейти к обобщенному образу. Например, о пословице «Трусливому зайке…» – «Волк – значит

пенек, а зайчик на него сел»; «Волк на пеньке сидит».

Большинство старших дошкольников совершенно не имеют представление о пословицах и поговорках. Запас знаний малых фольклорных жанров у детей очень скуден.

Вопрос, который был задан детям(средней и старшей группы) : «Знаете ли вы какие-нибудь пословицы и поговорки?» вызвал у них затруднения. Тогда был приведен пример: «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «Кончил дело – гуляй смело». Дети начали вспоминать и рассказывать свои истории.

«Хлеб всему голова. Так дедушка говорит. Хлеб нас кормит. Его нельзя бросать».

С целью устранить это пробел детям рассказали что такое пословицы и поговорки. «Пословицы и поговорки возникли очень давно. В те далекие времена люди еще не знали о самолетах и ракетах, о поездах и пароходах.

Люди складывали сказки о сапогах-скороходах, ковре-самолете, шапке-невидимке. Тогда же появились пословицы и поговорки. Их было очень много и они рассказывали о разных людях: правдивых и лживых, трудолюбивых и лживых, смелых и трусливых.

Были сложены пословицы о маме: «При солнышке тепло, при матери добро», Не лучше дружка, как родимая матушка», о родине: «За правое дело стой смело». Эти пословицы передавались вашим бабушкам и дедушкам, мама и папам»

В заключении дети получили задание: узнать, какие пословицы и поговорки знают их родители. Также дети узнали, что малые фольклорные жанры очень малы: ребята считали количество слов в пословицах, сопровождая каждое произнесенное слово хлопком в ладоши, и пришли к выводу, что они состоят из 4-6 слов. Воспитанники узнали, что пословицы и поговорки учат как надо поступать, и какой поступок считается плохим; узнали, что пословицами и поговорками высмеиваются трусость, лень, жадность и прославляется смелость, трудолюбие.

Пословицы и поговорки хорошо воспринимаются детьми, когда выраженный в них смысл понятен ребенку, соответствует его опыту. Например, перед старшими дошкольниками поставлена задача: навести порядок в игровом уголке и на полках с игрушками.

Работа была распределена между детьми так, чтобы без дела никто не остался. Некоторые убирали шкаф с игрушками, другие дети проверяли состояние настольно-печатных игр, лото, шашек. Однако не все дети приступили к выполнению задания.

Артем С. отошел к окну и стал смотреть в него. На вопрос, почему он не трудится вместе с другими детьми он ответил: «А что мне делать? Так скучно». Воспитатель: «Не будет и скуки, коль заняты руки. Ты поработай, выполни свое задание, тогда и не будет скучно».

Артем С. подошел к группе ребят, но за работу не взялся, а начал баловаться. Воспитатель: « Артем, ты разве не знаешь, что руки не для того даны, чтобы даром болтаться». Группа детей закончила работу. Воспитатель: «А вот тем, кто сегодня старался, я могу сказать: «Кончил дело – гуляй смело!»

Дети быстро запоминают пословицы и поговорки, особенно те, смысл которых выражен наглядно. Дети и сами начинают использовать их в своей речи.

Например, старшие дошкольники подготовились к физкультурному занятию, построились, но в зал не идут, ждут мальчика, который одевается очень медленно, кричат ему: « Скорее. Семеро одного не ждут».

Для обучения детей пониманию смысла малых форм фольклорного жанра создавались специальные ситуации. Так, воспитатель прочитала детям стихотворение С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Дети поняли смысл произведения, обсудили понятия «героизм» и «мужество».

Воспитатель сообщила, что о героизме и мужестве людей есть много пословиц и поговорок. Перед детьми была поставлена задача: объяснить, почему так говорят.

1) «Героям страх неведом»

Герой бесстрашный, он ничего не боится.

2) «Герой немногих знает, а имя его вся страна повторяет»

Героя все знают. Его по телевизору показывают и все хвалят. Он хороший.

О том, что дети понимают смысл пословиц и поговорок свидетельствует и следующий пример.

Воспитатель закончила чтение русской народной сказки «Мороз Иванович» поговоркой «Работа работе рознь». смысл этой поговорки дети объяснили следующим образом:

Алеша В.: «Девочка работала хорошо, и Мороз Иванович наградил ее. А другая ленилась и ничего не делала. Ей ничего не дал Мороз Иванович».

Пословицы и поговорки способствуют расширению знаний детей об окружающем. Например, в ходе беседы с детьми о первом месяце зимы — декабре, воспитатель познакомила детей с пословицами: «Декабрь год кончает, зиму начинает», «Декабрь – стужайло, на всю зиму землю студит».

Смысл первой пословицы дети объяснили без особых затруднений, а вот вторая пословица вызывала затруднение. Воспитатель пояснила детям значение слова «Стужайло»- в декабре земля замерзает, становится твердой и уже не оттаивает всю зиму. На прогулке она еще раз обратила внимание детей на явления, свойственные для декабря.

Не следует требовать от детей бессмысленного запоминания пословиц и поговорок. Это приведет к искусственности, неестественному запоминанию и использованию их в своей речи. А вот сказанные взрослым человеком пословицы и поговорки в определенных обстоятельствах жизни ребенка будут выполнять свою роль: обогащать детские впечатления, делать переживаемые события более яркими и эмоциональными.

С этой целью предлагаем вам поиграть с ребенком в подобные дидактические игры

Примеры дидактических игры:

«Я начну, а ты продолжи»

Задачи:

uучить понимать образные слова в пословицах и поговорках;

uразвивать интерес к значению слова;

uучить активно использовать их в речи.

Тише едешь – (дальше будешь) .

Крепкую дружбу водой — (не разольёшь) .

Один в поле — (не воин) .

Глупые ссорятся, а умные – (договариваются) .

Под лежачий камень – (вода не течет) .

Семь раз отмерь – (один отрежь) .

Что посеешь – (то и пожнешь) .

«Угадай-ка»

uучить понимать образные слова в пословицах, поговорках, фразеологизмах, активно использовать их в речи;

uразвивать понимание такого языкового явления, как многозначность слова.

Что вешают, приходя в уныние? (Повесить нос.)

Не цветы, а вянут? (Уши вянут.)

Что можно услышать в полной тишине? (Как муха пролетит.)

В чем можно утонуть опечалившись? (В слезах.)

Какую часть лица надувают обидевшись? (Надуть губы.)

Что можно искать в поле? (Ищи ветра в поле.)

«Одним словом»

Задачи:

uучить объяснять смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов;

uпознакомить с тем, что слова имеют значением смысл, в разговоре их необходимо употреблять в соответствии со значением;

uразвивать аналитическое мышление.

Как снег на голову. (Внезапно.)

Вылетело из головы. (Забыть.)

Материал logogruppa.fo.ru

Актуальность использования пословиц и поговорок при обучении иностранному языку детей дошкольного возраста.

Актуальность использования пословиц и поговорок при обучении иностранному языку детей дошкольного возраста.

Мудрость и дух народа ярко проявляются в его пословицах

и поговорках, а знание пословиц и поговорок того или иного

народа способствует не только лучшему знанию языка, но

и лучшему пониманию образа мыслей и характера народа”.

М. И. Дубровин

В последнее время иностранные все активнее входят в нашу жизнь, поэтому изучение иностранного языка начинается уже с детского сада. Гибкость механизма запоминания, отсутствие языкового барьера объясняет относительную легкость осваивания иностранных языков у детей по сравнению с взрослыми.

Способность усваивать информацию у детского мозга гораздо выше, чем этот показатель у взрослых. К трем годам мозг человека достигает 80% своего взрослого потенциала. В это время активно формируется база для последующего развития человека.

В этом возрасте дети открыты всему новому, они активно познают окружающий мир. Это делает возможным использование этих природных факторов в обучении.Изучая иностранный язык на раннем этапе своего развития, ребята приобретают необходимый лексический минимум по английскому языку, который станет неплохой подготовительной базой уже для успешного изучения иностранного языка в школе.

С другой стороны возникает проблема быстрой утомляемости детей этого возраста. Использование игры, как основного вида деятельности на уроке, обеспечивают заинтересованность детей при восприятии материала, а также снимают возможные языковые трудности. Чередование различных видов работы на уроке способствуют тому, что мозг ребенка не утомляется, а переключается на другой вид деятельности.

Главной цельюна данном этапе является развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к изучению английского языка, как средству общения и обмена информацией.

Большинство психологов отмечают, что наиболее оптимальный возраст для изучения иностранного языка – это 5-6 лет. К этому возрасту у ребенка уже четко сформированы основные понятия на родном языке.

Пословицы и поговорки не случайно выбраны в качестве одного из методов обучения. Во — первых, они представляют собой древнейший пласт устного народного творчества, во – вторых, в них ярко отражаются национальные черты характера, присущие британцам, в — третьих, познавательный момент — ребята могут подбирать к ним русские эквиваленты, делать выводы, сравнивать.

Их анализ и сравнение с аналогами в родном языке помогает формировать у ребят познавательный интерес к изучаемому предмету и культуре англоязычных стран, расширять кругозор, развивать образное мышление, творческие задатки, языковую догадку, а также внимание, память и логику. Изучение пословиц и поговорок оправдано на наш взгляд еще и тем, что они имеют четкую и выверенную структуру, ритм, рифму, состоят из небольшого количества слов, содержат яркие запоминающиеся образы.

Дети их легко запоминают благодаря краткости и особому ритму. С таким же учетом могут быть подобраны стихи и считалки. Опираясь на собственный опыт, могу утверждать, что дети с удовольствием учат стихи о животных, смешные считалки, а пословицы и поговорки, благодаря их малой стихотворной форме запоминаются еще быстрее.

Как работать с пословицами.

Пословица— это образное законченное предложение с нравоучительным смыслом, а поговорка-этословосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни.

Пословицы и поговорки годятся на все случаи жизни. Горе, радость ли, – всегда они дадут разумный совет, наставление, утешение или даже развеселят. И о ком бы или о чем в них ни говорилось, они всегда обращены к человеку.

Пословица представляет собой мини-текст, а модель понимания его является базисной моделью понимания текстов в целом, т.к. в пословице основная мысль не растворена в сюжете. Следовательно, работа над пониманием пословицы позволяет целенаправленно обучать «вычерпыванию» смыслов из текста.

С методической точки зрения пословица привлекательна как богатейший дидактический материал, количественно неисчерпаемый и удивительно разнообразный.

Велики воспитательные возможности пословицы, ведь она опирается на базовые жизненные ценности, общие для различных культур.

Как учить пониманию мини-текста?

Система работы с пословицей предполагает решение трех основных задач:

– различение в пословице прямого и переносного смысла;

– формирование умения выражать скрытую в пословице мысль своими

словами;

– обучение переносу концепта в ситуацию с тем же отношением объектов.

Поработать над инвариантностью смысла в пословицахразных народовполезно,во-первых, потому, что дети увидят, как одна и та же мысль может облекаться в разные образные словесные формулировки.

Во-вторых, это удобный случай показать, что мудрость не имеет национальных границ.

В-третьих, детям интересно понаблюдать, как в тексте отражаются приметы быта народа, природные условия разных стран, верования.

Исследования психологов доказали, что понимание смысла невозможно без актуализации образа, особенно если речь идет о ребенке. Без усиления образа решение задачи по выделению главной мысли текста часто оказывается невозможным.

Эта закономерность справедлива и по отношению к пониманию пословицы. Различению прямого и переносного смысла в ней способствуетприем иллюстрирования.Словесное иллюстрирование это когда по пословице создается рассказ или сказка.

Каждая новая пословица вводится после повторения уже выученных. От занятия к занятию запас выученных пословиц растет. Чтобы в дальнейшем сохранить интерес к данному виду работы, можно использовать различные задания:

  1. Дети отгадывают скороговорку или пословицу по одному названому слову.

  2. Вы закрываете слова, показываете иллюстрации, дети произносят соответствующую пословицу.

  3. Вы начинаете произносить пословицу, дети хором завершают.

  4. Вы даете вперемешку слова из известных пословиц, дети объединяют слова в правильном порядке и произносят их. Выполняется в парах, группах.

  5. Скороговорка или пословица по цепочке. Предлагается иллюстрация. Дети по очередности должны назвать одно за др. слова пословицы. При этом можно начинать как с первого слова, так и с последнего.

  6. Дети по кругу называют по одной пословице.

  7. Конкурс» Кто быстрее произнесет одну и ту же пословицу»‘.

  8. Кто больше назовет пословиц.

  9. Дети слушают пословицу и называют номер подходящей иллюстрации.

  10. Начало одной пословицы соединено с концом другой. Дети называют пословицы, при необходимости подбирают русский эквивалент.

  11. Соревнования в командах. Называются поочередно по одной пословице. Выигрывает та команда, которая последней назовет пословицу.

В заключение отметим, что работа с пословицей способствует формированию умения выделять концепт текста в том случае, если она проводится систематически и носит активный, творческий характер. Детям, имеющим в своем интеллектуальном фонде большой запас народной мудрости, легче выражать концепт художественного текста. Они быстро подбирают концепт-синоним в виде пословицы, облегчая себе задачу перехода с «языка образов» на «язык мысли».

Таким образом, пословицы можно использовать как на начальном этапе обучения английскому языку, когда у детей формируются произносительные навыки, так и на среднем этапе обучения, когда использование пословиц не только способствует поддержанию и совершенствованию произносительных навыков у детей, но и стимулирует их речевую деятельность.

Видеоуроки проекта «Инфоурок» на флешках USB

ОБЖ и классное руководство 1-11

172На флешке записаны материалы 4 дисков11 980 руб.

infourok.ru

Пословицы для детей — народная мудрость — Развивающие игры, занятия для раннего развития детей на MaxyBaby.net.ua

  • По всем вопросам, связанным с работой сайта и размещением информации на сайте, свяжитесь с администрацией:
  • adminmaxybaby.net.ua prmaxybaby.net.ua
  • Копирование материалов сайта (текстов, сообщений форума, фотографий, графических материалов) возможно только с указанием активной прямой доступной для индексации ссылки на наш сайт. В случае, если указан первоисточник/автор статьи, необходимо также указать автора и первоисточник.
  • Администрация сайта и форума не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями. Администрация сайта и форума не несет ответственности за содержание рекламных материалов.
  • ©MaxyBaby — сайт для родителей 2007-2015 год
  • Днепропетровск, Украина
  • Ссылка на источник maxybaby.net.ua

Использование пословиц и поговорок в умственном воспитании детей дошкольного возраста

30 Август 20110(15780) Просмотры

Психология рассматривает ум человека как функцию мозга, который заключается в точном и адекватном отображении закономерностей явлений окружающей жизни и соответствующей регуляции деятельности человека относительно освоения действительности и собственного совершенствования. Умственное развитие проявляет себя в объёме, характере и содержании знаний, уровне развития психических процессов (памяти, мышления, внимания, воображения) ; познавательных способностей, характере ведущей деятельности.

Одним из средств умственного воспитания выступает художественное слово. Художественное слово захватывает ребёнка не только внешней стороной, но и внутренним, смысловым содержанием. Дошкольник в восприятии художественного произведения не эгоцентричен.

Постепенно он учится становиться на позицию героя, мысленно ему способствовать, радоваться его успехам и грустить за неудачи. Наши предыдущие поколения создали бесчисленное количество метких, отточенных, отшлифованных, как самоцветы, высказываний, которые имеют признаки преемственности, мудрости, и неописуемой красоты, что употребляются всеми категориями населения от детства и до старости.

Пословицами называют короткие, меткие, глубокие за силой мысли народные высказывания и суждения о жизненных явлениях, которые выделяются простотой и сжатостью, логической законченностью, образной выразительностью. Характерными особенностями пословиц является аллегорическая манера суждения, обобщение, выраженное в конкретной форме, стойкость, строгость формы, которая даёт возможность легко их запомнить.

К пословицам в народной речи близки поговорки. Очень подобные своей сжатостью, силой суждение, поэтической выразительностью с пословицами, поговорки, впрочем, существенно от них отличаются.

По определению В. Даля, поговорка – «сложное, короткое высказывание, которое бытует в народе, но не составляет полной пословицы». Пословицы и поговорки почти энциклопедически раскрывают все стороны поведения человека, черты его характера.

В них отмечается, что свойства и характер человека формируются под воздействием внешней среды, жизненных условий, общих этических норм. Народная мудрость распределяет людей на хороших и злых, советует никогда не терять человеческого достоинства («Гляди, не забудь, человеком будь») . Только благодаря честному труду, хорошим поступкам человек зарабатывает себе авторитет («Не место мужчину красит, а мужчина место») и т.д.

Работа над пословицами и поговорками начинается со средней группы детей дошкольного возраста. Пословицы применяются для отработки звуковой стороны речи. Они помогают поставить произношение отдельных тяжелых согласных, особенно тех, какие отсутствуют в родном языке.

Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои чувства, интонационно окрашивая свою речь. Развивается умение творчески использовать слово, умение образно описывать предмет, давать ему яркую характеристику.

Пословицы и поговорки ярко конкретизируют в себе органическое сочетание речи и мышления. Старшие дошкольники, слушая и обсуждая содержание пословицы совершенствуют активную речь и развивают мышление.

С помощью специально организованных воспитателем речевых и творческих заданий, детям предлагается определить, о чём идет речь в пословице, или закончить пословицу соответствующим словом, а в случае затруднения просит выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов. Предлагаются также задания на развития мышления и памяти.

Взрослый проводит упражнение «Подбор пословиц» к изученным сказкам, или просит детей составить соответствующую ситуацию, которая подтвердила бы конкретные пословицы или поговорки. На развитие воображения дошкольников проводится коллективная работа методом «коллаж», инсценировка пословиц и другие творческие задания и интересные упражнения.

Пословицы и поговорки имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости, доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, лаконично и в доступной форме учат быть вежливыми, скромными, сдержанными, ответственными, уважать родителей и уважать людей. Примеры работы над пословицами и поговорками в ДОУ.

Развиваем речь дошкольников:

I. Воспитатель обсуждает с детьми вопрос:

— О каком человеке говорят: «Крутится, как белка в колесе», «Дрожит, как осиновый листок»?;

— В какой ситуации мы говорим: «Выше себя не подпрыгнешь», «Кто спешит, тот людей смешит»?;

— О каком правиле поведения напоминают нам такие пословицы: «С людьми говори вежливо», «Когда не зовут – в гости не идут», «Каждой вещи своё место»?;

— О какой черте человека говорится в таких пословицах: «От самого начала думай, какой будет конец», «Своевременная помощь, – как дождь в засуху»?;

— От чего предостерегают такие пословицы: «С кем поведёшься, того и набёрешься», «Доверяй, но и проверяй»?

II. Творческое задание

Воспитатель предлагает детям составить правила к поговорке «В правде – сила». Например: дошкольники могут предложить:

1. Говори всегда правду.

2. Не рассказывай тайну своего друга без его согласия.

3. Не обращай свою вину на других.

4. Помогай говорить правду своим близким.

5. Учи говорить правду младших по возрасту.

III. Составление словосочетания или предложения к пословице «Человек без друзей, что дерево без корня»

— одинокий муравей;

Подробней PlanetaDetstva.net

Пословицы для детей дошкольного возраста — Развитие речи — Развитие ребенка с IQsha.ru

30.06.2014, 10:19:47Просмотров:15344Просмотров:15344

Пословица — краткое изреченье, поученье, которое является народным творчеством. Изучение пословиц помогает социализации ребёнка, постижению им морально-этических норм, развивает мышление, развивает речь, делает ее более богатой и выразительной, способствует пониманию фразеологизмов, формирует умение говорить чётко и выразительно, оказывает воспитательное воздействие на личность ребенка. Рассмотрим обучающие активности с пословицами.

«Объясни пословицу». Научите ребенка объяснять пословицы своими словами. Такая деятельность прекрасно развивает мышление, умение делать собственные выводы.

Рекомендуем каждый день читать по одной или несколько пословиц. Можно обсуждать пословицы в произвольном порядке, а можно их рассматривать тематическими блоками:

Пословицы о труде. Сделал дело — гуляй смело. Дело мастера боится. Любишь кататься — люби и саночки возить.

Терпенье и труд все перетрут. Под лежачий камень вода не течет. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Делу время, потехе час. Что посеешь, то и пожнешь. Труд человека кормит, а лень портит.

Скучен день до вечера, коли делать нечего. Не спеши языком, спеши делом. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Пословицы об учебе. Больше узнаешь — сильнее станешь. Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

Ученье свет, а не ученье — тьма. По одежде встречают, по уму провожают. Век живи — век учись.

Пословицы о дружбе. Друга ищи, а найдешь — береги. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друг познается в беде. Гусь свинье не товарищ. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Старый друг лучше новых двух.

Пословицы о книгах. Не красна книга письмом, красна умом. С книгой жить — век не тужить. Книга мала, а ума придала.

Хорошая книга — лучший друг. Кто много читает, тот много знает. Книги читать — скуки не знать.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Пословицы о внешности.Не всё то золото, что блестит. Снаружи мило, а внутри гнило. Не по виду суди, а по делам гляди. Дело не в названии, а в содержании.

Снаружи — красота, внутри — пустота.

Пословицы о манере поведения. Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь. Язык мой — враг мой. Никто за язык не тянет. Семеро одного не ждут.

Тише едешь — дальше будешь. Поспешишь — людей насмешишь. Делая зло, на добро не надейся.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Запряг прямо, да поехал криво. Как аукнется, так и откликнется.

Пословицы о характере. Смелость города берет. За правое дело стой смело.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Таких рубрик очень много — о семье и родителях, о погоде и природе, временах года, о растениях и животных, о судьбе, о деньгах, о человеческих достоинствах и недостатках.

«Продолжи пословицу». Ведущий произносит начало пословицы, ребенок договаривает конец пословицы. Можно играть с использованием мяча.

«Кто больше». Ребенок и взрослый произносят пословицы по очереди. Повторять пословицы нельзя.

Побеждает тот, кто продержится дольше всех.

«Подбери пословицу». После прочтения сказки или рассказа ребенок с помощью взрослого пытается подобрать подходящую пословицу, которой можно кратко охарактеризовать героя или сюжет. Это игровое упражнение развивает способность объяснять смысл литературных произведений и делать вывод (мораль) .

«Придумай пословицу». Можно научить детей придумывать пословицы, аналогичные уже существующим. Объясните детям, что в пословице мысль выражается очень сжато, поэтому высказывание должно быть максимально кратким, без лишних слов.

Нужно составить новую пословицу, сохранив прежнюю форму. Если внимательно посмотреть ка пословицы, то можно заметить, что некоторые из них содержат слова: «каков — таков» (Каков привет, таков и ответ. Каковы сами, таковы и сани.

Какой отец, таков и сын) , «кто-тот» (Кто в нраве крут, тот никому не друг. Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник. Кто везде — тот нигде.

Кто весел, а кто и нос повесил. Кто весной не пролежит, весь год будет сыт, Кто не работает, тот не ошибается) , «как-так» (Как волка ни корми, он все в лес смотрит. Как ручки сшили, так плечики и сносили) . Эти клише можно взять за основу для сочинения собственных пословиц.

Для того, чтобы пословицы способствовали развитию детей, объясняйте им пословицы, так как многим из них присуща иносказательность, уместно используйте пословицы в своей речи, побуждайте детей самостоятельно использовать пословицы в различных ситуациях.

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Подробней IQsha.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр…

  • Фольклор для детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи…

  • Пословицы для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки — особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл…

  • Консультация развитие речи детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Особенности развития речи детей в разном возрасте. Особенности развития речи детей мл…

  • Поговорки для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки — особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл…

  • Пословицы о труде для детей дошкольного возраста

    Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Пословица недаром молвится». Развлечение «Пословица недаром молвится». учитель — логопед: Виницкая Т. В. воспитатель: Бабкина И. Н. Задачи: -…

  • Пословицы и поговорки для дошкольников

    Пословицы и поговорки о труде в работе с дошкольниками Пословицы и поговорки о труде в работе с дошкольниками Пословицы и поговорки, созданные русским народом о труде, составляют неоценимое богат…

  • Логическое мышление у детей дошкольного возраста

    Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА…

  • Проблема психического развития детей дошкольного возраста

    Влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста Первые шесть-семь лет жизни — наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это вр…

  • Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста

    Проект «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию проект на тему: «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» Актуальность да…

  • Доклад развитие речи детей дошкольного возраста

    «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»…

  • Методы развития речи детей дошкольного возраста

    Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу…

  • Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста

    Проект «Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся че…

  • Дидактические игры для детей дошкольного возраста

    Дидактические игры для детей дошкольного возраста (5–7 лет) Дидактические игры предназначены как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Неоценимая помощь воспитателя…

Напишите на небольших карточках пословицы и поговорки. Каждая пословица пишется на двух карточках – на одной начало, на другой конец.

Разложите карточки на столе. Соедините половинки пословиц самостоятельно. Прочитайте их ребенку. Спросите, понимает ли он смысл пословиц. Если ребенок недостаточно точно воспринимает ту или иную пословицу, объясните ее значение, можете привести пример из жизни, иллюстрирующий смысл пословицы. Детям школьного возраста предложите составить устный рассказ или написать короткое сочинение (из трех-пяти предложений) на тему пословицы.

Объясните ребенку разницу между прямым указанием или советом и иносказанием. Приведите примеры: «Век живи – век учись» – прямой совет. «Назвался груздем – полезай в короб» – иносказание, которое можно прокомментировать так: «Если вызвался что-то делать, потом не отказывайся от своих слов», а примеров из жизни можно привести очень много.

* * *

Если в игре участвуют несколько детей, предложите им инсценировать одну из пословиц – либо прямо по тексту, либо изобразить сценку из жизни, иллюстрирующую смысловое значение выбранной пословицы.

* * *

Предложите ребенку найти на карточках или вспомнить сходные по смыслу пословицы. Например: «В гостях хорошо, а дома лучше» и «Где родился – там и сгодился».

* * *

Дайте ребенку несколько пар карточек, предложите подобрать правую половину к левой. Если ребенок недостаточно хорошо читает, помогайте ему прочесть текст на карточках.

* * *

Прочитайте левую карточку одной из пословиц, предложите ребенку продолжить ее по памяти.

* * *

Объясните своими словами смысл какой-либо пословицы. Предложите ребенку вспомнить оригинальный текст.

* * *

Предложите ребенку придумать пословицу или поговорку – на заданную тему или произвольно.

Варианты пословиц для изготовления игры

1. Трусливому зайке и пенек – волк.

2. Не рой другому яму – сам в нее попадешь.

3. За всякое дело берись умело.

4. Дорога ложка к обеду.

5. В гостях хорошо, а дома лучше.

6. Всякому овощу свое время.

7. Где лад – там и клад.

8. Делу время – потехе час.

9. Берись дружно – не будет грузно.

10. Век живи – век учись.

11. Не хвастай победой раньше сражения.

12. Дома стены помогают.

13. Вешний день весь год кормит.

14. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

15. Без терпения нет учения.

16. Не будет скуки, когда заняты руки.

17. Где родился, там и сгодился.

18. Волков бояться – в лес не ходить.

19. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

20. Каждый кулик хвалит свое болото.

21. Глаза боятся, а руки делают.

22. Всякая ссора на совести умного.

23. Назвался груздем – полезай в короб.

24. Смелость города берет.

25. Не руби сук, на котором сидишь.

26. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

27. Кто вчера соврал – тому и завтра не поверят.

28. Готовь сани летом, а телегу зимой.

29. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

30. Дареному коню в зубы не смотрят.

31. Один в поле не воин.

32. Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

33. Дело мастера боится.

34. Здоровье – дороже золота.

35. Что посеешь – то и пожнешь.

36. Любишь кататься – люби и саночки возить.

37. Красна птица пением, а человек – умением.

38. Маленькое дело лучше большого безделья.

39. На воре шапка горит.

40. Чего в других не любишь, того и сам не делай.

41. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

42. Первый блин комом.

43. Не в свои сани не садись.

44. Один в поле не воин.

45. Худой мир лучше доброй ссоры.

Детство время золотое. За общим столом еда вкуснее. В здоровом теле — здоровый дух. Друзья прямые — братья родные. У ребёнка заболит пальчик, у матери сердце. Азбука — к мудрости ступенька. Талант трудом добывают. Отца с матерью почитать — горя не знать. Мал да удал. Делай другим добро — будешь сам без беды. На ошибках учатся. Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой. Старый друг лучше новых двух. Лад и согласие — первой счастье. Семья опора счастья. Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости. Ученью время — игре час. Лучше не обещать, чем слово не сдержать. Речь без пословицы, что суп без соли. Ласковый телёнок двух маток сосёт, а бодливому и одна не даётся. Терпенье и труд всё перетрут. Не делай того, чего надо стыдиться. Умную речь приятно и слушать. У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед. Смелость города берёт. Любовь да совет, так и горя нет. Счастье без ума — дырявая сума. Вежливость нужна каждому. Посеешь привычку — вырастишь характер. Глаза страшатся, а руки делают. Родителей не только уважай, а и помогай им. Для дружбы нет расстояния. Птица сильна крыльями, а человек дружбой. На счастливую младость не скупится радость. Любить хорошо взаимно. Всё хорошо, что хорошо кончается. Береги платье снову, а честь смолоду. Первый шаг труден. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Не прячь свои неудачи от родителей. При солнышке тепло, при матери добро. Повторенье — мать ученья. Век живи — век учись. Добрым быть — долго жить. Что можешь делать сегодня, не откладывай на завтра. Хорошая книга — лучший друг. Добро того учить, кто слушает. С кем поведёшься, от того и наберёшься. Где гнев, там и вред. Лучше поздно, чем никогда. Ум золота дороже. Сердце матери греет лучше солнца. Слово не воробей: вылетит не поймаешь. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Правдивый человек не покривит душой. Нет друга — ищи, а нашел — береги. У милого дитяти много имён. Не зная броду, не лезь в воду. Нет такого дружка, как родимая матушка. Чистота — залог здоровья. Друг в беде узнаётся. В доме, где свежий воздух и солнечный свет, врач не надобен. На свете всё найдешь, кроме родной матери. Скромность красит человека. Яйца курицу не учат. Отец — наставник, брат — опора, а друг и то и другое. Счастье и труд рядом живут. Ласковым словом и камень растопишь. Все бобры добры до своих бобрят. После драки кулаками не машут. Послушному сыну родительский наказ не тягостен. Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать. Любому молодцу скромность к лицу. Легко найти счастье, а потерять и того легче. Дерево живёт корнями, а человек друзьями. Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Любишь розу, так люби и шипы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector