Презентация 7 класс литература пословицы и поговорки

Оглавление [Показать]

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» п.Старый Бисер

Горнозаводского района

Пермского края

Урок литературы в 7 классе

по теме: «Пословицы, поговорки»

Выполнил: Макарова Маргарита Ильинична,

учитель русского языка и литературы

п.Старый Бисер

2015 год

Цели:

-Прививать интерес к урокам литературы.

-Учить детей глубокому уважению к истории и культуре страны.

-Воспитывать познавательный интерес к устному народному творчеству.

-Развивать внимание, образное мышление, творческое воображение, тренировать память;

Задачи:

  • Обогатить речь учащихся пословицами и поговорками;

  • Показать сходство и различие между пословицами и поговорками;

  • Раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок;

  • Воспитывать бережное отношение к языку и мотивировать познавательный интерес к предмету.

Оборудование:

— выставка книг: В.Степанов Словарь-игра Русские пословицы и поговорки

от А до Я.

— П.Аникин «К мудрости ступенька»,

-Л. Толстой « Скучен день до вечера, коли делать нечего»,

-сборники пословиц, поговорок;

-портреты А. С.Пушкина, В. И.Даля, А. М.Горького.

-плакаты с высказываниями А. С.Пушкина, В. И.Даля, А. М.Горького:

Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото.

(А. С.Пушкин)

Пословицы — это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый.

(В. И.Даль)

В простоте слова — самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.

(А. М.Горький)

Ход урока:

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли на урок? Обратите внимание на парты, на них лежат рисунки. Выберите мимический рисунок, передающий ваше настроение (дети поднимают рисунки)

  1. А теперь посмотрите, пожалуйста, на доску (на доске картинки с пословицами и поговорками)

-Что вы вспомнили, глядя на подписи к этим иллюстрациям ? (ответы детей)

— Как вы думаете какова тема нашего урока? (ответы детей)

. — Правильно, сегодня на уроке мы поговорим о пословицах и поговорках, об их сходстве и различии, о мудрости и поучающем смысле.

— А теперь послушаем о появлении пословиц и поговорок и их собирателях (выступает подготовленный ученик).

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирание пословиц началось в 16 веке, а может и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к 17-18 в.в. Большинство составителей этих сборников неизвестны. Начало научному изучению русских пословиц и поговорок положил М.В.Ломоносов. Лишь со второй половины 18 в. сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были И.М.Снегирев , ФИ.Буслаев, А.Н.Афанасьев и другие. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль. (показать портрет). Его труд считается непревзойденным .

Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки, услышанные им от крестьян, ремесленников, солдат. Больше тридцати лет по крупицам собирал и записывал пословицы и поговорки. Им собрано огромное количество — 25 тысяч пословиц и поговорок.

Кроме сборника «Пословицы русского народа», В.И.Даль подготовил и издал капитальный труд — четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка» , где привел множество пословиц и поговорок. Далю адресованы слова А.С.Пушкина: « Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

-Проверка домашнего .

Яркие, сочные пословицы использовались величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно. Широко использовали и используют в своей речи пословицы и поговорки и куряне, и наши курские писатели и поэты.

«На чужой каравай рот не разевай» рассказ «Потрава »Е.И.Носова .

Куряне- те же дворяне, только сено в бороде. До сего времени в Курской области поют — Курские соловьи (очень красиво поют). Тот, кто расточает красивые слова с целью обмана: Курским соловьем заливается.

  1. Сравнение пословиц и поговорок.

-Ребята, а как вы думаете ,чем отличаются следующие высказывания

«Надо трудиться» и «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

«Пришел тот, о ком только что говорили» и «Легок на помине» (ответы детей)

— (отличие состоит в том, что пословицы и поговорки более образны, экспрессивны, легче запоминаются)

-Чем отличаются пословицы от поговорок? Или это одно и то же?

Посмотрите на доску.

Ученье свет, а неученье — тьма Своя рука — владыка

Слово не воробей, Охота пуще неволи.

Вылетит — не поймаешь. За словом в карман не лезет.

Красна изба углами, а стол пирогами.

-В каком столбце пословицы, в каком — поговорки?

(Пословицы слева, они выражают мысль более полно, чем поговорки)

Комментарий учителя: В.И.Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла. Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица — ягодка; и это верно»

-Как вы думаете, какую ценность для нас имеют поговорки и пословицы, почему мы считаем их важной частью народного творчества? (ответы детей)

(Они выражают народную мудрость и отношение к миру)

  1. Знакомство со статьей учебника.

  1. Чтение статьи стр.35-36.

  2. Задание: привести свои примеры пословиц и поговорок и записать их вместе с определениями в тетрадь.

  3. Работа со словарем В.И.Даля (Дети работают в парах)

Даль изучал и записывал в свой словарь не только слова, но и пословицы и поговорки в качестве примеров, в которых образный язык народа проявлялся особенно ярко. Найдите в словаре статьи: «труд», «работа»(1 пара), «любовь» (2 пара), «честь », «доблесть» пара(3 пара) и прочтите пословицы, которые автор приводит в качестве примера бытования слова.

Как вы понимаете смысл пословиц, приведенных в статье?

IV.Работа с текстами пословиц.

-А теперь вернемся к учебнику. Прочитайте пословицы, приведенные в нем.

-Какие из них можно назвать устаревшими? Сохранилось ли для нас сейчас значение этих пословиц, имеют ли они эстетическую ценность по-прежнему?

Учитель: Ребята, не только у русского народа встречаются пословицы и поговорки, но и у других народов есть свои.

Прочитайте статью учебника «Мудрость народов». Найдите в ней пословицы разных народов. Можно ли найти пословицы, имеющие один и тот же смысл у разных народов? Приведите примеры. Как вы это объясняете?

-Физкультминутка. Слушаете пословицы и выполняете те движения, о которых говорится в них.

Вчера Макар грядки копал, ныне Макар в воеводы попал.

Расти большой, не будь лапшой.

Грозит мышь кошке, да из норы.

Дул было в ту дудку, да не пищит

V. Творческие задания.

1. Послушайте рассказ и просигнальте, подняв руку, когда услышите

пословицу или поговорку.

Договорились мальчики рано утром пойти рыбу ловит Саша, Витя, Миша

пришли в условленное место, а Коли нет.

— Семеро одного не ждут, — сказал Саша.

— Справим дело и без Новгорода, — подхватил Витя.

— Пусть рвет на себе волосы, а мы больше ждать не будем,- поддержал друзей

Миша.

Но тут показался бегущий Коля.

— Не могу вставать с петухами,- сказал запыхавшийся мальчик.

— Врет и глазом не моргнет, — сурово заметил Саша.

— Уговор дороже денег, — вставил Витя.

— Тебя за опоздание надо за ушко да на солнышко, — буркнул Миша.

— Ладно, ребята, не дразните собаку, и лаять не станет. Пойдемте лучше скорее

на речку.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть, — сказал примиряюще Коля.

— За малое судиться — большое потерять, — улыбнулся Саша. И все мальчики

зашагали к речке.

2. Вспомните пословицы и поговорки, в состав которых входит цифра семь, и объясните их:

У семи нянек дитя без глазу.
Семь бед — один ответ.
Семи пядей во лбу.
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
Семеро одного не ждут.

У него семь пятниц на неделе.
Седьмая вода на киселе.
Семь верст до небес и все лесом.
За семь верст киселя хлебать.

3. Опознать поговорку по ее шуточному толкованию.

  1. Какая пословица повествует о явлении, которое обязательно произойдёт, если ракообразное на возвышенности произведёт резкий звук? (Когда рак на горе свистнет).

  2. В какой поговорке говорится о том, что неправильно помещать животное позади транспортного средства? (Не ставь телегу перед лошадью).

  3. Какая пословица говорит о событии, которое происходит в конце недели после атмосферных явлений? (После дождичка в четверг).

  4. В какой поговорке сказано о недопустимости опережения предков при работе с огнём? (Не лезь вперёд батьки).

VI.Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

Наш урок подошел к концу. А сейчас выберите мимический рисунок (смайлик), передающий теперь ваше настроение.

Заключительное слово учителя. Меняются времена, а наставления наших прапрадедов с добром и с умом поправляют нас, подбадривают, утешают, наставляют. Пусть пословица живёт в вашей речи, не исчезает, а вы передадите пословицы своим детям и внукам. Ведь пословицы — это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь. Пословицы прекрасны. И наш долг — беречь этот мудрый чистый родник. Читайте произведения разных жанров устного народного творчества. Уважайте мудрость отцов!

VII. Домашнее задание.

Сочинение по пословице (на выбор)

Приложение.

Урок литературы в 7 классе

по теме: Пословицы, поговорки.

Цели:

-Прививать интерес к урокам литературы.

-Учить детей глубокому уважению к истории и культуре страны.

-Воспитывать познавательный интерес к устному народному творчеству.

-Развивать внимание, образное мышление, творческое воображение, тренировать память; 

Задачи:

Обогатить речь учащихся пословицами и поговорками;

Показать сходство и различие между пословицами и поговорками;

Раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок;

Воспитывать бережное отношение к языку и мотивировать познавательный интерес к предмету.

Оборудование:

— выставка книг: В.Степанов Словарь-игра Русские пословицы и поговорки

от А до Я.

— П.Аникин «К мудрости ступенька»,

-Л. Толстой « Скучен день до вечера, коли делать нечего»,

-сборники пословиц, поговорок;

-портретыА. С.Пушкина, В. И.Даля, А. М.Горького.

-плакаты с высказываниями А. С.Пушкина, В. И.Даля, А. М.Горького:

Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото

(А. С.Пушкин)

Пословицы — это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый.

(В. И.Даль)

В простоте слова — самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.

(А. М.Горький)

Ход урока:

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли на урок? Обратите внимание на парты, на них лежат рисунки. Выберите мимический рисунок, передающий ваше настроение (дети поднимают рисунки)

А теперь посмотрите, пожалуйста, на доску (на доске картинки с пословицами и поговорками)

-Что вы вспомнили, глядя на подписи к этим иллюстрациям ? (ответы детей)

— Как вы думаете какова тема нашего урока? (ответы детей)

. – Правильно, сегодня на уроке мы поговорим о пословицах и поговорках, об их сходстве и различии, о мудрости и поучающем смысле.

— А теперь послушаем о появлении пословиц и поговорок и их собирателях (выступает подготовленный ученик).

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирание пословиц началось в 16 веке, а может и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к 17-18 в.в. Большинство составителей этих сборников неизвестны. Начало научному изучению русских пословиц и поговорок положил М.В.Ломоносов. Лишь со второй половины 18 в. сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были И.М.Снегирев , ФИ.Буслаев, А.Н.Афанасьев и другие. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль. (показать портрет). Его труд считается непревзойденным .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий