Пословицы с пояснениями

Оглавление [Показать]
Яблоко от яблони недалеко падает Пришла беда – отворяй ворота
Что в лоб, что по лбу Как корова языком слизнула
Чем богаты, тем и рады Не рой яму другому – сам в нее попадешь
Не лыком шит Волос долог, да ум короток
Умный бы ты был человек — кабы не дурак Кому война, а кому мать родна
Без царя в голове Смелому и море по колено
Укатали сивку крутые горки На воре и шапка горит
У страха глаза велики Хвост вытащишь – голова увязнет
Тише едешь — дальше будешь Голь на выдумку хитра
Хорошо там, где нас нет Гусь свинье не товарищ
Сядем рядком да потолкуем ладком Не в бровь, а в глаз
Слово — серебро, молчание — золото Яблоко от яблоньки недалеко падает
Семь пятниц на неделе Копейка рубль бережет
Седина в бороду — бес в ребро Из огня да в полымя
Сделал дело — гуляй смело Не хош кулеш – ничего не ешь
Сам заварил кашу — сам её и расхлёбывай Язык без костей
С волками жить — по-волчьи выть Одного поля ягоды
Русский медленно запрягает, да быстро едет Щи да каша — пища наша
Раз на раз не приходится Шила в мешке не утаишь
Работа дураков любит Что упало, то пропало
Переливать из пустого в порожнее Цыплят по осени считают
Первый блин — комом Уродится не уродится, а паши
Паршивая овца всё стадо портит Уговор дороже денег
Один в поле не воин У семи нянек дитя без глазу
Овчинка выделки не стоит Терпенье и труд всё перетрут
Обещать – дело господское, исполнять – холопское Такое сено, что сам бы ел, да деньги нужны
Быстро только кошки родятся Сытое брюхо к учению глухо
Нужда крепче закона Старый друг лучше новых двух
Новая метла по-новому метёт Сосед спать не даёт: хорошо живет
Ни уму, ни сердцу Собака лает — ветер носит
Ни Богу свечка, ни черту кочерга Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь
Нет дыма без огня Семь раз отмерь — один отрежь
Не учи учёного Своя рубашка ближе к телу
Не так страшен чёрт, как его малюют С поганой овцы — хоть шерсти клок
Не по Сеньке шапка С глаз долой — из сердца вон
Не плюй в колодец — придётся напиться Рыба рыбою сыта, а человек человеком
Нечего не зеркало пенять, коль рожа крива Рука руку моет, вор вора кроет
Не обманешь — не продашь Речист, да на руку нечист
Не мытьём, так катаньем Работа не волк — в лес не убежит
Не знаешь, где найдёшь, где потеряешь Работа веселье любит
Не буди лихо, пока оно тихо Пьяному море по колено, а лужа по уши
Нашла коса на камень Пуганая ворона и куста боится
Назвался груздем — полезай в кузов Пришел марток, надевай двое порток
На нет и суда нет Правда глаза колет
На нас где сядешь, там и слезешь Поспешишь — людей насмешишь
На каждый роток не накинешь платок Посеешь поступок, пожнёшь привычку
На каждый чих не наздравствуешься Попытка — не пытка, а спрос — не беда
На Бога надейся, а сам не плошай Пока не запряг — не нукай
Мягко стелет, да жёстко спать Поели, попили, пора и честь знать
Мы люди не гордые: нету хлеба, давай пироги По Сеньке и шапка
Муж да жена — одна сатана По мощам и елей
Муж — голова, а жена — шея Плохо овцам, коли волк пастух
Моя хата с краю Охал бы ты дядя на себя глядя
Маленькая собачка всю жизнь щенок Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын
Мал клоп, да вонюч Обещанного три года ждут
Любишь кататься — люби и саночки возить Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз
Лучше синица в руках, чем журавль в небе Ни два ни полтора
Лучше поздно, чем никогда Нет худа без добра
Как пришло, так и ушло Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги
Ласковый теленок двух маток сосёт Не тот вор, что крадёт, а тот вор, что концы хоронит
Куй железо, пока горячо Не строй церкви, пристрой сироту
Со свиным-то рылом, да в калашный ряд Не по достатку еда — тоже беда
Куда ни кинь — всё клин Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня
Кто рано встаёт, тому Бог даёт Не окрикнув лошади, в стойло не лезь
Что посеешь, то и пожнешь Сытого потчевать не накладно
Кто не успел, тот опоздал Не любо — не слушай, а врать не мешай
Кто много знает, тот мало верит Не красна изба углами — красна пирогами
Кто про что, а вшивый про баню Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел
Кто в лес, кто по дрова Не душой худ, а просто плут
Копейка рубль бережёт Не всё то золото, что блестит
Конь о четырёх ногах, а спотыкается Наше дело телячье — поел да в закут
Коней на переправе не меняют Наш пострел везде поспел
На чужой медок – не разевай роток На золоте стоим, а нагнуться ленимся
Клин клином вышибают На других умён, на себя глуп
Кашу маслом не испортишь На всех угождать — самому в дураках сидеть
Как потопаешь, так и полопаешь Много нам бед делали — хан крымский да папа римский
Как аукнется, так и откликнется Много выбирать — женатым не бывать
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся Милые бранятся — только тешатся
Из грязи да в князи Люди пахать, а мы руками махать
И швец, и жнец, и на дуде игрец Любишь гостить — люби и к себе звать
Знать не знаю, ведать не ведаю Кот из дому, мыши в пляс
Незваный гость – хуже татарина Коготок увяз — всей птичке пропасть
Запасливый лучше богатого Каков вопрос, таков и ответ
Где боком, где скоком За всё браться — ничего не сделать
За спрос и показ, денег не берут Жид обманом сыт
За морем телушка — полушка, да рупь — перевоз Жена ублажает — лихое замышляет
Пропал ни за грош Жаль, жаль, а пособить нечем
Жизнь прожить — не поле перейти Жалует царь, да не жалует псарь
Хитрость лисы – в глупости куриц Есть терпение — будет и умение
Ври да не завирайся! Его пустили погреться, а он уж и детей крестить
Жена не лапоть: с ноги не сбросишь Дружба дружбой, а служба службой
Желай по силам, тянись по достатку Дочернины дети милее своих
Если бы да кабы, да во рту росли грибы Добрый портной с запасом шьёт
Хоть кол на голове теши – он все своё Добро должно быть с кулаками
Ты ему слово – он тебе десять До свадьбы заживёт
И смех, и грех До Бога высоко, до царя далеко
Выдрали как Сидорову козу Дитя не плачет — мать не разумеет
Вчера не догонишь, а от завтра не уйдёшь Деньги не голова: дело наживное
Всяк кулик своё болото хвалит Девичье «нет» — не отказ
Всяк сверчок знай свой шесток Давай дружить: то я к тебе, то ты меня к себе
Всему своё время Голодный волк сильнее сытой собаки
Где родился – там и пригодился Голова как лукошко, а ума ни крошки
Все мы под Богом ходим Говорить правду — терять дружбу
Старый конь борозды не портит, но и глубоко не пашет Где клятва, тут и преступление
Ворон ворону глаз не выклюет Всякая козявка лезет в букашки
Вор у вора дубинку украл Все черти одной шерсти
Волка ноги кормят Вместе тошно, а врозь скучно
Вода камень точит Вечный мир — до первой драки
Слово – серебро, молчанье – золото В людях лапочка, а дома чёрт
Птицу видно по полету В деньгах родства нет
Видит око, да зуб неймёт В весёлый час и смерть не страшна
Взялся за гуж — не говори, что не дюж Баба и чёрта перехитрит
Велика фигура – да дура Барин за барина, мужик — за мужика
Мал золотник – да дорог Бедному зятю и тесть не рад
Век живи — век учись, а дураком помрешь Бедному смерть не страшна
Ваши бы слова да Богу в уши Бела берёза, да дёготь чёрен
Вали валом – потом разберем Белую ворону и свои заклюют
В чужой монастырь со своим уставом не ходят Блудлив как кот, труслив как заяц
Бери в работе умом, а не горбом Блудный сын — ранняя могила отцу
Беспутному сыну и богатство не впрок Богат, как церковная мышь
В чём душа держится Богатого не отличишь от вороватого
В тихом омуте черти водятся Богатому и чёрт ребёнка качает
В гостях хорошо, а дома лучше Богатый как хочет, а бедный как может
Один с сошкой, а семеро с ложкой Болтун речист, да на руку не чист
Баба с возу — кобыле легче Большому уму и в маленькой голове не тесно
Баснями сыт не будешь Борода до колена, а дров ни полена
Беда не приходит одна Брюхо сыто, да глаза голодны
Без ножа зарезал Будет добро, да долго ждать
Без труда не вытащить и рыбки из пруда Будет тихо — будет и лихо
Бей своих, чтобы чужие боялись Будь малым доволен — больше получишь
Береги платье снову, а честь смолоду Был бы конь, а уздечку найдём
Бережёного Бог бережёт Был в той школе — уж не обманешь
Берут завидки на чужие пожитки Дурная голова ногам покоя не даёт
Бешеной собаке семь вёрст не крюк Дуракам закон не писан
Бешеной собаке хвост рубят по уши Дружба дружбой, а табачок врозь
Ближний сосед лучше дальней родни Друг познаётся в беде
Близок локоток, да не укусишь Дорога ложка к обеду
Бог дал, Бог и взял Дорого яичко в Христов день
Бог любит Троицу Или пан, или пропал
Бог не выдаст — свинья не съест Долгие проводы — лишние хлопоты
Бог не Тимошка, видит немножко Долг платежом красен
Бог терпел и нам велел Доверяй, но проверяй
Бог шельму метит Деньги счёт любят
Богатство — грязь, ум — золото Делу время — потехе час
Богатство с деньгами, голь с весельем Дело мастера боится
Бодливой корове Бог рог не даёт Двое пашут, а семеро руками машут
Божьем именем сыт не будешь Дают — бери, а бьют — беги
Боится, точно чёрт ладана Даром — за амбаром
Больше пота — меньше крови Дарёному коню в зубы не смотрят
Большой милостыней в рай не войдешь Дай с ноготок, запросит с локоток
Большому куску и рот рад Гуляли веселились, посчитали — прослезились
Браниться бранись, а за милого держись Готовь сани летом, а телегу зимой
Будет день — будет пища Горбатого могила исправит
Будешь много знать — скоро состаришься Голова не для шапки дана
Будь как дома, но не забывай, что в гостях Говорят, что кур доят, а пошли, и титек не нашли
Бумага всё терпит Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке
Был конь, да изъездился Глаза боятся, а руки делают
Был ум – да весь вышел Смотрю в книгу – вижу фигу
Была бы шея, а хомут найдется В бане веник — дороже денег
Было, да сплыло Да он лыка не вяжет

10 Ноябрь 2017      

ditim

Просмотров:   307

В школе задания с пословицами задают часто, эти меткие, назидательные выражения развивают речь, позволяют глубже понять русский язык и менталитет русского народа. Детям помладше можно предложить найти 10 пословиц с картинками и объяснениями. Толкования пословиц с иллюстрациями дают различные интернет-сайты и сборники для детей:

  • Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей (сост. Т. В. Розе),
  • Иллюстрированный толковый словарь пословиц и поговорок для детей (сост. С. Н. Зигуненко).

Примеры:

Мы бы рекомендовали приобрести эти сборники для работы с пословицами на уроках в школе и детском саду.

Пословица — краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм «Войти в пословицу» — стать общеизвестным благодаря своей характерности. Так, многие строки басен И.А.Крылова вошли в пословицу. Поговорка — краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от поговорки, законченного высказывания (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, Толковый словарь русского языка). Чем отличается пословица от поговорки? В общем случае, пословица учит людей, в ней скрыт глубокий смысл. Поговорка является метким замечанием относительно какого-либо события, явления, объекта. Сравните: «делу время, потехе час» — пословица, «час от часу не легче» — поговорка.

Пословицы и поговорки — произведения устного тверчества народа. Читать их интересно и увлекательно. В них отражён быт человека, любовь к родителям, подмечены черты характера людей и описаны природные явления. Они не устаревают, будут читаться и всегда найдут отклик в человеческой душе. Среди пословиц и поговорок есть те, что сложены русскими писателями и поэтами, те, что были сложены в совесткое время, а есть пословицы и поговорки наших дней.

Какова земля, таков и хлеб.

Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

Как в мае дождь, так будет рожь.

Коню — овёс, а земле — навоз.

Кукушка закуковала — пора сеять лён.

Лягушка с голосом — сей овёс.

Овёс любит ходить в воду да в пору.

Ранний пар родит пшеничку, а поздний — метличку.

Рожь кормит сплошь, а пшеница по выбору.

Волка ноги кормят.

Заря золотом осыпает.

Золото — не золото, не быв под молотом.

Золото познаётся к огне, человек — в труде.

Золото и в грязи блестит.

Куй железо пока горячо.

Как ленивая лошадь: что ударишь, то уедешь.

Как медведь — в лесу души нет.

Как слон слоняется.

Много звезд на небе, да высоко. Много золота в земле, да глубоко. А за пазухой грош на всякое время хорош.

Посеяв ячмень, пшеницы не жди.

И собака свою сторону знает.

Родина краше солнца, дороже золота.

Гусь за море полетел, гусь, а не лебедь, и назад прилетел.

На чужбине и собака тоскует.

А богатый и на золото слёзы льёт.

Голо, голо, а луковица во щи есть.

Голод и волка из лесу гонит.

Голодный волк сильнее сытой собаки.

Горек обед без хлеба.

Дорог хлеб, коли денег нет.

Живёт кошка, живёт собака, да какая жизнь?

Много ржи, да все лебеда.

Овцу стригут, баран дрожит.

И медведь в неволе пляшет.

У коня овса без выгребу, а он рвётся на волю.

Был бы хлеб, а каша будет.

Хлеб — кормилец.

Хлеб в пути — не тягость.

Хлебом люди не шутят.

Горох да репа — животу не укрепа.

Горох — не рябина, а все едино.

Поел бы редьки, да зубы редки.

Репу есть — невеликая честь.

Звал волк козу на пир, да коза нейдёт.

Корова в тепле — молоко на столе.

Не верь гречихе в цвету, а верь в закрому.

Не родится мак — проживёшь и так.

У святого коня — восемь ног.

Алтын серебра не ломит рёбра.

Лиса семерых волков проведёт.

Еще больше пословиц на МоиПословицы.ру.

Смотрите пословицы и поговорки на другие темы:

Пословица не даром молвится.

  1. Бить баклуши: В старину отколотые от полена чурки — заготовки для деревянной посуды — называли баклушами. Их изготовление считалось лёгким, не требующим усилий и умения делом. Сейчас мы употребляем выражение «бить баклуши» для обозначения безделья.
  2. Не мытьём, так катаньем: В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной. Сегодня для обозначения достижения цели любым способом употребляется выражение «не мытьём, так катаньем».
  3. Дело в шляпе: В старину гонцы, доставлявшие почту, зашивали под подкладку шапки или шляпы очень важные бумаги, или «дела», чтобы не привлекать внимания грабителей. Отсюда происходит выражение «дело в шляпе».
  4. Вернёмся к нашим баранам: В средневековой французской комедии богатый суконщик подаёт в суд на пастуха, стянувшего у него овец. Во время заседания суконщик забывает о пастухе и осыпает упрёками его адвоката, который не уплатил ему за шесть локтей сукна. Судья прерывает речь словами: «Вернёмся к нашим баранам», ставшими крылатыми.
  5. Внести свою лепту: В Древней Греции существовала мелкая монета лепта. В евангельской притче бедная вдова жертвует на строительство храма две последние лепты. Из притчи произошло выражение «внести свою лепту».
  6. Верста коломенская: В 17 веке по распоряжению царя Алексея Михайловича, между Москвой и летней царской резиденцией в селе Коломенском было заново произведено измерение расстояний и установлены очень высокие верстовые столбы. С тех пор высоких и худощавых людей называют «верстой коломенской».
  7. Гнаться за длинным рублём: В 13 веке денежной и весовой единицей на Руси была гривна, делившаяся на 4 части («рубля»). Особенно увесистый остаток слитка называли «длинным рублём». С этими словами связано выражение про большой и лёгкий заработок — «гнаться за длинным рублём».
  8. Газетная утка: «Один ученый, купив 20 уток, тотчас приказал разрубить одну из них в мелкие кусочки, которыми накормил остальных птиц. Несколько минут спустя он поступил точно так же с другой уткой и так далее, пока осталась одна, которая пожрала, таким образом, 19 своих подруг». Эту заметку опубликовал в газете бельгийский юморист Корнелиссен, чтобы поиздеваться над легковерием публики. С тех пор, по одной из версий, лживые новости называют «газетными утками».
  9. Всыпать по первое число: В старые времена учеников школы часто пороли, иногда просто так, для профилактики. Если наставник проявлял особое усердие, и ученику доставалось особенно сильно, его могли освободить от дальнейших порок, вплоть до первого числа следующего месяца.
  10. Игра не стоит свеч: Во времена, когда еще не было электричества, картежники часто собирались для игры вечером при свечах. Часто ставки и, соответственно, выигрыш победителя были настолько малы, что не окупали даже свечи. Отсюда родилось выражение “игра не стоит свеч”.
  11. Козёл отпущения: По древнееврейскому обряду, в день отпущения грехов первосвященник клал руки на голову козла и тем самым возлагал на него грехи всего народа. Отсюда пошло выражение «козёл отпущения».
  12. Дойти до ручки: На Руси калачи пекли с ручкой, за которую их носили. Потом ручку отламывали и, из соображений гигиены, выбрасывали. Эти ручки подбирали и ели собаки и нищие. Так появилось выражение “дойти до ручки” – обнищать, опуститься.
  13. Голубая кровь: Испанская королевская семья и дворянство гордились тем, что, в отличии от простого народа, они ведут свою родословную от вест-готов и никогда не смешивались с маврами, проникшими в Испанию из Африки. В отличие от смуглокожих простолюдинов, на их бледной коже выделялись синие вены, и поэтому они гордо называли себя «голубая кровь». Отсюда это выражение для обозначения аристократии проникло во многие европейские языки, в том числе и в русский.
  14. Подонки: Подонками называли остатки жидкости, остававшейся на дне вместе с осадком. А так как по трактирам и кабакам частенько шлялся всякий сброд, допивающий мутные остатки алкоголя за другими посетителями, то вскоре слово подонки перешло на них.
  15. Авгиевы конюшни: По легенде, царь Авгий был заядлым коневодом: в его конюшнях стояли 3000 коней. Однако, по какой-то причине, в течение 30 лет конюшни никто не чистил. А когда Геракл пытался сделать себе имя в сфере подвигов, ему и было поручено их почистить. Геракл отвёл в конюшни русло реки Алфеи и потоком воды вымыл весь навоз. С тех пор, выражение “авгиевы конюшни” применяется ко всему запущенному или загрязненному до последнего предела.
  16. Пошлость: слово исконно русское, коренящееся в глаголе “пошли”. До XVII века оно употреблялось в благопристойном значении, и означало все привычное, традиционное, совершаемое по обычаю – то, что ПОШЛО исстари. Однако с Петровскими реформами, прорубкой окна в Европу и нововведениями, слово “пошлый” потеряло уважение и стало означать “отсталый, некультурный, простоватый”.
  17. Играть на нервах: После открытия врачами древности нервов в организме человека они назвали их по сходству со струнами музыкальных инструментов тем же словом — nervus. Отсюда возникло выражение для раздражающих действий — «играть на нервах».
  18. Дышит на ладан: По христианскому обычаю, человека, которому оставалось недолго жить, священник исповедовал, причащал и кадил ладаном. В результате для обозначения болезненного человека или еле работающего устройства закрепилось выражение «дышит на ладан».
  19. Перемывать косточки: По представлениям некоторых народов, всякий нераскаявшийся грешник, если над ним тяготеет проклятие, после смерти выходит из могилы в виде упыря или вампира и губит людей. Чтобы снять заклятье, нужно выкопать останки покойника и промыть его кости чистой водой. Сегодня выражение «перемывать косточки» обозначает разбор характера человека.
  20. Деньги не пахнут: Когда сын римского императора Веспасиана упрекнул его в том, что он ввёл налог на общественные туалеты, император показал ему поступившие от этого налога деньги и спросил, пахнут ли они. Сын дал отрицательный ответ. Отсюда произошло выражение «деньги не пахнут».
  21. Закадычный друг: Старинное выражение «залить за кадык» означало «напиться», «выпить спиртного». Отсюда образовался фразеологизм «закадычный друг», который сегодня употребляется для обозначения очень близкого друга.
  22. Делу время, а потехе час: Собственноручная приписка царя Алексея Михайловича (1629 – 1676) к сборнику правил соколиной охоты, излюбленной потехи того времени. Говорится обычно в качестве напоминания человеку, который, развлекаясь, забывает о деле.
  23. Двум смертям не бывать, а одной не миновать: Неизбежное все равно случится, рискуешь или нет. Говорится о решимости сделать что-нибудь, связанное с риском, опасностью, и в то же время с надеждой, что опасности все-таки удастся избежать.
  24. Первый блин комом: Часто бывает, что первый блин не удается хозяйке (плохо снимается со сковороды, пригорает), но по нему хозяйка определяет, хорошо ли замешено тесто, прогрелась ли сковорода, не нужно ли добавить масла. Говорится в оправдание неудачного начала нового, трудного дела.
  25. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь: Говорится, когда кто-то берется сразу за несколько (как правило, выгодных для себя) дел и поэтому ни одного не может сделать хорошо или довести до конца.
  26. Бабушка надвое сказала: Надвое (прост.) – неопределенно, с возможностью понимать так или иначе. Неизвестно, сбудется ли то, что предполагают; еще неизвестно, как будет: так или иначе. Говорят, когда сомневаются в осуществлении того, что предполагают.
  27. За одного битого двух небитых дают. За одного ученого двух неученых дают: Говорят, когда понимают, что наказание за допущенные ошибки идет на пользу человеку, потому что так он приобретает опыт.
  28. Старый друг лучше новых двух: Говорится, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга.
  29. Ум хорошо, а два лучше: Говорится, когда при решении какого-то вопроса обращаются за советом к кому-нибудь, когда решают дело вместе.
  30. Заблудиться в трех соснах: Не суметь разобраться в чем-нибудь простом, несложном, не суметь найти выход из самого простого затруднения.
  31. От горшка три вершка: Очень низкий, низкого роста, маленький.
  32. С три короба: Очень много (наговорить, наобещать, наврать и т.п.).
  33. Обещанного три года ждут: Говорят шутливо, когда не верят в скорое выполнение кем-либо данных обещаний или когда исполнение того, что обещано, затягивается на неопределенное время.
  34. Плакать в три ручья: То есть очень горько плакать.
  35. Пятое колесо в телеге: Лишний, ненужный в каком-либо деле человек.
  36. Семеро одного не ждут: Так говорят, когда начинают какое-то дело без того, кто опоздал, или с упреком тому, кто заставляет многих (не обязательно семерых) ждать себя.
  37. Семь бед – один ответ: Рискнем еще раз, и если придется отвечать – так за все сразу, одновременно. Говорится о решимости сделать еще что-нибудь рискованное, опасное в добавление к уже сделанному.
  38. Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь: Перед тем сделать что-нибудь серьезное, тщательно все обдумай, все предусмотри. Говорится в качестве совета обдумать все возможные варианты действий перед началом какого-нибудь дела.
  39. У семи нянек дитя без глазу: Без глазу (устар.) – без присмотра, без надзора. Дело выполняется плохо, неудовлетворительно, когда за него отвечают сразу несколько человек. Говорится, когда несколько человек (или даже организаций), ответственных за дело, надеются друг на друга и каждый в отдельности относится к своим обязанностям недобросовестно.
  40. Все трын-трава: Таинственная “трын-трава” — это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась “тын-трава”, а тын — это забор. Получалась “трава подзаборная”, то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.
  41. Всыпать по первое число: Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если “наставник” переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.
  42. Гол как сокол: Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле “сокол” — старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая (“голая”) чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!
  43. Сирота казанская: Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно “казанская”? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.
  44. Шиворот-навыворот: Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.
  45. Водить за нос: Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.
  46. Козел отпущения: Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.
  47. Точить лясы: Лясы (балясы) — это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала “точить балясы” означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.
  48. Тертый калач: В старину действительно был такой сорт хлеба — “тертый калач”. Тесто для него очень долго мяли, месили, “терли”, отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица — “не терт, не мят, не будет калач”. То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.
  49. Зарубить на носу: Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким — согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово “нос” не имеет ничего общего с органом обоняния. “Носом” называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.
  50. После дождичка в четверг: Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в “свой день” — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка “После дождичка в четверг” стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.
  51. Ни пуха, ни пера: Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух — звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, “перевод” которого выглядит примерно так: “Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!” На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: “К черту!”. И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.
  52. Бить баклуши: Что такое “баклуши”, кто и когда их “бьет”? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку — баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось “баклуши бить”. Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими — “баклушечниками”, и пошла наша поговорка.
  53. Втирать очки: Как очки можно “втирать”? Куда и зачем? Очень нелепо выглядела бы такая картина. А нелепость происходит потому, что речь тут идет вовсе не об очках, которые служат для исправления зрения. Есть и другое значение слова “очки”: красные и черные знаки на игральных картах. Есть даже азартная картежная игра, так и называемая — “очко”. С тех пор, как существуют карты, были на свете и нечестные игроки, шулера. Они, чтобы обмануть партнера, пускались на всякие фокусы. Умели они, между прочим, незаметно “втирать очки” — превращать семерку в шестерку или четверку в пятерку, на ходу, во время игры, вклеивая “очко” или замазывая его особым белым порошком. И выражение “втирать очки” стало означать “обжуливать”, отсюда родились и другие слова: “очковтирательство”, “очковтиратель” — ловкач, который умеет приукрасить свою работу, плохое выдать за очень хорошее.
  54. На обиженных(сердитых) воду возят: Эту поговорку можно сказать человеку, который гневится и сердится понапрасну. Корни поговорки идут из старинной разговорной речи. Тогда слово «сердитый» означало усердный, ретивый, старательный. Именно таких усердных и старательных лошадей выбирали для тяжелой работы — они возили воду в бочках из реки. Таким образом самым «сердитым» (то есть старательным) доставалась самая неблагодарная тяжелая работа.
  55. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь: Пословица учит — прежде чем что-либо сказать, необходимо хорошо подумать. Ведь сказать слово легко, но как бы не пришлось потом сожалеть о сказанном…
  56. У страха глаза велики…: Человек, охваченный страхом и напуганный, очень часто преувеличивает опасность и видит ее там, где ее на самом деле нет.
  57. Гора родила мышь: Первоисточником этой пословицы считается древнегреческая легенда о беременной горе Олимп. Бог Зевс, испугавшись что роды этой горы вызовут крупные потрясения в стане богов, сделал так, что гора… родила мышь. Пословица «Гора родила мышь» применяется в ситуации, когда значительные и гигантские усилия в итоге приносят ничтожный результат.
  58. БЕРЕГИ ЧЕСТЬ С МОЛОДУ: Смолоду, нареч. – с молодых лет, с молодого возраста. Совет молодым с юности дорожить своей честью, добрым именем (так же, как и одежду сберечь снову, т.е.пока она новая). Говорится в качестве напутствия молодому человеку в начиле его жизненного пути.
  59. БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫНЕШЬ (не вытащишь) РЫБКУ ИЗ ПРУДА: Всякое дело требует усилий; без усилия, старания никакого дела не сделаешь. Говорится, когда для получения какого-нибудь результата требуется большая работа, упорный труд.
  60. ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ: По осени (прост.) — осенью. Не все цыплята, появившиеся на свет летом, доживают в крестьянских хозяйствах до осени. Кого-то унесут хищные птицы, слабые просто не выживут, поэтому и говорят, что считать цыплят нужно осенью, когда ясно, сколько их сохранилось, выжило. Судить о чём-либо надо по конечным результатам. Говорится, когда кто-то преждевременно выражает радость от возможного успеха, хотя до окончательных результатов ещё далеко и многое может измениться.
  61. МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ: Золотник – старая русская мера веса, равная 4,26 грамма. Вышла из употребления после 1917 года, когда в стране была введена метрическая система мер, в основу которой положены метр (мера длины) и килограмм (мера веса). До этого основными мерами веса были пуд (16 кг) и фунт (400 г), в котором было 96 золотников. Золотник был самой малой мерой веса и употреблялся, главным образом, при взвешивании золота и серебра. Да, противит. союз — а, но, однако. Дорог —- кр. форма м. р. от дорогой. Небольшой по величине, но ценный но своим качествам. Говорится о том, кто мал ростом, но имеет много достоинств, положительных качеств, а также о чём-либо небольшом по размеру, но очень важном по существу.
  62. ВОТ ТЕБЕ, БАБУШКА, И ЮРЬЕВ ДЕНЬ: Поговорка отражает один из эпизодов истории русского народа, связанный с закрепощением крестьян. Возникновение крепостного права, т. е. юридически закреплённого права землевладельца (феодала) на личность, принудительный труд и имущество крестьянина, относится ко времени Киевской Руси (IX—XII века). Крестьяне, хотя и считались свободными (вольными), не имели права в течение года переходить от одного владельца к другому: обычай требовал, чтоб они уходили только после окончания всех полевых работ, в начале зимы, когда хлеб был уже весь убран. В середине XV века крестьянам было разрешено переходить от одно¬го хозяина к другому один раз в году — за неделю до Юрьева дня и неделю после него (Юрьев день, т. е. день святого Георгия, по-русски Юрия, покровителя земледельцев, отмечался 26 ноября по старому стилю, летосчислению). В конце XVI века был запрещён переход крестьян и в Юрьев день. Таким образом, крестьяне были прикреплены к земле и должны были оставаться пожизненно у своего помещика. У крестьян, ожидавших Юрьева дня как единственную возможность сменить хозяина и постараться улучшить свою жизнь, была отнята последняя надежда на изменение своего положения. Так возникла поговорка, выражающая сожаление о несбывшихся надеждах.
    Говорят, когда хотят выразить крайнее удивление или огорчение от неожиданно случившегося, о чём только что узнали и что отняло надежду, обмануло ожидания.
  63. ГДЕ НАШЕ НЕ ПРОПАДАЛО или ГДЕ НАША НЕ ПРОПАДАЛА: Рискнём, попробуем сделать. Говорится в отчаянной решимости сделать что-либо, идя на риск.
  64. ГЛАЗА СТРАШАТСЯ (боятся), А РУКИ ДЕЛАЮТ: Начиная большую работу, боишься, что не справишься, а приступив к ней, успокаиваешься, понимаешь, что способен преодолеть все трудности.
    Говорится, чтобы подбодрить перед началом большой или незна¬комой работы, или произносится с радостью, когда такая работа сделана.
  65. ГДЕ ТОНКО, ТАМ И РВЁТСЯ: Неприятность, беда случается обычно там, где что-нибудь ненадёжно, непрочно. Говорят, когда случается беда, неприятность, хотя и до этого было уже плохо.
  66. ГОЛОД НЕ ТЕТКА: Первоначально: голод не тётка, пирожка не подсунет. Говорится, когда чувство голода заставляет есть даже то, что не любишь, или поступать так, как не поступил бы при других обстоятельствах.
  67. ГОРБАТОГО МОГИЛА ИСПРАВИТ: Укоренившиеся недостатки или странности человека исправить невозможно. Говорится, когда есть убеждение, что человек не изменится.
  68. ГОЛЬ НА ВЫДУМКИ ХИТРА: Голь, голи, ж., собир. (устар.) – нищие, беднота. Хитра — кр. форма ж. р. от хитрый, здесь (устар.): изобретательный, искусный в чём-либо. Недостаток, отсутствие чего-либо заставляет быть изобретательным, использовать то, что имеется, что есть под рукой. Говорится с одобрением или удовлетворением, когда из-за недостатка в чём-либо необходимом придумывают нечто оригинальное и, как правило, дешёвое.
  69. ГРЕЧНЕВАЯ КАША САМА СЕБЯ ХВАЛИТ: Гречневый — приготовленный из зерен гречихи. Гречиха — травянистое растение, из семян которого изготовляют крупу и муку. Гречневая каша — одно из любимых кушаний русских. Гречневая каша так хороша, так вкусна, её достоинства для всех так очевидны, что она не нуждается в похвалах. Говорится с насмешливым осуждением о нескромном человеке, когда он хвалит сам себя, говорит о своих достоинствах.
  70. ГОТОВЬ САНИ ЛЁТОМ, А ТЕЛЕГУ ЗИМОЙ: Сани, саней, только мн.— зимняя повозка на двух полозьях для езды по снегу. Телега — летняя повозка на четырех колёсах для перевозки грузов. В сани и телегу запрягают лошадь. Готовься ко всему заранее. Говорится как совет готовить заранее всё то, что будет необходимо в будущем.
  71. ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ, МУЖИК НЕ ПЕРЕКРЕСТИТСЯ: Грянуть (1 и 2 л. не употр.), сов.— внезапно загрохотать, загреметь. Мужик (устар.) — крестьянин.
    Перекреститься, -крещусь, -крестишься, сов.— сделать рукой знак креста на себе: приложить сложенные вместе три пальца (большой, указательный и средний) правой руки последовательно ко лбу, к груди, к одному и другому плечу. Люди, которые верили в бога, исповедовали христианскую религию, крестились во многих случаях повседневной жизни. Это был обязательный ритуал во время молитвы (дома и в церкви), перед принятием пищи, при входе в избу (крестились, глядя на иконы в углу) и т. п. Крестили рот во время зевоты, крестили близких, которые уходили или уезжали далеко и надолго, крестились от страха при звуках грома и т. д. В старину верующие люди боялись грозы как необъяснимого явления природы. Когда гремел гром, считалось, что гром (а не молния) может принести несчастье (убить, вызвать пожар). Поэтому, чтобы отвести беду, избежать несчастья от грозы, люди крестились именно во время грома, гром как бы предупреждал о возможном несчастье.
    Пока не случилась беда, неприятность, беспечный человек не вспо¬минает о них и не принимает мер к их предотвращению. Говорится, когда делают в последний момент то, что надо было сделать заранее.
  72. ДАВШИ СЛОВО, ДЕРЖИСЬ: Или будь верным своему слову, или не обещай. Говорится как напоминание о высказанном обещании или как упрёк в невыполненном обещании, а также как предупреждение, совет воздержаться от обещаний, если нет уверенности в том, что сможешь их выполнить.
  73. ДАРЁНОМУ КОНЮ В ЗУБЫ НЕ СМОТРЯТ: Дарёный (разг.) — подаренный, полученный в качестве подарка. Зубы лошади осматривают, когда хотят определить её возраст. У старой лошади зубы стёрты, поэтому, когда покупают лошадь, обязательно смотрят её зубы, чтобы не купить старую. Подарок не обсуждают, принимают то, что дарят. Говорят, когда получают в подарок какую-нибудь вещь, которая не нравится и которую сами не выбрали бы.
  74. ДЕЛА ИДУТ, КОНТОРА ПИШЕТ: Говорится шутливо о чьей-либо активной деятельности, на которую не влияют никакие внешние обстоятельства.
  75. ДЕЛА КАК САЖА БЕЛА: Сажа – чёрные частицы от неполного сгорания топлива, оседающие на внутренних поверхностях печей и дымоходов. Сажа является символом самого чёрного цвета, белой сажи не бывает, и шутливое сравнение «белый, как сажа» по сути характеризует чёрный предмет. Слово «чёрный» в переносном смысле означает «мрачный, тяжёлый». Бела — кр. форма ж. р. от белый. Обычно говорится в ответ на вопрос «Как дела?», когда дела идут плохо или когда не хотят отвечать конкретно и ограничиваются этим неопределённым ответом (ответ подразумевает неудовлетво-рительное положение дел).
  76. ДИТЯ НЕ ПЛАЧЕТ, МАТЬ НЕ РАЗУМЕЕТ: Разуметь, несов. {устар.) – понимать что-либо, догадываться о чём-либо. Если сам не скажешь о том, что тебе нужно, никто не догадается об этом и поэтому не сможет помочь. Говорится, когда отсутствие помощи кому-либо объясняемся незнанием его нужд.
  77. ДОМА СТЕНЫ ПОМОГАЮТ: Дома или в привычной, знакомой обстановке человек чувствует себя увереннее и спокойнее. Говорится с уверенностью или с надеждой, что в знакомой обстановке легче удастся справиться с любым делом.
  78. ДОРОГА ЛОЖКА К ОБЕДУ: Дорога — кр. форма ж. р. от дорогой; здесь: ‘важный, ценный для кого-либо, такой, которым дорожат’. Дорого, ценно то, что появляется в нужный момент. Говорится, когда что-то сделано или получено вовремя, именно в тот момент, когда в этом особенно заинтересованы или нуждаются, или говорится в упрёк тому, кто не сделал необходимого вовремя.
  79. ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ (узнаются) В БЕДЕ: Только в трудную минуту узнаешь, кто тебе настоящий друг. Говорится по отношению к тому, кто оказался очень внимательным и помог кому-либо в трудной ситуации или, наоборот, проявил чёрствость к попавшему в беду.
  80. ДО СВАДЬБЫ ЗАЖИВЁТ: Скоро пройдёт, скоро заживёт.Говорится шутливо в утешение пострадавшему.
  81. ДЛЯ МИЛОГО ДРУЖКА И СЕРЁЖКА (серёжку) ИЗ УШКА: Ушко — уменьш.-ласк. к ухо. Для любимого, дорогого человека ничего не жаль, отдашь самое лучшее. Говорится, когда из чувства симпатии человек щедр по отношению к другому, готов всё для него сделать.
  82. ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН: Платёж, платежа, м.— внесение денег в счёт чего-либо; плата. Красен — кр. форма м.р. от красный, здесь: (народно-поэт.) “красивый; радостный, приятный’. Как отнесёшься к кому-либо, так отнесутся и к тебе. Говорится тогда, когда в ответ на какое-либо действие или отношение поступают так же.
  83. Где зимуют раки: Поговорка «Я тебе покажу, где раки зимуют» сложилась еще во времена крепостного права. Провинившегося человека среди зимы барин посылал доставать раков к столу. А зимой раков найти очень трудно, к тому же можно замерзнуть и простудиться. С тех пор эта поговорка означает угрозу, предупреждение о наказании.
  84. Открыть Америку: Америка была открыта мореплавателем Колумбом более пятисот лет тому назад. Поэтому, когда кто-то объявляет о том, что всем давно известно, ему в шутку говорят: «Ну, ты открыл Америку!»
  85. Через пень-колоду: Колода – это бревно. Двигаться по лесу, когда под ногами то пень, то колода приходится медленно. Выражение «через пень-колоду» означает делать что-либо кое-как, без разбора.
  86. Изобрести велосипед: Все мы знаем, что такое велосипед и как он устроен. «Не изобретайте велосипеда», чтобы не тратить время на выдумывание того, что уже давно существует.
  87. Дело мастера боится: Любое дело осуществимо, если за нею возьмётся мастер, т. е. умелый, знающий человек. Говорится с восхищением и похвалой, когда человек проявляет умение, мастерство в своём деле.
  88. Не по Сеньке шапка: В старину шапка была символом богатства и знатности. По ее размеру судили о том, какое место занимает человек в обществе. «Не по Сеньке шапка» – так говорят о человеке, который не способен выполнить ту или иную работу или занять определенную должность.
  89. ИЩИ ВЕТРА В ПОЛЕ: Ищи — повелит, накл. от гл. искать (ищу, ищешь), несов. Всё равно не найдёшь, незачем и искать. Говорится о том, кто исчез и кого невозможно найти (как бесполезно искать ветер в поле), или о том, что безвозвратно утрачено.
  90. ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ: Что было, то было, придётся рассказать всё. Говорят, как бы извиняясь за то, что приходится рассказывать всё, не пропуская никаких (обычно неприятных) подробностей (так же, как нельзя выбросить из песни ни одного слова, чтоб не испортить всю песню).
  91. ИЗ ОГНЯ ДА В ПОЛЫМЯ: Да, противит. союз — а, но, однако. Полымя (устар. и обл.) — пламя, огонь. В народной речи-пламя, т. е. огонь, который поднимается над горящим предметом, связывается с большей бедой, пламя – более сильный огонь. Из одной беды в другую, большую, из тяжёлого положения в худшее.
    Говорится, когда человек, находясь в трудной ситуации, попадает в ещё более тяжёлое положение.
  92. И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ, И В ДУДУ (на дуде) ИГРЕЦ: Швец (устар. и прост.) — тот, кто шьёт одежду, портной. Жнец — тот, кто жнёт (срезает при уборке урожая) поспевшие колосья серпом. В дуду (на дуде) игрец (устар.) — тот, кто играет на дудке, музыкант. О том, кто всё умеет делать или кто одновременно выполняет раз-нообразные обязанности.
  93. И ХОЧЕТСЯ И КОЛЕТСЯ: Колется — безл., 3 л. ед. ч. от гл. колоться, несов. ‘касаться чем-либо острым, причиняя боль’. Говорится, когда хочется что-то сделать, но страшно, потому что это связано с какой-то опасностью, с риском.
  94. И СМЕХ И ГРЕХ: Говорится, когда что-то одновременно и смешно, и печально.
  95. И НА СТАРУХУ БЫВАЕТ ПРОРУХА: Проруха (прост.) — ошибка, оплошность, неудача. И опытный человек может ошибиться, совершить оплошность, промах. Говорится в оправдание ошибки, оплошности, совершённой человеком, от которого нельзя было этого ожидать.
  96. И ВОЛКИ сыты, И ОВЦЫ ЦЕЛЫ: Говорится, когда удаётся удобно и для одних, и для других разре¬шить трудную ситуацию или когда принимается такое решение вопроса, которое удовлетворяет всех.
  97. ЗНАЕТ (чует) КОШКА, ЧЬЁ МЯСО СЪЕЛА: Чует — 3 л. ед. ч. от гл. чуять (чую, чуешь), несов. (прост.) чувствовать. Говорят о том, кто чувствует свою вину и своим поведением выдаёт это.
  98. ЗАСТАВЬ ДУРАКА БОГУ МОЛИТЬСЯ, ОН И ЛОБ РАЗОБЬЁТ (расшибёт): По православному обычаю верующие во время молитвы становятся на колени и низко кланяются (делают поклоны), почти касаясь лбом пола. Говорится с осуждением о человеке, который повредил делу чрезмерным усердием и старанием.
  99. ЗА ЧТО КУПИЛ, ЗА ТО И ПРОДАЮ: То, что слышал, то и повторяю. Говорят в свое оправдание, когда пересказывают слухи и поэтому не ручаются за достоверность сказанного.
  100. ДУРНЫЕ ПРИМЕРЫ ЗАРАЗИТЕЛЬНЫ или ДУРНОЙ ПРИМЕР ЗАРАЗИТЕЛЕН: Дурной — плохой. Заразителен — кр. форма м. р. от заразительный, здесь: ‘такой, который вызывает подражание себе, легко передаётся другим. Говорится тогда, когда кто-нибудь подражает плохому поведению или поступкам другого человека.
  101. ДУРАКАМ (дураку) ЗАКОН НЕ ПИСАН: Законы написаны для разумных людей; дураки законов не знают и не подчиняются им. Говорится о человеке, когда он поступает, с точки зрения говорящего, странно или неразумно, вопреки здравому смыслу и общепринятым нормам поведения.
  102. ДРУЖБА ДРУЖБОЙ А СЛУЖБА СЛУЖБОЙ: Дружеские отношения не должны влиять на служебные. Говорится, когда человек, несмотря на дружеские отношения с кем-либо, занимающим иное (как правило, более высокое) служебное положение, не отступает от выполнения официальных требований, обязанностей.
  103. ЗА МОРЕМ ТЕЛУШКА —ПОЛУШКА, ДА РУБЛЬ ПЕРЕВОЗ: Телушка (разг.) — молодая корова, у которой ещё не было телят. Полушка — самая мелкая монета в дореволюционной России, равная одной четвёртой части копейки (в одном рубле сто копеек). Да, противит. союз — а, но, однако. Перевоз — здесь: плата за перевозимый товар. Даже дешёвая вещь станет дорогой, если приходится дорого платить за её перевозку. Говорится, когда невыгодно везти издалека дешёвый товар.
  104. ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ — НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ: Жизнь сложна, и прожить её не просто. Говорится о разнообразии событий, о трудностях, которые человеку встречаются в течение всей его жизни.
  105. ДЫМА БЕЗ ОГНЯ НЕ БЫВАЕТ или НЕТ ДЬІМУ БЕЗ ОГНЯ: Без причины ничего не бывает. Говорится обычно тогда, когда верят, что в распространившихся слухах есть доля правды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector