Пословицы с объяснением

Оглавление [Показать]

Смысл пословиц и поговорок хорошо объяснять на примере. В серии небольших рассказов Л.Н. Толстого приводятся повествования, очень точно передающие значение пословиц и поговорок. Они приведены ниже. Примеров показано не много, взяты только те пословицы, которые учат уму разуму, полезны в жизненных ситуациях и подойдут многим. Смысл других пословиц и поговорок, которых здесь нет, попробуйте объяснить сами по аналогии с приведенными примерами.

Знай сверчок свой шесток
Взял мальчик косу и задумал траву косить. Срезал себе ногу и заплакал. Баба увидала и сказала:
— Не тебе косить. Тебе ещё только батюшке завтракать носить. Знай сверчок свой шесток.

Собака на сене
Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула голову и только ухватила клок сена — собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:
— Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и мне не даёт.

Знает кошка, чьё мясо съела.
Девочка без матери зашла в погребицу и выпила молоко. Когда мать пришла, девочка потупилась и не глядит на мать. И сказала:
— Матушка, что-то кошка лазила в погребицу, я её выгнала. Не поела б она молоко.
Мать сказала:
Знает кошка, чьё мясо съела.

Как глядишь, так и видишь.
Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево с боку. Он сказал:
— Дерево кривое.
А другой мальчик сказал:
— Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь.

Изверишься в копейке — не поверят в рубле.
Купец занял две гривны. Он сказал:
— Завтра заплачу.
Пришло завтра, он не заплатил. Захотел он занять сто рублей. Ему не дали. Изверишься в копейке — не поверят в рубле.

Два раза не умирать.
Горел дом. А в доме остался ребёночек. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал:
— Я пойду.
Ему сказали:
— Сгоришь!
Солдат сказал:
Два раза не умирать, а раз не миновать.
Вбежал в дом и вынес ребёночка!

Железом хлеба добывают.
Мальчик взял крюк железный и бросил. Мужик сказал:
— Что ты добро бросаешь?
Мальчик сказал:
— На что мне железо, его нельзя есть.
А мужик сказал:
Железом хлеб добывают.

Семейная кашка гуще кипит.
Жил мальчик в ученье, пришёл восвояси на праздник. Сели за кашу. Мальчик сказал:
— Какая у вас каша густая, такой каши у хозяина не бывает.
А мать ему сказала:
Семейная кашка гуще кипит.

И пчела летит на красный цветок.
Девочка с матерью пришла в ряды. И стали они выбирать ленты. Мать спрашивала:
— Какую ты хочешь?
Дочь сказала:
— Красну.
И пчела летит на красный цветочек.

Ворон за море летал, умней не стал.
Ездил барин за границу. Приехал к себе и затеял рожь руками сажать. Мужики сказали:
Ворон за мор летал, умней не стал.

Наши пряли, а ваши спали.
Были два мужика, Пётр и Иван, они вместе скосили луга. Пётр наутро пришёл с семьёй и стал убирать свой луг. День был жаркий, и трава высохла; к вечеру стало сено. А Иван не пошёл убирать, а просидел дома. На третий день Пётр повёз домой сено, а Иван только собрался грести. К вечеру пошёл дождь. У Петра было сено, а у Ивана вся трава сопрела. Наши пряли, а ваши спали.

Глупой птице свой дом не мил.
Девочка любила играть на улице, а как придёт в дом — скучает. Мать спрашивала:
— Отчего ты скучаешь?
— Дома скучно.
Мать сказала:
Глупой птице свой дом не мил.

Азбуку учат, на всю избу кричат.
Жили старик со старухой. Было у них в избе тихо. Пустили они в свой дом школу. Стали ребята так кричать, что у стариков уши заболели. Азбуку учат, на всю избу кричат.

Шаловливая овца — волку корысть.
Овцы ходили под лесом; два ягнёнка отбежали от стада. Старая овца сказала:
— Не шалите, ягнята, дошалитесь до беды.
А волк стоял за кустом и сказал:
— Не верьте, ягнята, старой овце; она говорит так потому, что у неё ноги не ходят от старости и ей завидно. Зачем вам скучать? Бегайте больше.
Ягнята послушали волка и побежали, а волк поймал их и зарезал. Шаловливая овца — волку корысть.

Невелика капля, а камень долбит.
Взялся человек рыть канаву и рыл всё лето. Вырыл на три версты. Пришёл хозяин и сказал:
— Много же ты вырыл. Невеличка капля, а камень долбит.

Булат железо и кисель не режет.
Была одна сильная, злая собака. Она грызла всех собак, кроме двух: она не грызла маленького щенка и большого волкодава. Булат железо и кисель не режет.

Не за то волка бьют, что сер.
Волк съел овцу; охотники поймали волка и стали его бить. Волк сказал:
— Напрасно вы меня бьёте: я не виноват, что сер.
А охотники сказали:
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

Погнался за топорищем, упустил топор.
Мужик увидал — по реке плывёт бревно. Он стал с берега топором доставать его. Топор зацепился за бревно и вырвался из руки. Погнался за топорищем, упустил топор.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Один ученик просил книгу; ему дали. Он сказал:
— Непонятна!
Ему дали другую. Он сказал:
— Скучно!

От добра добра не ищут.
Бежал заяц от собак и ушёл в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел ещё лучше спрятаться. Стал искать, где получше место, и полез в чащу в овраге — и наскочил на волка. Волк схватил его. «Видно, правда, — подумал заяц, — что от добра добра искать не надо. Хотел получше спрятаться и вовсе пропал».

пословицы с объяснениемЗнакомые с детства крылатые выражения, оказывается, могут быть длинней и иметь совсем другой смысл…

Некоторые из тех пословиц и поговорок, которые известны нам много лет, в оригинале были не совсем такими. Или стали не совсем такими со временем. Устное народное творчество редко записывалось раньше и, переходя от одного поколения к другому, могло и лишиться какой-то части, и преобразиться семантически. А иногда их значение меняли через века наши современники, подгадывая под настроение или новые реалии.

В этом материале собрано почти 50 пословиц и поговорок, которые в действительности были длиннее или стали длинней совсем недавно.

Полные версии пословиц и поговорок

    • Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.
    • Бедность – не порок, а гораздо хуже.
    • В здоровом теле здоровый дух — редкая удача.
    • Везет как субботнему утопленнику — баню топить не надо.
    • Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.
    • Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.
    • Гол как сокол, а остер как топор.
    • Голод не тетка, пирожка не поднесет.
    • Губа не дура, язык не лопата.
    • Два сапога пара, оба левые.
    • Дураку хоть кол теши, он своих два ставит.
    • Девичий стыд – до порога, переступила и забыла.
    • Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
    • За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
    • За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь.
    • Зайца ноги носят. волка зубы кормят, лису хвост бережет.
    • И делу время, и потехе час.
    • Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.
    • Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет — тому оба.
    • Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.
    • Лиха беда начало — есть дыра, будет и прореха.
    • Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся.
    • На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.
    • Не все коту масленица, будет и пост.
    • Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит.
    • Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.
    • Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется.
    • Один в поле не воин, а путник.
    • От работы кони дохнут, а люди – крепнут.
    • Палка о двух концах, туда и сюда бьет.
    • Повторенье – мать ученья, утешенье дураков.
    • Пьяному море по колено, а лужа — по уши.
    • Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.
    • Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.
    • Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.
    • Рука руку моет, да обе свербят.
    • Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.
    • С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься.
    • Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.
    • Собаку съели, хвостом подавились.
    • Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.
    • Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь.
    • У страха глаза велики, да ничего не видят.
    • Ума палата, да ключ потерян.
    • Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска.
    • Чудеса в решете — дыр много, а выскочить некуда.
    • Шито-крыто, а узелок-то тут.
    • Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.

      пословицы с объяснением

      пословицы с объяснением

      Еще по теме

      • Интересные факты о первоначальном значении знакомых фраз
      • Интересные факты о первоначальном значении фраз
      • Интересные факты о выражениях и высказываниях
      • Первоначальное значение крылатых фраз
      • Пословицы, поговорки, крылатые выражения со скрытым смыслом

      Меткие, емкие по значению, часто краткие «крылатые слова» получили вторую, вечную жизнь. Вторую жизнь, потому что первую им дал народ в лице лучших его представителей — выдающихся философов, писателей, ученых, публицистов, государственных деятелей разных эпох и народов.

      Вторую жизнь дала им мудрость человека, которая оценила их по достоинству. Эти искры человеческого разума как на крыльях перелетают из века в век, украшая нашу жизнь. Полный сборник крылатых фраз в алфавитном порядке ЗДЕСЬ

      Пословицу сказал — дорогу указал.

      По мнению психологов и педагогов, на успешность обучения ребенка в школе влияет много факторов. Важнейший из них — уровень развития устной и письменной речи, воздействие которого на успевае­мость учеников неоспоримо. Именно речь — сред­ство получения и выражения знаний — рано вклю­чается во все формы познавательной деятельности детей. Усвоенные слова существенным образом пе­рестраивают чувственное восприятие мира, прида­ют ему осмысленный, подлинно человеческий ха­рактер.

      пословицы с объяснением

      В дошкольные годы большинство детей зачастую слышат разговорно-бытовую речь. Весь же процесс школьного обучения строится на литературном язы­ке, но многие дети, придя в школу, не понимают пословиц, поговорок, фразеологизмов, так как мы, взрослые, все реже и реже используем их в своей речи. Тем самым у детей не развивается образное мышление, не в полной мере обогащается словарный запас, им сложно понимать речь, неподкрепленную конкретной ситуацией. Поэтому так важно в до­школьном и младшем школьном возрасте дать детям возможность слышать не только разговорно-бытовую речь, но и литературный язык.

      Пословицы — бесценное наследие нашего народа.

      Отметим примерный этап работы с пословицами:

      1. внимательно прочитайте с детьми пословицу;

      2. выясните лексическое значение непонятных и уста­ревших слов и подберите сло­во, используемое в настоящее время;

      3. выясните смысл посло­вицы в целом: о чем она и чему учит;

      4. определите, к какой те­матической группе ее можно отнести (пословица о труде, дружбе, ученье, здоровье, ка­чествах человека и т.д.);

      5. предложите детям поду­мать, в какой житейской си­туации можно ее употребить.

      Ниже приведены игровые задания, в содержании кото­рых используются русские народные пословицы, пред­назначенные детям младшего школьного возраста для ис­правления речевых наруше­ний и формирования школь­но-значимых функций.

      Половинки

      (задание на развитие словесно-логическо­го мышления и установление причинно-следственных свя­зей разной сложности).

      Дети, прочитав первую часть пословицы, должны по­добрать к ней вторую.

      Игру можно усложнить, про­читав конец пословицы, пред­ложив детям найти ее начало.

      Любишь кататься,

      Делано наспех,

      Что посеешь

      За двумя зайцами погонишься,

      Доброе слово

      У плохой пряхи

      Волков бояться —

      Век живи,

      Как аукнется,

      Чем дальше в лес,

      Делу время,

      Не в свои сани

      Поспешишь —

      Семь раз отмерь,

      В гостях хорошо,

      то и пожнешь.

      и кошке приятно.

      в лес не ходить.

      нет для себя рубахи.

      ни одного не поймаешь.

      люби и саночки возить.

      сделано на смех.

      а дома лучше.

      тем больше дров.

      век учись.

      так и откликнется.

      потехе час.

      не садись.

      людей насмешишь.

      один раз отрежь.

      пословицы с объяснением

      Пропущенные слова

      (зада­ние на умственное и речевое развитие).

      В задании нужно догадать­ся, как правильно в содержа­нии пословиц расставить сло­ва большой — маленький, что­бы они имели поучительный смысл и верно согласовыва­лись с существительными.

      1. __________________________ пенек опрокинул __________________ воз.

      2. _________________________ дело луч­ше _______________________ безделья.

      3. Даже самое __________________ де­рево выросло из ____________________ семени.

      4. В _________________ лод­ку _______________________ груз не кладут.

      5. __________________________ крючком __________________________ рыбу не выудишь.

      Слова с противоположным смыслом

      (задание на расши­рение и обогащение словаря, работа над словами-антонима­ми).

      В этом задании нужно най­ти слова с противоположным смыслом сначала в послови­цах, распечатанных на карточ­ках, затем выполнять это за­дание на слух. Пословицы можно разделить на несколь­ко групп, в зависимости от того, какой частью речи яв­ляются слова-антонимы.

      Имена существительные

      Ученье — свет, а не уче­нье — тьма.

      Умный молчит, когда дурак ворчит.

      Умный себя винит, глу­пый — своего товарища.

      Умный делу научит, а глу­пый только наскучит.

      Было бы начало, будет и конец.

      Будет день, будет и ночь.

      Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

      Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

      Ищи друзей, а враги сами найдутся.

      Неверный друг — опасный враг.

      Сытый голодного не разу­меет.

      От лени — болезнь, от ра­боты — здоровье.

      Добро побеждает зло.

      Кто солгал с утра, будет лгать и вечером.

      Никакое худо до добра не доводит.

      Друг спорит, а враг подда­кивает.

      Трус погибает, а храбрый побеждает.

      Чему научишься в молодо­сти, пригодится и в старости.

      пословицы с объяснением

      Имена прилагательные

      Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

      Старый друг лучше новых двух.

      Черная земля белых рук не любит.

      У мудрого человека длин­ные уши и короткий язык.

      Жизнь короткая, а слава долгая.

      Доброго чти, а злого не жалей.

      За доброе жди добра, за худое — худо.

      Добрая слава лежит, а ху­дая — бежит.

      Белый хлеб растет в черной земле.

      Нового счастья ищи, а ста­рого не теряй.

      Маленькая ложь за собой большую ведет.

      Не называй дурное хоро­шим, а черное белым.

      Глаголы

      Декабрь год кончает, зиму начинает.

      Умей взять, умей и отдать.

      Как пришло, так и ушло.

      Умеешь ссориться, научись и мириться.

      Дождик вымочит, солнце высушит.

      пословицы с объяснением

      Другие части речи

      Меньше болтай, да больше соображай.

      Меньше говори, больше слу­шай.

      Мягко стелет, да жестко спать.

      Говорит прямо, а делает криво.

      Болен — лечись, здоров — берегись.

      Думай медленно, работай быстро.

      Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

      Лучше тихо, да вперед, чем скоро, да назад.

      Где работа, там густо, а в ленивом доме пусто.

      За чужим погонишься — свое потеряешь.

      Наибольшую сложность для детей могут вызвать послови­цы, в которых используется несколько слов-антонимов.

      Мир строит, а война раз­рушает.

      Чем длиннее день, тем ко­роче ночь.

      От умного научишься, от глупого разучишься.

      Горе старит, радость мо­лодит.

      Добро поощряй, а зло пори­цай.

      Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

      Труд всегда дает, а лень всегда берет.

      Легко взять, да трудно отдать.

      пословицы с объяснением

      Пословицы с похожим смыслом

      Нахождение пословиц с похожим содержанием очень интересно для детей, особен­но если их познакомили с по­словицами о труде, учебе, лич­ных качествах человека. Дан­ное задание предполагает разные варианты его выпол­нения.

      Педагог заранее вывеши­вает на доску пословицы раз­ной тематики. Остальные оформлены на отдельных кар­точках (листках). Дети выби­рают карточки, читают посло­вицу, объясняют ее смысл и определяют, к какой темати­ческой группе она относится.

      Педагог каждому ребен­ку раздает по одной послови­це из разных тематических групп. Каждый ребенок нахо­дит пословицу (или несколь­ко), смысл которой близок той, которую дал учитель:

      без труда не выловишь и рыбку из пруда; хочешь есть калачи — не сиди на печи; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть; в лес не съездишь, так и на печи за­мерзнешь; какие труды, та­кие и плоды; дерево дорого плодами, а человек делами; землю кра­сит солнце, а человека — труд; птицу узнают в поле­те, а человека в работе; нет друга — ищи, а най­дешь — береги; без друга в жизни худо; человек без друзей, что дерево без кор­ней; верный друг лучше сотни слуг; дерево живет корнями, а человек друзь­ями; птица сильна крыль­ями, а человек дружбой; друг за друга держаться — ничего не бояться; не надобен и клад, когда в семье лад; на что клад, ког­да в семье лад; испокон века книга растит человека; с книгой дру­жить — век не тужить; букварь — к мудрости сту­пенька; пословицу сказал — доро­гу указал; пословица неда­ром молвится; пословица — всем делам помощница; почитай учителя как роди­теля; строгость учителя по­лезнее ласки родителя.

      Найди ошибку (задание на развитие слухового восприя­тия и коррекцию фонемати­ческого слуха).

      В начале игры педагог чи­тает стихотворение.

      Пословица, мы тебя знаем,

      Но не такою ты была:

      Неужто буква озорная

      Вновь чье-то место заняла?

      В.Волина

      Детям зачитывают непра­вильный вариант пословицы, просят найти в ней ошибку и дать правильный вариант. Если ребенку пословица не знакома, то выполнение зада­ния у него вызовет большую сложность. В этом случае ре­комендуется предложить два варианта пословицы: правиль­ный и неправильный. Ребе­нок из двух вариантов выби­рает правильный, отвечая на вопросы: «В каком слове ошибка? Какую букву нужно заменить?». Данное задание дети могут выполнять как на слух, так и письменно.

      Лось до добра не доведет.

      От бобра добра не ищут.

      В здоровом теле здоровый пух.

      Один в золе не воин.

      Правда глаза полет.

      Сашу маслом не испортишь.

      Не ноги горшки обжигают.

      Голод не щетка.

      Трус своей лени боится.

      На безрыбье и бак рыба.

      Купил кита в мешке.

      Нет худа без бобра.

      Повторенье — тьма ученья.

      Терпенье и пруд всё пере­трут.

      Мы сами с ушами.

      Голода не бойся, по пояс мойся.

      Без места пирога не испе­чешь.

      Больше дела, меньше снов.

      Пустая мыльница и без вет­ра мелет.

      Что написано пером, того не вырулишь топором.

      На ловца и дверь бежит.

      Трус человека кормит, а лень портит.

      На горе шапка горит.

      Один ус хорошо, а два луч­ше.

      Летний тень год кормит.

      Семеро одного не идут.

      Жди у горя погоды.

      Каждый кулик свое долото хвалит.

      Лес рубят — кепки летят.

      пословицы с объяснением

      Представление о времени.

      Многие учащиеся началь­ной школы имеют неточные, искаженные представления о календарном времени, а их сведения об отдельных времен­ных обозначениях поверхнос­тны. Работа, направленная на заучивание названий и после­довательности месяцев, дней недели, носит формальный характер и не способствует осознанию детьми длительно­сти и необратимости времени, его смене и периодичности. В связи с этим необходима сис­тематическая работа по фор­мированию у детей дошколь­ного и младшего школьного возраста представлений о вре­мени. Доказано, что своевре­менное и адекватное форми­рование временных представлений и ориентировки во вре­мени служат необходимой предпосылкой развития мыш­ления и деятельности детей в целом.

      Использование пословиц о временах года и природных явлениях способствует совер­шенствованию представления о цикличности времени, за­креплению знаний месяцев года, развитию и коррекции пространственно-временной ориентировки детей. Чтобы сложная система временных отношений могла быть четко осознана детьми, рекоменду­ется использовать календарь, отражающий в материальной форме цикличность месяцев года как единиц времени.

      Декабрь год кончает, зиму начинает.

      Месяц январь — зимы го­сударь.

      Январь-батюшка год начи­нает, зиму величает.

      Январь — году начало, а зиме середина.

      Июль — макушка лета.

      В сентябре лето кончается, осень начинается.

      Май леса наряжает, лето в гости поджидает.

      Представления младших школьников о каждом време­ни года достаточно адекватны, хотя остаются неполными и в большинстве случаев связаны с воспоминанием об опреде­ленной деятельности челове­ка, характерной для данного времени года. Как показыва­ет практика, наиболее труд­ным остается определение последовательности времен года.

      пословицы с объяснением

      Формирование познаватель­ной деятельности тесно связа­но с развитием понимания причинно-следственных свя­зей. Осознание временных и причинно-следственных отно­шений зависит от конкретно­го содержания каждого вре­менного эталона. Используя пословицы о природе, можно, с одной стороны, продолжить работу над установлением при­чинно-следственных связей в природе, а с другой — совер­шенствовать представления о смене времен года и их цик­личности.

      Ниже подобраны послови­цы, отражающие причинно-следственные связи между природой и деятельностью че­ловека и характерные для каж­дого сезона признаки. В этом задании детям предлагается догадаться, название какого времени года пропущено в по­словице.

      Что в августе соберешь, с тем и ________________ проведешь.

      Весна дает цветы, а ____________ — плоды.

      Кто ______________ трудить­ся рад, будет осенью богат.

      ____________ без снега — лето без хлеба.

      Чем крепче зима, тем ско­рее ______________ .

      Увидал скворца, знай — ______________ у крыльца.

      Кто спит , плачет зимою.

      Худо , когда сол­нца нету.

      Каждый кустик ночевать пустит.

      солнце све­тит, да не греет.

      Одна ласточка _______________ не делает.

      Что летом родится, то _________________ пригодится.

      Земля _________________ отдыхает, а весной расцветает.

      Лето собирает, а _______________ поедает.

      Длинные сосульки к дол­гой ___________________.

      Лето со снопами, а ______________ с пирогами.

      Кто весной трудиться рад, будет _________________ богат.

      Что летом соберешь, то ________________ на столе найдешь.

      пословицы с объяснением

      Веселые рифмочки

      (зада­ние на развитие чувства рит­ма, активизацию слухового внимания и памяти, коррек­цию фонематического слуха).

      Детям необходимо внима­тельно послушать пословицу и назвать в ней рифмующие­ся слова. (Подборка пословиц дана ниже.)

      Человек лукавый, что кар­ман дырявый.

      Лишнее поже­лаешь — последнее потеря­ешь.

      Расти большой, да не будь лапшой.

      Кто землю лелеет, того и земля жалеет.

      Как в мае дождь, так будет и рожь.

      Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

      В зимний хо­лод всякий молод.

      Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый?

      Всякому молод­цу — ремесло к лицу.

      Не бы­вает скуки, коли заняты руки.

      Еле-еле душа в теле.

      Здоров будешь — все добудешь.

      Ку­рить — здоровью вредить.

      Сла­ву свою добывай в бою.

      Трус и таракана примет за вели­кана.

      Умелый боец везде мо­лодец.

      Хорош грибок — бе­лый, а солдат смелый.

      Кто драку затевает, тот сам битым бывает.

      На языке мёд, а под языком лёд.

      Не стыдно мол­чать, когда нечего сказать.

      У врача лечись, а у умного — учись.

      Бояться волков — быть без грибков.

      Поспешишь — людей насмешишь.

      И в мое оконце засветит солнце.

      Хлеб- соль кушай, а хозяина слу­шай.

      Свои иголки для ежа не колки.

      У кого что болит, тот про то и говорит.

      Люди па­хать, а мы руками махать.

      Какое семя, таково и племя.

      Всякому нужен и обед и ужин.

      Изба красна углами, обед — пирогами.

      Чай пить — не дро­ва рубить.

      Хороша кашка, да мала чашка.

      Если хлеба нет куска, то и в тереме тоска.

      В гости ходить — надо и к себе водить.

      Далеко шел, добра не нашел.

      Добро быть в радости и жить в сладости.

      Добро на­живай, а худо изживай.

      Не хвались серебром, а хвались добром.

      На добрый привет — добрый и ответ.

      Зло любить — себя губить.

      Стыдливый по­краснеет, а бесстыжий поблед­неет.

      Дружба крепка не лес­тью, а правдой и честью.

      Не нужен ученый, а нужен смыш­леный.

      Двое пашут, а семеро руками машут.

      Снаружи мило, а внутри гнило.

      Тот герой, кто за правду горой.

      Велик телом, да мая делом.

      Не учи безде­лью, учи рукоделью.

      Надо знать, что сказать.

      Кто скачет, а кто плачет.

      Май леса наря­жает, лето в гости поджидает.

      Москва- столица — для всего мира светлица.

      Кто в Москве не бывал, тот и красоты не ви­дал.

      Работай смелее — будешь жить веселее.

      В зимний холод всякий молод.

      При солнышке тепло, при матушке добро.

      Таким образом, использова­ние такого вида устного народ­ного творчества как пословицы на занятиях с детьми, имеющи­ми нарушения устной и пись­менной речи, обогатит их сло­варный запас, фразовую речь, повысит грамотность, разовьет познавательную деятельность, регулирующую функцию речи. Систематическая работа с посло­вицами способствует воспита­нию у учащихся эстетического вкуса и позитивных качеств личности, развивает их эмоци­ональную сферу и обогащает жизненный опыт.

      Источники: 

      1. «Пословицы и поговорки в коррекционной работе с младшими школьниками”  Оглоблина И.Ю., канд. пед. наук, учитель-дефектолог СШ № 19, г. Минск, Республика Беларусь

      2. “Русские пословицы в лицах” Художественное издание почтовых карточек, компания “Зингер”, С-Петербург, 1914 г.

      Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
      Добавить комментарий

      Adblock detector