Пословицы русские народные для детей

А воз и ныне там.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Доброе дело само себя хвалит.

Труд человека кормит, а лень портит.

Терпенье и труд всё перетрут.

Дело мастера боится.

Волков боятся – в лес не ходить.

Кто хвалится, тот с горы свалится.

Без заботы и репу не вырастишь.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Не учи безделью, а учи рукоделью.

Под лежачий камень вода не течёт.

Без нитки и иголки шубы не сшить.

Без топора не плотник, без иглы – не портной.

Без труда хлеб не родится никогда.

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Береги честь смолоду, а здоровье всегда.

Будешь книги читать – будешь много знать.

Была б охота – будет ладиться и работа.

Век живи – век учись.

Весёлый смех – здоровье.

В зимний холод всякий молод.

В речи хороша краткость, в деле быстрота.

Век без ошибки не проживёшь.

Век живи – век учись.

Где аккуратность, там и опрятность.

Где вода, там и жизнь.

Где терпенье, там и уменье.

Горька работа, да хлеб сладок.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Дерево узнают по плодам, а человека по делам.

Длинный язык с умом не в родстве.

Доброе дело само себя хвалит.

Доброе слово дом построит, а злое – разрушит.

Добро творить – себя веселить.

Если в победу не веришь, врага не одолеешь.

Жизнь дана на добрые дела.

Жизнь прожить – не поле перейти.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Здоровье и труд рядом идут.

Землю уважай, будет и урожай.

Играй – играй, да дело знай.

И мудрому человеку совет требуется.

Каков Ерёма, таково у него и дома.

Книга – книгой, а своим умом двигай.

Книга – твой друг, без неё как без рук.

Корень ученья горек, да плод его сладок.

Кто аккуратен, тот и людям приятен.

Красота приглядится, а ум пригодится.

Кто вовремя помог, тот дважды помог.

Кто детям потакает, сам слезу утирает.

Кто труда не боится, того и лень сторонится.

Кто умеет трудиться, тому есть чем гордиться.

Красна птица перьем, а человек – уменьем.

Ленивому и солнце не вовремя встаёт.

Люди тянутся к знаниям, как растения к солнцу.

Поговорки для детей это отличный способ развивать речевой аппарат ребенка, а так же тренировать память и расширять словарный запас. На нашем сайте Поговорка.ру вы найдете самые популярные поговорки для своих малышей.

Оглавление [Показать]

Поговорки для детей

31 Марта 2018

Сортировать:

По рейтингу

За:

День Неделю Месяц Год Все время

  • Гроза бьет по высокому дереву.

  • Кто на молоке ожегся, тот и на воду дует.

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

  • Раз на раз не приходится.

  • Друга за деньги не купишь.

  • Красна речь поговоркой.

  • Обманули дурака на 4 кулака

  • По платью встречают, по уму провожают.

  • Икота—икота, перейди на Федота, с Федота га Якова, с Якова на всякого

  • Конь познается при горе, а друг при беде.

  • Не спеши языком, торопись делом.

  • Из окна всего света не оглянешь.

  • Русский медленно запрягает, да быстро едет.

  • Не умеешь шить золотом, так бей молотом.

  • Уж лучше пей, да дело разумей.

171 поговорка

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12

Пословицу сказал — дорогу указал.

По мнению психологов и педагогов, на успешность обучения ребенка в школе влияет много факторов. Важнейший из них — уровень развития устной и письменной речи, воздействие которого на успевае­мость учеников неоспоримо. Именно речь — сред­ство получения и выражения знаний — рано вклю­чается во все формы познавательной деятельности детей. Усвоенные слова существенным образом пе­рестраивают чувственное восприятие мира, прида­ют ему осмысленный, подлинно человеческий ха­рактер.

В дошкольные годы большинство детей зачастую слышат разговорно-бытовую речь. Весь же процесс школьного обучения строится на литературном язы­ке, но многие дети, придя в школу, не понимают пословиц, поговорок, фразеологизмов, так как мы, взрослые, все реже и реже используем их в своей речи. Тем самым у детей не развивается образное мышление, не в полной мере обогащается словарный запас, им сложно понимать речь, неподкрепленную конкретной ситуацией. Поэтому так важно в до­школьном и младшем школьном возрасте дать детям возможность слышать не только разговорно-бытовую речь, но и литературный язык.

Пословицы — бесценное наследие нашего народа.

Отметим примерный этап работы с пословицами:

1. внимательно прочитайте с детьми пословицу;

2. выясните лексическое значение непонятных и уста­ревших слов и подберите сло­во, используемое в настоящее время;

3. выясните смысл посло­вицы в целом: о чем она и чему учит;

4. определите, к какой те­матической группе ее можно отнести (пословица о труде, дружбе, ученье, здоровье, ка­чествах человека и т.д.);

5. предложите детям поду­мать, в какой житейской си­туации можно ее употребить.

Ниже приведены игровые задания, в содержании кото­рых используются русские народные пословицы, пред­назначенные детям младшего школьного возраста для ис­правления речевых наруше­ний и формирования школь­но-значимых функций.

Половинки

(задание на развитие словесно-логическо­го мышления и установление причинно-следственных свя­зей разной сложности).

Дети, прочитав первую часть пословицы, должны по­добрать к ней вторую.

Игру можно усложнить, про­читав конец пословицы, пред­ложив детям найти ее начало.

Любишь кататься,

Делано наспех,

Что посеешь

За двумя зайцами погонишься,

Доброе слово

У плохой пряхи

Волков бояться —

Век живи,

Как аукнется,

Чем дальше в лес,

Делу время,

Не в свои сани

Поспешишь —

Семь раз отмерь,

В гостях хорошо,

то и пожнешь.

и кошке приятно.

в лес не ходить.

нет для себя рубахи.

ни одного не поймаешь.

люби и саночки возить.

сделано на смех.

а дома лучше.

тем больше дров.

век учись.

так и откликнется.

потехе час.

не садись.

людей насмешишь.

один раз отрежь.

Пропущенные слова

(зада­ние на умственное и речевое развитие).

В задании нужно догадать­ся, как правильно в содержа­нии пословиц расставить сло­ва большой — маленький, что­бы они имели поучительный смысл и верно согласовыва­лись с существительными.

1. __________________________ пенек опрокинул __________________ воз.

2. _________________________ дело луч­ше _______________________ безделья.

3. Даже самое __________________ де­рево выросло из ____________________ семени.

4. В _________________ лод­ку _______________________ груз не кладут.

5. __________________________ крючком __________________________ рыбу не выудишь.

Слова с противоположным смыслом

(задание на расши­рение и обогащение словаря, работа над словами-антонима­ми).

В этом задании нужно най­ти слова с противоположным смыслом сначала в послови­цах, распечатанных на карточ­ках, затем выполнять это за­дание на слух. Пословицы можно разделить на несколь­ко групп, в зависимости от того, какой частью речи яв­ляются слова-антонимы.

Имена существительные

Ученье — свет, а не уче­нье — тьма.

Умный молчит, когда дурак ворчит.

Умный себя винит, глу­пый — своего товарища.

Умный делу научит, а глу­пый только наскучит.

Было бы начало, будет и конец.

Будет день, будет и ночь.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

Ищи друзей, а враги сами найдутся.

Неверный друг — опасный враг.

Сытый голодного не разу­меет.

От лени — болезнь, от ра­боты — здоровье.

Добро побеждает зло.

Кто солгал с утра, будет лгать и вечером.

Никакое худо до добра не доводит.

Друг спорит, а враг подда­кивает.

Трус погибает, а храбрый побеждает.

Чему научишься в молодо­сти, пригодится и в старости.

Имена прилагательные

Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

Старый друг лучше новых двух.

Черная земля белых рук не любит.

У мудрого человека длин­ные уши и короткий язык.

Жизнь короткая, а слава долгая.

Доброго чти, а злого не жалей.

За доброе жди добра, за худое — худо.

Добрая слава лежит, а ху­дая — бежит.

Белый хлеб растет в черной земле.

Нового счастья ищи, а ста­рого не теряй.

Маленькая ложь за собой большую ведет.

Не называй дурное хоро­шим, а черное белым.

Глаголы

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Умей взять, умей и отдать.

Как пришло, так и ушло.

Умеешь ссориться, научись и мириться.

Дождик вымочит, солнце высушит.

Другие части речи

Меньше болтай, да больше соображай.

Меньше говори, больше слу­шай.

Мягко стелет, да жестко спать.

Говорит прямо, а делает криво.

Болен — лечись, здоров — берегись.

Думай медленно, работай быстро.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Лучше тихо, да вперед, чем скоро, да назад.

Где работа, там густо, а в ленивом доме пусто.

За чужим погонишься — свое потеряешь.

Наибольшую сложность для детей могут вызвать послови­цы, в которых используется несколько слов-антонимов.

Мир строит, а война раз­рушает.

Чем длиннее день, тем ко­роче ночь.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Горе старит, радость мо­лодит.

Добро поощряй, а зло пори­цай.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Труд всегда дает, а лень всегда берет.

Легко взять, да трудно отдать.

Пословицы с похожим смыслом

Нахождение пословиц с похожим содержанием очень интересно для детей, особен­но если их познакомили с по­словицами о труде, учебе, лич­ных качествах человека. Дан­ное задание предполагает разные варианты его выпол­нения.

Педагог заранее вывеши­вает на доску пословицы раз­ной тематики. Остальные оформлены на отдельных кар­точках (листках). Дети выби­рают карточки, читают посло­вицу, объясняют ее смысл и определяют, к какой темати­ческой группе она относится.

Педагог каждому ребен­ку раздает по одной послови­це из разных тематических групп. Каждый ребенок нахо­дит пословицу (или несколь­ко), смысл которой близок той, которую дал учитель:

без труда не выловишь и рыбку из пруда; хочешь есть калачи — не сиди на печи; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть; в лес не съездишь, так и на печи за­мерзнешь; какие труды, та­кие и плоды; дерево дорого плодами, а человек делами; землю кра­сит солнце, а человека — труд; птицу узнают в поле­те, а человека в работе; нет друга — ищи, а най­дешь — береги; без друга в жизни худо; человек без друзей, что дерево без кор­ней; верный друг лучше сотни слуг; дерево живет корнями, а человек друзь­ями; птица сильна крыль­ями, а человек дружбой; друг за друга держаться — ничего не бояться; не надобен и клад, когда в семье лад; на что клад, ког­да в семье лад; испокон века книга растит человека; с книгой дру­жить — век не тужить; букварь — к мудрости сту­пенька; пословицу сказал — доро­гу указал; пословица неда­ром молвится; пословица — всем делам помощница; почитай учителя как роди­теля; строгость учителя по­лезнее ласки родителя.

Найди ошибку (задание на развитие слухового восприя­тия и коррекцию фонемати­ческого слуха).

В начале игры педагог чи­тает стихотворение.

Пословица, мы тебя знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чье-то место заняла?

В.Волина

Детям зачитывают непра­вильный вариант пословицы, просят найти в ней ошибку и дать правильный вариант. Если ребенку пословица не знакома, то выполнение зада­ния у него вызовет большую сложность. В этом случае ре­комендуется предложить два варианта пословицы: правиль­ный и неправильный. Ребе­нок из двух вариантов выби­рает правильный, отвечая на вопросы: «В каком слове ошибка? Какую букву нужно заменить?». Данное задание дети могут выполнять как на слух, так и письменно.

Лось до добра не доведет.

От бобра добра не ищут.

В здоровом теле здоровый пух.

Один в золе не воин.

Правда глаза полет.

Сашу маслом не испортишь.

Не ноги горшки обжигают.

Голод не щетка.

Трус своей лени боится.

На безрыбье и бак рыба.

Купил кита в мешке.

Нет худа без бобра.

Повторенье — тьма ученья.

Терпенье и пруд всё пере­трут.

Мы сами с ушами.

Голода не бойся, по пояс мойся.

Без места пирога не испе­чешь.

Больше дела, меньше снов.

Пустая мыльница и без вет­ра мелет.

Что написано пером, того не вырулишь топором.

На ловца и дверь бежит.

Трус человека кормит, а лень портит.

На горе шапка горит.

Один ус хорошо, а два луч­ше.

Летний тень год кормит.

Семеро одного не идут.

Жди у горя погоды.

Каждый кулик свое долото хвалит.

Лес рубят — кепки летят.

Представление о времени.

Многие учащиеся началь­ной школы имеют неточные, искаженные представления о календарном времени, а их сведения об отдельных времен­ных обозначениях поверхнос­тны. Работа, направленная на заучивание названий и после­довательности месяцев, дней недели, носит формальный характер и не способствует осознанию детьми длительно­сти и необратимости времени, его смене и периодичности. В связи с этим необходима сис­тематическая работа по фор­мированию у детей дошколь­ного и младшего школьного возраста представлений о вре­мени. Доказано, что своевре­менное и адекватное форми­рование временных представлений и ориентировки во вре­мени служат необходимой предпосылкой развития мыш­ления и деятельности детей в целом.

Использование пословиц о временах года и природных явлениях способствует совер­шенствованию представления о цикличности времени, за­креплению знаний месяцев года, развитию и коррекции пространственно-временной ориентировки детей. Чтобы сложная система временных отношений могла быть четко осознана детьми, рекоменду­ется использовать календарь, отражающий в материальной форме цикличность месяцев года как единиц времени.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Месяц январь — зимы го­сударь.

Январь-батюшка год начи­нает, зиму величает.

Январь — году начало, а зиме середина.

Июль — макушка лета.

В сентябре лето кончается, осень начинается.

Май леса наряжает, лето в гости поджидает.

Представления младших школьников о каждом време­ни года достаточно адекватны, хотя остаются неполными и в большинстве случаев связаны с воспоминанием об опреде­ленной деятельности челове­ка, характерной для данного времени года. Как показыва­ет практика, наиболее труд­ным остается определение последовательности времен года.

Формирование познаватель­ной деятельности тесно связа­но с развитием понимания причинно-следственных свя­зей. Осознание временных и причинно-следственных отно­шений зависит от конкретно­го содержания каждого вре­менного эталона. Используя пословицы о природе, можно, с одной стороны, продолжить работу над установлением при­чинно-следственных связей в природе, а с другой — совер­шенствовать представления о смене времен года и их цик­личности.

Ниже подобраны послови­цы, отражающие причинно-следственные связи между природой и деятельностью че­ловека и характерные для каж­дого сезона признаки. В этом задании детям предлагается догадаться, название какого времени года пропущено в по­словице.

Что в августе соберешь, с тем и ________________ проведешь.

Весна дает цветы, а ____________ — плоды.

Кто ______________ трудить­ся рад, будет осенью богат.

____________ без снега — лето без хлеба.

Чем крепче зима, тем ско­рее ______________ .

Увидал скворца, знай — ______________ у крыльца.

Кто спит , плачет зимою.

Худо , когда сол­нца нету.

Каждый кустик ночевать пустит.

солнце све­тит, да не греет.

Одна ласточка _______________ не делает.

Что летом родится, то _________________ пригодится.

Земля _________________ отдыхает, а весной расцветает.

Лето собирает, а _______________ поедает.

Длинные сосульки к дол­гой ___________________.

Лето со снопами, а ______________ с пирогами.

Кто весной трудиться рад, будет _________________ богат.

Что летом соберешь, то ________________ на столе найдешь.

Веселые рифмочки

(зада­ние на развитие чувства рит­ма, активизацию слухового внимания и памяти, коррек­цию фонематического слуха).

Детям необходимо внима­тельно послушать пословицу и назвать в ней рифмующие­ся слова. (Подборка пословиц дана ниже.)

Человек лукавый, что кар­ман дырявый.

Лишнее поже­лаешь — последнее потеря­ешь.

Расти большой, да не будь лапшой.

Кто землю лелеет, того и земля жалеет.

Как в мае дождь, так будет и рожь.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

В зимний хо­лод всякий молод.

Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый?

Всякому молод­цу — ремесло к лицу.

Не бы­вает скуки, коли заняты руки.

Еле-еле душа в теле.

Здоров будешь — все добудешь.

Ку­рить — здоровью вредить.

Сла­ву свою добывай в бою.

Трус и таракана примет за вели­кана.

Умелый боец везде мо­лодец.

Хорош грибок — бе­лый, а солдат смелый.

Кто драку затевает, тот сам битым бывает.

На языке мёд, а под языком лёд.

Не стыдно мол­чать, когда нечего сказать.

У врача лечись, а у умного — учись.

Бояться волков — быть без грибков.

Поспешишь — людей насмешишь.

И в мое оконце засветит солнце.

Хлеб- соль кушай, а хозяина слу­шай.

Свои иголки для ежа не колки.

У кого что болит, тот про то и говорит.

Люди па­хать, а мы руками махать.

Какое семя, таково и племя.

Всякому нужен и обед и ужин.

Изба красна углами, обед — пирогами.

Чай пить — не дро­ва рубить.

Хороша кашка, да мала чашка.

Если хлеба нет куска, то и в тереме тоска.

В гости ходить — надо и к себе водить.

Далеко шел, добра не нашел.

Добро быть в радости и жить в сладости.

Добро на­живай, а худо изживай.

Не хвались серебром, а хвались добром.

На добрый привет — добрый и ответ.

Зло любить — себя губить.

Стыдливый по­краснеет, а бесстыжий поблед­неет.

Дружба крепка не лес­тью, а правдой и честью.

Не нужен ученый, а нужен смыш­леный.

Двое пашут, а семеро руками машут.

Снаружи мило, а внутри гнило.

Тот герой, кто за правду горой.

Велик телом, да мая делом.

Не учи безде­лью, учи рукоделью.

Надо знать, что сказать.

Кто скачет, а кто плачет.

Май леса наря­жает, лето в гости поджидает.

Москва- столица — для всего мира светлица.

Кто в Москве не бывал, тот и красоты не ви­дал.

Работай смелее — будешь жить веселее.

В зимний холод всякий молод.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Таким образом, использова­ние такого вида устного народ­ного творчества как пословицы на занятиях с детьми, имеющи­ми нарушения устной и пись­менной речи, обогатит их сло­варный запас, фразовую речь, повысит грамотность, разовьет познавательную деятельность, регулирующую функцию речи. Систематическая работа с посло­вицами способствует воспита­нию у учащихся эстетического вкуса и позитивных качеств личности, развивает их эмоци­ональную сферу и обогащает жизненный опыт.

Источники: 

1. «Пословицы и поговорки в коррекционной работе с младшими школьниками”  Оглоблина И.Ю., канд. пед. наук, учитель-дефектолог СШ № 19, г. Минск, Республика Беларусь

2. “Русские пословицы в лицах” Художественное издание почтовых карточек, компания “Зингер”, С-Петербург, 1914 г.

Пословицы как народный жемчуг. Они живут среди людей, пропитывают речь, удивляют, обобщают, острят, оценивают. Пословицы для детей, которые мы постарались собрать здесь, освещают разные темы. Отдельно идут пословицы о дружбе, о труде, о родине, о семье.  

Показать весь текст ..

При этом одна пословица может относиться к разным темам, и вам? родители? следует помочь детям в понимании смысла некоторых пословиц.

Пословицы как жанр фольклора весьма зыбок. Наша речь постоянно меняется и поэтому ребятам многие пословицы могут показаться непонятными, архаичными, так как слова устаревают, трансформируются. Однако многоликость пословиц не самое главное, важнее какую оценку жизни или поступков дают эти точные выражения.

Пусть эти меткие народные искры путешествуют в устах людей по векам, а мы-родители и наши дети будем наслаждаться их россыпью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector