Пословицы по литературе

Оглавление [Показать]

Пословицы и поговорки также являются необходимым художественным элементом языка литературных произведений. Они используются писателями для характеристики героев, выражают отношение автора к событиям, подчеркивают развитие действия, способствуют созданию национального колорита. Так, у Мельникова в рассказе «Красильниковы» пословицы в речи купца ярко характеризуют жизненную ситуацию. Они раскрывают трагический смысл переживаний Красильникова: «Без детей горе, а с ними вдвое», «Учи его (сына – А.Ф.), покамест поперек лавки лежит; вырастет да во всю вытянется, тогда уж его не унять». Психологические коллизии, отсутствующие в рассказе, передаются при помощи пословиц: «Дума за морями, а горе за плечами», «Людское счастье, что вода в бредне». Пословицы и поговорки в основном произносятся главным героем, раскрывают духовную сферу его жизни. В описании отцовского горя, автор обращается к образной народной поэзии: «Глуба моря шапкой не вычерпать, слез кровавых родного отца не высушить! Упился я бедами, охмелился слезами!» – так словами народной фразеологии выразил Мельников психологическое состояние человека, человеческую трагедию героя.46

В.И. Даль в своих рассказах тоже опирается на пословицы и поговорки: «Везде хорошо, где нас нет», «Как снег на голову», «Бей русского – часы сделает» и др.

В речь героев А.Ф. Писемского включаются пословицы: «Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет», «Пора бы не бревна катать, а лыко драть да на печке лежать».

Речь героев С.В. Максимова изобилует пословицами и поговорками: «Мели, Емеля – твоя неделя», «У наших ребят руки не болят», «Много будешь знать – мало станешь спать», «Не сам говорит, а хмель за него распорядок творит».

Душой русского народа является песня. Традиционная крестьянская лирика для писателей остается эстетическим образцом. Она отражает лучшее, исконное, что есть в характере крестьянина: трудолюбие, поэтичность души, удальство. Она играет исключительно важную идейную и эстетическую роль в рассказах и очерках писателей о жизни народа, выступая элементом народной культуры.

По мнению беллетриста-народника Ф.Д. Нефедова, песня откликается на все звуки жизни, вводит в быт народа, соотносится с его обычаями и обрядами. Традиционная народная песня, по Нефедову, прекрасна. Она исполнена «чарующей силы», поэтична. Это подлинно народное творение, идущее из глубины его души.

Нефедов пишет о песне:

«Помню, помню и я эту чарующую силу нашей родной песни! Раздается она, порою, в тихий час ночи. Вот уж она и замолкла, унеслась куда-то с предутренним ветерком, а ты все еще не перестаешь слушать ее, все еще как будто звучит она и западает в самую глубь души человеческой».47

Народные песни и, прежде всего, лирические, по мнению Нефедова, заключают огромный гражданский потенциал. Он пишет, что слушая их, чувствуешь, что личное горе ничто в сравнении с народным горем. Он связывает свои представления о национальном характере с верой в скрытые «какие-то громадные силы, в торжество победы, которая сулила народу светлое будущее»48. Он верит в силу, устойчивость, живучесть традиций народной старины: «Она вдруг вынырнет из захлестнувших ее волн жизни с рассказами о чудесах прошлого и снова делается общим достоянием».48 Писатель убежден, что родник народного творчества неиссякаем, он бьет живой струей.

Являясь душой русского народа, песня широко включается в произведения писателей. Ее поют крестьяне в рассказах Писемского. Писемский изображает картину гуляния деревенской молодежи:

«Гульбища эти по нашим местам нельзя сказать чтоб были одушевлены: бабы и девки больше стоят, переглядываются друг с другом, и долго-долго собираясь и передумывая, станут, наконец, в хоровод и запоют бессмертную: “Как по морю, как по морю…”»49

Тонкий, все подмечающий наблюдатель, Писемский фиксирует все детали хоровода:

«Одна из девок, надев на голову фуражку, представит парня, убившего лебедя, а другая – красну девицу, которая подбирает перья убитого лебедя дружку на подушечку, или разделясь на два города, ходят друг другу навстречу и поют: одни: “А мы просо сеяли-сеяли”, другие – “А мы просо вытопчем, вытопчем”».50

Заклинают девушки весну и в рассказе «Мужицкий год» П.И. Якушкина:

«С чистыми полотенцами на голове, с лентами в косе, в белых льняных рубашках, в нарядных паневах…девки песни поют:

	«Весна красна,   	На чем пришла,   	На чем пришла,   	Пришла, приехала?   	На кобыле вороной –   	С сохою, с бороной!»50  

Поют песню и крестьяне Г.И. Успенского. Крестьяне едут в деревню, в родные, близкие места. Окружающие их картины вызывают чувство причастности к родной земле. Оно выливается в исконно русскую печальную песню, которую они поют: «Попила ли ты, моя головушка? Попила ли, погуляла?» И беглые пейзажные зарисовки: набегающий с поля ветер, мелкий дождик, ночной холод психологически усиливают эту картину. «Набегающий с поля ветер слегка кропит мелким дождиком и своей ровной тягой усыпляет и убаюкивает натрудившийся народ… Ночной холод заставляет порой передернуть плечами, но вовсе не мешает петь прежнюю песню и легонько поигрывать на гармошке:

	Уж и стали они меня, добра молодца,   	Стали стричь и брить.   	Уж вы брейте мои кудерышки,   	Брейте, не жалейте…».51

Поет песню и Яков Турок в рассказе И.С. Тургенева «Певцы» – «Не одна во поле дороженька». И Матюшка, фабричный молодой парень, в очерке В.А. Слепцова «Владимирка и Клязьма», а также «песенная» героиня «Настя-песня» в рассказе Н.С. Лескова «Житие одной бабы».

Звучат песни в кавказских рассказах Л.Н. Толстого, а также в повести «Казаки». Здесь поют их в хороводе (Толстой вводит две хороводные песни: «Из-за лесика, лесу темного», «Как за садом»), а также Лукашка и Ерошка. «Казаки» пропитаны стихией народного творчества. Толстой органически вплетает элементы народного творчества в ткань произведения, заставляя их служить выявлению характеров и задачам идейного раскрытия повести. Казачьи песни полностью и в отрывках включаются писателем в текст. Их поют его герои Лукашка и Ерошка. С песнями просыпается станица, с песнями проходят работы, с ними уезжают и возвращаются из походов казаки:

«Уже было темно. Из труб избушек шел дым и, сливаясь с туманом, стлался над станицею. В окнах кое-где светились огни. Запах кизяка, чапры и тумана был разлит в воздухе. Говор, смех, песни и щелканье семечек звучали также смешанно, но отчетливее, чем ночью».52

Народные песни являются выражением народного быта, раскрывают психологические нюансы скрытых поступков героя. Песни дополняют психологические портреты людей из народа, раскрывая их внутренний мир, который трудно обнаружить в обычных условиях. Так, Ерошка, внешне шутник на людях, с его иносказательным языком, шутками и прибаутками, мудрец и философ в житейских делах, в самом-то деле трагически переживает свое одиночество. Сокровенные переживания Ерошки раскрывает народная песня «А ди-ди-ди-ди-ди-ли». Этнографические детали помогают раскрыть характер старого казака. Этнографическая истинность отнюдь не противостоит ни поэтической живописи, ни проникновению в глубину личностной психологии. Как говорит автор, это старинная настоящая казакская и татарская песня. Обращение к народному творчеству, близость героев к нему, углубляет показ внутреннего мира героя, раскрывает тайники душевных переживаний. Ерошка весь отдается во власть песне, голос его дрожит, старик замолкает, плачет, «слезы стояли в его глазах, и одна текла по щеке». Печальный, завывающий, за душу хватающий припев старик повторил несколько раз, и все накопившиеся в нем чувства выразились в его порыве – выскочить на крыльцо и выпалить из обоих стволов в воздух с последними словами.53 Хоровые песни Толстым вводятся в текст, когда события повести достигают кульминации. Песня предсказывает будущее героев. Песня девушек раскрывает то, что уже предвещала шутливая песня Ерошки – «В понедельник он влюбился». Песня, которую поет Лукашка, передает всю глубину его переживаний. Образ сокола из народной песни (улетевшего из золотой клетки) перекликается с вольнолюбивой натурой молодого казака:

	«Из села было Измайлова,   	Из любимого садочка сударева,   	Там ясен сокол из садочка вылетал…».  

В кавказских рассказах звучит «Барыня».

Песня у Толстого утверждает мысль о чистоте нравственного чувства народа.

Фольклор – корни и истоки русской литературы, тот неиссякаемый источник, из которого из века в век наша культура черпает сокровища народной поэзии, мудрости, эстетического совершенства. Сливаясь с литературой, насыщая ее фольклорными жанрами, народно-поэтическими образами, фольклор является выражением народной национальной традиции, духа народа, его нравственно-эстетических ценностей.

Читайте также другие статьи раздела «Фольклор и литература»:

  • Пушкин и фольклор. Народные сказки Пушкина
  • Фольклор и древнерусская литература. Фольклор в литературе 18 века
  • Обрядовая поэзия и народная демонология в литературе. Повести Бестужева и Сомова
  • Образ дружки в произведениях Григоровича, Писемского, Максимова
  • Календарные праздники в литературе. Фольклор в произведениях Островского и Мельникова-Печерского
  • Народное искусство в литературе. На примере произведений Слепцова, Левитова, Максимова
  • Фольклор в творчестве Тургенева. Этнографически-фольклорные образы
  • Пословицы, поговорки и народные песни в литературе. Произведения Писемского, Успенского, Толстого
  • Вопросы и задания по теме «Фольклор и литература»

 Перейти к оглавлению книги «Неиссякаемый источник. Устное народное творчество»

Гадания на картах ТАРО:

.

Книга мала, а ума придала.  (русская)

Умнее книги не скажешь.  (русская)

Закрытая книга ничему не научит.  (еврейская)

Золото добывают из земли, а знания из книги.  (русская)

И по заглавию можно судить о книге.  (арабская)

Испокон века книга растит человека.  (русская)

Хорошая книга — лучший друг.  (русская)

Слеп человек без книги.  (исландская)

Книга — а в ней кукиш да фига.  (русская)

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.  (русская)

Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.  (русская)

Книги читать — не в ладушки играть.  (русская)

Книга не пряник, а к себе манит.  (русская)

Книга — не шапка, а выбирай по голове.  (русская)

Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.  (русская)

Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде.  (русская)

Книга учит жить, книгой надо дорожить.  (русская)

Книга книгой, да и своим умом двигай.  (русская)

Книги читай, да дела не забывай.  (русская)

Книга учит жить, книгой надо дорожить.  (советская)

Книга поможет в труде, выручит и в беде.  (русская)

Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.  (русская)

Комната без книг подобна телу без души.  (английская)

Кто работает без книг, решетом воду черпает.  (русская)

Ленивому Микишке всё не до книжки.  (русская)

В доме, где есть старик, есть книга.  (татарская)

Кому книга развлечение, а кому — учение.  (русская)

Недочитанная книга — не пройденный до конца путь.  (китайская)

Не закрывай книгу, которая открывает глаза.  (еврейская)

Не красна книга письмом, красна умом.  (русская)

Один вид книги устраняет печаль сердца.  (марокканская)

Одна книга тысячи людей учит.  (русская)

Перо не велико, а большие книги пишет.  (русская)

Пословицы кратки, а ума в них целые книги.  (русская)

Прочёл книгу – встретился с другом.  (русская)

С книгой поведёшься – ума наберёшься.  (русская)

Нагружать на осла книги.  (т.е. обучать дурака; хинди)

Иная книга обогащает, а иная с пути совращает.  (русская)

Солнце взойдёт — оживает природа, книгу прочтёшь — просветляется ум. 
(монгольская)

Суть миллионов книг – в одном стихе: заслуга – в добре ближнему, грех – в зле ближнему (древнеиндийская).

Три дня не будешь читать книг — твоя речь потеряет прелесть. 
(китайская)

Ум без книги, как птица без крыльев.  (русская)

Кто знает «аз» да «буки», тому и книги в руки.  (русская)

Хлеб питает тело, а книга питает разум.  (русская)

Хорошая книга — всё равно, что сад, который можно носить в кармане.  (китайская)

Из тыквы, о которой говорится в книге, каши не приготовишь.  (тамильская)

Хорошая книга — искренний друг: когда она тебе надоела, она не сердится, когда ты ей веришь, она тебя не обманывает.  (турецкая)

Хорошая книга — наивернейший друг человека.  (словацкая)

Хорошая книга ярче звёздочки светит.  (русская)

Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.  (русская)

Книга — маленькое окошко: через него весь мир видно.  (русская)

Две самые полезные книги для девушки — кухонная книга матери
и чековая книжка отца.  (американская)

Книга в суме – в пути тягость, книга в уме — в пути облегчение.  (русская)

В наследство сыну оставь лучше одну книгу, чем миллионы монет.  (корейская)

Лучше вернуться домой и пахать поле, чем не изучить толком книги.  (китайская)

Богат не тот, кто денег не считает, и не тот, чьи знания собраны из книг.  (тайская)

Нет большего наслаждения, чем читать книги; нет дела важнее, чем учить сыновей.  (китайская)

Не на пользу книги читать, когда только вершки в них хватать.  (русская)

Коль есть поле, да не посеешь, будут амбары пусты; коль есть книги, да не читаешь, будут сыновья и внуки глупы.  (китайская)

.

***

.

Пословицы и поговорки про Учителя

Пословицы и поговорки о Знаниях

.

***

Содержание страницы: пословицы и поговорки со словом (на тему) «книга».

.

.

Значение пословиц в русской литературе

Ответы:

Пословицы и поговорки – кажется, это что-то из глубокого детства, из красочного учебника по чтению для младшей школы. И, в то же время, они напоминают о себе каждый день, даже если никто их не произносит. Потому что они – сама жизнь, ее отражение. Если хотите, «формулы» жизни, которые объясняют: если сделаешь то – будет так, а вот это случилось потому-то… Ведь в пословицах – народная мудрость. Опыт поколений, не зависящий ни от исторической эпохи, ни от моды, ни от политической или экономической ситуации. Единственное, от чего зависит этот опыт – это время, которое обогащает, наполняет его.

Составитель: Дементьева Светлана

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает

Без книги, как без солнца, и днем темны оконца

Книга – твой друг, без нее как без рук

Книга мала, а ума придала

С книгой поведешься – ума наберешься

Будешь книги читать-будешь все знать

Библиотеку не посещаешь – много знаний потеряешь

Хорошие книги читай – о жизни побольше узнай

Черные буквы красные дни приносят

Неграмотный — как слепой, а книга глаза открывает

Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость

В книге ищи не буквы, а мысли

Книга подобна воде: дорогу пробьет везде

Книга поможет в труде, выручит в беде

Книга учит жить , книгой надо дорожить

Книги читать – не дурака валять, а ум и сердце развивать

Сказанное слово — было да нет, а написанное живёт век

Кто много читает, тот много знает

Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают знания

Известно, что любовь к книгам – любовь к мудрости

Книга – ключ к знанию

Книга книгой, да и своим умом двигай

Не все читай, иное и откладывай

Книгу читай, а умом смекай

Наука книги еще не полна без науки жизни

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает

Глядит в книгу — видит фигу

Книга без ума – пуста

Недочитанная книга — не пройденный до конца путь

Нет умного соседа – с книгой беседуй

Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет

Не смотри, кто написал, смотри, что написано

Нужно уметь читать между строк

Иной глазами по книжке водит, а разум у него стороной ходит

Книга в два листа, а середка пуста

В книгу вошли не все слова, в словах сказаны не все мысли

Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь

Книга для ума, что теплый дождь для всходов

Книги не говорят, а правду сказывают

Книги читать — скуки не знать

С книгою жить – век не тужить

Книги читать — не в ладушки играть

Книги читай, а дела не забывай

Не красна книга письмом, а красна умом

Монастырь без книг — замок без оружия

Ум без книги, что птица без крыльев

Хлеб питает тело, а книга питает разум

Дом без книги – день без солнца

Кто знает аз да буки, тому и книги в руки

Одна книга тысячу людей учит

Чтение — лучшее учение!

Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги

Испокон века книга растит человека

Кому книга-развлечение, а кому-учение

Много прочёл, да мало учёл

Худая грамота, человеку пагубна

Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет

Одна книга обогащает, а другая — с пути совращает

Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать

Книга книге рознь: одна учит, другая мучит

Книгу читаешь, как на крыльях летаешь

Книга — маленькое окошко, через него весь мир видно

Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт

Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают

Ленивому Микишке все не до книжки

Книга — лучший подарок

Хорошая книга ярче звездочки светит

Книга не мед, а всякий берет

Книга не пряник, а к себе манит

Читай, книгочей, не жалей очей

Умнее книги не скажешь

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector