Пословицы о силе богатырской

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Казачий фольклор устное творчество (предания, сказки, былины, пословицы и поговорки, загадки) песенное творчество (плясовые припевки, частушки) музыка и танцы. Народ вложил в эти произведения всё самое лучшее: народную фантазию, знание жизни, выдумку и мудрость. А слово «фольклор» и означает «народная мудрость».

3 слайд

Описание слайда:

1.«Жёлтый цвет Для ёлок и для сосен Не подходит», — Жалуется _______. 2. Ох, и злой он: Каждый раз Заставляет Плакать нас _____. 3. Труд человека кормит, а _______ портит. 4. Склеена, сшита, Без дверей, а закрыта. Кто её открывает, Тот всегда много знает _______________ . 5. Красна девица По небу катится ______________ . 6. Человек без друзей, как _______ без корней. Ф 1 2 3 4 5 6 р о с е н ь л у к л е н ь к н и г а с о л н ц е д е р е в о

4 слайд

Описание слайда:

Пословицы и поговорки Казаки – известные острословы, и именно слово – тот «груз, который в пути не тянет и плеч не набивает, а душу согревает, а то и спасает», так говорили казаки. Пословицы, поговорки так и сыпались из уст каждого взрослого. Атаманам пышки, казакам шишки Без коня казак кругом сирота. Веселы привалы, где казаки запевалы. Житие собачье, зато слава казачья. Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет. Терпи казак,- атаманом будешь. Казацкому роду нема переводу. Казак из пригоршни напьется, из ладони пообедает. Пели бы еще да в животе тощо.

5 слайд

Описание слайда:

Лось до добра не доведет. От бобра добра не ищут. В здоровом теле здоровый пух. Сашу маслом не испортишь. Не ноги горшки обжигают. Голод не щетка. Купил кита в мешке. Мы сами с ушами. На ловца и дверь бежит. На горе шапка горит. Один ус хорошо, а два лучше. Семеро одного не идут. Лес рубят — кепки летят. Трус своей лени боится. ИГРА. Пословица, мы тебя знаем, Но не такою ты была: Неужто буква озорная Вновь чье-то место заняла?

6 слайд

Описание слайда:

Сказки — сказки-былички, сказки –диалоги, сказки смешные и страшные, веселые и серьезные. Казачьи сказки являются частью русского фольклора, хотя и имеют свои особенности. -Односум, что это тебе так рожу разнесло? Да вчера был на рыбалке – оса на губу села… И ужалила? Слава Богу не успела! Брат её веслом убил! (сказка-диалог-анекдот)

7 слайд

Описание слайда:

1.Новая посудына, а уся в дырах. 2.Жовтый шар сыпэ жар. 3.Стоить Антошка на одной ножке, его шукають, а вин не отклыкается. 4.Стали хлопцы в ряд, проходить не вилять. 5.Золотой Демид весь день на солнышко глядит. ЗАГАДКИ

8 слайд

Описание слайда:

Песни казаков — это не только идеальное выражение казачьей души, а и истинное отражение судьбы всего казачества. Песня окружала казаков с детства до могилы. С песнями рождались, с песней шли воевать, песнями мерили расстояние, застольные песни и песни свадебных обрядов. Песни исторические, былинные и сказочные. Гимны войсковые и полковые песни. Казачья служба была тяжела и опасна. В короткие минуты передышки гулял казак – звучали в песнях его удаль и веселье. Каждый казак знал более тысячи песен.

Былины – это один из самых древних жанров литературы. Это старинные сказания, в которых сохранились воспоминания народа о далеком прошлом: о войнах с врагами народа, о борьбе трех всем нам известных богатырей с чудовищами и разбойниками, о легендарных героях, совершивших подвиги во имя народа.

Читать былины ребенку сложнее, чем другие жанры литературы: сказки, стихотворения, рассказы. Сразу же поясним, почему так: в этих сказаниях (в отличие от других жанров) нет динамики, т.е. они рассчитаны на медленное, спокойное чтение. Здесь очень вдумчивая структура текста, слишком подробное описание всего. А ребенок любит быструю смену действий. У ребенка КЛИПОВОЕ СОЗНАНИЕ, т.е. он мыслит образами. Следовательно, для того чтобы перед ним возникла картинка происходящего в сказке, хватит одной фразы. Например, «снесла курочка яичко» — и сразу образ! Не так ли? А чтобы при чтении былины возник образ, понадобится гораздо больше слов:

«Во стольном городе во Киеве,
А у ласкового князя у Владимира,
Заводился у князя почестный пир
А на многи князя, на бояра
И на все поляницы удалые.
Все на пиру напивалися,
Все на пиру наедалися,
Все на пиру да пьяны-веселы»…

Из этого следует и то, что ребенку не нравится читать произведения такого жанра, для него это сложно и неинтересно. Возникает вопрос:

Как читать былины?

1) надо насытить их образами так, чтобы ребенок привык к их сложному языку!

2) надо проработать все!!! непонятные слова и выражения . Ведь в былинах используется много слов устаревших для создания образы старины, а теперь эти слова не используются. Ребенок должен понимать, о чем речь идет. И для этого надо понимать слова.

Только по проработке данных шагов ребенок будет готов к полноценному чтению и восприятию былин.

Как это сделать:

— Первое чтение былины должно быть образцовым (либо читает взрослый, либо звучит чтение диктора).

— Найти и объяснить все непонятные слова и выражения.

Вспомогательный материал при работе с былинами:

1. Рисовать картинки: богатырей, князя, войска и т.д. Но перед этим прочитать те строки, которые помогут нам представить эту картину, а затем сформулировать мысль более простыми, понятными ребенку словами, чтобы сразу возник образ.

2. Можно лепить из пластилина героев повествования.

3. Можно подготовить для ребенка рисунки, а он пусть подберет, к каким строкам они подходят. А если эти рисунки черно-белые, пусть он их еще и разукрасит!

4. Попробовать устроить домашний спектакль из игрушек на былину. Озвучивать речь героев, сперва упрощая ее, а потом как есть, со сложными оборотами. Это, кстати поможет в развитии речи вашего ребенка.

5. Поиграть в ролевую игру, например: «Ты богатырь, а я – Соловей-разбойник». Это поможет сделать сюжет более динамичным.

6. Кроме всего вышеперечисленного после прочтения былины для облегченного ее понимания посмотрите с ребенком ее экранизацию (мультфильм).

Все эти способы помогут вам приблизить ребенка к миру литературы и показать ему, насколько увлекателен такой жанр как былины!

И вам на десерт я приготовила такую картинку: Пословицы и поговорки о богатырях.

Русский фольклор богат мифами, былинами и сказаниями, которые в сложные исторические моменты давали силу народу и дарили уверенность в победе. Главными персонажами УНТ выступали богатыри, поэтому пословицы о богатырской силе являются очень распространенными и известными на сегодняшний день.

Это удивительные персонажи, которые до сих пор вызывают споры среди историков. Многие говорят, что богатыри — реальные персонажи, которые жили в определенную эпоху и вершили великие дела. Другая же часть историков не согласна и считает, что богатыри — это мифические персонажи или же древние божества.

Как бы там ни было, пословицы о богатырской силе живы до сегодняшнего дня. И это легко объяснить — народ любит своих героев, своих богатырей.

Оглавление [Показать]

Немного истории

Назвать точное время происхождения пословиц, в которых ключевыми персонажами были богатыри, нельзя. Так как поначалу они передавались устно, старшие поколения передавали их младшим. И, естественно, пословицы всякий раз украшались самыми разными деталями — все зависело от фантазии рассказчика. И только в XIX веке их начали записывать. Ниже представлены самые известные из них.

  • Как богатый не бессмертный, так и богатырь не вечный.
  • Богатырскую силу в бою узнаешь.
  • Всякий сам для себя богатырь.
  • Богатырь умрет, но славу с собой не заберет — на земле останется.
  • Богатырь силой своей славен, а не происхождением.

Секрет богатырской силы

Пословицы про силу богатырскую распространились весьма быстро. И тому вина, если можно так выразиться, — любовь простого народа к своим героям. К героям, которые не страшились ни врага, ни диких зверей и всегда готовы были прийти на помощь. Поэтому пословицы о богатырской силе актуальны и сегодня, так как они поднимают боевой дух народа и позволяют найти силы и справиться с проблемами и недругами.

Былины – героический эпос русского народа, восходящий ко временам Киевской Руси, до середины XX в.

Былины сохранялись преимущественно на Русском Севере (Архангельская область, Карелия) в устах сказителей, именовавших эти песни «старинами» или «старинками». Термин «былина » по отношению к ним был введен в употребление в 30-е гг. XIX в собирателем и издателем фольклора И. П. Сахаровым, позаимствовавшим его из былины «Слова о полку Игореве» (автор которого ведет рассказ «по былинам сего времени», а не по старинным песням «славам» в честь князей, созданным вещим певцом Бояном).

Сейчас это может показаться странным, но еще в середине XIX в. наша отечественная наука не располагала сведениями ни о бытовании былин, ни об их исполнителях – и это в то время, когда Богатырский эпос, как мы сейчас знаем, еще был широко распространен на территории России! Причину этого явления можно найти в петровских реформах, в результате проведения которых образованные слои русского общества приобщились к европейской культуре и в то же самое время отдалились от основной массы своего народа настолько, что о русском народном творчестве имели лишь самое приблизительное понятие (а подчас и самом языке: не случайно пушкинская Татьяна, «русская душою», «по-русски плохо знала» и «выражалася с трудом на языке своем родном»).

Положение стало меняться лишь в эпоху романтизма, пробудившего внимание образованного русского общества к творениям «народного духа», передававшимся изустно в среде неграмотного в своей массе крестьянства. В 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808–1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири, однако эти записи увидели свет только в 1860–1874 гг., когда собрание народных песен Киреевского издавал П. А. Бессонов.

До середины XIX в. былины были известны русскому читателю лишь по сборнику Кирши Данилова, первое (сильно сокращенное) издание которого под заглавием «Древние русские стихотворения» увидело свет в Москве в 1804 г., второе (значительно более полное) – в 1818 г. («Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым»). Считалось, однако, что представленные в этой книге песни уже перестали бытовать в народе.

Сама личность составителя этого собрания произведений народного песенного эпоса, равно как и место, время и обстоятельства его возникновения оставались тайной вплоть до недавнего времени, когда трудами ученых, предпринявших обширные историко-архивные разыскания, было установлено, что Кирилл Данилов был заводским мастером в демидовском Нижнем Тагиле. Владея обширным фольклорным репертуаром, он в середине XVIII в. записал его (или продиктовал для записи) по поручению хозяина заводов Прокофия Акинфиевича Демидова, который, в свою очередь, хотел передать эти песни в качестве важного исторического источника известному историку, академику Герарду К. Авторов, В. Ковпик, А. Калугина. «. Исторические песни. Баллады»

Фридриху («Федору Ивановичу», как его звали по-русски) Миллеру. Весьма вероятно, что Кирилл Данилов оказался за Уралом не по своей воле: в России за иную песню могли сослать «в места не столь отдаленные» и в XX, и в XVIII веке. Думать так заставляет фраза, оброненная П. А. Демидовым в письме Г.-Ф. Миллеру от 22 сентября 1768 г.: «Я достал от сибирских людей, понеже туды всех разумных дураков посылают, которыя прошедшую историю поют на голосу».

В разделе сайта, который мы предлагаем читателю, публикуются лучшие образцы песенного эпоса русского народа: былины , исторические и балладные песни, а также скоморошины. В них в поэтической форме нашли отражение, с одной стороны, историческое сознание народа, идея служения Родине, любви к родной земле, к земледельческому труду, к близким людям, а с другой – обличение врагов, посягающих на Русь и разоряющих города и села, осуждение злодейств, осмеяние человеческих пороков и низменных поступков.

Былины – это один из самых древних жанров литературы. Это старинные сказания, в которых сохранились воспоминания народа о далеком прошлом: о войнах с врагами народа, о борьбе трех всем нам известных богатырей с чудовищами и разбойниками, о легендарных героях, совершивших подвиги во имя народа.

Читать былины ребенку сложнее, чем другие жанры литературы: сказки, стихотворения, рассказы. Сразу же поясним, почему так: в этих сказаниях (в отличие от других жанров) нет динамики, т.е. они рассчитаны на медленное, спокойное чтение. Здесь очень вдумчивая структура текста, слишком подробное описание всего. А ребенок любит быструю смену действий. У ребенка КЛИПОВОЕ СОЗНАНИЕ, т.е. он мыслит образами. Следовательно, для того чтобы перед ним возникла картинка происходящего в сказке, хватит одной фразы. Например, «снесла курочка яичко» — и сразу образ! Не так ли? А чтобы при чтении былины возник образ, понадобится гораздо больше слов:

«Во стольном городе во Киеве,
А у ласкового князя у Владимира,
Заводился у князя почестный пир
А на многи князя, на бояра
И на все поляницы удалые.
Все на пиру напивалися,
Все на пиру наедалися,
Все на пиру да пьяны-веселы»…

Из этого следует и то, что ребенку не нравится читать произведения такого жанра, для него это сложно и неинтересно. Возникает вопрос:

Как читать былины?

1) надо насытить их образами так, чтобы ребенок привык к их сложному языку!

2) надо проработать все!!! непонятные слова и выражения . Ведь в былинах используется много слов устаревших для создания образы старины, а теперь эти слова не используются. Ребенок должен понимать, о чем речь идет. И для этого надо понимать слова.

Только по проработке данных шагов ребенок будет готов к полноценному чтению и восприятию былин.

Как это сделать:

— Первое чтение былины должно быть образцовым (либо читает взрослый, либо звучит чтение диктора).

— Найти и объяснить все непонятные слова и выражения.

Вспомогательный материал при работе с былинами:

1. Рисовать картинки: богатырей, князя, войска и т.д. Но перед этим прочитать те строки, которые помогут нам представить эту картину, а затем сформулировать мысль более простыми, понятными ребенку словами, чтобы сразу возник образ.

2. Можно лепить из пластилина героев повествования.

3. Можно подготовить для ребенка рисунки, а он пусть подберет, к каким строкам они подходят. А если эти рисунки черно-белые, пусть он их еще и разукрасит!

4. Попробовать устроить домашний спектакль из игрушек на былину. Озвучивать речь героев, сперва упрощая ее, а потом как есть, со сложными оборотами. Это, кстати поможет в развитии речи вашего ребенка.

5. Поиграть в ролевую игру, например: «Ты богатырь, а я – Соловей-разбойник». Это поможет сделать сюжет более динамичным.

6. Кроме всего вышеперечисленного после прочтения былины для облегченного ее понимания посмотрите с ребенком ее экранизацию (мультфильм).

Все эти способы помогут вам приблизить ребенка к миру литературы и показать ему, насколько увлекателен такой жанр как былины!

И вам на десерт я приготовила такую картинку: Пословицы и поговорки о богатырях.

Все знают о том, какое творческое наследие от давних предков есть у каждой страны. Для любых народов его можно смело поставить на вершину культурного наследия всех времен, ибо здесь в наибольшей степени проявляется мудрость поколений и даже самосознание народа как единого целого.

Истоки происхождения

Как известно, у художественных произведений, относимых к единого автора нет.

Его автор — народ, передающий из поколения в поколение разные знания. Что самое интересное, так это то, что сюда относятся и музыка, и театрализованные действа, и так называемые крылатые фразы, и поговорки, и пословицы, и загадки, и песни, и былины, и сказки. Очень часто народная мудрость в произведениях устного народного творчества связывается с понятием мы сейчас рассмотрим подробнее.

Понятие фольклора

Вообще само понятие фольклора происходит о английского слова folklore, которое представляет собой сочетание двух терминов — folk (народный) и lore (знание, мудрость). Отсюда становится понятно, что по сути фольклор и означает народную мудрость, и неважно, в какой художественной форме она выражена.

В чем проявляются красота и народная мудрость в произведениях устного народного творчества

Русский фольклор в мире считается одним из самых уникальных и богатых в плане того наследия, которое оставили нам предки. Посудите сами: что за произведение ни возьми — оно всегда имеет мораль по типу басен. Но только в этом случае смотреть нужно гораздо глубже, читать между строк, чтобы полностью понять, в чем именно выражена народная мудрость в произведениях устного народного творчества. Пословицы или те же крылатые фразы с поговорками, например, являются некими поучительными элементами творчества народа.

По большому счету можно сказать, что их главная мысль как бы предостерегает нас от неправильных действий. Зачастую такие высказывания приобретают некую аллегорическую форму и не всегда имеют дословное значение, скажем, как во фразе о том, что, не прилагая усилий, и рыбку не поймаешь.

Возьмем, например, известнейшее выражение: — мелководье в водоеме). Понятно, что изначально оно действительно было применимо к тому, чтобы избежать опасности при переходе водоема вброд. Однако со временем оно приобрело и более широкое значение, связанное с тем, чтобы заранее продумать исход какой-либо ситуации, чтобы она не закончилась плачевно. Подобная народная мудрость в произведениях устного народного творчества прослеживается и во фразе «Семь раз отмерь…». И таких примеров можно приводить очень много. Например, понятно, что фраза, утверждающая, что делу нужно отдавать время, а потехе — час, в понимании сводится к тому, что пока не закончил все дела, отдыхать нельзя, или к тому, что сначала нужно закончить начатое, а только потом отдыхать.

Что можно почерпнуть из народного фольклора

Мудрость поколений многому может научить. Очень интересно выглядит еще один элемент, который включает в себя в произведениях устного народного творчества. Былины, сказы или сказания, к примеру, являются произведениями, сочетающими в себе литературный и музыкальный аспекты. Очень часто их исполняли бродячие сказатели.

В большинстве своем они описывают какие-то исторические события или надежды народа на лучшую жизнь. Благодаря таким произведениям можно даже изучать историю того или иного народа. Хотя сюжет или образы главных героев могут быть сильно приукрашены, но тем не менее, основная мысль или ход исторических событий остаются неизменными. Одним из самых главных достояний русского фольклора считается «Слово о полку Игореве».

Практически во всех жанрах можно встретить и некоторые ассоциации, помогающие понять, почему возникли некоторые фразы, используемые в обиходе. Богатыри всегда на Руси считались крепкими как дубы. Ну, не зря же народ придумал такое сравнение о несокрушимости своих героев? Иногда добрых молодцев сравнивали с орлами (иногда с селезнями), а красну девицу — с лебедушкой или голубкой.

Заключение

В плане поучений народная мудрость в произведениях устного народного творчества несет более глубокий смысл, нежели думают о ней люди. Многие считают, что те же сказки — это просто выдумки. Э, нет! Хоть в них и встречаются одушевленные животные, птицы, растения, предметы или стихии, а также несуществующие в природе герои и явления, сам народ говорит о них, что хоть сказка и является выдумкой (ложью), но в ней содержится скрытый намек, который должен послужить уроком на будущее.

Если хорошенько задуматься, так ведь оно и есть. При этом не нужно воспринимать произведения народного фольклора в буквальном смысле. Тут нужно вникнуть в саму скрытую суть повествования. Самое интересное, что многие классики литературы переняли такой прием сравнительных аллегорий именно из народного фольклора.

Русский фольклор богат мифами, былинами и сказаниями, которые в сложные исторические моменты давали силу народу и дарили уверенность в победе. Главными персонажами УНТ выступали богатыри, поэтому пословицы о богатырской силе являются очень распространенными и известными на сегодняшний день.

Это удивительные персонажи, которые до сих пор вызывают споры среди историков. Многие говорят, что богатыри — реальные персонажи, которые жили в определенную эпоху и вершили великие дела. Другая же часть историков не согласна и считает, что богатыри — это мифические персонажи или же древние божества.

Как бы там ни было, пословицы о богатырской силе живы до сегодняшнего дня. И это легко объяснить — народ любит своих героев, своих богатырей.

Немного истории

Назвать точное время происхождения пословиц, в которых ключевыми персонажами были богатыри, нельзя. Так как поначалу они передавались устно, старшие поколения передавали их младшим. И, естественно, пословицы всякий раз украшались самыми разными деталями — все зависело от фантазии рассказчика. И только в XIX веке их начали записывать. Ниже представлены самые известные из них.

  • Как богатый не бессмертный, так и богатырь не вечный.
  • Богатырскую силу в бою узнаешь.
  • Всякий сам для себя богатырь.
  • Богатырь умрет, но славу с собой не заберет — на земле останется.
  • Богатырь силой своей славен, а не происхождением.

Секрет богатырской силы

Пословицы про силу богатырскую распространились весьма быстро. И тому вина, если можно так выразиться, — любовь простого народа к своим героям. К героям, которые не страшились ни врага, ни диких зверей и всегда готовы были прийти на помощь. Поэтому пословицы о богатырской силе актуальны и сегодня, так как они поднимают боевой дух народа и позволяют найти силы и справиться с проблемами и недругами.

Былины – героический эпос русского народа, восходящий ко временам Киевской Руси, до середины XX в.

Былины сохранялись преимущественно на Русском Севере (Архангельская область, Карелия) в устах сказителей, именовавших эти песни «старинами» или «старинками». Термин «былина » по отношению к ним был введен в употребление в 30-е гг. XIX в собирателем и издателем фольклора И. П. Сахаровым, позаимствовавшим его из былины «Слова о полку Игореве» (автор которого ведет рассказ «по былинам сего времени», а не по старинным песням «славам» в честь князей, созданным вещим певцом Бояном).

Сейчас это может показаться странным, но еще в середине XIX в. наша отечественная наука не располагала сведениями ни о бытовании былин, ни об их исполнителях – и это в то время, когда Богатырский эпос, как мы сейчас знаем, еще был широко распространен на территории России! Причину этого явления можно найти в петровских реформах, в результате проведения которых образованные слои русского общества приобщились к европейской культуре и в то же самое время отдалились от основной массы своего народа настолько, что о русском народном творчестве имели лишь самое приблизительное понятие (а подчас и самом языке: не случайно пушкинская Татьяна, «русская душою», «по-русски плохо знала» и «выражалася с трудом на языке своем родном»).

Положение стало меняться лишь в эпоху романтизма, пробудившего внимание образованного русского общества к творениям «народного духа», передававшимся изустно в среде неграмотного в своей массе крестьянства. В 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808–1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири, однако эти записи увидели свет только в 1860–1874 гг., когда собрание народных песен Киреевского издавал П. А. Бессонов.

До середины XIX в. былины были известны русскому читателю лишь по сборнику Кирши Данилова, первое (сильно сокращенное) издание которого под заглавием «Древние русские стихотворения» увидело свет в Москве в 1804 г., второе (значительно более полное) – в 1818 г. («Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым»). Считалось, однако, что представленные в этой книге песни уже перестали бытовать в народе.

Сама личность составителя этого собрания произведений народного песенного эпоса, равно как и место, время и обстоятельства его возникновения оставались тайной вплоть до недавнего времени, когда трудами ученых, предпринявших обширные историко-архивные разыскания, было установлено, что Кирилл Данилов был заводским мастером в демидовском Нижнем Тагиле. Владея обширным фольклорным репертуаром, он в середине XVIII в. записал его (или продиктовал для записи) по поручению хозяина заводов Прокофия Акинфиевича Демидова, который, в свою очередь, хотел передать эти песни в качестве важного исторического источника известному историку, академику Герарду К. Авторов, В. Ковпик, А. Калугина. «. Исторические песни. Баллады»

Фридриху («Федору Ивановичу», как его звали по-русски) Миллеру. Весьма вероятно, что Кирилл Данилов оказался за Уралом не по своей воле: в России за иную песню могли сослать «в места не столь отдаленные» и в XX, и в XVIII веке. Думать так заставляет фраза, оброненная П. А. Демидовым в письме Г.-Ф. Миллеру от 22 сентября 1768 г.: «Я достал от сибирских людей, понеже туды всех разумных дураков посылают, которыя прошедшую историю поют на голосу».

В разделе сайта, который мы предлагаем читателю, публикуются лучшие образцы песенного эпоса русского народа: былины , исторические и балладные песни, а также скоморошины. В них в поэтической форме нашли отражение, с одной стороны, историческое сознание народа, идея служения Родине, любви к родной земле, к земледельческому труду, к близким людям, а с другой – обличение врагов, посягающих на Русь и разоряющих города и села, осуждение злодейств, осмеяние человеческих пороков и низменных поступков.

Главный герой былины «Садко» — музыкант, который ходил по праздникам да пирам, и там на гуслях играл. Но однажды случилось так, что Садко перестали звать на пиры, и от скуки он стал ходить на Ильмень-озеро и там играть на гуслях. От его игры озеро каждый раз волновалось. Однажды из озера показался морской царь, похвалил за чудесную музыку и решил наградить музыканта. Подговорил он Садко пойти в Новгород и поспорить с купцами о том, что он достанет из озера трех чудесных рыбин с золотыми перьями.

Садко так и сделал. В Новгороде он поспорил о том с купцами. От себя Садко буйную голову свою поставил, а три купца по три своих лавки с товарами выставили. Выиграл Садко спор, выловил трех невиданных рыбин с золотыми перьями и зажил он после этого жизнью богатого купца.

А однажды он не удержался и затеял новый спор о том, что на свои деньги выкупит все до единого товары в Новгороде. В первый день он с дружиной пошел и скупил все товары, что были в городе. Но на следующий день подвезли новые товары. Он и их выкупил. И только на третий день Садко понял, что он не может быть богаче целого города.

Возместил он проигрыш, построил корабли, загрузил на них купленные в Новгороде товары и поплыл через синее море в Золотую Орду продавать эти товары. Торговал он с большой прибылью и обратно возвращался гораздо более богатым. Но море заволновалась волнами и корабли на месте замерли. Стал Садко жертву морскому царю золотом приносить, но корабли с места не трогались. Понял он, что царю морскому человеческая жертва нужна и стали все, кто на кораблях был, жребий кидать. И выпало, что сам Садко должен на дно отправиться. Распорядился он своим наследством и отпустил корабли, а сам к морскому царю отправился, прихватив любимые гусли.

Морской царь повелел Садко играть на гуслях, а сам в пляс пустился. От этих плясок на море волнение началось и стали корабли с людьми гибнуть. Стали люди взывать к Миколе Можайскому. Тот явился к Садко и стал просить прекратить игру на гуслях. А Садко отговаривается тем, что ему морской царь приказал играть не останавливаясь. Посоветовал тогда старец из гусель струны повыдергивать, и предсказал, что морской царь наградит Садко, красивую жену ему выбрать позволит и в Новгород вернет. Так и случилось. Когда Садко струны повыдергивал, морской царь плясать перестал и дозволил Садко красивую жену себе выбрать и в Новгород его вернул.

Оказался Садко в Новгороде раньше дружины своей, что на кораблях плыла. Подивились люди, вернувшись, что Садко живой-здороый раньше них дома оказался. А Садко золото с кораблей сгрузил и на те деньги Миколе Можайскому церковь поставил. Больше Садко в море уже не выходил, а жил в Новгороде.

Таково краткое содержание произведения.

Главная мысль былины «Садко» состоит в том, что за все в этой жизни надо платить. Садко при помощи морского царя обогатился, а отблагодарить его забыл. За это морской царь его к себе на дно и забрал. Лишь чудом Садко домой вернулся, послушав совет Миколы Можайского. Былина «Садко» учит прислушиваться к советам мудрых людей, которые плохому не научат.

В былине «Садко» мне понравился главный герой, который занимает активную жизненную позицию. Он не побоялся рискнуть своей головой и заключил спор с новгородскими купцами, отчего стал богатым. Когда же он проспорил второй спор, то сумел грамотно распорядиться скупленными товарами и выгодно продал их в Золотой Орде, став еще богаче. Садко умеет прислушаться к советам, умеет быть обязательным.

Какие пословицы подходят к былине «Садко»?

Долг платежом красен.
Сам смекай, где берег, где край.
Беды научают человека мудрости.

Русский фольклор богат мифами, былинами и сказаниями, которые в сложные исторические моменты давали силу народу и дарили уверенность в победе. Главными персонажами УНТ выступали богатыри, поэтому пословицы о богатырской силе являются очень распространенными и известными на сегодняшний день.

Это удивительные персонажи, которые до сих пор вызывают споры среди историков. Многие говорят, что богатыри — реальные персонажи, которые жили в определенную эпоху и вершили великие дела. Другая же часть историков не согласна и считает, что богатыри — это мифические персонажи или же древние божества.

Как бы там ни было, пословицы о богатырской силе живы до сегодняшнего дня. И это легко объяснить — народ любит своих героев, своих богатырей.

Немного истории

Назвать точное время происхождения пословиц, в которых ключевыми персонажами были богатыри, нельзя. Так как поначалу они передавались устно, старшие поколения передавали их младшим. И, естественно, пословицы всякий раз украшались самыми разными деталями — все зависело от фантазии рассказчика. И только в XIX веке их начали записывать. Ниже представлены самые известные из них.

  • Как богатый не бессмертный, так и богатырь не вечный.
  • Богатырскую силу в бою узнаешь.
  • Всякий сам для себя богатырь.
  • Богатырь умрет, но славу с собой не заберет – на земле останется.
  • Богатырь силой своей славен, а не происхождением.

Секрет богатырской силы

Пословицы про силу богатырскую распространились весьма быстро. И тому вина, если можно так выразиться, — любовь простого народа к своим героям. К героям, которые не страшились ни врага, ни диких зверей и всегда готовы были прийти на помощь. Поэтому пословицы о богатырской силе актуальны и сегодня, так как они поднимают боевой дух народа и позволяют найти силы и справиться с проблемами и недругами.

Любой народ нуждается в защитниках, которые бы спасли их от тех или иных напастей. Именно поэтому пословицы о богатырской силе свежи и так распространены по сей день.

Былины – это один из самых древних жанров литературы. Это старинные сказания, в которых сохранились воспоминания народа о далеком прошлом: о войнах с врагами народа, о борьбе трех всем нам известных богатырей с чудовищами и разбойниками, о легендарных героях, совершивших подвиги во имя народа.

Читать былины ребенку сложнее, чем другие жанры литературы: сказки, стихотворения, рассказы. Сразу же поясним, почему так: в этих сказаниях (в отличие от других жанров) нет динамики, т.е. они рассчитаны на медленное, спокойное чтение. Здесь очень вдумчивая структура текста, слишком подробное описание всего. А ребенок любит быструю смену действий. У ребенка КЛИПОВОЕ СОЗНАНИЕ, т.е. он мыслит образами. Следовательно, для того чтобы перед ним возникла картинка происходящего в сказке, хватит одной фразы. Например, «снесла курочка яичко» — и сразу образ! Не так ли? А чтобы при чтении былины возник образ, понадобится гораздо больше слов:

«Во стольном городе во Киеве,
А у ласкового князя у Владимира,
Заводился у князя почестный пир
А на многи князя, на бояра
И на все поляницы удалые.
Все на пиру напивалися,
Все на пиру наедалися,
Все на пиру да пьяны-веселы»…

Из этого следует и то, что ребенку не нравится читать произведения такого жанра, для него это сложно и неинтересно. Возникает вопрос:

Как читать былины?

1) надо насытить их образами так, чтобы ребенок привык к их сложному языку!

2) надо проработать все!!! непонятные слова и выражения . Ведь в былинах используется много слов устаревших для создания образы старины, а теперь эти слова не используются. Ребенок должен понимать, о чем речь идет. И для этого надо понимать слова.

Только по проработке данных шагов ребенок будет готов к полноценному чтению и восприятию былин.

Как это сделать:

— Первое чтение былины должно быть образцовым (либо читает взрослый, либо звучит чтение диктора).

— Найти и объяснить все непонятные слова и выражения.

Вспомогательный материал при работе с былинами:

1. Рисовать картинки: богатырей, князя, войска и т.д. Но перед этим прочитать те строки, которые помогут нам представить эту картину, а затем сформулировать мысль более простыми, понятными ребенку словами, чтобы сразу возник образ.

2. Можно лепить из пластилина героев повествования.

3. Можно подготовить для ребенка рисунки, а он пусть подберет, к каким строкам они подходят. А если эти рисунки черно-белые, пусть он их еще и разукрасит!

4. Попробовать устроить домашний спектакль из игрушек на былину. Озвучивать речь героев, сперва упрощая ее, а потом как есть, со сложными оборотами. Это, кстати поможет в развитии речи вашего ребенка.

5. Поиграть в ролевую игру, например: «Ты богатырь, а я – Соловей-разбойник». Это поможет сделать сюжет более динамичным.

6. Кроме всего вышеперечисленного после прочтения былины для облегченного ее понимания посмотрите с ребенком ее экранизацию (мультфильм).

Все эти способы помогут вам приблизить ребенка к миру литературы и показать ему, насколько увлекателен такой жанр как былины!

И вам на десерт я приготовила такую картинку: Пословицы и поговорки о богатырях.

Русский фольклор богат мифами, былинами и сказаниями, которые в сложные исторические моменты давали силу народу и дарили уверенность в победе. Главными персонажами УНТ выступали богатыри, поэтому пословицы о богатырской силе являются очень распространенными и известными на сегодняшний день.

Это удивительные персонажи, которые до сих пор вызывают споры среди историков. Многие говорят, что богатыри — реальные персонажи, которые жили в определенную эпоху и вершили великие дела. Другая же часть историков не согласна и считает, что богатыри — это мифические персонажи или же древние божества.

Как бы там ни было, пословицы о богатырской силе живы до сегодняшнего дня. И это легко объяснить — народ любит своих героев, своих богатырей.

Немного истории

Назвать точное время происхождения пословиц, в которых ключевыми персонажами были богатыри, нельзя. Так как поначалу они передавались устно, старшие поколения передавали их младшим. И, естественно, пословицы всякий раз украшались самыми разными деталями — все зависело от фантазии рассказчика. И только в XIX веке их начали записывать. Ниже представлены самые известные из них.

  • Как богатый не бессмертный, так и богатырь не вечный.
  • Богатырскую силу в бою узнаешь.
  • Всякий сам для себя богатырь.
  • Богатырь умрет, но славу с собой не заберет — на земле останется.
  • Богатырь силой своей славен, а не происхождением.

Секрет богатырской силы

Пословицы про силу богатырскую распространились весьма быстро. И тому вина, если можно так выразиться, — любовь простого народа к своим героям. К героям, которые не страшились ни врага, ни диких зверей и всегда готовы были прийти на помощь. Поэтому пословицы о богатырской силе актуальны и сегодня, так как они поднимают боевой дух народа и позволяют найти силы и справиться с проблемами и недругами.

С устным поэтическим творчеством учащиеся знакомятся в 4 классе. Мужественные герои сказок и былин волнуют школьников высоким строем человеческих чувств и стремлений, формируют нравственный и эстетический идеал. Устная народная поэзия неразрывно сплетается с произведениями русской народной и классической музыки, народного изобразительного искусства, древней архитектуры.
Во вступительной беседе по изучению устной народной поэзии учитель рассказывает учащимся, что народ создает не только замечательные литературные произведения, но и музыку, песни, вышивки, ковры, посуду, игрушки, мебель, украшенную резьбой и инкрустацией.
Можно показать учащимся некоторые образцы народного искусства, предложить им собирать художественные репродукции. Рекомендуем учителю подобрать книги, номера журнала «Декоративное искусство СССР», где имеются яркие и выразительные снимки предметов декоративно-прикладного искусства. Это можно использовать как иллюстративный материал, помогающий лучше закрепить художественные образы устной поэзии.
4-й класс . В 4-м классе по программе изучаются две сказки — «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» и «Царевна-лягушка». В первой же беседе о сказках надо выяснить, какие сказки дети знают, какие из них им особенно нравятся и почему. Можно предложить школьникам рассказать ту или иную сказку. Постепенно беседа перейдет в рассказ учителя о сказке, о том, почему она так называется и т. д. Сказка живет в народе благодаря сказочникам, которые создают ее и распространяют. Можно показать портреты известных сказочников И. Семенова, А. Барышниковой, М. Голубковой.
Желательно рассказать детям о том, что устное народное творчество высоко ценили такие художники слова, как А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, А. М. Горький.
А. С. Пушкин любовно собирал русские народные сказки, записывал их, в долгие зимние вечера с увлечением слушал сказки няни Арины Родионовны. Вместе с классом можно вспомнить сказки поэта («О рыбаке и рыбке», «О Золотом петушке», «О царе Салтане», «О спящей царевне и семи богатырях» и др.).
А. М. Горький написал несколько сказок для детей («Воробьишко», «Самовар» и др.).
Учитель выразительно и эмоционально читает сказку «Царевна-лягушка», проводит беседу о ее содержании, потом ученики под его руководством составляют план сказки, работают над ее языком. Дети запоминают главных героев, описывают основные события сказки, определяют ее главный смысл. Они без затруднения разделяют действующих лиц на положительных и отрицательных, отмечают прекрасные человеческие качества Ивана-царевича и Василисы Премудрой, их борьбу со злом (Кащей Бессмертный) и победу над ним.
К концу работы над сказкой (на третьем уроке), когда учащиеся уже хорошо будут ориентироваться в ее содержании и форме, можно показать репродукции с картин В. Васнецова «Царевна-лягушка» и «Кащей Бессмертный». «Чтение» их развивает не только речь, но и эстетическое мышление. Очень важно при этом сформировать у детей устойчивый интерес к живописи, научить различать художественно-изобразительные средства живописного и словесного произведений.
В начале беседы необходимо объяснить учащимся, что означает слово репродукция. Беседу, рассчитанную на 15-20 минут, можно провести примерно по такому плану: 1. Краткий рассказ учителя о художнике В. Васнецове и его работе над картинами на сказочные сюжеты. 2. Анализ картин.
В беседе следует раскрыть идейно-художественную близость картин со сказкой. Начинать надо с обычных и простых вопросов: каких героев из сказки вы видите на репродукциях? Где происходит действие?
Учащиеся правильно отвечают, что на одной репродукции изображена Василиса, танцующая на пиру, на другой — Кащей с царевной в мрачном подземелье.
Весь облик Василисы, выражение ее лица, жесты, танец, который она исполняет, говорят о том, что царевна оживленная, в радостном настроении. Дети замечают, что вокруг нее светло и празднично.
— Почему вы так решили?
Весела и нарядна не только Василиса, но и музыканты, вдохновенно играющие веселый танец. (С помощью учителя дети называют их музыкальные инструменты: гусли, балалайка, рожок).
Учащиеся подмечают, что на лицах музыкантов улыбки, губы напевают веселый мотив, фигуры раскачиваются в такт музыке, а ноги готовы вот-вот пуститься в пляс.
— Что еще создает впечатление радостного настроения?
Вся обстановка, окружающая царевну. Василиса танцует на светлой веранде, украшенной резными деревянными столбиками и яркими изображениями птиц, плодов, ягод. Дети видят и лестницу, которая ведет к озеру, и светящиеся белые стволы березок, и толпу празднично одетых крестьян на противоположном берегу озера. Они обращают внимание и на то, что далеко-далеко за избами и желтеющим полем видна узкая полоска темного леса. И над всей этой картиной раскинулось светло-голубое небо с летящими в нем белыми лебедями.
— Какие цвета (краски) применяет живописец для создания этого радостного настроения?
— Здесь использованы светлые краски, в основном, теплых тонов: желтая, оранжевая, красная, коричневая.
Учитель обращает внимание класса на репродукцию «Кащей Бессмертный».
— Кто изображен на картине?
На высоком троне сидят Василиса и Кащей Бессмертный. Учащиеся описывают внешний облик, жесты, одежду царевны и Кащея.
— Какие цвета использует художник, создавая образ Кащея?
Живописец использует краски холодных тонов: зеленую, фиолетовую, черную, серую и этим придает мрачное звучание не только облику Кащея, но и всей картине. Учащиеся описывают обстановку Кащеева царства: огромные, кованные железом сундуки с замками и ключами, одинокая свеча, низкие своды подземелья, на стенах которого в тусклых черно-серых и сине-зеленых тонах изображено поле, неяркое солнце, небо и бледный силуэт лебедя.
— Что хотел сказать художник образом Кащея и окружающей его обстановкой?
Обобщая ответы детей, учитель дополнит, что В. Васнецов стремился в образе тощего, сгорбленного старика со всклокоченной бородой, крючковатым, как у филина, носом показать зло, жестокость, которые надо уничтожить.
— Какие чувства вызывают у нас Василиса и Кащей?
Дети отвечают, что отношение к ним такое же, как и к героям сказки: мы радуемся, когда Иван-царевич победил Кащея и спас царевну.
— Но в чем же различие между сказкой и картиной? С помощью учителя школьники поймут это различие: в сказке о событиях и героях повествуется словом, а живопись изображает эти же события линиями и красками на полотне.
Если учитель не найдет репродукций с картин B. М. Васнецова, их можно заменить иллюстрациями C. Малютина («Кащей Бессмертный») или И. Билибина («Царевна-лягушка» и «Василиса Прекрасная»). Здесь надо обратить внимание учащихся на яркую, декоративную форму, русские затейливые орнаменты иллюстраций И. Билибина. И еще одна важная особенность иллюстраций, которую надо подчеркнуть,- это передача тонкого юмора, острой иронии русских сказок. Можно поставить один-два вопроса, которые помогут учащимся понять комическую сущность образов, созданных И. Билибиным:
— Какими изобразил художник царя и бояр?
Учащиеся дают этим образам отрицательную характеристику. На высоком троне сидит толстый, смешной и глуповатый царь, вокруг такие же глупые и смешные бояре. Раскрыв рты от изумления, смотрят они, как танцует прекрасная Царевна-лягушка, а из рукавов у нее вылетают белые лебеди.
— А почему вы решили, что они смешны и глупы?
Дети отвечают, что об этом говорят их выражения лиц, жесты.
Полезно предложить учащимся подготовиться дома к устному рассказу или написать небольшое сочинение о содержании картины. В зависимости от уровня подготовки класса и наличия времени сочинение может быть классным или домашним. В 4 классе надо обязательно дать план к такому рассказу.
В заключение можно показать ребятам диафильм «Царевна-лягушка», который зрительно закрепит прекрасные сказочные образы. Во время демонстрации пусть учащиеся прокомментируют отдельные кадры диафильма. Нужно отобрать из диафильма самые выразительные эпизоды, соединить их так, чтобы они соответствовали той цели урока, которую ставит учитель, и строились бы по линии от известного к неизвестному, вызывая нарастающий интерес у детей. После знакомства со сказкой «Царевна-лягушка» примерно по такому же плану учащиеся изучают сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». На уроках можно показать по выбору учителя репродукции картин В. Васнецова, М. Врубеля, иллюстрации И. Билибина, Е. Поленовой.
Кроме того, хорошо было бы прослушать из «Детского альбома» П. Чайковского пьесу «Баба Яга» — единственное произведение сказочного жанра в альбоме. Образ Бабы Яги обычно ассоциируется с другими отрицательными персонажами сказок — ведьмами, Кащеем Бессмертным, Лешим и т. д., поэтому дети довольно легко определяют музыкальный образ Бабы Яги. Но чтобы они глубже его поняли, надо прослушать (10 минут) и сравнить две быстрые пьесы «Игру в лошадки» и «Бабу Ягу». Школьники обычно объясняют правильно: там, где мальчик скачет на лошадке, музыка быстрая, но ровная, спокойная и веселая. В «Бабе Яге» музыка беспокойная, будто Баба Яга бегает, злится, кидается то в одну, то в другую сторону.
Тему сказки можно углубить и дополнить на уроках развития речи или внеклассного чтения.
На одном из уроков внеклассного чтения учитель ознакомит учащихся с классическими музыкальными произведениями на сказочные сюжеты. Ребятам интересно узнать о том, что есть опера «Кащей Бессмертный». Ее написал перед русской революцией 1905 года композитор Н. Римский-Корсаков. Кащей, один из центральных образов,- не просто сказочный персонаж с отрицательными чертами, он — олицетворение гнета, насилия. Вся музыка оперы пронизана основной идеей — освобождение от гнета. Недаром, впервые поставленная в Москве, она вызвала бурю оваций, революционных лозунгов, и публику удаляли из зала с помощью полиции. Композитор А. Лядов создал небольшие симфонические пьесы «Баба Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро», отрывки из которых можно прослушать на уроке внеклассного чтения.
Особенно интересна основная часть пьесы «Баба Яга» (4 мин.), где композитор рисует стремительный полет Бабы Яги. Музыка наполнена шелестящими и шуршащими, свистящими и пощелкивающими звуками. Дети сами определят сухой, звонкий и в то же время щелкающий звук, который создает представление о «костяной ноге».
Изучение на уроках пословиц, поговорок, загадок, основанных на музыкальной ритмичности, яркой метафоре, всегда проходит оживленно. Эти малые жанры народного творчества в занимательной форме помогают школьникам осмыслить явления окружающей их действительности, выработать эстетическое видение мира. Ученики охотно заучивают пословицы, загадывают и разгадывают загадки, устно составляют загадки на темы, данные учителем (часы, радио, солнце и т. д.), сами придумывают их на любые темы.
Можно использовать на занятии загадки в рисунках, музыкальные произведения, например, шуточные прибаутки, присказки («Бом, бом, бом! Загорелся кошкин дом!»), а также тексты, связанные с древними земледельческими обрядами и природой («Мороз», «Дождик, дождик, на дядину пшеницу» и др.).
В этой беседе, которая вводит учащихся в разнообразный мир народного творчества, можно показать им богатство не только устной народной поэзии, но и декоративно-прикладного искусства.
5-й класс. В устном народном творчестве особое место занимают былины, из которых в 5-м классе изучается «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
На первом уроке, посвященном былине, учащиеся припоминают основные особенности фольклора, героев сказок, их стремление к добру, справедливости и свободе.
Этот материал нужно увязать с рассказом о Древней Руси, о ее народе, который вел напряженную борьбу за свою независимость против многочисленных врагов на Востоке и Западе, рассказать о нашествии монголо-татар, о народной борьбе и освобождении Русской земли.
Эти важные этапы истории нашей страны отразились в искусстве того времени. При этом надо подчеркнуть, что, несмотря на жестокий контроль со стороны церкви, древнерусские художники, зодчие, сказители сумели выразить дух своего времени, раскрыть высокие патриотические идеи.
В один и тот же исторический период (X-ХII вв.) художники из народа создали произведения, имеющие непреходящее эстетическое значение. Это былины о Вольге и Микуле, Добрыне Никитиче, Илье Муромце, Садко и Василии Буслаеве, это выдающиеся архитектурные памятники Древней Руси — Софийский собор в Киеве (1037 г.); церковь Покрова на Нерли (1165 г.); Дмитриевский собор во Владимире (1193-1197 гг.) с великолепными стенными росписями внутри.
Фото перечисленных соборов можно вывесить на доске. Желательно провести беседу (10-12 минут) о Софийском соборе в Киеве, опираясь на те сведения, которые пятиклассники почерпнули на уроках истории, литературы, изобразительного искусства. Учитель рассказывает о компонентах архитектурного образа: размер, форма, отделка, окраска сооружения. Затем он обращает внимание детей на форму и отделку Софийского собора: своеобразие композиции, богатство мозаики и фресок. Большой интерес представляют фресковые росписи, которые передают сцены княжеского быта, развлечений, охоты, а также воссоздают образы людей разных профессий, быт и нравы Древней Руси.
Учитель подчеркивает, что Софийский собор, который возвышался в центральной части города и поражал массивностью и некоторой тяжеловесностью форм, утверждал идею величия Киевской Руси. Это прославление родины, ее могущества и красоты было характерно и для былин.
Рассказывая о былинах, учитель подчеркнет, что в образ богатыря-защитника земли русской народ вложил свои представления о лучших качествах человека, наделив его беспредельным чувством любви к родине, огромными физическими и нравственными силами, благородством, храбростью, мужеством, истинным гуманизмом — стремлением защитить более слабого — и ненавистью к врагу. Богатыри изображаются не только в борьбе с врагами родины, но и в быту, в отношении друг к другу, к товарищам по борьбе. Следует обратить внимание учащихся на то, что былинные богатыри — не конкретно исторические, реальные личности, а художественные образы-типы, созданные народной фантазией. В них раскрывались нравственные и эстетические идеалы русского народа, его прогрессивные устремления.
Былины не записывались, а передавались устно («сказывались») на протяжении многих веков талантливыми певцами-сказителями. Отсюда особый характер изложения: эпическая медлительность, песенная музыкальность, яркая, эмоциональная окраска образов. Можно показать детям портреты выдающихся сказителей — Т. Рябинина, И. Федосовой, М. Крюковой.
Былинный эпос — ценнейшее наследие, гордость нашей культуры. Именно поэтому былины вдохновляли русских писателей — Г. Державина, А. Радищева, И. Крылова, А. Пушкина, Н. Некрасова; композиторов-классиков А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, А. Лядова; русских и советских художников В. Васнецова, М. Врубеля, В. Сурикова, Е. Кибрика.
Наиболее популярный герой многих былин — Илья Муромец. Знакомство с этим героем можно начать с рассказа о его болезни, исцелении и получении богатырской силы, используя былину «Исцеление Ильи Муромца».
Выразительное чтение былины об «Илье Муромце и Соловье-разбойнике» всегда оставляет сильное впечатление. Обычно учащиеся высказывают свое мнение, восторгаются мужеством, храбростью былинного богатыря. Затем читают былину по частям. Учитель объясняет новые слова и понятия, проводит беседу о прочитанном, коллективно составляет план.
Основным этапом работы над былиной является подробное знакомство с главным героем — Ильей Муромцем. На этом уроке можно использовать произведения станковой живописи — картины В. Васнецова, посвященные героическим образам былин,- «Гусляры», «Витязь на распутье», «Богатыри».
На уроке, посвященном образу Ильи Муромца, дети характеризуют героя, рассказывают о том, что он совершил много добрых дел для народа: спас Чернигов от врага, уничтожил Соловья-разбойника, помог бедным людям и т. д. Но характеризуя нравственные качества Ильи, пятиклассники затрудняются дать описание его внешнего облика. Поэтому учитель предлагает рассмотреть картину В. Васнецова «Богатыри» и строит беседу о картине, примерно, по такому плану:
1. Время и место действия.
2. Характеристика Ильи Муромца и двух других богатырей (выражение лиц, позы, одежда, вооружение и т. д.).
3. Роль пейзажа в картине.
4. Изобразительные средства живописи (рисунок, краски).
5. Значение цветовой гармонии картины для раскрытия ее идейного замысла.
6. Идейный смысл названия картины «Богатыри».
Рассмотрев картину, пятиклассники конкретно представляют себе богатырей, легко и свободно держащих «палицу булатную сорока пудов», их одежду, вооружение и богатырского «добра коня».
Учащиеся дают подробное описание внешнего облика Ильи Муромца. Спокойное выражение лица, прямой и твердый взгляд, крепкая посадка в седле — все говорит о его уверенности в своих силах, готовности встретить врага. Он хорошо вооружен. Вместе с учителем дети рассматривают на картине палицу, щит, копье, кольчугу и т. д. Затем описывают облик двух других богатырей — Добрыни Никитича и Алеши Поповича.
— Какие особенности характера подчеркнул художник в каждом из них?
Ученики отметят жизнерадостность Алеши Поповича, суровость и сдержанную силу Ильи Муромца, благородство и доброту Добрыни Никитича.
— Где находятся богатыри? Что их окружает? Обобщая ответы учащихся, учитель скажет, что на фоне безбрежной степи, которой, кажется, нет ни конца, ни края, стоят на страже границ витязи-богатыри. Художник, стремясь показать красоту и необъятность самой земли, строит картину так, чтобы была далеко видна эта земля: кажется, она уходит ввысь, до самого неба, и рождается ощущение беспредельного, бесконечного простора земной шири. Фигуры богатырей, расположенные на первом плане, словно вырастая из земли, свидетельствуют о неразрывной связи героев со своей родиной.
— Какие средства использует живописец для рассказа о трех богатырях?
Дети обычно называют краски. Учитель дополняет, что прежде, чем применить краски, В. Васнецов сделал рисунок, который передал объем, воссоздал формы изображаемых предметов: лиц и фигур богатырей, холмы, ковыль, коней, тучи и т. д. Рисунок облика могучих и крепких витязей, с широкой грудью, ладной фигурой, уверенно сидящих на «добрых да богатырских» конях, уже рождает у зрителя ощущение их силы.
— Далеко ли от нас расположены богатыри? Учитель объясняет, что в зависимости от того, близко или далеко от зрителя находятся предметы на картине, они кажутся иными по размеру и форме. В данном случае — всадники на переднем плане. Это создает впечатление внушительности и монументальности. Значит, заключает учитель, не только рисунок предмета, его форма (в данном случае фигуры богатырей), но и их место расположения на картине имеют значение для раскрытия идейного смысла произведения.
Помимо этого В. Васнецов сознательно несколько поднимает линию горизонта (учитель указывает на нее), мы как бы снизу смотрим на богатырей, выделяющихся на фоне светлого неба. Этот прием художника также усиливает впечатление от несокрушимой мощи и величия русских витязей.
Рисунок — это основа картины, ее фундамент. Теперь можно обратить внимание на краски, цвет. Учитель предлагает еще раз всмотреться в картину.
— Что придает людям и предметам, изображаемым на полотне, особую живость и убедительность?
Учитель дополнит ответ. Цвет, краски в живописи передают все богатство и красоту мира. Цвет — душа живописи, без цвета живопись не существует. Художник, или вернее живописец, как бы лепит цветом, выявляя форму предметов, материал и его качества.
— Назовите основные краски, которые художник использует в картине.
Ребята назовут сочетание сочных и ярких красок: зеленую, коричневую, красную и белую, черную, синюю.
— Что этими красками изобразил живописец на полотне? С помощью красок художник показал широкую степь, темные холмы, сочную зелень молодых елочек, пожелтевшую траву. Краски воссоздали мужественное лицо Ильи, его бороду, сверкающую серебром, седую прядь, выбившуюся из-под шлема; светлые волосы Добрыни Никитича и тонкие черты его лица: хитрую и лукавую усмешку Алеши Поповича; яркий блеск оружия богатырей. Когда дети расскажут полно и исчерпывающе о цветовом соотношении, когда по-новому увидят привычные предметы — ткани, металл, пейзаж, людей, животных,- можно спросить у них:
— Какое настроение оставляет вся картина? Учащиеся без затруднений ответят «радостное».
— Почему, как вы думаете?
— Краски все светлые, нет мрачных, темных тонов. Учитель, подтверждая ответ, скажет, что сочетание цветов в произведении (светлых или темных) называется колоритом (с латинского — краска, цвет). Колорит или цветовая гармония, как раз и создает общее настроение картины.
Желательно сообщить детям, что В. Васнецов писал эту картину около двадцати пяти лет и закончил ее в знаменитом Абрамцево (под Москвой). В. Васнецов создал не иллюстрации к определенным былинам, а собирательный тип богатырей — витязей. Полотна его на эти темы принадлежат к так называемой станковой живописи, то есть специально предназначены для музеев, выставок, картинных галерей.
В таком же примерно плане можно рассмотреть картину «Витязь на распутье».
Картины на темы былинного эпоса созданы и М. Врубелем. Язык его творений необычен и своеобразен. М. Врубель показал неразрывную органическую связь человека с реальным миром, природой. Это основное отличие богатырей М. Врубеля от былинных образов в работах В. Васнецова. Как бы гармонично ни сочетались с окружающей природой образы в картинах В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», пейзаж здесь выступает как иллюстративный фон, эмоционально раскрывающий и дополняющий основную идею произведения. Персонажи М. Врубеля словно выходят из той среды, которая их окружает, они органически с ней срослись.
Анализируя былину «Вольга и Микула», можно использовать иллюстрации советского художника Е. Кибрика, отличающиеся большой жизненной правдой, достоверностью характера эпохи. Особенно ему удался образ богатыря — доброго, великодушного и жизнерадостного человека.
На внеклассном занятии изучение былинного эпоса рекомендуем дополнить знакомством с лубочными картинками. Особенно много их посвящено Илье Муромцу. Интересен лубок, изображающий Илью Муромца и Соловья-разбойника в палатах князя Владимира.
Учащиеся расскажут его содержание. В центре — Соловей-разбойник в крестьянском платье. По приказу Ильи Муромца он свищет «по-соловьиному», кричит «по-звериному». Илья Муромец прикрывает шубами князя Владимира и княгиню, которые пришли послушать Соловья-разбойника. От этого свиста падают рядом стоящие люди. Эта сцена точно воспроизводит текст былины.
Дети сразу заметят, что лубок правильно передает симпатии и антипатии народа к былинным персонажам. Как и в былине, Илья Муромец изображается бесстрашным народным героем, заступником всех обиженных и угнетенных. Он храбро борется с противниками, выходя победителем из всех сражений.
Следует обратить внимание учащихся на характерную черту лубка: на одной картинке сразу изображаются несколько сцен; сюжет былины дается как бы в развитии.
Интересен лубок и по художественным особенностям. Например, конь дан в стремительном движении, с характерным изгибом шеи.
На этом же внеклассном занятии, поскольку знакомство с лубком займет немного времени (15-18 минут), желательно ознакомить учащихся с симфоническими музыкальными произведениями, посвященными былинному эпосу. Это, в первую очередь, симфонии А. Бородина.
В историю русской музыки А. Бородин вошел как представитель героико-эпического направления. Основной темой творчества композитора явился русский эпос с его героями-богатырями, воплощающими в себе народную силу.
Особенно ярко и глубоко прозвучала тема русского эпоса во 2-й симфонии А. Бородина, которую В. Стасов назвал «Богатырской». Это определение понравилось композитору, и он написал его на партитуре симфонии.
Вся музыка «Богатырской» симфонии отличается эпической широтой, плавностью и величием. Это былина, содержание которой выражено средствами музыки.
Особенно интересно, на наш взгляд, прослушать первую часть симфонии (Allegro, 6 мин.), которая существенно дополняет былинный и живописный облик русского богатыря. Здесь композитор разворачивает музыкальную характеристику русских богатырей. Звучит мужественная и суровая мелодия струнной, смычковой группы оркестра (скрипки, альты, виолончель, контрабас).
Дети (с помощью учителя) определяют (по темпу, ритму то плавному, то скачкообразному, по мелодии то распевной, то прерывистой), что музыка рассказывает о жизни богатырей, об их жарких битвах, молодецкой удали и радости победы. Поистине богатырская музыка А. Бородина оказала огромное влияние на последующее поколение композиторов. В творениях советских композиторов: Ю. Шапорина (кантата «На поле Куликовом», оратория «Сказание о битве за русскую землю»), Р. Глиэра (симфония «Илья Муромец»), С. Прокофьева (кантата «Александр Невский») созданы героико-эпические образы, развивающие музыкальные традиции А. Бородина.
Если не будет возможности прослушать первую часть симфонии А. Бородина, рекомендуем ознакомить детей с отрывками из опер Н. Римского-Корсакова «Садко» или «Сказание о невидимом граде Китеже».
Русский композитор Н. Римский-Корсаков, непревзойденный «сказочник-гусляр», посвятил сказочно-былинному эпосу весь свой яркий талант. Сказочная тематика его опер очень широка. С некоторыми из них учащиеся уже ознакомлены, они могут назвать оперы «Кащей Бессмертный», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка».
Композитор сам составил либретто оперы «Садко», взяв многие тексты непосредственно из былин, ввел в него традиционные словесные обороты, типичные для былинной речи, а самое главное — создал особый былинный речитатив. Все это, вместе взятое, сделало его оперу самобытнейшим произведением русской оперной классики.
Композитор писал: «..что выделяет моего «Садко» из ряда всех моих опер, а может быть, не только моих, но и опер вообще,- это былинный речитатив. Речитатив этот — не разговорный язык, а как бы условно былинный сказ или распев… Проходя красной нитью через всю оперу, речитатив этот сообщает всему произведению тот национальный, быльевой характер, который может быть оценен вполне только русским человеком».
Величавое оркестровое вступление «Океан-море синее» является и лейтмотивом всей оперы. Прослушав это вступление, учащиеся почувствуют общий тон и направление оперы. Рекомендуем послушать и одну-две популярные партии Садко, в которых раскрываются борьба героя против угнетателей бедного новгородского люда, его любовь к родному городу, например арию «Кабы была у меня золота казна». Первая часть речитатива-монолога Садко — взволнованна и горяча. Вторая часть более певучая, лирическая. Но весь монолог сохраняет строгую былинную размеренность. Этот былинный распев пронизывает и хоровые эпизоды. Садко запевает раздольную русскую песню «Высота ль, высота поднебесная», ее подхватывают дружина и народ; вступает оркестр, песня ширится и крепнет, приводя к ликующему, могучему финалу.
По эпическо-былинному складу музыки и пения близка к «Садко» опера «Сказание о невидимом граде Китеже». Сближает их сюжет, в котором тесно переплетается историческая основа с фантастикой. По преданию, град Китеж был спасен от разорения татарами «божьим произволением»: он сделался невидимым и стал местом идеальной, по народным понятиям, земной жизни. «Сказание о Китеже» — это опера-легенда. Одно из сильнейших мест в опере — это симфоническая картина «Сеча при Керженце» — образец русской программной музыки. Рекомендуем прослушать ее. Учащиеся, подготовленные кратким рассказом учителя об опере, сумеют охарактеризовать услышанное. Здесь музыкальными средствами повествуется о битве русских с татарами. Ребята расскажут о том, что они здесь слышат звон мечей, хрипение коней, стук падающих тел, стон и т. д. Затем наступает как будто затишье, сеча прекращается и слышны лишь отголоски удаляющейся дикой скачки — это бегут татары.
Школьникам надо объяснить, что инструментальная музыка, созданная на определенную тему (название которой обязательно отображено в заглавии произведения, как в данном случае), называется программной музыкой. Особенность музыки такого рода заключается в том, что в ней музыкальные изобразительные средства вызывают у слушателей определенные звуковые и зрительные представления, например, крики сражающихся воинов, звон оружия, порывы ветра, топот коней и т. п. Можно напомнить детям о такой же музыке в пьесе А. Лядова «Баба Яга» (стук «костяной ноги»), опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», в «Богатырской» симфонии А. Бородина.
Мир народной русской сказки, легенды, былинного эпоса послужили основой оперы Н. Римского-Корсакова, поэтому при изучении в восьмилетней школе устного поэтического творчества нельзя обойтись без его музыки. Если есть возможность, очень хорошо послушать оперу Н. Римского-Корсакова в театре всем классом. Музыка в сочетании с живописными декорациями, танцам», поэзией производит большое впечатление, вызывает сильные эстетические переживания.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Все знают о том, какое творческое наследие от давних предков есть у каждой страны. Для любых народов его можно смело поставить на вершину культурного наследия всех времен, ибо здесь в наибольшей степени проявляется мудрость поколений и даже самосознание народа как единого целого.

Истоки происхождения

Как известно, у художественных произведений, относимых к единого автора нет.

Его автор — народ, передающий из поколения в поколение разные знания. Что самое интересное, так это то, что сюда относятся и музыка, и театрализованные действа, и так называемые крылатые фразы, и поговорки, и пословицы, и загадки, и песни, и былины, и сказки. Очень часто народная мудрость в произведениях устного народного творчества связывается с понятием мы сейчас рассмотрим подробнее.

Понятие фольклора

Вообще само понятие фольклора происходит о английского слова folklore, которое представляет собой сочетание двух терминов — folk (народный) и lore (знание, мудрость). Отсюда становится понятно, что по сути фольклор и означает народную мудрость, и неважно, в какой художественной форме она выражена.

В чем проявляются красота и народная мудрость в произведениях устного народного творчества

Русский фольклор в мире считается одним из самых уникальных и богатых в плане того наследия, которое оставили нам предки. Посудите сами: что за произведение ни возьми — оно всегда имеет мораль по типу басен. Но только в этом случае смотреть нужно гораздо глубже, читать между строк, чтобы полностью понять, в чем именно выражена народная мудрость в произведениях устного народного творчества. Пословицы или те же крылатые фразы с поговорками, например, являются некими поучительными элементами творчества народа.

По большому счету можно сказать, что их главная мысль как бы предостерегает нас от неправильных действий. Зачастую такие высказывания приобретают некую аллегорическую форму и не всегда имеют дословное значение, скажем, как во фразе о том, что, не прилагая усилий, и рыбку не поймаешь.

Возьмем, например, известнейшее выражение: — мелководье в водоеме). Понятно, что изначально оно действительно было применимо к тому, чтобы избежать опасности при переходе водоема вброд. Однако со временем оно приобрело и более широкое значение, связанное с тем, чтобы заранее продумать исход какой-либо ситуации, чтобы она не закончилась плачевно. Подобная народная мудрость в произведениях устного народного творчества прослеживается и во фразе «Семь раз отмерь…». И таких примеров можно приводить очень много. Например, понятно, что фраза, утверждающая, что делу нужно отдавать время, а потехе — час, в понимании сводится к тому, что пока не закончил все дела, отдыхать нельзя, или к тому, что сначала нужно закончить начатое, а только потом отдыхать.

Что можно почерпнуть из народного фольклора

Мудрость поколений многому может научить. Очень интересно выглядит еще один элемент, который включает в себя в произведениях устного народного творчества. Былины, сказы или сказания, к примеру, являются произведениями, сочетающими в себе литературный и музыкальный аспекты. Очень часто их исполняли бродячие сказатели.

В большинстве своем они описывают какие-то исторические события или надежды народа на лучшую жизнь. Благодаря таким произведениям можно даже изучать историю того или иного народа. Хотя сюжет или образы главных героев могут быть сильно приукрашены, но тем не менее, основная мысль или ход исторических событий остаются неизменными. Одним из самых главных достояний русского фольклора считается «Слово о полку Игореве».

Практически во всех жанрах можно встретить и некоторые ассоциации, помогающие понять, почему возникли некоторые фразы, используемые в обиходе. Богатыри всегда на Руси считались крепкими как дубы. Ну, не зря же народ придумал такое сравнение о несокрушимости своих героев? Иногда добрых молодцев сравнивали с орлами (иногда с селезнями), а красну девицу — с лебедушкой или голубкой.

Заключение

В плане поучений народная мудрость в произведениях устного народного творчества несет более глубокий смысл, нежели думают о ней люди. Многие считают, что те же сказки — это просто выдумки. Э, нет! Хоть в них и встречаются одушевленные животные, птицы, растения, предметы или стихии, а также несуществующие в природе герои и явления, сам народ говорит о них, что хоть сказка и является выдумкой (ложью), но в ней содержится скрытый намек, который должен послужить уроком на будущее.

Если хорошенько задуматься, так ведь оно и есть. При этом не нужно воспринимать произведения народного фольклора в буквальном смысле. Тут нужно вникнуть в саму скрытую суть повествования. Самое интересное, что многие классики литературы переняли такой прием сравнительных аллегорий именно из народного фольклора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector