Сегодня на уроке мы:
— поговорим о пословицах и поговорках русского народа;
— узнаем, какие бывают пословицы и поговорки;
— сравним пословицы разных народов.
Бывает так, что мы осваиваем новое дело, а у нас ничего не получается. Нам говорят: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» или «Терпенье и труд всё перетрут». Два друга увлекаются одни и тем же делом. О них скажут: «Два сапога — пара».
«Хлеб – всему голова», «Доброе слово и кошке приятно», «За двумя зайцами», «Собаку съесть».
Такие выражения слышали все. Что это такое? Это пословицы и поговорки.
Определение:
Пословица – это краткое народное изречение, имеющее поучительный характер. Пословица всегда выражает законченную мысль.
Тише едешь – дальше будешь.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Волков бояться – в лес не ходить.
Определение
Поговорка – это краткое народное изречение, метко и ярко характеризующее какое-то явление. Поговорки не выражают законченной мысли.
Нет дыма без огня.
Говорят, что кур доят.
Первый блин комом.
Повторение мать ученья.
Дуракам закон не писан.
Пословицы и поговорки появились очень давно. Их никто не придумывал специально. Очевидно, впервые они произносились к конкретному случаю. Кто-то пытался перейти реку, попадал на глубокое место и начинал тонуть. Его спасали и предупреждали: «Не зная броду – не суйся в воду».
Со временем так стали говорить, когда надо было действовать осторожно.
Можно как угодно красочно что-то описывать – всё равно полное представление человек об этом получит, когда увидит сам. Вот и получается: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
В пословице самое главное – это её смысл. Пословицы учат, как надо и как не надо поступать. Главное – понять, о чём говорит пословица. И тогда можно избежать многих неприятностей.
Не буди лихо пока оно тихо.
Бесплатный сыр только в мышеловке.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Все тайное становится явным.
В поговорке же главным является её красота, меткость, складность. Поговорка украшает речь, делает её красочной, оживлённой, весёлой.
После дождичка в четверг.
Не в бровь, а в глаз.
Бумага все стерпит.
Нет дыма без огня.
Пословиц очень много – возможно, на все случаи жизни. Из века в век складывался тот устный учебник, в котором народ закреплял правила поведения при любой ситуации.
Упорно трудиться — будет хлеб в закромах водиться.
Кончил дело — гуляй смело.
Жить — Родине служить.
Маленькая дружба лучше большой ссоры.
Если разбивать пословицы на родственные группы, то можно выделить пословицы о труде, о хлебе, о Родине, о семье, о дружбе, о животных, о добре и зле, о зависти и многие-многие другие.
Без друга в жизни туго.
Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.
Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — и стол доска.
Конь — не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.
Довольно часто пословицами становились фразы из произведений писателей. Особенно преуспел в этом наш великий баснописец Иван Андреевич Крылов. Едва ли не в каждой его басне можно найти пословицу:
Ты все пела? Это дело. Так поди же попляши.
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.
Кукушка хвалит петуха
За то, что хвалит он кукушку.
Слона-то я и не приметил.
Но и другие авторы тоже внесли свою лепту в бескрайнее море пословиц:
Дела давно минувших дней,
Преданье старины глубокой. Александр Пушкин
Знал одной лишь думы власть,
Одну, но пламенную страсть.
Михаил Лермонтов
Рождённый ползать летать не может.
Максим Горький
Пословицами и поговорками богат не только русский язык. Все народы мира облекали в них накопленную веками мудрость. Вот почему нельзя сказать, что человек в совершенстве владеет иностранным языком, если он не знает его пословиц и поговорок.
А поскольку все люди хотят мирно жить, спокойно трудиться, иметь родных и друзей, то и пословицы разных народов во многом схожи. В любой стране уважают аккуратность и трудолюбие, осуждают лень и злость, призывают к защите родной страны.
Нет человека без недостатков (турецкая).
Конь о четырёх ногах, да и тот спотыкается.
Спешащий таракан в суп попадёт (удмуртская).
Поспешишь – людей насмешишь.
Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить (лезгинская).
Бодливой корове Бог рогов не даёт.
Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает (ассирийская).
У семи нянек дитя без глазу.
Как постелешь, так и поспишь (гагаузская).
Как аукнется, так и откликнется.
Имея в виду способность пословиц в одной фразе выразить многое, драматург Александр Николаевич Островский часто брал пословицы заглавием к своим пьесам:
На всякого мудреца довольно простоты.
Свои люди – сочтёмся.
Бедность не порок.
Не всё коту масленица.
Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото.
Александр Сергеевич Пушкин
Народные пословицы и поговори служат отражением народного ума, характера, верований, воззрений на природу.
Николай Александрович Добролюбов
В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.
Максим Горький
1001 идея интересного занятия с детьми
Айткулова Светлана Жетесовна, МОБУ «Еленовская средняя общеобразовательная школа», учитель русского языка и литературы, Оренбургская область
Предмет (направленность):литература.
Возраст детей: 7 класс
Место проведения: класс
Тема урока: «Пословицы и поговорки».
Класс: 7
Программа: Коровина В.Я. Программа по русскому языку 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011.
Учебник: Коровина В.Я. Учебник.7 класс.Ч1.,2 — М.: Просвещение, 2011.
Тип урока: Урок изучения нового материала, первичного закрепления знаний и формирования умений и навыков.
Форма урока: традиционный урок
Цели урока:
Образовательная – дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.;
Развивающая – развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала;
Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей.
Методы обучения:
— словесные;
— наглядные.
Метод контроля:
— устный;
— письменный.
Методические приемы: выразительное чтение, аналитическая беседа.
Оборудование: учебник Коровина В.Я. Учебник.7 класс.Ч1.,2 — М.: Просвещение, 2011.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся
II. Этап проверки домашнего задания
Подобрать по 2–3 пословицы на различные темы, объяснить их смысл.
III. Этап подготовки к активному усвоению знаний
Слово учителя.
Нашу работу по фольклору продолжат малые формы – пословицы и поговорки. Назовите пословицы, которые вы знаете, объясните их смысл.
Ответы учащихся.
Какие меткие народные изречения! И в каждой – совет, поучение, мораль. А к кому относятся эти советы, поучения? (Ко всем.)
2. Работа по учебнику.
– Чтение материала на с. 42: В. И. Даль о пословице.
Словарная работа. Высказанное ОБИНЯКОМ – намеками, иносказательно.
3. Беседа по вопросам.
– Что такое пословица?
– Что значит на все случаи жизни? (О труде – «без труда…», о проведении времени – «делу время…», питать на кого-то надежду – «на Бога надейся…», об отказе от друга и наговоре на него – «не плюй в колодец…», «не рой яму другому…», о хвастовстве – «не хвали себя…», об отношении к животным – «не гони коня кнутом…».)
Поговорка – часть суждения. (Можно ли заблудиться в небольшом знакомом лесу? («В трех соснах заблудился».) Как говорят о человеке, который явился неожиданно («Как с Луны свалился», «Явился как снег на голову»). Поговорки похожи на метафоры.)
– Кто создавал пословицы? (Народ на протяжении многих лет.)
4. Пушкин о пословицах и поговорках.
5. Чтение пословиц, объяснение их значений (с. 43 в учебнике).
Задание: определить, по каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах.
6. Пересказ статьи Аникина «Мудрость народов» (2 учащихся в форме диалога).
7. Найти и зачитать пословицы, выражающие отношение к добру и злу, к труду и учению у различных народов мира.
IV. Физминутка
Прослушивание релаксирующей музыки. Использование приёмов аутотренинга:
— закройте глаза
— представьте, что вы на берегу моря, водопада
— рядом с вами друзья, товарищи, люди, с которыми приятно общаться
— скажите себе, что вы всё сможете, всё преодолеете, у вас всё получится
V. Этап закрепления знаний
Получение и осмысление новой информации, соотнесение полученной информации с уже имеющимися знаниями.
Подготовка учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, используя технологию погружения в самостоятельную деятельность.
1. Объяснить прямой и переносный смысл пословиц:
а) Одна пчелка не много меду натаскает.
(Прямой смысл касается животного мира: пчелы живут роями, трудятся сообща.
Переносной смысл в том, что и человеку трудно одному выполнить большую работу, а все вместе, дружно люди смогут многое.)
б) С кем соль-хлеб водишь, на того и походишь.
(Эта пословица о дружбе, прямой смысл в том, что долгие годы дружбы сильно сближают людей: у них общие привычки, вкусы и т. п.
Переносной смысл в том контексте, в котором прозвучит пословица. В ней может содержаться упрек
(если речь идет о дружбе с людьми дурными, недостойными быть примером), а может – похвала)
в) Лес рубят – щепки летят.
(Прямой смысл в особенностях процесса рубки: о щепках никто не думает при такой трудоемкой работе.
Переносный – во время тяжелого испытания часто страдают невинные, не причастные к этому делу люди.
2.2. Сочинение-миниатюра по одной из пословиц («Безделье – мать пороков» (французская).
И это так. Бездельничал, не решил задачу, а двойку получать не хочется. И, забыв о чувстве собственного достоинства, начинаешь у кого-то клянчить списать решение. Сегодня списал, завтра, и незнание накапливается. И ты уже и хотел бы решить, да не можешь. Начинаешь лгать, изворачиваться (хитрить), выдумывать всякие причины. Вот теперь и посчитай, сколько пороков леность породила!
VI. Этап информации о домашнем задании
Подготовить ответ на вопрос 4, с. 49; сочинение-миниатюра.
VIII. Рефлексия
Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и другими учащимися. Обеспечить освоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества
Итог проделанной работы.
Подводя итог проделанной работе, необходимо отметить, что на уроке использовались все возможности ученика, его активного умственного роста для глубокого и осмысленного усвоения знаний, формирования нравственных основ. Исходной идеей данного урока является представление о единстве обучения, воспитания и образования. Общей функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения, основанного на коммуникативной компетенции. Необходимо отметить те факторы, которые способствовали формированию разнообразных навыков и умений:
вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями;
обучение учащихся собственной деятельности по овладению знаниями, формирование прочных мотивов учения, постоянного самосовершенствования, самообучения, самовоспитания;
эффективное воздействие урока на умственное развитие учеников;
воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения; формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности.
Цель урока носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего. Целевые связи урока носят системообразующий характер. Учет реальных учебных возможностей учащихся класса, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся способствуют достижению цели урока, решению задач и целенаправленности в ликвидации пробелов в знаниях. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока обеспечили успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.
Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив помогли добиться действенного воспитательного влияния личности учителя.
Домашнее задание, которое было предъявлено с определением его содержания и объема, с комментарием смысла и рациональной методикой выполнения заданий, явилось логичным продолжение урока.
Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что факторами, способствующими формированию познавательных мотивов, явилось:
— укрепление межпредметных связей (русский язык и литература);
— разнообразие методов обучения (прежде всего – исследовательского);
— сочетание приемов и способов обучения для стимулирования эмоционального отношения, волевого усилия, интереса и потребности в познавательной самостоятельности учащихся.
Интеллектуальная активность школьников во многом определила успешность усвоения учебного материала. Фактором , обеспечившим активность учащихся, явился принцип последовательного обобщения усваиваемого учебного материала посредством оптимальной системы ситуаций исследовательского характера, выстроенных в определенной последовательности.
Литература:
1.Программа: Коровина В.Я. Программа по русскому языку 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011.
2. Учебник: Коровина В.Я. Учебник.7 класс.Ч1.,2 — М.: Просвещение, 2011.
3. Примерные программы по учебным программам. Литература. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011
4. Полькина С.Н. Изучение литературы в школе на основе деятельностного подхода. – Оренбург, 2010
Технологическая карта урока в современной информационной образовательной среде по теме «Пословицы и поговорки — малые жанры фольклора»
Ковзик Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы 1КК МАОУ СОШ №1 г. Ивделя;
Погудина Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы ВКК МАОУ СОШ №1 г. Ивделя.
Предмет
|
Литература
|
Класс
|
|
Тема урока
|
Пословицы и поговорки — малые жанры фольклора
|
Планируемые образовательные результаты
|
Предметные
|
Метапредметные
|
Личностные
|
Совокупность ключевых понятий, освоенных в процессе изучения предмета (темы), культурологические представления (идеи, традиции и ценности национальной культуры)
|
освоенные обучающимся на базе учебного предмета способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, адекватном использовании речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции; владении монологической и диалогической формами речи; обсуждении разных точек зрения для выработки обшей (групповой) позиции
|
сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащегося к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности
|
Решаемые учебные проблемы
|
активизация у обучающихся знания жанров народного поэтического творчества, развитие представлений о малых жанрах фольклора, их своеобразии и особенностях употребления
|
Основные понятия, изучаемые на уроке
|
Фольклор (устное народное творчество), жанры фольклора, жанровые признаки, пословица, поговорка
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ
|
Электронные образовательные ресурсы (демонстрационные программы, тренажёрные программные средства, контролирующие программные средства)
|
Методическое назначение средств ИКТ
|
Поддержка работы и расширение возможностей педагога, включают в себя все виды учебной деятельности:
— приём/ передачу информации;
— практические занятия в известных и новых формах;
— контроль усвоения учебного материала
|
Аппаратное и программное обеспечение
|
Интерактивная доска, проектор, компьютер c пакетом программ Microsoft Office, с выходом в Интернет
|
Образовательные интернет-ресурсы
|
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
|
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий
для осознанного восприятия нового материала
|
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов
|
Формирование
— положительного настроя на предстоящую учебную деятельность,
— умений регулятивной деятельности, обеспечивающая организацию учащимися своей учебной деятельности,
— активизация предметных знаний (представлений об УНТ)
|
Длительность этапа
|
8 минут
|
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата
|
Регулятивная деятельность, обеспечивающая организацию учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование
Познавательная деятельность (самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами (ЭОР)),
Коммуникационные (совместные) способы деятельности (обмен информацией)
|
Методы обучения
|
Обучение на основе информационных ресурсов
|
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности
|
Что такое фольклор (Информационный ЭОР
|
Форма организации деятельности учащихся
|
Фронтальная: подготовка рабочего места, запись в тетрадях темы урока, постановка цели урока, определение задач, планирование деятельности
Индивидуальная: самостоятельное знакомство с текстом ЭОР (статьи), устные ответы на вопросы, самостоятельная индивидуальная работа: составление схемы «Малые жанры фольклора» в рабочей тетради.
|
Функции/роль учителя на данном этапе
|
Организатор индивидуальной и коллективной работы по целеполаганию, планированию деятельности, активизации знаний учащихся
|
Основные виды деятельности учителя
|
Приветствие учителя, проверка готовности класса к уроку.
Организация фронтальной работы по определению цели и задач урока; плана урока
Демонстрация учебной статьи.
Приемы повторения ранее усвоенных знаний.
Приемы, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний.
Фронтальная беседа с обучающимися по вопросам.
Организация самостоятельной работы по составлению схемы «Малые жанры фольклора»
|
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего
усвоения материала. Организация обратной связи
|
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов
|
Формирование
— коммуникативных и информационных умений,
— умений учебно-познавательной, практической деятельности
— способности к творческому решению учебных и практических задач,
— умения оценивать образцы народной культуры с определённых позиций
|
Длительность этапа
|
23 минуты
|
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата
|
Познавательная деятельность (самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами (ЭОР), с учебником)
Коммуникационные (совместные) способы деятельности (подготовка и представление публичного выступления, контент-анализ выступлений одноклассников)
|
Методы обучения
|
Обучение на основе информационных ресурсов
Ассоциативный метод
Метод вынужденного предположения
|
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности
|
Информационный ЭОР «Учебная статья «Пословицы и поговорки»
|
Форма организации деятельности учащихся
|
Самостоятельное знакомство с текстом статьи, самостоятельная индивидуальная работа: формулировка выводов по проблемному вопросу
Устные ответы на вопросы
Групповая работа по материалам учебника «Художественные особенности пословиц и поговорок» (стр. 42-44) с подбором примеров, «Пословицы и поговорки народов мира» (стр. 44-46) с подбором тематических групп пословиц и синонимичных пословиц народов мира
Представление результатов групповой работы
|
Функции/роль учителя на данном этапе
|
Организатор индивидуальной и групповой работы, представления и обсуждения результатов работы
|
Основные виды деятельности учителя
|
Объяснение нового материала: демонстрация учебной статьи, постановка проблемного вопроса. Организация самостоятельной работы обучающихся с учебной статьей, групповой работы с материалами учебника, организация фронтальной беседы по поставленным вопросам.
Организация первичного закрепления нового материала.
|
ЭТАП 3. Практикум
|
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов
|
Развитие способности к контролю и самоконтролю, способности к творческому решению учебных и практических задач
|
Длительность этапа
|
5 минут
|
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата
|
Регулятивная деятельность, обеспечивающая организацию учащимися своей учебной деятельности: планирование, контроль, коррекция результатов
Познавательная деятельность: самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами (ЭОР)
Выполнение заданий по классификации понятий
|
Методы обучения
|
Обучение на основе информационных ресурсов
|
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности
|
Практический ЭОР (интерактивное задание) «Распределите пословицы и поговорки по жанрам»
|
Форма организации деятельности учащихся
|
Перенос новых знаний в новые условия (применение в незнакомой ситуации): Индивидуальная/ коллективная работа по выполнению интерактивного задания, самостоятельная индивидуальная работа по толкованию значения пословиц
|
Функции /роль учителя на данном этапе
|
Организатор индивидуальной работы по выполнению задания, организатор коммуникации участников образовательного процесса
|
Основные виды деятельности учителя
|
Демонстрация интерактивного задания, организация индивидуальной/ коллективной работы по выполнению интерактивного задания.
Организация индивидуальных ответов учащихся по толкованию значения пословиц
|
ЭТАП 4. Проверка полученных результатов.
Коррекция
|
Длительность этапа
|
5 минут
|
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов
|
Познавательная деятельность: работа с электронными образовательными ресурсами (ЭОР), выполнение заданий по классификации понятий
|
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности
|
Контрольный ЭОР (тест) «Определите, какой из трёх текстов соответствует названию жанра произведения»
|
Методы контроля
|
Тестирование
|
Способы коррекции
|
Коллективное обсуждение результатов выполнения задания
|
Форма организации деятельности учащихся
|
Индивидуальное самостоятельное выполнение тестового задания
|
Функции/роль учителя на данном этапе
|
Контролирующая, диагностирующая, корректирующая, оценивающая
|
Основные виды деятельности учителя
|
Диагностика уровня освоения учащимися нового знания и овладения предметными и универсальными учебными действиями: Демонстрация тестового задания, контроль формирования навыков определения жанровой природы фольклорного произведения, ведение коллективного обсуждения результатов выполнения задания
|
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание
|
Длительность этапа
|
4 минуты
|
|
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам
|
Рефлексия: достигнута ли цель, выполнены ли задачи, поставленные в начале урока? Каким образом это сделано?
Объяснение домашнего задания: способы выполнения, оформления
Домашнее задание по выбору обучающихся:
1. Мини-сочинение «Любимая пословица моей семьи» (назвать пословицу, объяснить ее значение, рассказать, в каких ситуациях она употребляется членами семьи)
2. Устное сочинение «Мудрость народов: причины синонимии пословиц и поговорок народов мира»
|