Пословицы литература 7 класс

Сегодня на уроке мы:

— поговорим о пословицах и поговорках русского народа;

— узнаем, какие бывают пословицы и поговорки;

— сравним пословицы разных народов.

Бывает так, что мы осваиваем новое дело, а у нас ничего не получается. Нам говорят: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» или «Терпенье и труд всё перетрут». Два друга увлекаются одни и тем же делом. О них скажут: «Два сапога — пара».

«Хлеб – всему голова», «Доброе слово и кошке приятно», «За двумя зайцами», «Собаку съесть».

Такие выражения слышали все. Что это такое? Это пословицы и поговорки.

Определение:

Пословица – это краткое народное изречение, имеющее поучительный характер. Пословица всегда выражает законченную мысль.

Тише едешь – дальше будешь.

Семь раз отмерь, один отрежь.

Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Волков бояться – в лес не ходить.

Определение

Поговорка – это краткое народное изречение, метко и ярко характеризующее какое-то явление. Поговорки не выражают законченной мысли.

Нет дыма без огня.

Говорят, что кур доят.

Первый блин комом.

Повторение мать ученья.

Дуракам закон не писан.

Пословицы и поговорки появились очень давно. Их никто не придумывал специально. Очевидно, впервые они произносились к конкретному случаю. Кто-то пытался перейти реку, попадал на глубокое место и начинал тонуть. Его спасали и предупреждали: «Не зная броду – не суйся в воду».

Со временем так стали говорить, когда надо было действовать осторожно.

Можно как угодно красочно что-то описывать – всё равно полное представление человек об этом получит, когда увидит сам. Вот и получается: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

В пословице самое главное – это её смысл. Пословицы учат, как надо и как не надо поступать. Главное – понять, о чём говорит пословица. И тогда можно избежать многих неприятностей.

Не буди лихо пока оно тихо.

Бесплатный сыр только в мышеловке.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Все тайное становится явным.

В поговорке же главным является её красота, меткость, складность. Поговорка украшает речь, делает её красочной, оживлённой, весёлой.

После дождичка в четверг.

Не в бровь, а в глаз.

Бумага все стерпит.

Нет дыма без огня.

Пословиц очень много – возможно, на все случаи жизни. Из века в век складывался тот устный учебник, в котором народ закреплял правила поведения при любой ситуации.

Упорно трудиться — будет хлеб в закромах водиться.

Кончил дело — гуляй смело.

Жить — Родине служить.

Маленькая дружба лучше большой ссоры.

Если разбивать пословицы на родственные группы, то можно выделить пословицы о труде, о хлебе, о Родине, о семье, о дружбе, о животных, о добре и зле, о зависти и многие-многие другие.

Без друга в жизни туго.

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — и стол доска.

Конь — не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.

Довольно часто пословицами становились фразы из произведений писателей. Особенно преуспел в этом наш великий баснописец Иван Андреевич Крылов. Едва ли не в каждой его басне можно найти пословицу:

Ты все пела? Это дело. Так поди же попляши.

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь.

Кукушка хвалит петуха

За то, что хвалит он кукушку.

Слона-то я и не приметил.

Но и другие авторы тоже внесли свою лепту в бескрайнее море пословиц:

Дела давно минувших дней,

Преданье старины глубокой. Александр Пушкин

Знал одной лишь думы власть,

Одну, но пламенную страсть.  

Михаил Лермонтов

Рождённый ползать летать не может.

Максим Горький

Пословицами и поговорками богат не только русский язык. Все народы мира облекали в них накопленную веками мудрость. Вот почему нельзя сказать, что человек в совершенстве владеет иностранным языком, если он не знает его пословиц и поговорок.

А поскольку все люди хотят мирно жить, спокойно трудиться, иметь родных и друзей, то и пословицы разных народов во многом схожи. В любой стране уважают аккуратность и трудолюбие, осуждают лень и злость, призывают к защите родной страны.

Нет человека без недостатков (турецкая).

Конь о четырёх ногах, да и тот спотыкается.

Спешащий таракан в суп попадёт (удмуртская).

Поспешишь – людей насмешишь.

Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить (лезгинская).

Бодливой корове Бог рогов не даёт.

Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает (ассирийская).

У семи нянек дитя без глазу.

Как постелешь, так и поспишь (гагаузская).

Как аукнется, так и откликнется.

Имея в виду способность пословиц в одной фразе выразить многое, драматург Александр Николаевич Островский часто брал пословицы заглавием к своим пьесам:

На всякого мудреца довольно простоты.

Свои люди – сочтёмся.

Бедность не порок.

Не всё коту масленица.

Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото.

Александр Сергеевич Пушкин

Народные пословицы и поговори служат отражением народного ума, характера, верований, воззрений на природу.

Николай Александрович Добролюбов

В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.

Максим Горький

1001 идея интересного занятия с детьми

Айткулова Светлана Жетесовна, МОБУ «Еленовская средняя общеобразовательная школа», учитель русского языка и литературы, Оренбургская область

Предмет (направленность):литература.

Возраст детей: 7 класс

Место проведения: класс

Тема урока: «Пословицы и поговорки».

Класс: 7

Программа: Коровина В.Я. Программа по русскому языку 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011.

Учебник: Коровина В.Я. Учебник.7 класс.Ч1.,2 — М.: Просвещение, 2011.

Тип урока: Урок изучения нового материала, первичного закрепления знаний и формирования умений и навыков.

Форма урока: традиционный урок

Цели урока:

Образовательная – дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.;

Развивающая – развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала;

Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей.

Методы обучения:

— словесные;

— наглядные.

Метод контроля:

— устный;

— письменный.

Методические приемы: выразительное чтение, аналитическая беседа.

Оборудование: учебник Коровина В.Я. Учебник.7 класс.Ч1.,2 — М.: Просвещение, 2011.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся

II. Этап проверки домашнего задания

Подобрать по 2–3 пословицы на различные темы, объяснить их смысл.

III. Этап подготовки к активному усвоению знаний

Слово учителя.

Нашу работу по фольклору продолжат малые формы – пословицы и поговорки. Назовите пословицы, которые вы знаете, объясните их смысл.

Ответы учащихся.

Какие меткие народные изречения! И в каждой – совет, поучение, мораль. А к кому относятся эти советы, поучения? (Ко всем.)

2. Работа по учебнику.

– Чтение материала на с. 42: В. И. Даль о пословице.

Словарная работа. Высказанное ОБИНЯКОМ – намеками, иносказательно.

3. Беседа по вопросам.

– Что такое пословица?

– Что значит на все случаи жизни? (О труде – «без труда…», о проведении времени – «делу время…», питать на кого-то надежду – «на Бога надейся…», об отказе от друга и наговоре на него – «не плюй в колодец…», «не рой яму другому…», о хвастовстве – «не хвали себя…», об отношении к животным – «не гони коня кнутом…».)

Поговорка – часть суждения. (Можно ли заблудиться в небольшом знакомом лесу? («В трех соснах заблудился».) Как говорят о человеке, который явился неожиданно («Как с Луны свалился», «Явился как снег на голову»). Поговорки похожи на метафоры.)

– Кто создавал пословицы? (Народ на протяжении многих лет.)

4. Пушкин о пословицах и поговорках.

5. Чтение пословиц, объяснение их значений (с. 43 в учебнике).

Задание: определить, по каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах.

6. Пересказ статьи Аникина «Мудрость народов» (2 учащихся в форме диалога).

7. Найти и зачитать пословицы, выражающие отношение к добру и злу, к труду и учению у различных народов мира.

IV. Физминутка

Прослушивание релаксирующей музыки. Использование приёмов аутотренинга:

— закройте глаза

— представьте, что вы на берегу моря, водопада

— рядом с вами друзья, товарищи, люди, с которыми приятно общаться

— скажите себе, что вы всё сможете, всё преодолеете, у вас всё получится

V. Этап закрепления знаний

Получение и осмысление новой информации, соотнесение полученной информации с уже имеющимися знаниями.

Подготовка учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, используя технологию погружения в самостоятельную деятельность.

1. Объяснить прямой и переносный смысл пословиц:

а) Одна пчелка не много меду натаскает.

(Прямой смысл касается животного мира: пчелы живут роями, трудятся сообща.

Переносной смысл в том, что и человеку трудно одному выполнить большую работу, а все вместе, дружно люди смогут многое.)

б) С кем соль-хлеб водишь, на того и походишь.

(Эта пословица о дружбе, прямой смысл в том, что долгие годы дружбы сильно сближают людей: у них общие привычки, вкусы и т. п.

Переносной смысл в том контексте, в котором прозвучит пословица. В ней может содержаться упрек
(если речь идет о дружбе с людьми дурными, недостойными быть примером), а может – похвала)

в) Лес рубят – щепки летят.

(Прямой смысл в особенностях процесса рубки: о щепках никто не думает при такой трудоемкой работе.

Переносный – во время тяжелого испытания часто страдают невинные, не причастные к этому делу люди.

2.2. Сочинение-миниатюра по одной из пословиц («Безделье – мать пороков» (французская).

И это так. Бездельничал, не решил задачу, а двойку получать не хочется. И, забыв о чувстве собственного достоинства, начинаешь у кого-то клянчить списать решение. Сегодня списал, завтра, и незнание накапливается. И ты уже и хотел бы решить, да не можешь. Начинаешь лгать, изворачиваться (хитрить), выдумывать всякие причины. Вот теперь и посчитай, сколько пороков леность породила!

VI. Этап информации о домашнем задании

Подготовить ответ на вопрос 4, с. 49; сочинение-миниатюра.

VIII. Рефлексия

Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и другими учащимися. Обеспечить освоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества

Итог проделанной работы.

Подводя итог проделанной работе, необходимо отметить, что на уроке использовались все возможности ученика, его активного умственного роста для глубокого и осмысленного усвоения знаний, формирования нравственных основ. Исходной идеей данного урока является представление о единстве обучения, воспитания и образования. Общей функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения, основанного на коммуникативной компетенции. Необходимо отметить те факторы, которые способствовали формированию разнообразных навыков и умений:

 вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями;

 обучение учащихся собственной деятельности по овладению знаниями, формирование прочных мотивов учения, постоянного самосовершенствования, самообучения, самовоспитания;

 эффективное воздействие  урока на умственное развитие учеников;

 воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения; формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности.

Цель урока носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего. Целевые связи урока носят системообразующий характер. Учет реальных учебных возможностей учащихся класса, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся способствуют достижению цели урока, решению задач и целенаправленности в ликвидации пробелов в знаниях. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока обеспечили успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.

Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив помогли добиться действенного воспитательного влияния личности учителя.

Домашнее задание, которое было предъявлено с определением его содержания и объема, с комментарием смысла и рациональной методикой выполнения заданий, явилось логичным продолжение урока.

Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что факторами, способствующими формированию познавательных мотивов, явилось:

— укрепление межпредметных связей (русский язык и литература);

— разнообразие методов обучения (прежде всего – исследовательского);

— сочетание приемов и способов обучения для стимулирования эмоционального отношения, волевого усилия, интереса и потребности в познавательной самостоятельности учащихся.

Интеллектуальная активность школьников во многом определила успешность усвоения учебного материала. Фактором , обеспечившим активность учащихся, явился принцип последовательного обобщения усваиваемого учебного материала посредством оптимальной системы ситуаций исследовательского характера, выстроенных в определенной последовательности.

Литература:

1.Программа: Коровина В.Я. Программа по русскому языку 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011.

2. Учебник: Коровина В.Я. Учебник.7 класс.Ч1.,2 — М.: Просвещение, 2011.

3. Примерные программы по учебным программам. Литература. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011

4. Полькина С.Н. Изучение литературы в школе на основе деятельностного подхода. – Оренбург, 2010

Технологическая карта урока в современной информационной образовательной среде по теме «Пословицы и поговорки — малые жанры фольклора»

Ковзик Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы 1КК МАОУ СОШ №1 г. Ивделя;

Погудина Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы ВКК МАОУ СОШ №1 г. Ивделя.

Предмет

Литература

Класс

Тема урока

Пословицы и поговорки — малые жанры фольклора

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Совокупность ключевых понятий, освоенных в процессе изучения предмета (темы), культурологические представления (идеи, традиции и ценности национальной культуры)

освоенные обучающимся на базе учебного предмета способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, адекватном использовании речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции; владении монологической и диалогической формами речи; обсуждении разных точек зрения для выработки обшей (групповой) позиции

сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащегося к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности

Решаемые учебные проблемы

активизация у обучающихся знания жанров народного поэтического творчества, развитие представлений о малых жанрах фольклора, их своеобразии и особенностях употребления

Основные понятия, изучаемые на уроке

Фольклор (устное народное творчество), жанры фольклора, жанровые признаки, пословица, поговорка

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Электронные образовательные ресурсы (демонстрационные программы, тренажёрные программные средства, контролирующие программные средства)

Методическое назначение средств ИКТ

Поддержка работы и расширение возможностей педагога, включают в себя все виды учебной деятельности:

— приём/ передачу информации;

— практические занятия в известных и новых формах;

— контроль усвоения учебного материала

Аппаратное и программное обеспечение

Интерактивная доска, проектор, компьютер c пакетом программ Microsoft Office, с выходом в Интернет

Образовательные интернет-ресурсы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий
для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Формирование

— положительного настроя на предстоящую учебную деятельность,

— умений регулятивной деятельности, обеспечивающая организацию учащимися своей учебной деятельности,

— активизация предметных знаний (представлений об УНТ)

Длительность этапа

8 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Регулятивная деятельность, обеспечивающая организацию учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование

Познавательная деятельность (самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами (ЭОР)),

Коммуникационные (совместные) способы деятельности (обмен информацией)

Методы обучения

Обучение на основе информационных ресурсов

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Что такое фольклор (Информационный ЭОР

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная: подготовка рабочего места, запись в тетрадях темы урока, постановка цели урока, определение задач, планирование деятельности

Индивидуальная: самостоятельное знакомство с текстом ЭОР (статьи), устные ответы на вопросы, самостоятельная индивидуальная работа: составление схемы «Малые жанры фольклора» в рабочей тетради.

Функции/роль учителя на данном этапе

Организатор индивидуальной и коллективной работы по целеполаганию, планированию деятельности, активизации знаний учащихся

Основные виды деятельности учителя

Приветствие учителя, проверка готовности класса к уроку.

Организация фронтальной работы по определению цели и задач урока; плана урока

Демонстрация учебной статьи.

Приемы повторения ранее усвоенных знаний.

Приемы, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний.

Фронтальная беседа с обучающимися по вопросам.

Организация самостоятельной работы по составлению схемы «Малые жанры фольклора»

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего
усвоения материала. Организация обратной связи

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Формирование

— коммуникативных и информационных умений,

— умений учебно-познавательной, практической деятельности

— способности к творческому решению учебных и практических задач,

— умения оценивать образцы народной культуры с определённых позиций

Длительность этапа

23 минуты

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Познавательная деятельность (самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами (ЭОР), с учебником)

Коммуникационные (совместные) способы деятельности (подготовка и представление публичного выступления, контент-анализ выступлений одноклассников)

Методы обучения

Обучение на основе информационных ресурсов

Ассоциативный метод

Метод вынужденного предположения

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Информационный ЭОР «Учебная статья «Пословицы и поговорки»

Форма организации деятельности учащихся

Самостоятельное знакомство с текстом статьи, самостоятельная индивидуальная работа: формулировка выводов по проблемному вопросу

Устные ответы на вопросы

Групповая работа по материалам учебника «Художественные особенности пословиц и поговорок» (стр. 42-44) с подбором примеров, «Пословицы и поговорки народов мира» (стр. 44-46) с подбором тематических групп пословиц и синонимичных пословиц народов мира

Представление результатов групповой работы

Функции/роль учителя на данном этапе

Организатор индивидуальной и групповой работы, представления и обсуждения результатов работы

Основные виды деятельности учителя

Объяснение нового материала: демонстрация учебной статьи, постановка проблемного вопроса. Организация самостоятельной работы обучающихся с учебной статьей, групповой работы с материалами учебника, организация фронтальной беседы по поставленным вопросам.

Организация первичного закрепления нового материала.

ЭТАП 3. Практикум

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Развитие способности к контролю и самоконтролю, способности к творческому решению учебных и практических задач

Длительность этапа

5 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Регулятивная деятельность, обеспечивающая организацию учащимися своей учебной деятельности: планирование, контроль, коррекция результатов

Познавательная деятельность: самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами (ЭОР)

Выполнение заданий по классификации понятий

Методы обучения

Обучение на основе информационных ресурсов

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Практический ЭОР (интерактивное задание) «Распределите пословицы и поговорки по жанрам»

Форма организации деятельности учащихся

Перенос новых знаний в новые условия (применение в незнакомой ситуации): Индивидуальная/ коллективная работа по выполнению интерактивного задания, самостоятельная индивидуальная работа по толкованию значения пословиц

Функции /роль учителя на данном этапе

Организатор индивидуальной работы по выполнению задания, организатор коммуникации участников образовательного процесса

Основные виды деятельности учителя

Демонстрация интерактивного задания, организация индивидуальной/ коллективной работы по выполнению интерактивного задания.

Организация индивидуальных ответов учащихся по толкованию значения пословиц

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов.
Коррекция

Длительность этапа

5 минут

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

Познавательная деятельность: работа с электронными образовательными ресурсами (ЭОР), выполнение заданий по классификации понятий

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

Контрольный ЭОР (тест) «Определите, какой из трёх текстов соответствует названию жанра произведения»

Методы контроля

Тестирование

Способы коррекции

Коллективное обсуждение результатов выполнения задания

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальное самостоятельное выполнение тестового задания

Функции/роль учителя на данном этапе

Контролирующая, диагностирующая, корректирующая, оценивающая

Основные виды деятельности учителя

Диагностика уровня освоения учащимися нового знания и овладения предметными и универсальными учебными действиями: Демонстрация тестового задания, контроль формирования навыков определения жанровой природы фольклорного произведения, ведение коллективного обсуждения результатов выполнения задания

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность этапа

4 минуты

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Рефлексия: достигнута ли цель, выполнены ли задачи, поставленные в начале урока? Каким образом это сделано?

Объяснение домашнего задания: способы выполнения, оформления

Домашнее задание по выбору обучающихся:

1. Мини-сочинение «Любимая пословица моей семьи» (назвать пословицу, объяснить ее значение, рассказать, в каких ситуациях она употребляется членами семьи)

2. Устное сочинение «Мудрость народов: причины синонимии пословиц и поговорок народов мира»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий