Пословицы литература 5 класс

Выполнил(а)______________________________________________

1. Что такое пословица? а) образное сочетание слов; б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека; в) законченное высказывание назидательного содер­жания.

2. Закончите пословицы, стараясь соблюдать рифму. 1) Как вору не воровать, а петли ему … 2) На что и клад, когда в семье … 3) Не везде — сила, где — уменье, а где … 4) На языке мёд, а на сердце … (Для справки: а) лёд, б) лад, в) и терпенье, г) не миновать.)

3. Выберите пословицы, близкие по смыслу. 1) Любишь кататься, люби и саночки возить. 2) Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. 3) Хоть в лесной избушке жить, а с любимым быть. 4) С кем поведешься, от того и наберёшься. (Для справки: а) Слово — не стрела, а ху­же стрелы разит. б) Без труда не выловишь и рыбку из пруда. в) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. г) С милым рай и в ша­лаше.)

4. О каких исторических событиях и фактах говорится в пословицах и поговорках? 1) Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. 2) Двадцать пять лет — солдатский век. 3) Как Мамай прошел. (Для справки: а) указ, отменяющий право крестьян пере­ходить от одного помещика к другому; б) срок солдатчины в царской армии; в) татаро-монгольское нашествие.)

5. В чём различие пословиц и поговорок? а) в меткости и образности высказывания; б) в основе пословиц лежит метафора, а в основе пого­ворок — сравнение; в) пословица — законченное суждение, поговорка — часть суждения.

Выполнил(а)______________________________________________

1. Что такое пословица? а) образное сочетание слов; б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека; в) законченное высказывание назидательного содер­жания.

2. Закончите пословицы, стараясь соблюдать рифму. 1) Как вору не воровать, а петли ему … 2) На что и клад, когда в семье … 3) Не везде — сила, где — уменье, а где … 4) На языке мёд, а на сердце … (Для справки: а) лёд, б) лад, в) и терпенье, г) не миновать.)

3. Выберите пословицы, близкие по смыслу. 1) Любишь кататься, люби и саночки возить. 2) Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. 3) Хоть в лесной избушке жить, а с любимым быть. 4) С кем поведешься, от того и наберёшься. (Для справки: а) Слово — не стрела, а ху­же стрелы разит. б) Без труда не выловишь и рыбку из пруда. в) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. г) С милым рай и в ша­лаше.)

4. О каких исторических событиях и фактах говорится в пословицах и поговорках? 1) Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. 2) Двадцать пять лет — солдатский век. 3) Как Мамай прошел. (Для справки: а) указ, отменяющий право крестьян пере­ходить от одного помещика к другому; б) срок солдатчины в царской армии; в) татаро-монгольское нашествие.)

5. В чём различие пословиц и поговорок? а) в меткости и образности высказывания; б) в основе пословиц лежит метафора, а в основе пого­ворок — сравнение; в) пословица — законченное суждение, поговорка — часть суждения.

Выполнил(а)______________________________________________

1. Что такое пословица? а) образное сочетание слов; б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека; в) законченное высказывание назидательного содер­жания.

2. Закончите пословицы, стараясь соблюдать рифму. 1) Как вору не воровать, а петли ему … 2) На что и клад, когда в семье … 3) Не везде — сила, где — уменье, а где … 4) На языке мёд, а на сердце … (Для справки: а) лёд, б) лад, в) и терпенье, г) не миновать.)

3. Выберите пословицы, близкие по смыслу. 1) Любишь кататься, люби и саночки возить. 2) Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. 3) Хоть в лесной избушке жить, а с любимым быть. 4) С кем поведешься, от того и наберёшься. (Для справки: а) Слово — не стрела, а ху­же стрелы разит. б) Без труда не выловишь и рыбку из пруда. в) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. г) С милым рай и в ша­лаше.)

4. О каких исторических событиях и фактах говорится в пословицах и поговорках? 1) Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. 2) Двадцать пять лет — солдатский век. 3) Как Мамай прошел. (Для справки: а) указ, отменяющий право крестьян пере­ходить от одного помещика к другому; б) срок солдатчины в царской армии; в) татаро-монгольское нашествие.)

5. В чём различие пословиц и поговорок? а) в меткости и образности высказывания; б) в основе пословиц лежит метафора, а в основе пого­ворок — сравнение; в) пословица — законченное суждение, поговорка — часть суждения.

Выполнил(а)______________________________________________

1. Что такое пословица? а) образное сочетание слов; б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека; в) законченное высказывание назидательного содер­жания.

2. Закончите пословицы, стараясь соблюдать рифму. 1) Как вору не воровать, а петли ему … 2) На что и клад, когда в семье … 3) Не везде — сила, где — уменье, а где … 4) На языке мёд, а на сердце … (Для справки: а) лёд, б) лад, в) и терпенье, г) не миновать.)

3. Выберите пословицы, близкие по смыслу. 1) Любишь кататься, люби и саночки возить. 2) Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. 3) Хоть в лесной избушке жить, а с любимым быть. 4) С кем поведешься, от того и наберёшься. (Для справки: а) Слово — не стрела, а ху­же стрелы разит. б) Без труда не выловишь и рыбку из пруда. в) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. г) С милым рай и в ша­лаше.)

4. О каких исторических событиях и фактах говорится в пословицах и поговорках? 1) Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. 2) Двадцать пять лет — солдатский век. 3) Как Мамай прошел. (Для справки: а) указ, отменяющий право крестьян пере­ходить от одного помещика к другому; б) срок солдатчины в царской армии; в) татаро-монгольское нашествие.)

5. В чём различие пословиц и поговорок? а) в меткости и образности высказывания; б) в основе пословиц лежит метафора, а в основе пого­ворок — сравнение; в) пословица — законченное суждение, поговорка — часть суждения.

ЭТАЛОН: 1в; 2: 1г, 2б, 3в, 4а; 3: 1б, 2а, 3г, 4в; 4: 1а, 2б, 3в; 5в.

Присутствие в нашей жизни — письменной и устной речи — пословиц и поговорок стало неотъемлемой частью. Они говорят о богатом духовном наследии, которым мы с гордостью владеем в настоящее время. Эти устойчивые выражения, складываясь на протяжении многих веков, вобрали в себя особенности всех сторон жизни: и качеств человека, и отношений между людьми и многое другое. Они стали отражением традиций народа, его жизни в целом.

Пословицы и поговорки являются примером, добрым опытом. Каждая из них содержит великую непридуманную мудрость, испытанную в реальной жизни.

Поговорка представляет собой незаконченную мысль, но сложенную красиво, порой утонченно. Это игривая форма, содержащая намек на умозаключение по определенной тематике. Поговорка украшает нашу речь благодаря своей пышной, яркой форме выражения на письме или в устной речи. Не имея четкого вывода, она все-таки содержит меткость и несет определенную смысловую нагрузку («ни к селу ни к городу» — поговорка, означающая произнесенное ни к месту, «бить баклуши» — проводить время в бездействии).

Пословица же имеет свою форму. Это изречение, придуманное народом, имеет логически завершенную мысль. Ее конец – это есть мудрый вывод, основанный на собственных наблюдениях, ошибках или знаниях. В целом она звучит как наставление, напутствие. То, какой вывод вытекает из пословицы, желательно усвоить и следовать этому совету. Ведь подобное выражение проверено народом на протяжении нескольких веков, несмотря на прямой или переносный смысл («делаешь наспех – сделаешь на смех» — речь идет о просьбе не торопясь браться за дело).

Обогатить русский язык в свое время помогли великие русские писатели, которые сделали бесценный вклад, закрепив устойчивые выражения в литературе. Каждому человеку известна фраза И. А. Крылова «как белка в колесе», что означает качество человека, который успевает сделать много дел. «У разбитого корыта» — пословица, имеющая нежелательное последствие для человека, чье занятие привело к разрухе, бедноте (А. С. Пушкин). Среди зарубежных писателей также немало фраз с моралью («А король-то голый!» — известная даже детям фраза из сказки Г. Х. Андерсена «Новое платье короля»). Авторы произведения благодаря пословицам и поговоркам талантливо характеризуют героев, с их помощью раскрывают основные мысли, тему и идею своих сочинений.

В настоящее время пословицы и поговорки систематизированы и входят в сборники. Каждая из них заключает в себе истину. В них сочетается немало человеческих чувств таких, как любовь и ненависть, добро и зло, лень и трудолюбие. Они помогают найти выход, принять верное решение. Ведь порой недостаточный жизненный опыт не позволяет пройти препятствие.

Умение человека в короткой фразе поместить замечание и, проанализировав ситуацию, вывести правильное умозаключение позволило сделать наш язык оригинальным, многозначным, интересным и самобытным.

Оглавление [Показать]

Вариант №2

Кто из нас не употреблял в своей речи короткие меткие фразы. Но мало кто знает, что все они относятся к народному творчеству и называют их пословицами и поговорками.

Эти выражения необходимы  в профессиональной  литературе и публицистических текстах.  Мало кто знает, что собирать необыкновенные выражения  народной мудрости стали  еще в глубокой древности. Именно Аристотель сделал свои первые заметки. Пословицы и поговорки стали уникальным материалом для исследований литераторов, историков, философов. Они  стали частью  эпоса  Древнего Востока, Библии, Корана. Даже иноки в своих трудах  сделали записи удивительных высказываний, которые услышали от мирян или же прихожан.  В этих фразах была видна жизнь во всей ее многообразии. Наблюдая за кузнечной деятельностью, сразу же возникает изречение про работу кузнеца. Читая пословицу, мы замечаем, что она содержит прямой и переносный смысл. Чаще всего во второй части идет поучение. Иногда в пословицах видна насмешка : «Свету видал: со свиньями корни едал».

Поговорка же обычно не поучает. Это прежде всего меткий и выразительный образ, некий оборот речи. Например, легок на помине, как снег на голову. В поговорке отражены языковые явления. Так, поговорка свинью подложить уходит корнями в историю Древней Руси. Когда-то во время сражения для отражения неприятеля русская дружина становилась «свиньей». Позже начали появляться  пословицы и поговорки из литературы. Много интересных изречений можно было встретить у Пушкина, Грибоедова, Крылова.  Пословицы помогали писателям передать мысли и чувства героев, их связь с выходцами из крестьян и рабочих. Широко известен сборник Даля, где находится  множество пословиц, собранных автором  народа по различным темам.  Интересно то, что тысячи изречений он разделил по содержанию и смыслу. Книга широко используется в учебной и внеурочной деятельности учащихся.

6 класс, 4, 5, 7, 8 класс по русском языку

Пословицы и поговорки

Популярные доклады

  • Доклад Морские лилии 7 класс сообщение

    Морские лилии, их также называют «криноиды» или «пернатые звезды» относятся к классу иглокожих, возникших на Земле в докембрийскую эпоху (приблизительно 488 млн лет назад). Во время палеозойской эпохи существовало более чем 5 000 видов

  • Доклад-сообщение на тему Мхи 2, 3, 5, 6 класс по биологии

    Мхи – очень давние и интересные растения. Именно они напоминают о том далеком времени, когда все было покрыто непроходимыми зелеными растениями. Если пройти по лесу, где вся земля покрыта этими растениями, создается впечатление,

  • Доклад Шляпочные грибы 5 класс сообщение

    В современном мире известно почти 100 000 разновидностей грибов. Грибы могут быть одноклеточными, но основную массу составляют многоклеточные. Отдельную группу среди многоклеточных грибов составляют шляпочные грибы. Название свое шляпочные

Русские пословицы и поговорки. Литература 5 класс.

Вступительное слово учителя: • В древности жило устное словесное искусство и передавал нам его дружинный певец, калика перехожий, скоморох, просто деревенская бабушка, окружённая детворой. Часто вместо слова фольклор мы употребляем и другое: устное народное творчество. В фольклор входят такие жанры, как: пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, сказы, легенды, былины, песни, анекдоты, частушки.

Продолжение. • В этом году мы встретимся с фольклорными жанрами, которые вам знакомы, но присмотримся к ним повнимательней. Никто не знает, когда возникли пословицы. Они идут от далёких времён и сопутствуют народу на всём протяжении его истории. Русская пословица- крылатая мудрость народа.

Продолжение. • Едва ли найдётся человек, который не пользуется мудрыми изречениями. Недаром говорится: Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится. Пословицы для нас –своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, любви, дружбе, в отношениях с другими людьми. Русские пословицы охватывают все стороны жизни народа. Сам народ понимал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения пословиц.

Писатели и поэты о пословицах и поговорках. • « Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото. » А. С. Пушкин. • « Пословицы – это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый» . В. Даль. • «Вот как просто сочиняют наши мужики. Всё просто: слов мало, а чувства много. » Л. Н. Толстой. • « В простоте слова- самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в нихцелые книги» А. М. Горький.

Запись в тетрадь. • ПОСЛОВИЦА- это краткое изречение, приноравливаемое к разным случаям жизни. • Пословица-краткость, простота. • -большая содержательность. • законченные по форме предложения. • устойчивость. • участие в живой разговорной речи.

Запись в тетрадь. • ПОГОВОРКА- не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. • Поговорка- изменчивость. • более кратки, чем пословица. • конкретное содержание. • участие в живой разговорной речи.

Игровые моменты: • 1. • • • Закончи пословицу: Труд человека кормит Кто много говорит Повторенье Не спеши языком Сделал дело Ученье-свет Куй железо С кем поведёшься Лучше горькая правда Не всё то золото

Игра « Назови пословицу» • Восстановить пословицу по этим словам. • ДЕЛО-БЕЗДЕЛЬЕ. • • ДРУЖБА-СЛУЖБА. ЛАЕТ-КУСАЕТ. РУКИ-СКУКИ. ТРУД-ЛЕНЬ. ДЕЛО-ПОТЕХА. ЯЗЫК-ДЕЛО. ШИЛО-МЕШОК.

Отгадай загадки-пословицы • О каких людях идёт речь, какие недостатки человеческого характера подвергаются критике в этих пословицах-загадках • ЕЛ, ДА УСТАЛ, СПАЛ, ДА НАМАЯЛСЯ. • ЯЗЫК БЕЗ КОСТЕЙ: ЧТО ХОЧЕТ, ТО И БОРМОЧЕТ. ПОДАЛ РУКУ, ДА ПОДСТАВИЛ НОГУ. МОЁ ГОРЕ-СТРЕЛА ВО МНЕ, ЧУЖОЕ ГОРЕСТРЕЛА ВО ПНЕ.

ЗАГАДКИ -В КАКОЙ ПОГОВОРКЕ НАСЕКОМОЕ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В МЛЕКОПИТАЮЩЕЕ? -СОГЛАСНО КАКОЙ ПОГОВОРКЕ СЛОВО НАХОДИТСЯ В КАРМАНЕ?

Закончи предложения пословицей: • « Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили задания на дом, объясняли трудные задания. Недаром утверждает пословица…. . • «Я несколько лет дружила со Светой. Но однажды мы поссорились. И тогда я стала дружить с Галей. Узнав о ссоре мама мне сказала:

Домашнее задание • Сделать книжки-малышки с пословицами • 1 ряд- о книге • 2 ряд- о человеке • 3 ряд -о погоде.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector