Пословицы для детей дошкольного возраста

А воз и ныне там.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Доброе дело само себя хвалит.

Труд человека кормит, а лень портит.

Терпенье и труд всё перетрут.

Дело мастера боится.

Волков боятся – в лес не ходить.

Кто хвалится, тот с горы свалится.

Без заботы и репу не вырастишь.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Не учи безделью, а учи рукоделью.

Под лежачий камень вода не течёт.

Без нитки и иголки шубы не сшить.

Без топора не плотник, без иглы – не портной.

Без труда хлеб не родится никогда.

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Береги честь смолоду, а здоровье всегда.

Будешь книги читать – будешь много знать.

Была б охота – будет ладиться и работа.

Век живи – век учись.

Весёлый смех – здоровье.

В зимний холод всякий молод.

В речи хороша краткость, в деле быстрота.

Век без ошибки не проживёшь.

Век живи – век учись.

Где аккуратность, там и опрятность.

Где вода, там и жизнь.

Где терпенье, там и уменье.

Горька работа, да хлеб сладок.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Дерево узнают по плодам, а человека по делам.

Длинный язык с умом не в родстве.

Доброе дело само себя хвалит.

Доброе слово дом построит, а злое – разрушит.

Добро творить – себя веселить.

Если в победу не веришь, врага не одолеешь.

Жизнь дана на добрые дела.

Жизнь прожить – не поле перейти.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Здоровье и труд рядом идут.

Землю уважай, будет и урожай.

Играй – играй, да дело знай.

И мудрому человеку совет требуется.

Каков Ерёма, таково у него и дома.

Книга – книгой, а своим умом двигай.

Книга – твой друг, без неё как без рук.

Корень ученья горек, да плод его сладок.

Кто аккуратен, тот и людям приятен.

Красота приглядится, а ум пригодится.

Кто вовремя помог, тот дважды помог.

Кто детям потакает, сам слезу утирает.

Кто труда не боится, того и лень сторонится.

Кто умеет трудиться, тому есть чем гордиться.

Красна птица перьем, а человек – уменьем.

Ленивому и солнце не вовремя встаёт.

Люди тянутся к знаниям, как растения к солнцу.

Пословицы о Родине, о труде, о патриотизме, о семье, о любви, о животных, о временах года, о дружбе

Пословицы и поговорки о месяцах года для детей 5-6-7-8 лет

Месяц январь — зимы государь.

Январь день прибавил.

Февраль зиму замыкает.

Февраль отец марту, апрелю — дедушка.

Март весну открывает.

В марте с крыш капает, а морозец к вечеру за нос цапает.

Пословицы, поговорки, народные приметы для детского сада

Зима

Зимой солнце сквозь слезы улыбается.

В зимний холод всякий молод.

Зима снежная — лето дождливое.

Зимою вьюга — летом ненастье.

Зима без снега — лето без хлеба.

Снег на полях — хлеб в закромах.

Образы животных в пословицах и поговорках для детей младшего школьного возраста

Была бы свинка, будет и щетинка.

В своём гнезде и ворона коршуну глаза выклюет

В холод кошка мышей не ловит.

Видно сокола по полёту, а молодца по походке.

Вилять хвостом.

Волк в овечьей шкуре.

Волк для овец плохой пастух.

Волк коню не товарищ.

Пословицы и поговорки о речи и слове для детей младшего школьного возраста

Без слова дело не делается.

Без языка и колокол нем.

Бросать слова на ветер.

В многословии не без пустословия.

В споре рождается истина.

Ветер горы разрушает — слово народы подымает.

Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.

Пословицы и поговорки для детей и взрослых

Пословицы и поговорки про минуту

Знай минутам цену, секундам счет.

Минута не иголка: потеряешь — не найдешь.

Минута час бережет. Упустишь минуту — потеряешь час.

Пословицы и поговорки об обществе

В мире жить — мирское и творить.

В миру виноватого нет.

Всегда и всюду будь лицом к люду.

Мир — велик человек, всякого прокормит.

Мир — волна: что один, то и все.

Мир дунет — ветер будет; мир плюнет — море будет; мир охнет — лес сохнет.

Пословицы и поговорки о монастыре и о монахах

В лавре — что на ярмарке: все за деньги найдешь.

В чужой монастырь со своим уставом не ходи.

Довела голова до черна клобука.

Жил в клобуке, а умер в кабаке.

За деньги и ленивый монах молебен пропоет.

Пословицы и поговорки о дружбе для детей школьного возраста

Пословицы и поговорки о друзьях

Без друга на сердце вьюга.

Без хорошего друга человек не знает своих ошибок.

Будь друг, да не вдруг.

Верному другу цены нет.

Пословицы и поговорки, в которых заключены советы на каждый день и по любому случаю для взрослых и детей.

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки о самом золотом времени года – пословицы и поговорки об осени. Пословицы и поговорки про наступающие холода, про осенний зной,  пословицы и поговорки об осенней природе, пословицы и поговорки про сентябрь, пословицы и поговорки про октябрь, про ноябрь.

Пословицы и поговорки об осени

Пословицы и поговорки о самом весёлом и жарком времени года – пословицы и поговорки о лете. Пословицы и поговорки про солнце, про зелёную травку, про летний тёплый дождик, пословицы и поговорки о летней природе, пословицы и поговорки про август, пословицы и поговорки про июнь, про июль.

Пословицы и поговорки про лето

Пословицы и поговорки о времени пробуждения природы – пословицы и поговорки о весне. Пословицы и поговорки про солнце, про дождик, про весеннюю капель, пословицы и поговорки о весенней природе, пословицы и поговорки про март, пословицы и поговорки про апрель

Пословицы и поговорки про весну

Пословицы и поговорки об одном из сказочных и волшебных времён года – пословицы и поговорки о зиме. Пословицы и поговорки про мороз, про шубку, про холод, про зимние месяцы, пословицы и поговорки о зимней природе.

Пословицы и поговорки про зиму

Пословицы и поговорки для школьников о птицах. Пословицы и поговорки про птиц для дошкольников.

Пословицы и поговорки  о птицах русского народа

Пословицы и поговорки для школьников. Пословицы и поговорки для дошкольников. Пословицы и поговорки о морозе, о снеге, о солнце, о дожде.

Пословицы и поговорки русского народа проявления природы

Оглавление [Показать]

Русские народные пословицы и поговорки на тему: ЗОЖ для детей дошкольного возраста

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Береги честь смолоду, а здоровье под старость.

Больному сердцу горько и без перцу.

Болезнь ходит пудами, а выходит золотниками.

Болезнь человека не красит.

Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.

Болен — лечись, а здоров — берегись.

Больной — и сам не свой.

Болячка мала, да болезнь велика.

Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

В добром здоровье и хворать хорошо.

В чем душа держится.

До свадьбы заживет.

Его и муха крылом убьет.

Еле-еле душа в теле.

Живот — не нитки: надорвещь — не подвяжешь.

Застарелую болезнь лечить трудно.

Здоров будешь — все добудешь.

Здоровому врач не надобен.

Здоровому все здорово.

Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровье не здорово.

Здоровье дороже богатства.

Здоровье не купишь — его разум дарит.

Здоровье дороже денег: здоров буду — и денег добуду.

Здоровью цены нет.

Здоровья не купишь.

Кто встал до дня, тот днем здоров.

Кто не болен, тот здоровью цены не знает.

Курить — здоровью вредить.

На живом все заживает.

На солнышке просвечивает.

Не всякий умирает, кто хворает.

Нездоровому все немило.

Не рад больной и золотой кровати.

Одна кожа да кости.

От здоровья не лечатся.

Пока сердце не заболит, глаза не плачут.

Раньше смерти не умрешь.

С курами ложись, с петухами вставай.

Сама болезнь скажет, чего хочет.

Сладко естся, так плохо спится.

У кого болит, тот и кричит.

У кого что болит, тот о том и говорит.

Умеренность — мать здоровья.

Ум да здоровье дороже всего.

Похожие статьи:

Пословицы и поговорки про езду

Пословицы и поговорки про шутку

Пословицы и поговорки про язык

Пословицы и поговорки про честность

Пословицы и поговорки про еду

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Пословицу сказал — дорогу указал.

По мнению психологов и педагогов, на успешность обучения ребенка в школе влияет много факторов. Важнейший из них — уровень развития устной и письменной речи, воздействие которого на успевае­мость учеников неоспоримо. Именно речь — сред­ство получения и выражения знаний — рано вклю­чается во все формы познавательной деятельности детей. Усвоенные слова существенным образом пе­рестраивают чувственное восприятие мира, прида­ют ему осмысленный, подлинно человеческий ха­рактер.

В дошкольные годы большинство детей зачастую слышат разговорно-бытовую речь. Весь же процесс школьного обучения строится на литературном язы­ке, но многие дети, придя в школу, не понимают пословиц, поговорок, фразеологизмов, так как мы, взрослые, все реже и реже используем их в своей речи. Тем самым у детей не развивается образное мышление, не в полной мере обогащается словарный запас, им сложно понимать речь, неподкрепленную конкретной ситуацией. Поэтому так важно в до­школьном и младшем школьном возрасте дать детям возможность слышать не только разговорно-бытовую речь, но и литературный язык.

Пословицы — бесценное наследие нашего народа.

Отметим примерный этап работы с пословицами:

1. внимательно прочитайте с детьми пословицу;

2. выясните лексическое значение непонятных и уста­ревших слов и подберите сло­во, используемое в настоящее время;

3. выясните смысл посло­вицы в целом: о чем она и чему учит;

4. определите, к какой те­матической группе ее можно отнести (пословица о труде, дружбе, ученье, здоровье, ка­чествах человека и т.д.);

5. предложите детям поду­мать, в какой житейской си­туации можно ее употребить.

Ниже приведены игровые задания, в содержании кото­рых используются русские народные пословицы, пред­назначенные детям младшего школьного возраста для ис­правления речевых наруше­ний и формирования школь­но-значимых функций.

Половинки

(задание на развитие словесно-логическо­го мышления и установление причинно-следственных свя­зей разной сложности).

Дети, прочитав первую часть пословицы, должны по­добрать к ней вторую.

Игру можно усложнить, про­читав конец пословицы, пред­ложив детям найти ее начало.

Любишь кататься,

Делано наспех,

Что посеешь

За двумя зайцами погонишься,

Доброе слово

У плохой пряхи

Волков бояться —

Век живи,

Как аукнется,

Чем дальше в лес,

Делу время,

Не в свои сани

Поспешишь —

Семь раз отмерь,

В гостях хорошо,

то и пожнешь.

и кошке приятно.

в лес не ходить.

нет для себя рубахи.

ни одного не поймаешь.

люби и саночки возить.

сделано на смех.

а дома лучше.

тем больше дров.

век учись.

так и откликнется.

потехе час.

не садись.

людей насмешишь.

один раз отрежь.

Пропущенные слова

(зада­ние на умственное и речевое развитие).

В задании нужно догадать­ся, как правильно в содержа­нии пословиц расставить сло­ва большой — маленький, что­бы они имели поучительный смысл и верно согласовыва­лись с существительными.

1. __________________________ пенек опрокинул __________________ воз.

2. _________________________ дело луч­ше _______________________ безделья.

3. Даже самое __________________ де­рево выросло из ____________________ семени.

4. В _________________ лод­ку _______________________ груз не кладут.

5. __________________________ крючком __________________________ рыбу не выудишь.

Слова с противоположным смыслом

(задание на расши­рение и обогащение словаря, работа над словами-антонима­ми).

В этом задании нужно най­ти слова с противоположным смыслом сначала в послови­цах, распечатанных на карточ­ках, затем выполнять это за­дание на слух. Пословицы можно разделить на несколь­ко групп, в зависимости от того, какой частью речи яв­ляются слова-антонимы.

Имена существительные

Ученье — свет, а не уче­нье — тьма.

Умный молчит, когда дурак ворчит.

Умный себя винит, глу­пый — своего товарища.

Умный делу научит, а глу­пый только наскучит.

Было бы начало, будет и конец.

Будет день, будет и ночь.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

Ищи друзей, а враги сами найдутся.

Неверный друг — опасный враг.

Сытый голодного не разу­меет.

От лени — болезнь, от ра­боты — здоровье.

Добро побеждает зло.

Кто солгал с утра, будет лгать и вечером.

Никакое худо до добра не доводит.

Друг спорит, а враг подда­кивает.

Трус погибает, а храбрый побеждает.

Чему научишься в молодо­сти, пригодится и в старости.

Имена прилагательные

Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

Старый друг лучше новых двух.

Черная земля белых рук не любит.

У мудрого человека длин­ные уши и короткий язык.

Жизнь короткая, а слава долгая.

Доброго чти, а злого не жалей.

За доброе жди добра, за худое — худо.

Добрая слава лежит, а ху­дая — бежит.

Белый хлеб растет в черной земле.

Нового счастья ищи, а ста­рого не теряй.

Маленькая ложь за собой большую ведет.

Не называй дурное хоро­шим, а черное белым.

Глаголы

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Умей взять, умей и отдать.

Как пришло, так и ушло.

Умеешь ссориться, научись и мириться.

Дождик вымочит, солнце высушит.

Другие части речи

Меньше болтай, да больше соображай.

Меньше говори, больше слу­шай.

Мягко стелет, да жестко спать.

Говорит прямо, а делает криво.

Болен — лечись, здоров — берегись.

Думай медленно, работай быстро.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Лучше тихо, да вперед, чем скоро, да назад.

Где работа, там густо, а в ленивом доме пусто.

За чужим погонишься — свое потеряешь.

Наибольшую сложность для детей могут вызвать послови­цы, в которых используется несколько слов-антонимов.

Мир строит, а война раз­рушает.

Чем длиннее день, тем ко­роче ночь.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Горе старит, радость мо­лодит.

Добро поощряй, а зло пори­цай.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Труд всегда дает, а лень всегда берет.

Легко взять, да трудно отдать.

Пословицы с похожим смыслом

Нахождение пословиц с похожим содержанием очень интересно для детей, особен­но если их познакомили с по­словицами о труде, учебе, лич­ных качествах человека. Дан­ное задание предполагает разные варианты его выпол­нения.

Педагог заранее вывеши­вает на доску пословицы раз­ной тематики. Остальные оформлены на отдельных кар­точках (листках). Дети выби­рают карточки, читают посло­вицу, объясняют ее смысл и определяют, к какой темати­ческой группе она относится.

Педагог каждому ребен­ку раздает по одной послови­це из разных тематических групп. Каждый ребенок нахо­дит пословицу (или несколь­ко), смысл которой близок той, которую дал учитель:

без труда не выловишь и рыбку из пруда; хочешь есть калачи — не сиди на печи; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть; в лес не съездишь, так и на печи за­мерзнешь; какие труды, та­кие и плоды; дерево дорого плодами, а человек делами; землю кра­сит солнце, а человека — труд; птицу узнают в поле­те, а человека в работе; нет друга — ищи, а най­дешь — береги; без друга в жизни худо; человек без друзей, что дерево без кор­ней; верный друг лучше сотни слуг; дерево живет корнями, а человек друзь­ями; птица сильна крыль­ями, а человек дружбой; друг за друга держаться — ничего не бояться; не надобен и клад, когда в семье лад; на что клад, ког­да в семье лад; испокон века книга растит человека; с книгой дру­жить — век не тужить; букварь — к мудрости сту­пенька; пословицу сказал — доро­гу указал; пословица неда­ром молвится; пословица — всем делам помощница; почитай учителя как роди­теля; строгость учителя по­лезнее ласки родителя.

Найди ошибку (задание на развитие слухового восприя­тия и коррекцию фонемати­ческого слуха).

В начале игры педагог чи­тает стихотворение.

Пословица, мы тебя знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чье-то место заняла?

В.Волина

Детям зачитывают непра­вильный вариант пословицы, просят найти в ней ошибку и дать правильный вариант. Если ребенку пословица не знакома, то выполнение зада­ния у него вызовет большую сложность. В этом случае ре­комендуется предложить два варианта пословицы: правиль­ный и неправильный. Ребе­нок из двух вариантов выби­рает правильный, отвечая на вопросы: «В каком слове ошибка? Какую букву нужно заменить?». Данное задание дети могут выполнять как на слух, так и письменно.

Лось до добра не доведет.

От бобра добра не ищут.

В здоровом теле здоровый пух.

Один в золе не воин.

Правда глаза полет.

Сашу маслом не испортишь.

Не ноги горшки обжигают.

Голод не щетка.

Трус своей лени боится.

На безрыбье и бак рыба.

Купил кита в мешке.

Нет худа без бобра.

Повторенье — тьма ученья.

Терпенье и пруд всё пере­трут.

Мы сами с ушами.

Голода не бойся, по пояс мойся.

Без места пирога не испе­чешь.

Больше дела, меньше снов.

Пустая мыльница и без вет­ра мелет.

Что написано пером, того не вырулишь топором.

На ловца и дверь бежит.

Трус человека кормит, а лень портит.

На горе шапка горит.

Один ус хорошо, а два луч­ше.

Летний тень год кормит.

Семеро одного не идут.

Жди у горя погоды.

Каждый кулик свое долото хвалит.

Лес рубят — кепки летят.

Представление о времени.

Многие учащиеся началь­ной школы имеют неточные, искаженные представления о календарном времени, а их сведения об отдельных времен­ных обозначениях поверхнос­тны. Работа, направленная на заучивание названий и после­довательности месяцев, дней недели, носит формальный характер и не способствует осознанию детьми длительно­сти и необратимости времени, его смене и периодичности. В связи с этим необходима сис­тематическая работа по фор­мированию у детей дошколь­ного и младшего школьного возраста представлений о вре­мени. Доказано, что своевре­менное и адекватное форми­рование временных представлений и ориентировки во вре­мени служат необходимой предпосылкой развития мыш­ления и деятельности детей в целом.

Использование пословиц о временах года и природных явлениях способствует совер­шенствованию представления о цикличности времени, за­креплению знаний месяцев года, развитию и коррекции пространственно-временной ориентировки детей. Чтобы сложная система временных отношений могла быть четко осознана детьми, рекоменду­ется использовать календарь, отражающий в материальной форме цикличность месяцев года как единиц времени.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Месяц январь — зимы го­сударь.

Январь-батюшка год начи­нает, зиму величает.

Январь — году начало, а зиме середина.

Июль — макушка лета.

В сентябре лето кончается, осень начинается.

Май леса наряжает, лето в гости поджидает.

Представления младших школьников о каждом време­ни года достаточно адекватны, хотя остаются неполными и в большинстве случаев связаны с воспоминанием об опреде­ленной деятельности челове­ка, характерной для данного времени года. Как показыва­ет практика, наиболее труд­ным остается определение последовательности времен года.

Формирование познаватель­ной деятельности тесно связа­но с развитием понимания причинно-следственных свя­зей. Осознание временных и причинно-следственных отно­шений зависит от конкретно­го содержания каждого вре­менного эталона. Используя пословицы о природе, можно, с одной стороны, продолжить работу над установлением при­чинно-следственных связей в природе, а с другой — совер­шенствовать представления о смене времен года и их цик­личности.

Ниже подобраны послови­цы, отражающие причинно-следственные связи между природой и деятельностью че­ловека и характерные для каж­дого сезона признаки. В этом задании детям предлагается догадаться, название какого времени года пропущено в по­словице.

Что в августе соберешь, с тем и ________________ проведешь.

Весна дает цветы, а ____________ — плоды.

Кто ______________ трудить­ся рад, будет осенью богат.

____________ без снега — лето без хлеба.

Чем крепче зима, тем ско­рее ______________ .

Увидал скворца, знай — ______________ у крыльца.

Кто спит , плачет зимою.

Худо , когда сол­нца нету.

Каждый кустик ночевать пустит.

солнце све­тит, да не греет.

Одна ласточка _______________ не делает.

Что летом родится, то _________________ пригодится.

Земля _________________ отдыхает, а весной расцветает.

Лето собирает, а _______________ поедает.

Длинные сосульки к дол­гой ___________________.

Лето со снопами, а ______________ с пирогами.

Кто весной трудиться рад, будет _________________ богат.

Что летом соберешь, то ________________ на столе найдешь.

Веселые рифмочки

(зада­ние на развитие чувства рит­ма, активизацию слухового внимания и памяти, коррек­цию фонематического слуха).

Детям необходимо внима­тельно послушать пословицу и назвать в ней рифмующие­ся слова. (Подборка пословиц дана ниже.)

Человек лукавый, что кар­ман дырявый.

Лишнее поже­лаешь — последнее потеря­ешь.

Расти большой, да не будь лапшой.

Кто землю лелеет, того и земля жалеет.

Как в мае дождь, так будет и рожь.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

В зимний хо­лод всякий молод.

Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый?

Всякому молод­цу — ремесло к лицу.

Не бы­вает скуки, коли заняты руки.

Еле-еле душа в теле.

Здоров будешь — все добудешь.

Ку­рить — здоровью вредить.

Сла­ву свою добывай в бою.

Трус и таракана примет за вели­кана.

Умелый боец везде мо­лодец.

Хорош грибок — бе­лый, а солдат смелый.

Кто драку затевает, тот сам битым бывает.

На языке мёд, а под языком лёд.

Не стыдно мол­чать, когда нечего сказать.

У врача лечись, а у умного — учись.

Бояться волков — быть без грибков.

Поспешишь — людей насмешишь.

И в мое оконце засветит солнце.

Хлеб- соль кушай, а хозяина слу­шай.

Свои иголки для ежа не колки.

У кого что болит, тот про то и говорит.

Люди па­хать, а мы руками махать.

Какое семя, таково и племя.

Всякому нужен и обед и ужин.

Изба красна углами, обед — пирогами.

Чай пить — не дро­ва рубить.

Хороша кашка, да мала чашка.

Если хлеба нет куска, то и в тереме тоска.

В гости ходить — надо и к себе водить.

Далеко шел, добра не нашел.

Добро быть в радости и жить в сладости.

Добро на­живай, а худо изживай.

Не хвались серебром, а хвались добром.

На добрый привет — добрый и ответ.

Зло любить — себя губить.

Стыдливый по­краснеет, а бесстыжий поблед­неет.

Дружба крепка не лес­тью, а правдой и честью.

Не нужен ученый, а нужен смыш­леный.

Двое пашут, а семеро руками машут.

Снаружи мило, а внутри гнило.

Тот герой, кто за правду горой.

Велик телом, да мая делом.

Не учи безде­лью, учи рукоделью.

Надо знать, что сказать.

Кто скачет, а кто плачет.

Май леса наря­жает, лето в гости поджидает.

Москва- столица — для всего мира светлица.

Кто в Москве не бывал, тот и красоты не ви­дал.

Работай смелее — будешь жить веселее.

В зимний холод всякий молод.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Таким образом, использова­ние такого вида устного народ­ного творчества как пословицы на занятиях с детьми, имеющи­ми нарушения устной и пись­менной речи, обогатит их сло­варный запас, фразовую речь, повысит грамотность, разовьет познавательную деятельность, регулирующую функцию речи. Систематическая работа с посло­вицами способствует воспита­нию у учащихся эстетического вкуса и позитивных качеств личности, развивает их эмоци­ональную сферу и обогащает жизненный опыт.

Источники: 

1. «Пословицы и поговорки в коррекционной работе с младшими школьниками”  Оглоблина И.Ю., канд. пед. наук, учитель-дефектолог СШ № 19, г. Минск, Республика Беларусь

2. “Русские пословицы в лицах” Художественное издание почтовых карточек, компания “Зингер”, С-Петербург, 1914 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector