Пословицы 5 класс

Оглавление [Показать]

Учитель русского языка и литературы ОПШМТ № 11

Урок русской словесности в 5 классе.

Тема: Пословицы и поговорки.

Образовательные цели:

  1) проконтролировать навык учащихся читать наизусть, умение составлять конспект  на основе данных вопросов;

  2) способствовать знакомству учащихся с понятием малых жанров фольклора;

  3) учить различать пословицы и поговорки

Развивающие цели:

развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь; развивать долговременную память в процессе деятельности; развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы.

Воспитательная цель:

  Способствовать обогащению словарного запаса учащихся.

Ход урока.

1.Постановка познавательных задач.

2. Проверка домашнего задания (чтение наизусть). Повторение правил чтения наизусть. Назначение консультантов.

3. Работа с эпиграфами к уроку (доска).

Не стыдно молчать, коли нечего сказать.

Умей сказать много в немногих словах.

? Почему у данных высказываний не указан автор?

Как вы можете определить жанр данных высказываний?

4. Анализ жанровой специфики пословиц и поговорок.

? Почему пословицы и поговорки, а также загадки называют малыми словесными жанрами? (краткие, но емкие)

Что значило слово для народной жизни вообще?(предками слово приравнивалось к жизни, объясняло и порождало жизнь, было хранителем прошлого  и залогом  будущего, утешало, помогало, защищало, лечило, вдохновляло).

5. Контроль домашнего задания (проверка теории)

? Дайте определение пословицы, поговорки.

Пословица – нелирический жанр УНТ, краткое изречение, состоящее из одного, чаще рифмованного предложения, законченное суждение.

Поговорка – часть суждения, меткий выразительный образ.

6. Составление диаграммы Венна по теоретическому материалу.

пословица

общее

поговорка

1. Законченное суждение

2. Состоит из двух частей

3. Средства: параллелизм (сопоставление двух явлений), противопоставление, звуковые повторы

1. Краткое изречение.

2. Тематика.

3. Малый жанр фольклора.

4. Краткость и выразительность.

5. Средства – метафоры, сравнения

6. Имеют прямой и переносный смысл

7. Содействуют воспитанию, украшают речь

Незаконченное суждение Состоит из одной части. Средства – гипербола.

7. Объяснение смысла пословиц стр. 19 № 7.

8. Определение пословиц и поговорок в художественном тексте. (дидактический материал, стр. 10)

? Сколько пословиц и поговорок вы насчитали?

9. Групповая работа: конкурс знатоков пословиц и поговорок.

1 группа – дописать пословицы с цифрой «семь».

2 группа – подобрать русские пословицы, соответствующие по смыслу пословицам народов Азии

3 группа – дописать пословицы в тексте

4 группа – пословицы-перевертыши

5 группа – найти поговорки в тексте

6 группа – ответить на вопросы

10. Самостоятельная работа: составление текста на по дидактическому материалу стр. 11).

11. Подведение итогов.

12. Обобщение и систематизация.

Урок русской словесности в 6 классе.

Тема: Античный театр.

Образовательные цели:

содействовать знакомству с античным театром, понятиями драма, монолог, диалог, ремарка, трагедия, комедия проконтролировать умение читать наизусть познакомить с произведениями Эсхила  учить анализировать произведение, составлять характеристику героя

Развивающая цель:

развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь развивать долговременную память в процессе деятельности развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы. 

Воспитательная цель:

Прививать детям гуманное отношение к окружающим.

Ход урока.

Постановка познавательных задач. Проверка чтения наизусть. Лекционный материал учителя об античном театре. Самостоятельная работа со словарем учебника стр. 331, 48.

Драма (греч. – действие) – произведение словесного искусства, предназначенное для постановки на сцене.

Монолог – способ организации художественной речи, более или менее развернутое высказывание персонажа, передающее их взгляды, представления о жизни, раскрывающие внутренний мир, душевное состояние героя.

Трагедия – драматический жанр, который строится на трагическом (изначально неразрешимом) конфликте между героем и обстоятельствами.

Ремарка – в драматическом произведении краткие замечания автора о месте и времени действия, об интонации произносимых героями монологов и реплик, об отдельных мизансценах.

Слово учителя об Эсхиле и его герое.

До Эсхила драматические представления были примитивными, не показывались сложные действия, т. к. играл один актер. «Отец трагедии» ввел второго актера и перенес действие в пьесе с хора на диалоги актеров. Родился в 525 г. до н. э. в местечке Элессине, близ Афин. Время жизни совпадает с эпохой греко-персидской войны и укрепления в Афинах демократического строя. Эсхил сражался за счастье и свободу родины. Ему приписывали 70-92 пьесы. До нас дошли только 7: «Просительницы», «Персы», «Семеро против Фив», «Прикованный Прометей», трилогия «Орестея», «Эвнемиды». Пользовался славой великого поэта: 13 раз побеждал в драматических соревнованиях, пьесы получили право повторной постановки, в Афинах был поставлен памятник, под конец жизни переехал на Сицилию, где умер в 456 г. до н. э. в г. Геле. Надпись на памятнике – «№Доблестный воин». Его Прометей привлекал многих литераторов – Кальдерона, Вольтера, Гете, Шелли, Байрона, Огарева, музыкантов – Листа, Скрябина и др.

Прометей (греч. – провидец) – герой греческой мифологии, титан, вступивший в борьбу с Зевсом. Похитив из жилища богов огонь, принес его людям. Эсхил изобразил его не склонившим головы перед богом, принявшим муки ради избавления людей от тирании Зевса. Он еще и мудрый наставник людей, научивший их ремеслам, письму, счету, искусству и приручению животных. Таким образом, Прометей борется за свободное и культурное человечество.

Контроль домашнего задания («Переводчики»  — работа с непонятными словами)

Увещевать – уговаривать, советовать, убеждать

Древоделье – резьба по дереву

Снедь – еда, пища

Вещают – пророчить

Тук – жир, сало

Анализ образа Прометея.

А) ? Каким вы увидели этого героя?

Из чего складывается ваше представление о нем? (через монологи и диалоги с хором)

Б) Выпишите в таблицу наиболее яркие изобразительные средства, характеризующие героя

метафоры

эпитеты

сравнения

Объяла злоба род

Хитрость возьмет верх

Железное сердце

Гордость заставляет молчать

Разоблачил знамения огня

Ужасное наказание

Преступная недоверчивость

Несчастные смертные

Бедные смертные

Лето плодоносное

Льнокрылые корабли

Хитрые искусства

Такие муки, что видеть тяжко

Люди, подобно муравьям…

Унываешь, как враг плохой

? В чем проявилась любовь Прометея к людям?

Методика «Углы»: правы ли боги, наказавшие Прометея за кражу огня?

А) составление дискуссионной карты (по три аргумента «да» и «нет»)

Б) «Углы»

9. Составление пятистишья «Прометей», контроль (1. Тема. 2. 2 прилагательных, описывающих тему. 3. 3 глагола, обозначающих действие темы. 4. Фраза из  4 слов, описывающая отношение автора к теме. 5. Синоним темы).

10. Домашнее задание

11. Обобщение и систематизация.

Урок литературы в 8 классе.

Тема: Нравственные уроки рассказа Л. Толстого «После бала»

Образовательная цель:

расширить знания учащихся о признаках реализма показать особенности композиции рассказа «После бала» показать, как контраст  помогает раскрыть идею рассказа

Развивающая цель:

развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь развивать долговременную память в процессе деятельности  развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать,  делать выводы

Образовательная цель:

Формировать нравственную позицию учащихся через раскрытие гуманистического пафоса рассказа 

Ход урока.

Постановка познавательных задач. Актуализация имеющихся знаний о Л. Толстом (мозговая атака). Контроль домашнего задания.

? Что вы узнали о Толстом из материала учебника?

В чем особенности прозы Толстого? (искания героев, психологизм, постижение национального характера, святость семейных отношений)

4. Анализ композиции рассказа.

? Как композиционно построен рассказ? (прием антитезы)

Какие сцены в рассказе противопоставлены друг другу?

Почему рассказ, большая часть которого посвящена описанию бала, называется «После бала»?  (первоначально «Рассказ о бале», «Сквозь строй», «Дочь и отец»).

5.Анализ образа рассказчика.

? Какова роль рассказчика в произведении? (Иван Васильевич, хороший рассказчик, говорит о своем жизненном опыте, о том, что пережил)

Каким в юности был Иван Васильевич? (студент в провинциальном университете, просто молод и жил, учился и веселился, веселый и бойкий малый, богатый, кутил с товарищами, любил вечера и балы, был небезобразен).

Почему бал для Ивана Васильевича был чудесным? (удовольствие – вечера и балы, прекрасная зала, с хорами, музыканты, великолепный буфет, море шампанского, был пьянен любовью).

6. Анализ эпитетов в двух частях рассказа.

1 часть: бал чудесный, зала прекрасная, Варенька – в белом платье, в белых перчатках, башмачках, отец – высокий, статный, с белыми усами и бакенбардами, Иван Васильевич — доволен, счастлив, добр.

2 часть: полковник – тот же, но меняется цветовая гамма – что-то черное, темное, большое.

7. Работа над планом сравнительной характеристики.

1 часть

общее

2 часть

Зал предводителя дворянства

Хозяева бала

Варенька

Полковник

Изобразительные средства

Улица

Солдаты

Наказываемый

8.Групповая работа по заполнению сердец героев рассказа.

Задание: заполнить сердца героев (их половины – чувства героя до была и после него) цветами:

Красный – любовь

Черный – ненависть

Желтый  — безразличие

Синий – страх

Голубой – разочарование

Зеленый – спокойствие

Количество квадратов цвета должно соответствовать степени проявления данного чувства героя.

Работа над идеей рассказа.

? Почему полковник, любящий отец, жесток по отношению к солдатам?

Почему потерпела крушение любовь Вареньки  и Ивана Васильевича?

отказался от государственной службы? Прав ли он?

Чему должен научить рассказ «После бала»?

Творческая работа: свободное письмо «Мои впечатления после прочтения рассказа Толстого». Обобщение и систематизация.

Без трудностей труд немыслим.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Ты от дела на вершок, а оно от тебя на аршин.

В полплеча работа тяжела, оба подставишь легче справишь.

Дело не малина, в лето не опадёт.

Не то забота, что много работы, а то забота, как нет её.

В протоколе густо, а на деле пусто.

Не хочешь шить золотом бей молотом.

Коси коса, пока роса: роса долой — и ты домой.

Какова земля, таков и хлеб.

Работай-ка, не зевай-ка: лето — гость, зима — хозяйка.

Хороша вера у дела.

Не на бумаге сказано, а делом показано.

Не то забота, что много работы, а то забота, как ее нет.

Масло само не родится.

Пошла работа день мал.

Работа веселье любит.

Как разойдутся врознь, хоть все дело брось.

Рукам — работа, душе — праздник.

Дела идут контора пишет.

Там счастье не диво, где трудятся не лениво.

Здоров в еде, да хил в труде.

Кто труда не видит, тот покоя не знает.

Всякое дело до мастера.

За трудовую копейку бейся, нетрудовой копейки бойся.

По труду и плоды.

Каков строитель, такова и обитель.

Ремесло за плечами не носит.

Кто не ленив пахать, тот будет богат.

Умел начать, умей и окончить.

С охотой можно и в камень гвоздь забить.

Не ленись, а трудись, на чужое не льстись.

Кто не ходит, тот и не спотыкается.

Дело в руках и хлеб в устах.

Дело знай, а правду помни.

Есть терпение будет и умение.

Дело во время не беремя.

Сам в своем деле никто не судья.

Как ты к работе, так и работа к тебе.

Рукам работа душе праздник.

Хочешь, чтобы тебя не критиковали: ничего не делай, ничего не говори, будь никем.

Дело гладко, так смотреть сладко.

Личиком и туда и сюда, а делами никуда.

Дело в руках и хлеб в устах.

Заработанный ломоть лучше краденого каравая.

В больших делах пустяков нет.

Утренний час дарит золотом нас.

Не хочешь шить золотом бей молотом.

Кто прорыл арык, знает, где источник. (Азерб.)

Носить воду решетом.

Делай не делай, а от дела не бегай.

Хочешь есть калачи не сиди на печи.

Делом спеши, да людей не смеши.

Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает.

Не пожалеешь трудов снимешь с гектара двести пудов.

Хомутами шевелят, так и дугам не лежать.

Умел начать, умей и окончить.

Терпение и труд всё перетрут.

Двое пашут, а семеро руками машут.

Долго рассуждай, да скоро делай.

Любимая работа, как любимая жена, не опостылет.

Не диво дело начать диво кончить.

Овчинка выделки не стоит.

Дело делай за семерых, а слушайся одного.

Ленивый к обеду, ретивый к работе.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Не игла шьёт, а руки.

Откладывай безделье, а не откладывай дела.

Делом спеши, да людей не смеши.

Совет хорош, а дело лучше.

Рукам — работа, душе — праздник.

Где охота и труд, там поля цветут.

Хотя с трудом, да шло бы в дом, а нет труда, нет плода.

Зажиточно жить надо труд любить.

Трудовая копейка впрок идет.

Никому не мило, когда дело хило.

На охочего рабочего дело найдется.

В своем деле самому судьею быть нельзя.

Труд, труд и труд вот три вечных сокровища.

Богу молись, а сам трудись!

С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.

Где труд, там и счастье.

Делом спеши, да людей не смеши.

Начиная дело, об окончании тоже думай.

Опыт самый лучший наставник. (Латин.)

Пряди, девица, не ленись, по лавкам не тянись!

Пословицы и поговорки о труде 5 класс: Кто работы не боится, тот и человек.

Совет хорош, а дело лучше.

Рукам — работа, душе — праздник.

Без труда нет добра.

От нечего делать и таракан на полати лезет.

Поделитесь с друзьями:

А вот ещё интересные материалы:

Для выполнения задания, нужно определиться со значениями терминов:

  • «Поговорка» — образное выражение, чаще всего представлено одним словосочетанием;
  • «Пословица» — высказывание народа, несущее смысл и назидание. 

Отличия между значениями слов «Поговорка» и «Пословица»

Поговорка является отдельной фразой, никогда не встречается в виде одного предложения. Пословица чаще всего — законченное предложение с глубоким или не очень смыслом. 

Примеры поговорок

  • На халяву — о выгодном, почти бесплатном получении чего-либо;
  • Селёдка в корсете — об особенно тощей девушке;
  • Волк в овчинке — о подлом лицемере, который при одних обстоятельствах притворяется хорошим, а при других обстоятельствах может и предать. Такому человеку определённо не нужно верить;
  • Слепую на бревно наводить — обманывать внаглую;
  • Баш на баш — об обмене без доплаты товарами или деньгами.

Эти примеры взяты из словаря русских поговорок профессора В. М. Мовиенка. 

Примеры пословиц

Авось да как-нибудь до добра не доведут. 

Значение: Говоря о безответственном человеке, не делающим успехи в обучении или карьере. Всё нужно делать качественно и тогда всё будет хорошо в жизни. 

  • Бабка надвое гадала;

Значение: Результат известен, но может резко измениться, если сделать значительные усилия.

  • Око видит, да зуб неймёт;

Значение: Аналог фразы «Хочется, да не можется» — о человеке, который ограничивает свой мир материальными ресурсами, физическими способностями и т. д. Иногда единственным препятствие является он сам, его нерешительность, эмоции и другое.

  • В здоровом теле — здоровый дух.;

О необходимости тренировки не только души и разума, но и тела. 

  • Голод не тётка — о том, что при сильной мотивации нельзя растрачиваться на пустые действия.

Пословицы взяты из онлайн ресурса по сбору и расшифровке народных пословиц.

На уроке часто спрашивают учеников, откуда они брали информацию. Здесь нужно называть несколько источников: школа, дополнительные задания, родители, друзья. Интернет источники не нужно раскрывать, если этого не требует учитель.

МБОУ «Гимназия № 72»

4476751446530Проектная работа по теме: «Система ценностей, заключающихся в пословицах и поговорках»

Работу выполняли ученики 5 в класса:

Оганесян Арам, Лощинова Анастасия,

Шумилин Юрий, Куклин Михаил,

Лямкина Анна, Прокопенко Ева,

Липская Арина, Заторская Наталья,

Ковязина Дарья

Руководитель: Чикунова Мария Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Прокопьевск 2016

Содержание

Введение……………………………………………………………..

Из истории пословиц и поговорок……………………………

Тематика пословиц………………………………………………..

Результаты анкетирования……………………………………..

Выводы……………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………

Приложения…………………………………………………………

1.Введение

Давно замечено, что мудрость и дух народа проявляются в его пословицах и поговорках, а знание пословиц и поговорок способствует не только лучшему пониманию образа мыслей, но и характера народа. В пословицах и поговорках отражён богатый исторический опыт, представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Их правильное и уместное использование придаёт речи неповторимое своеобразие и особую выразительность.

Русский народ создал огромную устную литературу – мудрые пословицы и поговорки, освещающие явления, предметы, человека с разных точек зрения. Именно благодаря своему разнообразию, пословицы и поговорки – прекрасный материал для развития речи, постигая смысл которого, пятиклассники будут совершенствовать навыки связной речи. Мы считаем, что актуальность выбранной темы проекта обусловлена следующими моментами:

недостаточное понимание речи окружающих;

низкий уровень словарного запаса школьников;

низкий уровень человеколюбия, трудолюбия в современном обществе.

Тема проекта: «Система ценностей, заключающихся в пословицах и поговорках»

Задачи проекта:

выяснить, что такое пословица, поговорка;

узнать, откуда взялись пословицы и поговорки, чем они отличаются;

определить, зачем нам сегодня нужны пословицы, и можно ли всегда им доверять;

познакомиться с любимыми пословицами наших друзей;

узнать о любимых пословицах родителей, учителей.

В начале работы мы выдвинули гипотезу: доверять можно всем пословицам, ведь у них есть ответы на все случаи жизни.

Для работы был составлен план действий:

спросить о пословицах у близких (родителей, родных);

сходить за материалом в библиотеку;

поискать материал в Интернете;

воспользоваться энциклопедиями;

провести опрос среди одноклассников.

2. Из истории пословиц и поговорок

Родились пословицы и поговорки в глубокой древности, наверное, после того, как люди овладели речью. В пословицах выражен опыт народа, наблюдения над жизнью, над человеком, мудрость народа. Подобно всем произведениям фольклора, пословицы и поговорки тоже изменялись, переходя из уст в уста.

Пословица – это малый жанр фольклора. Краткое изречение с поучительным смыслом, «ходячая, житейская философия народа». Она обычно состоит из двух частей: делаешь наспех – сделаешь на смех. Часто эти части рифмуются.

Поговорка – это малый жанр фольклора, обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно назвать другим словом, более простым, обиходным. Например, «стучать зубами» — замерзать, «заморить червячка» — перекусить.

ПОСЛОВИЦА – законченная мысль. ПОГОВОРКА – образное, яркое выражение, в котором нет законченной мысли.

3. Тематика пословиц

Познакомившись с разными пословицами, мы разделили их по тематике.

Пословицы о Родине:

Родина-мать, умей за неё постоять;

жить – Родине служить;

береги свою землю родимую, как мать любимую.

Пословицы о труде:

играй, играй, да дело знай;

любишь кататься, люби и саночки возить;

труд кормит, а лень портит.

Пословицы о человеке:

мал родился, а вырос – пригодился;

мал золотник, да дорог.

Пословицы об уме и учении:

знание-сила;

одна голова хорошо, а две лучше;

жизнь прожить – не поле перейти.

Пословицы о книге:

книга — зеркало души;

кто много читает – тот много знает;

книга – источник знаний.

Пословицы о дружбе:

старый друг лучше новых двух;

дружба крепка не лестью, а правдой и честью;

все за одного, как один за всех.

4. Результаты анкетирования

Пословица Кол-во выборов Место

Делу время – потехе час. 9 2

Семеро одного не ждут. 4 4

Поспешишь – людей насмешишь. 2  

Семь раз отмерь, один раз отрежь. 8 3

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 12 1

Под лежачий камень и вода не бежит. 1  

Кто не работает – тот не ест. 2  

Как потопаешь – так и полопаешь. 1  

Работа не волк – в лес не убежит. 1  

Не все то золото, что блестит. 1  

Что посеешь, то пожнешь. 2  

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. 1  

Когда я ем – я глух и нем. 1  

Не рой яму другому – сам попадешь. 2  

Сделал дело – гуляй смело. 1  

Лентяй смекалист на отговорки. 1  

Один в поле не воин. 3 5

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. 1  

Любишь кататься – люби и саночки возить. 1  

Тише едешь – дольше будешь. 1  

Нет худа без добра. 1  

5. Выводы

Итак, поработав с материалом по заданной теме, мы пришли к мнению, что пословицы и поговорки обогащают человека, заостряют его ум, делают внимательнее к слову, к языку, развивают память. Но не всегда можно доверять пословицам, ведь встречаются и такие, как «век живи, век учись, а всё равно дураком помрёшь».

При обсуждении полученных данных мы пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию автора короче. Пословицы — это живость, ум, начитанность говорящего. Правильность использования пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

6. Список использованной литературы

Краткий словарь литературоведческих терминов.

Фелицына В.П. “Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения”.

-611505-252095

РИСУНКИ

К ПОСЛОВИЦАМ

О ДРУЖБЕ

-611505-3810

РИСУНКИ

К ПОСЛОВИЦАМ

О ТРУДЕ

-611505-1612265

РИСУНКИ

К ПОСЛОВИЦАМ

О ЧЕЛОВЕКЕ

-512445-101600

РИСУНКИ

К ПОСЛОВИЦАМ

ОБ УМЕ

И УЧЕНИИ

РИСУНКИ

К ПОСЛОВИЦАМ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector