Пословицы 3 класс

Оглавление [Показать]

Оборудование: Портрет Джанни Родари, альбом пословиц, маска Чипполино,

книги писателя «Приключения Чипполино», «Экиятлэр»,»Чипполино мажаралары», схема- фольклор, книжка-самоделка

Цели: познакомить учащихся жизнью и творчеством итальянского писателя

 Джанни Родари, и на основе сказки Д. Родари «Старые сказки» поглубже познакомить с одним из жанров устного народного творчества -пословицей,

раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц,

развивать речь, мышление, памяти и обогащение языка пословицей, совер-

шенствовать технику чтения, навыки ролевого чтения.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

У. Прозвенел звонок, начинается урок! Здравствуйте, дети!

Поприветствуем друг друга приветливой улыбкой. Вот мы улыбнулись, и жизнь стала радостнее и интереснее. Думаю, урок наш сегодня пройдет интересно, слаженно, с пользой для всех.

  1. Выяснение цели урока.

У. Ребята, мы путешествуем по странам устного народного творчества, или по фольклору, что  в переводе с английского языка означает «народная мудрость». На прошлом уроке мы закончили путешествие «в мир сказок». А сегодня в какую страну устного народного творчества посетим, угадывайте сами. На доске предстоит вам соединить авторов с их произведениями. Пожалуйста, приступаем.

Д.

В. Осеева

А.С. Пушкин

С.Т. Аксаков

Джанни Родари 

«Аленький цветочек »

«Добрая хозяйка»

«Сказка о рыбке и рыбаке»

«Старые пословицы»

       У. Угадали о ком или о чём мы будем говорить на уроке. Как угадали?

        Д. (О Джанни Родари, фамилия необычная, ещё сказку «Старые    пословицы» не читали.

     III. Знакомство с новой темой урока, жизнью и творчеством писателя.

       У. Молодцы, угадали ребята,вы справились заданием. Сегодня мы

открываем новую страну устного народного творчества. Как называется  она?

         Д.  Пословица.

         У. Ребята, а вы знаете, пословица- это тоже один из жанров фольклора.

           А вы можете точно объяснить, что такое пословица. Да, мы встреча-

        лись с пословицами на уроке, а сегодня целый урок посвящается этой

        теме и стараемся разъяснить смысл пословиц, обогатить свою речь,

        ещё изучим жизнь и творчество итальянского писателя Джанни Родари.

          На уроке читаем сказку «Старые пословицы» этого писателя. Прежде

        всего хочу вам объяснить, что же это такое пословица.

      ПОСЛОВИЦА- это краткое, образное изложение мысли, заключающее в  себе какое-то поучение. Пословица советует, учит, наставляет,

предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой, образной, красочной.         

   У. Все успокоились. Расскажу немного о писателе.

         Итальянский писатель Джанни Родари жил и творил в 1980 и 1980 гг.

         его стихи, повести, сказки пользуются заслуженной популярностью

       детского читателя в Италии и завоевали признание во всем мире. Он на-

        гражден медалью Г.Х.Андерсена за свои известные произведения. Вот в

       нашей стране его стихи и сказки переведены на русский, татарский, баш-

        кирский языки. Ребята, вот в нашей библиотеке нашли книги писателя.

       Давайте вместе прочитаем их названия.

       -«Приключения Чипполино»

        -«Джанни Родари.Экиэтлэр.»                                                                      

        — «Чипполино мажаралары».                                                                        

         Пожалуйста, читайте, я думаю, они вас заинтересуют.

IV. Физкультминутка. «Буратино». А сейчас отдохнём перед серьезной           

      работой.                                                                                                   

  V. Работа над текстом.

    У. Сначала , ребята ,выясняем непонятные слова из текста. Кто знает-руку поднимает, если непонятно — тихо сидим.

      Приют-

      Заявляет-

      Возражает-

      Прилежно-

      Валерьянка —

      Король-

      Налоги-

Вот и разбирались, молодцы, Ребята, сначала я прочту сказку, а вы следите за моим чтением и подготовьте ответ на вопросы «Почему текст называется «Старые пословицы» и ещё сказкой?»

После чтения дети отвечают  (потому что о старых пословицах, которых придумали люди давным — давно, и ещё пословицы ,как люди живые, они разговаривают,  спорят, возражают )                                

     У. А сейчас самостоятельно прочитайте сказку про себя.

Дальше читаем сказку по ролям, выделяем пословицы.     

Теперь все активно работаем над содержанием сказки.         

     У. Ребята, как вы поняли строки 3,4,5? Давайте поясняем.

      Д. «отдыхают- значит они уже отработали свой срок, а теперь вот       постарели, их уже никто не употребляют в речи, поэтому отдыхают. 

      У. «Они тоже когда-то были молодыми и полными сил»-как объяснить это?

          Д. Когда-то их давным-давно люди использовали в своей речи,времена уже изменились, и они стали придумывать новых пословиц, а

старые уже стали забываться.

       У . В тексте сказано, что старые пословицы отдыхают. Как Джанни Родари  уточняет жизнь старых пословиц в приюте. Отдыхают ли только?

       Д. Не только отдыхают, но и болтают и без конца спорят, особенно когда критикуют друг друга.

        У. А какая главная задача пословиц?                                        

       Д. Главная задача— возразить, непременно сказать против тому, что

только сказано.                                                                                            

      У. Почему автору жаль пословиц ?                                                      

        Д. Потому что мир меняется, время идёт вперед, люди придумывают

новые машины, летят в космос, а старые пословицы  не меняются, они

остались в своём старом мире, их не используют, пользы от них мало,современные люди придумывают новые пословицы для нынешнего времени.                                                                                                           

      У. Но все таки, нужны ли в нашей речи старые  пословицы ? Можно их

использовать в настоящее время?                                                      

       Д.  Да, можно использовать, например, «В единстве наша сила», «Если очень захотеть, можно всего добиться», когда они говорят «умные вещи» да ?

У. Найдите, ребята, строки, где выражена главная мысль автора. Это последние строки сказки обращена вам, ребята. Читаем.

У. Какими вы должны быть, ребята, чтобы жизнь наша была богатой,

красивый, счастливой, мирной?                                                                                             

Д. Молодые, смелые, сильные, умелые, умные, здоровые, хоть и старые, но молодые и душой и сердцем.                                                                    

У. Да, вы должны хорошо учиться, быть добрыми и помогать друг другу, заниматься спортом,  значит, быть здоровым, быть смелым, находчивым, любить свою землю, работать и творить.                                                   

У. Какие пословицы вы запомнили, ребята, из сказки? Их очень много в сказке, всего 14 пословиц, и ещё вам трудно объяснить значение этих ста-рых пословиц. Поэтому вам дала задание, разбирать дома с родителями смысл хоть одной пословицы. Вы готовы? Первую пословицу,пожалуйста, кто подготовил. Давайте ее слушаем. Или есть желающие?                    

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пятницкая средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»

Исследовательская работа по теме

«Что такое пословица»

возрастная категория:9-10 лет

секция:гуманитарная

Выполнила:

ученица 3 «А» класса

Коваленко Карина Сергеевна

Руководитель:

учитель начальных классов

Фёдорова Валентина Анатольевна

п. Пятницкое, 2011год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Пословица и её назначение

Глава 2. Источники появления пословиц

Глава 3. Какие бывают пословицы

Глава 4.Что значит объяснить пословицу

Результаты исследования. Вывод

Использованные источники

Приложение

Пословицы и песни всегда кратки,

а ума и чувства вложено в них на целые книги.

А.М. Горький

Введение

Знакомясь в школе с культурой русского народа, я обратила внимание, что такая часть фольклора, как пословицы, мало знакомы мне и моим ровесникам.

Чтобы выяснить, действительно ли эта проблема существует, мы с моей учительницей провели викторину по пословицам для учеников начальных классов нашей школы (приложение) . Полученные результаты позволили сделать следующие выводы: знают пословицы и могут ими пользоваться:

Я пришла к выводу, что мои сверстники имеют мало информации о русских пословицах, затрудняются в объяснении значения пословиц, хотели бы больше узнать об этом разделе фольклора и научиться распознавать скрытый смысл пословиц.

Считаю, что для формирования национального самосознания моим ровесникам необходима более глубокая информация о культуре русского народа, в частности, о фольклоре, поэтому считаю, что проблема актуальна.

Актуальность данной темы состоит в том, что изучение русских пословиц, их трактовка помогут глубже проникнуть в русскую культуру, узнать мировоззрение нашего народа.

Итак, объектом моего исследования стали русские пословицы,

предметом исследования – их виды.

Гипотеза: если объяснить скрытый смысл пословиц, показать ценности, отраженные в них, то мы можем расширить наши знания о родном крае, лучше понять народную мудрость.

Цель: представить разные по видам пословицы, показать, как нравственные ценности русского народа отразились в этом жанре фольклора.

Для достижения обозначенной цели я поставила следующие задачи:

изучить теоретический материал об этом жанре фольклора; познакомиться с русскими пословицами.

Как я могу это узнать?

Прочитать в книге.
Спросить у родителей, у учителя.
Найти информацию в Интернет — источниках.

Глава 1

Пословица и её назначение

В природе всё меняется под влиянием времени. Неизбежным остаются мысль и память человеческая. Благодаря памяти, мысли переходят от одного поколения к другому. Так передаются сказки, песни, загадки, легенды, пословицы и поговорки.
Ещё в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего
ценились в разговоре краткость и ясность, лаконизм. Само слово лаконизм произошло от названия области Древней Греции – Лаконии, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи.
Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: «Со щитом или на щите». Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите. Что же такое пословица?

• Это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
• Пословица, пожалуй, самый мудрый фольклорный жанр.
• Пень не околица, глупая речь не пословица.
• Мудрость эта заключена в краткой лаконичной форме.
• Эта притча короче носа птичья.

Без пословицы и речь не молвится. Знание пословиц обогащает речь человека, помогает ему находить точные и остроумные ответы на вопросы. Раньше люди были тонкими наблюдателями, потому что их труд зависел от природы. Поэтому народ замечал всё вокруг себя до малейших подробностей. Так люди учились сравнивать, примечать. Пословицы относятся к фольклорному жанру. Они представляют собой краткие народные изречения применительно к различным явлениям жизни. Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой. Ярким примером такой пословицы является фраза «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». В образных и мудрых изречениях русский народ запечатлевал свои традиции, обычаи и нравы, едко и остроумно высмеивал своих врагов, а также пристыжал такие отрицательные черты, как злость, зависть, жадность. Возникновение пословиц относится к глубокой древности. В них сосредоточен и выражен в краткой художественной форме свод знаний, наблюдений, примет нашего народа. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, житейский, социальный опыт и передают её последующим поколениям.

Глава 2

Источники появления пословиц

Изучая дополнительную литературу, я выяснила, что источники появления пословиц довольно разнообразны. Главные из них – непосредственные жизненные наблюдения людей, социально-исторический опыт народа. Часть пословиц, бытующих в народе, восходит к книжным источникам. Борьба с иноземными захватчиками, горячая любовь к родине и ненависть к её врагам, стойкость, мужество и героизм русского народа – все это нашло отражение в коротких, но мудрых изречениях.
Трудовые люди, создающие все богатства страны и защищавшие её от иноземных захватчиков, долгие века изнывали под тяжким гнетом эксплуатации и порабощения. Виновников своей тяжелой жизни, своих страданий народ видел в боярах, чиновниках, церковниках, помещиках, а затем в капиталистах. Немало создано пословиц, в которых отразилась трудная и голодная жизнь крестьянина, противопоставленная сытой и беззаботной жизни выжимающего из него все соки господина («Убогий мужик и хлеба не ест, богатый и мужика съест», « Красны боярские палаты, а у мужиков избы на боку», «Мужицкими мозолями бары сыто живут.») Особенно много пословиц, едко высмеивающих попов и монахов, их жадность, корыстолюбие, эгоизм ( «Попу да вору все впору», « Волчья пасть да поповские глаза – ненасытная яма»).
Бедняку некуда и некому было пожаловаться. Чиновники стояли на страже тех же крепостников ( «Где сила, там и закон»). В суд нельзя было прийти без взятки, что было возможно только богачам. И, конечно, дело всегда решалось в их пользу: «Где суд, там и неправда».
Жизнь постоянно убеждала народ, что ни бог, которому они молились, ни царь, на которого они надеялись, не приносят желаемого облегчения. « До бога высоко, до царя далеко» – такой вывод неизбежен. Возлагать надежды можно было только на собственные силы. В самые тяжелые времена народ не переставал мечтать о воле ( «В каменном мешке, а думка вольна»), о расправе над своими хозяевами ( «Есть и на черта гроза»), о счастливой жизни ( «Будет и на нашей улице праздник»). Классовая борьба, явная или скрытая, никогда не прекращалась, и меткое слово было острым оружием в этой борьбе. Недаром среди феодалов возникли такие пословицы: «Холопье слово, что рогатина», « Смерда взгляд хуже брани».
Но постепенно менялись взгляды и представления людей. Особенно резкая перемена в сознании народа наступила после Великой Октябрьской революции. Впервые в истории человечества было создано государство рабочих и крестьян, все трудящиеся получили равные права, женщины освободились от многовекового семейного и социального рабства, народ стал подлинным хозяином собственной судьбы и завоевал условия для свободного творческого труда. Пословицы не могли пройти мимо этих революционных преобразований: «Ленина завет облетел весь свет», « Была лучина и свеча, а теперь лампа Ильича». Эти и многие другие изречения говорят об изменениях в жизни людей.
Но, создавая новое, народ не забывает то лучшее, что накоплено за века нашими предками. Но любовь к труду, умение и мастерство, смелость, честность, любовь к родине, дружба и другие качества, которые раньше не могли проявляться в полную силу, лишь в наше время получили все возможности для наиболее полного раскрытия. И пословицы, говорящие об этих качествах, всегда будут нашими спутниками. Не утратили своего значения пословицы, разящие острым словом хвастовство, лень, эгоизм, лицемерие и другие пороки в поведении людей. Всегда, например, будут справедливы слова: «Ленивый могилы не стоит».
Я поняла, что созданием новых и сохранением старых пословиц не ограничивается жизнь. Многие пословицы переделываются в соответствии с новыми условиями. Жизнь отдельных пословиц можно проследить на протяжении многих столетий.
В начале XII века летописец включил в «Повесть временных лет» древнюю даже для него пословицу: « Погибоша, аки обре» (погибли, как обры). Речь шла об обрах, или аврах, которые нападали на славянские племена и покорили некоторые из них, но в конце VIII века были разбиты. Сходные пословицы создавались и о других врагах русского народа. Нам известна пословица: «Погиб, как швед под Полтавой», — которая возникла после победы войск Петра I над шведами в 1709 году. Разгром наполеоновской армии в 1812 году дал новый вариант этой пословице: « Пропал, как француз в Москве». После свержения царизма в 1917 году возникло изречение: «Погиб без славы, как орел двуглавый».

В наше время многие пословицы переделываются на новый лад. Была пословица: «Не топор тешет, а плотник», а теперь говорят: «Не трактор пашет, а тракторист». Раньше всегда говорили: «Один в поле не воин». У наших солдат она зазвучала по-новому: «Если по-русски скроен, и один в поле воин». Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов пословицы: «С миру по нитке – голому рубаха», «Врет как сивый мерин» — использовались в таком виде: «С миру по нитке – Гитлеру веревка», «Врет как сивый Геббельс».

Русские писатели тоже используют неиссякаемые запасы народной мудрости. Однако они не только берут их из народного языка, но обогащают ими его. Многие удачные выражения из произведений художественной литературы становятся пословицами : « Любви все возрасты», « Мы все глядим в Наполеоны», «Что пройдет, то будет мило», «А счастье было так возможно» — все эти строки из произведений А.С. Пушкина часто можно слышать в устной речи. Человек, восклицающий: « Есть еще порох в пороховницах!» – может иногда не знать, что это слова из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
И.А. Крылов, опиравшийся в своем творчестве на живой разговорный язык и часто вводивший народные пословицы в свои басни, сам создал немало пословичных выражений («А Васька слушает, да ест», « А воз и ныне там», «А слона-то я и не приметил», « Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку», «Чем кумушек считать трудиться , не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»). Много пословиц вошло в разговорный язык из произведений других русских писателей прошлого и нашего времени.

В основе многих пословиц лежит какая-нибудь басня или сказка.

Постепенно и приметы приобрели форму пословиц.

Народные пословицы – это не что иное, как сжатые небольшие поэтические произведения – басня, сказка, комедия. В самом деле – чем не басня:

• Пожалел волк кобылу: оставил хвост да гриву.
• Звал волк овцу в кумы – не пошла.

А разве пословицы не похожи на сказку?

• Жил-был молодец: дома не видал веселья, ушёл на чужбину – заплакал.

Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, с природой. Она всё знает и обо всём имеет своё собственное мнение.

• Думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно.
• Не имеешь счастья с утра, не найдёшь и вечером.
• С твоим умом только в горохе сидеть.

Иногда пословица превращается в маленькую инсценировку: выходят два «старика» в русских национальных костюмах, садятся на скамейку и ведут беседу:

• Лодырь хочет прожить свой век за чужой счёт.
• Ленивый одну работу два раза делает.
• Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.
• Девка красива, да прясть ленива. Голова завита, да делом не занята.
• У Федорки одни отговорки.
• Один пашет, а семеро руками машут.
• Лентяй сидя спит, лёжа работает.
• У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
• Если лошадь ленива, ей тяжела и грива.
• Пусть работают дурак да медведь, а я буду в окно глядеть.

Как на крыльях перелетают пословицы из века в век, от одного поколения к другому. В пословицах русский народ передаёт детям и внукам свои заветные правила жизни, учит их уму-разуму. Пословицы живут и сегодня в разговоре, в книгах. Они украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной.

Глава 3

Какие бывают пословицы?

Русские пословицы о внутренней сущности и наружности

Хороша, как писаная миска.

Красней красного солнышка, ясней ясного месяца.

И личиком бела, и с очей весела.

Пословицы о Боге

Жить – Богу служить.

Не в силе Бог, а в правде.

О бережливости

Жили славой, а умерли – чужой саван.

Щеголять смолоду, а под старость умирать с голоду.

Живем рано, а сеем поздно.

Пословицы о глупости

Дурака пошли, да сам следом иди!

Ехал к Фоме, а заехал к куме.

Ты ему ложки, а он тебе плошки.

Пословицы о грамоте

Грамоте учиться всегда (вперед) пригодится.

Бумага терпит, перо пишет.

Перо скрипит, бумага молчит.

Написано пером, не вырубить и топором.

О добре и зле.

Доброму Бог помогает.

С добрым жить хорошо.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Пословицы о дружбе.

Друг другу терем ставит, а недруг недругу гроб ладит.

Полюбил его, как собака палку. Люблю, что собака редьку.

Не давай денег, не теряй дружбы.

Пословицы о жадности.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости (от жалости).

В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.

В чужих руках ноготок с локоток.

На чужую кучу нечего глаза пучить.

Русские пословицы о родине

Где жить, тем и слыть.

В каком народе живешь, того и обычья держись.

Хвали заморье (чужую сторону), а сиди дома.

Русские пословицы о семье, родне, женитьбе и замужестве

Какого роду, племени.

Живет баба и за дворянином: лишь бы взял, пожаловал.

Залетела ворона в царские хоромы: почету много, а полету нет.

Пословицы о России

Чу! – здесь русским духом пахнет.

Русский Бог велик.

Русским Богом да русским царем святорусская земля стоит.

Земля русская вся под Богом.

Велика святорусская земля, а везде солнышко.

Пословицы о труде , опыте и мастерстве

Баба пекла пироги на дрожжах, а вынимала их на вожжах.
Бей сороку и ворону, добьешься и до белого лебедя.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Глава 4

Что значит — объяснить пословицу.

Постичь пословицы — это значит глубже познать жизнь, обычаи своего

народа, свою Родину.

Пословица представляет собой логическую задачу. Объяснение пословиц оттачивает и дисциплинирует ум, приучает к четкой логике, к рассуждению и доказательству.

Объяснить пословицу – значит найти решение задачи, ответить на скрытый или явный вопрос, совершить сложную мыслительную операцию в определённой последовательности:

выделить, указанные в пословице признаки, действия;

сопоставить и объединить их, чтобы оценивать свои поступки и действия других людей;

выявить возможные между ними связи; на основе соотнесённых признаков и выявленных связей сделать вывод, что «пословица недаром молвится», что человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением других.

Часто первоначальный смысл пословицы забывается, так как породившее её явление уходит из жизни, но в иносказательном смысле она употребляется. Такова пословица: «Любить тепло – дым терпеть». Она возникла тогда, когда крестьянские избы не имели трубы и отапливались по-черному: дым из печи шел в помещение и затем медленно выходил в окно. И, конечно, тепла без дыму нельзя было получить.
Пословицы, которые становятся непонятными, уходят из живой речи. Существовала пословица: «Не скажешь всю подлинную, так скажешь всю подноготную». Здесь речь шла о пытках. « Подлинная правда» — те показания обвиняемых, которые были получены от них при пытке длинником (специальные палки для истязаний). Если не удавалось добиться нужных ответов, человеку загоняли под ногти гвозди, иглы. Отсюда – подноготная.

Пословицы о пословицах:
Пословица к слову молвится.
Старая пословица век не сломится.
Пословицами на базаре не торгуют.
Поговорка – цветок, пословица – ягодка.

Результаты исследования

Пословица учит наблюдать, рассуждать, последовательно мыслить.

Русские пословицы охватывают все стороны жизни человека. Они выражают беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа, его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и стремление отстаивать правду до конца.

Яркие, сочные, неувядаемо свежие русские пословицы использовались величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно.

Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: «Русская пословица имеет

значение при первоначальном учении родному языку, во-первых, по своей

форме, во-вторых, по своему содержанию».

Вывод

  Исследуя разные виды русских пословиц,  я пришла к следующим выводам:

1.      Пословицы – важнейший материал для понимания мировоззрения народа. В них в краткой, но емкой форме отразились народные  идеалы.
2.      В пословицах выражена  народная оценка положительного и отрицательного  в человеке, в обществе. Пословицы в быту играли  важную роль: они служили  руководящими принципами  деятельности человека.
3.Пословицы показывают, что русский народ неповторим.

   Считаю, что гипотеза,  выдвинутая мною в начале работы, доказана.  Представляя разные виды русских пословиц, мне удалось увидеть моральные нормы, которыми руководствовался   наш народ; что ценили люди, а что осуждали на протяжении веков.

  Мне хочется сказать, что умению понимать пословицы, видеть в них иносказательный смысл надо учиться. 

Пословицы нужны для человека.

Использованные источники

1.В.Н Морохин «Малые жанры русского фольклора». Хрестоматия. М. «Высшая школа» 1986 г.
2. Ф.М. Селиванов «Хрестоматия по фольклору». М. «Просвещение» 1972 г.
3. Сборник В. Даля «Пословицы и поговорки русского народа». М. 1957г. 4.Учебник «Литературное чтение» 3 класс

http://festival.1september.ru

Тематика пословиц.

Приложение к исследовательской работе

по теме

«Что такое пословица»

Задания для 1- 2 классов

Ответьте на вопросы пословицей.

1. Кем будет казак, если будет терпеть?

2. Когда считают цыплят?

3. Чего не утаишь в мешке?

4. Когда приходит аппетит?

5. Что любят деньги?

6. Что надо сделать, когда назвался груздем?

7. Сколько раз нужно отмерить, прежде чем отрезать?

8. Кто водится в тихом омуте?

9. Без чего не выловить рыбку из пруда?

10.Кто лучше, чем два новых друга?

11.Что лучше иметь, 100 рублей или 100 друзей?

12. Сколько раз платит скупой?

13. В чём познаётся дружба?

14.Сколько стоит хвастун?

15.Куда падает яблоко?

16.Кто хвалит свое болото?

17.Чья душа — потёмки?

18.Почему иногда дуют на воду?

19. С каким металлом сравнивают молчание?

20. Что получишь, когда много хочешь?

21. Без чего не узнаешь друга?

22. Что надо употреблять в пищу, чтобы не болеть (от семи недуг)? 23.Что нельзя вырубить топором?

24.Кого дело боится?

Задания для 3 класса

Найди вторую часть пословицы.

1. Волка бояться ,…

2. Делу-время, а…

3. Труд кормит, а …

4. Мал золотник, да…

5. Не спеши языком,…

6. Любишь кататься,…

7. Хочешь есть калачи,…

8. За двумя зайцами погонишься, …

9.Ученье свет, а…

10 .Птица крепнет в полете, а человек …

11.Что посеешь, то …

12.Счастье без ума -…

13.В тихом омуте…

14.С умным найти, с дураком…

15.Куда иголка, …

16.Если б знал, где упал, то…

17. Дружба дружбой, а…

18..Нет друга, так ищи, а…

19.Москва слезам не верит, ей …

20.Кто сам плут, тот …

21.Кто рано встаёт,…

22.Слово не воробей,…

23.Кто вчера солгал, тому…

24.Птица сильна крыльями, а человек…

25.Не тот друг, кто медком помажет, а тот, кто…

26.Чем дальше в лес, тем…

27. Не спеши языком, торопись …

28.Труд человека кормит, а…

29.Родина — мать, умей за нее …

30.На чужой сторонушке рад своей…

31.Не красна изба углами…

32.Делаешь наспех, …

33.Пока ленивый проспится, усердный…

34.Сам погибай, а товарища…

35.Кончил дело — …

Задания для 4 класса

Восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные:

  1. За (какой?) головой, как за каменной стеной.

Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой.

  1. (Какое?) слово, что весенний день.

Слова: умное, доброе, ласковое, хорошее.

3. (Какая?) книга — лучший друг.

Слова: хорошая, полезная, умная, содержательная, интересная, занимательная, поучительная.

  1. (Какую?) дружбу и топором не разрубишь.

Слова: прочную, крепкую, хорошую.

Творческое задание. Придумай маленькие рассказы к пословицам.

1. Семь раз отмерь, один отрежь.

2. Не рой другому яму, сам в неё свалишься.

3. Одна голова хорошо, а две — лучше.

4. Мал золотник, да дорог.

В разделе Детские сады на вопрос нужно по 10 пословиц на 3 темы : чтение, книга,, учеба. пословицы должны быть для 3 класса заданный автором Ђатьяна Леженцева лучший ответ это Читай, книгочей, не жалей очей. Аз да буки избавят ли от муки? 2 Аз да буки, да и конец науки. 3 Азбука к мудрости ступенька. 4 Азбуки не знает, а писать садится. 5 Азбуку учат, во всю избу кричат. 6 Без букв и грамматики не учатся и математике. 7 Его как волка грамоте учить: ты говори — аз да буки, он — козы да бараны. 8 За аз да за буки, так и указку в руки. 9 Кто знает аз да буки, тому и книги в руки. 10 Не суйся, буки, наперед аз’а! 11 Сперва — аз да буки, а там — и науки. 12 У Николы две школы: аз, буки учат да кануны твердят. Книга — друг человека Книга книгой, да и своим умом двигай. Кто много читает, тот много знает. Ему и книги в руки. Книга мала, а ума придала. Не всякий, кто читает, в чтении силу знает. Глядит в книгу, а видит фигу. Книги не говорят, а правду сказывают. Книги читать — скуки не знать. Не красна книга письмом, а красна умом. Книги читать — не в ладушки играть. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Кто знает аз да буки, тому и книги в руки. Одна книга тысячу людей учит. Книга — маленькое окошко, через него весь мир видно. Испокон века книга растит человека. Книга — лучший подарок. Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет. С книгою жить – век не тужить. Дом без книги – день без солнца. Всяк мастер на выучку берет, да не вякий доучивает. русская пословица Сперва аз да буки, а потом науки. русская пословица Звезды явятся — небо украсят, знания появятся — ум украсят. монгольская пословица По ученику и об учителе судят. русская пословица В науку нет коротких путей. японская пословица Учи других и сам научишься. русская пословица Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет. русская пословица Знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много постиг. казахская пословица Человек неученый — что топор неточеный. русская пословица Повторенье — мать ученья. русская пословица Не выучит школа, выучит охота. русская пословица Сытое брюхо к ученью глухо. русская пословица Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом знания добыть не сможешь. персидская пословица Мудрец известен знаниями, а не происхождением. ассирийская пословица Кто хочет много знать, тому надо мало спать русская пословица Спросить — минутный стыд, не спросить — стыд на всю жизнь. японская пословица

Ответ от

2 ответа

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: нужно по 10 пословиц на 3 темы : чтение, книга,, учеба. пословицы должны быть для 3 класса

Ответ от RaJa
Книги читать — скуки не знать Книги читать — не в ладушки играть. Кто много читает, тот много знает. Одна книга тысячу людей учит. С книгою жить – век не тужить Не всякий, кто читает, в чтении силу знает. Знание лучше богатств

Ответ от Ёофья глухих
? Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.? Много прочёл, да мало учёл.? Ленивому Микишке всё не до книжки.? Недочитанная книга — не пройденный до конца путь.? Велико ли перо, а большие книги пишет.? Аз да Буки изба

Ответ от

2 ответа

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

Внеклассное занятие в начальной школе, 3-4 класс

КВН «Пословица — всем углам помощница». Конспект

Конкурс 1. «Расшифруй пословицу»

В конкурсе участвует вся команда. Капитан команды получает текст с пословицей.

**3 Т*УД* Н* *ЫТ*ЩИ*Ь И *Ы*КИ *3 *Р*ДА

(Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.)

Конкурс 2. «Знатоки пословиц об учебе»

В этом конкурсе участвуют по 2 представителя от команды, которые получают карточки с незаконченными текстами пословиц. Задание: вставить в пословицу нужное слово.

• «Прежде чем сказать, о сути слов… (подумай)».

• «Не удивляй одеждой, а удивляй… (знаниями)».

• «Внимательно выслушаешь — многому… (научишься)».

• «Не туда заплыл — поверни, не то сказал — … (поправься)».

• «В умной беседе — ума набираться, а в глупой — свой… (потерять)».

Конкурс 3. «Пословицы и поговорки в сказках»

В конкурсе участвуют по 1 представителю от команды.

Задание: закончить сказочные поговорки:

• «Сказка — ложь, да в ней намек,… (добрым молодцам урок)».

• «Скоро сказка сказывается, … (да не скоро дело делается)»,

• «Пойди туда, не знаю куда, … (принеси то, не знаю, что)».

Конкурс 4. «Числительные в пословицах»

В конкурсе участвуют по 1 представителю от команды. Задание: назвать пословицу с числительными. Например: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Конкурс 5. «Охарактеризуй человека»

В этом конкурсе участвуют по 2 представителя от команды, которые получают карточки с незаконченными текстами пословиц.

Задание: как называют человека, о котором в пословице говорится так (поговорка записана на вашей карточке):

• «Язык без костей: что хочет, то и лопочет». (Болтливый.)

• «Ел, да устал, спал, да намаялся». (Ленивый.)

• «Делает все из рук вон плохо». (Неумелый.)

Конкурс 6. «Черный ящик»

В ящике лежат предметы: иголки, бутылка с водой, изображение глаза.

В этом конкурсе участвуют по 2 представителя от команды, которые получают карточки с незаконченными текстами пословиц.

Задание: посмотрев на текст незаконченной пословицы, выбрать из черного ящика один из предметов. Закончить пословицу и объяснить ее смысл.

• «Сидеть как на… (иголках)». (Беспокоиться, испытывать тревогу.)

• «Как рыба в… (воде)». (Чувствовать себя непринужденно, уверенно.)

• «Беречь как зеницу… (ока)». (Очень старательно что-либо охранять.)

Подведение итогов

Награждение победителей.

Похожие статьи:

Внеклассное занятие по правилам дорожного движения, 1 класс

Конкурсы для 1 класса

Конспекты внеклассных занятий для 3-4 класса

Праздник в начальной школе по творчеству Чуковского

Внеклассное занятие по сказка. Сценарий для 1-2 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий