Пословица в сказке иван царевич и серый волк 3 класс

Урок разработан с утетом УУД.

Ctrl+c

Тема. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый Волк» и новым видом сказок (волшеб­ной); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности.

Личностные: проявлять эмоциональноценностное отношение к героям волшебных сказок; желание сочинять волшебную сказку.

Предметные: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять по­следовательность событий; составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Познавательные: овладевают навыками чтения самостоятельно, выделяют  и формулируют цель.

Регулятивные: проявляют способность контролировать свои действия.

Коммуникативные: владеют способами  совместной работы в группе; высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других.

Оборудование: карточки с текстом речевой размин­ки; картина В.М. Васнецова «Аленушка», «Иван-царевич на Се­ром Волке».

                                                                                       Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

—  Прочитайте жужжащим способом.

—  Вам знакомы эти слова? Чьи они и откуда? (Да, нам знакомы эти слова. Их говорил козленочек на берегу реки, звал свою сестрицу. Эти слова из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

—  Попробуйте прочитать их выразительно по памяти. (Учитель закрывает слова на доске.)

III.Актуализация опорных знаний

—  Кто из вас помнит слова, которыми отвечала Аленушка? (Ах, братец мой Иванушка// Тяжел камень на дно тянет, / Шелкова трава ноги спутала,/Желты пески на груди легли.)

—  А сейчас по составленному плану расскажите сказку.

IV. Самоопределение к деятельности

—  Ребята, отгадайте загадку, загаданную пословицами и по­говорками.

 Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.

Как его ни корми, он все в лес глядит.

Его ноги кормят. (Волк.)

(Учитель записывает отгадку на доске.)

У кого ты ни спроси —

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его. (Иван).

 (Учитель записывает и эту отгадку.)

—  Посмотрите на эти два слова. Как они могут быть связаны на нашем уроке? (Мы будем читать о них сказку.)

—  Прочитайте название сказки. («Иван-царевич и Серый Волк».)

—  Кто ее автор? (У нее нет автора. Это русская народная сказка.) Итак, сегодня мы будем работать над новой сказкой. Прежде

чем перейти к чтению, отдохнем.

V. Физкультминутка

Мы танцуем «Хлопай-топай»

Утром, днем и вечером!

Лучший танец —

«Хлопай-топай»,

Когда делать нечего.

Кем бы ни был ты — отличник

Иль совсем наоборот,

Разучи ты этот танец

И танцуй его весь год!

VI. Работа по теме урока

1. Знакомство со сказкой

(Читают учитель и хорошо читающие ученики.)

2. Словарная работа по ходу чтения

Караулы — воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-либо.

Похитник — похититель.

Позарился — зариться — смотреть на кого, что-либо с зави­стью, желать получить для себя. Задблит — одолеет.

Наутёк — бегом (спасаясь от кого-либо).

3. Первичная проверка понимания

—  Каковы ваши впечатления от прочитанного?

—  Что вы испытывали, когда читали сказку вместе со мной и товарищами?

4. Работа над первой частью сказки

—  С чего начинается сказка? (Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.)

—  Как называется этот прием в сказке? (Зачин.)

—  Почему братья решили караулить сад с золотыми яблоками? (Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать.)

—  Кто же воровал яблоки из сада? (Жар-птица.)

—  Что можно сказать о братьях-царевичах? Какие они? Как они относятся к отцу? (Все три брата любили отца, относились с уважением. Они утешали его, когда он затосковал из-за вора в саду.)

— Как  они новели себя, когда он отправил их за Жар-птицей? (Они поклонились ему и отправились в путь-дорогу.)

—  Кто из братьев самый ответственный? Почему? (Самый от­ветственный из них был Иван. Когда он стерег сад, то боялся даже присесть, не то что прилечь, чтобы не уснуть.)

5. Работа над второй частью сказки

—  Какое несчастье случилось в пути с Иваном-царевичем? (Его коня съел Волк. А куда без коня идти ?)

—  Кто стал помогать герою? (Ему стал помогать Волк.)

—  Что необычного было в Сером Волке? (Серый Волк скакал -синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает.)

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

—  С какой сказкой вы познакомились?

—  Чему учились на уроке?

Юлия Лагунова
Тест по сказке Иван — царевич и серый волк. 3 класс. Литературное чтение.

Тест по сказке Иван – царевич и серый волк

Устное народное творчество. Сказки.

3 класс. Литературное чтение. Школа России.

1. Имя царя, у которого было три сына, младшего звали Иваном.

A. Салтан

B. Берендей

C. Афрон

2. Что росло в царском саду?

A. Белая береза.

B. Яблоня с золотыми яблоками.

C. Аленький цветочек.

3. Как боролся со сном младший сын, когда стерег сад?

A. Припал на мягкую травку и уснул.

B. Росой с травы умывался.

C. Громко песни пел.

4. С чем Иван- царевич пришел к отцу после караула?

A. С пером Жар-птицы.

B. С золотыми яблоками.

C. С Жар-птицей.

5. Куда пропал конь Ивана- царевича?

A. Вернулся домой.

B. Иван- царевич шел пешком, а не на коне.

C. Коня съел волк.

6. У кого из царей Иван- царевич хотел похитить жар-птицу?

A. У Афрона.

B. У Кусмана.

C. У Далмата

7. У кого из царей был златогривый конь?

A. У Афрона.

B. У Кусмана.

C. У Далмата

8. У кого из царей была дочь Елена Прекрасная?

A. У Кусмана.

B. У Далмата

C. У Афрона.

9. Что получил Царь Кусман от Ивана– царевича?

A. Волчью морду вместо молодой жены.

B. Елену прекрасную.

C. Жар-птицу.

10. Что сделали братья, увидев Ивана с добычей?

A. Забрали коня.

B. Решились и убили Ивана – царевича.

C. Обрадовались и помогли вернуться домой.

11. Чем оживил серый волк Ивана- царевича?

A. Не смог оживить.

B. Живой и мертвой водой.

C. Травами лекарственными.

12. Чем закончилась сказка?

A. Иван- царевич вернулся, рассказал про братьев и женился на Елене Прекрасной.

B. Иван- царевич обиделся на братьев и уехал на все четыре стороны.

C. Берендей прогнал сына Ивана- царевича.

Верные ответы

1 — В

2 — В

3 — В

4 — А

5 — С

6 — А

7 — В

8 — В

9 — А

10 — В

11 — В

12 — А

Оглавление [Показать]

Иван-царевич и серый волк, с. 21 — 22

Ответы к стр. 21 — 22

Читать «Иван-царевич и серый волк»

  • Раздели сказку «Иван-царевич и серый волк» на три части. Озаглавь их. 

1. Жар-птица.
2. Серый волк.
3. Елена Прекрасная.

  • Как ты понимаешь выражение «синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает»? Какую картину ты себе представляешь?

Выражение «синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает» означает «очень быстро едет, несётся». Я представляю Ивана-царевича, сидящего на волке и проносящегося так, что мелькают тёмные леса, а озёра позади остаются.

  • Каким был Иван-царевич? Опиши его.

Иван-царевич — младший и послушный сын царя. В образе Ивана-Царевича преобладают качества идеального сказочного героя: он молод, хорош собой, отважен, решителен, деятелен, добр и честен, смел, силён, храбр, наблюдателен. Слово царя-батюшки для Ивана-царевича — закон. В сказке Иван-царевич ошибается, совершает неправильные поступки, но всегда исправляет свои ошибки и искупает вину. В трудную минуту Иван-царевич встречает волшебного помощника — серого волка, тот помогает герою достать не только Жар-птицу, но и волшебного коня, и красавицу невесту. Иван-царевич проходит через ряд испытаний, совершает подвиги, рискует жизнью прежде, чем достигает желанной цели и счастья.

ГДЗ по литературному чтению. 3 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

Иван-царевич и серый волк, с. 21 — 22

4.1

(82.97%) от

195

голосующих

Сказка «Иван царевич и серый волк»: главная мысль и мораль

Мораль сказки «Иван царевич и серый волк» станет ясна, если ознакомиться с кратким содержанием.

Главный смысл сказки «Иван-царевич и серый волк» состоит в том, что отступление от советов более опытных наставников может приводить к печальным исходам. Дважды Иван не слушался советов серого волка, и дважды его хватала стража и он ухудшал свое положение.

Чему учит сказка»Иван царевич и серый волк»? Добро торжествует, зло наказывается.

Сказка учит нас, что долг платежом красен. Серый волк сполна отплатил Ивану за погубленного коня. И нового коня помог добыть, и красавицу-жену приобрести и Жар-птицу для отца, царя Берендея.

Также сказка учит доброте, что за добро платится добром, за зло и злом откликается. В сказке также народ показал, что не всё в жизни достаётся только трудом и упорством порой нужна хитрость и лукавство.

В сказке часто встречается число «три»:

  1. У царя Берендея было три сына.
  2. Три ночи подряд сыновья царя караулили сад, чтобы поймать вора.
  3. Отправились в три стороны искать Жар-птицу.
  4. Три добычи пришлось доставать Ивану-царевичу: Жар-птицу, коня златогривого, Елену Прекрасную.

  5. Серый волк три раза превращался: в Елену Прекрасную, в коня златогривого, в Жар-птицу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector