Пословица мудрость народная смысл пословицы 2 класс

Оглавление [Показать]

Пословицы и поговорки для младших школьников

О человеке

Где кто родился, там и пригодился.

Добрые дела человека красят.

Чего себе не хочешь, того и другому не делай.

О поведении

Дома петух, а на улице курица.

Как оса, лезет в глаза.

О труде и лени

Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

Хочешь есть калачи — не лежи на печи.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Глаза страшатся, а руки делают.

О дружбе

Все за одного, а один за всех.

Человек без друзей что дерево без корней.

Об уме и глупости

На деньги ума не купишь.

На людей не смотри, свой ум имей.

О хлебе

Летний день год кормит.

Хлеб всему голова.

О явлениях природы

Береги нос в большой мороз.

Вода с гор потекла — весну принесла.

Много пословиц и поговорок вы найдёте в этом разделе

Похожие статьи:

Пословицы и поговорки про язык

Пословицы и поговорки про еду

Пословицы и поговорки про езду

Пословицы и поговорки про честность

Пословицы и поговорки про шутку

Нет комментариев. Ваш будет первым!

  • Сердце матери лучше солнца греет.
  • Добрый человек добру и учит.
  • Доброе имя дороже богатства.
  • Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Дружбу помни, а зло забывай.
  • Мудрым никто не родился, а научился.
  • Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • При солнышке тепло, при матушке добро.
  • Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
  • Без корня и трава не растёт.
  • Нет земли краше, чем Родина наша.
  • Доброе дело без награды не остаётся.
  • Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
  • Хороший друг – отрада для души.
  • Кто ленив, тот и сонлив.
  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  • Век живи – век учись.
  • Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
  • Не ищи правды в других, коли в тебе её нет.
  • Правда из воды, из огня спасёт.
  • Птицу видно по полёту, а человека по работе.
  • За всякое дело берись умело.
  • Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги.
  • Друг и брат – великое дело: не скоро добудешь.
  • Друг денег дороже.
  • Доброе братство – лучше богатства.
  • Учиться – всегда пригодится.
  • Язык болтает, а голова не знает.
  • Говорит день до вечера, а слушать нечего.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • Видно птицу по полёту – человека по делам.
  • У лентяя Федорки всегда отговорки.
  • Делу – время, потехе – час.
  • Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.
  • Кто друг прямой, тот брат родной.
  • Кто правдой живёт, тот добро наживёт.
  • Всякой матери своё дитя мило.
  • Вся семья вместе – и душа на месте.
  • Учись смолоду – пригодится в старости.
  • Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.
  • У лодыря что ни день, то лень.
  • Счастливым быть – никому не досадить.
  • В каждой шутке есть доля правды.
  • Всё хорошо, что хорошо кончается.
  • Не мил и свет, когда друга нет.

Наш великий и могучий русский язык трудно представить без пословиц и поговорок. Они настолько прочно вошли в нашу жизнь, что стали не просто украшением речи, а необходимостью. Они придают нашей речи яркость и образность, меткость и оригинальность.

Пословицы и поговорки появились в глубокой древности и с тех давних времен они накапливали в себе всю мудрость нашего народа, отражали нравственные устои и заповеди. Прошли века, но вся народная мудрость, заключенная в фольклоре, жива и актуальна до сих пор. Часто пословицы и поговорки содержат прямой совет, подсказывают, как поступить в ситуации, помогают нам жить. Их не вспоминают без повода, без причины, в то же время, сказанная вовремя пословица или поговорка помогает нам избежать лишних слов, ведь в ней кратко и образно заключен весь смысл. 

Пословицы и поговорки о природе

О животных

О растениях

О птицах

О море и рыбах

Охрана природы в пословицах и поговорках

 Пословицы и поговорки разных народов о природе

 Пословицы и поговорки на разные темы. 

Пословицы и поговорки о правде.   

Кстати, а Вы замечали, что эти два понятия, практически всегда употребляются вместе. Почему? Да просто они настолько близки друг к другу, что часто даже трудно бывает их различить. Далеко не каждый человек сможет определить, что перед ним – пословица или поговорка. Да в принципе, для общения не столько важно правильно определить принадлежность фразы к тому или иному типу фразеологизмов. Намного важнее умение правильно употреблять их в речи, а для этого надо эти фразы знать, понимать и уметь правильно использовать.

Давайте, все же уточним, чем различаются пословицы и поговорки, чтобы потом не возникало вопросов.

Пословицы — короткие народные изречения имеют буквальное или переносное значения и представляют собой законченные предложения. Пословица констатирует свойства людей или явлений, дает им оценку или предписывает образ действий. («В гостях хорошо, а дома лучше» – констатирует факт, «Куй железо, пока горячо» – предписывает образ действия).

Поговорка – языковой афоризм, отличающийся особой краткостью и имеющий только буквальное значение. Она не имеет обобщающего смысла и поучительной тенденции. (« Коса – девичья краса», « В тесноте, да не в обиде»; «Поживем – увидим»)

Пословицы и поговорки настолько близки друг к другу, что все эти отличия условны. Поэтому они образуют одну группу языковых афоризмов и обычно употребляются вместе и  мы будем говорить о пословицах и поговорках в целом. 

Все прекрасно понимают, что формирование личности идет через овладение родным языком. Ни в одной из форм языкового творчества народа не проявляется так ум народа, национальная история, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках.

«Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребёнку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам»,- отмечал в работе «Первая книга после азбуки» К. Ушинский. Именно поэтому значение пословиц и поговорок в развитии детей трудно переоценить.

Очень часто, особенно для дошкольника, та маленькая задача, которую представляет собой понимание смысла пословицы, перерастает в довольно трудную задачу. Понять скрытый подтекст ребенку не всегда легко и здесь очень важна помощь взрослого. Объяснить, научить правильно понимать и использовать – это наша задача. Обогащая речь ребенка пословицами и поговорками, мы помогаем малышу стать умнее, потому что сразу выполняем несколько задач:

  •     ♦  Развиваем речь малыша,
  •     ♦  Расширяем словарь ребенка, обогащая его афоризмами, новыми словами,
  •     ♦  Учим видеть скрытый подтекст в речи, понимать переносный смысл слов,
  •     ♦  Развиваем память ребенка, ведь пословицы и поговорки обычно легко запоминаются и увеличивают объем памяти,
  •     ♦  Развиваем интерес к истории своего народа, на основе фактов или слов, использованных в пословицах.

Фольклорные афоризмы играют важную роль в обучении ребенка. Начиная с детского сада, мы знакомим детей с пословицами и поговорками, употребляем их в речи сами и дети непроизвольно запоминаю их. Но кроме всего этого, пословицы и поговорки – отличный материал для развития навыков чтения, техники чтения, памяти. Их можно и нужно использовать на уроках, на самых разных занятиях и разными способами. Дальше мы рассмотрим, как можно использовать пословицы и поговорки для развития техники чтения ребенка.

                                 

         Пословицы и поговорки о природе

О животных

О растениях

О птицах

О море и рыбах

Охрана природы в пословицах и поговорках

 Пословицы и поговорки разных народов о природе   

 Пословицы и поговорки на разные темы.

Пословицы и поговорки о правде.   

Загадки для детей

Конспект урока на тему: Загадки. Пословицы и поговорки

Гипермаркет знаний>>Литература 2 класс>> Литература: Загадки. Пословицы и поговорки

План-конспект урока к предмету «Литература 2 класс» на тему «Загадки. Пословицы и поговорки»


                                            Урок 4                 ЗАГАДКИ. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Цели: показать учащимся, как в загадках, пословицах, поговорках проявляется народная мудрость; учить видеть скрытый смысл; развивать воображение.

                                      Ход урока

I. Организационный момент.II. Проверка домашнего задания.

Проверку домашнего задания учитель может провести в виде конкурса по разным номинациям. Например: «Самая смешная небылица», «Самая-самая небывальщина», «Лучшему вралю» и т. д.
Оценивают работу сами учащиеся. (Учитель может подготовить специальные «медальки» в качестве поощрения.)

                          ***

                  Между небом и землёй

                  Поросёнок рылся
                  И нечаяно хвостом
                  К небу прицепился.

                          ***

                  Мамонт и папонт гуляли на речке,

                  Бабант и дедант лежали на печке.
                  А внучок сидел на крылечке
                  И сворачивал хобот в колечки.

                         Физкультминутка

III. Изучение нового материала.1. Сообщение темы, целей.

2. Работа над загадками.

– Один из самых интересных и, пожалуй, самый многообразный и многочисленный жанр устного народного творчества – загадка. Как бы вы объяснили, что такое загадка?

                   Новый дом несу в руке,

                   Дверцы дома — на замке.
                   Тут жильцы бумажные,
                   Все ужасно важные.

Ответ: Портфель, учебники, тетради

    
                   Тридцать три сестрички
                   Ростом невелички.
                   Если знаешь их секрет,
                   То на всё найдёшь ответ.

Ответ: Буквы

– В русском устном народном творчестве есть загадки на все случаи жизни: о животных и  явлениях природы, о растениях и инструментах, о школе и о многом-многом другом.

                                 Стоит городок.

                                 Сколько сереньких домков,
                                 Столько беленьких жильцов.
                                                                   (подсолнух)
 
                                 Два братца
                                 В воду глядятся,
                                 Век не сойдутся.
                                                             

  (берега)                                  Не море, не земля,

                                 Корабли не плавают,
                                 И ходить нельзя.
                                                                 (болото)
 
                                 Били меня, били,
                                 Колотили, колотили,
                                 Клочьями рвали,
                                 По полю валяли,
                                 Под ключ запирали,
                                 На стол сажали.
                                                                

   (лен)                                  Заря-заряница,

                                 Красная девица,
                                 По лугам ходила,
                                 Ключи обронила.
                                 Брат встал,
                                 Ключи подобрал.
                                                         (роса)
 
                                 Конь бежит –
                                 Земля дрожит.
                                                      

       (гром)                                  Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.

                                 На меня они глядят, молока они хотят
                                                                                    

     (ёжик)                                  Крупно, дробно зачастил

                                 И всю землю напоил.
                                                          (дождь)
 
                                 Красное коромысло
                                 Через реку повисло.
                                                           

     (радуга)                                  Зимой и летом одним цветом.

                                                                       

     (елка) Далее учитель загадывает несколько загадок, учащиеся должны не только назвать отгадку, но и объяснить, как они догадались, что послужило им подсказкой.

Дальнейшую  работу  над  загадками  можно  провести  в  форме  игры: один ряд загадывает свою загадку или загадку из учебника, другие отгадывают. Тот ряд, который назвал отгадку первым или более точно сформулировал ответ, получает право на загадывание загадки.


3. Работа над пословицами и поговорками.
Учитель предлагает детям прочитать высказывания, записанные на доске:


Пословица – мудрость народная.
Пословица недаром молвится.
– Как вы понимаете смысл данных высказываний? Когда, в каких случаях уместно употребить пословицу (поговорку)?

Далее учащиеся читают пословицы, объясняют их смысл, добавляют свои пословицы по каждой теме.

                                 Грамоте учиться всегда пригодится.

                                 Час побережешься — век проживешь.
                                 Поклониться — голова не отломится.  
                                 Когда берешь — чванься, а взял — кланяйся.
                                 Дареному коню в зубы не смотрят.
                                 Что посеешь, то и пожнешь.
                                 Цени по заслугам, а не по услугам.

IV. Итог урока.Домашнее задание: записать в тетрадях по одной пословице о труде, дружбе, учении, Родине, матери; ответить на вопросы на с. 27.

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Издательство «Учитель», 2011. Содержание — Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.

Предмети > Литература > Литература 2 класс > Загадки. Пословицы и поговорки > Загадки. Пословицы и поговорки. Конспект урока

Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти

©  Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний — Владимир Спиваковский

При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов — гиперссылка).
edufuture.biz 2008-2018© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других «взрослых» тем.

Разработка —

Гипермаркет знаний 2008-2018

Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий