Пословица к басне лисица и виноград эзоп

Конспект урока

в 3 «Д»

по Литературному чтению

Тема урока: Басни. Эзоп «Лисица и виноград», И.А. Крылов «Лиса и виноград».

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: Осмысление содержания, морали, жанровых особенностей басен Эзопа «Лисица и виноград», и И. А. Крылова «Лисица и Виноград» на основе их сравнения.

Планируемые результаты

  • Предметные:

Знать: понятия «басня», «мораль», «баснописец»

Уметь: различать формы литературных произведений, называть, выделять вступление, рассказ, мораль; читать выразительно каждую часть басни.

  • Метапредметные (УУД):

Регулятивные: формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками, оценка своей работы, соотнесение своей оценки с оценкой учителя, отметка изменений в своих действиях, сравнение своих достижений.

Познавательные: формулирование своих высказываний, ориентировка в словаре, учебнике, работа с репродукциями картин.

Коммуникативные: построение речевого высказывания, умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других.

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):

  • Для учителя

Учебник «Литературное чтение» УМК «Начальная школа 21 века» 3 кл, 1 ч., рабочая тетрадь «Литературное чтение», компьютер, экран.

  • Для ученика

Учебник «Литературное чтение» УМК «Начальная школа 21 века» 3 кл, 1 ч., рабочая тетрадь «Литературное чтение», пенал.

Информационные источники:

pedportal.net/nachalnye-klassy/chtenie/razrabotka-uroka-quot-basni-ezop-laquo-lisica-i-vinograd-raquo-i-a-krylov-laquo-lisa-i-vinograd-raquo-quot-1056606

Сюжет о лисе, соблазнившейся виноградом, но так и не сумевшей добиться желаемого, звучит в произведениях, созданных много ранее басни Ивана Крылова «Лисица и виноград». О чем в ней повествует баснописец? Оголодавшая лиса узрела в чужом саду спелый аппетитный виноград и силилась до него допрыгнуть, но без успеха. После многих попыток кума досадует: «На взгляд-то он хорош, да зелен», и «тотчас оскомину набьешь». Автор здесь, в отличие от других своих басен, не дает прямых строк, в которых содержится мораль. Однако очевиден нравоучительный посыл басни Крылова: Лиса и виноград – это человек и его цель, которая видится ему желанной и доступной. Не сумев ее достичь, он разочаровывается, но не хочет признать своей слабости или ущербности, и тогда  начинает лицемерно обесценивать желаемое, отзываясь о нем пренебрежительно. Таков в общих чертах смысл басни Крылова.

Оглавление [Показать]

Лиса и виноград в произведениях древних авторов

В церковнославянской притче о лисе и гроздьях (ее Крылов прочел в древнейшем Александрийском сборнике «Физиолог») изложена незамысловатая история о том, как голодная лиса увидела спелые гроздья винограда, но не смогла до них добраться и начала ягоды «зело хаяти». Далее делается вывод: бывают люди, которые, желая чего-то, получить этого не могут, и чтобы «желание свое тем укротити», начинают бранить. Возможно, это неплохо для самоуспокоения, но, безусловно, недостойно в социальном отношении. Вот так эта идея отражена в литературном источнике, созданном задолго до басни Крылова.

Лиса и виноград в трактовке античного баснописца Эзопа предстают в том же конфликте – голодная лисица и недоступно высоко висящие ягоды. Не сумев достать виноград, лиса отрекомендовала его незрелой кислятиной. Басня грека тоже заканчивается нравоучительным намеком: «Кто на словах порочит непосильное — свое здесь должен видеть поведение».

Французская интерпретация

Басня французского сочинителя Лафонтена прячет в образе лисицы «гасконца, а может быть, нормандца», у которого глаза зажглись на зрелый румяный виноград. Автор замечает, что «любезник был бы рад им полакомиться», но не дотянулся. Тогда он презрительно фыркнул: «Он зелен. Пусть им кормится всякий сброд!» Какова в Лафонтеновской басне «Лиса и виноград» мораль? Поэт высмеивает свойственную, по его мнению, гасконцам и нормандцам гордыню и спесь. Этим поучительное сочинение отличается от предыдущих притч и басни Крылова, Лиса и виноград в которых намекают на общечеловеческие изъяны, а не указывают на национальные недостатки.

Особенности басен Крылова

Недаром современники отмечали, что у Ивана Андреевича было яркое режиссерское дарование. Он так зримо и выразительно выписывал своих героев, что помимо основного назначения басни – иносказательного высмеивания людских пороков – перед нами предстают живые экспрессивные характеры и сочные колоритные детали. Мы воочию видим, как «у кумушки глаза и зубы разгорелись». Автор хлестко и точно определяет сатирически окрашенную ситуацию: «хоть видит око, да зуб неймет». Здесь весьма красноречивы в динамичной поучительной сцене Лиса и виноград. Крылов так щедро «питает» свои произведения духом устного народного творчества, что его басни сами становятся источником поговорок и пословиц.

Кое-что из мира природы

Оказывается, пристрастие лисиц к винограду – не совсем выдумка баснописцев. Исследования специалиста по экологии дикой природы Эндрю Картера показали, что, например, пушистые хищницы из Австралии не прочь отведать ароматных винных ягод, и едва наступают сумерки, они мчатся в виноградник и с наслаждением поедают там плоды.

“А ВОТ О ТОМ КАК В БАСНЯХ ГОВОРЯТ…”

ЭЗОП (VII-VI CT. до нашей эры)

Лисица и виноград

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказ ала сам а себе: “Они ещё зелёные!”.

Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

Перевод Михаила Гаспарова

Читаем, размышляем, обсуждаем…

1. Перескажите басню близко к тексту.

2. Нарисуйте иллюстрации к прочитанному.

3. Найдите в тексте и зачитайте мораль басни. Подберите пословицы и поговорки, которые передают мораль этой басни.

Loading…

Лисица и виноград – ЭЗОП (VII-VI CT. до нашей эры)

марійка підгірянка ліс

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БАСЕН ЭЗОПА, ЛАФОНТЕНА И КРЫЛОВА ПОД ОБЩИМ НАЗВАНИЕМ «ЛИСИЦА И ВИНОГРАД» в 6 классе. Цель урока: формирование теоретических знаний о басне; практическое применение Знаний в процессе работы над баснями Эзопа, Лафонтена и Крылова «Лисица и виноград»; навыки выразительного чтения. Методические приёмы: выразительное чтение; беседа по вопросам. Оборудование: тексты басен Эзопа, Лафонтена, Крылова; вопросы к анализу текста; Иллюстрации; фонохрестоматия; мультимедийный проектор.

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БАСЕН ЭЗОПА, ЛАФОНТЕНА И КРЫЛОВА

     ПОД ОБЩИМ НАЗВАНИЕМ  «ЛИСИЦА  И  ВИНОГРАД» в 6 классе.

Цель урока: формирование теоретических знаний о басне; практическое применение  

                       Знаний в процессе работы над баснями Эзопа, Лафонтена и Крылова

                       «Лисица и виноград»; навыки выразительного чтения.

Методические приёмы: выразительное чтение; беседа по вопросам.

Оборудование: тексты басен Эзопа, Лафонтена, Крылова; вопросы к анализу текста;

                              Иллюстрации; фонохрестоматия; мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА:

1.      Орг. Момент.

2.      Запись темы урока.

3.      Вопросы по повторению:

а) Вспомните, что такое басня?

(Короткий поучительный рассказа в прозаической или стихотворной форме, имеющий мораль).

б) Каковы особенности басни?

(В баснях действующими лицами являются животные, птицы, насекомые. Это делается для того, чтобы люди посмотрели на  себя со стороны и постарались исправиться).

в) Каких баснописцев вы знаете?

(И.И. Дмитриев, С.В. Михалков, Д. Бедный)

г) Назовите басни Крылова, которые вам известны. Вспомните несколько строчек из них.

д) что всегда есть в басне?

(В баснях всегда есть нравоучительный смысл, т.е.  мораль, которая может находиться в начале басни или в конце её).

е) что высмеивает басня? Против чего и кого она направлена?

(Басня высмеивает глупость, жадность, трусость, злобу, себялюбие и другие людские пороки. Басня направлена против тех, кто мешает жить, кто приносит зло).

4.      НОВАЯ ТЕМА. Басни Эзопа, Лафонтена и Крылова под общим названием «Лисица и виноград». На доске вывешены иллюстрации к басням.

5.      СЛОВО  УЧИТЕЛЯ:

     У вас на партах лежат тексты басен Эзопа, Лафонтена и Крылова. Все эти басни под общим названием «Лисица и виноград». Наша задача увидеть в них общие черты и различные. Что привнёс каждый из баснописцев после Эзопа в содержание своей басни под тем же названием. Мы прочитаем эти басни, но сначала я немного расскажу о древнегреческом баснописце.

          Самым первым баснописцем был ЭЗОП (на доску выведен его портрет через проектор), живший в 6-5 веке до нашей эры. Эзоп был легендарной личностью. Он был  рабом, служил философу Ксанфу. Много раз высмеивал его книжную учёность. За заслуги государству был освобождён от рабства. Соперничал со многими знаменитыми мудрецами тогдашней Греции. Много обличал дельфийских жрецов (жрецы, проживавшие в др. греческом городе Дельфы, известного своими оракулами). Ими он был оклеветан и погиб. Эзопу приписывались все ходившие в народе басенные сюжеты.

     О французском баснописце Лафонтене  расскажет мой ассистент. (Великанов Кирилл).

         Жан де Лафонтен (1621-1695 гг) (на доску выведен его портрет через проектор) с детства отличался непокорным нравом. Был отправлен изучать право в парижскую ораторианскую семинарию.  Лафонтен начинает писать вольные стихи, с 1672 года пробует писать басни. В 1680 году завершил издание  двенадцать книг Басен и в 1683 году был избран членом Французской Академии. Умер в Париже 14 апреля 1695 года. Басни Лафонтена замечательны своим разнообразием, ритмичностью, глубоким реализмом (правдивостью).

           О Крылове мы уже говорили, помним его некоторые биографические сведения, данные в учебнике, поэтому повторяться не будем, а приступим сразу к работе над баснями.

     Я сама прочитаю вам басню Эзопа, а вы будете следить и находить в ней главное. (чтение басни). Отвечаем на вопросы:

1.      Как написана басня Эзопа? На сколько частей её можно разделить?

(Басня Эзопа написана в виде небольшого рассказа. Басню можно разделить на две части).

2.      Кто является главным героем басни?

(Главным героем является Лисица)

3.      Какой мы видим Лисицу у Эзопа?

(Лисица у Эзопа голодная, но дотянуться до винограда не смогла).

4.      Какова мораль басни?

(«Так и у людей: иные не могут добиться успеха, по причине того, что сил нет, и винят в этом обстоятельства»).

5.      Что напоминает вам басня? Чем?

(Басня Эзопа напоминает притчу, т.к. притча – это иносказательный рассказ, содержащий поучение).

Ученик-ассистент читает басню Лафонтена. Учащиеся сразу увидели разницу и поэтому отвечают на вопросы сразу:

1.      Как написана басня у Лафонтена? В чём различие с басней Эзопа?

(Басня Лафонтена написана в стихотворной форме и в ней более подробно говорится о герое).

2.      Где происходит действие в басне?

(Действие басни происходит во Франции: «Лис-Гасконец, Лис-Нормандец»).

3.      Главный герой басни Лафонтена – Лис. Зачем Лису нужен был виноград?

(Лис не просто голоден, как у Эзопа, он умирал с голоду, ему нужен был виноград, чтобы поесть и не умереть).

4.      Есть ли разница в желаниях героев сорвать виноград? Какая?

(Желание —  одно: достать виноград, а причина разная: у Эзопа Лисица просто голодная, т.е. могла бы и потерпеть, а у Лафонтена Лис умирал с голоду).

5.      Как описан виноград у Эзопа и Лафонтена? (найти цитаты)

(у Эзопа описание простое: «Лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями», а у Лафонтена «Виноград, такой зримо зрелый, /В румяной кожице…». У Лафонтена виноград заманчивый, притягательный для Лиса).

Можно сделать первый вывод: Басня Эзопа напоминает притчу, т.к. написана  в виде небольшого поучительного рассказа. Басня Лафонтена написана уже в стихах. В обеих баснях есть мораль.

Ученик-ассистент читает выученную наизусть басню Крылова «Лисица и виноград».

Разбираем вопросы:

1.      Чем басня Крылова отличается от предыдущих басен? Что она напоминает? Доказать.

(Басня Крылова напоминает сказку, об этом говорят такие слова, как «кума», «кумушка», «лиса»).

2.      Что можно сказать о лексике в басне Крылова?

(В басне Крылова мы видим устаревшие, простонародные  слова: «рделись», «яхонты», «отколь», «неймёт», «око»; они приближают басню к народу, делают её более понятной, близкой)

3.      Каким мы видим героя? Есть общее у героя басни Крылова с предыдущими героями? С кем? Что? Как описан виноград?

(У Крылова Лисица тоже, как и у Эзопа, только голодна. А виноград тоже заманчив для Лисицы: «…винограду кисти рделись./У кумушки глаза и зубы разгорелись,/ А кисти сочные, как яхонты , горят…»)

4.      Как выведена мораль в басне Крылова?

(Мораль в басне у Крылова прямо не выведена, она в пословице: «Хоть видит око, да зуб неймёт»).

5.      Какая из  басен вам понравилась больше и почему?

Работа в тетрадях.

Записать. Общее: 1. Тема, сюжет, герои.

                                  2. Басни кратко изображают события, которые имеют

                                       поучительный смысл, а поступки животных напоминают

                                       поступки людей.

                                 3. В баснях высмеиваются людские пороки.

                                 4. Басни имеют поучение – мораль.

Различие: 1. Басня Эзопа по объёму короче остальных и напоминает притчу;

                    написана в прозаической форме.

                    2. Басня Лафонтена более развёрнута и конкретна: действие пе-

                    реносится во Францию (Лис-Гасконец, Лис-Нормандец);    

                                 написана в стихотворной форме; есть попытки

                                оправдать Лиса.

                                3. Басня Крылова напоминает русскую сказку; мораль заключена

                               В пословице.

Вывод по уроку:

1.      Когда возникла басня?

2.      Каких баснописцев вы знаете?

3.      Что всегда есть в басне?

4.      Что такое аллегория? Имеется ли она в басне?

5.      Как вы понимаете выражение «эзопов язык»?

6.      Что общего у басни со сказкой, с притчей?

7.      Какие выразительные средства встречались в баснях, о которых мы говорили?

Дома письменно ответить на вопрос ( по выбору) 1. Есть ли Лисицы среди нас?

                                                                                             2. Какая из басен понравилась и почему?

                                                                                3. Проиллюстрировать одну из басен

                                                                                    (по желанию).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector