Пословица безделье мать всех пороков что означает

Человечество эволюционировало и продолжает развиваться благодаря труду. Стимулом всегда было и есть выживание. Но жить лучше, хуже или просто существовать – это выбор каждого человека.

Труд может быть связан как с умственной деятельностью, так и с физической. Даже во время отдыха мозг продолжает генерировать идеи, если человек стремится к развитию. Но что, если нет?

Оглавление [Показать]

Пословица “Безделье – мать всех пороков”

Если человек не стремится вперед, он также не может стоять на месте. От безделья личность начинает деградировать. Наблюдается проявление все в большей степени примитивного стиля общения, поведения, искажение идеалов, моральных ценностей. Недаром существует пословица “Безделье – мать всех пороков”. Конечно, все люди порочны в какой-то степени. Но именно от бездействия это проявляется в человеке все больше и больше, и в конце концов захватывает его.

Библейские грехи

Безделье – мать всех пороков, и это правда. Но про какие человеческие пороки может идти речь? Пожалуй, с ними можно соотнести грехи, описанные в Библии, такие как:

  • гордыня;
  • зависть;
  • обжорство;
  • прелюбодейство;
  • гнев;
  • жадность;
  • лень.

Список пороков по Данте Алигьери

Данте Алигьери в своем произведении “Божественная комедия” выделил 9 кругов ада, в которых души умерших людей отбывают наказание в соответствии со своими пороками:

  • 1 круг – лимб с некрещенными младенцами и людьми, которые несут ответственность за несущественные проступки;
  • 2 круг заполнен теми душами, действиями которых при жизни руководила похоть;
  • 3 круг занимают любители еды, ведь чревоугодие тоже грех и порок;
  • в 4 круге отбывают наказание души, которыми руководила жадность;
  • 5 круг заняли души, которые постоянно испытывали гнев, сердились, выясняли отношения;
  • в 6 круге живут души еретиков и тех, кто при жизни провозгласил себя богом;
  • 7 круг наполнен душами насильников, убийц и тех, кто совершил суицид;
  • 8 круг – для обманщиков и мошенников;
  • самый последний 9 круг предназначен для предателей.

Пословица в школьной программе

Ученики в школе часто сталкиваются с заданием написать рассказ по пословице “Безделье – мать всех пороков”. Для этого детям важно понять и осознать, что безделье – это впустую потраченное время, которое израсходовалось на “ничегонеделанье”. Если ребенок ничем не занят, но он думает, мечтает о чем-то, фантазирует, то под критерий бездельника он уже не попадает.

Почему же высказывание “Безделье – мать всех пороков” верное? Ответом может послужить простой анализ на основе тех же смертных грехов. Например, когда человек не знает, чем себя занять, он может пристраститься к еде, и тогда начинается период обжорства.

Точно так же ввиду отсутствия какой-либо деятельности провоцируется развитие гордыни. Причем гордыня – это ведь не только преувеличение своей собственной значимости, но и преуменьшение ее. Ведь когда личность не применяет свои способности на практике, самооценка может постепенно спускаться все ниже. Вследствие этого человек может начать сравнивать себя с другими личностями, что иногда провоцирует появление озлобленности на людей за их даже самые маленькие успехи и удачливость. А что может спровоцировать озлобленность? Зависть, гнев, жадность и другое. Так и выходит, что безделье – мать всех пороков.

  • Без дела жить — только небо коптить.
  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  • Не учи безделью, учи рукоделью.
  • Нынче посидим, завтра поглядим, а там — споем да спляшем.
  • Деловая пора ум дает, а на безделье дурь в голову лезет.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Откладывай безделье, да не откладывай дела.
  • Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
  • Понедельничай, да не бездельничай.
  • От нечего делать и таракан на полати лезет.
  • Сделали «дело» — надели на свинью хомуг.
  • Живем да хлеб жуем, спим да небо коптим.
  • Кнуты вьет да собак бьет.
  • Люди за дело, а мы за безделье.
  • Безделье — мать пороков.
  • Безделье — мать всех пороков.
  • Скучен день до вечера, когда делать нечего.
  • Дела, как сажа бела.
  • От безделья рукоделье.
  • Всех дел не переделаешь.
  • Помогать тому, кому делать нечего.
  • Дурное дело не хитрое.
  • Из песка веревки вить.
  • Носить воду решетом.
  • Ветрена мельница да баба — бездельница мелют без устали.
  • Лодырь да бездельник — им праздник и в понедельник.
  • Люди за дело, а дурак за безделье.
  • От безделья собака на ветер лает.
  • Пошел за делом, а воротился с бездельем.
  • Без дела и станок ржавеет.
  • Безделье — сестра болезни.
  • Бездельнику и зимний день долог.
  • Белоручка не работник.
  • Белые ручки чужие труды любят.
  • Без дела сидит да в пустой угол глядит.
  • Без работы день годом станет.
  • Без работы и печь холодна.
  • Без работы и машина ржавеет.
  • Черная земля белых рук не любит.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5» г. Брянска

Классный час

«Лень-мать всех пороков?»

подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2012

Цель:

— формировать собственную позицию по отношению к лени и ее проявлениям.

Задачи:

-развивать навыки межличностного взаимодействия и взаимодействия в группе;

-содействовать выявлению учащимися эффективных способов борьбы с ленью и формирования трудолюбия.

Оборудование:

Столы расставлены для работы в 4 группах, на столе каждой группы лежат чистые листы А4 и листы Приложение 1, фломастеры, толковый словарь под ред. С.И.Ожегова, психологический словарь, философский словарь под ред. Мирошниченко В.Н. и др.

Мастерская может быть организована для учащихся 8-10 классов.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Это ужасно тяжелая работа –

ничего не делать.

Оскар Уайльд

1. Введение в тему

Классный час начинается с приветствия. Все участники встают в круг и здороваются с соседями пожатием руки, улыбаясь друг другу, затем рассаживаются на места, разделившись на 4 группы по просьбе учителя.

Учитель. Лень-это простейшее нежелание что-либо делать. Мы можем находить сотни причин и обстоятельств, мешающих нам что-то делать, но честно должны признать, что причина одна, и она внутри каждого из нас. Мы просто не хотим. А вот почему мы не хотим, чем наше нежелание чревато, как с ним бороться и как воспитывать в себе трудолюбие — в этом мы постараемся разобраться сегодня.

2.«Определимся в понятиях»

Учитель. Внимательно прочитайте название нашего классного часа. В нем дано всем известное определение лени. Согласны ли вы с ним?

Учащиеся. Действительно, лень порождает многие нравственные пороки:

-недисциплинированность, потому что лень соблюдать правила и следовать законам;

-отсутствие целеустремленности, потому что поставленная цель предполагает усилия для ее реализации, а тут-лень;

-нерешительность, потому что принять решение- великий труд, душевный, эмоциональный, волевой;

-безответственность, потому что отвечать за свои и чужие поступки также большой труд.

Учитель. Попробуйте сформулировать свои определения лени.

Учащиеся. Лень-нежелание что-нибудь делать. Лень- отдых от тяжелой или неинтересной работы. Лень -бесполезное прожигание жизни. Лень-следствие отсутствия цели в жизни. Лень -злая фея, разрушающая гармонию человека с собой и с окружающим миром. Лень -душевная болезнь, которую необходимо лечить, причем если самолечение не помогает, нужно обязательно обращаться к специалистам.

Учитель. Теперь, когда мы определились с понятием, обратимся к эпиграфу. Прочитайте внимательно слова известного английского драматурга второй половины 19 века Оскара Уайльда. Согласны ли вы с утверждением великого мыслителя?

Учащиеся. Безусловно, быть ленивым нелегко по многим причинам. Во-первых, тебе приходится терпеть постоянные нарекания со стороны родителей и учителей, во-вторых, ты ничего не добиваешься в жизни и чувствуешь себя некомфортно среди успешных сверстников, в-третьих, тебя не покидает ощущение, что ты в каком-то смысле лишний: все куда-то спешат, что-то делают, а ты в состоянии покоя.

3.«Продолжи предложение»

Учитель. Как видим, быть ленивым ничуть не популярно. Хотя каждый из нас найдет множество объяснений своей лени и подробно расскажет о своем душевном состоянии (мы обычно оправдываемся, интуитивно чувствуя свою вину за безделье). Давайте поговорим о том, какая бывает лень. Итак, посмотрите на доску. На ней начало фразы: ЛЕНЬ БЫВАЕТ…. Продолжите ее, отвечая на вопросы:

(КАКАЯ?), ЭТО (что означает?) ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ (что?) Продолжите фразу и запишите свои варианты концовки.

Обсуждение в группе, затем — в классе:

-лень бывает физическая, это означает, что ты не хочешь прилагать усилия для реализации своих желаний, чувствуешь себя уставшим, хотя еще ничего не далал;

— лень бывает мыслительная, это означает, что ты не пытаешься обдумать каждый свой шаг, спланировать свои действия, предугадать результат и даже часто элементарно не думаешь о том, какой результат хочешь получить, ты чувствуешь, что все равно ничего не получится, поэтому и размышлять не о чем;

-лень бывает эмоциональная, это означает, что тебя уже не радует то, что раньше приводило в восторг и перестает волновать то, что раньше заставляло сердце биться учащенней, ты чувствуешь апатию и нежелание вообще что-то чувствовать;

-лень бывает творческая, это означает, что ты находишься в состоянии ожидания вдохновения, музы, какого-то эмоционального подъема, ты чувствуешь, что когда придет вдохновение, ты горы свернешь, а пока…подожду;

-лень бывает объективная, это означает, что желания и возможности не совпадают, ты не видишь смысла в какой-то деятельности, ты чувствуешь, что просто руки опускаются.

4. «Великие о важном»

Учитель. Что такое лень и какие обличья она принимает, теперь всем понятно. А что вы знаете о трудолюбии? Этот антипод праздности и безделью воспет не одним поколением людей, ведь трудолюбие- единственное условие существования человека на земле. Люди давно поняли, что только трудом изо дня в день, из года в год можно достичь заветной цели, потому что она достигается исключительно личными усилиями каждого и никак иначе.

Прочитайте цитаты, выберите наиболее интересную для вас и выразите свое отношение к ней, обсудив в группах. (Приложение 1.)

Учащиеся выбирают, обсуждают в группах, высказываются.

5. «Пословица недаром молвится»

Учитель. Народная мудрость всегда была сосредоточена прежде всего в пословицах и поговорках. В них народ выражал свое отношение к человеческим порокам, в том числе к безделью и бездельникам. Какие из них вам известны? О каком отношении народа к лени и трудолюбию свидетельствуют указанные вами пословицы и поговорки?

Работа в группах:

Учащиеся. В пословицах и поговорках всегда осуждалась и высмеивалась праздность, ленивые люди вызывали презрение. Труд рассматривался как источник счастья, трудолюбие считалось в народе одним из самых почитаемых человеческих качеств.

1) Я еще в пеленках, а лень моя была уж с теленка.

2) Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

3) Что припасешь, то и понесешь (то и пожуешь).

4) Без дела жить — только небо коптить.

5) Даровое — на ветер, трудовое — в сок да в корень.

6) Заработанная копейка дороже краденого червонца.

7) Когда сумеешь взяться за дело — и снег загорится, когда не сумеешь — и масло не вспыхнет.

8) Кто старается, тот и в камень гвоздь забьёт.

9) Самым дорогим кажется то, во что твой труд вложен.

10) Воля и труд чудесные всходы дают.

11) Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.

12) Кто встал пораньше, тот ушёл подальше.

6. «Поможем лентяю»

Понятно, что лень- порок, от которого нужно избавляться. Очень часто человек сам не рад, что страдает от безделья, давайте поможем тому, кто стал на путь исправления. У психологов-практиков есть такая методика: проговаривай вслух и про себя определенные фразы, и ты скоро поверишь в то, что произносишь. В группе придумайте и запишите утверждения (не менее двух), которые, на ваш взгляд, должен сам себе проговаривать тот, кто решил избавиться от порока лени.

Обсуждение в классе:

Я очень люблю трудиться, потому что это придает моей жизни смысл.

Любая работа важна и значима, она приближает меня к моей цели.

Я сознательно и целеустремленно борюсь с ленью и побеждаю ее.

Труд-это добрый волшебник, превращающий посредственность в совершенство.

Труд сделает из меня настоящего мастера, и я прославлю свое доброе имя.

Каждую минуту своей жизни я буду трудиться и добьюсь высоких результатов.

Я наслаждаюсь результатами своего труда и чувствую себя состоявшимся человеком.

7. «Посоветуй другу»

Учитель. Продолжаем работу в группах: придумайте советы, которым, на ваш взгляд, нужно следовать, чтобы победить в себе лень и воспитать трудолюбие (не менее двух).

Совет первый: чередуй физическую и умственную работу, то есть если трудится мозг, то отдыхают мышцы, трудятся мышцы — отдыхает мозг, при общей сильной усталости — полный отдых.

Совет второй: любую работу (и основную, и сопутствующую ей), что обеспечивает твою жизнедеятельность, выполняй так тщательно, как это для тебя возможно.

Совет третий: придумай себе систему поощрений, любуйся результатами своего труда и скромно хвали себя за успехи.

Совет четвертый: никогда не позволяй себе считать работу завершенной, если видишь в ней хотя бы мельчайший недостаток, не оставляй работу, не завершив ее.

Совет пятый: никогда и ни при каких обстоятельствах не позволяй себе быть равнодушным к совершаемой тобой работе.

Совет шестой: представляй результат своего труда и мысленно приближай его, представляй, какое это счастье- добиться поставленной цели честным трудом.

8. «Внимание: схемы!»

Учитель. Каждый из вас знает, как легко и приятно изучать теоретический материал, пользуясь схемой. В ней все указано кратко и ясно, все четко структурировано и систематизировано. Поработайте в группе и придумайте свои схемы, связанные с обсуждаемыми сегодня понятиями. Проинформируйте нас о том, что лень-мать всех пороков, что трудолюбие-источник «счастливой и радостной жизни» (А.П.Чехов). Составленные схемы вывешиваются на доске и защищаются группами. Составленные схемы могут выглядеть так:

9. Рефлексия.

— Поделитесь своими впечатлениями (письменно или устно), закончив следующие предложения:

Сегодня на классном часу

я узнал…

понял…

почувствовал..

Ответы учащихся:

— Я узнал, что лень может породить и другие пороки, которые станут тормозом в моем развитии.

— Я понял, что лень является следствием слабой воли или ее отсутствия, а безвольный человек еще более несчастный, чем просто ленивый.

-Я узнала, что лень может быть из-за страха ответственности. Это особенно касается мужчин, которые не хотят связывать себя узами брака.

— Я узнал, что безделье более, чем другие недостатки, осуждается окружающими.

— Я понял, что с таким пороком, как лень, нужно и можно бороться, необходимо только осознать это и совершить волевое усилие.

-Я поняла, что ленивый никогда не станет успешным, никогда не достигнет поставленной цели.

— Я почувствовал, что бороться с ленью отнюдь не просто.

— Я почувствовала, что мне срочно нужно исправляться.

— Я почувствовала на уроке уважение к себе, ведь я трудолюбива и у меня есть шанс многого достичь в жизни.

Учитель. Избавляйтесь от лени всеми возможными способами. Проявляйте активность, инициативность, добросовестность, увлеченность и удовлетворенность самим процессом труда. Скоро вы почувствуете, что вы полезны обществу, что вы способны на творческое дерзание, организованность и ответственность перед коллективом за свои действия и поведение. Помните, что трудолюбие –источник всех благ, духовных и материальных, только трудясь, вы достигнете всего, о чем сейчас мечтаете или станете мечтать в будущем!

Приложение 1

1…Маленький человек, когда он хочет работать, — непобедимая сила! (Максим Горький)

2….Неусыпный труд препятствия преодолевает… (М.В.Ломоносов)

3….Труд — это отец удовольствия… (Стендаль)

4. Без труда не может быть чистой и радостной жизни. (Чехов А.П.)

5. Великая радость — работа. Все счастье земли — за трудом! (Брюсов В.Я.)

6. Истинное сокровище для людей — уменье трудиться. (Эзоп)

7. Когда мы перестаем делать — мы перестаем жить. (Б.Шоу)

8. Кто честным кормится трудом, — Таких зову я знатью! (Р.Бернс)

9. Леность незаметно уничтожает все добродетели. (Ф. Ларошфуко)

10.Лень и недоразумение делают несравненно более зла на свете, чем злоба и коварство.(И.Гете)

11. Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем. (Цицерон)

Использованная литература

1. Дик Н.Ф. Современный справочник классного руководителя 5-9-х классов в вопросах и ответах.- Ростов — на -Дону: Феникс, 2007

2. Майер. Свобода внутреннего Я. -М.: ИНЭС, 2010.

3. Мирошниченко В. Н., Остапенко Л. В., Шахова Э. В.Философский словарь.- М.: 2004.

4. Новая философская энциклопедия в 4-х тт.-М.: Мысль, 2000.

Интернет-ресурсы

Афоризмы, цитаты и крылатые слова.

http://aphorism-list.com/t.php?page=vysokomerie

Пословицы и поговорки народов мира.

http://www.foxdesign.ru/aphorism/proverb/p_pride.html

Отсутствие досуговой занятости приводит к расшатыванию морально-нравственных норм, вовлечению подростков в асоциальную деятельность. Родители при выборе форм организации досуга для своего ребенка должны учитывать возрастные особенности, интересы и способности ребенка. Ниже приведен перечень направлений деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи, досуговых центров, кружков и секций. Данная информация поможет Вашему ребенку в выборе досуговой занятости:

Художественно-эстетическое (творческие кружки, студии, мастерские, объединения по различным видам изобразительных и музыкально-сценических искусств – живопись, скульптура, дизайн, музыка, вокал, театр, хореография и др);

Научно-техническое (клубы технического творчества, конструирования и моделирования, компьютерные клубы). Деятельность направлена на развитие технического творчества, формирование навыков ручного труда, научно-прикладное рационализаторство и просвещение;

Спортивное (секции по видам спорта и оздоровительные группы). Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа направлена на сохранение физического здоровья детей и молодежи, приобщение к здоровому образу жизни, овладение необходимыми спортивными навыками, отвлечение от вредных привычек.

Туристско-краеведческое (туристско-краеведческие, историко-краеведческие и географические кружки);

Социально-педагогическое (кружок «школа вожатых», педагогические отряды, участие в организации площадок по месту жительства и др). Деятельность ориентирована на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей и подростков;

Военно-патриотическое (классы допризывной военной подготовки, поисковые отряды, историко-краеведческие кружки, детские и молодежные объединения оборонно-спортивной и патриотической направленности, исторической реконструкции и историко-ролевых игр и др.).

Также приводим перечень учреждений сферы спорта и молодежной политики Тюменской области, целью деятельности которых является организация развивающего досуга детей и подростков (Приложение 4. Перечень учреждений дополнительного образования детей и молодежи Тюменской области; Приложение 5. Перечень центров физкультурно-спортивной работы по месту жительства и спортивных школ Тюменской области).

Дата добавления: 2015-01-26; просмотров: 476;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector