Оглавление
Лиса и журавль
Русская сказка
Лиса с журавлем подружилась, даже покумилась с ним у кого-то на родинах.
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: «Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я как тебя угощу!» Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает: «Покушай, мой голубчик-куманек! Сама стряпала». Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает! А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.
Каша съедена; лисица говорит: «Не бессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем». — «Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости».
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит: «Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать». Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его, и понюхает-то, все ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел. «Ну, не бессудь, кума! Больше угощать нечем». Взяла лису досада, думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
Подружилась как-то лиса с журавлем.
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его себе в гости:
— Приходи, кум, приходи, дорогой! Уж я как тебя угощу!
Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
— Покушай, мой голубчик-кум! Сама стряпала.
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает!
А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.
Каша съедена; лисица говорит:
— Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем.
— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его, и понюхает, все ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.
— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада, думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла как не солоно хлебала.
Как аукнулось, так и откликнулось!
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
В обработке А.Н. Толстого
Остальное: Михаил Владимирович Толстиков
Лиса с журавлем подружились.
Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
Пошел журавль на званный пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
— Покушай, голубчик куманек, — сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает!
А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.
Кашу съела и говорит:
— Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Журавль ей отвечает:
— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
Лиса с журавлем подружилась, даже покумилась с ним у кого-то на родинах*.
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости.
— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке.
Подала и потчует:
— Покушай, мой голубчик-куманёк. Сама стряпала.
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает! А лиса в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала. Каша съедена; лисица говорит:
— Не обессудь**, любезный кум! Больше потчевать*** нечем.
— Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Право, больше не чем потчевать.
Лисица начала вертеться вокруг кувшина: и так зайдет и так, и лизнёт его, и понюхает-то, всё ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.
— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада, думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла как не солоно хлебавши.
Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.
*Родины — празднование рождения ребёнка.
**Не обессудь — не осуди, не обижайся. *** потчевать — угощать.
Предложите ребенку поработать над текстом сказки:
- Найдите в тексте и прочитайте, как журавль пытался съесть угощение лисы и как лиса пыталась попробовать угощение журавля. Как выражены здесь характеры героев? Как можно назвать лису: пронырливая, вредная, лукавая, обманщица, добрая, хитрая, злая, добродушная, глупая? А как можно назвать журавля: выдержанный, злопамятный, вредный, догадливый, спокойный, умный? Выберите нужное.
- Прочитайте, как лиса приглашала журавля. Подумайте, зачем на самом деле она его приглашала.
- А зачем журавль пригласил лису?
- Как вёл себя обманутый журавль? А как бы мог себя вести? Какое поведение вам больше нравится и почему?
- Разыграйте сказку.
- Придумайте сказку или историю, к которой подошло бы выражение: «Как аукнется, так и откликнется».
- Найдите в тексте сказки пословицы.
- Знаете ли вы, кого называют кумом и кумой? Кум и кума — крёстные, люди, крестившие ребёнка. У русских людей принято почитать своих крёстных, уважать их, ценить. Крёстных называют даже крёстным отцом и крёстной матерью.
Лиса и журавль
Ответы к стр. 25
Лиса и журавль
Лиса с журавлем подружились.
Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
— Покушай, голубчик куманек, — сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает!
А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.
Кашу съела и говорит:
— Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Журавль ей отвечает:
— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
- Определи и соедини стрелкой слова, которые наиболее точно говорят о героях.
Лиса ⇒ хитрая, Журавль ⇒ умный.
- Запиши план рассказа о лисе и журавле.
1. Лиса с журавлём подружились.
2. Званый пир у лисы.
3. Ответный визит.
4. Дружбе конец.
- Можно ли лису и журавля назвать друзьями? Обсудите с другом. Запиши ответ и поясни его словами из текста.
Лису и журавля назвать друзьями нельзя, потому что они не пошли на уступки, не захотели узнать привычки друг друга и пойти на компромисс.
«Как аукнулось, так и откликнулось!»
- Какова главная мысль сказки? Выбери ответ.
Как ты относишься, так и к тебе относиться будут.
Ответы по литературному чтению. 2 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.
Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы
Лиса и журавль
5
(100%) от
2
голосующих
В русской народной сказке «Лиса и журавль» дружба столь непохожих друг на друга животных приводит к закономерному итогу — каждый из них сумел вольно или невольно обидеть другого и дружба их на этом закончилась.
Викторина по русской народной сказке «Лиса и журавль» состоит из 10 вопросов. На все вопросы даны ответы.
1. Кто из собирателей русского фольклора обработал и донес до нас сказку «Лиса и журавль»?
В.И.Даль
А.Н.Афанасьев + М.А.Дмитриев
2. В какой губернии была записана сказка «Лиса и журавль»?
Тамбовская
Калужская
Тверская +
3. Какое предложение сделала лиса журавлю?
Отобедать + Поохотиться
Порыбачить
4. Какую кашу сварила лиса журавлю?
Гречневую
Овсяную
Манную +
5. В какой посуде лиса подала кашу на стол?
В миске
В тарелке + В пиале
6. Почему журавль не съел кашу?
Потому что был сыт
Потому что не мог ухватить кашу клювом с тарелки + Потому что каша была холодная
7. Какое угощение приготовил журавль для лисы?
Расстегаи
Окрошку + Щи
8. В какой сосуд журавль налил окрошку?
В графин
В горшок
В кувшин +
9. Досыта ли наелась лиса?
Да
Нет
Ушла, не солоно хлебавши +
10. Какая пословица подходит к сказке «Лиса и журавль»?
«Не дразни собаку, так и не укусит»
«Пустая бочка пуще гремит»
«Как аукнется, так и откликнется» +
Внеклассное чтение 2 класс.
Тема: сказка «Лиса и журавль».
Цели: — формировать навык правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения;
— воспитывать внимательное отношение к близким;
— развивать речь, мышление.
— познакомить с видом искусства пантомимой;
— провести профориентационную работу.
Оборудование: мультимедиа
1.Оргмомент.
2.Вступительная беседа.
-Ребята, поднимите руку у кого много друзей.
-Часто ли вы ходите к ним в гости?
— А вы сами любите принимать гостей?
— У нас тоже сегодня гости. Давайте покажем свое гостеприимство хорошей работой.
3.Профориентационная беседа.
-А бывает, что некоторые люди, желая развлечь своих гостей, приглашают настоящих специалистов по организации и проведению праздников. Их профессии называются тамада и аниматор. Особенно востребованы они стали в настоящее время. Может, кто-то из вас в будущем остановит свой выбор на одной из таких профессий.
4.Сообщение темы.
— Как вы считаете, случаен ли сегодня наш разговор о гостях?
-А сегодня мы прочитаем русскую народную сказку о том, какое гостеприимство оказала лиса своему гостю.
5.Речевая разминка.
-Проведем речевую разминку: научимся читать сложные слова, которые встретятся в тексте. Читаем слова. С.45
-Объясните значение слов: вздумала, аукнулось.
6.Целевой вопрос.
-Посмотрите у нас еще остались слова: не обессудь, потчевать, не солоно хлебала. Их значение вы мне объясните после чтения сказки. В тексте они станут вам более понятны.
-А также после прочтения сказки вы должны из предложенных вариантов выбрать заглавие к сказке. То, которое наиболее точно отражает ее содержание: лиса и журавль, как аукнется так и откликнется, лиса и журавль подружились, лиса и журавль поссорились.
7. Чтение сказки хорошо читающими детьми.
8. работа по восприятию.
-Поднимите руку, кто уже знал эту сказку. Я в этом и не сомневалась.
— Итак, объясним значение оставшихся слов.
-Зачитайте предложения, в которых встречаются эти слова. (Читают предложение и объясняют значение.)
— Какое задание осталось выполнить?
-Какое название сюда больше всего подходит?
-Что отражает название текста: «как аукнется.»?, «лиса и журавль»?
-А какой заголовок совсем не подходит? Почему?
— Какие качества вы бы хотели, чтобы были у вашего друга?( Учащиеся на листочках записывают качества, которыми по их мнению должен обладать настоящий друг)
— Прочитайте качества, которыми вы наделили своих друзей.
Значит, если хотите быть другом, то каждый из вас должен обладать такими качествами. ( Появляются на экране эти качества))
-Какую еще известную пословицу можно сюда отнести? (относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.) Пусть эта пословица станет девизом всей вашей жизни.
9.Физкультминутка.
— Я называю пословицы. Если они подходят к этой сказке, вы шагаете и поднимаете руки вверх, если нет — стоите спокойно.
*Что есть в печи, все на стол неси.
Делу время, потехе
*За добро добром платят.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
*Хороший гость дому радость.
*Гостю щи не жалей, а побольше лей.
*Умей в гости звать, умей и угощать.
10.Работа с текстом.
-Отдохнули и с новыми силами продолжим работу.
-Назовите персонажей сказки.
-Карандашом в тексте выделим их реплики. Перед словами автора ставим букву А, пред словами лисы-Л, перед словами журавля -ж. (несколько реплик выделяем вместе, далее дети доделывают самостоятельно).
-Для чего мы выделяли слова героев?
-Не забудьте об интонации, которой мы должны передавать слова героев. Как читаем за лису, журавля?
— Читаем по ролям. (По времени 2-3 раза)
— Мы с ребятами для вас кое-что подготовили по этой сказке. Как вы думаете, что именно? Что необычного в этом, расскажите после просмотра.
_Выходят заранее подготовленные дети и показывают спектакль без слов.
— Что необычного?
-Игра без слов, а только жестами и мимикой называется пантомима. (Слово на доску)
-С какими новыми словами познакомились?
— Просмотр мини- действия пантомимы.
11. Подведение итога.
-вернемся к содержанию нашей сказки
— А какая пословица отражает главную мысль рассказа? Чему учит сказка?
-Возьмите листочки — на них вы сейчас покажите, насколько каждый из вас доволен своей работой на уроке. Если вы считаете, что много отвечали, принимали активное участие в обсуждениях — нарисуйте улыбающуюся мордочку, если считаете, что недостаточно — равнодушное, если недовольны — грустное. Поднимите — покажите.
Оценивание.
12.Дз
Дома вы перечитайте сказку еще раз. Постарайтесь близко к тексту запомнить речь персонажей. На следующем уроке мы разыграем мини спектакль, но не пантомиму. Чем они отличаются?