Подберите к пословицам разных народов русские с тем же смыслом

Класс

Сила слова.

Познавательная игра-квн по русскому языку

Участники:

Баба-Яга-Андрей

Кощей-Таня

Жюри:

Соня Шукис, Юлия Волкова, Женя Синдеев, Настя Павлова.

Капитаны команд:

Команды – это три ряда. Ряды избирают своих капитанов.

                                             Работа в командах.

Цели: активизировать интерес к русскому языку; повышать общую языковую культуру; стимулировать стремление учащихся к непрерывному познанию;  формировать потребность быть вежливым участником общения; развивать речь, память, мышление.

АЛЁНА ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ

-Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зелёных рек.

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

 От хороших слов тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и весёлым хмурый человек.

(Э.В.Круглова)

Эпиграф:(произносит учитель)

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

                                                                                                            В. Шефнер.

Организационный момент. Вступительное слово учителя.

По определению Владимира Ивановича Даля, посвятившего всю жизнь составлению словаря, СЛОВО — «исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетательными звуками, словесная речь». И сегодня мы будем «разумно» общаться и познавать богатства русского языка.

Разминка.

В словаре Ожегова

ЯЗЫК —

1. Исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль (в 3 знач.) .). Я. Пушкина. Я. писателей. Я. художественной литературы. Я. публицистики.

3. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.

4. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык животных. Язык тел. Язык жестов. Язык дорожных знаков. Язык  программирования. Информационные языки (в системе обработки информации).

5. перен., чего. То, что выражает, объясняет собой что-н. (о предметах и явлениях). Я. фактов. Я. цветов. Я. танца.

6. перен. Пленный, захваченный для получения нужных сведений (разг.). Взять, привести языка.

Используйте слово ЯЗЫК в разных смысловых значениях.

( интереснее было бы, если каждой команде дали свое значение слова Язык, первой команде Язык – русский, английский… второй команде язык, который во рту, третей команде речь, способность говорить).

Ответ: 1 команда. Великий русский  язык. Славянские языки. Литературный  язык. — высшая форма общенародного языка. История языка. Мертвые языки (известные только по письменным памятникам). Условный язык. Говорить на разных языках с кем-нибудь.  Найти общий я. с кем-нибудь.

2 команда. Язык за зубами…

3команда. Великая русская речь, великое русское слово

Конкурс вежливости.

Этап

Скажите мне доброе слово,

И слово утешит меня».

-Ребята, представьте, что вы в сказочной стране. А вот и сказочные герои пожаловали! Кощей и Баба-Яга заходят в класс.

Наверное, не все они вам нравятся, но ваша задача — придумать комплимент такой, чтобы сказать приятные, но в то же время правдивые слова.

Например:

(Бабе-Яге) — Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь.

(Кощей) — Ты так долго живёшь на свете, ты, наверное, много видел и много знаешь.

                                                    2 этап

Ребята, давайте попробуем высказать своё мнение о ком — либо вежливо и доброжелательно

Представьте, что Ёжик пригласил к себе в гости Лису и Журавля,

во время обеда они жалуются Ежу друг на друга.

( Из каждой команды выбирают по одному человеку и разыгрывают данную сценку, посмотрим, как поступят в такой ситуации наши участники)

 4. Конкурс знатоков поговорок и пословиц.

                                                      1 этап

Отгадайте пословицу.

К нам на конкурс приехала Бабушка – Яга и Кощей из сказки не с пустыми руками, а привезла пословицы, поговорки.

1) Согласно какой поговорке слова находятся в кармане?

(За словом в карман не полезет)

2) Какая поговорка говорит о событии, которое неизвестно, когда было, да и будет ли вообще?

(На воде вилами писано)

3). Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту?

(Положить зубы на полку)

4). В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя?

(Узнать, почём фунт лиха)

5) О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что рано вставший успевает больше сделать за день?

(Кто рано встаёт, тому Бог подаёт)

                                                        2 этап

К пословицам разных народов подберите соответствующие по смыслу русские пословицы

1) Дагестанская. Торопливым людям не хватит мудрости

(Семь раз отмерь, один раз отрежь)

2) Киргизская. Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской – устанешь

(Тише едешь — дальше будешь)

3) Украинская. И живи до старости, и учись до старости.

(Век живи — век учись)

4) Удмуртская. Слово не стрела, а сердце пронзает.

(Слово не воробей, вылетит — не поймаешь)

Спасибо, Баба-Яга, присядь, отдохни с дороги.

Этап

Учитель:

-К выражениям из Библии подберите соответствующие по смыслу поговорки и пословицы.

1) Гл.7. 17.    Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

( Яблоко от яблони недалеко падает).

2) Гл. 7. 5. Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

(В своём глазу бревна не замечаешь, а в чужом и соринку видишь).

  3) Гл. 15. 11.  Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

(Слово не воробей, вылетит – не поймаешь)

4) Гл. 7. 2. Каким судом судите, таким будете судимы.

(Относитесь к другим так, как хотите, чтобы относились к вам)

Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 50;

Подберите к пословицам Разных народов русские пословицы с тем же смыслом: пустая посуда гремит больше всего; у пчелы спина полосатая, а тигром ее не назовешь; силен тот, кто валит, но сильнее тот, кто поднимает

  • КАК,КТО ПОНЯЛ ПОГОВОРКИ1?
    ПУСТАЯ ПОСУДА ГРЕМИТ БОЛЬШЕ ВСЕГО-(Пустой голове все трынь-трава,На голове густо,а в голове пусто,Что в котел положишь,то и вынешь.)

    У ПЧЕЛЫ СПИНА ВОЛОСАТАЯ,А ТИГРОМ НЕ НАЗОВЕШЬ-(За спиной герой,а в беде стороной,Пуганная ворона и куста боится,Чему гореть,того не зажечь,Хвостом веляе,а зубы скалит,Спросонья и блоха медведем кажется.)

    СИЛЕН ТОТ,КТО ВАЛИТ,НО СИЛЬНЕЕ ТОТ,КТО ПОДНИМАЕТ-(У сильного жизнь-сто лет,у слабого и четверти нет,Силою все не возьмешь,В спокойствии сила,Сила без сноровки только мучит)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector