Почему так говорят при солнце тепло при матери добро смысл пословицы?

Эта, казалось бы, простая пословица несет в себе огромный смысл. Как солнце дает жизнь всему на планете, так и мама дает жизнь ребенку, а потом лелеет его и греет своим душевным теплом. Без солнца и матерей не было бы жизни вообще.

Не зря во все времена и все народы славили солнце и с глубоким уважением чтили материнство. Во многих городах есть памятники солнцу и матерям.

Оглавление [Показать]

Солнышко

Солнце — звезда, которая поддерживает жизнь на всей нашей планете. Без солнечного света не росли бы растения, не было бы животных и люди тоже не смогли бы существовать. Солнечные лучи необходимы человеку. Это — источник энергии и жизни. У некоторых народов солнце было божеством. Его чтили и поклонялись ему. Солнце олицетворяло собой возрождение природы, повторение жизни. В честь солнца устраивали праздники и народные гулянья.

В солнечный теплый денек, всегда лучше настроение. Приятно находиться на улице. Все живое радуется солнцу и стремится к нему.

       

Мама

Не менее важно человеку материнское тепло. Мама дала нам жизнь. Любит нас, ласкает. Она всегда нас защитит и поможет. Каждая мама хочет добра своему ребенку. И делает все, что бы ему было хорошо. Поэтому в пословице и говорится, что при матери добро. Как невозможна хорошая жизнь без солнца, так она невозможна и без мамы. Мама с самого нашего рождения вкладывает в нас свою душу, окружает нас заботой.

Мама нужна человеку в любом возрасте, а не только в детстве. С нее начинается познание жизни и окружающего мира.

В этой пословице не зря собраны воедино — солнышко и мама. Потому что они необходимы каждому человеку в любом возрасте.

Нужно скачать поурочный план по теме

» Сочинение при солнышке тепло а при матери добро ?

Жми ссылку

joker-elle

21 марта 2017

ответ

Высшую ступень в феодальной иерархии занимали 1-стрельцы 2- бояре 3- дворяне 4-дети боярские 2) земельный надел вместе с находившимися нанем крестьянами дававшийся хозяину на условиях несения военной службы в пользу государства на срок этой службы без права распоряжения и передачи по наследству: 1-поместье 2-крестьянский надел 3-вотчина 4-удел gunn85

21 марта 2017

ответ

Какой царь правил в это время? 879-912 star

21 марта 2017

ответ

Как и почему изменился характер княжеской власти в первой половине 16 века dealen

21 марта 2017

ответ

Какова роль партизанского и подпольного движения в годы Великой ОтечественнойВойны (1941)? muraya98

21 марта 2017

ответ

Как назывли полоцкого князя Изеслава? artem

21 марта 2017

ответ

ПОМОГИТЕ! По истории завал! Это вопросы 7 класса курс по истории Данилов, Косулина параграф 23! Зарание спасибо 1. Почему русско-турецкиеотношения стали основным направлением внешней политики? persona

21 марта 2017

ответ

Краткое описание куликовской битвы fukos

21 марта 2017

ответ

Район башкортостана в котором находится пещера шульган-таш kamrad161

21 марта 2017

ответ

Каковы последствия европейских войн 18 века для Англии, Голландии и Франции

Урок развития речи во 2-ом классе.

Тема: Подготовка к составлению текста по теме: «При солнышке тепло, а при матери добро».

Цель урока: Показать особое значение матери в духовной жизни человека; знакомство со словом мама в языковой картине мира народов России, в литературе как подготовка к восприятию концепта семья.

Задачи: учить умению общаться; пробуждать у детей интерес к познанию родного языка; развивать устную и письменную речь учащихся, чувство слова, расширить тематический словарь, речевое творчество детей; формировать навыки владения речевой нормой при составлении текста прививать любовь к русскому языку, как средству самовыражения; повторить тему «Словообразование», актуализировать знания учащихся в области морфологии; воспитывать уважительное отношение к матери, патриотические чувства.

Оборудование: презентация Microsoft Power Point, компьютер, проектор мультимедиа, экран; толковые словари С.И. Ожегова и В.И. Даля, задания для работы в группах: ватман, цветная бумага, фломастеры, карточки с индивидуальными заданиями; карточки-помощницы; тексты, словарики для записи слов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ученики входят в класс под музыку детской песенки «Мамочка моя милая».

II. Постановка темы и целей урока. (Колыбельная В.А. Моцарта)

Учитель читает отрывок рассказа Юрия Иосифовича Коваля.

«Закрой глаза, прислушайся, и ты услышишь голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

Ты еще не умел ходить, а мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Когда ты еще не умел ходить, мама носила тебя на руках. Мама научила тебя говорить, ходить, прочла тебе первую книжку.

Мама всегда была рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы».

Учитель. Ребята, как вы думаете, что хотел выразить писатель в этом рассказе? За что благодарит свою маму Юрий Коваль?

Ученики. Слова-символы, своего рода ассоциации.

Учитель. За что вы любите свою маму?

Ученик. Мама — самый светлый, самый лучший и дорогой для каждого из нас человек, который подарил нам жизнь.

Ученик. В трудную минуту мы всегда зовем на помощь маму.

Ученик. Она раньше всех встает, позже всех ложится.

Ученик. Мама заботится о нас, радуется и горюет вместе с нами.

Учитель. Сегодняшний урок, вы уже догадались, мы посвятим разговору о …

Ученики. О Маме.

Учитель. Запишите слово «Мама» с красной строки с большой буквы.

Учитель. Мы будем готовиться к составлению текста о маме. А интересный материал предлагаю отобрать в газету или альбом, в котором вы расскажете, как любите свою маму.

III. Знакомство с новым материалом. Этимология слова.

Дагестанский поэт Расул Гамзатов писал:

По-русски мама, по-грузински нана,

А по-аварски — ласково баба.

Как же на других языках звучит слово «мама»?

В английском языке mother, mama.

Французское maman. Итальянское mamma, румынское mama и испанское mamá.

В голландском языке mama.

В латыни, к которой восходят эти языки, существовало слово mater.

Учитель. Какой вывод можно сделать?

Ученики. Во всех языках слово мама звучит похоже и имеет общий слог «МА».

Учитель. В европейских языках, слово мама имеет одинаковое происхождение от детского «ма».

Учитель. Переведите на башкирский язык слово «мама».

Ученики. əсəй.

Учитель. По-татарски «мама»?

Ученики. ана, əни.

IV. Толкование слова.

Учитель. Обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова.

Мать —

  1. Женщина по отношению к её детям.

  2. В просторечии Уважительное обращение к пожилой женщине или жене.

Раньше использовались слова: матушка, маманя, мамаша, уменьшительно ласкательное – маманюшка, мамашенька и мамашечка.

Что пишет Владимир Иванович Даль (русский писатель, собиратель русского народного фольклора, создатель толкового словаря) о слове «мама»:

Мать, мати, матерь, родительница, мама. Мать, в ласкательном виде, переиначено в разных местностях на разные лады: матушка, мамочка, мама, мамонька, маменька, родительница, мать родная. Матушкою чествуют попадью, и всякую женщину в летах.

Мамин, например, голос, В.И. Даль называл маменькин, мамочкин, мамунин, мамусин, материн.

Ласковое обращение к маме: мамочка милая моя, голубушка, сударыня; мамуня, мамуся, мамусь.

V. Работа над словом.

Учитель. Назовите родственные слова к слову «мама».

Продолжите запись. Допишите однокоренные слова, называющие ласково маму. Назовите, какие слова выписали.

Дети называют варианты.

Учитель. Найдите корень в этих словах (мам- или мат-).

Учитель. Разберите по составу слова матушка, мамочка, маменька. Что вы заметили?

Ученики. Одинаковый корень, одинаковое окончание, суффиксы, придающие уменьшительно-ласкательное значение.

Учитель. Выберите слова – синонимы, называющие маму.

Ученики. Родительница, голубушка, сударыня.

Учитель. Запишите то, которое больше понравилось.

А как вы ласково называете свою маму?

Ученики.

VI. Жизнь слова в фольклоре.

Учитель. Это бережное, нежное отношение к матери, народ передавал из уст в уста, из поколения в поколение в пословицах и поговорках.

Вы подбирали разные пословицы. Пожалуйста, прочтите те, в которых мать защищает, оберегает.

  • Материнская молитва со дна моря достаёт.

  • Без матки пропадут и детки.

  • Слепой щенок и тот к матери ползёт.

  • Материнское слово мимо не молвится.

Учитель. Мама заботится обо всех в семье, старается создать уют, подарить всем внимание, заботу, тепло. Найдите подтверждение в пословицах.

  • С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать.

  • От солнышка тепло, от матушки добро.

  • Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

  • Без матушки родной и цветы не цветно цветут.

  • Лучше матушки друга не сыщешь.

  • Нет милее дружка, чем родная матушка.

  • Родных много, а мать роднее всего.

  • Материнская ласка конца не имеет.

  • Всякой матери свое дитё мило.

  • Птица рада весне, а дитя — матери.

  • Ближе матери друга нет.

  • Сердце матери лучше солнца греет.

  • С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать.

  • Мать всякому делу голова.

  • У детины заболит пальчик, а у матери сердце.

  • Материнская ласка конца не имеет.

Учитель. Из предложенных выберите ту пословицу, которую бы вам хотелось использовать в своем тексте.

  • Лучше матушки друга не сыщешь.

  • Нет милее дружка, чем родная матушка.

  • Материнская ласка конца не имеет.

  • Ближе матери друга нет.

  • Сердце матери лучше солнца греет.

Учитель. Запишите предложение, решив орфографические задачи.

(От) солнышка т..пло, (от) матушки д..бро.

Какая из пословиц могла бы стать заглавием вашего текста?

Учитель. В народной песне есть такие слова:

Солнышко да матушка

Именами разные,

А делами равные:

Красно солнышко греет,

Матушка жалеет.

Учитель. Почему народ соединяет слова «солнце» и «мама» в пословицах и песнях?

(На Руси слово жалеет означало любит).

Ответы детей.

Учитель. Какие же качества матери подчёркивает народ в пословицах?

Действительно, мама, как солнце окружает нас теплом, заботой и сочувствием, добротой, поддерживает. Пословицы говорят о волшебной силе материнского слова, о мудрости.

VII. Физкультминутка.

Под песенку «Пусть всегда будет солнце».

VIII. Работа над составлением предложений.

Учитель. Предлагаю вам слова, из которых нужно составить предложение.

Мама, слово, на, самое, земле.

Запись предложения.

Учитель. Это предложение может быть началом вашего текста.

Учитель. Ребята, вам нужно объяснить, почему слово мама – самое прекрасное (важное, теплое) слово?

Хочу привести вам текст Зои Воскресенской. Она писала: «Мама! Самое прекрасное слово на земле — мама! Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.

У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце. В нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным».

Учитель. Работа в группах. Составьте 2-3 предложения о маме.

Ученики. Потому, что мама подарила нам жизнь, она самая хорошая и трудолюбивая.

Звучат маленькие рассказики детей, предложения.

  • От маминой любви становится уютно и тепло.

  • Не причиняйте боль своим мамам, не заставляйте их плакать!

  • В слове «мама» — доброта и тепло. Каждая мама любит своего ребёнка и гордится им. Когда ему плохо, грустит и тревожится.

  • У мамы самые добрые и ласковые руки. Они всё умеют.

  • Я люблю маму за то, что она есть. За то, что когда я просыпаюсь, она улыбается мне и нежно целует. Мне ничего не страшно, когда мама рядом.

Учитель. Прекрасные строки!

IX. Анализ художественного текста.

Рассказ учителя. Матушка Льва Николаевича отличалась душевной чистотой, набожностью, лучистыми глазами, была некрасива, но как ангел. Она описана в «Детстве», с той разницей, что реальная матушка Мария Николаевна умерла, когда Льву было полтора года — он впоследствии много слышал о ней.

Учитель. Предлагаю обратиться строкам повести Л. Н. Толстого «Детство». У каждого из вас есть текст на парте. Подчеркните слова, выражения, в которых подчеркивается любовь писателя к своей матушке.

Текст читает учитель.

Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другою — кран самовара, из которого вода текла через верх чайника на поднос. Но хотя она смотрела пристально, она не замечала этого, не замечала и того, что мы вошли.

Так много возникает воспоминаний прошедшего, когда стараешься воскресить в воображении черты любимого существа, что сквозь эти воспоминания, как сквозь слезы, смутно видишь их. Это слезы воображения. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал.

X. Познакомьтесь с моей мамой (рассказ о своих мамах), мамин характер, глаза, руки.

Портрет мамы, нарисованный учеником, вокруг него ученики прикрепят листочки с предложениями, текстами о маме.

Один из учеников читает свой текст.

XI. Работа над развитием речи.

Учитель. Мама…

Мамино слово — … Какое оно? На что-то похоже? Подберите красивые сравнения.

Ученики. Что ручеек журчит, как капель с крыши, как шепот листвы, как птичье пение, сладкое и приятное, нежное ласковое, порой и строгое, греет как солнечный лучик, утешит и обережет от всех бед, дороже всех подарков!

XII. Ассоциациирование слова мама со словом Родина.

Учитель. Мама у каждого из нас одна. В пословице говорится: «Одна у человека мать, одна у него и Родина». С этой пословицей мы встречались, когда изучали произведение К.Д. Ушинского «Наше Отечество». Предлагаю ещё раз вернуться и зачитать отрывки из него.

К.Д. Ушинский

НАШЕ ОТЕЧЕСТВО

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила нас своему языку; как мать, она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Велика наша Россия – мать-свято-русская земля!

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Учитель. Почему мы зовём Россию родиной? матерью?

Учитель. Родина, Россия, мать – это неразделимое целое, источник силы души каждого человека. Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.

Одним из лучших образов живописи является икона «Владимирская Богоматерь». Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею. Детские глаза устремлены к Матери, они словно ищут у нее защиты. На ее строгом лице затаились тревога и печаль.

«Спасибо, кормилица-мать!», – произносит благодарно хлебороб. За что?

Щедрость матери-природы воспевают в своих картинах художники. Что хотел показать на своем полотне Валерий Рыбаков?

Мать подарила жизнь каждому из нас и готова сберечь, защитить своё дитя в минуту опасности.

Звучит музыка песни «Вставай страна огромная» (Композитор: А. Александров)

Учитель. Июнь 1941 года. Сколько пережили матери, проводивших своих сыновей на войну!

По-русски мама, по-грузински нана,

А по-аварски — ласково баба.

Из тысяч слов земли и океана

У этого — особая судьба.

Став первым словом в год наш колыбельный,

Оно порой входило в дымный круг

И на устах солдата в час смертельный

Последним зовом становилось вдруг.

Солдат, смертельно раненный в бою, шепчет: «За Родину-мать!».

«Родина-мать зовёт!» — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года. Это собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей.

Известными и крупнейшими воплощениями образа Родины-матери стали — статуя «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом Кургане в Волгограде, небольшая статуя «Родина-мать» установлена на Пискарёвском мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге.

Предлагаю вам посмотреть репродукцию картины Бориса Неменского «Мать».

Эта картина не может оставить равнодушным. В ней тоска по дому, тихая нежность к матери и сыновьям, разлученным войной. Мотив не сложен: спящие на полу в крестьянской избе бойцы. Это картина о простой русской женщине, встретившей солдат. Женщина по-матерински заботливо укрыла теплым платком юного солдата, чужого сына. Эта картина – великая благодарность к простым русским женщинам, согревшим солдат материнской лаской, женщинам, чье горе и чьи заслуги перед Родиной не могут быть ни измерены, ни вознаграждены.

Победный 1945-й! Война закончилась. Всеобщие ликование и радость от долгожданной Победы часто сопровождалось слезами. Это были слезы радости и горя. Столько людей погибло на этой войне! Не каждая мать дождалась своего сына домой! Слёзы матерей – это потеря близких, детей. Это война…

Но, к сожалению, и в мирное время наши мамы плачут! Что мы можем сделать, чтобы наши мамы не плакали и не огорчались?

Учитель. Мы подарим маме целую поляну цветов. На каждом цветочке запишите 2-3 слова, какие качества присущи вашей маме. Моя мама какая?

Расскажите всем.

Я дарю маме слово …

Учитель. Ребята, спасибо вам за урок! Дома вы составите текст, в котором расскажете, как любите маму, какая она необыкновенная, красивая и ласковая. Пусть ваши слова будут искренними, теплыми. А наградой за красивый текст станет улыбка вашей мамы!

Ученик читает стихотворение С. Богомазова

Мы маме так редко приносим букеты,

Но каждый так часто ее огорчает —

А добрая мама прощает все это,

Красивая мама все это прощает.

Под грузом забот не сгибаясь,

Она выполняет свой долг терпеливо —

Красива по-своему каждая мама —

Любовью своей материнской красива.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий