Переносный и прямой смысл пословицы

rouminga

18 января 2014

ответ

… Далеко по широкой равнинеСумрак ночи осенней залит… И. БунинРазберите предложение по членам предложения.P.S: знаю, что на уровне 4 класса, просто уже лень делать russianpresident1966

18 января 2014

ответ

Как можно быстрей всего указать склонение и падеж у слов: от радости, удачному, трудности, к подруге, без косынки. Пожалуйста как можно быстрей прошувас! masteraleks

18 января 2014

ответ

Подобать однокоренное слово к слову голубыми, чтобы проверить О, Слово небесами, чтобы проверить вторую Е, Слово коврами, чтобы проверить О, Слово лежит, чтобы проверить Е, Слово равнине, чтобы проверить А, Слово грохочут, чтобы прверить О, Слово талант, чтобы проверить А. andryxa

18 января 2014

ответ

Составьте предложения со словами: Искусство, искусственный, искусник, искусный! Помогите пожалуйста последние 2 слова не могу сделать! serega1

18 января 2014

ответ

Выпиши слова в которых звуков больше чем букв. Полосатое ядро, кумачовое нутро. Хвостик как у хрюшки, в виде завитушки. vivaluka

18 января 2014

ответ

Разбор слова по составу: слово утром, несчастье pilotpn

18 января 2014

ответ

Морфологический разбор слова: следующий, продвигались m348vuvu

18 января 2014

ответ

Слог слова увидел и стать kamrad161

18 января 2014

ответ

Помогите разделить слова на группы по орфограммам. Обозначить орфограм помогите разделить слова на группы по орфограммам. Обозначить орфограммы. Поспевает, холоднее, птичьего, сердце, грустнее, улетают, деревья, солнце, смеется, цветах, благовонья, осень, спросонья.

Рассматривая пословицы, языковеды обязательно углубляются в их происхождение. И, исходя из этимологии крылатой фразы, они устанавливают её значение. «У семи нянек дитя без глазу» — вроде бы простая пословица, но это только на первый взгляд.

Оглавление [Показать]

Современная трактовка

Большинство современных словарей дают такое значение «У семи нянек дитя без глазу»: если для выполнения какого-либо дела назначается слишком много ответственных, результат может быть нулевой либо отрицательный. В данном случае словосочетание «без глазу» рассматривается как «без присмотра». То есть ребёнок, препорученный нескольким воспитателям, может остаться вовсе без надзора. Ведь каждая нянька будет надеяться на то, что работу за неё выполнит другая.

Синонимические пословицы, когда «глаз» используется в значении «пригляд»

Данное значение «У семи нянек дитя без глазу» подтверждается синонимической пословицей «У семи пастухов не стадо». Эта крылатая фраза даже по построению напоминает ту, которая разбирается здесь.

Кстати, во многих славянских языках существуют подобные вариации на синонимическую поговорку. «Было у одной ярочки семь пастухов — так ту волки в лес утащили» — одна из них. Совпадает это значение «У семи нянек дитя без глазу» и с чешским вариантом «Чем пастухов больше, тем убыток выше».

Ярко демонстрирует неудачный итог при нескольких ответственных и такая поговорка: «При двух кормчих корабль потонет».

«Где богато господ, там изба не убрана (не метена)» — польский вариант, который показывает бесхозность помещения, беспорядок в нём, даже несмотря на многое число начальников.

Дословное значение пословицы «У семи нянек дитя без глазу»

Но и трактовку крылатой фразы, когда каждое слово воспринимается в прямом смысле, нельзя игнорировать. «Без глазу» некоторые люди воспринимают как «безглазый», то есть «ослепший».

Если углубиться в смысл данной пословицы, то он во многом пересекается с первым вариантом. То есть когда за ребёнком смотрят несколько кормилиц, нянек, воспитателей, то существует вероятность перекладывания ответственности с одного на другого, в результате которого дитя остаётся без необходимого внимания и может потерять зрение.

И доказательством такого подхода к смысловому анализу изречения могут послужить народные пословицы и поговорки из других языков. В переводе на русский украинский вариант гласит: «У семи нянек дитя без носу» или «Где нянек много — дитя без головы». Варианты замены «без головы» — либо «без пупа», либо и вовсе «калека».

Польские народные пословицы и поговорки предлагают ещё большую палитру «инвалидности». Так, дитя при наличии у него множества мамок-нянек может традиционно лишиться глаза. А согласно украинским вариантам, ему пророчат остаться без носа либо без головы. По чисто польскому взгляду на ситуацию, ребёнок вполне может лишиться руки или ноги, стать горбатым или иметь болезненный вид.

Как видно из сравнительной характеристики всех этих пословиц, число семь означает не конкретное значение, а выступает в смысле «много». А сочетание «без глаза» как раз указывает на потерю какой-либо органа малышом, за которым установлен неверный досмотр.

что такое прямой и переносный смысл пословиц src=»http://fb.ru/misc/i/gallery/14901/1157376.jpg»>

Нет дела там, где нет согласья

Иногда пословица «У семи нянек дитя без глаза» смысл имеет более широкий. Это происходит в ситуациях, когда каждая нянька (воспитатель, педагог) подходит достаточно ответственно к своей функции, но не согласовывает свои требования с другими людьми, на которых также возложены обязанности подобного рода.

Если рассматривать этот вариант значения крылатой фразы относительно именно воспитания, то такое случается довольно часто в семьях, где родители ставят перед собой разные задачи, иногда диаметрально противоположные. Потому и требования у них к ребёнку взаимоисключающие. Каков будет результат такого воспитания — понятно и без слов.

Данный вариант осмысления пословицы созвучен с ситуацией басни Крылова «Лебедь, рак и щука».

Использование поговорки «У семи нянек дитя без глазу»

Исходя из выше изложенного, можно сделать следующий вывод.

  1. Говоря о каком-либо предприятии, организации дела, где обязанности каждого члена конкретно не прописаны, трудно рассчитывать на положительный результат. Пример: «Начальников-то в нашем домоуправлении много, а вот пользы от этого никакой, один вред. А возьмись искать виновного, так с ног скорее собьёшься: каждый кивает на соседа, и никому ни до чего нет дела! Вот и получается, что у семи мамок да дитя без надзору».
  2. Опираясь на вариант значения пословицы, что дитя лишается какого-то органа при участии в воспитательном процессе нескольких мамок-нянек, можно предложить использование фразы в таком контексте: «За строительство дома отвечали оба начальника, в результате был использован некачественный бетон, и произошло обрушение верхнего этажа. Воистину говорят, что у семи нянек ребёнок хром да крив!»
  3. Редко используемый смысл пословицы, когда каждый руководитель (воспитатель) выдвигает свои требования без согласования их с другими начальниками, отражается в предложении: «Завуч по воспитательной работе требует во время перемены организовывать с детьми игры в рекреациях, директор устраивает «пятиминутки» в учительской, а завуч по обучению заставляет готовить доску к следующему уроку. Мечешься между их требованиями, в результате один первоклассник стекло головой разбил, другой и вовсе решил домой уехать, не дождавшись конца уроков и прихода за ним родителей, а третий в туалете уснул на унитазе. Вот тебе и семь нянек, и каждая сама за себя…»

Источник: Рекомендуем посмотреть ещё:
Пословицы и поговорки, что такое прямой смысл, что такое переносный смысл? Тату красная полоса Пословицы и поговорки : многообразие тем. Прямой и переносный смысл
Пословицы и поговорки и их толкование (значение). Обсуждение на
Возникновение пословиц, их прямой и переносный смысл Обучонок
Написать, прямой или переносный смысл поговорок и пословиц
Прямой и переносный смысл пословиц — все пословицы в одном
Пословицы и поговорки Ответы по литературе 7 клас Коровин
2.1. Прямой и переносный смысл пословиц Контент-платформа
Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок
Пословицы и поговорки Гипермаркет знанийШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 7 класс Урок 11 ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ такое ЛЕТ» 02.02.2012 29594 2183 1 2 3 4 5 Урок 11 ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» Цели: дать понятие о древнерусской литературе, познакомить с широким охватом ею жизни, с поучениями Владимира Мономаха; показать их актуальность в наши дни. Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, самостоятельная работа. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Чтение и рецензия домашних сочинений (2–3 работы). 2. Самостоятельная (проверочная) работа (по карточкам). Карточка 1. 1) Что такое пословица? поговорка? 2) Какая  связь  между  этими  фольклорными  жанрами  указана в пословице? Поговорка – цветочек, пословица – ягодка. (И пословицы, и поговорки – меткие образные выражения, но в отличие от пословицы в поговорке нет законченного суждения, лишь часть его. Например: «Комар носа не подточит», – говорят о тонком деле, хитроумном замысле. Пословицы же часто содержат в себе оценочное суждение, поучение.) Карточка 2. 1) Что такое пословица? 2) Объясните прямой и переносный смысл пословицы; отметьте, как она построена. Под лежачий камень вода не течет. (Прямой смысл – в лексическом значении. Переносный смысл заключен в том, что от самого человека, от его энергии, работоспособности зависит его счастье или успех дела. Строится пословица на инверсии: на первое место вынесено главное словосочетание – лежачий камень.) Карточка 3. 1) Что такое поговорка? 2) Объясните смысл пословицы. Укажите, как она построена. На чужой стороне и весна не красна. (Смысл этой пословицы – патриотический, она говорит о любви к родной земле, о тоске по ней на чужбине. Пословица построена по методу отрицания, скрытого противопоставления. Везде хороша весна, но на чужой стороне, вдали от родины, не радует и она.) Карточка 4. 1) Что такое пословица? 2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить? На смелого собака лает, а труса кусает. (Эта пословица построена на основе противопоставления: смелый – трус, лает – кусает; четко организована ритмически, сказуемые 1-й и 2-й частей рифмуются.) Карточка 5. 1) Что такое поговорка? 2) См. задание 2 карточки 4. Собирай по ягодке – наберешь кузовок. (Пословица представляет собой сложное предложение, во 2-й части которого заключено следствие из содержания первой. Отсутствие подлежащих, повелительная форма глагола в 1-й части (собирай) придают всему высказыванию обобщенный смысл.) Карточка 6. 1) Что такое пословица? 2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить? Не мил и свет, когда друга нет. (Это сложноподчиненное предложение, где обе части содержат отрицание. В главном предложении используется инверсия, в результате основное слово оказывается на первом месте. Пословица организована ритмически, в ней есть и рифма (свет – нет).) Карточка 7. 1) Что такое пословица? 2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить? В камень стрелять – только стрелы терять. (Эта пословица имеет дактилический ритм  – – /  – – /  – – / ; есть в ней и рифма: стрелять – терять. Между частями предложения установлены причинно-следственные связи.) Карточка 8. 1) Что такое пословица? 2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить? Добро творить – себя веселить. (В 1-й части предложения – тема, во 2-й – следствие из содержания первой. Пословица организована ритмически, в каждом слове ударение падает на последний слог, есть рифма: творить – веселить.) Карточка 9. 1) Что такое пословица? 2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить? Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. (Пословица построена на антитезе, противопоставлении: родимая – чужая, мать – мачеха. Кроме того, в каждой части есть скрытое сравнение: родина сравнивается с матерью, чужбина – с мачехой.) 3. Прочитайте пословицы и поговорки. – Определите их общую тему. – Назовите номера многозначных изречений (то есть с прямым и переносным смыслом) и однозначных. Проецируется на экран или открывается запись на доске. 1) Терпение и труд все перетрут. 2) Лес сечь – не жалеть плеч. 3) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. 4) Грибов ищут – по лесу рыщут. 5) Не за свое дело не берись, за своим не ленись. 6) На чужом хребте легко работать. 7) Люди жать, а мы на солнышке лежать. 8) Двое пашут, а семеро руками машут. (Эти пословицы и поговорки о труде, уменье, лени, безделье. 1, 5, 6-я – однозначные; 2, 3, 4, 7, 8-я – многозначные, имеющие прямой и переносный смысл.) 4. А  в  заключение – игра-соревнование между  рядами  «Кто больше  знает  пословиц,  в  которых  прославлялись бы ученье, знание, книга?» (Ученье – свет, а неученье – тьма. Красна птица пением, а человек – уменьем. Грамоте учиться всегда пригодится. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. За ученого двух неученых дают, да и то не берут. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.) III. Изучение новой темы. 1. Работа со статьей учебника (с. 50–51). Пересказ учащимися статьи (домашнее задание). Беседа по вопросам. – Что называли летописями? – Легок ли труд летописца? «Повесть временных лет». (Интерес к истории народа, желание оставить потомкам сообщение о свершившихся событиях.) Попробуйте представить и описать келью летописца. 2. Слово учителя. Объединение летописных сводов было предпринято киево-печерским монахом Нестером (ок. 1113), создателем крупнейшей летописи – «Повесть временных лет». Потребности  развивающегося  государственного  самосознания  ставили  перед  летописью  проблемы,  которые  Нестор  обозначил  в  ее  заголовке (слова проецируются на доску): «…откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть». Летопись была насыщена эпическими преданиями, тесно связанными с отечественной исторической действительностью. Для стиля летописания характерна прямая речь героев, а нередко и живой диалог. Главной  темой  летописания  была  тема  Русской  земли,  ее  единства и могущества. Летописцы тщательно собирали материалы, относящиеся к этой теме. В завещании Ярослава, прозванного Мудрым, к сыновьям читаем (слова проецируются на экран): «И будете мирно живуще. Аще ли будете ненавидно живуще, в распрях , то погыбнете сами, и погубите землю отецъ своих и дед своих, юже налезоша трудомъ своим великим» (1054). За мудрость Ярослава летописец произносит хвалебное слово князю. 4. Чтение статьи учебника (с. 52). «Из похвалы князю Ярославу и книгам». Беседа по вопросам. – Каков язык сказания? (Древнерусский с церковнославянизмами.) – Какова основная мысль текста? (Книги учат, предостерегают от ошибок, из книг черпаем мудрость и правила жизни. Книги сравниваются с реками, которые наполняют мир мудростью; знания книг неизмеримы; они утешают нас в печали, они удерживают нас от дурных поступков; читающий книги найдет в них пользу для души и руководство в жизни.) 5. Комментированное чтение учителя из «»Поучения» Владимира Мономаха». Беседа по вопросам. – Какие наставления устарели? – Как вы понимаете «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам», «напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте»? – Можем  мы  сейчас  похвастаться  бережливостью,  сочувствием  к людям? Вывод. Поучения Владимира Мономаха – непреходящие нравственные законы, которыми должен руководствоваться человек (если ты, конечно, Человек!); вдумайся в афоризм: «Человек – твое первое имя; будут и другие названия: фамилия, имя, сын, отец, доктор, пахарь… Но первое имя – Человек!»  И  сейчас  мы  слышим:  «Хороший  человек!  Плохой человек…».  Пусть  будет  каждый  из  нас достоин этого великого звания – Человек! 6. Выразительное чтение «Поучения Владимира Мономаха» с сохранением особенностей стиля. IV. Подведение итогов урока. 1. Слово учителя. В зависимости от темы и жанра летопись каждый раз по-разному, но всегда живописно отражала различные обстоятельства исторического прошлого и современности. Наряду с множеством церковно-книжных цитат летопись пользовалась народными поговорками и пословицами, которые, например, характеризовали  военные  отношения:  «Мир  стоит  до  рати, а рать до мира», «Толи не будеть межю нами мира, елиже камень начнет плавати, а хмель грязнути ». Некоторые пословицы намекали на политические обстоятельства. «Не идеть место к голове, но голова к месту», «Аще ся волк в овца ввадит, то выносит все стадо, аще не убиют его» – так объяснили древляне Ольге причину убийства ими князя Игоря, обложившего их чрезмерной данью. Написанная живым и образным языком «Повесть временных лет» была доступной и интересной книгой для чтения на протяжении всей истории Древней Руси. Домашнее задание: составить небольшое поучение (задание 3, с. 54 в учебнике); прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (задание 4, с. 54 в учебнике). Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Источник: Рекомендуем посмотреть ещё:

Диктанты по русскому языку 5 класс Школа и ВУЗ Независимый Отек глаз после наращивания ресниц что делать ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector