Перечитайте третью часть сказки найдите и запишите пословицу иван царевич

Людмила Жура
ОО «Речевое развитие». Беседа по содержанию русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк»

Орг. момент.

В: Я обещала вам, что сегодня мы вновь побываем в сказке. Как всегда, попасть в неё поможет сказочный золотой ключик. Скажем волшебные слова: «Тили -бом, тили- бом, открывайся сказки дом

Не в города, не в небеса

Пошли друзья по чудеса!

Возьмём на дорожку

Хлеба лукошко,

В сердце- храбрости,

А в глазки- радости! (В кругу)

В: Вот мы и в сказке! Посмотрите вокруг, узнаёте вы героев?

Д: Я вижу коня златогривого. Я разглядела Жар- птицу. Я увидел Серово волка! Я рассмотрела Елену Прекрасную. Я вижу Ивана-Царевича.

В: Ну а сейчас сядем рядком, да поговорим ладком!

Про сказку русскую известную и всем нам очень интересную.

В: Как же называется эта сказка, где такие герои?

Д: Это сказка называется «Иван- Царевич и Серый Волк».

(книга)

В: Кто скажет, какими словами обычно начинается любая сказка?

Д: В некотором царстве, в некотором государстве…

Жили- были … Жил- был царь… В тридевятом царстве, в тридевятом государстве…

В: Какими словами начиналась наша сказка? Зачин сказки.

Д: Жил – был грозный царь и было у него 3 сына.

В: Зачем прилетала в полночь Жар- птица в царский сад?

Д: Поклевать золотые яблочки.

В: Какое задание дал Царь своим сыновьям?

Д: Изловить Жар- птицу.

В: Как в сказке сказано, какой был Иван- Царевич?

Д: Простой, весёлый да ласковый.

В: А каким вы его себе представляете?

Д: Смелым, отважным. Он умеет держать слово.

Поговорки: «Дал слово — держи его», «Слово сказать – узлом завязать»

В: Что это значит, взять слово и завязать его в узел?

Д: Нет, раз обещал, то нужно выполнить, сдержать слово.

В: Что сказал Царь Ивану- Царевичу?

Д: «Ступай, ищи по белу свету золотую птицу, а не найдёшь — голова с плеч!»

В: Да, ребята, в сказке бывают такие особенные сказочные слова и выражения. Вот и Иван- Царевич «закручинился», «голову повесил» после таких слов Царя. Что это значит?

Д: Загрустил, стал невесел.

В: «И пошёл Иван- Царевич «куда глаза глядят». А это что значит?

Д: Сам не знает куда…

В: Что обычно бывает в середине сказки?

Д: Приключения!

В: И в нашей сказке было много приключений! Я напомню вам слова из сказки.

(отрывок из сказки: И забыл Иван- Царевич,что Серый Волк ему наказал. Только дотронулся до клетки, пошёл по крепости звук: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа пробудились)

Покажем, как это было?

Логоритмика:

Как дудки заиграли?

Ду-ду,

ду-ду-ду

Балалайки запели?

Трень- ди –брень,

Трень-ди-брень.

Как забили барабаны?

Там-там,

та-та-там!

Как бубны забренчали?

Бум-бум,

Бум-бум-бум!

А гусли запели?

Ди-ли-день,

Ди-ли-день!

Заиграла труба:

Ба-ба,

Ба-ба-ба!

В: Какими словами можно рассказать о Сером Волке из нашей сказки?

Д: Быстроногий, смелый, сильный, храбрый, отважный, трудолюбивый, большой, умный, добрый…

В: Да, вот какой наш главный герой! Выходите, ребята, с мячом поиграем и ещё про сказку поговорим:

(в кругу с мячом 2 игры по сказке)

1 игра:

Чья у волка голова?-волчья

У волка характер-волчий,

Чьи быстрые ноги спасают волка?- волчьи,

У волка ухо- волчье,

Чей тонкий слух помогал волку?- волчий,

У волка шерсть – волчья,

Чьи глаза не спали 3 дня?- волчьи

2 игра: Я начну, а вы продолжите:

Сядем рядком, …. да поговорим ладком.

Долго ли, ….коротко ли.

За сине море, …за высокие горы.

Скоро сказка сказывается…. да не скоро дело делается.

В: А сейчас снова сядем рядком, начинаю сказание!

Чтение концовки сказки.

Беседа по прочитанному:

В: Куда полетел Ворон Воронович?

Что добыл ворон? Как оживил волк Ивана-Царевича? Как огорчился И-Ц?Что волк ответил Ивану-Царевичу? Что пообещал волк И-Ц? Что увидел И-Ц во дворце? Обрадовалась ли Елена Прекрасная? А что произошло с нечестными героями? (Поговорка: не рой яму другому — сам в неё попадёшь)

Наша сказка закончилась чудесным образом — какими словами?

Д: «Стали они жить, поживать, да горя не знать»

В: Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Вам надо пересказать концовку сказки так, чтобы все смогли ярко представить себе вашу картину.

А помогут вам наши схемы- помогалочки.

Пересказ детьми.

Отдохнём! Пальчиковая гимнастика «Конь»

«Конь меня в дорогу ждёт,

Бьёт копытом у ворот,

На ветру играет гривой

Пышной, сказочной, красивой!

Быстро на седло вскочу-

Не поеду- полечу!

Цок- цок, цок- цок-цок!

Там за дальнею рекой

Мы помашем всем рукой!»

Пересказ детьми.

Физминутка «Мы по сказке походили»

«Мы по сказке походили,

Всё в ней круто изменили,

Мы ногами топали,

Мы в ладоши хлопали.

Будут в сказке помнить нас.

Наклонялись мы на раз.

На два поднимались,

Всем поулыбались.

И опять потопали,

и опять похлопали.

Вот какие молодцы, вот какие удальцы!»

В: Сели. (худ. слово) «Со сказками все дружат,

и сказки дружат с каждым

Они необходимы как солнышка привет!

Кто любит слушать сказки, тому они расскажут

О том, что может было, а может быть и нет…»

В: А наша сказка бытовая или волшебная?

Д: Это волшебная сказка.

В: А какие в ней происходят волшебства, чудеса?

Д: ответы детей….(волк превращается)

В: Сказка поучительная. Через вымысел учит нас увидеть добро и зло.

Д: «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. (предложить сказать инд. и хором с интонацией)

Заключительная часть:

В: В сказках часто герои помогают друг другу. Об этом в народе сложено много поговорок. Какие вы знаете?

Д: Поговорки о дружбе:

-Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

-Человек без друзей, что птица без крыльев.

— Делай добро — жди добра.

-Добро всегда побеждает зло.

— Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

-Дружба как стекло, разобьёшь- не сложишь…

В: И мы дружные, помогаем друг другу.

Вставайте в круг.

«- Что для жизни нужно?

-Солнце!

-Что для дружбы нужно?

-Сердце!

-Что для сердца нужно?

-Счастье!

-Что для счастья нужно?

-Мир!»

В: Пришло время возвращаться из сказки, произнесём волшебные слова:

«Сказка двери закрывай,

В детский сад нас отпускай»

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

1. Как звали царя-отца Ивана-царевича? 2. Сколько сыновей было у царя? 3. Что воровали из царского сада? 4. Кто оказался вором?

Серый волк

Златогривый конь

Жар-птица

5. Что осталось в руках у Ивана от вырвавшегося вора?

Перо

Клок серой шерсти

Прядь огненной гривы

6. Кто съел коня Ивана?

Злой медведь

Страшный людоед

Серый волк

7. Почему Серый волк решил помогать Ивану-царевичу?

Потому что съел его коня

Потому что не смог спасти его коня от медведя

Потому что Иван спас его

8. Дотронулся ли Иван до клетки, в которой сидела Жар-птица? 9. Кого велел привести царь, у которого Иван украл Жар-птицу?

Коня

Серого волка

Елену Прекрасную

10. За что царь Кусман обещал отдать Ивану-царевичу златогривого коня?

За молодильные яблоки

За Жар-птицу

За Елену Прекрасную

11. Кто похитил Елену Прекрасную?

Баба-Яга

Серый волк

Иван-царевич

12. Кого отдал Иван-царевич царям?

Жар-птицу

Коня златогривого

Елену Прекрасную

Никого

13. В кого превратился волк, чтобы Иван-царевич мог забрать коня?

В Елену Прекрасную

В златогривую кобылицу

В Ивана-царевича

14. Кто убил Ивана?

Братья

Царь Афрон

Царь Кусман

15. Чем Серый Волк оживил Ивана-царевича?

Яблоком

Заклинанием

Живой водой

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector