Объясните физический смысл русской пословицы сильная тяга в печи зимой

2-й семестр

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

4. Количество теплоты. Тепловые машины

Урок 3/45

Тема. Конвекция

Цель урока: познакомить учащихся с конвекцией как одним из способов передачи энергии в жидкостях и газах; показать значение конвекции в жизни человека.

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока

Контроль знаний

6 мин.

1. Почему сравнительно тонкий слой снега предохраняет озимые посевы от вымерзания?

2. Объясните физический смысл японской пословицы: «Быстро нагревается — быстро остывает».

3. Объясните физический смысл русской пословицы: «Много снега — много хлеба»

Демонстрации

5 мин.

Конвекция в газах и жидкостях

Изучение нового материала

26 мин.

1. Наблюдаем конвекцию в жидкостях и газах.

2. Познакомимся с механизмом конвекции.

3. Наблюдаем конвекцию в природе и используем ее в нашей жизни

Закрепление изученного материала

8 мин.

1. Контрольные вопросы.

2. Поразмысли и ответь

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Наблюдаем конвекцию в жидкостях и газах

Теплопроводность жидкостей и газов очень мала, но и в газах, и в жидкостях существует теплообмен. Это происходит за счет перемешивания холодного и теплого воздуха или холодной и теплой частей жидкости.

Вид теплообмена, обусловленный переносом вещества,— потоками газа или жидкости — называют конвекцией.

Большой интерес учащихся вызывает наблюдение конвекции в воздухе» в теневой проекции (см. рисунок).

Конвекцию в жидкости можно наблюдать, нагревая колбу с водой, на дне которой помещен кристаллик перманганата калия, окрашивающий конвекционные потоки.

Конвекция происходит только в жидкостях и газах. Она может быть естественной и вынужденной.

Естественная конвекция возникает в поле силы тяжести при неравномерном нагреве текучих веществ. При естественной конвекции перемешивания вещества происходит вследствие разности температуры отдельных мест среды и обусловленной ею различия плотностей.

Вынужденная конвекция происходит главным образом от внешнего воздействия (с помощью насоса, мешалки и т. др.).

2. Познакомимся с механизмом конвекции

Явление конвекции можно объяснить законом Архимеда и явлением теплового расширения тел. При повышении температуры объем жидкости возрастает, а плотность уменьшается. Под действием архімедової силы менее плотная нагретая жидкость поднимается вверх, а более густая холодная жидкость опускается вниз.

Если же жидкость нагревать сверху, то менее плотная теплая жидкость там и остается и конвекция не возникает.

3. Наблюдаем конвекцию в природе и используем ее в нашей жизни

И нагревание, и охлаждение воздуха в помещениях основано на конвекции. Охлаждающие устройства целесообразно располагать наверху, ближе к потолку, чтобы осуществлялась естественная конвекция. Обогревательные приборы располагают внизу возле пола под подоконником. Воздух, нагреваемый ими, поднимаясь вверх, смешивается с холодным воздухом, который опускается от окна. В результате в комнате устанавливается почти равномерная температура. Этого не происходило бы, если бы батареи располагались у потолка.

В воздушном зазоре между стеклами зимой также происходит конвекция вдоль холодного наружного стекла воздух, охлаждаясь, «стекает» вниз, а вдоль теплого внутреннего стекла, нагреваясь, поднимается. Если воздушный зазор достаточно мал (как в стеклопакетах), встречные воздушные потоки тормозят друг друга, поэтому такие окна обеспечивают лучшую теплоизоляцию.

Конвекционные потоки возникают и внутри кастрюль с жидкостями, которые нагреваются на кухонной плите.

Все ветры в атмосфере представляют собой конвекционные потоки огромного масштаба. Конвекцией объясняются, например ветры бризы (между сушей и морем, между лесом и пашней, между горами и долиной).

Вопросы к учащимся в ходе изложения нового материала

Объясните, как и почему происходит перемещение воздуха над нагретой лампой.

В чем состоит явление конвекции?

Чем отличается конвекция от теплопроводности?

Приведите примеры естественной и вынужденной конвекции.

Почему жидкости и газы нагревают снизу?

Почему конвекция невозможна в твердых телах?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Поразмысли и ответь

1. Почему в холодном помещении у нас, прежде всего, мерзнут ноги?

2. Будет ли гореть свеча в космической станции в условиях невесомости? Как изменится ответ, если рядом со свечой будет работать вентилятор?

3. Каким способом охлаждается воздух в комнате зимой при открытой форточке?

4. Желая охладить кастрюлю с компотом до комнатной температуры как можно быстрее, хозяйка поставила ее на лед. Правильно ли она сделала?

5. Почему рыбаки, работающие на парусных судах, пытаются идти в море ночью, а возвращаться с лова днем?

6. Самолет вылетел в тайгу на разведку лесного пожара. Когда самолет пролетал над местом пожара, его сильно подбросило вверх. Почему?

Домашнее задание-1

1. В-1: § 22 (п. 2).

2. Сб-1:

рів1— № 25.7, 25.8, 25.9, 25.10, 25.11.

рів2— № 25.22, 25.23, 25.28, 25.29.

рів3— № 25.33, 25.34, 25.35, 25.42.

Домашнее задание-2

1. В-2: § 37.

2. Сб-2:

рів1 — № 27.8, 27.9, 27.24.

рів2 — № 27.25, 27.26, 27.27.

рів3— № 27.40, 27.41, 27.45, 27.46, 27.47.

Like this presentation?

Slide 1

«Физика в загадках , пословицах и поговорках» Проект:

Slide 2

Выбрать из найденных загадок, пословиц и поговорок, связанные с физическими явлениями, законами. Цель нашей работы:

Slide 3

Найти проявление законов физики в загадках, пословицах и поговорках. На основе выбранных загадок, пословиц и поговорок составить физические вопросы или задачи Задачи нашего проекта:

Slide 4

загадки, пословицы, поговорки загадки, пословицы, поговорки связанные с физическими явлениями, законами. Объект нашего исследования: Предмет исследования:

Slide 5

Загадки     Голубая простыня весь свет одевает? (Небо).  Поднялись ворота – всему миру красота? (Радуга). Оптические явления

Slide 6

Чего в сундук не запрячешь? (Луч солнца) Вопрос: Какого цвета белый свет? (Белый свет имеет сложную структуру, он состоит из семи цветов (радуга)

Slide 7

Я увидел свой портрет, отошел – портрета нет? (Зеркало). Вопрос. Какое изображение мы видим в зеркале? Чему равно расстояние от предмета до изображения, если расстояние от зеркала до изображения 2м? Правду ли говорит зеркало? Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она – за тобой. (тень). Вопрос. Когда тень от предмета будет чёткой? Языка нет, а правду скажет. (зеркало)

Slide 8

Ночью спит на земле, утром убегает? (Роса). Вопрос. Когда появляется роса? Тепловые явления Заря – заряница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла; месяц видел, солнце скрыло. (Роса)

Slide 9

Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча) Вопрос. Как образуются тучи? «Подходила – грохотала, стрелы на землю метала; нам казалось, шла с бедой, оказалось, шла с водой, подошла и пролилась, вдоволь пашня напилась» (Туча)

Slide 10

Без рук, без ног, а рисовать умеет. Кто это? (Мороз). Вопрос: Какие физические процессы помогают морозу рисовать дивные узоры на стекле? С какой стороны окна появляется морозный узор и почему? (Конденсация, кристаллизация)

Slide 11

«Что за звездочки чудные на пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке?» (Снежинка) Вопрос. Определить работу силы тяжести при падении снежинки с высоты 1 км, если масса снежинки 0,001 г. Почему в справочнике отсутствует плотность снега?

Slide 12

В огне не горит, в воде не тонет? (Лед). Вопрос: Когда лед может выступать в роли нагревателя?(Когда другое тело, соприкасающееся со льдом, имеет температуру, ниже температуры льда)  Конь бежит, а щука лежит. (река подо льдом)

Slide 13

Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (снег) В холоде горой, в избе водой. (Снег) Скатерть бела весь свет одела. (Снег) Вопрос. Почему снег белый? Чем отличается молекулярное строение воды и льда?

Slide 14

  «Снегурочка»   Красна девица грустна, Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко, Слезы льет бедняжка.   Вопрос. Угадать название сказки и ответить на вопрос: «Какой вид теплопередачи подразумевается в данном случае?» (Излучение).

Slide 15

Вопрос. При каком атмосферном давлении (по отношению к нормальному) происходит природное явление? Выше леса, тоньше полоса. (Дождь)

Slide 16

Что за колдовской процесс, Был эфир и вдруг исчез? Это странное явленье Называют…… Вопрос. Отчего зависит быстрота испарения? …(испарение)

Slide 17

Хоть я и отрицательный, Но очень замечательный, Ведь по проводам шагаю, И свет в квартирах зажигаю.(электрон) Электрические явления Он меня к себе манит. Я железка, он … Вопрос. Как взаимодействуют полюса магнита? Как определить направление линий магнитного поля?

Slide 18

Кто говорит на всех языках? (Эхо). 3вуковые явления Чудо спорщик, лучше нет, Каждой фразе даст ответ.

Slide 19

Это тесный – тесный дом, Сто сестричек жмутся в нем, И любая из сестер Может вспыхнуть как костер. (Спички) Вопрос. Какое физическое действие выполняется при зажигании спичек?

Slide 20

Пословицы Без крышки самовар не кипит, без матери ребенок не резвиться.  Объяснение: Если крышка открыта происходит испарение молекул, имеющих большую кинетическую энергию, испаряясь они унося с собой энергию, поэтому чайник не закипит

Slide 21

«Как с гуся вода» «Отрезанный ломоть обратно к хлебу не приставишь». Вопрос. На каком физическом явлении основано объяснение этих пословиц? (Молекулы жира и воды, а так же двух ломтей не взаимодействуют).

Slide 22

Вопрос. Почему при росе косить легче? (роса увеличивает массу стебля, его инертность, при ударе косой он меньше изгибается в направлении движения косы, и коса сразу срезает его) “Коси коса, пока роса – роса долой, коса домой”?

Slide 23

“Что совой о пень, что пнем о сову, а все больно”? Вопрос. О каком физическом законе говорится в этой русской пословице? (о третьем законе Ньютона) Вопрос. О действии каких сил идёт речь? Что является причиной действия этих сил? «Тише едешь – дальше будешь» «Не подмажешь – не поедешь» «Любишь кататься, люби и саночки возить»

Slide 24

«Звуковые явления»: «Как аукнется, так и откликнется»; Оптика «Не пойманная рыбка всегда больше, кажется» Вопрос. Почему мы видим предметы? И сырые дрова загораются. (Русская пословица) Три года на камне посидишь, и камень нагреется (японская пословица) Если кочерга длинная, руки не обожжешь. (татарская пословица) Вода начинает закипать с верхнего слоя (Корейская пословица) Куй железо пока горячо (русская пословица)

Slide 25

Поговорки Вода камень точит. Куй железо пока горячо.(состояние вещества) Плуг от работы блестит.(трение) Ветер снег съедает.(испарение) От грома и в воде не уйдешь. Как аукнется, так и откликнется. Много снега – много хлеба.(теплопроводность)   Вопрос: о каком физическом явлении или понятии говорится в пословице, поговорке; каков физический смысл поговорки или пословицы  

Slide 26

Много снега — много хлеба. Объяснение: снег, обладает плохой теплопроводностью, снег является «шубой» для земли, он сохраняет ее тепло. Шуба толстая, мороз не доберется до озимых, защитит их от вымерзания (тепловое явление) Вопрос: объясните с точки зрения физики.

Slide 27

Скрипит, как не смазанная телега. Объяснение: Если нет смазки — трение большое, оно вызывает трение на оси телеги, при этом появляется скрипящий звук(механическое и звуковое явления)

Slide 28

Объяснение: При работе плуг трётся о землю, при этом сила трения большая, поэтому поверхность натирается и блестит Плуг от работы блестит.

Slide 29

(Объяснить, используя физические знания) Обильная роса – к хорошей погоде(конденсация водяных паров). Если при безветрии дым поднимается вверх, — это к хорошей погоде. Дрова в печи плохо разгораются и дымят – это к оттепели. Лучина трещит и мечет искры – к ненастью. Если в поле далеко раздается голос – будет дождь. Соль мокнет – к дождю. Курица стоит на одной ноге – к стуже. Приметы

Slide 30

Соль мокнет — к дождю.   Табак сыреет — к сырой погоде. Объяснение:. С понижением атмосферного давления увеличивается влажность, появляется больше молекул водяного пара в воздухе

Slide 31

Объяснение: С повышением влажности изменяется плотность воздуха и его способность проводить звуковые колебания. Если в поле далеко раздается голос, то будет дождь.

Slide 32

Дрова в печи плохо разгораются и дымят—к оттепели. Объяснение: Перед оттепелью увеличивается количество водяных паров в воздухе. Дрова в печи, впитывают эту влагу из воздуха, попавшего в печь через трубу. Тепло от огня идёт сначала на нагревание воды, попавшей в дрова, а затем — на ее испарение. Пар расширяется разрывает волокна дерева (тепловое явление) Лучина трещит и мечет искры – к ненастью

Slide 33

Если при безветрии дым поднимается вверх, — это к хорошей погоде.   Объяснение: дым поднимается вверх, потому что нет облаков, температура с высотой повышается, а влажность воздуха низкая

Slide 34

Перед грозой наступает тишина в природе, нет ни ветерка, становятся хорошо видимы отдаленные предметы. Даль ясна. Грозы предвещают плодородие.  Объяснение. При грозе обычно бывает молния — большой атмосферный электрический разряд. Во время молнии происходит ионизация воздуха, которая является благоприятным фактором для урожая.

Slide 35

«Соль мокнет — к дождю» «Табак сыреет» — к сырой погоде А ВОТ НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ: «Если звёзды блестят ярко»- к стуже «Мало звёзд на небе» «Кольцо вокруг солнца»- к ненастью «Солнце красно заходит»- к ветру «Обильная роса- к хорошей погоде», «Туман утром стелется по воде»-к хорошей погоде «Осенний иней»- к сухой и солнечной погоде «Какой пень, какая колода»- такая погода

Slide 36

“Физика живёт вокруг нас и для нас!” Вывод:

Slide 37

l

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов № 14»

________________________________________________________________________

Физика в фольклоре

Реферат по физике

Булгакова Кристина, Прокопьева Анастасия

8Б класс

Руководитель: Исаева Жанна Анатольевна,

учитель физики

г. Магадан

СОДЕРЖАНИЕ

Введение____________________________________________________3

Физика в пословицах и поговорках______________________________4

Физика в загадках____________________________________________10

Физика в сказках_____________________________________________12

Заключение__________________________________________________14

Литература__________________________________________________15

ВВЕДЕНИЕ

Эта работа является попыткой установить связь между физикой и народным творчеством, помочь лучше узнать и полюбить физику, увидеть её проявление в повседневной жизни. В работе рассматриваются необычные вопросы и задачи по физике, условиями которых служат загадки, пословицы, поговорки и сказки.

Цель работы: показать физические явления, процессы и законы в народном творчестве – поговорках, пословицах и сказках.

Задачи:

Найти литературный материал с физическим содержанием.

Определить, как можно систематизировать литературный материал в соответствии с темами школьного курса физики.

Доказать, что народная мудрость верна с точки зрения физической науки.

Методы исследования:

Анализ художественной литературы.

Анализ учебной литературы по физике.

Систематизация.

Обобщение.

Данная работа позволит школьникам увидеть физические явления и законы в народном творчестве, что поможет сделать изучение физики более интересным и эмоциональным.

ФИЗИКА В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ

Пословицы – краткие изречения, выражающие законченную мысль и обобщающие многовековой опыт народа. Они относится к речевым жанрам фольклора и употребляются в разговорной речи. О важности содержания и меткости пословиц говорится: «Добрая пословица не в бровь, а в глаз», «Без пословицы не проживешь».

Берущие начало в глубокой древности, пословицы являют собой устный свод бытовых, социальных, философских, религиозных, морально-этических, эстетических взглядов и представлений народа. В лучших пословицах, простых, но богатых по мысли, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам передавались заветные правила жизни. И неудивительно, что в них нашли отражение многие физические явления, с которыми с давних пор сталкивались люди.

Близко к пословицам примыкают поговорки. Правда, в отличие от первых, поговорка не является афоризмом и не обладает законченностью. В.И. Даль определяет поговорку как «неполную пословицу», поэтому поговорки нередко называют также пословицами.

Пословицы и поговорки народов мира имеют много общего при естественных различиях, отражающих исторические, социально-экономические, природные условия, в которых формировалась та или иная нация. Наблюдения над явлениями природы, житейскими ситуациями в разных местах планеты нередко приводили к аналогичным или близким по смыслу выводам, запечатленным в афористичных народных изречениях.

Пословицы можно сравнить с физическими законами или математическими формулами, поскольку в их краткой форме заключено богатое содержание.

Пословицы и поговорки на уроках физики можно рассматривать по следующему плану:

1. О каком физическом явлении, понятии, законе говорится в пословице?

2. Каков физический смысл пословицы (поговорки)?

3. Верна ли пословица с точки зрения физики?

4. В чём житейский смысл пословицы (поговорки)?

Все пословицы можно систематизировать по темам школьного курса физики:

Молекулярное строение вещества

Ложка дёгтя в бочке мёда.

Тухлое яйцо портит всю кашу (немецкая).

На мешке с солью и верёвка солёная (корейская).

Дружба, как стекло: разобьёшь – не сложишь.

Овощной лавке вывеска не нужна (японская).

Капля яду ведро молока портит (тамильская).

Запах мускуса не скроешь (персидская).

Золотые цветы не пахнут (тамильская).

Капля на камень – искра.

Как с гуся вода.

Масло с водой не смешаешь.

Сухую грязь к стене не прилепишь.

Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.

Тепловые явления

Сильная тяга в печи зимой – на мороз, слабая – на сырую погоду.

Дрова в печи дымят, плохо горят – к оттепели.

Много снега – много хлеба.

Спросил бы у гуся, не зябнут ли ноги.

Как в кремне огонь не виден, так в человеке душа.

Дрова в печи дымят, плохо горят – к оттепели.

Солнце греет сильнее, когда нет облаков (монгольская).

Быстро нагревается – быстро остывает (японская).

Три года на камне просидишь, и камень нагреется (японская).

Если кочерга длинная, руки не обожжёшь (татарская).

Гвоздём моря не нагреешь.

И металл плавится, и камень испаряется (японская).

На большой горе и туман густой (турецкая).

Золото в огне не плавится (осетинская).

Горшки легко подзакипают через край – к ненастью.

Береги нос в большой мороз.

Выношенная шуба не греет.

Куй железо пока горячо.

Пока солнце не вышло, роса очи выест.

Горяч блин, да скоро остыл.

Когда кипит, тогда и вари.

Где солнце пригреет, там вода примлеет.

Ветер снег съедает.

Весной дождь парит, осенью мочит.

Туман утром стелется по воде – к хорошей погоде.

Подо льдом тёплой воды не бывает.

Ранняя роса летом, а осенью иней – к вёдру.

Механические явления

Земля вертится, и мы с ней вместе (сербская).

Нет такого человека, который бы хоть раз не поскользнулся на льду (осетинская).

Часы могут остановиться, время – никогда (сербская).

Ключ, который часто в работе, блестит (турецкая).

Плуг от работы блестит.

Шишка недалеко от ели падает (финская).

Лыжи скользят по погоде (финская).

Не подмажешь, не поедешь.

Один и камень не сдвинешь, а артелью гору поднимешь.

Задумал муравей Фудзияму сдвинуть (японская).

Брошенный вверх камень на твою же голову упадёт (монгольская).

Как высоко пыль не бросай – вниз падает, как ни опрокидывай светильник – пламя вверх стремится (монгольская).

На гору десять тянут, под гору и один столкнёт.

Что тратишь, поднимаясь в гору, вернёшь на спуске (финская).

На полугорье воз не останавливают.

Хорошему прыжку хороший разбег нужен.

Большая мельница малой водой не вертится (дигорская).

Травинки, сплетенные в канат, могут слона связать (древнеиндийская).

Шила в мешке не утаишь.

И маленький камень воз опрокинет (финская).

Лёгким молоточком гвоздя не забить (корейская).

Вертится, как белка в колесе.

Словно пуля о камень: ударила и отскочила (мальгашская).

Вода и землю точит, и камень долбит.

И маленькая птичка способна произвести снежный обвал (кабардинская).

Человек неучёный, что топор неточёный.

Кабы знать, где упасть, так соломки бы припасть.

Стрела без тетивы далеко не улетит (суахили).

Налетел топор на сук.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Коси, коса, пока роса; роса долой, и мы домой.

Нашла коса на камень.

Корабли спускают, так салом подмазывают.

Тяжело молоту, тяжело и наковальне.

Электромагнитные явления. Оптика

Как соломинка и янтарь (персидская).

Что шёлкова ленточка к стене льнёт (девица к парню).

Молния не сверкнёт – грома не будет (турецкая).

После того, как молния сверкнула, бояться нечего (турецкая).

Молния два раза в одно место не бьёт (мальгашская).

Чтобы уберечься от молнии, на голову ковш не надевают (корейская).

В грозу зонтик не защита (тамильская).

Гроза застала в поле – садись на землю.

Магнит притягивает не камень, а железо (японская).

Как магнит с иглой (тамильская).

Сполох (северное сияние) красиво играет, да не греет (ненецкая).

Тень высокой горы далеко падает (корейская)

Затмение солнца не видят (бенгальская).

В течение дня тень не падает два раза на одно место (корейская).

Солнце ярче – тень темнее (тамильская).

От своей тени не убежишь (удмуртская).

По собственной тени рост не меряй (узбекская).

Судьба и тень следуют за нами повсюду (японская).

Дурнушка зеркала не любит (японская).

Что на зеркало кивать, коли рожа кривая.

Каков ты, таково и твоё отражение в зеркале (персидская).

Не всё то золото, что блестит.

В темноте и гнилушка светится.

Ночью все кони вороные.

Когда солнышко на небе встаёт, звёзды бледнеют (сербская).

В темноте все свиньи чёрные (финская).

Ночью все кошки серы.

В тёмную ночь вода кажется светлой (корейская).

Тёмной ночью и парча не блестит (японская).

Сквозь зелёные очки всё кажется зелёным (японская).

Светлячок при солнышке не светится (тамильская).

Радуга – конец дождю.

Колебания. Волны. Звук

Не кланяйся, как весы, в обе стороны (турецкая).

Когда бьют по стене, и потолок дрожит (корейская).

Как качели не качай – придёт время, остановятся (тамильская).

Кит-рыба под землёй дрожит.

И сильный ветер не может поднять волн в колодце (японская).

Без ветра камыш не качается.

Ветер в облаках – на реке волны (китайская).

На то и два уха, чтобы больше слышать.

От пустой бочки много шуму (турецкая).

Оттого телега запела, что давно дёгтю не ела.

У каждого барабана свой звук (корейская).

От сильного грома уши не заткнёшь (японская).

Слона не видать, а колокольчик уже слышно (тамильская).

Хоть и треснул колокол, а всё гудит (тамильская).

Барабанный бой издалека приятен (персидская).

Если крикнешь в кувшин, то и кувшин на тебя крикнет (абхазская).

Как аукнется, так и откликнется.

Не кричи в лес – из лесу эхом вернётся (карельская).

Летучая мышь и в темноте видит (тамильская).

От молота и наковальня звенит.

Гвоздь от молота визжит, от гвоздя стена трещит.

Все эти пословицы обладают ярко выраженным физическим содержанием. У всех народов можно найти пословицы с описанием физических явлений. В пословицах – кратких изречениях, поучениях – проявляются мировоззрение, национальная история, быт людей.

Рассмотрим некоторые пословицы с точки зрения прямого физического смысла:

«В бочку мёда ложку дёгтя не кладут» — дёготь (смолистый жидкий продукт) испортит мёд, так как обладает устойчивым малоприятным запахом (физическое явление диффузия). В пословице речь идёт о досадной мелочи, способной испортить что-то большое и хорошее. Аналогами этой пословицы в творчестве других народов являются пословицы «Тухлое яйцо портит всю кашу» и «Капля яду ведро молока портит».

«Гвоздём моря не нагреешь» — пословица, связанная с тепловыми явлениями. Гвоздь обладает небольшой массой, а металл, из которого он сделан, имеет относительно малую удельную теплоёмкость. Поэтому количество теплоты, которое может отдать гвоздь, невелико, и им нельзя нагреть большую массу воды.

«Как с гуся вода» — перья гуся и других водоплавающих птиц покрыты тончайшим слоем жира, который не смачивается водой. В житейском смысле пословицу надо понимать так: молодцу всё нипочём, ничто на него не действует, при всех обстоятельствах он остаётся «сухим».

ФИЗИКА В ЗАГАДКАХ

Загадки, согласно В.И. Даля — это «краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». Поскольку предмет (обычно хорошо известный) описан по-иному, образно, с выдумкой, зачастую с неожиданной стороны, отгадать задуманное не просто. Для этого нужно быть весьма наблюдательным и сообразительным, уметь сопоставлять, находить общее в разном. В загадках речь идет о конкретном, видимом мире явлении и вещей, окружающих человека. И в отгадках видим конкретные примеры, явления. Будучи по конструкции выражением, основанным на сравнении, загадка способствует развитию образного видения природы. Она учит видеть и осмысливать действительность в ее многообразных связях и ассоциациях. А еще загадка помогает увидеть красоту окружающего мира: подчеркивая ту или иную особенность предмета, явления, она заставляет более внимательно взглянуть на него, увидеть красивое в этом предмете или явлении. Загадки поэтичны не только по своей образной системе, но и по форме; многие из них ритмичны.

Загадки можно систематизировать в соответствии с темами школьного курса физики:

Механика

По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт – тут и пропадёт (волна).

Кто не учившись говорит на всех языках? (эхо)

На всякий зов даю ответ, а ни души, ни тела нет (эхо).

Стоят – молчат, пойдут – запоют (часы).

Гуляет в поле, но не конь. Летает на воле, да не птица (ветер).

Молекулярная физика

Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся (запах).

Сидит дед, в шубу одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает (лук).

Чего в избе не видно? (тепла)

Что за художник окно разрисовал? (мороз)

На дворе горой, а в избе водой (снег).

Я вода, да по воде же и плаваю (лёд).

Лежал, лежал, а потом в реку побежал (снег).

Днём стекло разбито, за ночь вставлено (прорубь).

Из избы мёрзнут, а с улицы нет (оконные стёкла).

Без рук, без ног – на небо взбирается (дым).

Пятьдесят поросят в один голос голосят (вода кипит).

Как можно пронести воду в решете? (в виде льда)

Электродинамика

Привела я солнце за своё оконце, к потолку повесила, стало дома весело (лампа).

Сверкнёт, мигнёт, кого-то позовёт (молния и гром).

На крыше удочка сама удит (антенна).

Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит (гром и молния).

Оптика

Что в сундуке запереть нельзя? (свет)

На улице – рубашка, в избе – рукава (солнечный луч).

Попутчица за мною ходит вслед, мне от неё ни зла, ни пользы нет (тень).

Что без света жить не может? (тень)

И языка нет, а правду скажет (зеркало).

Поднялись врата, всему миру красота (радуга).

Раскрашенное коромысло через реку повисло (радуга).

Своих глаз нет, а другим видеть помогает (очки).

Какой огонь не даёт дыма? (огонь светлячка).

Когда небо ниже земли бывает? (когда отражается в воде)

Можно не только отгадать загадку, но и ответить на следующие вопросы:

Какое физическое явление (объект) отражено в загадке?

Какие свойства загадываемого явления, объекта отражены в загадке и какие – нет?

С каким объектом или явлением сравнивается загадываемое?

Краткость и ритмичность формы, ёмкость содержания, яркая образность и шутливый колорит загадок позволяют возбудить с их помощью интерес учеников к изучению конкретных вопросов. Отдельные загадки носят шутливый характер, и поэтому нельзя относиться к ним слишком серьёзно.

ФИЗИКА В СКАЗКАХ

Известно, что дети с удовольствием читают сказки. Сказки несут в себе заряд мудрости и доброты, столь необходимый людям. С малых лет знакомо всем крылатое выражение: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» Действительно, сказке чужды риторика и казённое нравоучение; мораль в ней даётся не в голом виде, а с помощью живого, убедительного примера. Яркость и наглядность образов достигаются путём точных наблюдений в мире природы, а также лаконичных и ёмких характеристик того или иного персонажа.

Однако, читая сказки, ребята зачастую не обращают внимания на встречающиеся там физические явления. Между тем они играют в них немаловажную роль: тот, кто знает законы природы, часто торжествует победу, а кто не знает – терпит поражение. В одних сказках физические явления изображаются точно и правдиво, в других – имеет место поэтическое преувеличение, фантазия.

Русские народные сказки с физическим содержанием:

Репка

Зимовье зверей

Зайкина избушка

Лиса и волк

Лиса и журавль

Пузырь, соломинка и лапоть

Каша из топора

Снегурочка

Морозко и др.

Рассмотрим, как проявляют себя физические явления и законы в некоторых русских сказках:

«Пузырь, соломинка и лапоть». К сказке можно задать следующие вопросы:

— какая сила помогла соломинке удерживаться на берегах реки? (сила трения покоя)

— предположите, что будет с лаптем после падения в воду?

— что с точки зрения физики «помогло» пузырю лопнуть?

«Репка»

— какая сила помогала репке удерживаться в земле? (сила трения покоя)

— почему не удавалось вытащить репку из земли? (сила тяги была меньше силы трения)

— так ли уж важна была помощь мышки? (мышка внесла свой вклад в общую силу – равнодействующую всех сил)

«Каша из топора»

— какое физическое явление рассматривается в сказке? (диффузия)

— почему топор не «уварился»? (температура плавления металла выше температуры кипения воды — 100°С)

— как вы считаете, мог ли повлиять топор на вкус каши?

Чтение сказок под углом зрения их связи с физикой откроет школьникам новую и неожиданную глубину полюбившихся произведений, а решение задач по физике поможет лучше понять учебный материал.

Сказки — ценный материал, поскольку их персонажи живут и действуют на Земле, где происходят разнообразные физические явления и „работают» физические закономерности. И это создает положительный эмоциональный фон.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература, поэзия, устное народное творчество на первый взгляд так далеки от точной науки физики. 

Фольклор в переводе с английского языка (англ. folklore) означает — народное знание, народная мудрость, народная поэзия, народное поэтическое творчество, устное народное творчество.

В фольклоре получили отражение различные физические явления и закономерности, что позволяет оценить народную наблюдательность. Изучение физики с использованием задач с литературным содержанием делают её более занимательной и понятной для школьников, а также помогает видеть мир в его многообразии.

А. Эйнштейн говорил, что в научном мышлении всегда должен присутствовать “элемент поэзии”. С другой стороны, научное знание существенно обогащает поэтическое восприятие природы. Знание физики природных явлений позволяет ещё сильнее ощущать их внутреннюю гармонию и красоту; в свою очередь, ощущение этой красоты есть дополнительный и мощный стимул к дальнейшему исследованию. 

ЛИТЕРАТУРА

1. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. М.: Рус. Яз.-Медиа, 2007, 649 с.

2. Тарасов Л.В. Физика в природе: Книга для учащихся. –М.: Вебум-М», 2002, 160 с.

3. Теремок. Русские народные сказки. /Ред. З.С. Колодина. Горький: Волго-вятское книжное издательство, 1975, 144 с.

4. Тихомирова С.А. Физика в загадках, пословицах, сказках, поэзии, прозе и анекдотах. М.: Мнемозина, 2008, 152 с.

5. Интернет-ресурс: www.aphorism.ru. Пословицы и поговорки народов мира.

Да и вообще в фольклоре она появляется очень часто, особенно в самой краткой, афористичной его форме — пословицах и поговорках. Например, в календарной теме: в октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся. Но если названное выражение прозрачно по значению, то были и другие, более замысловатые: в Рождество на крылечке, на Пасху у печки. Связано это с тем, что на Рождество колядовали и гуляли на улице, Пасха же предполагает пир, обильное застолье дома.

Немало метких выражений касается семьи, родни и соседей, т. е. социума. В частности, такое: печке скажешь — стена поймет; две головни и в поле горят, а одна и в печке тухнет; человека узнаешь, когда из семи печек с ним щей похлебаешь. Кстати, про опытного человека так и говорили: он из семи печей хлебы едал.

Бытовало правило: не обижать запечных существ, потому что там живет домовой и может представать в их обличии. Вот потому-то и была придумана поговорка: за печкой-то и таракан хозяином живет (вариант: друг ты мой сердечный, таракан запечный). О представителях старшего поколения, которые, с одной стороны, близки уже к миру предков и заслуживают уважения и почета детей и внуков, но не способны, как прежде, активно участвовать в хозяйстве, говорили, что на печке и дед — герой.

Того, кто оказался несчастливым в браке, характеризовали так: «До тридцати лет греет жена, после тридцати рюмка вина, а после — и печь не греет». А невесте на свадьбе велели: «Мети, мети, да из избы не выноси, а сгребай под лавку да клади в печь, чтоб дымом вынесло».

Женская тематика вообще достаточно широко представлена в связи с печкой, и это понятно: кто ж возле нее возится, пироги печет да кашу варит! Потому и говорили: бабья дорога — от печи до порога. А еще посмеивались: баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает (со страху).

Почему-то о падении с печи в народных выражениях упоминается частенько:
постился, постился — обессилел, да и с печки скатился (о человеке, который переборщил с этим, доводя себя до самоистязания, и был согнан с почетного места);
врал — черт с печки упал (о заядлом лгуне);
в кои-то веки удалось коту с печки спрыгнуть, и то лапки отшиб (о хвастуне, который взялся за дело, но не смог его хорошо выполнить).

Очень колоритно звучит выражение о никчемном человеке: сам на печке, нос в горшечке, а язык на речке. О слабом и безвольном отзывались: всем бит, и о печку бит, разве только печкой не бит. Над взявшимся не за свое дело, подшучивали: Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку. А молодежь наставляли: хочешь есть калачи — не сиди на печи (или так: Бог не пошлёт калачи, если лежать на печи).
.
Многие из нынешних детей видят печку только на картинках, но почет ей все равно передается из поколения в поколение. Воздадим и мы славу матушке-кормилице!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий