На чужой стороне и весна не красна о чем пословица

На чужой стороне и весна не красна. см. Наша весна красным красна.

Пословицы русского народа. — М.: Художественная литература. В. И. Даль. 1989.

Смотреть что такое «На чужой стороне и весна не красна.» в других словарях:

  • Наша весна красным красна. — На чужой стороне и весна не красна. Наша весна красным красна. См. РОДИНА ЧУЖБИНА …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • РОДИНА — ЧУЖБИНА — И кости по родине плачут (по преданию, что в некоторых могилах слышен вой костей). Выйду на путь слезки текут; вспомню своих и тошно по них. С родной сторонки и ворона (и собачка) мила. И пензенцы в Москве свою ворону узнали. На чужой сторонушке… …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • КРАСНЫЙ — КРАСНЫЙ, по цвету: рудо, алый, чермный, червленой: кирпичный, малиновый, огневой и пр. разных оттенков и густоты; сравн. краснее. | о доброте, красоте: красивый, прекрасный; превосходный, лучший; сравн. краше. Красный железняк, руда, железная… …   Толковый словарь Даля

  • родина — ▲ регион ↑ происхождение родина место рождения; родная страна. родом откуда (откуда вы родом?). родная сторона. сторонка. родной край. родные края, места. родимый край. родная земля. родная почва. родина мать. отечество. отечественный. отчизна.… …   Идеографический словарь русского языка

  • ЗЕМЛЕДЕЛИЕ — Гречиху сей, когда роса хороша. Гречиху сей, когда рожь хороша. Гречиху сей, когда трава хороша. За бороною пыль (сухо), будет блин (о гречихе). Гречиху сей, когда покажутся гречишные козявки. Как скворцы из гнезд, так и пора гречу сеять… …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • ДВОР — ДОМ — ХОЗЯЙСТВО — Держись друга старого, а дома нового! Изба ильинским тесом крыта (т. е. соломой). Кучи хоромину житую, а шубу шитую! Купил дом и с домовыми. Дом домом, а домовой даром. Наживи хлевину, а там и скотину! Что воскресенье, то новоселье (т. е.… …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

Цели: систематизация и повторение сведений об имени прилагательном — общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, закрепление навыка употребления имен прилагательных в речи.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран; компьютерный класс; Школьный толковый словарь, словарь В.Даля, словари синонимов, орфографический словарь.

Ход урока

Предыдущее домашнее задание

1. Выписать из словаря Даля пословицы, поговорки, загадки, где имя прилагательное является определением, сказуемым (I вариант: сказуемое — полное прилагательное; II вариант: сказуемое — краткое прилагательное; III вариант — определение).

2. Объяснить значение слов: «губерния» — I вариант (губерния — род области или большого округа России, разделенного на уезды, под управлением губернатора); «речения» — II вариант (речения — говор, наречие, способ выражения и произношения) + пример, В.Даль; «уникальный» — III вариант (уникальный — редкий, единственный в своем роде, исключительный).

Вступление учителя:

— сообщение темы и цели урока;

— опрос.

Работа у доски (предложение записано заранее без знаков препинания и занимает половину доски):

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив певуч… выр…зителен. (А.И.Куприн)

Вопросы классу:

—  В чем смысл этого предложения?

—  Есть ли здесь прилагательные, как вы определили, что они есть?

Задание:  

— вставить пропущенные буквы, знаки препинания, объяснить орфографию, пунктограммы;

— сделать синтаксический разбор предложения (по членам);

— объяснить слово «уста» (по Толковому словарю или по словарю В.Даля);

— морфологический разбор слова «красив»;

— теория: что общего между полным и кратким прилагательными и чем они отличаются?

Слово учителя: Части речи. Кто обращал внимание на то, почему им даны именно такие названия: существительное, прилагательное, глагол… Есть ли в этом какой-то смысл?

Прилагательное. Исходя из слова это то, что прилагается, добавляется к чему-либо, без чего прилагательное теряет свой полный смысл. Без чего невозможно определить его форму? (Без существительного.) Следовательно, эта часть речи прилагается к существительному, всегда сопутствует ему.

Дайте определение прилагательного. (Ответы учеников.)

А теперь смотрим в словаре В.Даля (задание выписать определение дано заранее одному ученику): «Прилагательное — имя прилагается к существительному для обозначения свойств или качеств его».

Какое определение точнее — современное или В.Даля? (В.Даль дает прилагательному определение гораздо более широкое, чем современные учебники.)

А теперь обратимся к тексту (текст в компьютерах, своя папка, Задание 1.doc).

1. Владимир Иванович Даль обладает исключительным инт…ресом к русск… народн… языку.

2. Этот т…лантливый и бл…городный человек предпринял попытку собрать все слова русск… языка.

3. Мысль замечательная.

4. Толковый словарь жив… великорусск… языка В.И.Даля явление необыч…н…

5. Он интересен по замыслу, хорош… по выполнению.

6. Даль поселяет в своем уникальн… произведен… не только книжные, л…тературные сл…ва, но и мес…ные речения всех 60 губерний тогдашн… огромн… Росси…

7. Иллюстрируются слова различн… примерами, пословицами, поговорками, загадками.

8. Пятьдесят три года собирал, составлял и совершенствовал знаменитый больш… словарь, в который в…шло более двухсот тысяч… слов.

9. В.И.Даль учит нас преданности родн… народу любви к прекрасн… русскому языку.

Выразительно прочитайте текст.

Докажите, что это текст.

Озаглавьте его.

Определите стиль речи.

Определите тип текста.

Какова основная мысль текста?

Выделите предложение, в котором заключена главная мысль текста.

Сделайте синтаксический разбор этого предложения.

Вставьте пропущенные буквы на месте пропусков, объясните и обозначьте орфограммы.

Произведите разбор прилагательных по составу: «талантливый», «благородный».

Комплексный анализ текста

Фронтальный опрос:

— выразительно прочитайте текст;

— докажите, что это текст;

— озаглавьте его;

— определите стиль речи (художественный);

— определите тип текста (повествование);

— какова основная мысль текста?

Работа на компьютере:

—  выделить предложение, в котором заключена главная мысль текста (предложение №9);

— сделать синтаксический разбор этого предложения;

— сделать морфологический разбор слова «родному»;

— выделить синонимы в тексте к словосочетаниям «книжные слова» (литературные), «уникальное произведение» (необычное);

— вставить буквы в тексте, обозначить орфограммы на месте пропусков (кроме имен прилагательных);

—  разобрать по составу прилагательные «талантливый», «благородный» (сделать на листке и сдать учителю).

Вопрос классу: как определить написание безударных окончаний имен прилагательных?

Работа на компьютере (самостоятельно).

I вариант

Выделить предложение (красным цветом), соответствующее схеме:

им.п    им.п.

сущ.  —  сущ.

Ответ: Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля — явление необычное.

 Сделать синтаксический разбор предложения, морфологический разбор имени прилагательного.

II вариант

Выделить в тексте (зеленым цветом) 5 словосочетаний «прил.+сущ.».

Разбор одного словосочетания.

Морфологический разбор любого из этих прилагательных.

III вариант

 Выделить в тексте (синим цветом) 5 любых прилагательных с пропусками на месте орфограмм, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы на месте пропусков, выделить окончания прилагательных, определить их род, падеж.

Для тех, кто закончит быстрее остальных:

— объяснить лексическое значение слов («речения», «губерний», «иллюстрируются»),  пользоваться Толковым словарем или словарем В.Даля (игра «Эрудит»). (Слова написаны заранее на доске.)

— игра «Следствие ведут знатоки»: выделить в тексте прилагательные, соответствующие схеме:  

Проверка самостоятельной работы учителем по вариантам (возможна проверка по ключу на экране проектора).

Сохранить текст В.И.Даля с выполненной работой в своей папке с именем Задание 1.doc

Выводы

В ходе опроса повторили:

1. Определение прилагательного.

2. Морфологические признаки.

3. Орфограммы по теме «Прилагательное».

Учитель: Какова синтаксическая роль  прилагательного? (Ответы учеников.)

Тренировочные упражнения

Синтаксическая роль прилагательного

1) Фронтальный опрос

— Каким членом предложения может быть прилагательное?

— Приведите примеры из домашнего задания:

а) определение;

б) полное прилагательное и краткое прилагательное.

Определение: На чужой стороне и весна не красна. Глупая та птица, которой гнездо свое немило.

2) Самостоятельная работа с таблицей.

Открыть файл Заготовка 1.doc из своей папки.

Раздать карточки учащимся.

Синтаксическая роль прилагательного

3) Ключ (вывести на экран проектора).

Учитель: Поднимите руку, кто ошибся. Сохраните таблицу в своей папке с именем Заготовка 1.doc. Сделайте вывод о синтаксической роли прилагательного.

Физкультминутка

Если б солнце говорило, то тебя б оно спросило…

Как живешь ты? —  Вот так. (Жестами: большой палец вверх.)

Как идешь ты?  —  Вот так. (По столу двумя пальчиками.)

Как бежишь ты? —  Вот так. (Руки согнуты в локтях.)

Как стоишь ты? —  Вот так. (Встали.)

Как сидишь ты? —  Вот так. (Сели.)

Ночью спишь ты? —  Вот так. (Ладошки под щеку.)

А берешь как? —  Вот так. (Рука к себе.)

А даешь как? —  Вот так. (От себя.)

А шалишь как? —  Вот так. (Щеки надули и кулаками по щекам.)

А грозишь как? —  Вот так. (Грозят пальцем.)

4) Тест по теме «Имя прилагательное» и проверка по ключу (ключ вывести на экран проектора).

Открыть файл Заготовка 2.doc из своей папки (на четных компьютерах — I вариант, а на нечетных компьютерах — II вариант).

I вариант

I. Выделить (красным цветом)  имена прилагательные

1. Дерево.      

2. Деревянный.

3. Древесина.  

4. Одеревенеть.

5.  Древесный.

II. Дописать окончания

о зелен… сочн… траве  

по широк… колхозн… полю

душист… весенн… цветкам        

по безоблачн… небу

III. Выделить (зеленым цветом) прилагательные с буквой «о» после шипящего в окончании

1. Чуж…го человека.

2. Свеж…го хлеба.

3. Старш…го брата.

4. Больш…го города.

5. Хорош…й оценке.

IV. Выделить (курсивом) имена прилагательные с основой на шипящую

1. Вещ…

2. Плющ…

3. Горяч…

4. Хорош…

5. Свеж…

V. Выделить (синим цветом) предложения с краткими  именами прилагательными

1. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь.

2. Верный друг и через век другом будет.

3. И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко, а всех милей.

4. Зубасты, а не кусаются.

5. Ходит дом ходуном на столбе золотом.

VI. Выделить предложения с  ошибками (красным цветом) в употреблении полных и кратких форм прилагательных

1. Щенок был голодный и несчастен.

2. Мост через реку был узок и шаток.

3. Глаза собаки были ярко-рыжего цвета, живые и серьезны.

4. Их взгляд был тверд, доверчив и проницателен.

II вариант

I. Выделить (красным цветом) имена прилагательные

1.Лесник.

2. Лесной.

3. Лесничество.

4. Лес.

II. Дописать окончания

По хорош… проселочн… дороге;

к крут… каменист… берегу;

в далек… сибирск… городке;

высок… урожаем;

морозн… ночью

III. Выделить (зеленым цветом) прилагательные с буквой «е» после шипящего в окончании

1. Горяч…го источника.           

2. Больш… сумки.

3. Чуж… тетради.

4. Неуклюж…го медвежонка.

5. Колюч…го растения.

ІV. Выделить (синим цветом) предложения с краткими  именами прилагательными

 1. Доч…   

2. Плащ…

3. Блестящ…

4. Много туч…

5. Скрипуч…

V. Выделить (курсивом) предложения с краткими  именами прилагательными

1. Кто аккуратен, тот и людям приятен.

2. Прозрачный, как стекло, а не вставишь в окно.

3. Болтовня и красна, и пестра, да пуста.

4. Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь.

5. Враг бойкий, да наш народ стойкий.

Учитель: Сохранить таблицу в своей папке с именем Заготовка 2.doc.

5) Ключ (вывести на экран проектора):

Употребление имен прилагательных в речи

6) Творческая работа.

Учитель: Какова же роль прилагательных в нашей жизни, речи? Послушайте стихотворение (на экран проектора).

Все кругом

Страшное, грубое, грязное,

Жестко тупое, всегда

безобразное,

Медленно рвущее, мелко-

нечестное,

Скользкое, стыдное, низкое,

тесное,

Явно-довольное, тайно-

блудливое,

Плоско-смешное и тошно-

трусливое,

Вязко, болотно и тинно

застойное,

Жизни и смерти равно

недостойное,

Рабское, хамское, гнойное,

черное,

Изредка серое, в сером упорное,

Вечно лежащее, дьявольски

костное,

Глупое, сохлое, сонное, злостное,

Трупно-холодное, жалко-

ничтожное,

Непереносимое, ложное, ложное!

Но жалоб не надо; что радости

в плаче?

Мы знаем, мы знаем: все будет

иначе.

(З.Гиппиус)

Последние две строфы учитель читает позже.

Беседа с учащимися:

— Что интересного в стихотворении? (Состоит практически полностью из прилагательных.)

— Какие ощущения вызвало стихотворение? (Отвращение, омерзение, отчаяние и т. д.)

— Врезалось ли в память какое-либо прилагательное наиболее остро? Почему?

— Почему автор употребляет в стихотворении так много прилагательных? (Они характеризуют жизнь, все кругом с отрицательной стороны; огромное, концентрированное количество прилагательных с отрицательным оценочным значением нагнетает отталкивающую атмосферу всего кругом.)

— Как вы думаете, в каком настроении мог человек написать такое стихотворение?

— А теперь можно прочитать и последние строчки (читаю).

— Что меняется? (Все. Настроение, ритм. Уходит отчаяние, появляется надежда, движение, это прорыв в другой, светлый мир. И уходят прилагательные. Появляются глаголы.)

Вывод: значит, именно прилагательные, которые никак не связаны с действием, создали то ощущение недвижности, застывшей неподвижности жизни вокруг, которое передалось нам после первого чтения текста.

Динамическая пауза:

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз и вновь глазами

Ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально,

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линии води.

Творческая работа с текстом (по вариантам).

Учитель: Открыть файл Заготовка 3.doc из своей папки.

При помощи имен прилагательных можно нарисовать не только мрачную картину, но и яркую, красочную, весеннюю. И сейчас мы поработаем писателями.

Попробуйте угадать, какие имена прилагательные употреблены в авторском тексте.

После выполнения задания необходимо сравнить записанное вами определение с авторским.  

I вариант

Приближение весны

 (………………..) тени лежат на сугробах. Вот с вершины (……….) дерева упала (………) пылью и рассыпалась (……….) шапка.

С (……….) свистом прилетели, закачались на шишках (……..) клесты. (………) платочком перемахнул за стволами деревьев, сел, на (………………..) вершину и пустил (………………..) трель барабанщик дятел.

Потоки (………….) света заливают (………) поляны, отражаются в (……….) скатерти снегов. Высоко в небе застыли, не движутся (……………) облака.

По Соколову-Микитову

Учитель: Сохраните таблицу в своей папке с именем Заготовка 3.doc.

Ключ (вывести на экран проектора).

Приближение весны

(Лиловые длинные) тени лежат на сугробах. Вот с вершины (высокого) дерева упала (белой) пылью и рассыпалась (снежная) шапка. С (тихим) свистом прилетели, закачались на шишках (хлопотливые) клесты. (Пестрым) платочком перемахнул за стволами деревьев, сел на (высокую сухую) вершину и пустил (весеннюю звонкую) трель (лесной) барабанщик дятел.

Потоки (яркого солнечного) света заливают (лесные) поляны, отражаются в (ослепительной) скатерти снегов. Высоко в небе застыли, не движутся (весенние прозрачные) облака.

По Соколову-Микитову

Вывод по уроку

Домашнее задание на выбор:

— опишите свое восприятие «Всего кругом» при помощи стихотворения с именами прилагательными;

— дайте определение самому себе при помощи имен прилагательных. Я какой? (Добрый, неуравновешенный, способный, вредный, эгоистичный, никому не нужный и т. д.);

— напишите сказку об имени прилагательном (можно в стихах) или нарисуйте имя прилагательное, как вы его себе представляете (можно в форме человека, в карманах которого все его признаки).

Результат выполнения домашнего задания: стихотворение Д.Мельниковой (5-й «В» класс).

Апрельский денек

Первый солнечный денек.

Дует легкий ветерок.

Воробьи развеселились

В эти теплые часы,

А сосульки прослезились

И повесили носы.

​Зинаида ИВАНОВА, учитель русского языка и литературы общеобразовательного лицея «АМТЭК» Череповца Вологодской области

Урок 11 ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

02.02.2012 32253 2513

Урок 11 ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Цели: дать понятие о древнерусской литературе, познакомить с широким охватом ею жизни, с поучениями Владимира Мономаха; показать их актуальность в наши дни.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, самостоятельная работа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение и рецензия домашних сочинений (2–3 работы).

2. Самостоятельная (проверочная) работа (по карточкам).

Карточка 1.

1) Что такое пословица? поговорка?

2) Какая  связь  между  этими  фольклорными  жанрами  указана в пословице?

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

(И пословицы, и поговорки – меткие образные выражения, но в отличие от пословицы в поговорке нет законченного суждения, лишь часть его. Например: «Комар носа не подточит», – говорят о тонком деле, хитроумном замысле. Пословицы же часто содержат в себе оценочное суждение, поучение.)

Карточка 2.

1) Что такое пословица?

2) Объясните прямой и переносный смысл пословицы; отметьте, как она построена.

Под лежачий камень вода не течет.

(Прямой смысл – в лексическом значении. Переносный смысл заключен в том, что от самого человека, от его энергии, работоспособности зависит его счастье или успех дела. Строится пословица на инверсии: на первое место вынесено главное словосочетание – лежачий камень.)

Карточка 3.

1) Что такое поговорка?

2) Объясните смысл пословицы. Укажите, как она построена.

На чужой стороне и весна не красна.

(Смысл этой пословицы – патриотический, она говорит о любви к родной земле, о тоске по ней на чужбине.

Пословица построена по методу отрицания, скрытого противопоставления. Везде хороша весна, но на чужой стороне, вдали от родины, не радует и она.)

Карточка 4.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

На смелого собака лает, а труса кусает.

(Эта пословица построена на основе противопоставления: смелый – трус, лает – кусает; четко организована ритмически, сказуемые 1-й и 2-й частей рифмуются.)

Карточка 5.

1) Что такое поговорка?

2) См. задание 2 карточки 4.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

(Пословица представляет собой сложное предложение, во 2-й части которого заключено следствие из содержания первой. Отсутствие подлежащих, повелительная форма глагола в 1-й части (собирай) придают всему высказыванию обобщенный смысл.)

Карточка 6.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

Не мил и свет, когда друга нет.

(Это сложноподчиненное предложение, где обе части содержат отрицание. В главном предложении используется инверсия, в результате основное слово оказывается на первом месте. Пословица организована ритмически, в ней есть и рифма (свет – нет).)

Карточка 7.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

В камень стрелять – только стрелы терять.

(Эта пословица имеет дактилический ритм  – – /  – – /  – – / ; есть в ней и рифма: стрелять – терять. Между частями предложения установлены причинно-следственные связи.)

Карточка 8.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

Добро творить – себя веселить.

(В 1-й части предложения – тема, во 2-й – следствие из содержания первой. Пословица организована ритмически, в каждом слове ударение падает на последний слог, есть рифма: творить – веселить.)

Карточка 9.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

(Пословица построена на антитезе, противопоставлении: родимая – чужая, мать – мачеха. Кроме того, в каждой части есть скрытое сравнение: родина сравнивается с матерью, чужбина – с мачехой.)

3. Прочитайте пословицы и поговорки.

– Определите их общую тему.

– Назовите номера многозначных изречений (то есть с прямым и переносным смыслом) и однозначных.

Проецируется на экран или открывается запись на доске.

1) Терпение и труд все перетрут.

2) Лес сечь – не жалеть плеч.

3) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4) Грибов ищут – по лесу рыщут.

5) Не за свое дело не берись, за своим не ленись.

6) На чужом хребте легко работать.

7) Люди жать, а мы на солнышке лежать.

8) Двое пашут, а семеро руками машут.

(Эти пословицы и поговорки о труде, уменье, лени, безделье. 1, 5, 6-я – однозначные; 2, 3, 4, 7, 8-я – многозначные, имеющие прямой и переносный смысл.)

4. А  в  заключение – игра-соревнование между  рядами  «Кто больше  знает  пословиц,  в  которых  прославлялись бы ученье, знание, книга?»

(Ученье – свет, а неученье – тьма. Красна птица пением, а человек – уменьем. Грамоте учиться всегда пригодится. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. За ученого двух неученых дают, да и то не берут. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.)

III. Изучение новой темы.

1. Работа со статьей учебника (с. 50–51).

Пересказ учащимися статьи (домашнее задание).

Беседа по вопросам.

– Что называли летописями?

– Легок ли труд летописца?

«Повесть временных лет». (Интерес к истории народа, желание оставить потомкам сообщение о свершившихся событиях.)

Попробуйте представить и описать келью летописца.

2. Слово учителя.

Объединение летописных сводов было предпринято киево-печерским монахом Нестером (ок. 1113), создателем крупнейшей летописи – «Повесть временных лет».

Потребности  развивающегося  государственного  самосознания  ставили  перед  летописью  проблемы,  которые  Нестор  обозначил  в  ее  заголовке (слова проецируются на доску):

«…откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть».

Летопись была насыщена эпическими преданиями, тесно связанными с отечественной исторической действительностью. Для стиля летописания характерна прямая речь героев, а нередко и живой диалог.

Главной  темой  летописания  была  тема  Русской  земли,  ее  единства и могущества. Летописцы тщательно собирали материалы, относящиеся к этой теме. В завещании Ярослава, прозванного Мудрым, к сыновьям читаем (слова проецируются на экран): «И будете мирно живуще. Аще ли будете ненавидно живуще, в распрях , то погыбнете сами, и погубите землю отецъ своих и дед своих, юже налезоша трудомъ своим великим» (1054).

За мудрость Ярослава летописец произносит хвалебное слово князю.

4. Чтение статьи учебника (с. 52). «Из похвалы князю Ярославу и книгам».

Беседа по вопросам.

– Каков язык сказания? (Древнерусский с церковнославянизмами.)

– Какова основная мысль текста? (Книги учат, предостерегают от ошибок, из книг черпаем мудрость и правила жизни. Книги сравниваются с реками, которые наполняют мир мудростью; знания книг неизмеримы; они утешают нас в печали, они удерживают нас от дурных поступков; читающий книги найдет в них пользу для души и руководство в жизни.)

5. Комментированное чтение учителя из «»Поучения» Владимира Мономаха».

Беседа по вопросам.

– Какие наставления устарели?

– Как вы понимаете «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам», «напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте»?

– Можем  мы  сейчас  похвастаться  бережливостью,  сочувствием  к людям?

Вывод. Поучения Владимира Мономаха – непреходящие нравственные законы, которыми должен руководствоваться человек (если ты, конечно, Человек!); вдумайся в афоризм: «Человек – твое первое имя; будут и другие названия: фамилия, имя, сын, отец, доктор, пахарь… Но первое имя – Человек!»  И  сейчас  мы  слышим:  «Хороший  человек!  Плохой человек…».  Пусть  будет  каждый  из  нас достоин этого великого звания – Человек!

6. Выразительное чтение «Поучения Владимира Мономаха» с сохранением особенностей стиля.

IV. Подведение итогов урока.

1. Слово учителя.

В зависимости от темы и жанра летопись каждый раз по-разному, но всегда живописно отражала различные обстоятельства исторического прошлого и современности.

Наряду с множеством церковно-книжных цитат летопись пользовалась народными поговорками и пословицами, которые, например, характеризовали  военные  отношения:  «Мир  стоит  до  рати, а рать до мира», «Толи не будеть межю нами мира, елиже камень начнет плавати, а хмель грязнути ». Некоторые пословицы намекали на политические обстоятельства.

«Не идеть место к голове, но голова к месту», «Аще ся волк в овца ввадит, то выносит все стадо, аще не убиют его» – так объяснили древляне Ольге причину убийства ими князя Игоря, обложившего их чрезмерной данью.

Написанная живым и образным языком «Повесть временных лет» была доступной и интересной книгой для чтения на протяжении всей истории Древней Руси.

Домашнее задание: составить небольшое поучение (задание 3, с. 54 в учебнике); прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (задание 4, с. 54 в учебнике).

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Жизнь прожить — не поле перейти.

На всякого Егорку есть поговорка.

Поговорка-цветочек, пословица-ягодка.

Не зная броду, не суйся в воду.

Жизнь дана на добрые дела.

Красна речь поговоркой.

На бога надейся, а сам не плошай.

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Мокрый дождя не боится.

Маленький, да удаленький.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Кто на молоке ожегся, тот и на воду дует.

Трусливому зайке и пенек — волк.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Был бы обед, а ложка сыщется.

Испокон века книга растит человека.

Своя земля и в горсти мила.

Ахи да охи не дадут подмоги.

Неправдой нажитое впрок не пойдет.

Раз солгал, а на век лгуном стал.

Мать высоко замахивается, да небольно бьет, мачеха низко замахивается, да больно бьет.

На родной сторонушке и камешек знаком.

Лучше десятерых виноватых простить, чем одного невинного казнить.

Где сосна взросла, там она и красна.

Худо тому, кто не делает добра никому.

Без корня и полынь не растет.

Жало остро, а язык острей.

Без друга на сердце вьюга.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Нет друга, так ищи, а есть, так береги.

Лжец — всегда неверный друг, оболжет тебя вокруг.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Где жить, там и слыть.

Встречают по одежке, а провожают по уму.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

В гости ходить — надо и к себе водить.

Беда бедой, а еда едой.

На чужой стороне и весна не красна.

Всяк человек своего счастья кузнец.

Нет такого дружка, как родная матушка.

На чужой стороне и сокола зовут вороною.

Бог вымочит, Бог и высушит.

Детей учи без людей.

Гроза бьет по высокому дереву.

Алтын серебра не ломит ребра.

Обманом не разбогатеешь, а обеднеешь.

Едешь на день, бери хлеба на неделю.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Себя губит, кто других не любит.

Лучше молчать, нежели врать.

Не умеешь шить золотом, так бей молотом.

Дающего рука не оскудеет.

Кабы знал, где упал, тут соломки подостлал.

Глаза боятся, а руки делают.

Лето работает на зиму, а зима — на лето.

Дитя хоть и криво, да отцу-матери мило.

Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.

За ученого трех неученых дают, да и то не берут.

В тесноте, да не в обиде.

Что посеешь, то и пожнешь.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Кто много знает, с того много и спрашивается.

Встань рано, вразумись здраво, исполни прилежно.

Авось и как-нибудь до добра не доведут.

Дело мастера боится.

Играй, играй, да дело знай.

Труд человека кормит, а лень портит.

Окончил дело — гуляй смело.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Завистливое око видит далеко.

Здоровье не купишь — его разум дарит.

Делу время, потехе час.

Долог день до вечера, если делать нечего.

Кто не работает, тот не ест.

Летом нагуляешься — зимой наголодаешься.

Умелые руки не знают скуки.

Терпение и труд все перетрут.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Будет день — будет и пища.

Труд человека кормит, а лень портит.

Берись дружно, не будет грузно.

Берегись от бед, пока их нет.

Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.

Бел снег, да ногами топчут, черен мак, да люди едят.

Дитя хоть и криво, да отцу-матери мило.

Не топор тешет, а плотник.

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Под лежачий камень вода не течет.

Без дела жить только небо коптить.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Не спеши языком, спеши делом.

За всякое дело берись умело.

Была бы охота — будет ладиться работа.

По платью встречают, по уму провожают.

Грамоте учиться — всегда пригодится.

И сила уму уступает.

Умного пошли — одно слово скажи, дурака пошли три скажи, да и сам за ним поди.

У умной головы сто рук.

Ум хорошо, а два лучше.

Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить.

Каков разум, таковы и речи.

В умной беседе ума набираться, в глупой свой потерять.

Знай больше, а говори меньше.

Глупый киснет, а умный все промыслет.

Красна птица пеньем, а человек ученьем.

Человек неучёный – что топор неточёный.

Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Из окна всего света не оглянешь.

Ученье – свет, а неученье тьма.

Азбука наука, а ребятам бука.

Старый друг лучше новых двух.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Не узнавай друга в три дня , узнавай в три года.

Друг и брат – великое дело: не скоро добудешь.

Был я у друга, пил я воду – слаще меду.

Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги.

Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.

Для друга семь верст не околица.

Без друга сирота, с другом семьянин.

Семеро одного не ждут.

Конь познается при горе, а друг при беде.

При солнышке тепло, при матери добро.

Нет такого дружка, как родная матушка.

На что и клад, коли в семье лад.

Братская любовь лучше каменных стен.

Птица рада весне, а младенец матери.

Изба детьми весела.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Материнская ласка конца не знает.

Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

У милого дитяти много имен.

Бабушке – один только дедушка не внук.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка

Из одной печи, да неодинаковы калачи.

И от доброго отца родится бешена овца.

Птица в гнезде до осени, а дети в дому до возраста.

От плохого семени не жди хорошего племени.

Капризный в детстве уродлив в летах.

Все равны детки — и пареньки, и девки.

Изба детьми весела.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector