Математика вокруг нас 1 класс числа в загадках пословицах поговорках

Татьяна Маркова
Наш первый проект по математике «Числа в загадках, пословицах и поговорках» (фотоотчёт)

На уроке матиматике рассказала детям историю о числах. Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далёкие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьёв, разыскивая себе пищу. Ловили рыбу, охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке.

Древние люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счёта. Но теперь детей учат считать родители и учителя, братья, сёстры. А древним людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь.

Земледельцы, охотники, пастухи с помощью глиняных фигурок, камушков, зарубок вели учёт собранного урожая, добычи, животных в стаде. Перекладывать камушки и глиняные фигурки с места на место было довольно утомительно. Время шло. Людям пришлось придумать названия для чисел.

Дальше детям рассказала про цифры, как они появились, с чем их сравнивали. Ребята с удовольствием слушали и отвечали на вопросы)

После того, как на уроках математики дети изучили все цифры, им было дано творческое задание-проект » Числа в загадках, пословицах и поговорках «. Проект выполняли в виде книжечки, где были представлены загадки, пословиц и поговорки про цифры. Книжечки были красочно оформлены. На уроке дети с большим удовольствием представляли своей проект, который они сделали вместе с родителями.

МБОУ «СОШ с УИОП» г. Грайворон

Проект

«Числа в загадках, пословицах, поговорках»

Выполнил: ученик 1 «В» класса

Сухоруков Игорь

Цели:

Познакомиться со старинными мерами длины: саженем, верстой, аршином, применять полученные знания об этих величинах в жизни, на уроках, научиться решать задачи с этими величинами

Мы с мамой нашли информацию о цифрах и вот что получилось:

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица

А вот это — цифра два.

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А вот это – посмотри,

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков –

Состоит из двух крючков.

Цифра новая – четыре.

Стол стоит у нас в квартире,

Сколько ножек у него –

У стола у твоего?

А вот это – цифра пять!

До пяти легко считать.

Каждый пальчик подержи,

Цифру пальчиком скажи.

Цифра шесть – дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семёрка – кочерга.

У неё одна нога.

Семь – точно острая коса.

Коси, коса, пока остра.

У восьмёрки два кольца

Без начала и конца.

Девять, как и шесть,

Вглядись.

Только хвост не вверх,

А вниз.

За девятью идёт десятка.

Ты это знаешь? Молодец!

Сочти все пальцы по порядку –

И счёту нашему конец.

Где только не встретишь разные числа: на зданиях, школах, на страницах книг, номерах машин. Числа встречаются и в народном фольклоре. Есть они и в загадках, пословицах и поговорках, скороговорках.

Один в поле не воин.

Один за всех и все за одного.

Ум хорошо, а два лучше.

Старый друг лучше новых двух.

От горшка три вершка.

Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.

Знать, как свои пять пальцев.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Весна да осень — на дню погод восемь.

У сытого коня восемь ног.

Десятая вода на киселе.

В загадках также встречаются числа

Стоит Антошка —

На одной ножке.

Много рук,

А нога одна. (Дерево)

Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная!
(Коньки, лед)

Один льет, другой пьет,

Третий зеленеет, да растет.

(Дождь, земля, растения).

Три глаза — три приказа,
Красный — самый опасный. (светофор)

Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки,
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки,
Мы не кони, хоть на нас
Вы садитесь много раз.
(Стулья)

Чтоб не мерзнуть

Пять ребят

В печке вязанной сидят (варежки)

Ежедневно в шесть утра

Я трещу: вставать пора!

Солнце с брызгами играет,
Семь цветных полос включает. (радуга)

Цифру восемь, цифру восемь
На носу всегда мы носим.
Цифра эта плюс крючки –
Получаются …(очки)

Проживают в этой книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете. (Цифры)

Числа встречаются и в названиях сказок, которые мама мне очень часто читала на ночь. Это сказки: Три медведя, Серый волк и семеро козлят, Белоснежка и семь гномов, Вовка в тридевятом царстве, «Цветик-семицветик»

1.Нам цифры забывать нельзя!
Куда ни посмотри —

Они везде, твои друзья:

Один, и два, и три.

2.С людьми давно они живут.
Повсюду цифры есть.

Лишь только кликни – тут как тут:

Четыре, пять и шесть.

3.В любой игре, в любом пути
Они с тобою вместе.
Считаешь ты до десяти:
Семь, восемь, девять, десять.

4.Хоть числа с виду и просты —
У них секретов много.

И если их полюбишь ты.

Тебе они помогут.

Хорошо уметь считать

Раз, два, три, четыре, пять!
Хорошо уметь считать!
Коль захочешь, сможешь ты
Сосчитать свои мечты,
Сто друзей себе прибавить,
От злодеев мир избавить,
Все науки изучить,
Все пятерки получить!

Цифры все легко и просто

Детям выстроить по росту:
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять!
Вместе учимся считать,
Вместе веселее!

В моей любимой песне «Вместе весело шагать» также встречаются числа. Послушайте.

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

Спой-ка с нами, перепёлка, перепёлочка,
Раз иголка, два иголка — будет ёлочка.
Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка,
Раз словечко, два словечко — будет песенка.

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

В небесах зари полоска заполощется,
Раз берёзка, два берёзка — будет рощица,
Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка,
Раз словечко, два словечко — будет песенка.

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

Нам счастливую тропинку выбрать надобно,
Раз дождинка, два дождинка — будет радуга,
Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка,
Раз словечко, два словечко — будет песенка.

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

Выводы:

Я узнал много нового для себя, когда выполнял этот проект, например, что такое верста, сажень, аршин, вершок.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №4»

Проект

«Числа в загадках, пословицах и поговорках»

Выполнили: ученики 1 а класса

Руководитель: Балабанова Т.В.

2014 год

Содержание:

Актуальность выбранной темы 2

Объект исследования 2

Предмет исследования 2

Гипотеза 2

Цель 2

Задачи 2

Методы 2

Исследовательская часть 3-4

Вывод 5

Список источников информации 5

Актуальность выбранной темы

Когда мы стали изучать число 1 и учились записывать это число значком (цифрой) , то услышали в классе от учителя стихотворение о числе, загадку о числе, ребус. А к следующему уроку учитель попросил нас найти загадки, пословицы. Мы нашли, стали загадывать друг другу. Всем понравилось. Потом Саида нашла ребусы, а Камила нашла истории о том, как и когда возникло число. Много нашли интересного материала, которого нет в учебнике. Каждому захотелось найти такие стихи или загадки, которые было бы интересно разгадывать и слушать. Даже сочиняли свои. Мы стали искать всё интересное и о других числах Так оказалось легче запомнить цифры. Когда на перемене у ребят спрашивали о числах, то оказалось, что многие много чего не знают. И мы решили собрать всё вместе и познакомить всех с нашей копилочкой. Мы решили создать сборник.

Проводилось исследование с помощью анкетирования, нужен ли нам этот сборник? В анкетировании приняли активное участие ученики нашего класса, а это 11 девочек и 15 мальчиков, всего 26 учеников.

Объект исследования

Числа от 0 до 10.

Предмет исследования

Занимательная математика.

Цель:

Создать сборник загадок, пословиц, стихов о каждом из чисел в пределах первого десятка.

Задачи:

  1. Привлечь каждого ученика к сбору материала;

  1. Выбрать наиболее интересный материал для сборника;

  2. Проанализировать — кто чаще посещает интернет;

Гипотеза:

Мы предположили, что может получиться очень интересный сборник, который поможет быстрее запомнить цифры.

Методы:

  1. Наблюдение;

  1. Анкетирование;

  2. Обобщение.

Исследовательская часть

Интересное о числах.

Оказывается, первобытные люди не знали счёта, а учить их было некому. Учила сама жизнь. Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела их жизнь, люди из множества различных предметов сначала научились выделять отдельные предметы. Из стаи волков — вожака стаи, Из стада оленей- одного оленя, из колоса с зёрнами- одно зёрнышко.

Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много».

Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, руки, уши, рога, крылья), привели человека к представлению о числе.

Немалую роль в истории счёта сыграли пальцы. Особенно когда люди стали обмениваться предметами труда. Кстати сказать пальцы и сейчас являются для нас (малышей) самыми главными помощниками при счёте.

В разных странах и в разные времена люди учились записывать цифры по-своему. Например:

Когда искали стихи, то много нашли о дружбе, правилах поведения какие отметки лучше получать. Например:

— Кто меня обидел первый?

— Он меня!

— Нет, он меня!

— Кто кого ударил первый?

— Он меня!

— Нет, он меня!

— Вы же раньше так дружили!

— Я дружил.

— И я дружил.

— Что же вы не поделили?

— Я забыл.

— И я забыл.

(В.Орлов)

Такие стихотворения помогают нам в школьной жизни. Как только кто-то из ребят ссорится, мы сразу вспоминаем стихотворение и все дружно смеёмся.

Ещё мы узнали, что несколько тысяч лет назад возникло мистическое отношение к числам, которое живёт и в наше время. Например, число 7-хорошее, а 13- плохое. Особым почитанием окружены были числа в Древней Греции. Философ и математик Пифагор утверждал, что «числа правят миром». Он создал школу единомышленников, которые верили в магию чисел и думали, что за каждым предметом стоит какое — то число. Числа, считали они, несут с собой добро и зло, счастье и несчастье. Надо только узнать, какие из них добрые, а какие злые.

Была даже целая наука- нумерология, в которой каждое имя имело своё число, получаемое при переводе букв имени в цифры.

Анкетирование

Считается, что дети любят в свободное время заниматься компьютерными играми, любимыми игрушками или смотреть телевизор. А так ли это? А интересно ли будет заняться поиском интересной информации для класса о числах?

Для того, чтобы понять, нужно нам это или нет, было разработано и проведено анкетирование в классе.

На вопрос анкеты «Нужен ли нам свой сборник?» ответили так:

Вариант ответа

мальчики

девочки

Да

13респондентов-86%

11 респондентов- 100%

Нет

2 респондента- 14 %

Таким образом, можно сделать вывод, что сборник делать будем, что это занятие интереснее, чем играть в компьютерные игры.

В итоге наши трудов получилось даже два сборника. Один общий (презентация ),

а ещё один сделал Локайчук Арсений со своей мамой.

Вывод

После проведения исследования наша гипотеза подтвердилась.

Можно сделать следующий вывод – всем вместе любое дело по плечу. Во время работы со сборником мы все без зазубривания выучили цифры. Не зря же говорят: «Услышал-забыл, увидел- запомнил, сделал- научился»

Своими знаниями мы поделились с ребятами из других первых классов. От ребят поступило много предложений, которые мы собираемся учесть в будущем в новых поисках.

Список источников информации:

  1. В.Волина « Праздник числа» АСТ пресс 1996г.

  2. Самсонова Л.Ю. «Устный счёт. Сборник упражнений к учебнику М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой» Москва «Экзамен»,2009.

  3. А.М.Захарова «Математика 1 класс часть 2»

  4. www .liveinternet.ru/users/maknil

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector