Всем известна фраза «Сколько людей, столько и мнений». Её используют, когда возникают разные точки зрения в ходе обсуждения одной темы. Отчасти она верна и для пословиц и поговорок. Одни поговорки говорят, что объект или явление правильное, другие — что плохое, одни поговорки учат делать что-то «так», другие — «иначе». Пословицы и поговорки придуманы людьми, а не даны Богом. У людей разные мнения, отношение к жизни, соответственно поговорки разные, причём зачастую они могут противоречить. И какие из них «правильные», каждый человек решает сам, опять же исходя из своего жизненного опыта и отношения к жизни.
Основные темы, по которым существуют «противоречивые» поговорки и пословицы: работа и труд, жизнь, любовь, люди, время. Приведём несколько примеров. Трудоголик говорит: «Делу — время, потехе — час». У лентяя своя поговорка: «Делу — время, потехе — год.» Или, например, фраза тунеядца из фильма: «Кто не работает, тот ест.» Усердный работник живёт по другому принципу: потрудишься — будет хлебушек. Сравните поговорки о деньгах: «Копейка рубль бережёт» и «Деньги надо тратить, а не копить», «Не разменивайтесь по мелочам» и «Каждая денежка счёт любит». Есть пословицы и поговорки, которые люди понимают по-разному. Например: работа не волк, в лес не убежит. Одни считают, что можно погулять и отдохнуть вдоволь, а уж потом поработать, другие считают, что работа всё равно никуда не денется и уж лучше её сделать сейчас, чем потом. А вспомните поговорки о любви. Любовь зла — полюбишь и козла. Любовь спасёт мир. Противоречия можно заметить в пословицах о доброте. «Не делай добра — не получишь зла» и «Доброе дело бумерангом вернётся».
Поговорки вечных лентяев, людей-приколистов веселят и вносят разнообразие, но не стоит их делать принципами жизни. Поговорки и пословицы должны учить различать хорошее и плохое, добро и зло. Выбирайте «хорошие» поговорки, учитесь доброму.
Посло́вица — изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме. Может иметь повествовательный («в гостях хорошо, а дома лучше») и побудительный характер («куй железо, пока горячо»).
Пословицы, поговорки и другие малые жанры фольклора изучает паремиология.
История
Европа
В средневековой Европе составлялись сборники пословиц. До нас дошло около 30 рукописных сборников, составленных в XIII — начале XV веков. Например, сборник так называемых «Пословиц Виллана» включает ряд шестисложных шестистиший, каждый стих которых представляет собой глоссу к седьмой, не стихотворной строке, поданной как крестьянская пословица. Всё в целом отличается редкой ритмической и тематической однородностью; дискурс полностью замкнут на себе. Составителем этого сборника, в XIII веке не раз становившегося предметом обработки либо подражания, был некий клирик из рода Филиппа Эльзасского. Тексты подобного рода встречаются вплоть до XV века, иногда с иллюстрациями: тогда пословица служит подписью к рисунку.
Россия
Наиболее древние из дошедших до нас произведений русской письменности, содержащие пословицы, датируются X веком. Пословицы встречаются в произведениях древнерусской письменности: «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Моление Даниила Заточника» (XIII в.) и др. Начиная с XVII в. создавались рукописные сборники пословиц. Первое печатное собрание пословиц содержится в книге Н. Г. Курганова «Российская универсальная грамматика, или Всеобщее письмословие» (1769). Крупнейшим их собирателем был В. И. Даль, издавший в 1862 году сборник «Пословиц русского народа».
Часть пословиц, укоренившихся на Руси, рождена устным народным творчеством; часть была заимствована из древних сборников фраз («Пчёл») и религиозных источников. Многие пословицы происходят из произведений русских писателей — «Горя от ума» Грибоедова, басен Крылова.
Филолог М. И. Шахнович посвятил пословицам несколько работ, в частности, диссертацию «Русские пословицы и поговорки как исторический источник» (1936) и «Краткую историю собирания и изучения русских пословиц и поговорок» (1936). Он тщательно изучил библиографию по паремиографии и составил библиографический список, включивший 1435 ссылок. Эти материалы содержали двадцать разделов, среди которых были: «Феодальные княжества XIV—XVI вв.», «Господин Великий Новгород», «Татарское господство», «Московский царь и бояре», «Царский суд и тюрьма», «Правда и кривда», «Богатый и бедный», «Крестьянская война XV—XVII вв.». Шахнович полагал, что русская паремиография может использоваться для изучения истории, семейных отношений, права, языка и религии. Шахнович составил сборники пословиц — «Пословицы и поговорки о попах и религии» (1933), «Военные пословицы русского народа. Сборник пословиц и крылатых слов» (1945), «Русская книга любви» (конец 80-х).
Описание
Своей силой пословица обязана смысловому эффекту, возникающему в результате особого стяжения синтаксической и лексической формы, призванного закрепить некое содержание. Приёмы, с помощью которых достигается это стяжение:
- Краткость предложения и частое сочетание неопределённо-личных форм и глагола в настоящем времени или повелительном наклонении.
- Параллелизм.
- Аллитерация, ассонанс, рифма и иные звуковые механизмы, делающие высказывание ритмически сжатым.
Все эти приёмы помогают обобщить утверждение, поднять его до уровня метафоры, то есть превратить в типический эквивалент практически бесконечного числа ситуаций. Сочетание нескольких таких приёмов становится для слушателя сигналом, фиксирующим нечто вроде дискурсивной изотопии. Можно говорить о «пословичном стиле», существующем как бы вне времени: традиционность — настолько неотъемлемая его черта, что сама мысль об «истоках» пословицы кажется в чём-то противоречивой.
Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных рифмующихся частей (первые две в примере):